Стратегия и политика Евросоюза в Средней Азии в 21 веке
|
Введение 3
Раздел 1. Стратегия и политика Евросоюза в Средней Азии в 2000-2007 гг. 14
Раздел 2. Европейский союз в Средней Азии. Стратегия и политика нового
партнёрства 2008-2013 гг 29
Раздел 3. Стратегия и Политика Европейского Союза в регионе Средней
Азии в 2014- 2019 гг 42
Заключение 63
Список использованных источников
Раздел 1. Стратегия и политика Евросоюза в Средней Азии в 2000-2007 гг. 14
Раздел 2. Европейский союз в Средней Азии. Стратегия и политика нового
партнёрства 2008-2013 гг 29
Раздел 3. Стратегия и Политика Европейского Союза в регионе Средней
Азии в 2014- 2019 гг 42
Заключение 63
Список использованных источников
Постановка проблемы. Стратегия и деятельность ЕС является главным вопросом в его геополитических изучениях. Стратегия ЕС является важной теоретической задачей в условиях геополитических кризисов в 21 веке. Серьезное внимание на регион Средней Азии Евросоюз обратил пятнадцать лет назад, приняв в 2003 г. Стратегию безопасности ЕС, которая предусматривала заключение соглашений между Евросоюзом и странами Средней Азии. Хотя Евросоюз и назвал свою политику Средне-азиатской Стратегией, тем не менее, она направлена на установление сотрудничества только с пятью государствами постсоветского пространства Средней Азии - Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном.
В 2007 г. ЕС закрепил свои намерения в отношении этого региона принятием документа «ЕС и Средней Азия: стратегия для нового
партнерства», где были поставлены цели развития политического диалога через регулярные встречи представителей ЕС и министров стран региона. В рамках этой уж обновленной Стратегии, ЕС, с акцентированием на проблемы прав человека, провозгласил развитие взаимодействия со странами региона в следующих областях: образование, законодательство, энергетика и транспорт, окружающая среда и водные ресурсы, управление границами и наркотрафик, торговля и экономические отношения. Для реализации поставленных задач были организованы отделения Европейской службы внешних связей в странах СА, через которые ЕС стал не только самоутверждаться как «весьма важный региональный игрок», но и стремиться оказывать влияние на региональную политику.
В 2015 и 2017 гг. эта Стратегия корректировалась и дополнялась, был усилен акцент на взаимодействии в области безопасности и энергетики. В 2016 г. Кыргызстан впервые в истории посетила канцлер ФРГ Ангела Меркель. 9 ноября Узбекистан посетила делегация Евросоюза во главе с руководителем европейкой дипломатии Федерикой Могерини.
Страны Средней Азии рассматриваются ЕС как энергетические партнеры в рамах стремления Евросоюза диверсифицировать поставки нефти и газа. Но если посмотреть на карту, то видно, что Евросоюз почти со всех сторон окружен поставщиками углеводородов, и Средняя Азия — наименее важный из них, учитывая объем добычи и, самое главное, транспортировку. Кроме того, в обозримом будущем перспективы доставки энергоносителей из Средней Азии в Европу остаются крайне туманными. Тем не менее Брюссель предпринимает усилия по развитию сектора добычи и энергетики в регионе.
Актуальность выбранной темы. По мере смещения центра мирового развития в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, геополитическая значимость Средней Азии на Евразийском континенте заметно возрастает. Помимо Китая и США повышенный интерес к региону Средней Азии в последнее время стал проявлять Евросоюз, заинтересовавшийся не только энергоресурсами и наличием значительных природных богатств региона, но также и транспортными коридорами, которые способны существенно оживить торговлю, а вместе с ней и экономику ЕС. Это подтверждает тезис, что все ведущие мировые игроки в последние годы соревнуются за доминирование в регионе, что является если не главной, то одной из основных их целей в Средней Азии.
Касательно восприятия населением региона того или иного внешнего игрока, стремящегося к доминированию в этом регионе, необходимо отметить, что к России в целом оно сопряжено с симпатиями. Это обуславливают не только многие десятилетия совместной истории и эпоха советской индустриализации региона, но и объем сегодняшнего финансового содействия России, остающейся главным не только экономическим, но и политическим партнером стран СА. Попытки западной пропаганды уменьшить российское влияние путем активно проталкиваемого через западные СМИ и НКО тезиса об «агрессивности России на примере Украины», мнением широкой местной общественности не разделяется. Если же говорить о других внешних игроках, то необходимо признать, что уровень синофобии в регионе пока достаточно высокий, как и в основном негативное отношение к США в силу всем известных причин имперского поведения Вашингтона в мире. На этом фоне отношение к ЕС в целом отличается сравнительной позитивностью, по крайней мере, не наблюдается сильно выраженное неприятие.
Объектом исследования является регион Средняя Азия, выступающий сегодня в роли центра пересечения геополитических, военностратегических и экономических интересов ЕвроСоюза.
Предметом исследования выступает политическая конфигурация международных отношений в регионе Средней Азии, возникающая в результате соперничества между ведущими мировыми державами — ЕвроСоюза - за политическое влияние в регионе и контроль над его стратегическими ресурсами, а также внешняя политика и отношения государств Средней Азии с указанными участниками международных отношений. Содержание стратегии Евросоюза по отношение Средней Азии и политических деятельности ЕС в отношение этого региона.
Цель дипломного исследования - рассмотрение Стратегии Европейского Союза в Средней Азии.
Задачи:
- рассмотреть стратегию и политику Евросоюза в Средней Азии в 20002007 гг.,
- охарактеризовать положение Европейского союза в Средней Азии в 2008- 2013 гг.,
- раскрыть основные направления стратегии и политики Европейского Союза в регионе Средней Азии в 2014- 2019 гг.
Хронологические рамки данного исследования охватывают период с 2000-х годов по 2019 год.
Географически рамки: территория Средней Азии.
Методология и методы основы исследования включают в себя системный, социально-экономический, цивилизационный, сравнительный, проблемный и другие общенаучные подходы, а также широкий спектр методов современной политологии и ряда других смежных наук. Теоретико-методологические основы исследования определяются, с одной стороны, характером его цели и задач, а с другой -подходом и научной позицией автора. Определяющими методологическими установками служат принципы: объективности, системности, всестороннего рассмотрения, историзма.
Степень изученности определяется тем, что регион Средней Азии в течение многих десятилетий входил в состав Советского Союза и по этой причине не являлся субъектом международных отношений.
Превращение средне-азиатских государств после распада СССР в самостоятельные субъекты международных отношений' повысило интерес исследователей к вопросам их внешней политики и связей с зарубежными странами. Однако до начала XXI века эти государства, внешняя политика которых только начала формироваться, во многих отношениях находились на периферии мировой политики и экономики. Существенное изменение акцентов в сфере международной безопасности, в том числе в связи с появлением новых угроз в виде международного терроризма, исламского экстремизма, наркоторговли и других видов трансграничной преступности, практически совпавшее с резким ростом мировых цен на энергоносители, вызвало заметный рост интереса политического руководства, военных и дипломатических ведомств и деловых структур ведущих стран мира и, соответственно, ученых-исследователей к Средней Азии.
При исследовании роли региона Средней Азии в системе международных отношений был рассмотрен и использован целый ряд публикаций различных авторов: политологов, социологов, конфликтологов, юристов-международников и ученых, занимающихся исследованием формирования системы международных отношений на различных уровнях, в том числе - региональном.
Отечественные источники, исследующие роль и место региона Средней Азии в системе современных международных отношений, можно разделить на шесть основных групп.
К первой группе относятся официальные нормативные и руководящие документы, регламентирующие деятельность высших органов государственной власти в сфере реализации внешней политики Российской Федерации в Средне-Азиатском регионе. В них сформулированы концептуальные основы, приоритеты и целевые установки внешней политики Российской Федерации в Средней Азии, однако сами технологии реализации внешнеполитических интересов практически не раскрыты.
Ко второй группе относятся работы авторов в области теории международных отношений и дипломатии, посвященные непосредственно исследованию актуальных проблем международных отношений и глобального сотрудничества в Средней -Азиатском регионе во всей широте их политического спектра, а также поиску эффективных способов, методов и технологий их разрешения: Т.А. Алексеевой, В.М. Алчинова, Е.П. Бажанова, А.Д. Богатурова, И.В. Болговой, М.В. Братерского, A.A. Волоховой, А.Д. Воскресенского, К.С. Гаджиева, A.B. Глуховой, В.А. Гусейнова, А.И. Гушера, С.З. Жизнина, С.С. Жильцова, C.B. Жукова, А.Г. Задохина, Т.А. Закаурцевой, И.Д. Звягельской, А.Г. Здравомыслова, A.A. Казанцева, Г.Г. Кадымова, A.C. Капто, В.И. Коваленко, H.A. Косолапова, К.Н. Кулматова,
C. B. Лаврова, С.Г. Лузянина, A.B. Лукина, М.М. Лебедевой, В.Ф. Ли, Д.Б. Малышевой, A.B. Митрофановой, В.В. Михеева, В.В. Наумкина, А.Н. Панова, Б.П. Пугачева, Я.А. Пляйса, Г.А. Рудова, А.И. Соловьева, A.B. Торкунова, Г.И. Чуфрина, Б.А. Шмелева, В.В. Штоля, А.Д. Шутова, Г.С. Яскина и др., работы которых одновременно содержат много актуального фактического материала. Однако, несмотря на всю ценность содержащихся в этих источниках выводов и заключений, наблюдается явная нехватка обобщающих исследований, охватывающих весь регион в целом, включая его ближайших соседей.
К третьей группе относятся труды авторов, стремящихся вывести роль и место Средней Азии в системе международных отношений, исходя из ее геополитического положения: К.С. Гаджиева, Е.М. Кузьминой, В. Парамонова, Ю. Тыссовского и др. Однако наиболее распространено использование трудов зарубежных авторов, таких как 3. Бжезинский, С. Хантингтон, Г. Киссинджер, А. Тойнби и др. При всей своей масштабности и ширине охвата проблем региона, геополитические подходы сегодня носят все-таки больше описательный характер, а геополитические прогнозы развития ситуации в регионе нередко напоминают фрагменты сценария очередной «Большой игры».
К четвертой группе относятся работы авторов, исходящих из утверждения, что современная конфигурация международных отношений в регионе складывается, в первую очередь, в результате столкновения и державы, конфликта интересов крупнейших мировых акторов - США, Китая, ЕС, в котором принимает участие и Россия. Авторы этой группы оперируют понятиями «интереса», разделяя интересы конкурирующих сторон на военно-стратегические (борьба за военно-политическое доминирование в регионе) и экономические (борьба за ресурсы), и рассматривают Среднюю Азию как точку их пересечения. Наиболее ярко эта система взглядов нашла свое отражение в трудах А.Д. Воскресенского, Е.М. Примакова, А.И. Гушера, С. Караганова, Е.Г. Пономаревой и др. Вместе с тем, большинство публикаций посвящено либо интересам какой-либо одной страны, либо только одной из сфер интересов, например, военностратегической или экономической. Кроме того, увязка конфигурации международных отношений только с категорией интересов государств, борющихся за влияние в регионе, заметно сужает и схематизирует реальное состояние и динамику международных отношений в Средни Азии.
К пятой группе относятся работы авторов, исходящих из предположения, что современная конфигурация международных отношений в регионе складывается в результате особого положения Средни Азии, представляющей собой буфер для дальнейшего проникновения угроз международной безопасности (таких как терроризм, исламский экстремизм, наркоторговля и др.) из стран-источников этих угроз (Афганистан, Ирак и др.) в Россию, Европу, страны АТР. В нейтрализации этих угроз в регионе и в недопущении их распространения на сопредельные страны участвуют многие мировые лидеры, национальные интересы которых в этом направлении совпадают, но конкретные взгляды и методы борьбы с угрозами нередко заметно различаются .
К шестой группе относятся работы авторов, рассматривающих регион Средняя Азия как зону межцивилизационных разломов и этнополитических конфликтов, полем соприкосновения, взаимопроникновения и столкновения ценностей крупнейших мировых цивилизаций: христианства, конфуцианства и ислама. К ним относятся труды Г.Г. Кадымова, В.И. Коваленко, A.B. Манойло, А.И. Петренко, A.B. Федякина и др .В исследовании эффективности воздействия региональных и международных интеграционных структур на поддержание стабильности в регионе автор использует выводы, заключения и обширный фактографический материал, содержащийся в трудах С.В. Жукова, О.Б. Резниковой, Б.А. Шмелева, А.Г. Задохина, В.В. Штоля, в том числе -относительно роли международных организаций (ООН, ОБСЕ) и военно-политических альянсов (НАТО) в урегулировании региональных конфликтов.
Зарубежные исследователи, особенно западные, также уделяют значительное внимание развитию средне-азиатских государств и международному сотрудничеству в регионе. Их можно разделить на две группы.
К первой группе зарубежных источников относятся официальные документы и выступления руководителей, дипломатов и политических деятелей средне-азиатских государств, России, США, ЕС, Китая и других стран, официальные документы МИД, посольств и дипломатических представительств, а также документы международных организаций (ООН, СНГ, ОДКБ, ШОС, НАТО, ЕС и др.), официальные публикации в печатных и электронных СМИ. Важным источником исследования западных стратегий являются официальные документы Госдепартамента США и Совета Европейского Союза .
Ко второй группе зарубежных источников относятся выполненные экспертами-международниками, дипломатами и военными аналитиками работы по узловым проблемам внешней и внутренней политики государств Средне-Азиатского региона, сопредельных государств и собственно ведущих мировых держав, имеющих в регионе свои интересы: Р. Вайд, К. Луи, 3. Баран, Р. Визерспун, П. Гоббл, А. Карлтон, У. Мерри, Б. Олкотт, Б. Рубин, Д. Смит, В. Сокор, Ф. Старр, С. Фредерик, И. Хан и др.
Источниковую базу исследования составили договора, соглашения, стратегии и т.д. Важными источником является Стратегия партнерства и сотрудничества (СПС) 1999-2006 гг. Более детальная политика Европейского союза была обговорена в Стратегии ЕС в отношении Средней Азии 20072008 гг.. Конечно же, необходимо выделить документ - ЕС и Средняя Азия: Стратегия Нового Партнерства. Важно также отметить общие документы ЕС: Европейская стратегия безопасности; Стратегия борьбы с терроризмом Европейского Союза; Маастрихтский договор 1993 г.
В целом, несмотря на определенную степень разработанности общих и частных проблем, так или иначе касающихся роли и места Средни Азии в системе международных отношений, концептуальная, институциональная и технологическая стороны формирования конфигурации международных отношений в регионе остаются пока что малоисследованными как в- отечественной, так и в и зарубежной политической науке. С одной стороны, для исследования положения Средней Азии в системе международных отношений имеется глубокое методологическое основание и обширный эмпирический материал. С другой стороны, в этой сфере остается достаточно много принципиальных вопросов, требующих теоретического осмысления.
Научная новизна состоит и в том, что обоснована необходимость новых, цивилизованных подходов к формированию основных направлений внешней политики Евросоюза в регионе Средней Азии.
Практическая значимость полученных результатов. Результаты работы могут быть использованы органами государственного управления государств Средней Азии при подготовке проектов дальнейшего развития в области политических, военных, гуманитарных и социальных связей.
Структура исследования определяется логикой исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
В 2007 г. ЕС закрепил свои намерения в отношении этого региона принятием документа «ЕС и Средней Азия: стратегия для нового
партнерства», где были поставлены цели развития политического диалога через регулярные встречи представителей ЕС и министров стран региона. В рамках этой уж обновленной Стратегии, ЕС, с акцентированием на проблемы прав человека, провозгласил развитие взаимодействия со странами региона в следующих областях: образование, законодательство, энергетика и транспорт, окружающая среда и водные ресурсы, управление границами и наркотрафик, торговля и экономические отношения. Для реализации поставленных задач были организованы отделения Европейской службы внешних связей в странах СА, через которые ЕС стал не только самоутверждаться как «весьма важный региональный игрок», но и стремиться оказывать влияние на региональную политику.
В 2015 и 2017 гг. эта Стратегия корректировалась и дополнялась, был усилен акцент на взаимодействии в области безопасности и энергетики. В 2016 г. Кыргызстан впервые в истории посетила канцлер ФРГ Ангела Меркель. 9 ноября Узбекистан посетила делегация Евросоюза во главе с руководителем европейкой дипломатии Федерикой Могерини.
Страны Средней Азии рассматриваются ЕС как энергетические партнеры в рамах стремления Евросоюза диверсифицировать поставки нефти и газа. Но если посмотреть на карту, то видно, что Евросоюз почти со всех сторон окружен поставщиками углеводородов, и Средняя Азия — наименее важный из них, учитывая объем добычи и, самое главное, транспортировку. Кроме того, в обозримом будущем перспективы доставки энергоносителей из Средней Азии в Европу остаются крайне туманными. Тем не менее Брюссель предпринимает усилия по развитию сектора добычи и энергетики в регионе.
Актуальность выбранной темы. По мере смещения центра мирового развития в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, геополитическая значимость Средней Азии на Евразийском континенте заметно возрастает. Помимо Китая и США повышенный интерес к региону Средней Азии в последнее время стал проявлять Евросоюз, заинтересовавшийся не только энергоресурсами и наличием значительных природных богатств региона, но также и транспортными коридорами, которые способны существенно оживить торговлю, а вместе с ней и экономику ЕС. Это подтверждает тезис, что все ведущие мировые игроки в последние годы соревнуются за доминирование в регионе, что является если не главной, то одной из основных их целей в Средней Азии.
Касательно восприятия населением региона того или иного внешнего игрока, стремящегося к доминированию в этом регионе, необходимо отметить, что к России в целом оно сопряжено с симпатиями. Это обуславливают не только многие десятилетия совместной истории и эпоха советской индустриализации региона, но и объем сегодняшнего финансового содействия России, остающейся главным не только экономическим, но и политическим партнером стран СА. Попытки западной пропаганды уменьшить российское влияние путем активно проталкиваемого через западные СМИ и НКО тезиса об «агрессивности России на примере Украины», мнением широкой местной общественности не разделяется. Если же говорить о других внешних игроках, то необходимо признать, что уровень синофобии в регионе пока достаточно высокий, как и в основном негативное отношение к США в силу всем известных причин имперского поведения Вашингтона в мире. На этом фоне отношение к ЕС в целом отличается сравнительной позитивностью, по крайней мере, не наблюдается сильно выраженное неприятие.
Объектом исследования является регион Средняя Азия, выступающий сегодня в роли центра пересечения геополитических, военностратегических и экономических интересов ЕвроСоюза.
Предметом исследования выступает политическая конфигурация международных отношений в регионе Средней Азии, возникающая в результате соперничества между ведущими мировыми державами — ЕвроСоюза - за политическое влияние в регионе и контроль над его стратегическими ресурсами, а также внешняя политика и отношения государств Средней Азии с указанными участниками международных отношений. Содержание стратегии Евросоюза по отношение Средней Азии и политических деятельности ЕС в отношение этого региона.
Цель дипломного исследования - рассмотрение Стратегии Европейского Союза в Средней Азии.
Задачи:
- рассмотреть стратегию и политику Евросоюза в Средней Азии в 20002007 гг.,
- охарактеризовать положение Европейского союза в Средней Азии в 2008- 2013 гг.,
- раскрыть основные направления стратегии и политики Европейского Союза в регионе Средней Азии в 2014- 2019 гг.
Хронологические рамки данного исследования охватывают период с 2000-х годов по 2019 год.
Географически рамки: территория Средней Азии.
Методология и методы основы исследования включают в себя системный, социально-экономический, цивилизационный, сравнительный, проблемный и другие общенаучные подходы, а также широкий спектр методов современной политологии и ряда других смежных наук. Теоретико-методологические основы исследования определяются, с одной стороны, характером его цели и задач, а с другой -подходом и научной позицией автора. Определяющими методологическими установками служат принципы: объективности, системности, всестороннего рассмотрения, историзма.
Степень изученности определяется тем, что регион Средней Азии в течение многих десятилетий входил в состав Советского Союза и по этой причине не являлся субъектом международных отношений.
Превращение средне-азиатских государств после распада СССР в самостоятельные субъекты международных отношений' повысило интерес исследователей к вопросам их внешней политики и связей с зарубежными странами. Однако до начала XXI века эти государства, внешняя политика которых только начала формироваться, во многих отношениях находились на периферии мировой политики и экономики. Существенное изменение акцентов в сфере международной безопасности, в том числе в связи с появлением новых угроз в виде международного терроризма, исламского экстремизма, наркоторговли и других видов трансграничной преступности, практически совпавшее с резким ростом мировых цен на энергоносители, вызвало заметный рост интереса политического руководства, военных и дипломатических ведомств и деловых структур ведущих стран мира и, соответственно, ученых-исследователей к Средней Азии.
При исследовании роли региона Средней Азии в системе международных отношений был рассмотрен и использован целый ряд публикаций различных авторов: политологов, социологов, конфликтологов, юристов-международников и ученых, занимающихся исследованием формирования системы международных отношений на различных уровнях, в том числе - региональном.
Отечественные источники, исследующие роль и место региона Средней Азии в системе современных международных отношений, можно разделить на шесть основных групп.
К первой группе относятся официальные нормативные и руководящие документы, регламентирующие деятельность высших органов государственной власти в сфере реализации внешней политики Российской Федерации в Средне-Азиатском регионе. В них сформулированы концептуальные основы, приоритеты и целевые установки внешней политики Российской Федерации в Средней Азии, однако сами технологии реализации внешнеполитических интересов практически не раскрыты.
Ко второй группе относятся работы авторов в области теории международных отношений и дипломатии, посвященные непосредственно исследованию актуальных проблем международных отношений и глобального сотрудничества в Средней -Азиатском регионе во всей широте их политического спектра, а также поиску эффективных способов, методов и технологий их разрешения: Т.А. Алексеевой, В.М. Алчинова, Е.П. Бажанова, А.Д. Богатурова, И.В. Болговой, М.В. Братерского, A.A. Волоховой, А.Д. Воскресенского, К.С. Гаджиева, A.B. Глуховой, В.А. Гусейнова, А.И. Гушера, С.З. Жизнина, С.С. Жильцова, C.B. Жукова, А.Г. Задохина, Т.А. Закаурцевой, И.Д. Звягельской, А.Г. Здравомыслова, A.A. Казанцева, Г.Г. Кадымова, A.C. Капто, В.И. Коваленко, H.A. Косолапова, К.Н. Кулматова,
C. B. Лаврова, С.Г. Лузянина, A.B. Лукина, М.М. Лебедевой, В.Ф. Ли, Д.Б. Малышевой, A.B. Митрофановой, В.В. Михеева, В.В. Наумкина, А.Н. Панова, Б.П. Пугачева, Я.А. Пляйса, Г.А. Рудова, А.И. Соловьева, A.B. Торкунова, Г.И. Чуфрина, Б.А. Шмелева, В.В. Штоля, А.Д. Шутова, Г.С. Яскина и др., работы которых одновременно содержат много актуального фактического материала. Однако, несмотря на всю ценность содержащихся в этих источниках выводов и заключений, наблюдается явная нехватка обобщающих исследований, охватывающих весь регион в целом, включая его ближайших соседей.
К третьей группе относятся труды авторов, стремящихся вывести роль и место Средней Азии в системе международных отношений, исходя из ее геополитического положения: К.С. Гаджиева, Е.М. Кузьминой, В. Парамонова, Ю. Тыссовского и др. Однако наиболее распространено использование трудов зарубежных авторов, таких как 3. Бжезинский, С. Хантингтон, Г. Киссинджер, А. Тойнби и др. При всей своей масштабности и ширине охвата проблем региона, геополитические подходы сегодня носят все-таки больше описательный характер, а геополитические прогнозы развития ситуации в регионе нередко напоминают фрагменты сценария очередной «Большой игры».
К четвертой группе относятся работы авторов, исходящих из утверждения, что современная конфигурация международных отношений в регионе складывается, в первую очередь, в результате столкновения и державы, конфликта интересов крупнейших мировых акторов - США, Китая, ЕС, в котором принимает участие и Россия. Авторы этой группы оперируют понятиями «интереса», разделяя интересы конкурирующих сторон на военно-стратегические (борьба за военно-политическое доминирование в регионе) и экономические (борьба за ресурсы), и рассматривают Среднюю Азию как точку их пересечения. Наиболее ярко эта система взглядов нашла свое отражение в трудах А.Д. Воскресенского, Е.М. Примакова, А.И. Гушера, С. Караганова, Е.Г. Пономаревой и др. Вместе с тем, большинство публикаций посвящено либо интересам какой-либо одной страны, либо только одной из сфер интересов, например, военностратегической или экономической. Кроме того, увязка конфигурации международных отношений только с категорией интересов государств, борющихся за влияние в регионе, заметно сужает и схематизирует реальное состояние и динамику международных отношений в Средни Азии.
К пятой группе относятся работы авторов, исходящих из предположения, что современная конфигурация международных отношений в регионе складывается в результате особого положения Средни Азии, представляющей собой буфер для дальнейшего проникновения угроз международной безопасности (таких как терроризм, исламский экстремизм, наркоторговля и др.) из стран-источников этих угроз (Афганистан, Ирак и др.) в Россию, Европу, страны АТР. В нейтрализации этих угроз в регионе и в недопущении их распространения на сопредельные страны участвуют многие мировые лидеры, национальные интересы которых в этом направлении совпадают, но конкретные взгляды и методы борьбы с угрозами нередко заметно различаются .
К шестой группе относятся работы авторов, рассматривающих регион Средняя Азия как зону межцивилизационных разломов и этнополитических конфликтов, полем соприкосновения, взаимопроникновения и столкновения ценностей крупнейших мировых цивилизаций: христианства, конфуцианства и ислама. К ним относятся труды Г.Г. Кадымова, В.И. Коваленко, A.B. Манойло, А.И. Петренко, A.B. Федякина и др .В исследовании эффективности воздействия региональных и международных интеграционных структур на поддержание стабильности в регионе автор использует выводы, заключения и обширный фактографический материал, содержащийся в трудах С.В. Жукова, О.Б. Резниковой, Б.А. Шмелева, А.Г. Задохина, В.В. Штоля, в том числе -относительно роли международных организаций (ООН, ОБСЕ) и военно-политических альянсов (НАТО) в урегулировании региональных конфликтов.
Зарубежные исследователи, особенно западные, также уделяют значительное внимание развитию средне-азиатских государств и международному сотрудничеству в регионе. Их можно разделить на две группы.
К первой группе зарубежных источников относятся официальные документы и выступления руководителей, дипломатов и политических деятелей средне-азиатских государств, России, США, ЕС, Китая и других стран, официальные документы МИД, посольств и дипломатических представительств, а также документы международных организаций (ООН, СНГ, ОДКБ, ШОС, НАТО, ЕС и др.), официальные публикации в печатных и электронных СМИ. Важным источником исследования западных стратегий являются официальные документы Госдепартамента США и Совета Европейского Союза .
Ко второй группе зарубежных источников относятся выполненные экспертами-международниками, дипломатами и военными аналитиками работы по узловым проблемам внешней и внутренней политики государств Средне-Азиатского региона, сопредельных государств и собственно ведущих мировых держав, имеющих в регионе свои интересы: Р. Вайд, К. Луи, 3. Баран, Р. Визерспун, П. Гоббл, А. Карлтон, У. Мерри, Б. Олкотт, Б. Рубин, Д. Смит, В. Сокор, Ф. Старр, С. Фредерик, И. Хан и др.
Источниковую базу исследования составили договора, соглашения, стратегии и т.д. Важными источником является Стратегия партнерства и сотрудничества (СПС) 1999-2006 гг. Более детальная политика Европейского союза была обговорена в Стратегии ЕС в отношении Средней Азии 20072008 гг.. Конечно же, необходимо выделить документ - ЕС и Средняя Азия: Стратегия Нового Партнерства. Важно также отметить общие документы ЕС: Европейская стратегия безопасности; Стратегия борьбы с терроризмом Европейского Союза; Маастрихтский договор 1993 г.
В целом, несмотря на определенную степень разработанности общих и частных проблем, так или иначе касающихся роли и места Средни Азии в системе международных отношений, концептуальная, институциональная и технологическая стороны формирования конфигурации международных отношений в регионе остаются пока что малоисследованными как в- отечественной, так и в и зарубежной политической науке. С одной стороны, для исследования положения Средней Азии в системе международных отношений имеется глубокое методологическое основание и обширный эмпирический материал. С другой стороны, в этой сфере остается достаточно много принципиальных вопросов, требующих теоретического осмысления.
Научная новизна состоит и в том, что обоснована необходимость новых, цивилизованных подходов к формированию основных направлений внешней политики Евросоюза в регионе Средней Азии.
Практическая значимость полученных результатов. Результаты работы могут быть использованы органами государственного управления государств Средней Азии при подготовке проектов дальнейшего развития в области политических, военных, гуманитарных и социальных связей.
Структура исследования определяется логикой исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Геополитическое понятие «Средняя Азия» появилось в 1993 г. на Ашхабадской встрече глав-государств республик. Такое название было дано новой региональной подсистеме международных отношений, сформировавшейся после распада Советского Союза, положившего начало становлению нового субъекта геополитики: Одним из главных претендентов на роль центра силы в регионе является Европейский союз. Особую заинтересованность в сотрудничестве проявляют Германия и Франция.
Значение Средней Азии для ЕС выросло одновременно с планами создания трансконтинентальной транспортной инфраструктуры,
связывающей Европу, Россию и Китай. При этом Европа, сталкиваясь с новыми проблемами вследствие нелегальной иммиграции, новых путей наркотрафика, и других угроз безопасности, стремится решать совместными усилиями со странами СА. Сегодня республики СА стремятся к позиционированию собственной самостоятельности, правосубъектности, ведут более самостоятельную энергетическую политику в отношении тех внешних игроков, которые проявляют интерес к ресурсам СА.
С одной стороны, в регионе присутствует зон а конфликтности, особенно по водно-энергетическим вопросам (треугольник отношений: Узбекистан - Таджикистан - Кыргызстан ), а с другой, центральноазиатские государства все чаще используют политические аргументы в свою пользу с внешним миром.
Европейский инструмент соседства и партнерства, учрежденный регламентом (EC) № 1638/2006 Европейского Парламента (ЕП) и Совета от 24 октября 2006 г., распространяется и на Центральную Азию.
Тематический охват Программы основана описании сфер содействия Сообщества, предусматриваемого ст. 2 вышеуказанного Регламента. Европейский Инструмент включает несколько документов, адаптированных для каждой страны и для регионального и трансграничного компонентов. Среди них
1) Стратегический документ (Strategy Paper) на 2007-2013 гг.;
2) Индикативные программы на 2007-2010 гг.;
3) Индикативные программы на 2011-2013 гг.
Здесь обозначена проблема, состоявшая в недостаточной связи Стратегического документа и Индикативных программ с Планами действий.
В ходе реализации Стратегии предполагалось преодолеть данную проблему.
До 2007 г. Средняя Азия не значилась во внешнеполитических ориентирах стран Евросоюза. Единственным документом, который их связывал, было Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, в котором не существовало структурированной системы сотрудничества. В экономической сфере принятие этого документа способствовало расширению региональной инфраструктуры в сфере транспорта, энергетики и торговли, что должно способствовать лучшему использованию экономического потенциала Средней Азии. Евросоюз же, развивая сотрудничество с центрально-азиатскими странами, получит, в первую очередь, то, на что нацелена его Энергетическая стратегия: улучшение обеспеченности энергией и диверсификацию источников ее поставок, дающую ослабление зависимости от узкого круга поставщиков, по поводу которой весь Евросоюз испытывает немалое беспокойство.
В Стратегии учитывались основные предложения стр ан Средней Азии. Но есть негативные моменты, страны Азии при сближении с Европой хотели, прежде всего, приобрести новые возможности: «ЕС помогал странам ЦА использовать эти возможности меньше, чем мог бы, а взаимная выгода, которую Европа и Центральная Азия могли бы извлечь из развития трансконтинентальной торговли в направлении Китая, Юго-Восточной и Южной Азии, вообще не упоминается в стратегических документах ЕС ни на 2002-2006 гг., ни на 2007-2013 гг.»
Европейский союз имеет в СА стратегические интересы, как геополитические, так и экономические. Сам Европейский Союз выступает в роли потенциального торгового партнера, источника финансирования и донора продовольственной помощи, а также финансового и технического содействия.
За годы существования независимых стран Средней Азии политика Евросоюза по отношению к ним менялась неоднократно. В общей сложности можно выделить три этапа в становлении устойчивых партнерских отношений между регионами. На первом этапе проходило знакомство Евросоюза со странами Средней Азии. В названный период собственные проблемы Европы не позволяли ей проявлять особый интерес к новому субъекту мировой политики. Стабильные взаимоотношения начинают складываться между Евросоюзом и Средней Азией, начиная с 1997 года. Одной из причин сближения стал приход к власти в Афганистане «Талибан», что означало распространение на его территории террористических и экстремистских объединений и группировок и ухудшение ситуации с наркоторговлей и торговлей оружием.
Центральная Азия была официально заявлена как регион стратегических интересов ЕС с точки зрения безопасности, стабильности, управления и диверсификации энергоресурсов.
Сама Стратегия ЕС представляет собой концептуальное видение политики ЕС в Центральной Азии на ближайшие годы. В ней изложены принципы и инструменты реализации этой политики, которая охватывает различные сферы, включая различные аспекты безопасности, двустороннее и региональное сотрудничество, права человека, образование, экологию и т.д.
Европейский Союз демонстрирует высокую значимость своего присутствия в Средней Азии через механизмы двустороннего и многостороннего взаимодействия. Естественно, что тем самым Брюссель рассчитывает на реализацию своих определенных геостратегических интересов в данном регионе. В том числе это касается вопросов диверсификации маршрутов поставок центральноазиатских энергоресурсов в Европу и обеспечения, таким образом, ее энергетической безопасности.
При всем этом Евросоюз заинтересован избегать в Центральной Азии каких-либо столкновений и конфликтов с другими внешними акторами, включая Китай и Россию.
Глобальная стратегия ЕС по внешней политике и политике безопасности “Общее видение, единый подход: сильная Европа” пришла на смену первой Стратегии безопасности Союза “Безопасная Европа в лучшем мире” 2003 г.
Приоритеты развития Европейского Союза в Центральной Азии, в соответствии с нашей совместной приверженностью к Целям Устойчивого Развития, направлены на удовлетворение возрастающих потребностей со стороны растущего и молодого населения и предоставление экономических возможностей в регионе с отсутствующей экономической диверсификацией, значительными экологическими вызовами и недостаточным уровнем внутрирегиональной торговли и объема инвестиций.
Помощь, предоставляемая Европейской Комиссией, наряду с индивидуальной помощью со стороны стран -членов ЕС, делает Европейский Союз ведущим донором в регионе. Глобальный пакет помощи ЕС для Центральной Азии (через Инструмент сотрудничества в целях развития) увеличен до 1 миллиарда евро на период 2014-2020 гг. Для того чтобы эффективнее адаптировать программы по развитию к особенностями каждой из стран, таким как существующий уровень развития и оценка потребностей, Европейский Союз использует дифференцированный подход к оказанию помощи с особым вниманием к беднейшим и наиболее уязвимым странам.
На период 2014-2020 гг. Региональная многолетняя индикативная программа для Центральной Азии выделяет 454,2 млн евро (включая 115 млн евро на программу Erasmus+) на продвижение регионального сотрудничества в областях устойчивого развития и региональной безопасности.
Региональные программы направлены на поддержку широкомасштабного процесса диалога и сотрудничества между пятью странами Центральной Азии. Региональное сотрудничество имеет важное значение для энергетики, окружающей среды, водных ресурсов и социально-экономического развития. Рациональное использование природных ресурсов является ключевым фактором развития и политической стабильности региона. Важное значение имеет также удовлетворение потребностей быстро растущего молодого населения путем предоставления рабочих мест и улучшения возможностей в области образования и исследований. ЕС намерен использовать проекты регионального сотрудничества на фоне нового этапа развития внутрирегиональной кооперации в свете Астанинского саммита государств Центральной Азии в мате 2018 г. и Саммита Международного Фон да спасения Арала (МФСА) в августе 2018 г.
Значение Средней Азии для ЕС выросло одновременно с планами создания трансконтинентальной транспортной инфраструктуры,
связывающей Европу, Россию и Китай. При этом Европа, сталкиваясь с новыми проблемами вследствие нелегальной иммиграции, новых путей наркотрафика, и других угроз безопасности, стремится решать совместными усилиями со странами СА. Сегодня республики СА стремятся к позиционированию собственной самостоятельности, правосубъектности, ведут более самостоятельную энергетическую политику в отношении тех внешних игроков, которые проявляют интерес к ресурсам СА.
С одной стороны, в регионе присутствует зон а конфликтности, особенно по водно-энергетическим вопросам (треугольник отношений: Узбекистан - Таджикистан - Кыргызстан ), а с другой, центральноазиатские государства все чаще используют политические аргументы в свою пользу с внешним миром.
Европейский инструмент соседства и партнерства, учрежденный регламентом (EC) № 1638/2006 Европейского Парламента (ЕП) и Совета от 24 октября 2006 г., распространяется и на Центральную Азию.
Тематический охват Программы основана описании сфер содействия Сообщества, предусматриваемого ст. 2 вышеуказанного Регламента. Европейский Инструмент включает несколько документов, адаптированных для каждой страны и для регионального и трансграничного компонентов. Среди них
1) Стратегический документ (Strategy Paper) на 2007-2013 гг.;
2) Индикативные программы на 2007-2010 гг.;
3) Индикативные программы на 2011-2013 гг.
Здесь обозначена проблема, состоявшая в недостаточной связи Стратегического документа и Индикативных программ с Планами действий.
В ходе реализации Стратегии предполагалось преодолеть данную проблему.
До 2007 г. Средняя Азия не значилась во внешнеполитических ориентирах стран Евросоюза. Единственным документом, который их связывал, было Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, в котором не существовало структурированной системы сотрудничества. В экономической сфере принятие этого документа способствовало расширению региональной инфраструктуры в сфере транспорта, энергетики и торговли, что должно способствовать лучшему использованию экономического потенциала Средней Азии. Евросоюз же, развивая сотрудничество с центрально-азиатскими странами, получит, в первую очередь, то, на что нацелена его Энергетическая стратегия: улучшение обеспеченности энергией и диверсификацию источников ее поставок, дающую ослабление зависимости от узкого круга поставщиков, по поводу которой весь Евросоюз испытывает немалое беспокойство.
В Стратегии учитывались основные предложения стр ан Средней Азии. Но есть негативные моменты, страны Азии при сближении с Европой хотели, прежде всего, приобрести новые возможности: «ЕС помогал странам ЦА использовать эти возможности меньше, чем мог бы, а взаимная выгода, которую Европа и Центральная Азия могли бы извлечь из развития трансконтинентальной торговли в направлении Китая, Юго-Восточной и Южной Азии, вообще не упоминается в стратегических документах ЕС ни на 2002-2006 гг., ни на 2007-2013 гг.»
Европейский союз имеет в СА стратегические интересы, как геополитические, так и экономические. Сам Европейский Союз выступает в роли потенциального торгового партнера, источника финансирования и донора продовольственной помощи, а также финансового и технического содействия.
За годы существования независимых стран Средней Азии политика Евросоюза по отношению к ним менялась неоднократно. В общей сложности можно выделить три этапа в становлении устойчивых партнерских отношений между регионами. На первом этапе проходило знакомство Евросоюза со странами Средней Азии. В названный период собственные проблемы Европы не позволяли ей проявлять особый интерес к новому субъекту мировой политики. Стабильные взаимоотношения начинают складываться между Евросоюзом и Средней Азией, начиная с 1997 года. Одной из причин сближения стал приход к власти в Афганистане «Талибан», что означало распространение на его территории террористических и экстремистских объединений и группировок и ухудшение ситуации с наркоторговлей и торговлей оружием.
Центральная Азия была официально заявлена как регион стратегических интересов ЕС с точки зрения безопасности, стабильности, управления и диверсификации энергоресурсов.
Сама Стратегия ЕС представляет собой концептуальное видение политики ЕС в Центральной Азии на ближайшие годы. В ней изложены принципы и инструменты реализации этой политики, которая охватывает различные сферы, включая различные аспекты безопасности, двустороннее и региональное сотрудничество, права человека, образование, экологию и т.д.
Европейский Союз демонстрирует высокую значимость своего присутствия в Средней Азии через механизмы двустороннего и многостороннего взаимодействия. Естественно, что тем самым Брюссель рассчитывает на реализацию своих определенных геостратегических интересов в данном регионе. В том числе это касается вопросов диверсификации маршрутов поставок центральноазиатских энергоресурсов в Европу и обеспечения, таким образом, ее энергетической безопасности.
При всем этом Евросоюз заинтересован избегать в Центральной Азии каких-либо столкновений и конфликтов с другими внешними акторами, включая Китай и Россию.
Глобальная стратегия ЕС по внешней политике и политике безопасности “Общее видение, единый подход: сильная Европа” пришла на смену первой Стратегии безопасности Союза “Безопасная Европа в лучшем мире” 2003 г.
Приоритеты развития Европейского Союза в Центральной Азии, в соответствии с нашей совместной приверженностью к Целям Устойчивого Развития, направлены на удовлетворение возрастающих потребностей со стороны растущего и молодого населения и предоставление экономических возможностей в регионе с отсутствующей экономической диверсификацией, значительными экологическими вызовами и недостаточным уровнем внутрирегиональной торговли и объема инвестиций.
Помощь, предоставляемая Европейской Комиссией, наряду с индивидуальной помощью со стороны стран -членов ЕС, делает Европейский Союз ведущим донором в регионе. Глобальный пакет помощи ЕС для Центральной Азии (через Инструмент сотрудничества в целях развития) увеличен до 1 миллиарда евро на период 2014-2020 гг. Для того чтобы эффективнее адаптировать программы по развитию к особенностями каждой из стран, таким как существующий уровень развития и оценка потребностей, Европейский Союз использует дифференцированный подход к оказанию помощи с особым вниманием к беднейшим и наиболее уязвимым странам.
На период 2014-2020 гг. Региональная многолетняя индикативная программа для Центральной Азии выделяет 454,2 млн евро (включая 115 млн евро на программу Erasmus+) на продвижение регионального сотрудничества в областях устойчивого развития и региональной безопасности.
Региональные программы направлены на поддержку широкомасштабного процесса диалога и сотрудничества между пятью странами Центральной Азии. Региональное сотрудничество имеет важное значение для энергетики, окружающей среды, водных ресурсов и социально-экономического развития. Рациональное использование природных ресурсов является ключевым фактором развития и политической стабильности региона. Важное значение имеет также удовлетворение потребностей быстро растущего молодого населения путем предоставления рабочих мест и улучшения возможностей в области образования и исследований. ЕС намерен использовать проекты регионального сотрудничества на фоне нового этапа развития внутрирегиональной кооперации в свете Астанинского саммита государств Центральной Азии в мате 2018 г. и Саммита Международного Фон да спасения Арала (МФСА) в августе 2018 г.
Подобные работы
- Политика КНР в Восточной Азии. Трансформация внешнеполитических стратегий от регионального сотрудничества к статусу мировой сверхдержавы.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ТУРКМЕНИСТАНА
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Дискуссии по вопросу реализации внешней политики и безопасности в польском обществе в XXI веке (Волгоградский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2023 - ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ШВЕЦИИ, ДАНИИ И НОРВЕГИИ В XXI ВЕКЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - Курдский вопрос в политике Турции (2003-2017 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Политика Германии и Франции на Ближнем и Среднем Востоке в
начале 21 века: компаративный анализ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Энергетическая безопасность КНР в XXI веке
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СРЕДИЗЕМНОМОРСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ФРАНЦИИ В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА НИКОЛЯ САРКОЗИ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ НЕПРИЗНАННЫХ И ЧАСТИЧНО ПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ АБХАЗИИ, ЮЖНОЙ ОСЕТИИ, ПРИДНЕСТРОВЬЯ И НАГОРНОГО КАРАБАХА)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017



