Введение
Глава I. Теоретические основы изучения личностной идентичности и индивидуальных способов психологической адаптации одаренных подростков
1.1 Исследование эго-идентичности в зарубежной и отечественной
психологии.
1.2 Психологическая адаптация. Индивидуальные способы психологической адаптации
1.3 Особенности копинг - стратегий подростков.
Глава II. Эмпирическое исследование структурной организации личностной идентичности и индивидуальных способов психологической защиты одаренных подростков
2.1 Организация и методы эмпирического исследования
2.2 Исследование уровня структурной согласованности организации личностной идентичности одаренных подростков.
2.3 Исследование копинг - стратегий одаренных подростков
2.4 Исследование уровня социально - психологической адаптации одаренных и среднестатистических подростков.
2.5 Изучение взаимосвязи личностной идентичности и индивидуальных
способов психологической адаптации одаренных подростков
Заключение
На сегодняшний день в отечественной и зарубежной психологической науке можно наблюдать значительное усиление интереса к проблеме одаренности. Важнейшими вопросом в данной области является поиск надежных и адекватных способов идентификации одаренности, создание оптимальных условий для её развития и реализации. Данный вопрос представляет из себя вектор для большинства психолого - педагогических исследований в области одаренности.
На сегодняшний день имеется значительный опыт изучения одаренности по таким направлениям как исследование интелектуальной одаренности, творческой одаренности, возрастных особенностей развития одаренности, разработка методического инструментария для диагностики одаренности, особенностей аффективной сферы одаренных детей, подростков.
Однако, стоит отметить, что исследований в плане особенностей личности, личностной идентичности, социально - психологической адаптации одаренных подростков на данный момент существует не так много, но достаточно ярко выражается тенденция к росту числа исследований в этой области. [38] Вообще, изучение особенностей подросткового возраста в целом было, есть и будет оставаться актуальным направлением педагогических и психологических исследований, в особенности в сфере становления их личностной идентичности. Это вызвано тем, что общество предлагает молодым людям широкий спектр альтернатив для осуществления выборов, однако, как бы ни парадоксально это звучало, выборы эти юношам и девушкам крайне сложно осуществить. Это связано с тем, что нестабильная политическая обстановкой в стране, экономические кризисы и другие явления существенно размывают ориентиры для самоопределения, порой делают их противоречивыми. Несомненно, это в значительной степени осложняет молодым людям процесс личностного самоопределения на данный момент, практически от половой принадлежности до профессиональной самоидентификации.
Одаренные подростки же оказываются, подчас, в ещё более сложном положении, так как перед тем, как сделать выбор, им необходимо брать в расчёт и собственные особенности в сфере одаренности. На них ложится ответственность в виде реализации собственного потенциала.
Принятие какого - либо решения, процесс выбора - всегда стрессовая ситуация, предполагающая тот или иной способ нейтрализации накопившегося в результате стресса. Обычно, подростки уже имеют определенный арсенал копинг - стратегий для преодоления стрессогенных ситуаций, и , как правило, он схож с набором копингов сверстников. У одаренных подростков этот набор может существенно отличаться - он может расширяться за счёт сферы в которой у него проявляется одаренность, тем самым повышая эффективность и осознанность совершения собственных выборов [49]. Однако, возможно, что перечень используемых копинг - стратегий у одаренных подростков, в следствие индивидуальных психических и психологических особенностей, может быть представлен в основном деструктивными стратегиями решения стрессовых ситуаций, осложняющими процесс социально - психологической адапации - такими как - избегание решения возникающих проблем, проявление агрессивных реакций, замыкание в себе и др.
Уровень социально - психологической адаптации отражается на степени согласованности структурных компонентов личностной идентичности, и, так же особенности личностной идентичности напрямую связаны адаптационными возможностями индивида, и детерминируют особенности выбора и использования тех или иных способов психологической адаптации. Поэтому изучение особенностей личностной идентичности являются на сегодняшний день важным и актуальным вопросом.
Степень научной разработанности вопроса. Такое понятие как «эго - идентичность», традиционно принято связывать с именем и трудами Э. Эриксона. Именно впервые уделил пристальное внимание данному феномену, детально изучал его и разработал стройную его концепцию, придав тем самым данному вопросу статус в психологической науке (Э. Эриксон, 1950). Последователь Э. Эриксона - Дж. Марсиа, занимался также изучением вопроса личностной идентичности и создал концепцию статусов эго - идентичности, которая, в последствие, сформировалась в наиболее удачную и широко используемую модель изучения становления личностной идентичности, на основе которой и на сегодняшний день проводится большое количество исследований. В рамках данной концепции ведут исследования А.С. Ваттерман, К.К. Ваттерман, Д.Р. Мэттсон, Г.Д. Гротевант, С.Л. Арчер и др. В работах отечественных психологов идёт активная разработка содержательно близкого психологического понятия - «самоопределение». Данному вопросу в собственных трудах уделяют значительное внимание С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, К.А. Абульханова - Славская. В трудах Л.С. Выготского отражены методологические подходы к исследованию данного феномена, а именно структурно - динамически анализ к изучению соответствия сознание - самосознание «Я - образа» в рамках процесса развития личности. Вопросы личностной идентичности в России на сегодняшний день активно изучаются в направлении социальной психологии (Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко и др.) . Так же вплотную феноменом личности, в частности личностной идентичности занимается Д.А. Леонтьев. Он так же вводит такое понятие как «личностный потенциал», который раскрывает идею «изменяющейся личности в изменяющемся мире», оно подразумевает сложные механизмы совладания с постоянно изменяющейся действительностью, так же готовность к самостоятельному изменению и созданию необходимых условий. Это понятие постепенно идет на смену понятия адаптации.
Проблема индивидуальных способов психологической адаптации изучалась как рядом зарубежных ( Н. Салье, Р. Лазарус, С. Фолкман, Р. Плутчик и др.), так и отечественных исследователей ( Р.М. Грановская, Н.М. Никольская, В.М. Ялтонский и др.). В ходе теоретического и экспериментального изучения вопроса было установлено, что для борьбы со стрессом человеком используются определенные способы реагирования, стратегии (копинг - стратегии), которые формируются на базисе психологических ресурсов, личного опыта человека. Поэтому копинг - поведение начло рассматриваться результаты совместного действия копинг - ресурса и копинг - стратегии. Копинг-стратегия - это определенны способ управления стрессогенным фактором, который возникает в качестве ответа личности на воспринятую угрозу. Копинг - ресурсом принято обозначать относительно устойчивые свойства личности, которые способствуют формированию эффективных способов борьбы со стрессом.
Объектом нашего исследования является личностная идентичность одаренных подростков
Предмет исследования: Взаимосвязь степени согласованности структурной организации личностной идентичности и индивидуальных способов психологический адаптации одаренных подростков
Цель исследования: Исследование личностной идентичности и индивидуальных способов психологической адаптации одаренных подростков
Гипотеза исследования: Степень согласованности структурной организации личностной идентичности взаимосвязана с индивидуальными способами психологический адаптации одаренных подростков.
Задачи исследования:
1) Обзор и анализ теоретических подходов и эмпирических исследований личностной идентичности и индивидуальных способов психологической адаптации (копинг - стратегий) подростков в отечественной и западной психологии;
2) Определение степени согласованности структурной организации личностной идентичности одаренных подростков;
3) Изучение индивидуальных способов социально - психологической адаптации одаренных подростков;
4) Выявление характера взаимосвязи структурной согласованности личностной идентичности и индивидуальных способов психологической адаптации одаренных подростков;
5) Исследование особенностей личностной идентичности одаренных подростков с помощью нарративного интервью;
6) Анализ и интерпретация данных.
Теоретико-методологической основой исследования является концепция формирования личностной идентичности Э.Эриксона и теория статусов эгоидентичности Дж. Марсиа. Теория личностного потенциала Д.А. Леонтьева.
Методы исследования. На этапе теоретической проработки проблемы применялись методы теоретического анализа, обобщения. На этапе эмпирического исследования были использованы такие методы как тестирование, метод интервью, наблюдение и качественный анализ.
Статистическая обработка данных проводилась при помощи ЭВМ, в программном обеспечении SPSS Statistic 23.0. Был применен корреляционный анализ, метод сравнения средних значений при помощи критериев: T - критерий Стьюдента, U - критерий Манна - Уитни.
Методики исследования: методика исследования личностной идентичности В.Б. Никишиной, Е.А. Петраш; методика «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчик; опросник социально - психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда; интервью нарративное
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в исследовании были использованы как количественный, так и качественный метод изучения. Данные, полученные подобным способом в ходе исследования, так же сама специфика процесса исследования может способствовать развитию интереса у исследователей к разработке и применению различных методов изучения феномена эго - идентичности у подростков.
Практическая значимость результаты исследования могут быть использованы для составления программ, направленных на выработку эффективных (активных и конструктивных) копинг - стратегий у подростков. Данные об особенностях личностной идентичности одаренных подростков могут помочь в профориентационном консультировании в работе школьного психолога.
В ходе данного исследования были изучены и проанализированы различные теоретические аспекты, касающиеся нашего исследования. В частности рассмотрены различные направления зарубежной и отечественной психологии в области личностной идентичности подростков, их индивидуальных способов адаптации. Далее мы провели эмпирическое исследование особенностей личностной идентичности и индивидуальных способов психологической адаптации одаренных подростков.
В ходе исследования эмпирическим путём удалось установить, что у одаренных подростков уровень развития личностной идентичности ниже, чем у среднестатистических подростков. В степенях согласованности структурной организации параметров идентичности одаренных и среднестатистических подростков были выявлены значимые достоверные различия.
При изучении особенностей копинг - поведения и социально - психологической адаптации был выявлен ряд особенностей. Были установлены достоверные различия в интенсивности использования следующих копингов: «Дистанцирование» (более эффективно и рационально используют одаренные подростки); «Принятие ответственности» (одаренные используют менее эффективно); «Бегство» (одаренные используют менее эффективно); «Положительная переоценка» (одаренные используют более эффективно). Были выявлены значимые различия в уровне социально - психологической адаптации, уровне эмоционального комфорта и степени интернальности у одаренных и среднестатистических подростков - у обычных подростков первые два параметра имеют достоверно более высокий уровень; одаренные подростки обладают достоверно более высокой степенью интернальности, более развитой автономией.
Корреляционный анализ позволил выявить наличие прямой сильной связи уровня согласованности структурной организации личностной идентичности и социально - психологической адаптации у одаренных подростков. Так же удалось установить сильные обратные взаимосвязи уровня социально - психологической адаптации и уровнями напряженности таких копингов как «Поиск социальной поддержки», «Дистанцирование», «Конфронтация», «Бегство», «Планирование решения проблем». Эти корреляционные связи говорят о том, что именно адекватное, рациональное использование перечисленных копингов в большей степени обеспечивают высокий уровень социально - психологической адаптации. Она, в свою очередь, способствует повышению уровня развития личностной идентичности. Уровень развития личностной идентичности имеет прямые сильные корреляционные связи с такими составляющими социально - психологической адапатции как «Интернальность», «Самоприняти», «Эмоциональный комфорт», так именно высокие показатели данных составляющих социально - психологической адаптации в большей степени способствуют повышению уровня согласованности структурной организации компонентов личностной идентичности.
В результате анализа полученных в ходе интервью с одаренными подростками данных. Был выявлен ряд сходных особенностей: 1) значимость отношений с родителями, семьёй; 2) у респондентов внутренний локус контроля; 3) имеются способности в различных сферах; 4) отсутствие трудностей, серьёзных переживаний в школьной учебной деятельности; 5) проявляются, в большей степени, активные способы решения возникающих трудностей, достижения поставленных целей; 6) Критичное отношение к себе, результатам собственной деятельности, в особенности, в той деятельности, в которой проявляются способности, интерес; 7) Важная роль отводится интеллектуализации.
Таким образом, в ходе исследования все поставленные задачи были выполнены. Гипотеза исследования нашла своё подтверждение: Степень согласованности структурной организации личностной идентичности