Интересы России и Китая в Средней Азии и их осуществление в рамках ШОС (по документальным источникам)
|
Введение
1 Политика России в Средней Азии в начале ХХ1 века 10
1.2 Политика Китая в Средней Азии в начале XXI века 17
1.3 Российско-китайские отношения и среднеазиатский фактор 24
Глава 2. ШОС как интеграционное обьединение России и Китая в Средней Азии 35
2.1 Цели и задачи ШОС как интеграционной организации 35
2.2 Эволюция интересов России в Средней Азии 38
2.3 Эволюция интересов Китая в Средней Азии 56
Глава 3. Интересы России и Китая в рамках ШОС 65
3.1 Экономическая интеграция 65
3.2 Политическая интеграция 71
3.3 Гуманитарная интеграция 755
Заключение 8
Список использованных источников и литературы 92
1 Политика России в Средней Азии в начале ХХ1 века 10
1.2 Политика Китая в Средней Азии в начале XXI века 17
1.3 Российско-китайские отношения и среднеазиатский фактор 24
Глава 2. ШОС как интеграционное обьединение России и Китая в Средней Азии 35
2.1 Цели и задачи ШОС как интеграционной организации 35
2.2 Эволюция интересов России в Средней Азии 38
2.3 Эволюция интересов Китая в Средней Азии 56
Глава 3. Интересы России и Китая в рамках ШОС 65
3.1 Экономическая интеграция 65
3.2 Политическая интеграция 71
3.3 Гуманитарная интеграция 755
Заключение 8
Список использованных источников и литературы 92
Постановка проблемы. Изучение российско-китайских отношений как части геополитической стратегии России и Китая по поводу Средней Азии. Проблема важна в условиях геополитической напряженности, выработка научной теории способствует преодолению геополитических кризисов и снижению риска мировых и региональных войн.
Актуальность темы исследования. В начале 90-х гг. XX века в мировом развитии произошли кардинальные перемены, которые серьезно изменили геополитическую структуру мира. Современный мир постепенно становился все более взаимозависимым и одновременно более уязвимым.
Формирование новой ситуации в Средней Азии связано, прежде всего, с трансформацией ее в один из ключевых регионов в системе геополитических координат Евразийского пространства.
Сегодня, в силу множества факторов, Средняя Азия все больше и больше выходит на передний план в международных отношениях. В настоящее время в Средней Азии переплелись в один узел локальные, региональные и глобальные интересы различных государств. К началу 2003 года в Средней Азии имеют свои интересы как мировые (США, Россия, Китай), так и региональные державы, расположенные по периметру региона и в непосредственной близости от него.
И все же основная роль в геополитике региона принадлежит Китаю и России, непосредственно граничащие с Средней Азией.
Распад СССР также положил начало новому этапу развития отношений между странами Средней Азии и Китаем. Внешняя политика Китая в Средней Азии в основном придерживалась и придерживается традиционной для Китая сдержанной внешнеполитической тактики. Отстаивая свои интересы на международной политической арене, Китай не проводит жесткого курса, предпочитая почти всегда выдерживать тактическую паузу. Исходя из этих позиций, он стремится реализовать свою внешнеполитическую стратегию в
регионе с учетом следующих основных национальных интересов:
- Китай заинтересован в спокойной границе с государствами Средней Азии, общая протяженность которой составляет около 3700 км. В большей степени опасения Пекина связаны с возможным обострением проблемы уйгурского сепаратизма. И, соответственно, одним из основных направлений внешней политики Китая в Средней Азии является противодействие развитию сепаратизма;
- Китай стремится создать необходимые условия для воплощения своих планов развития западных районов, а именно, снижения разрыва в экономическом развитии прибрежных и внутренних территорий. Таким образом, Китай надеется решить многие проблемы Синьцзян - Уйгурского автономного района (СУАР), уничтожить экономические предпосылки национального сепаратизма, в том числе и за счет усиления торгово - экономического сотрудничества своих западных провинций со странами Средней Азии;
- Китай стремится обеспечить доступ к источникам энергии для своей растущей промышленности, так как потребность Китая в нефтяных и газовых ресурсах постоянно возрастает;
-Китай заинтересован в формировании надежных транспортных коридоров для выхода на рынки стран СНГ и Европы. Территория стран Средней Азии является важным сухопутным коридором и одним из наилучших транспортных каналов для осуществления товарообмена со странами СНГ и Европы.
Средняя Азия традиционно входит и в зону интересов Российской Федерации. Основные направления российской политики в Средней Азии базируются на следующих факторах:
- Средняя Азия для России является важных регионом в контексте обеспечения безопасности южных границ;
- Особую значимость региона для России определяет нефтяной фактор и желание России сохранить влияние на Каспии;
- Большое значение для России имеет территория Средней Азии в качестве зоны базирования силовых средств защиты;
- Существенное внешнеполитическое и экономическое значение для России имеет обеспечение контроля над основными транспортно - коммуникационными путями и трубопроводами региона;
- В Средней Азии проживает большое число русского и русскоязычного населения. Как правопреемница СССР Россия несет ответственность за русскоязычное население, сохранение русского языка и культуры.
Как развиваются сегодня и будут развиваться в перспективе эти отношения — вопрос актуальный, имеющий не только теоретическое, но и практическое значение для выработки стратегии внешнеполитической деятельности Российской федерации. С этой точки зрения для российской дипломатии важен учет политики Китая, который может стать стратегическим союзником России в этом регионе.
Объектом исследования определена внешняя политика России и Китая в отношении Средней Азии как единого региона со своими геополитическими, территориальными, демографическими, политическими, экономическими, социальными, ресурсными и другими параметрами.
Предметом исследования выступают геополитические интересы России и Китая в Средней Азии в рамках ШОС.
Целью дипломного исследования является выявление основных тенденций, определяющих характер развития взаимоотношений России и Средней Азии, а также государств Средней Азии и Китая в рамках ШОС на современном этапе и в ближайшей перспективе.
Для раскрытия данной цели автор поставил перед собой следующие задачи:
- ввести в научный оборот новые документальные источники по исследуемой проблеме;
- охарактеризовать интересы России и Китая в Средней Азии в начале XXI века;
- рассмотреть ШОС как интеграционное объединение России и Китая в Средней Азии;
- выявить и сопоставить интересы России и Китая в рамках ШОС.
Хронологические рамки исследования. Исследование охватывает
период после распада СССР как время формирования независимых суверенных государств на территории Средней Азии (1991 г. - распад СССР), а также начало XXI века, начиная с 2001 года, так как этот год является годом основания Шанхайской организации сотрудничества, до вступления Индии и Пакистана (9 июня 2017 г.).
Географические рамки исследования. Территория стран-участниц ШОС.
Методологической основой проведенного исследования стали методы сравнительного политологического анализа положения России, Китая и Средней Азии в мире. При формировании методологической основы исследования автор исходил из необходимости ее построения на междисциплинарной основе. Комплексное применение методов историко- политологического, политического и экономического анализа позволило раскрыть содержание тех проблем, с которыми сталкиваются Россия и Китай на среднеазиатском направлении. Применение источниковедческого метода исследования позволило выявить информативный потенциал привлеченных документальных источников и сформировать разновидовый комплекс источников по исследуемой проблеме.
Степень научной разработанности темы. Анализу внешнеполитической деятельности России и Китая, других заинтересованных государств в Средней Азии посвящены работы Ю.Н.Гаврилова, В.Н. Дахина, Ю.В. Никуличева, М.Л. Титаренко, Ж.С. Сыздыковой, А.Н.Корнеева,
Л.А.Фридмана, Н.Е. Бекмахиновой, Е.И. УразовойЗначителен вклад ученых Средней Азии и СНГ в изучении современных геополитических отношений государств Средней Азии с Россией, Китаем и другими странами. Среди этих работ выделяются труды К.Ш. Хафизовой, Р. М. Кубодиени, М. Гафарлы, М. Гасанова, В. Парамонова, М.З. Сыздыкова, Ш.Г. Надирова, А. Абазова, А. Бахчиева, С. Исупова, А. Мухтарова, К.С. Султанова.
С точки зрения геополитического подхода к проблеме Центральной Азии, определения ее места и роли в геостратегических планах ведущих стран мира представляют интерес работы таких отечественных и зарубежных авторов как К.С. Гаджиев, А. Дугин, М.А. Мунтян, С.А. Проскурин, A.B. Торкунов, Г. Киссинджер, 3. Бжезинский, С. Хантингтон и др. Также проблемой взаимоотношений России и Китая на современном этапе, а также взаимодействий Китая и стран центральной Азии активно занимаются известные китайские ученые Ян Чэнсюй, Цай Фань, Ли Чжау, Майкл Хаит, Акихиро Ивасита, Ван Цунминь, Фу Кэцзя, Лю Дэси, Ли Цзиньчуй, Линь Чжихуа, Чжао Чэньи Сунь Ян, Лу Наньцюань, Лю Сунбин Ся Ишань.
Научная новизна исследования. В исследовании определены и проанализированы узловые геополитические интересы России и Китая в среднеазиатском регионе. Предпринята попытка комплексно изучить основные аспекты международной политической ситуации в Средней Азии в современный период, а также проанализировать внешнеэкономические и внешнеполитические приоритеты Средней Азии в свете последних событий, базируясь на имеющемся документальном комплексе источников проблемы.
Научно-практическая значимость исследования состоит, прежде всего, в дальнейшей возможности использования материалов исследования в учебно - методическом и образовательном процессах в области истории, в вопросах, связанных с развитием и дальнейшей судьбой Шанхайской организации сотрудничества, а также динамикой развития отношений Китая со странами Средней Азии.
Структура исследования состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
Актуальность темы исследования. В начале 90-х гг. XX века в мировом развитии произошли кардинальные перемены, которые серьезно изменили геополитическую структуру мира. Современный мир постепенно становился все более взаимозависимым и одновременно более уязвимым.
Формирование новой ситуации в Средней Азии связано, прежде всего, с трансформацией ее в один из ключевых регионов в системе геополитических координат Евразийского пространства.
Сегодня, в силу множества факторов, Средняя Азия все больше и больше выходит на передний план в международных отношениях. В настоящее время в Средней Азии переплелись в один узел локальные, региональные и глобальные интересы различных государств. К началу 2003 года в Средней Азии имеют свои интересы как мировые (США, Россия, Китай), так и региональные державы, расположенные по периметру региона и в непосредственной близости от него.
И все же основная роль в геополитике региона принадлежит Китаю и России, непосредственно граничащие с Средней Азией.
Распад СССР также положил начало новому этапу развития отношений между странами Средней Азии и Китаем. Внешняя политика Китая в Средней Азии в основном придерживалась и придерживается традиционной для Китая сдержанной внешнеполитической тактики. Отстаивая свои интересы на международной политической арене, Китай не проводит жесткого курса, предпочитая почти всегда выдерживать тактическую паузу. Исходя из этих позиций, он стремится реализовать свою внешнеполитическую стратегию в
регионе с учетом следующих основных национальных интересов:
- Китай заинтересован в спокойной границе с государствами Средней Азии, общая протяженность которой составляет около 3700 км. В большей степени опасения Пекина связаны с возможным обострением проблемы уйгурского сепаратизма. И, соответственно, одним из основных направлений внешней политики Китая в Средней Азии является противодействие развитию сепаратизма;
- Китай стремится создать необходимые условия для воплощения своих планов развития западных районов, а именно, снижения разрыва в экономическом развитии прибрежных и внутренних территорий. Таким образом, Китай надеется решить многие проблемы Синьцзян - Уйгурского автономного района (СУАР), уничтожить экономические предпосылки национального сепаратизма, в том числе и за счет усиления торгово - экономического сотрудничества своих западных провинций со странами Средней Азии;
- Китай стремится обеспечить доступ к источникам энергии для своей растущей промышленности, так как потребность Китая в нефтяных и газовых ресурсах постоянно возрастает;
-Китай заинтересован в формировании надежных транспортных коридоров для выхода на рынки стран СНГ и Европы. Территория стран Средней Азии является важным сухопутным коридором и одним из наилучших транспортных каналов для осуществления товарообмена со странами СНГ и Европы.
Средняя Азия традиционно входит и в зону интересов Российской Федерации. Основные направления российской политики в Средней Азии базируются на следующих факторах:
- Средняя Азия для России является важных регионом в контексте обеспечения безопасности южных границ;
- Особую значимость региона для России определяет нефтяной фактор и желание России сохранить влияние на Каспии;
- Большое значение для России имеет территория Средней Азии в качестве зоны базирования силовых средств защиты;
- Существенное внешнеполитическое и экономическое значение для России имеет обеспечение контроля над основными транспортно - коммуникационными путями и трубопроводами региона;
- В Средней Азии проживает большое число русского и русскоязычного населения. Как правопреемница СССР Россия несет ответственность за русскоязычное население, сохранение русского языка и культуры.
Как развиваются сегодня и будут развиваться в перспективе эти отношения — вопрос актуальный, имеющий не только теоретическое, но и практическое значение для выработки стратегии внешнеполитической деятельности Российской федерации. С этой точки зрения для российской дипломатии важен учет политики Китая, который может стать стратегическим союзником России в этом регионе.
Объектом исследования определена внешняя политика России и Китая в отношении Средней Азии как единого региона со своими геополитическими, территориальными, демографическими, политическими, экономическими, социальными, ресурсными и другими параметрами.
Предметом исследования выступают геополитические интересы России и Китая в Средней Азии в рамках ШОС.
Целью дипломного исследования является выявление основных тенденций, определяющих характер развития взаимоотношений России и Средней Азии, а также государств Средней Азии и Китая в рамках ШОС на современном этапе и в ближайшей перспективе.
Для раскрытия данной цели автор поставил перед собой следующие задачи:
- ввести в научный оборот новые документальные источники по исследуемой проблеме;
- охарактеризовать интересы России и Китая в Средней Азии в начале XXI века;
- рассмотреть ШОС как интеграционное объединение России и Китая в Средней Азии;
- выявить и сопоставить интересы России и Китая в рамках ШОС.
Хронологические рамки исследования. Исследование охватывает
период после распада СССР как время формирования независимых суверенных государств на территории Средней Азии (1991 г. - распад СССР), а также начало XXI века, начиная с 2001 года, так как этот год является годом основания Шанхайской организации сотрудничества, до вступления Индии и Пакистана (9 июня 2017 г.).
Географические рамки исследования. Территория стран-участниц ШОС.
Методологической основой проведенного исследования стали методы сравнительного политологического анализа положения России, Китая и Средней Азии в мире. При формировании методологической основы исследования автор исходил из необходимости ее построения на междисциплинарной основе. Комплексное применение методов историко- политологического, политического и экономического анализа позволило раскрыть содержание тех проблем, с которыми сталкиваются Россия и Китай на среднеазиатском направлении. Применение источниковедческого метода исследования позволило выявить информативный потенциал привлеченных документальных источников и сформировать разновидовый комплекс источников по исследуемой проблеме.
Степень научной разработанности темы. Анализу внешнеполитической деятельности России и Китая, других заинтересованных государств в Средней Азии посвящены работы Ю.Н.Гаврилова, В.Н. Дахина, Ю.В. Никуличева, М.Л. Титаренко, Ж.С. Сыздыковой, А.Н.Корнеева,
Л.А.Фридмана, Н.Е. Бекмахиновой, Е.И. УразовойЗначителен вклад ученых Средней Азии и СНГ в изучении современных геополитических отношений государств Средней Азии с Россией, Китаем и другими странами. Среди этих работ выделяются труды К.Ш. Хафизовой, Р. М. Кубодиени, М. Гафарлы, М. Гасанова, В. Парамонова, М.З. Сыздыкова, Ш.Г. Надирова, А. Абазова, А. Бахчиева, С. Исупова, А. Мухтарова, К.С. Султанова.
С точки зрения геополитического подхода к проблеме Центральной Азии, определения ее места и роли в геостратегических планах ведущих стран мира представляют интерес работы таких отечественных и зарубежных авторов как К.С. Гаджиев, А. Дугин, М.А. Мунтян, С.А. Проскурин, A.B. Торкунов, Г. Киссинджер, 3. Бжезинский, С. Хантингтон и др. Также проблемой взаимоотношений России и Китая на современном этапе, а также взаимодействий Китая и стран центральной Азии активно занимаются известные китайские ученые Ян Чэнсюй, Цай Фань, Ли Чжау, Майкл Хаит, Акихиро Ивасита, Ван Цунминь, Фу Кэцзя, Лю Дэси, Ли Цзиньчуй, Линь Чжихуа, Чжао Чэньи Сунь Ян, Лу Наньцюань, Лю Сунбин Ся Ишань.
Научная новизна исследования. В исследовании определены и проанализированы узловые геополитические интересы России и Китая в среднеазиатском регионе. Предпринята попытка комплексно изучить основные аспекты международной политической ситуации в Средней Азии в современный период, а также проанализировать внешнеэкономические и внешнеполитические приоритеты Средней Азии в свете последних событий, базируясь на имеющемся документальном комплексе источников проблемы.
Научно-практическая значимость исследования состоит, прежде всего, в дальнейшей возможности использования материалов исследования в учебно - методическом и образовательном процессах в области истории, в вопросах, связанных с развитием и дальнейшей судьбой Шанхайской организации сотрудничества, а также динамикой развития отношений Китая со странами Средней Азии.
Структура исследования состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
В условиях трансформации современного мирового порядка и нацеленности все большего числа странна создание многополярного мира, возрастает роль ШОС как влиятельного актора в мировой политике. Вследствие этого усиливается значение стратегического взаимодействия между Россией и Китаем - двух наиболее могущественных государств-членов Организации, состояние отношений которых служит определяющим фактором в поддержании безопасности и благополучия в ЦентральноАзиатском регионе и во всем мире. От того, насколько успешно будут реализовываться совместные российско-китайские проекты в значительной степени будет зависеть текущий статус ШОС и уровень его привлекательности для всего мирового сообщества. В этой связи немаловажным представляется тот факт, что уже сегодня Россия и Китай большое внимание уделяют не только налаживанию двустороннего взаимодействия, но экономическому сотрудничеству со странами Центральной Азии, развивая и поддерживая их экономику и нейтрализуя на начальном этапе предпосылки для роста радикализма, экстремизма и терроризма, что является основополагающей целью существования ШОС.
В настоящее время ШОС превратилась в многопрофильную организацию, имеющую международное влияние и авторитет. Следует отметить, что важнейшим фактором является поиск новых форм взаимодействия, одной из которых становится гуманитарное сотрудничество, включающее образование, культурные связи, медицину, туризм и т.д. Одна из основных проблем гуманитарного сотрудничества заключается в том, что эта Организация объединяет страны с разными культурными традициями, разными языками и разными образовательными системами.
По нашему мнению, развитие российско-китайских отношений является значимым фактором развития ШОС. Двустороннее сотрудничество России и Китая в рамках Организации во многом определяет тренды во всем регионе ШОС. Важную роль здесь играет российско-китайское гуманитарное сотрудничество (Российско-Китайская комиссия по гуманитарному сотрудничеству, в которую входят подкомиссии по образованию, культуре, туризму и медицине, создание Университета ШОС, открытие культурных центров, проведение выставок, проведение национальных годов и т.д.).
Долгое время гуманитарное сотрудничество в ШОС проходило на двустороннем уровне, например , в рамках Российско-китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству, Китайско-казахстанской подкомиссии по культурному и гуманитарному сотрудничеству и др. С развитием сотрудничества в регионе ШОС двусторонний формат переходит на уровень многостороннего сотрудничества, сохраняя при этом те же принципы взаимодействия. Создаются постоянно действующие экспертные комиссии в области образования, культур ы, здравоохранения, планируется создать аналогичные многосторонние комиссии по спорту, туризму, СМИ и т.д.
Пр и этом важно подчеркнуть особую значимость региона ШОС для России. Как уже было отмечено, Россия имеет общее историческое прошлое со странами Центральной Азии, которые также входят в состав ШОС. Москва, безусловно, заинтересован а в укреплении своих позиций в этом регионе, развитии политических, военных, экономических, социальных и гуманитарных отношений с этими государствами. По нашему мнению, именно посредством многостороннего сотрудничества в рамках ШОС Россия сможет достигнуть этих целей и обеспечить свои интересы в регионе. Особую роль в этом процессе должны играть именно гуманитарные связи ввиду фактор а русского языка, который является языком общения во всех странах Центральной Азии. Кр оме того, н а территории этих государств проживает большое количество как этнических русских, имеющих российское и местное гражданство, так и представителей других национальностей, имеющих гражданство Российской Федерации. Все эти фактор ы в совокупности создают благоприятные условия для расширения влияния России в данном регионе,
Вместе с тем, по нашему мнению, следует усовершенствовать нормативно-правовую базу российско-китайского двустороннего и многостороннего гуманитарного сотрудничества в рамках ШОС, дополнить ее более широкими функциями и полномочиями, расширить области гуманитарного сотрудничества. Одновременно стоит рассмотреть возможность увеличения присутствия различных государственных,коммерческих и общественных организаций России на территориях стран — участниц ШОС в целях популяризации русского языка и культуры. В то же время особое внимание следует уделить вопросу подготовки высококвалифицированных востоковедов, продвигать в большей степени российскую школу китаистики, увеличить количество квот на бесплатное обучение в вузах Китая российских студентов, специалистов и аспирантов.
Для того чтобы не потерять темп, заданный ШОС начиная с Уфимского саммита, потребуются серьезные дополнительные усилия. Прошедшая в Ташкенте в июне 2016 г. юбилейная встреча глав государств — членов ШОС подтвердила сохранение Организацией набранной позитивной динамики. А уже в июне 2017 г. в Астане состоялось историческое заседание Совета глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества, в ходе которого статус государства — член а Организации был предоставлен Республике Индия и Исламской Республике Пакистан . Следует отметить, что расширение ШОС и дальнейшее углубление сотрудничества с государствами-наблюдателями и партнерами по диалогу имеют важное значение для развития и повышения потенциала Организации. На степень успеха эволюции ШОС в гуманитарной области серьезное влияние будет оказывать общее стремление к этому государств-участниц, н о, в первую очередь, как для России, так и для Китая. Кузьмина Е.М. Центральная Азия между Россией и Китаем. Указ. соч. сотрудничества в данной сфере. Именно они будут давать толчок для развития и внедрения новых инициатив в формат многостороннего сотрудничества в рамках ШОС.
Подчеркивая неизменную приверженность миру, совместному развитию и равноправному сотрудничеству, расширению диалога и взаимодействия с международным сообществом, государства — члены Организации приложат все усилия для укрепления безопасности и стабильн ости, углубления связей в торгово-экономической и культурно- гуманитарной сферах на пространстве ШОС в соответствии со Сфатегией развития ШОС до 2025 г. и Планом действий н а 2016—2020 гг. по ее реализации.
В настоящее время ШОС превратилась в многопрофильную организацию, имеющую международное влияние и авторитет. Следует отметить, что важнейшим фактором является поиск новых форм взаимодействия, одной из которых становится гуманитарное сотрудничество, включающее образование, культурные связи, медицину, туризм и т.д. Одна из основных проблем гуманитарного сотрудничества заключается в том, что эта Организация объединяет страны с разными культурными традициями, разными языками и разными образовательными системами.
По нашему мнению, развитие российско-китайских отношений является значимым фактором развития ШОС. Двустороннее сотрудничество России и Китая в рамках Организации во многом определяет тренды во всем регионе ШОС. Важную роль здесь играет российско-китайское гуманитарное сотрудничество (Российско-Китайская комиссия по гуманитарному сотрудничеству, в которую входят подкомиссии по образованию, культуре, туризму и медицине, создание Университета ШОС, открытие культурных центров, проведение выставок, проведение национальных годов и т.д.).
Долгое время гуманитарное сотрудничество в ШОС проходило на двустороннем уровне, например , в рамках Российско-китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству, Китайско-казахстанской подкомиссии по культурному и гуманитарному сотрудничеству и др. С развитием сотрудничества в регионе ШОС двусторонний формат переходит на уровень многостороннего сотрудничества, сохраняя при этом те же принципы взаимодействия. Создаются постоянно действующие экспертные комиссии в области образования, культур ы, здравоохранения, планируется создать аналогичные многосторонние комиссии по спорту, туризму, СМИ и т.д.
Пр и этом важно подчеркнуть особую значимость региона ШОС для России. Как уже было отмечено, Россия имеет общее историческое прошлое со странами Центральной Азии, которые также входят в состав ШОС. Москва, безусловно, заинтересован а в укреплении своих позиций в этом регионе, развитии политических, военных, экономических, социальных и гуманитарных отношений с этими государствами. По нашему мнению, именно посредством многостороннего сотрудничества в рамках ШОС Россия сможет достигнуть этих целей и обеспечить свои интересы в регионе. Особую роль в этом процессе должны играть именно гуманитарные связи ввиду фактор а русского языка, который является языком общения во всех странах Центральной Азии. Кр оме того, н а территории этих государств проживает большое количество как этнических русских, имеющих российское и местное гражданство, так и представителей других национальностей, имеющих гражданство Российской Федерации. Все эти фактор ы в совокупности создают благоприятные условия для расширения влияния России в данном регионе,
Вместе с тем, по нашему мнению, следует усовершенствовать нормативно-правовую базу российско-китайского двустороннего и многостороннего гуманитарного сотрудничества в рамках ШОС, дополнить ее более широкими функциями и полномочиями, расширить области гуманитарного сотрудничества. Одновременно стоит рассмотреть возможность увеличения присутствия различных государственных,коммерческих и общественных организаций России на территориях стран — участниц ШОС в целях популяризации русского языка и культуры. В то же время особое внимание следует уделить вопросу подготовки высококвалифицированных востоковедов, продвигать в большей степени российскую школу китаистики, увеличить количество квот на бесплатное обучение в вузах Китая российских студентов, специалистов и аспирантов.
Для того чтобы не потерять темп, заданный ШОС начиная с Уфимского саммита, потребуются серьезные дополнительные усилия. Прошедшая в Ташкенте в июне 2016 г. юбилейная встреча глав государств — членов ШОС подтвердила сохранение Организацией набранной позитивной динамики. А уже в июне 2017 г. в Астане состоялось историческое заседание Совета глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества, в ходе которого статус государства — член а Организации был предоставлен Республике Индия и Исламской Республике Пакистан . Следует отметить, что расширение ШОС и дальнейшее углубление сотрудничества с государствами-наблюдателями и партнерами по диалогу имеют важное значение для развития и повышения потенциала Организации. На степень успеха эволюции ШОС в гуманитарной области серьезное влияние будет оказывать общее стремление к этому государств-участниц, н о, в первую очередь, как для России, так и для Китая. Кузьмина Е.М. Центральная Азия между Россией и Китаем. Указ. соч. сотрудничества в данной сфере. Именно они будут давать толчок для развития и внедрения новых инициатив в формат многостороннего сотрудничества в рамках ШОС.
Подчеркивая неизменную приверженность миру, совместному развитию и равноправному сотрудничеству, расширению диалога и взаимодействия с международным сообществом, государства — члены Организации приложат все усилия для укрепления безопасности и стабильн ости, углубления связей в торгово-экономической и культурно- гуманитарной сферах на пространстве ШОС в соответствии со Сфатегией развития ШОС до 2025 г. и Планом действий н а 2016—2020 гг. по ее реализации.
Подобные работы
- ВЗАИМООТНОШЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД С 1992 ПО 2018гг
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Внешняя политика КНР и Турецкой республики в Центральной Азии, 1991-2017 гг.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Военно-политические и торгово-экономические отношения Североатлантического альянса с основными внешними партнерами в Индо-Тихоокеанском регионе (Московский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2600 р. Год сдачи: 2024



