ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки формирования эколого-географической культуры учащихся 9
1.1. Понятие эколого-географической культуры, ее структура и
содержание 9
1.2. Использование геоинформационных технологий в экологогеографическом образовании 15
1.3. Психолого-педагогическое аспекты формирования экологогеографической культуры обучающихся 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологогеографической культуры учащихся 7-х классов средствами геоинформационных технологий 54
2.1 Методы и методики исследования сформированости экологогеографической культуры учащихся в учебно-воспитательном процессе в условиях сельской школы 54
2.2 Программа по формированию эколого-географической культуры учащихся 7-х классов средствами геоинформационных технологий 62
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию эколого-географической культуры учащихся 7-х классов средствами геоинформационных технологий 66
Заключение 69
Список литературы 71
Приложение
Глава 1. Теоретические предпосылки формирования эколого-географической культуры учащихся 9
1.1. Понятие эколого-географической культуры, ее структура и
содержание 9
1.2. Использование геоинформационных технологий в экологогеографическом образовании 15
1.3. Психолого-педагогическое аспекты формирования экологогеографической культуры обучающихся 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологогеографической культуры учащихся 7-х классов средствами геоинформационных технологий 54
2.1 Методы и методики исследования сформированости экологогеографической культуры учащихся в учебно-воспитательном процессе в условиях сельской школы 54
2.2 Программа по формированию эколого-географической культуры учащихся 7-х классов средствами геоинформационных технологий 62
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию эколого-географической культуры учащихся 7-х классов средствами геоинформационных технологий 66
Заключение 69
Список литературы 71
Приложение
Актуальность исследования. На современном этапе развития перед системой воспитания и образования стоят очень важные задачи, связанные с процессом гуманизации воспитания, с острой необходимостью реальных перемен и тенденций в обучении детей и молодежи с учетом
непосредственных изменений, происходящих в современном информационном обществе и в окружающей природной среде.
Одним из важнейших направлений деятельности в этой области является, безусловно, экологическое воспитание и образование современного населения страны. В повседневной жизни зачастую приходится непосредственно сталкиваться с большой экологической безграмотностью, деформированной экологическим мышлением и сознанием у большой части населения нашей страны.
Наше время требует совершенно нового человека – настоящего исследователя проблем, а не простого обычного исполнителя. Таким
образом, задача учителя – воспитать творческую, активную личность, способную самостоятельно вести поиск, решать возникающие проблемы,
принимать важные решения и нести за них ответственность, делать собственные открытия.
В настоящее время экологическая культура - важнейшее условие развития современного общества. И в связи с этим проблема экологического образования подрастающего нового поколения становится одной из
главнейших задач современной школы. Задача современной школы состоит не только в том, чтобы полноценно сформировать определѐнный и
качественный объѐм знаний по экологии, но и в том, чтобы способствовать целесообразному приобретению навыков учащимися научного анализа, четкому осмыслению тесного взаимодействия общества и природы,
осознанию огромной значимости и пользы практической помощи окружающей среде.
Экологическое образование в географии ставит совершенно новые проблемы перед человеком, так как требуется современно новейший подход
к оценке эффективности школьного обучения, формированию грамотной личности, способной в дальнейшем успешно адаптироваться к непростым условиям жизни и качественно применять экологические знания и навыки на
деле.
Степень разработанности проблемы исследования. Вопросом
экологической культуры в условиях школы занимались многие известные
исследователи, в числе которых С.Н. Глазачев, С.М. Баранов, К.Е. Дадоева и
множество других авторов.
Специфика географического образования представлена в научных
работах В.А. Зайненко, М.А. Гусевой, К.Е. Жабиной, А.П. Ахмадуллиной,
В.М. Лапенко и других авторов.
Определение понятия «экологическая культура» и ее системные особенности формирования и непрерывного развития хорошо рассмотрены в
работах В.А. Выротовской, В.А. Кушманова, А. Н. Захлебного, М.И., Васильевой, М.Ю. Козыркиной, В.А. Махмутовой.
Возможности географии мира и нашей страны в формировании экологической культуры у школьников непосредственно нашли большое
отражение в работах В.М. Лапенко, К.Е. Жабиной, В.А. Кушманова, О. А., Золотухиной, , В.В. Лисниченко, С.М. Набатова и других научных
исследователей.
Изучение научной литературы и полный и качественный анализ образовательной практики по данной проблеме этого исследования
позволили четко и аргументировано выявить следующие противоречия и несоответствия в системе современного школьного образования:
• на социально-педагогическом уровне - между большой потребностью современного общества в личности, которая осознанно строит свою
деятельность согласно требованиям экологического образования и недостаточной ценностной ориентацией всей системы общего среднего образования на непрерывное формирование у учащихся экологической
культуры;
• на научно-педагогическом уровне - между большой значимостью естественно-научного образования в формировании экологической культуры учащихся и не использовании большого потенциала внеурочной и урочной
деятельности;
• на научно-методическом уровне - между необходимостью в осуществлении качественного естественно-научного образования,
основанного на деятельностном подходе в формировании экологической культуры учащихся и в редком использовании современных средств
достижения техники и науки в образовательном процессе.
Таким образом, глубокий анализ степени изученности данной проблемы исследования и образовательной практики совершенно точно
позволяет констатировать, что проблема формирования экологогеографической культуры учащихся 7-х классов средствами
геоинформационных технологий не нашла достаточного и полноценного освещения в педагогической науке и образовательной практике.
Необходимость разрешения указанных выше явных противоречий обусловливает глобальную актуальность исследования, а также определяет
проблему исследования - какими средствами геоинформационных технологий, используемых в
образовании, можно обеспечить процесс формирования экологогеографической культуры учащихся 7-х классов.
Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать
элективный курс, используя средства геоинформационных технологий,
направленный на формирование эколого-географической культуры учащихся
7-х классов.
Объект исследования: формирование эколого-географической культуры учащихся в процессе изучения географии.6
Предмет исследования: формирование эколого-географической культуры учащихся 7-х классов средствами геоинформационных технологий
Гипотеза исследования: формирование эколого-географической культуры учащихся 7-х классов будет успешнее, если использовать средства
геоинформационных технологий.
Гипотеза исследования: процесс формирования экологической культуры учащихся 7 класса на уроках географии будет эффективным, если
обеспечиваются:
- использование средств геоинформационных технологий в
образовательном процессе;
- формирование целостной системы знаний и умений через программу
элективного курса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме формирования эколого-географической культуры учащихся 7-х классов
средствами геоинформационных технологий
2. Разработать элективный курс по формированию экологогеографической культуры учащихся 7-х классов средствами
геоинформационных технологий
3. Экспериментально апробировать элективный курс по формированию
эколого-географической культуры учащихся 7-х классов средствами геоинформационных технологий.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды современных отечественных и зарубежных авторов по вопросам
экологического образования, потенциала уроков географии при формировании экологической культуры учащихся.7
- педагогические концепции экологического образования (Б.Т. Лихачев, , А.Н. Захлебный, Й. Д. Зверев, Е. С. Сластенина, Н. М. Мамедов, Н. Н.
Моисеев, И. Т. Суравегина и др.);
- исследования в области применения средств геоинформационных технологий в образовательном процессе (Р.Р. Вейнберг, В.А. Титов, А.В., Мазуров и др. );
Методы и методики исследования:
− теоретические – анализ научной и учебно-методической литературы, систематизация материалов по изученной проблеме, сравнение,
сопоставление и обобщение;
− эмпирические – изучение передового педагогического опыта, анкетирование и тестирование учащихся 7-х классов общеобразовательных учреждений, опытная работа, педагогический эксперимент
(констатирующий, формирующий, контрольный этап), экспертная оценка;
- создание диагностических ситуаций, самооценка и взаимооценка;
− математические и статистические методы обработки данных результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Корноуховская ООШ»
Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан.
Научная новизна исследования заключается в разработке методики диагностики уровня сформированности эколого-географической культуры учащихся 7-х классов.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «эколого-географическая культура», а также в обосновании
возрастных особенностей формирования экологической культуры и специфики ее развития на уроках географии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработано учебно-методическое обеспечение процесса формирования экологической культуры учащихся в процессе изучения географии, включающее в себя:
- программу элективного курса "Геоинформатика".
Достоверность исследования обеспечивается исходными непротиворечивыми методологическими и теоретическими позициями,
применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логике; соотнесением выводов и результатов научной работы с позициями педагогов, проводивших исследования проблемы формирования
эколого-географической культуры у учащихся; экспериментальной проверкой гипотезы исследования в условиях конкретного образовательного учреждения, статистической обработкой полученных экспериментальных
данных; апробацией и внедрением полученных результатов в практику.
Апробация результатов исследования.
По теме диссертации опубликованы 4 статьи, в которых нашли отражение теоретические и практические принципы и результаты
проделанной работы. Основные положения и результаты исследования апробировались в образовательном процессе МБОУ «Корноуховская ООШ» Рыбно-Слободского района республики Татарстан.
Структура и объем работы: включает введение, две главы, выводы, заключение, список использованной литературы и приложения
непосредственных изменений, происходящих в современном информационном обществе и в окружающей природной среде.
Одним из важнейших направлений деятельности в этой области является, безусловно, экологическое воспитание и образование современного населения страны. В повседневной жизни зачастую приходится непосредственно сталкиваться с большой экологической безграмотностью, деформированной экологическим мышлением и сознанием у большой части населения нашей страны.
Наше время требует совершенно нового человека – настоящего исследователя проблем, а не простого обычного исполнителя. Таким
образом, задача учителя – воспитать творческую, активную личность, способную самостоятельно вести поиск, решать возникающие проблемы,
принимать важные решения и нести за них ответственность, делать собственные открытия.
В настоящее время экологическая культура - важнейшее условие развития современного общества. И в связи с этим проблема экологического образования подрастающего нового поколения становится одной из
главнейших задач современной школы. Задача современной школы состоит не только в том, чтобы полноценно сформировать определѐнный и
качественный объѐм знаний по экологии, но и в том, чтобы способствовать целесообразному приобретению навыков учащимися научного анализа, четкому осмыслению тесного взаимодействия общества и природы,
осознанию огромной значимости и пользы практической помощи окружающей среде.
Экологическое образование в географии ставит совершенно новые проблемы перед человеком, так как требуется современно новейший подход
к оценке эффективности школьного обучения, формированию грамотной личности, способной в дальнейшем успешно адаптироваться к непростым условиям жизни и качественно применять экологические знания и навыки на
деле.
Степень разработанности проблемы исследования. Вопросом
экологической культуры в условиях школы занимались многие известные
исследователи, в числе которых С.Н. Глазачев, С.М. Баранов, К.Е. Дадоева и
множество других авторов.
Специфика географического образования представлена в научных
работах В.А. Зайненко, М.А. Гусевой, К.Е. Жабиной, А.П. Ахмадуллиной,
В.М. Лапенко и других авторов.
Определение понятия «экологическая культура» и ее системные особенности формирования и непрерывного развития хорошо рассмотрены в
работах В.А. Выротовской, В.А. Кушманова, А. Н. Захлебного, М.И., Васильевой, М.Ю. Козыркиной, В.А. Махмутовой.
Возможности географии мира и нашей страны в формировании экологической культуры у школьников непосредственно нашли большое
отражение в работах В.М. Лапенко, К.Е. Жабиной, В.А. Кушманова, О. А., Золотухиной, , В.В. Лисниченко, С.М. Набатова и других научных
исследователей.
Изучение научной литературы и полный и качественный анализ образовательной практики по данной проблеме этого исследования
позволили четко и аргументировано выявить следующие противоречия и несоответствия в системе современного школьного образования:
• на социально-педагогическом уровне - между большой потребностью современного общества в личности, которая осознанно строит свою
деятельность согласно требованиям экологического образования и недостаточной ценностной ориентацией всей системы общего среднего образования на непрерывное формирование у учащихся экологической
культуры;
• на научно-педагогическом уровне - между большой значимостью естественно-научного образования в формировании экологической культуры учащихся и не использовании большого потенциала внеурочной и урочной
деятельности;
• на научно-методическом уровне - между необходимостью в осуществлении качественного естественно-научного образования,
основанного на деятельностном подходе в формировании экологической культуры учащихся и в редком использовании современных средств
достижения техники и науки в образовательном процессе.
Таким образом, глубокий анализ степени изученности данной проблемы исследования и образовательной практики совершенно точно
позволяет констатировать, что проблема формирования экологогеографической культуры учащихся 7-х классов средствами
геоинформационных технологий не нашла достаточного и полноценного освещения в педагогической науке и образовательной практике.
Необходимость разрешения указанных выше явных противоречий обусловливает глобальную актуальность исследования, а также определяет
проблему исследования - какими средствами геоинформационных технологий, используемых в
образовании, можно обеспечить процесс формирования экологогеографической культуры учащихся 7-х классов.
Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать
элективный курс, используя средства геоинформационных технологий,
направленный на формирование эколого-географической культуры учащихся
7-х классов.
Объект исследования: формирование эколого-географической культуры учащихся в процессе изучения географии.6
Предмет исследования: формирование эколого-географической культуры учащихся 7-х классов средствами геоинформационных технологий
Гипотеза исследования: формирование эколого-географической культуры учащихся 7-х классов будет успешнее, если использовать средства
геоинформационных технологий.
Гипотеза исследования: процесс формирования экологической культуры учащихся 7 класса на уроках географии будет эффективным, если
обеспечиваются:
- использование средств геоинформационных технологий в
образовательном процессе;
- формирование целостной системы знаний и умений через программу
элективного курса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме формирования эколого-географической культуры учащихся 7-х классов
средствами геоинформационных технологий
2. Разработать элективный курс по формированию экологогеографической культуры учащихся 7-х классов средствами
геоинформационных технологий
3. Экспериментально апробировать элективный курс по формированию
эколого-географической культуры учащихся 7-х классов средствами геоинформационных технологий.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды современных отечественных и зарубежных авторов по вопросам
экологического образования, потенциала уроков географии при формировании экологической культуры учащихся.7
- педагогические концепции экологического образования (Б.Т. Лихачев, , А.Н. Захлебный, Й. Д. Зверев, Е. С. Сластенина, Н. М. Мамедов, Н. Н.
Моисеев, И. Т. Суравегина и др.);
- исследования в области применения средств геоинформационных технологий в образовательном процессе (Р.Р. Вейнберг, В.А. Титов, А.В., Мазуров и др. );
Методы и методики исследования:
− теоретические – анализ научной и учебно-методической литературы, систематизация материалов по изученной проблеме, сравнение,
сопоставление и обобщение;
− эмпирические – изучение передового педагогического опыта, анкетирование и тестирование учащихся 7-х классов общеобразовательных учреждений, опытная работа, педагогический эксперимент
(констатирующий, формирующий, контрольный этап), экспертная оценка;
- создание диагностических ситуаций, самооценка и взаимооценка;
− математические и статистические методы обработки данных результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Корноуховская ООШ»
Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан.
Научная новизна исследования заключается в разработке методики диагностики уровня сформированности эколого-географической культуры учащихся 7-х классов.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «эколого-географическая культура», а также в обосновании
возрастных особенностей формирования экологической культуры и специфики ее развития на уроках географии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработано учебно-методическое обеспечение процесса формирования экологической культуры учащихся в процессе изучения географии, включающее в себя:
- программу элективного курса "Геоинформатика".
Достоверность исследования обеспечивается исходными непротиворечивыми методологическими и теоретическими позициями,
применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логике; соотнесением выводов и результатов научной работы с позициями педагогов, проводивших исследования проблемы формирования
эколого-географической культуры у учащихся; экспериментальной проверкой гипотезы исследования в условиях конкретного образовательного учреждения, статистической обработкой полученных экспериментальных
данных; апробацией и внедрением полученных результатов в практику.
Апробация результатов исследования.
По теме диссертации опубликованы 4 статьи, в которых нашли отражение теоретические и практические принципы и результаты
проделанной работы. Основные положения и результаты исследования апробировались в образовательном процессе МБОУ «Корноуховская ООШ» Рыбно-Слободского района республики Татарстан.
Структура и объем работы: включает введение, две главы, выводы, заключение, список использованной литературы и приложения
Экологическая культура определяется как индивидуальная характеристика степени соответствия личности требованиям экологического образования: привитие учащимся экологических знаний, умений, навыков,
направленных на формирование экологического сознания, мышления, мировоззрения, необходимых для общей ориентации в экологической обстановке, для устранения или ограничения действий экологического риска.
Проведенное исследование было направлено на формирование экологической культуры учащихся 8-9-х классов на уроках географии (при
изучении курса «Геоинформатика»).
Педагогическая проблема изучалась с позиции философии, психологии, социологии, истории образования, технологии, структуры,
содержания, системы, в результате чего была подтверждена выдвинутая гипотеза, решены поставленные задачи. В ходе исследования были выявлены и экспериментально проверены педагогические условия формирования
экологической культуры учащихся.
Апробация разработанного учебно-методического обеспечения по формированию экологической культуры учащихся позволила судить об его
эффективности, что является подтверждением сформулированной гипотезы.
В практической части представлено описание экспериментального исследования сформированности экологической культуры. В качестве участников исследования выступали ученики 7 классов МБОУ «Корноуховская ООШ» и МБОУ «Масловская СОШ». Основной целью
экспериментального исследования был разработан элективный курс по
формированию экологической компетенции на уроках географии среди учеников 7 класса.
Для достижения поставленной цели были проведены:
- первичная диагностика на основе эссе на тему «В чем лично для меня состоит ценность окружающей меня природы?» и беседы с учениками;
- формирующий эксперимент, в ходе которого разработан и апробирован элективный курс «Геоинформатика». Главная идея опыта
состоит в том, чтобы создать условия для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся на основе ИКТ компетенций;
- повторная диагностика, которая показала, что в экспериментальной группе отмечено существенное снижение количества участников,
продемонстрировавшие низкий уровень сформированности экологической
компетенции, при этом возросло количество учеников, показавших высокий и средний уровень экологической компетенции. Динамика показателей контрольной группы незначительна.
Подобная картина позволила говорить об эффективности проведенной работы по формированию и развитию экологической культуры учащихся класса на уроках географии.
направленных на формирование экологического сознания, мышления, мировоззрения, необходимых для общей ориентации в экологической обстановке, для устранения или ограничения действий экологического риска.
Проведенное исследование было направлено на формирование экологической культуры учащихся 8-9-х классов на уроках географии (при
изучении курса «Геоинформатика»).
Педагогическая проблема изучалась с позиции философии, психологии, социологии, истории образования, технологии, структуры,
содержания, системы, в результате чего была подтверждена выдвинутая гипотеза, решены поставленные задачи. В ходе исследования были выявлены и экспериментально проверены педагогические условия формирования
экологической культуры учащихся.
Апробация разработанного учебно-методического обеспечения по формированию экологической культуры учащихся позволила судить об его
эффективности, что является подтверждением сформулированной гипотезы.
В практической части представлено описание экспериментального исследования сформированности экологической культуры. В качестве участников исследования выступали ученики 7 классов МБОУ «Корноуховская ООШ» и МБОУ «Масловская СОШ». Основной целью
экспериментального исследования был разработан элективный курс по
формированию экологической компетенции на уроках географии среди учеников 7 класса.
Для достижения поставленной цели были проведены:
- первичная диагностика на основе эссе на тему «В чем лично для меня состоит ценность окружающей меня природы?» и беседы с учениками;
- формирующий эксперимент, в ходе которого разработан и апробирован элективный курс «Геоинформатика». Главная идея опыта
состоит в том, чтобы создать условия для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся на основе ИКТ компетенций;
- повторная диагностика, которая показала, что в экспериментальной группе отмечено существенное снижение количества участников,
продемонстрировавшие низкий уровень сформированности экологической
компетенции, при этом возросло количество учеников, показавших высокий и средний уровень экологической компетенции. Динамика показателей контрольной группы незначительна.
Подобная картина позволила говорить об эффективности проведенной работы по формированию и развитию экологической культуры учащихся класса на уроках географии.



