Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения ценностно - нормативных представлений студентов - иностранцев и успешности обучения языку в инокультурной среде 7
1.1 Становление и развитие ценностных представлений в кросс-культурных
исследованиях 7
1.2 Развитие взглядов на нормативные представления в кросс-культурных
исследованиях 15
1.3 Язык как средство социализации личности в инокультурной среде 21
Глава II. Организация и методы исследования эмпирического исследования 26
2.1 Организация исследования 26
2.2 Методы изучения ценностных представлений у студентов - иностранцев .. 27
2.3 Методы изучения нормативных представлений у студентов - иностранцев 33
2.4 Методы изучения уровня усвоения русского языка 35
Глава III. Результаты исследования ценностно - нормативных представлений у студентов - иностранцев и успешности обучения языку в иноклуьтурной среде 37
3.1. Результаты исследования особенностей ценностных представлений у .... 37
студентов - иностранцев в инокультурной среде 37
3.2. Результаты исследования нормативных представлений у студентов -
иностранцев в инокультурной среде 42
3.3. Взаимосвязь ценностно - нормативных представлений и успешности
усвоения языка у студентов - иностранцев в инокультурной среде 44
Заключение 51
Литература 53
Приложения
Актуальность исследования. Тенденции глобализации в обществе открывают возможности для массовых миграционных процессов. Это не только трудовая миграция, но и использование возможностей получения образования за рубежом.
Образование, в силу отсутствия стабильности и предсказуемости в современном мировом сообществе, является одной из трансформируемых областей социальной жизни. Образование предъявляет высокие требования к личности и ей приходится развиваться в соответствии с новыми социальными, политическими и экономическими условиями. Активные миграционные процессы имеют основную цель - это получение качественного образования, молодежь, переезжая в другие страны, имеет статус «иностранный студент» обучается в том или ином университете.
В условиях инокультурной среды студенты - иностранцы сталкиваются с проблемами межличностной коммуникации и трудностями самовыражения в учебной и социальной среде. Особенно трудности испытывают студенты - иностранцы из Средней Азии. Молодые люди из этих стран в большинстве своем в силу своего менталитета оказываются не подготовленными к взаимодействию с преподавателями и студентами.
При переезде в другую страну перед любым человеком встают задачи адаптации к новой культуре. Для тех, кто получает образование в зарубежном университете, адаптация к культуре сопровождается переосмыслением ценностей и норм инокультурной среды. Психологические особенности адаптации в инокультурной среде активно исследовались в кросс - культурной психологии, что нашло отражение в трудах Г. Триандиса, Дж. Берри [12]. Однако в данных работах нет специального описания психологии студентов в инокультурной среде. Теоретическими предпосылками постановки проблем данной работы явились труды отечественных ученых в области этнопсихологии таких, как Стефаненко Т.Г., Солдатова Г.У., Хотинец В.Ю., Лебедева Н.М. и др. [38].
Однако, основные изменения происходят на ровне ценностей личности, поскольку ценность формируется и развивается в процессе социализации, на разных этапах которой решающие значение принадлежит факторам семейного и институализированного воспитания и обучения, профессиональной деятельности, общественно-историческими условиями.
Отражение интереса к теме ценностных ориентаций можно проследить в работах таких авторов как С. С. Бубнова [13], А. Н. Леонтьев [27], М. Рокич [54], Ф. Знанецкий [22], Д. А. Леонтьев [28], Д. Н. Узнадзе[42] и других.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что оно расширяет предмет кросс - культурных исследований в условиях адаптации к новым нормам. Новизна нашей работы заключается в том, что мы рассматриваем в качестве субъекта миграции студентов, намерения которых связаны с пребыванием в инокультурной среде в период обучения в университете.
Практическая значимость обуславливается тем, что наблюдается процесс миграции с целью получения образования в университетах по всему миру. На постсоветском пространстве наблюдается массовый поток студентов из Средней Азии в Центральную Россию, в том числе в казанские университеты. Практической значимостью является изучение процессов адаптации к инокультурной среде, к ценностям и нормам для дальнейшей коррекции диссонансов в области ценностей и норм.
Объект исследования: особенности ценностно-нормативной сферы и усвоения языка студенты - иностранцы в инокультурной среде.
Предмет исследования: взаимосвязь ценностно-нормативной сферы и усвоения русского языка студентов - иностранцев из Узбекистана в инокультурной среде.
Цель исследования: выявление взаимосвязи ценностно-нормативной сферы и успешности усвоения русского языка студентов-иностранцев в инокультурной среде.
Гипотеза исследования: Существуют различия в особенностях взаимосвязей между показателями ценностей и нормативных представлений у студентов-иностранцев в зависимости от уровня владения ими русским языком.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных источников по проблеме исследования.
2. Разработать программу исследования взаимосвязи ценностнонормативной сферы и успешности усвоения языка в инокультурной среде.
3. Провести анализ полученных данных и выявить взаимосвязь между ценностно-нормативной сферой и успешностью усвоения языка.
Методы и методики исследования:
Психологическая диагностика осуществлялась с использованием методов:
1. Теоретические методы аналитического исследования (они позволяют высказать предположения о взаимосвязи изучаемых явлений, выстроить логическую цепочку действий и осуществить интерпретацию данных).
2. Метод субъективной диагностики с использованием следующих методик:
• Опросник Ш. Шварца «профиль личности», в обработке В.Н. Карандашева (Приложение 1);
• Показатели успеваемости по русскому языку;
• Анкета;
• Авторская методика по выявлению социально-поведенческих норм поведения (Приложение 2).
3. Математические методы обработки данных: анализ мер центральной тенденции разброса, корреляционный анализ с использованием коэффициента г - Спирмена, многомерные методы математической статистики - факторный анализ. Статистическая обработка данных выполнялась с помощью пакетов программы Microsoft Excel, SPSS 20.
Выборка. В исследовании приняли участие 100 студентов КФУ, являющиеся этническими узбеками, в возрасте от 20 до 27 лет. Из них - 60 юношей, 40 девушек. Степень владения русским языком разноуровневая. В выборке 35 % владеют русским языком на «отлично», на «хорошо» - 37%, на «удовлетворительно» - 28%.
В ходе выполнения диссертационной работы были изучены теоретические основы ценностно - нормативных представлений иностранных студентов исходя из уровня владения языком. Исследование опирается на положения теории о субъекте культуры, разработанной Л.Ф.Баяновой, где «субъект культуры есть человек, взаимодействующий с культурой как системой нормативных ситуаций, сознательнопроявляющий соответствие культурным нормам в поведении, деятельности и общении». Была разработана программа исследования, а также сконструирована авторская методика по выявлению социально-поведенческих норм, подобраны необходимые методики, осуществлен сбор и обработка эмпирических данных.
В результате теоретического анализа литературы по проблеме исследования сформировался вывод о том, что ценностно - нормативные представления имеют значимую роль в аккультурации личности. Так же значимым фактором является уровень владения языком. На основании этого нами была выдвинута гипотеза исследования о том, что характер взаимосвязей между нормами и ценностями у студентов - иностранцев в зависимости от уровня владения русским языком различен.
В силу того, что тема нормативности является относительно новой и диагностический инструментарий недостаточен, в ходе диссертационного исследования нами сконструирована авторская методика по выявлению социально - поведенческих норм студентов - иностранцев из Узбекистана. Данная методика позволила выявить наличие 5 факторов, в которых сгруппированы социальные нормы регуляции поведения в инокультурной среде:
- F1 Семейное и корпоративное взаимодействие;
- F2 Этно-конфессиональное поведение;
- F3 Самообслуживание;
- F4 Толерантность;
- F5 Контроль социального поведения.
В результате диссертационного исследования нами было выявлено, что для студентов - иностранцев с высоким показателем знания русского языка характерно наличие прямых связей между показателями F1 (семейнокорпоративное взаимодествие) и достижение, F2 (этно-конфессиональное поведение) и достижение, F2 (этно-конфессиональное поведение) и власть, F4 (толерантность) и стимуляция, F4 (толерантность) и власть. Выявлено наличие обратной связи между показателями F5 (контроль социального поведения) и безопасность.
Для студентов - иностранцев с низким показателем знания русского языка характерно наличие прямых связей между показателями F1 (семейнокорпоративное взаимодествие) и универсализм, F5 (контроль социального поведения) и доброта. Выявлено наличие обратной связи между показателями F3 (самообслуживание) и конформность, , F4 (толерантность) и достижение, F5 (контроль социального поведения) и самостоятельность.
Таким образом, гипотеза нашего диссертационного исследования о том, что существуют различия в характере взаимосвязей между показателями ценностей и норм у студентов-иностранцев в зависимости от уровня владения ими русским языком различен, подтвердилась. Результаты исследования косвенно указывают на то, что степень владения языком является маркером социализации в инокультурной среде, что определяет ценностно-нормативную картину сознания субъекта. Полученные данные могут быть использованы в работе вузовских психологов по адаптации иностранных студентов к жизни и обучению в инокультурной среде.
1. Аклаев А.Р. Язык в системе национальных ценностей и интересов (по материалам этносоциологического исследования греков Целковского р-на Груз. ССР) //Духовная культура и этническое самосознание. М., 1990. Вып.2. С. 12-36.
2. Алексеева В.Г. Молодой рабочий: Формирование ценностных ориентаций. - М.: Мысль, 1983.- С 213- 222
3. . Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2012.- С. 110-123
4. Арутюнян Л.А. Ценности в системе социалистического образа жизни // Образ жизни и ценностные ориентации личности. - Ереван, 1979. - С. 80.
5. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М.: 1979, С. 145 - 150.
6. Баянова, Л.Ф. К постановке проблемы субъекта культуры в психологии. // Филология и культура. - 2012. - №3 (29). - С. 294-299.
7. Баянова Л.Ф. Культура как условие развития личности. / Социально-педагогические, психологические и философские аспекты формирования личности в культуре современной России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. / Под ред. Баяновой Л.Ф., Юрички Ю.И.- Бирск-2006.- С.3-7
8. Баянова Л.Ф. О культурной детерминации онтогенеза психики в культурно-исторической психологии./ Современные проблемы психологии развития и образования человека. Материалы I Всероссийской научнопрактической конференции с Международным участием.- Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина, 2009. - С.51-54.
9. Баянова Л.Ф. Психология культуры / Социально-психологическая адаптация личности в изменяющемся обществе. - Материалы международной научно-практической конференции.- Балашов: Николаев, 2009. - С.21-24.
10. Баянова Л.Ф. Феномен культуры в истории психологии. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. - 2007.- С 195- 200.
11. Берри Дж., Пуртинга А.Х., Сигалл М.Х., Дасен П.Р. Кросскультурная психология. Исследования и применение. Харьков: Гуманитарный Центр, 2007.- С. 129 - 132
12. . Берри Дж. Аккультурация и психологическая адаптация обзор проблемы С. 183 - 193
13. Бубнова С. С, Сытин А. Н. Ценностные ориентации молодежи различных регионов России: принципы, методы, результаты исследования / Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН. 24-28 сентября 2006 г. Сочи, 2006. - С 56 - 63.
14. Верещагин, Е.М. Язык и культура. Лингвострановедение и
преподавание русского и иностранного языков / Е.М., 1995.С. 134 -136
15. Волков Е. С. Психологические особенности развития ценностных ориентаций студентов пед. вуза. Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1983. - 184 с.
16. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996.
17. Гарванова М. З., Гарванов И. Г. Исследование ценностей в
современной психологии [Текст] // Современная психология: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 5
20.
18. Гарванова М. З., Гарванов И. Г. Исследование ценностей в
современной психологии [Текст] // Современная психология: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 520.
19. Груздова И. И. Механизм формирования ценностных ориентаций студентов. Дисс..канд. пед. наук. - М., 1987. - 176 с.
20. Далгатов М. М., Магомедова Н. Т., Асадулаева У. М., Гадисова И.
А. Ценностные и смысложизненные ориентации студентов исламских и светских высших учебных заведений // Известия Дагестанского
государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2011 № 3
21. Донцов А. И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика, 1974. № 5-6. - С. 6-7.
22. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М.: Политиздат, 1986. - С 211 - 221.
23. Коган М.С. Философская теория ценности. - СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1997.- С 192 - 205
24. Лебедева Н.М. Социально-психологические закономерности аккультурации этнических групп // Этническая психология и общество / Под ред. Н.М. Лебедевой. М.: Старый сад, 1997. - С. 271-289.
25. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учеб. пособие для студентов психол. и этнол. спец. М*.: «Старый сад», 1998., - С. 243 - 250
26. Левкович В. П., Панкова Н. Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных ученых // Сов. этнография. - 1973. - № 5. - С. 131 .
27. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2004. С 349 - 352.
28. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М., 1992 - С 116 - 120.
29. Мкртумян Ю. И. Основные компоненты культуры этноса// Методологические проблемы исследования этнических культур. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1978 - С. 42 - 46 .
30. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013 - С. 137.
31. Психология личности: Словарь справочник // Под ред. П. П. Горностая и Т. М. Титаренко. - К.: Рута, 2001. - 320 с.
32. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии. Москва, Издательство “Наука”. - 1973.
33. Ручка А.А. Ценностный подход в системе социологического знания.
- Киев: Наукова думка, 1987 - С 140 - 156.
34. Сагатовский В. Н. Нравственная мысль человека: искания, позиции, поступки. - М., 1982. - С 289.
35. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2002. - С 329 - 350.
36. Смирнов Л. М. Анализ опыта разработки и экспериментальных методов изучения ценностей // Психологический журнал, 1996. №11. - С.57.
37. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. - С 389.
38. Стефаненко Т.Г. Методы подготовки к межкультурному взаимодействию // Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.- С. 55-78.
39. Тамарин В. Э. Изучение ценностных ориентаций студентов в сфере знаний // Советская педагогика, 1976. №1. - С. 12.
40. Триандис Г. К. Культура и социальное поведение М.: Форум, 2007. - С 384.
41. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры - Л.: ЛГУ, 1960. -156 с.
42. Тумалеев В. В. Формирование ценностных ориентаций студентов в условиях развитого социалистического общества (на примере студентов пед. вузов): Автореф. дис. ... канд. псих. наук. - Л., 1973. - 19 с.
43. Узнадзе Д. Н. Психология установки. - СПб.: Питер, 2001.-С 416.
44. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966.- С 452.
45. Фетискин Н.П., Мануйлов Г.М, Козлов В.В. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. Изд-во Института Психотерапии. 2002.- С 143.
46. Фокина Н.Н. Культура и социальное поведение личности // Молодежь в науке и культуре XXI века. Международный научно-практический форум. Челябинск, 2012.- С. 177-179.
47. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я» / Пер. с нем. - М., 1925.- С
48. Фрейнкман-Хрусталева Н. С, Новиков А.И. Эмиграция и эмигранты: История и психология. СПб.: Государственная академия культуры, 1995. - С. 111-148.
49. Хотинец В.Ю. Методологические основы этнической и кросскультурной психологии: учебное пособие /Москва: Форум, 2012. - 86с
50. Хотинец, В. Ю. Этническое самосознание/ Санкт-Петербург: Алетейя, 2000. - С 235.
51. Шиянов Е. Н. Формирование у студентов пед. вузов мотивационноценностного отношения к педагогической деятельности. Дис. ... канд. пед. наук, М., 1982. - 168 с.
52. Berry J. W., Pleasants M. Ethnie tolerance in plural societies. Papergiven at the International Conference on Authoritarism and Dogmatism. Potsdam, N. J.: Wiley, 1984.
53. Berry J. W .,Poortinga Y. H.,Segall M. H.,Dasen P. R. Cross-cultural psychology: Research and applications. Cambridge: Cambridge University Press,1992.
54. Schwartz S. H., & Bilsky, W. (1987). Toward a universal psychological structure of human values. Journal of Personality and Social Psychology, 53, S 550562.