Введение 3
Раздел 1. Стратегия и политика Евросоюза в Средней Азии в 2000-2007 гг. 14
Раздел 2. Европейский союз в Средней Азии. Стратегия и политика нового
партнёрства 2008-2013 гг 29
Раздел 3. Стратегия и Политика Европейского Союза в регионе Средней
Азии в 2014- 2019 гг 42
Заключение 63
Список использованных источников
Постановка проблемы. Стратегия и деятельность ЕС является главным вопросом в его геополитических изучениях. Стратегия ЕС является важной теоретической задачей в условиях геополитических кризисов в 21 веке. Серьезное внимание на регион Средней Азии Евросоюз обратил пятнадцать лет назад, приняв в 2003 г. Стратегию безопасности ЕС, которая предусматривала заключение соглашений между Евросоюзом и странами Средней Азии. Хотя Евросоюз и назвал свою политику Средне-азиатской Стратегией, тем не менее, она направлена на установление сотрудничества только с пятью государствами постсоветского пространства Средней Азии - Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном.
В 2007 г. ЕС закрепил свои намерения в отношении этого региона принятием документа «ЕС и Средней Азия: стратегия для нового
партнерства», где были поставлены цели развития политического диалога через регулярные встречи представителей ЕС и министров стран региона. В рамках этой уж обновленной Стратегии, ЕС, с акцентированием на проблемы прав человека, провозгласил развитие взаимодействия со странами региона в следующих областях: образование, законодательство, энергетика и транспорт, окружающая среда и водные ресурсы, управление границами и наркотрафик, торговля и экономические отношения. Для реализации поставленных задач были организованы отделения Европейской службы внешних связей в странах СА, через которые ЕС стал не только самоутверждаться как «весьма важный региональный игрок», но и стремиться оказывать влияние на региональную политику.
В 2015 и 2017 гг. эта Стратегия корректировалась и дополнялась, был усилен акцент на взаимодействии в области безопасности и энергетики. В 2016 г. Кыргызстан впервые в истории посетила канцлер ФРГ Ангела Меркель. 9 ноября Узбекистан посетила делегация Евросоюза во главе с руководителем европейкой дипломатии Федерикой Могерини.
Страны Средней Азии рассматриваются ЕС как энергетические партнеры в рамах стремления Евросоюза диверсифицировать поставки нефти и газа. Но если посмотреть на карту, то видно, что Евросоюз почти со всех сторон окружен поставщиками углеводородов, и Средняя Азия — наименее важный из них, учитывая объем добычи и, самое главное, транспортировку. Кроме того, в обозримом будущем перспективы доставки энергоносителей из Средней Азии в Европу остаются крайне туманными. Тем не менее Брюссель предпринимает усилия по развитию сектора добычи и энергетики в регионе.
Актуальность выбранной темы. По мере смещения центра мирового развития в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, геополитическая значимость Средней Азии на Евразийском континенте заметно возрастает. Помимо Китая и США повышенный интерес к региону Средней Азии в последнее время стал проявлять Евросоюз, заинтересовавшийся не только энергоресурсами и наличием значительных природных богатств региона, но также и транспортными коридорами, которые способны существенно оживить торговлю, а вместе с ней и экономику ЕС. Это подтверждает тезис, что все ведущие мировые игроки в последние годы соревнуются за доминирование в регионе, что является если не главной, то одной из основных их целей в Средней Азии.
Касательно восприятия населением региона того или иного внешнего игрока, стремящегося к доминированию в этом регионе, необходимо отметить, что к России в целом оно сопряжено с симпатиями. Это обуславливают не только многие десятилетия совместной истории и эпоха советской индустриализации региона, но и объем сегодняшнего финансового содействия России, остающейся главным не только экономическим, но и политическим партнером стран СА. Попытки западной пропаганды уменьшить российское влияние путем активно проталкиваемого через западные СМИ и НКО тезиса об «агрессивности России на примере Украины», мнением широкой местной общественности не разделяется. Если же говорить о других внешних игроках, то необходимо признать, что уровень синофобии в регионе пока достаточно высокий, как и в основном негативное отношение к США в силу всем известных причин имперского поведения Вашингтона в мире. На этом фоне отношение к ЕС в целом отличается сравнительной позитивностью, по крайней мере, не наблюдается сильно выраженное неприятие.
Объектом исследования является регион Средняя Азия, выступающий сегодня в роли центра пересечения геополитических, военностратегических и экономических интересов ЕвроСоюза.
Предметом исследования выступает политическая конфигурация международных отношений в регионе Средней Азии, возникающая в результате соперничества между ведущими мировыми державами — ЕвроСоюза - за политическое влияние в регионе и контроль над его стратегическими ресурсами, а также внешняя политика и отношения государств Средней Азии с указанными участниками международных отношений. Содержание стратегии Евросоюза по отношение Средней Азии и политических деятельности ЕС в отношение этого региона.
Цель дипломного исследования - рассмотрение Стратегии Европейского Союза в Средней Азии.
Задачи:
- рассмотреть стратегию и политику Евросоюза в Средней Азии в 20002007 гг.,
- охарактеризовать положение Европейского союза в Средней Азии в 2008- 2013 гг.,
- раскрыть основные направления стратегии и политики Европейского Союза в регионе Средней Азии в 2014- 2019 гг.
Хронологические рамки данного исследования охватывают период с 2000-х годов по 2019 год.
Географически рамки: территория Средней Азии.
Методология и методы основы исследования включают в себя системный, социально-экономический, цивилизационный, сравнительный, проблемный и другие общенаучные подходы, а также широкий спектр методов современной политологии и ряда других смежных наук. Теоретико-методологические основы исследования определяются, с одной стороны, характером его цели и задач, а с другой -подходом и научной позицией автора. Определяющими методологическими установками служат принципы: объективности, системности, всестороннего рассмотрения, историзма.
Степень изученности определяется тем, что регион Средней Азии в течение многих десятилетий входил в состав Советского Союза и по этой причине не являлся субъектом международных отношений.
Превращение средне-азиатских государств после распада СССР в самостоятельные субъекты международных отношений' повысило интерес исследователей к вопросам их внешней политики и связей с зарубежными странами. Однако до начала XXI века эти государства, внешняя политика которых только начала формироваться, во многих отношениях находились на периферии мировой политики и экономики. Существенное изменение акцентов в сфере международной безопасности, в том числе в связи с появлением новых угроз в виде международного терроризма, исламского экстремизма, наркоторговли и других видов трансграничной преступности, практически совпавшее с резким ростом мировых цен на энергоносители, вызвало заметный рост интереса политического руководства, военных и дипломатических ведомств и деловых структур ведущих стран мира и, соответственно, ученых-исследователей к Средней Азии.
При исследовании роли региона Средней Азии в системе международных отношений был рассмотрен и использован целый ряд публикаций различных авторов: политологов, социологов, конфликтологов, юристов-международников и ученых, занимающихся исследованием формирования системы международных отношений на различных уровнях, в том числе - региональном.
Отечественные источники, исследующие роль и место региона Средней Азии в системе современных международных отношений, можно разделить на шесть основных групп.
К первой группе относятся официальные нормативные и руководящие документы, регламентирующие деятельность высших органов государственной власти в сфере реализации внешней политики Российской Федерации в Средне-Азиатском регионе. В них сформулированы концептуальные основы, приоритеты и целевые установки внешней политики Российской Федерации в Средней Азии, однако сами технологии реализации внешнеполитических интересов практически не раскрыты.
Ко второй группе относятся работы авторов в области теории международных отношений и дипломатии, посвященные непосредственно исследованию актуальных проблем международных отношений и глобального сотрудничества в Средней -Азиатском регионе во всей широте их политического спектра, а также поиску эффективных способов, методов и технологий их разрешения: Т.А. Алексеевой, В.М. Алчинова, Е.П. Бажанова, А.Д. Богатурова, И.В. Болговой, М.В. Братерского, A.A. Волоховой, А.Д. Воскресенского, К.С. Гаджиева, A.B. Глуховой, В.А. Гусейнова, А.И. Гушера, С.З. Жизнина, С.С. Жильцова, C.B. Жукова, А.Г. Задохина, Т.А. Закаурцевой, И.Д. Звягельской, А.Г. Здравомыслова, A.A. Казанцева, Г.Г. Кадымова, A.C. Капто, В.И. Коваленко, H.A. Косолапова, К.Н. Кулматова,
C. B. Лаврова, С.Г. Лузянина, A.B. Лукина, М.М. Лебедевой, В.Ф. Ли, Д.Б. Малышевой, A.B. Митрофановой, В.В. Михеева, В.В. Наумкина, А.Н. Панова, Б.П. Пугачева, Я.А. Пляйса, Г.А. Рудова, А.И. Соловьева, A.B. Торкунова, Г.И. Чуфрина, Б.А. Шмелева, В.В. Штоля, А.Д. Шутова, Г.С. Яскина и др., работы которых одновременно содержат много актуального фактического материала. Однако, несмотря на всю ценность содержащихся в этих источниках выводов и заключений, наблюдается явная нехватка обобщающих исследований, охватывающих весь регион в целом, включая его ближайших соседей.
К третьей группе относятся труды авторов, стремящихся вывести роль и место Средней Азии в системе международных отношений, исходя из ее геополитического положения: К.С. Гаджиева, Е.М. Кузьминой, В. Парамонова, Ю. Тыссовского и др. Однако наиболее распространено использование трудов зарубежных авторов, таких как 3. Бжезинский, С. Хантингтон, Г. Киссинджер, А. Тойнби и др. При всей своей масштабности и ширине охвата проблем региона, геополитические подходы сегодня носят все-таки больше описательный характер, а геополитические прогнозы развития ситуации в регионе нередко напоминают фрагменты сценария очередной «Большой игры».
К четвертой группе относятся работы авторов, исходящих из утверждения, что современная конфигурация международных отношений в регионе складывается, в первую очередь, в результате столкновения и державы, конфликта интересов крупнейших мировых акторов - США, Китая, ЕС, в котором принимает участие и Россия. Авторы этой группы оперируют понятиями «интереса», разделяя интересы конкурирующих сторон на военно-стратегические (борьба за военно-политическое доминирование в регионе) и экономические (борьба за ресурсы), и рассматривают Среднюю Азию как точку их пересечения. Наиболее ярко эта система взглядов нашла свое отражение в трудах А.Д. Воскресенского, Е.М. Примакова, А.И. Гушера, С. Караганова, Е.Г. Пономаревой и др. Вместе с тем, большинство публикаций посвящено либо интересам какой-либо одной страны, либо только одной из сфер интересов, например, военностратегической или экономической. Кроме того, увязка конфигурации международных отношений только с категорией интересов государств, борющихся за влияние в регионе, заметно сужает и схематизирует реальное состояние и динамику международных отношений в Средни Азии.
К пятой группе относятся работы авторов, исходящих из предположения, что современная конфигурация международных отношений в регионе складывается в результате особого положения Средни Азии, представляющей собой буфер для дальнейшего проникновения угроз международной безопасности (таких как терроризм, исламский экстремизм, наркоторговля и др.) из стран-источников этих угроз (Афганистан, Ирак и др.) в Россию, Европу, страны АТР. В нейтрализации этих угроз в регионе и в недопущении их распространения на сопредельные страны участвуют многие мировые лидеры, национальные интересы которых в этом направлении совпадают, но конкретные взгляды и методы борьбы с угрозами нередко заметно различаются .
К шестой группе относятся работы авторов, рассматривающих регион Средняя Азия как зону межцивилизационных разломов и этнополитических конфликтов, полем соприкосновения, взаимопроникновения и столкновения ценностей крупнейших мировых цивилизаций: христианства, конфуцианства и ислама. К ним относятся труды Г.Г. Кадымова, В.И. Коваленко, A.B. Манойло, А.И. Петренко, A.B. Федякина и др .В исследовании эффективности воздействия региональных и международных интеграционных структур на поддержание стабильности в регионе автор использует выводы, заключения и обширный фактографический материал, содержащийся в трудах С.В. Жукова, О.Б. Резниковой, Б.А. Шмелева, А.Г. Задохина, В.В. Штоля, в том числе -относительно роли международных организаций (ООН, ОБСЕ) и военно-политических альянсов (НАТО) в урегулировании региональных конфликтов.
Зарубежные исследователи, особенно западные, также уделяют значительное внимание развитию средне-азиатских государств и международному сотрудничеству в регионе. Их можно разделить на две группы.
К первой группе зарубежных источников относятся официальные документы и выступления руководителей, дипломатов и политических деятелей средне-азиатских государств, России, США, ЕС, Китая и других стран, официальные документы МИД, посольств и дипломатических представительств, а также документы международных организаций (ООН, СНГ, ОДКБ, ШОС, НАТО, ЕС и др.), официальные публикации в печатных и электронных СМИ. Важным источником исследования западных стратегий являются официальные документы Госдепартамента США и Совета Европейского Союза .
Ко второй группе зарубежных источников относятся выполненные экспертами-международниками, дипломатами и военными аналитиками работы по узловым проблемам внешней и внутренней политики государств Средне-Азиатского региона, сопредельных государств и собственно ведущих мировых держав, имеющих в регионе свои интересы: Р. Вайд, К. Луи, 3. Баран, Р. Визерспун, П. Гоббл, А. Карлтон, У. Мерри, Б. Олкотт, Б. Рубин, Д. Смит, В. Сокор, Ф. Старр, С. Фредерик, И. Хан и др.
Источниковую базу исследования составили договора, соглашения, стратегии и т.д. Важными источником является Стратегия партнерства и сотрудничества (СПС) 1999-2006 гг. Более детальная политика Европейского союза была обговорена в Стратегии ЕС в отношении Средней Азии 20072008 гг.. Конечно же, необходимо выделить документ - ЕС и Средняя Азия: Стратегия Нового Партнерства. Важно также отметить общие документы ЕС: Европейская стратегия безопасности; Стратегия борьбы с терроризмом Европейского Союза; Маастрихтский договор 1993 г.
В целом, несмотря на определенную степень разработанности общих и частных проблем, так или иначе касающихся роли и места Средни Азии в системе международных отношений, концептуальная, институциональная и технологическая стороны формирования конфигурации международных отношений в регионе остаются пока что малоисследованными как в- отечественной, так и в и зарубежной политической науке. С одной стороны, для исследования положения Средней Азии в системе международных отношений имеется глубокое методологическое основание и обширный эмпирический материал. С другой стороны, в этой сфере остается достаточно много принципиальных вопросов, требующих теоретического осмысления.
Научная новизна состоит и в том, что обоснована необходимость новых, цивилизованных подходов к формированию основных направлений внешней политики Евросоюза в регионе Средней Азии.
Практическая значимость полученных результатов. Результаты работы могут быть использованы органами государственного управления государств Средней Азии при подготовке проектов дальнейшего развития в области политических, военных, гуманитарных и социальных связей.
Структура исследования определяется логикой исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Геополитическое понятие «Средняя Азия» появилось в 1993 г. на Ашхабадской встрече глав-государств республик. Такое название было дано новой региональной подсистеме международных отношений, сформировавшейся после распада Советского Союза, положившего начало становлению нового субъекта геополитики: Одним из главных претендентов на роль центра силы в регионе является Европейский союз. Особую заинтересованность в сотрудничестве проявляют Германия и Франция.
Значение Средней Азии для ЕС выросло одновременно с планами создания трансконтинентальной транспортной инфраструктуры,
связывающей Европу, Россию и Китай. При этом Европа, сталкиваясь с новыми проблемами вследствие нелегальной иммиграции, новых путей наркотрафика, и других угроз безопасности, стремится решать совместными усилиями со странами СА. Сегодня республики СА стремятся к позиционированию собственной самостоятельности, правосубъектности, ведут более самостоятельную энергетическую политику в отношении тех внешних игроков, которые проявляют интерес к ресурсам СА.
С одной стороны, в регионе присутствует зон а конфликтности, особенно по водно-энергетическим вопросам (треугольник отношений: Узбекистан - Таджикистан - Кыргызстан ), а с другой, центральноазиатские государства все чаще используют политические аргументы в свою пользу с внешним миром.
Европейский инструмент соседства и партнерства, учрежденный регламентом (EC) № 1638/2006 Европейского Парламента (ЕП) и Совета от 24 октября 2006 г., распространяется и на Центральную Азию.
Тематический охват Программы основана описании сфер содействия Сообщества, предусматриваемого ст. 2 вышеуказанного Регламента. Европейский Инструмент включает несколько документов, адаптированных для каждой страны и для регионального и трансграничного компонентов. Среди них
1) Стратегический документ (Strategy Paper) на 2007-2013 гг.;
2) Индикативные программы на 2007-2010 гг.;
3) Индикативные программы на 2011-2013 гг.
Здесь обозначена проблема, состоявшая в недостаточной связи Стратегического документа и Индикативных программ с Планами действий.
В ходе реализации Стратегии предполагалось преодолеть данную проблему.
До 2007 г. Средняя Азия не значилась во внешнеполитических ориентирах стран Евросоюза. Единственным документом, который их связывал, было Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, в котором не существовало структурированной системы сотрудничества. В экономической сфере принятие этого документа способствовало расширению региональной инфраструктуры в сфере транспорта, энергетики и торговли, что должно способствовать лучшему использованию экономического потенциала Средней Азии. Евросоюз же, развивая сотрудничество с центрально-азиатскими странами, получит, в первую очередь, то, на что нацелена его Энергетическая стратегия: улучшение обеспеченности энергией и диверсификацию источников ее поставок, дающую ослабление зависимости от узкого круга поставщиков, по поводу которой весь Евросоюз испытывает немалое беспокойство.
В Стратегии учитывались основные предложения стр ан Средней Азии. Но есть негативные моменты, страны Азии при сближении с Европой хотели, прежде всего, приобрести новые возможности: «ЕС помогал странам ЦА использовать эти возможности меньше, чем мог бы, а взаимная выгода, которую Европа и Центральная Азия могли бы извлечь из развития трансконтинентальной торговли в направлении Китая, Юго-Восточной и Южной Азии, вообще не упоминается в стратегических документах ЕС ни на 2002-2006 гг., ни на 2007-2013 гг.»
Европейский союз имеет в СА стратегические интересы, как геополитические, так и экономические. Сам Европейский Союз выступает в роли потенциального торгового партнера, источника финансирования и донора продовольственной помощи, а также финансового и технического содействия.
За годы существования независимых стран Средней Азии политика Евросоюза по отношению к ним менялась неоднократно. В общей сложности можно выделить три этапа в становлении устойчивых партнерских отношений между регионами. На первом этапе проходило знакомство Евросоюза со странами Средней Азии. В названный период собственные проблемы Европы не позволяли ей проявлять особый интерес к новому субъекту мировой политики. Стабильные взаимоотношения начинают складываться между Евросоюзом и Средней Азией, начиная с 1997 года. Одной из причин сближения стал приход к власти в Афганистане «Талибан», что означало распространение на его территории террористических и экстремистских объединений и группировок и ухудшение ситуации с наркоторговлей и торговлей оружием.
Центральная Азия была официально заявлена как регион стратегических интересов ЕС с точки зрения безопасности, стабильности, управления и диверсификации энергоресурсов.
Сама Стратегия ЕС представляет собой концептуальное видение политики ЕС в Центральной Азии на ближайшие годы. В ней изложены принципы и инструменты реализации этой политики, которая охватывает различные сферы, включая различные аспекты безопасности, двустороннее и региональное сотрудничество, права человека, образование, экологию и т.д.
Европейский Союз демонстрирует высокую значимость своего присутствия в Средней Азии через механизмы двустороннего и многостороннего взаимодействия. Естественно, что тем самым Брюссель рассчитывает на реализацию своих определенных геостратегических интересов в данном регионе. В том числе это касается вопросов диверсификации маршрутов поставок центральноазиатских энергоресурсов в Европу и обеспечения, таким образом, ее энергетической безопасности.
При всем этом Евросоюз заинтересован избегать в Центральной Азии каких-либо столкновений и конфликтов с другими внешними акторами, включая Китай и Россию.
Глобальная стратегия ЕС по внешней политике и политике безопасности “Общее видение, единый подход: сильная Европа” пришла на смену первой Стратегии безопасности Союза “Безопасная Европа в лучшем мире” 2003 г.
Приоритеты развития Европейского Союза в Центральной Азии, в соответствии с нашей совместной приверженностью к Целям Устойчивого Развития, направлены на удовлетворение возрастающих потребностей со стороны растущего и молодого населения и предоставление экономических возможностей в регионе с отсутствующей экономической диверсификацией, значительными экологическими вызовами и недостаточным уровнем внутрирегиональной торговли и объема инвестиций.
Помощь, предоставляемая Европейской Комиссией, наряду с индивидуальной помощью со стороны стран -членов ЕС, делает Европейский Союз ведущим донором в регионе. Глобальный пакет помощи ЕС для Центральной Азии (через Инструмент сотрудничества в целях развития) увеличен до 1 миллиарда евро на период 2014-2020 гг. Для того чтобы эффективнее адаптировать программы по развитию к особенностями каждой из стран, таким как существующий уровень развития и оценка потребностей, Европейский Союз использует дифференцированный подход к оказанию помощи с особым вниманием к беднейшим и наиболее уязвимым странам.
На период 2014-2020 гг. Региональная многолетняя индикативная программа для Центральной Азии выделяет 454,2 млн евро (включая 115 млн евро на программу Erasmus+) на продвижение регионального сотрудничества в областях устойчивого развития и региональной безопасности.
Региональные программы направлены на поддержку широкомасштабного процесса диалога и сотрудничества между пятью странами Центральной Азии. Региональное сотрудничество имеет важное значение для энергетики, окружающей среды, водных ресурсов и социально-экономического развития. Рациональное использование природных ресурсов является ключевым фактором развития и политической стабильности региона. Важное значение имеет также удовлетворение потребностей быстро растущего молодого населения путем предоставления рабочих мест и улучшения возможностей в области образования и исследований. ЕС намерен использовать проекты регионального сотрудничества на фоне нового этапа развития внутрирегиональной кооперации в свете Астанинского саммита государств Центральной Азии в мате 2018 г. и Саммита Международного Фон да спасения Арала (МФСА) в августе 2018 г.
1. Ван дер Меер А. 50 лет Европейской интеграции - чему можно научиться? Выступление Главы Представительства Европейской Комиссии в Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Республике Таджикистан. Американский Университет. - Бишкек, 22 марта 2007 г. // European Commission - IP/06/1420 (Ген. Директорат по внешним связям Европейской Комиссии). Press releases database. - Brussels, 20. March 2007.
2. Амстердамский договор 1997г. [Электронный ресурс] - режим доступа: https://dokipedia.ru/print/5191637 Дата обращения: 15.05.2019
3. Всемирный доклад о наркотиках. Издание ООН. 2008; Всемирный доклад о наркотиках. Издание ООН. 2010. - 112 с.
4. Доклад о человеческом развитии в Центральной Азии. Издание Регионального бюро ПРООН по странам Европы и СНГ. 2017. - 32 с.
5. Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.) [Электронный ресурс] - режим доступа: https://dokipedia.ru/print/5191637 Дата обращения: 15.05.2019
6. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. в ред. Закона РФ от 25.12.92 № 4235-1
7. Конституция Российской Федерации. - М.1994; Доктрина
информационной безопасности Российской Федерации// Российская газета. 2000. 28 сент.
8. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12.07.2008 г. №ПР-1440; Внешняя политика России: Сборник документов. 1993-2004 гг. (в 14 кн.) / Министерство иностранных дел Российской Федерации. - М.: Международные отношения, 2000-2008 гг.
9. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. №1300, в ред. Указа Президента РФ от 10.01.2000 №24.
10. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента РФ от 12.03.2009 г. № 537. // Российская газета. - 2009. - 13 мая.
11. Указ Президента Российской Федерации от 14 сент. 1995 г. №940. «Стратегический курс России с государствами-участниками Содружества Независимых Государств»
12. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.93 №2288. «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации»
13. Устав ООН. В кн.: Международное публичное право. Сборник документов: в 2 ч. Ч.1.- М.Проспект, 2016. - 543 с.
14. Ferrero-Waldner, Benita. The European Union and Central Asia - building a 21st century partnership. SPEECH/06/615 by European Commissioner for External Relations and European Neighbourhood Policy. L.N. Gumilyev Eurasian National University. - Astana, 17 October 2006 (Бенита Ферреро-Вальднер. ЕС и ЦА - строя партнерство 21 века.
15. Frenz, Alexander. The European Commission’s Tacis Programme. 1991 -
2006. A Success Story. - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ec.europa.eu/europeaid/where/neighbourhood/regional-cooperation/enpi- east/documents/annual_ programmes (Дата обращения: 11.05.2019)
16. Regulation (EC) No 1638/2006 of the European Parliament and of the Council of 24 October 2006 laying down general provisions establishing a European Neighbourhood and Partnership Instrument // Official Journal of the EU (L310), 19.11.2006.
Литер атур а
17. Алчинов В.М. СНГ-Россия-Евросоюз. Проблемы и перспективы интеграции. М.: Восток-Запад, 2008. - 154 с.
18. Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений. Т. 1-3. М.: Научная книга, 2001. - 322 с.
19. Бажанов Е.П. Америка: вчера и сегодня. В 2 т. М.: Известия, 2017. - 434 с.
20. Бажанов Е.П. Китай: от Срединной империи до сверхдержавы XXI века.М.: Известия, 2015. - 121 с.
21. Бажанов Е.П. Современный мир. Избранные труды. М.: Известия, 2004. - 209 с.
22. Бажанов Е.П., Бажанова Н.Е. Международные отношения в XXI веке. М.: Восток-Запад, 2011. - 213 с.
23. Безопасность Средней Азии. Касенов У.Т. - Алматы, 1998, - 369 с.
24. Богатуров А., Дундич А., Троицкий Е. Центральная Азия: «отложенный нейтралитет» и международные отношения. Очерки текущей геополитики. Вып. 4. М.: Проспект, 2010. - 543 с.
25. Болгова И.В. Политика ЕС в Закавказье и Центральной Азии. Истоки и становление. М.: Проспект, 2009. - 434 с.
26. Братерский М.В. Политика США в Средней Азии: итоги десятилетия// США и Канада. - 2002. - №9. - С.78.
27. В Туркменистане состоялась четырехсторонняя встреча по экспорту
газа // «Туркменистан: золотой век», 1.05.2015 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.turkmenistan.gov.tm (Дата обращения:
11.05.2019)
28. Волохова A.A. Основы китайской дипломатии. - М.: Научная книга, 2015. - 243 с.
29. Воскресенский А.Д. Восточная Азия и АТР: региональное измерение международных отношений. В Кн. «Современные международные отношения и мировая политика». - М.: Проспект, 2004. - 290 с.
30. Восток/Запад. Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. Под ред. А.Д.Воскресенского. - М.: Норма,
2002. - 212 с.
31. Гаджиев К.С. Геополитика. М.: Норма, 1997. - 304 с.
32. Докаев К.-Ж. Свет и тень. Очерки казахстанского политика. М.: Восток-
Запад, 2008. - 232 с.
33. Дубовцев Г.Ф. Военная интеграция Евросоюза: «милитаризация» или большая ответственность за обеспечение безопасности? // Европейский Союз: десять лет после Маастрихта. - Алматы. - 2002. - С. 14-15.
34. Европейский Союз находится в Центральной Азии не для «геополитической гонки» - посол ЕС в Таджикистане (интервью) // «CA- NEWS», 13.02.2015 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.ca- news.org/news: 114062 (Дата обращения: 11.05.2019)
35. Евросоюз нацелен на партнерство. Тусупбекова Л.// Казахстанская правда. - 2015. - С.3.
36. Евросоюза в Центральной Азии: неясные перспективы // «ИАЦ МГУ»,
25.11.2014 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ia-
centr.ru/expert/19611 (Дата обращения: 11.05.2019)
37. ЕС анонсировал будущие обязательства для развития стран Центральной Азии // Официальный сайт Европейской службы внешнеполитической деятельности [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eeas.europa.eu (Дата обращения: 11.05.2019)
38. ЕС назначил нового спецпредставителя по Центральной Азии // «Trend»,
17.04.2015 г. [Электронный ресурс] Режим доступа:
www.trend.az/casia/uzbekistan/2385149.html (Датаобращения: 11.05.2019)
39. ЕС предлагает создать консорциум для импорта туркменского газа //
«Trend», 13.05.2015 г. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http: //www.trend .az/business/energy/2394206.html (Дата обращения:
11.05.2019)
40. ЕС увеличивает бюджет проектов для Центральной Азии // «12news.uz»,
01.07.2015 г. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.12news.uz/news (Дата обращения: 11.05.2019)
41. Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия. Россия и страны мира на рубеже XXI века: баланс и конфликт интересов. М.: Научная книга, 1999. - 87 с.
42. Жуков С.В., Резникова О.Б. Центральная Азия в социальноэкономических структурах современного мира. М.: ИМЭМО, 2001. - 234 с.
43. Задохин А.Г. Россия в Евразии и мировой политике. М., 1998;
44. Заключения Совета о Стратегии ЕС по Центральной Азии //
Официальный сайт Европейской службы внешнеполитической деятельности [Электронный ресурс] Режим доступа:
http: //eeas. europa.eu/delegations/kazakhstan/documents Дата обращения:
11.05.2019
45. Звягельская И.Д. Становление государств Центральной Азии. М.: Иностранная литература, 2009. - 343 с.
46. Звягельская И.Д., Наумкин В.В. Угрозы, вызовы и риски «нетрадиционного» ряда (Центральная Азия). М.: МГИМО, 2002. - 322 с.
47. Зонн И.С. США в погоне за Каспием. М.: Международные отношения, 2009. - 209 с.
48. Казанцев A.A. Политика стран Запада в Центральной Азии: проекты, дилеммы, противоречия. М.: МГИМО, 2009. - 303 с.
49. Казахстан готов стать для ЕС «воротами» в Центральную Азию // «Новости NUR.KZ».-2010, 11 апреля:; «The News. Казахстанский агрегатор новостей», 2010, 11 апреля.
50. Конфликты на Востоке: этнические и конфессиональные. /Под ред. А.Д. Воскресенского. М.: Аспект Пресс, 2008. - 344
51. Кузьмина Е.М. Геополитика Центральной Азии. М.: Наука, 2015. - 76 с.
52. Кулматов К. Мир в начале третьего тысячелетия: взгляд из России. М.: Норма, 2001. - 355 с.
53. Кулматов К.Н. Мир в начале XXI века (размышления российского дипломата и ученого). М.: Известия, 2016. - 209 с.
54. Кулматов К.Н. Приоритеты внешней политики России и современные международные отношения. М.: ДА МИД РФ, 2002. - 127 с.
55. Куртов А.А. Шанхайская Организация Сотрудничества. РИСИ. М. 2017
56. Латвия и Германия в Риге обсуждали президентство Латвии в ЕС // «Business News», 10.12.2014 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.1br.lv/ru (Дата обращения: 11.05.2019)
57. Лебедева М.М., Мировая политика. - М.: Иностранная литература, 2003.
- 342 с.
58. Ли В.Ф. Взаимодействие и синтез культур в процессе становления евразийской цивилизации // Характер и личность на исходе XX века. - 1999.
- № 3. - С.45.
59. Лузянин С.Г. Китайские «корни» и российские «ветви» в Центральной Азии (к вопросу о соотношении политики КНР и РФ в регионе)//Центральная Азия и Кавказ. - 2015. - №3. - С.78.
60. Малышева Д.Б. Центральноазиатский узел мировой политики. М.: ИМЭМО РАН, 2010. - 322 с.
61. Манойло A.B. Модели и технологии психологического управления международными конфликтами. / A.B. Манойло // Дипломатическая служба. -2008. - №2. - С.33-41.
62. Манойло A.B. Технологии несилового разрешения современных конфликтов. / A.B. Манойло; под ред. проф. А.И. Петренко. - М.: Горячая линия - Телеком, 2008. - 392 с.
63. Манойло A.B., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. М.: Горячая линия -Телеком, 2003. - 541 с.
64. Михеев В.В. Китай-Япония: стратегическое соперничество и
партнерство в глобализирующемся мире. М.: Проспект, 2009. - 343 с.
65. Мясников B.C. Квадратура китайского круга. Избранные статьи. В 2 кн. М.: Восточная литература, 2016. - 501 с.
66. Наумкин В.В. Центральная Азия в мировой политике. М.: Норма, 2017.
- 343 с.
67. Новые основы партнерства: ЕС и Центральная Азия. Штайнмайер Ф.В. // Казахстанская правда. - 2015. - № 6. - С.4.
68. Новые тенденции во внешней геополитике России в Центральной Азии и на Кавказе. Отв.ред. Г.И. Чуфрин. М.: ИМЭМО РАН, 2008. - 322 с.
69. Панов A.K. Россия и Япония. Становление и развитие отношений в конце XX и начале XXI веков (достижения, проблемы, перспективы). М.: Известия, 2015. - 206 с.
70. Панфилова В. В Брюсселе обсудили Каспийский транзит // Независимая газета. - 2015. - №5. - С.5.
71. Парамонов В. Геополитика и Центральная Азия. М.: Полемика, 2009. - 277 с.
72. Патриция Флор - новая уполномоченная ЕС по Центральной Азии // «Deutsche Welle» (DW). -2012,20 июля. - [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.dw-akademie.de (Дата обращения: 11.05.2019)
73. Пляйс Я. А. Россия на пороге XXI века. М.: Известия, 2016. - 400 с.
74. Подолько Е.О. Эволюция внешнеполитических концепций Китайской Народной Республики. М.: Проспект, 2016. - 687 с.
75. Политика Евросоюза в отношении стран постсоветского пространства в контексте евразийской интеграции // «Перспективы», 08.07.2015 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.perspektivy.info (Дата обращения: 11.05.2019)
76. Примаков Е.М. Мир без России. М.: Норма, 2009. - 98 с.
77. Примаков Е.М. Мир после 11 сентября. М.: Мысль, 2002. - 112 с.
78. Процесс реализации Транскаспийского трубопровода вступил в новый этап - ЕС // «Trend», 15.07.2015 г. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.trend.az/business/energy (Дата обращения: 11.05.2019)
79. Рудов Г.А. Российско-Кыргызские отношения: история и
современность. М.: Мысль, 2001. - 265 с.
80. Современные международные отношения. / Под ред. Торкунова A.B. М.: Норма, 1999. - 277 с.
81. Сотрудничество с Европейским союзом // Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Казахстан [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http: //www. mfa.kz/index. php/ru (Дата обращения:
11.05.2019)
82. Стратегия Европейского Союза в Средней Азии на 2007-2013 гг.:
предварительные итоги: Монография / Под общ. ред. А.Е. Чеботарёва. - Алматы: Центр актуальных исследований «Альтернатива»; Центр
германских исследований КазНУ им. аль-Фараби; Фонд им. Фридриха Эберта в Казахстане, 2013. - 184 с.
83. Татаринцев В.М. Содружество Независимых Государств в начале XXI века: проблемы и перспективы. М.: Научная книга, 2015. - 276 с.
84. Центральная Азия в системе международных отношений. Сб. научных статей. Институт Востоковедения РАН. М.: Мысль, 2017. - 124 с.
85. Центральная Азия: геополитика и геоэкономика региона. Под общ. ред.
В.А. Гусейнова. М.: Красная звезда, 2010. - 200 с.
86. Чеботарёв А. Европейский Союз - на пути к новой стратегии в Центральной Азии // Казахстан в глобальных процессах. - 2014. - № 4. - С. 122, 126.
87. Чуфрин Г.И. Россия в Центральной Азии. Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК, 2010. - 213 с.
88. Штоль В.В. Роль и место НАТО в системе европейской и международной безопасности в условиях глобализации. М.: Научная книга, 2016. - 300 с.
89. Шутов А.Д. На руинах Великой или Агония власти. 1991-2003 годы. М.: Вече, 2004. - 121 с.
90. Экономические аспекты интеграционных процессов: опыт Европейского союза /Под. ред. М.С. Ашимбаева. -Алматы: КИСИ, 2003, - 212 с.
91. Экономическое пространство ЕврАзЭС: факторы и пределы
интеграции. Проблемы постсоветских стран. Вып. № 6. М. ИМЭПИ РАН. 2004. - 209 с.
92. Южный фланг СНГ. Центральная Азия-Каспий-Кавказ: возможности и вызовы для России. Под ред. М.М. Наринского и А.В.Мальгина. М. «Логос», 2003.;
93. Boucher A. Richard. U.S. Policy in Central Asia: Balancing Priorities.
[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.state.gOv (Дата
обращения: 11.05.2019.)
94. Council of the European Union. The European Union and Central Asia: The new Partnership in Action, 2009; Into EurAsia. Monitoring the EU's Central Asia Strategy. / Centre for European Policy Studies (CEPS), Brussels. Fundacion para las Relationes Internacionales y el Dialogo Exterior (FRIDE), Madrid, 2010. - 232
р.
95. National Security Strategy for a New Century. 1999. - 211 р.
96. Starr F.A. Partnership for Central Asia// Foreign Affairs.2017. July/August., Liu Q., Sino-Central Asian Trade and Economic Relations: Progress, Problems and Prospects, Ethnic Challenges Beyond Chinese and Russian Perspectives of the Central Asian Comudrum, L., 1998. - 90 р .
97. The Silk Road Strategy Act and a Resolution Concerning the Participation of Taiwan in the World Health Organization (WHO). Markup before the Subcommittee on the Asia and the Pasific of the Committee on International Relations, House of Representetatives, 106-th Congr., 1st sess. On Y.R. 1794, Jine 23, 1999. - 34 р .
98. The Taliban and Afganistan: Implementation for Regional Security and Options for International Action, Report, USIP, 1998. - 232 р .
99. US Department of State Dispatch. - 1994. - N 19. - 87 р .
100. US Policy in Central Asia: Balancing Priorities. Hearing before the Sub
Committee on the Middle East Central Asia of the Committee on International Relations // House of Representatives. Washington, 2006.-26 April, [Электронный ресурс] Режим доступа:
www.internationalrelations. house.gov/ 109Z27230.pdf (Дата обращения:
11.05.2019)
101. Wade R., The Coming Fight over Capital Flows, Foreign Policy, Winter 1998-99. - 232 р .