ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА 7
1.1. Франчайзинг как метод развития малого и среднего бизнеса в
России 7
1.2. Институциональные основы развития франчайзинга в России
и за рубежом 18
1.3. Система франчайзинга действующего предприятия: этапы
разработки, преимущества и недостатки 27
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ С ПОЗИЦИИ ФРАНЧАЙЗИ И ФРАНЧАЙЗЕРА 37
2.1. Экономическая характеристика развития франчайзинговых сетей в России и мире 37
2.2. Краткая характеристика деятельности ООО «Франчайзинг5» 48
2.3. Анализ инструментов упаковки бизнеса во франшизу на
уровне предприятия и региона 61
3. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ 73
3.1. Рекомендации по совершенствованию инструментов масштабирования бизнеса по франшизе для предпринимателя 73
3.2. Финансовая модель оценки затрат развития по франшизе.
Оценка эффективности разработанной модели 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 101
ПРИЛОЖЕНИЯ 103
Сегодня каждый начинающий предприниматель мечтает быстро и просто начать собственное дело с помощью франшизы. В России за последние несколько лет произошел бум франчайзинга - созданием франшизы стали интересоваться как начинающие предприниматели, так и уже действующие компании, которые хотели бы выпустить франшизу своей компании на рынок. Актуальность исследования развития франчайзинговых отношений в России и мире обуславливается стремительным ростом интереса к созданию и покупке франшизы в России. Более того, в 2016 году было опубликовано Распоряжение от 2 июня 2016 года №1083-р. Об утверждении стратегии развития малого и среднего бизнеса до 2030 года. Также актуальность исследования обуславливает введённый с 1 января 2019 года федеральный закон о проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «налог на профессиональный доход» (закон о самозанятых гражданах). Однако, если купить франшизу - это достаточно просто, то процесс упаковки бизнеса во франшизу с последующим успешным масштабированием франчайзинговой сети - процесс долгий и требующий больших вложений, как материальных, так и моральных. Система масштабирования предпринимателей по франчайзингу обладает большим потенциалом, способствует увеличению точек малого и среднего бизнеса не только в столице, но и на периферии, что особенно важно сегодня для страны. Таким образом, актуальность совершенствования методов стимулирования создания франшизы действующего предприятия подчеркивается необходимостью ускорения развития экономической сферы страны, стимулированием малого и среднего предпринимательства, формированием среди населения страны экономической грамотности и предпринимательского опыта.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы экономической сущности франчайзинга, взаимодействия на его основе между крупным и малым бизнесом анализируются как в зарубежной, так и отечественной
экономической литературе. Проблемы вертикальных ограничений и контрактных отношений широко рассматривались в трудах зарубежных ученых А. Днеса, JI. Кабраля, Б. Кляйна, Ф. Лафонтейн, П. Милгрома, М. Портера, Дж. Робертса, Ф. Росса, О. Уильямсона, Ф. Шерера, российских экономистов - Н. А, Табарова, Д. П. Бондаренко, А. А. Еремина и др. Проблемам экономических взаимоотношений крупного и малого бизнеса (в частности, в области взаимодействия на основе системы франчайзинга) посвящены работы ученых О. А. Ермолаевой, Е. А, Черепановой, С. Ю. Ягудина, И. З.Фахрутдинова, А. В. Виленского, А. Орлова, и др. Исследованию вопросов организационноправового механизма формирования системы франчайзинга посвящены работы Е. П. Васильевой, Д. Н. Землякова, Г. Б. Кочеткова, А. 3. Майлера, М.О. Макашева, О. В. Новосельцева, М. Н. Титовой, А. В. Патрушевой, И. В. Рыковой, С. А. Сосны, А. В. Цирата, И. П. Янушкевича и др. Вопросы истории, сущностных характеристик франчайзинга рассматривались в работах зарубежных исследователей J1. Мейтланда, М. Мендельсона, Н. Сирополиса, Б. Смита, Дж. Стэнфорда и др. Согласно данным сайта elibrary.ru, с 2015 по 2018 годы было опубликовано более 1 200 работ о франчайзинге. При этом, в 2015 году было 284 публикации, в 2016 году - 367, в 2017 году - 386 публикаций.
Целью магистерской диссертации является изучение развития франчайзинга в России и формирование новых инструментов стимулирования создания франшизы действующего предприятия. Для достижения цели диссертации задачами магистерской диссертации являются:
1) изучение теоретических основ развития франчайзинга как метода развития малого и среднего бизнеса в России;
2) изучение институциональных основ развития франчайзинга в России и за рубежом;
3) изучение преимуществ и недостатков франчайзинговой системы для франчайзи и франчайзера;
4) рассмотрение системы франчайзинга действующего предприятия и определение этапов разработки франшизы на предприятии;
5) анализ развития франчайзингового направления в России с позиции франчайзи и франчайзера;
6) анализ компании по упаковке бизнеса во франшизу ООО « Франчазйинг5 »;
7) анализ инструментов упаковки бизнеса во франшизу на уровне предприятия и региона;
8) опрос клиентов компании, которые начинают или завершают процесс упаковки бизнеса во франшизу на наличие трудностей и неразрешенных вопросов для развития;
9) рекомендации по совершенствованию инструментов упаковки бизнеса во франшизу и оценка их экономической эффективности;
10) построение финансовых моделей для франчайзи и франчайзера на основе франчайзингового предложения компании ООО «Альт-Мобайл».
Объектом исследования магистерской диссертации является система франчайзинговых отношений в России и за рубежом. Предметом исследования является система упаковки действующего бизнеса во франшизу.
В качестве теоретической базы исследования были использованы учебники и учебные пособия, нормативно-правовые и законодательные акты Российской Федерации и зарубежных стран, автобиографии, статьи в сборниках и периодических изданиях. Методологической основной при написании работы являются научные методы, которые основаны на требованиях объективного и всестороннего факторного анализа финансового состояния организации. Исследования проведены с применением совокупности методов и способов научного познания. Применение данных методов позволит провести прогноз развития предприятия, определить экономическую привлекательность франчайзингового предложения и сделать выводы по инвестиционной привлекательности компаний. Информационной базой магистерской диссертации является бухгалтерская отчетности компании ООО «Франчайзинг5» за 2015-2018 гг., отчет о движении денежных средств компании ООО «Франчайзинг5» за 2016-2018 гг., исследования Российской ассоциации франчайзинга и Международной ассоциации франчайзинга о франчайзинговой системе страны за 2016-2018 гг., данные Росстата и годовой отчет Федерального Института Промышленной Собственности за 2017 год.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в формировании основных этапов создания франшизы действующего предприятия, проведения сравнительно-динамического анализа франчайзинговых отношений в России и мире, в анализе инструментов упаковки бизнеса во франшизу и проведении экономического анализа состояния компании ООО «Франчайзинг5».
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в формировании рекомендаций по расширению ассортимента услуг компании ООО «Франчайзинг5» с целью расширения доли рынка, увеличения объемов выручки и прибыли предприятия, а также по разрешению вопросов будущих франчайзеров на этапе упаковки бизнеса во франшизу. Практическая значимость исследования заключается в построении финансовой модели для франчайзи и франчайзера с целью оценки инвестиционной привлекательности вложений в бизнес и в упаковку бизнеса. Данные инструменты компания ООО «Франчайзинг5» может использовать также для продажи и расширения ассортимента услуг.
Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования были представлены на конференции «Франчайзинг 2018» в декабре 2018 года в рамках доклада об экономической необходимости упаковки бизнеса во франшизу. Результаты работы находятся в процессе внедрения в практику работы Проектного отдела ООО «Франчайзинг5» в форме инструмента упаковки бизнеса во франшизу в качестве дополнительной услуги для предпринимателей.
Магистерская диссертация включает в себя три главы и восемь параграфов. Исследование представлено на 110 страницах, в том числе семь приложений на 10 страниц.
В рамках магистерской диссертации был изучен рынок франчайзинга, рассмотрена система франчайзинговых отношений в России и за рубежом и сформированы новые инструменты стимулирования создания франшизы действующего предприятия. Для достижения цели диссертации были выполнены следующие задачи:
1) изучены теоретические основы развития франчайзинга как метода развития малого и среднего бизнеса в России;
2) рассмотрены институциональные основы развития франчайзинга в России и за рубежом;
3) проанализированы преимущества и недостатки франчайзинговой системы для франчайзи и франчайзера;
4) рассмотрены системы франчайзинга действующего предприятия и определены этапы разработки франшизы на предприятии;
5) проанализировано франчайзинговое направление в России с позиции франчайзи и франчайзера;
6) проведен анализ компании по упаковке бизнеса во франшизу ООО « Франчазйинг5 »;
7) проведен анализ инструментов упаковки бизнеса во франшизу на уровне предприятия и региона;
8) проведен опрос клиентов компании, которые начинают или завершают процесс упаковки бизнеса во франшизу на наличие трудностей и неразрешенных вопросов для развития;
9) сформированы рекомендации по совершенствованию инструментов упаковки бизнеса во франшизу и оценка их экономической эффективности;
10) построены финансовые модели для франчайзи и франчайзера на основе франчайзингового предложения компании ООО «Альт-Мобайл».
По результатам проведенного исследования систем франчайзинговых отношений в России и мире, были получены следующие результаты:
1) Франчайзинг в России находится на стадии активного роста, в ближайшие 5 лет также ожидается прирост количества франчайзинговых предприятий и увеличение количества франшиз. Также прогнозируется увеличение доли ВВП, приносимого через франчайзинг и увеличение доли занятого во франчайзинговых точках населения.
2) Лидером по количеству франшиз в мире является США, при этом количество франчайзинговых точек стабильно растет и продолжит расти. Развитие франчайзинга в Европе не получило такое широкое распространение. Однако по сравнению с Россией, количество франчайзинговых предприятий европейского континента находится на высоком уровне.
3) Законодательство России имеет ряд недостатков для регулирования системы франчайзинговой деятельности. На законодательном уровне не закреплена обязанность по раскрытию информации франчайзером, не детально регламентированы отношения франчайзи и франчайзера, что позволяет трактовать договоры при наличии судебных разбирательств, в любую сторону.
4) В России последние 2 года наблюдается рост количества компаний, которые предлагают услугу по упаковке бизнеса во франшизу. Это говорит также о росте спроса на услугу формирования франшизы действующего предприятия;
5) Розничная торговля и общественное питание - два наиболее популярных и динамично развивающихся сегмента в плане продажи франшиз. Это объясняется простотой бизнес-модели, наличием легко определяемого комплекса исключительных прав, а также высоким влиянием бренда на деятельности точки. Это говорит о том, что франчайзинг, в первую очередь, направлен на распространение бренда и формирование сильной имиджевой составляющей.
В рамках магистерской диссертации также было проведено исследование этапов упаковки бизнеса во франшизу и инструментов упаковки компании ООО «Франчайзинг5». По результатам исследования конкурентов компании «Франчайзинг5» и проведенному опросу клиентов компании о трудностях упаковки бизнеса во франшизу, были выявлены следующие проблемы предпринимателей:
1) трудности в построении отдела продаж франшизы и осуществления продаж бизнес-модели;
2) трудность в описании бизнес-процессов отдела сопровождения для эффективного ведения контроля за франчайзи;
3) трудности в разрешении юридических споров с франчайзи;
4) трудности в оценке расходов и доходов при запуске франшизы для франчайзера.
Для решения данных проблем клиентов, а также расширения ассортимента услуг компании «Франчайзинг5» были сформированы следующе рекомендации:
1) обучающие курсы по продаже франшиз / обучение продажам;
2) памятка-брошюра по этапам продажи франшиз, которую можно предлагать клиентом совместно с описанными скриптами продаж;
3) выезд специалиста компании «Франчайзинг5» на территорию клиента для настраивания системы эффективной работы уже действующего отдела продаж клиента;
4) обучение управлению франчайзинговой сетью (реализация данного курса совместно с руководством по управлению франчайзинговой сетью будет давать хорошую базу знаний для франчайзера-обучающегося);
5) услуга совместного формирования контрольных чек-листов для регулярного аудита франчайзинговых точек;
6) услуга консалтинга по внедрению в процесс работы компании программного обеспечения для последующего подключения к нему франчайзинговых точек и эффективного управления ими;
7) участие в судебных спорах франчайзера (услуга представительства
в суде);
8) обучение юриста компании по направлению интеллектуального права в области товарных знаков и ноу-хау;
9) юридические консультации предпринимателя в области регулирования отношений с франчайзи;
10) полный юридический консалтинг предприятия в течение 6 месяцев/1 года/5 лет и далее;
11) предложение в составлении финансовой модели для франчайзера.
Таким образом, по результатам исследования было предложено
несколько решений по расширению ассортимента услуг компании ООО «Франчайзинг5». Это позволит увеличить выручку компании и закрыть ряд основных вопросов, которые возникают у франчайзи по время периода масштабирования и выхода на рынок. Внедрение данных услуг позволит также стимулировать действующие предприятия к упаковке собственного бизнеса во франшизу и масштабированию сети, что, в конечном итоге, позволит стимулировать развитие малого и среднего бизнеса в России и увеличит количество «самозанятых» граждан.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая [Электронный ресурс]: [федер. закон: принят Гос.Думой 30 ноября 1994 г.: с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.06.2017]. - Режим доступа: http://www.consultantru/document/cons_doc_LAW_64629/#dst0 (дата обращения 28.01.2018)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая
[Электронный ресурс]: [федер. закон: принят Гос.Думой 24 ноября 2006 г.: с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 13.12.2016 N 28-П]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/#dst0 (дата обращения
28.01.2018)
3. Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-
ФЗ[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 48699/ (дата обращения
28.01.2018)
4. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 32881/ (дата обращения
28.01.2018)
5. Статистические материалы, стандарты
6. Доклад об итогах деятельности Роспатента в 2017 году. Проект - Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент), 2017. - 242 с.
7. Анализ изобретательской активности в регионах Российской Федерации. - Федеральный Институт Промышленной Собственности, 2017. - 25 с.
8. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности. Росстат [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/wages/labour costs/# (дата обращения 12.12.2018)
9. Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2017 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17 14p/Main.htm (дата обращения
1.12.2018)
10. Отчет о деятельности Торгово-промышленной палаты РФ. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://tpprf■ru/ru/interaction/committee/komrazv/reports/(дата обращения
1.12.2018)
Монографии и диссертации
11. Еремин А.А. Франчайзинг и договор коммерческой концессии: теория и практика применения: монография. - М.: Юстицинформ, 2017. - 120 с.
12. Бондаренко Д.П. Правовое регулирование договора коммерческой концессии в российском праве: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2013. - С. 12.
13. Табаров Н.А. Гражданско-правовое регулирование предоставления исключительных прав по договору коммерческой концессии: Дисс. канд. юрид. наук. Душанбе, 2015. - С. 25.
14. Едигарьев Д. Ю. Логистическая стратегия организации дистрибъюции потребительских товаров на основе франчайзинга: Автореф. дис. канд. эк. Наук. Санкт-Петербург, 2013. - С. 12 Режим доступа: http://economv-lib.com/logisticheskava-strategiva-organizatsii-distribvutsii- potrebitelskih-tovarov-na-osnove-franchavzinga#ixzz5ZvFq2Evi (дата обращения
1.12.2018)
15. Попенкова Д. К.Развитие международных торговых сетей на мировом и российском рынках: Автореф. дис. канд. эк. наук. Москва, 2014.
Режим доступа: http://economv-lib.com/razvitie-mezhdunarodnvh-torgovyh-setey- na-mirovom-i-rossivskom-rynkah#ixzz5ZyGS7lfW (дата обращения: 23.11.2018)
16. Ермолаева О. А. Влияние динамично развивающегося рынка на развитие франчайзинговой сферы, способствующий появлению франшиз- пустышек // Международный научный журнал «Символ науки». 2017. №11. С 29-31.
17. Лысенко Е.С., Филиппов П.М.Гражданско-правовое регулирование франчайзинга в России: монография / Лысенко Е.С., Филиппов П.М. - Уфа: УЮИ МВД России, 2012. - 110 с.
Учебники и учебные пособия
18. Черепанова Е.А. Франчайзинг в России: правовой аспект. /Е. А. Иванов. - 2-е из.перераб. и доп. - Екатеринбург: УралЮрИздат, 2013. - С. 25
19. Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность: Учебник / Ф. Г. Панкратов, Н. Ф. Солдатова. - 13-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательстко- торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. - 500 с.
20. Кудинов О.А. Предпринимательское (хозяйственное) право: учебное пособие.М.: Дашков и К, 2013. 268 с.
21. Дашков Л.П., Памбухчиянц О.В. Организация и управление коммерческой деятельностью. Учебник. — М.: Дашков и К, 2013. — 688 с.
22. Ягудин С.Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2011. — 256 с.
23. Фархутдинов, И. З. Инвестиционное право: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. З. Фархутдинов, В. А. Трапезников. — 2е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 273 с.
24. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика организаций (предприятий) / Горфинкель В.Я., Швандар В.А. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 608 с.
25. Черняховская Т.Н. Маркетинговая деятельность предприятия: теория и практика / Т. Н. Черняховская - 2-е изд., пер. и доп. - M. : Высшее образование, 2008. — 533 с.
26. Ковалев П.А. Успешный инвестиционный проект. Риски, проблемы и решения. М.: Альпина паблишер [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.alpinabook.ru/catalog/investments-
Stock/122967/?gsaid=80095&_gs_ref=802464fba314e5e4e3a8a6306ade693ce8ed149
e&_gs_cttl=30&utm_campaign=kokoc&utm_source=gdeslon&utm_content=80095&
utm_medium=cpa
Статьи в сборниках и периодических изданиях
27. Титова М.Н. О месте франчайзинга в системе правового регулирования инвестиционной деятельности // Право и экономика. 2014. № 9. - С. 28-29.
28. Титова М.Н. Правовой статус субъектов франчайзинга бизнес- формата // Предпринимательское право. 2014. № 3. - С. 57
29. Стригунова Д.П. Договор международного франчайзинга // Современное право. 2014. № 12. - С. 141.
30. Доценко Е. В., Вдовина И. В. Методологические основы управления предприятием в условиях неопределенности и риска // Научное мнение. 2014. № 5. С. 15-23.
31. Нехамкин А. Н. Сашенков Я. В. Ускоренное развитие кочественного малого бизнеса на основе франчайзинга и брендинга //Экономика и управление. 2016. №1. С 101-105.
32. Вронская М.В. Амарян Л. А. Договор коммерческой концессии и
договор франчайзинга: сравнительно-правовой анализ российского и
международного законодательства // Теория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2017. №4. С. 122-134.
33. Кулаковский В. В. Антимонопольное регулирование договора коммерческой концессии // Судебная практика в сфере имущественных отношений. 2017. №10. С. 95-102.
34. Еремин А. А. История становления и развития правового регулирования договора коммерческой концессии в России //История государства и права. 2015. № 2. С.15-19
35. Архангельская К.А. Кредитование франчайзи: анализ рынка и оценка эффективности //Банковское дело. 2015. № 11. С. 58-62.
36. Патрушева А. В. Финансовые отношения франчайзера и франчайзи // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. №21. С.29-41
37. Васильева И. В., Васильева Т. Н. Особенности правового регулирования франчайзинга в европейском союзе // экономика, социология и право. 2016. №11. С103-107
Электронные ресурсы
38. Акулова А.Ш., Зыкова А.В., Гольченко Е.И. Сущность и роли франчайзинга в современной экономике России // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2016. №2(14). - Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/v/suschnost-i-roli-franchavzinga-v-sovremennov- екопоплке-ГО55п(дата обращения: 15.10.2018)
39. Российская ассоциация франчайзинга. Что такое франчайзинг: Термины и определения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.rusfranch.ru (дата обращения 17.05.2018)
40. Федеральная торговая комиссия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ftc.gov/ (дата обращения 26.05.2018)
41. Электронный кодекс федеральных правил [Электронный ресурс]
Режим доступа: https://www.ecfr. gov/cgi-bin/text-
idx?SID=e37d3cd088c6b4724a389338f9c3e141&mc=true&tpl=/ecfrbrowse/Title16/ 16cfr436 main 02.tpl (дата обращения 25/05/2018)
42. IntermtюnalFransЫseAssodatюn(Международная ассоциация
франчайзинга) [Электронный ресурс] Режим доступа: https: //www.franchise. org/ (дата обращения 20.05.2018)
43. EuropeanFranchiseFederation (Европейскаяассоциацияфранчайзинга) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.eff-franchise.com (дата обращения 1.11.2018)
44. TheAmericanFranchiseeAssociation
(Американскаяассфоциацияфранчайзинга) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.franchisee.org (дата обращения: 1.12.2018)
45. BritishFranchiseAssociation (Британскаяассоциацияфранчайзинга) [Электронныйресурс]. - Режим доступа: http://www.thebfa.org (дата обращения:
13.11.2018)
46. TheFederaciуnIberoamericanadeFranquicias (FIAF)
[Электронныйисточник]. -Режим доступа: http://www.buscofranquicia.com/ (дата обращения: 13.11.2018)
47. Федеральнаяслужбагосударственнойстатистики [Электронный источник]. -Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 1.11.2018)
48. Интернет-портал «Beboss». ТОП-100 франшиз [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.beboss.ru/rating (дата обращения:
26.11.2018)
49. Интернет-журнал Forbes. ТОП франшиз 2018 [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.forbes.ru/rating/363769-reyting-franshiz- 2018#all rating (дата обращения: 26.11.2018)
50. Интернет-журнал Enterpreneur. ТОП-500 франшиз 2018
[Электронный ресурс] - Режим
достvпаhttps: //www.entrepreneur.com/franchises/500 (дата обращения:
26.11.2018)
51. Забелин П. Е. Особенности международного франчайзинга //
Государство и право: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 207212. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/law/archive/37/367/ (дата
обращения: 21.10.2018).
52. Шахова М. С. Классификация франшиз на российском
рынке[Электронный ресурс. // НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГОФАКУЛЬТЕТА. ЭЛЕКТРОННЫЙЖУРНАЛ. Москва, 2014. - Режим доступа:
https://archive.econ.msu.rU/ext/lib/Category/x0c/x0d/3085/file/5 Shachova.pdf (дата обращения 15.10.2018)
53. Федеральный Институт Промышленной Собственности
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://new.fips.ru/ (дата обращения:
23.11.2018)
54. Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wipo.int/portal/ru/ (дата обращения 15.11.2018)
55. Добрынина В. В. Франчайзинг: риски и возможности // Проблемы
современной экономики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 158-160. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/econ/archive/56/2650/ (дата обращения:
15.12.2018) .
56. Захаров А. Ю. Как упаковать франшизу и не сесть в тюрьму? // Бизенсменс. — 2017. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://businessmens.ru/article/kak-upakovat-franshizu-i-ne-sest-v-tyur-mu-5-tipovyh- oshibok (дата обращения: 15.12.2018).
57. Черкесов О. Д. Риски, связанные с заключением договоров, как один из видов рисков в предпринимательстве // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 391-393. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/98/22004/ (дата обращения: 16.12.2018).
58. Рыбакова Ю. В., Емшанова Е. В. Финансовые риски в предпринимательской деятельности // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 124-127. — Режим доступа https://moluch.ru/conf/econ/archive/219/11581/ (дата обращения: 16.12.2018).
59. Артамонова Н. А. Методы оценки предпринимательских рисков // Молодой ученый. — 2017. — №22. — С. 237-240. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/156/43943/ (дата обращения: 16.12.2018).
60. Яндекс.Wordstat [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://wordstat.yandex.ru/#!/regions?filter=regions (дата обращения 1.12.2018)
61. Google.Trends [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://trends.google.ru/trends/?geo=RU (дата обращения 1.12.2018).
62. Портал о партнёрском бизнесе и франчайзинге BUYDRAND.
Франшизы и тренды [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.buybrand.ru/articles/ (дата обращения 1.12.2018)
Издания на иностранных языках
63. Federal Trade Commission Franchise rule (16 C.F.R. Part 436)
«disclosure requirements and prohibitions concerning franchising and business opportunity ventures».
64. Research reports // The Economic Impact of Franchised Businesses: Volume IV, 2016 / IFA - The International Franchise Association: Режимдоступа: http://franchise.org/ (датаобращения 12.11.2018)
65. Chirico, F., Ireland, R. D., &Sirmon, D. G. (2013). Franchising and the family firm: Creating unique sources of advantage, with F. Chirico and R.D. Ireland. EntrepreneurshipTheory&Practice, 35(3), 83-501 p.
66. Alon, Ilan, and Dianne Welsh, Eds. (2003). International Franchising in Industrialized Markets: Western and Northern Europe. Chicago IL: CCH Inc. Publishing - 2016. - 43 p.
67. Richard Greenstein, Philip Zeidman.DLA Piper LLP (US). United States. // Law Business Research Ltd, 2017. - 12 p.
68. Etsuko Hara, Anderson Mori&Tomotsune. Japan 2018 // Law Business Research Ltd, 2017. - 14p.
69. David Bond, Gordon Drakes and Vicky Reinhardt Fieldfisher. United Kingdom // Law Business Research Ltd, 2017. - 9p.
70. Rosalind Beere. The Role of Franchising on Industry Evolution. Assessing the Emergence of Franchising and its Impact on Structural Change - Palgrave Macmillan, Cham. - 2017. - 94 p.
71. Franchise Business Economic Outlook for 2018. January Forecast // IHS Markit Economics - International Franchise Association, 2018. - 35 p.
72. FRANCHISING INDUSTRY. A Reference for U.S. Exporters // U.S. Commercial Service, 2018. -International trade administration - 130 p.
73. Blair Roger D., Lafontaine Francine. The Economics of Franchising. N.Y.: Cambridge UniversityPress, 2005, 338 p.
74. Madrid Yearly Review 2018. International Registration of Marks. - WIPO, 2018. - 115 p.
75. Christian Kubitschek. Franchising.
EffizienzvergleichmitalternativenVertriebskonzepten. Germany:
DeutscherUniversitatsverlag, Wiesbaden, 2016. - 289 p.
76. Altinay, L., M. Brookes, and G. Aktas 2013 Selecting Franchise Partners: Tourism Franchisee Approaches, Processes and Criteria. Tourism Management 37:176-185.