Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки формирования эколого-географической культуры учащихся 9
1.1. Понятие эколого-географической культуры, ее структура и
содержание 9
1.2. Использование геоинформационных технологий в экологогеографическом образовании 15
1.3. Психолого-педагогическое аспекты формирования экологогеографической культуры обучающихся 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологогеографической культуры учащихся 7-х классов средствами геоинформационных технологий 54
2.1 Методы и методики исследования сформированости экологогеографической культуры учащихся в учебно-воспитательном процессе в условиях сельской школы 54
2.2 Программа по формированию эколого-географической культуры учащихся 7-х классов средствами геоинформационных технологий 62
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию эколого-географической культуры учащихся 7-х классов средствами геоинформационных технологий 66
Заключение 69
Список литературы 71
Приложение
Актуальность исследования. На современном этапе развития перед системой воспитания и образования стоят очень важные задачи, связанные с процессом гуманизации воспитания, с острой необходимостью реальных перемен и тенденций в обучении детей и молодежи с учетом
непосредственных изменений, происходящих в современном информационном обществе и в окружающей природной среде.
Одним из важнейших направлений деятельности в этой области является, безусловно, экологическое воспитание и образование современного населения страны. В повседневной жизни зачастую приходится непосредственно сталкиваться с большой экологической безграмотностью, деформированной экологическим мышлением и сознанием у большой части населения нашей страны.
Наше время требует совершенно нового человека – настоящего исследователя проблем, а не простого обычного исполнителя. Таким
образом, задача учителя – воспитать творческую, активную личность, способную самостоятельно вести поиск, решать возникающие проблемы,
принимать важные решения и нести за них ответственность, делать собственные открытия.
В настоящее время экологическая культура - важнейшее условие развития современного общества. И в связи с этим проблема экологического образования подрастающего нового поколения становится одной из
главнейших задач современной школы. Задача современной школы состоит не только в том, чтобы полноценно сформировать определѐнный и
качественный объѐм знаний по экологии, но и в том, чтобы способствовать целесообразному приобретению навыков учащимися научного анализа, четкому осмыслению тесного взаимодействия общества и природы,
осознанию огромной значимости и пользы практической помощи окружающей среде.
Экологическое образование в географии ставит совершенно новые проблемы перед человеком, так как требуется современно новейший подход
к оценке эффективности школьного обучения, формированию грамотной личности, способной в дальнейшем успешно адаптироваться к непростым условиям жизни и качественно применять экологические знания и навыки на
деле.
Степень разработанности проблемы исследования. Вопросом
экологической культуры в условиях школы занимались многие известные
исследователи, в числе которых С.Н. Глазачев, С.М. Баранов, К.Е. Дадоева и
множество других авторов.
Специфика географического образования представлена в научных
работах В.А. Зайненко, М.А. Гусевой, К.Е. Жабиной, А.П. Ахмадуллиной,
В.М. Лапенко и других авторов.
Определение понятия «экологическая культура» и ее системные особенности формирования и непрерывного развития хорошо рассмотрены в
работах В.А. Выротовской, В.А. Кушманова, А. Н. Захлебного, М.И., Васильевой, М.Ю. Козыркиной, В.А. Махмутовой.
Возможности географии мира и нашей страны в формировании экологической культуры у школьников непосредственно нашли большое
отражение в работах В.М. Лапенко, К.Е. Жабиной, В.А. Кушманова, О. А., Золотухиной, , В.В. Лисниченко, С.М. Набатова и других научных
исследователей.
Изучение научной литературы и полный и качественный анализ образовательной практики по данной проблеме этого исследования
позволили четко и аргументировано выявить следующие противоречия и несоответствия в системе современного школьного образования:
• на социально-педагогическом уровне - между большой потребностью современного общества в личности, которая осознанно строит свою
деятельность согласно требованиям экологического образования и недостаточной ценностной ориентацией всей системы общего среднего образования на непрерывное формирование у учащихся экологической
культуры;
• на научно-педагогическом уровне - между большой значимостью естественно-научного образования в формировании экологической культуры учащихся и не использовании большого потенциала внеурочной и урочной
деятельности;
• на научно-методическом уровне - между необходимостью в осуществлении качественного естественно-научного образования,
основанного на деятельностном подходе в формировании экологической культуры учащихся и в редком использовании современных средств
достижения техники и науки в образовательном процессе.
Таким образом, глубокий анализ степени изученности данной проблемы исследования и образовательной практики совершенно точно
позволяет констатировать, что проблема формирования экологогеографической культуры учащихся 7-х классов средствами
геоинформационных технологий не нашла достаточного и полноценного освещения в педагогической науке и образовательной практике.
Необходимость разрешения указанных выше явных противоречий обусловливает глобальную актуальность исследования, а также определяет
проблему исследования - какими средствами геоинформационных технологий, используемых в
образовании, можно обеспечить процесс формирования экологогеографической культуры учащихся 7-х классов.
Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать
элективный курс, используя средства геоинформационных технологий,
направленный на формирование эколого-географической культуры учащихся
7-х классов.
Объект исследования: формирование эколого-географической культуры учащихся в процессе изучения географии.6
Предмет исследования: формирование эколого-географической культуры учащихся 7-х классов средствами геоинформационных технологий
Гипотеза исследования: формирование эколого-географической культуры учащихся 7-х классов будет успешнее, если использовать средства
геоинформационных технологий.
Гипотеза исследования: процесс формирования экологической культуры учащихся 7 класса на уроках географии будет эффективным, если
обеспечиваются:
- использование средств геоинформационных технологий в
образовательном процессе;
- формирование целостной системы знаний и умений через программу
элективного курса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме формирования эколого-географической культуры учащихся 7-х классов
средствами геоинформационных технологий
2. Разработать элективный курс по формированию экологогеографической культуры учащихся 7-х классов средствами
геоинформационных технологий
3. Экспериментально апробировать элективный курс по формированию
эколого-географической культуры учащихся 7-х классов средствами геоинформационных технологий.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды современных отечественных и зарубежных авторов по вопросам
экологического образования, потенциала уроков географии при формировании экологической культуры учащихся.7
- педагогические концепции экологического образования (Б.Т. Лихачев, , А.Н. Захлебный, Й. Д. Зверев, Е. С. Сластенина, Н. М. Мамедов, Н. Н.
Моисеев, И. Т. Суравегина и др.);
- исследования в области применения средств геоинформационных технологий в образовательном процессе (Р.Р. Вейнберг, В.А. Титов, А.В., Мазуров и др. );
Методы и методики исследования:
− теоретические – анализ научной и учебно-методической литературы, систематизация материалов по изученной проблеме, сравнение,
сопоставление и обобщение;
− эмпирические – изучение передового педагогического опыта, анкетирование и тестирование учащихся 7-х классов общеобразовательных учреждений, опытная работа, педагогический эксперимент
(констатирующий, формирующий, контрольный этап), экспертная оценка;
- создание диагностических ситуаций, самооценка и взаимооценка;
− математические и статистические методы обработки данных результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Корноуховская ООШ»
Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан.
Научная новизна исследования заключается в разработке методики диагностики уровня сформированности эколого-географической культуры учащихся 7-х классов.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «эколого-географическая культура», а также в обосновании
возрастных особенностей формирования экологической культуры и специфики ее развития на уроках географии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработано учебно-методическое обеспечение процесса формирования экологической культуры учащихся в процессе изучения географии, включающее в себя:
- программу элективного курса "Геоинформатика".
Достоверность исследования обеспечивается исходными непротиворечивыми методологическими и теоретическими позициями,
применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логике; соотнесением выводов и результатов научной работы с позициями педагогов, проводивших исследования проблемы формирования
эколого-географической культуры у учащихся; экспериментальной проверкой гипотезы исследования в условиях конкретного образовательного учреждения, статистической обработкой полученных экспериментальных
данных; апробацией и внедрением полученных результатов в практику.
Апробация результатов исследования.
По теме диссертации опубликованы 4 статьи, в которых нашли отражение теоретические и практические принципы и результаты
проделанной работы. Основные положения и результаты исследования апробировались в образовательном процессе МБОУ «Корноуховская ООШ» Рыбно-Слободского района республики Татарстан.
Структура и объем работы: включает введение, две главы, выводы, заключение, список использованной литературы и приложения
Экологическая культура определяется как индивидуальная характеристика степени соответствия личности требованиям экологического образования: привитие учащимся экологических знаний, умений, навыков,
направленных на формирование экологического сознания, мышления, мировоззрения, необходимых для общей ориентации в экологической обстановке, для устранения или ограничения действий экологического риска.
Проведенное исследование было направлено на формирование экологической культуры учащихся 8-9-х классов на уроках географии (при
изучении курса «Геоинформатика»).
Педагогическая проблема изучалась с позиции философии, психологии, социологии, истории образования, технологии, структуры,
содержания, системы, в результате чего была подтверждена выдвинутая гипотеза, решены поставленные задачи. В ходе исследования были выявлены и экспериментально проверены педагогические условия формирования
экологической культуры учащихся.
Апробация разработанного учебно-методического обеспечения по формированию экологической культуры учащихся позволила судить об его
эффективности, что является подтверждением сформулированной гипотезы.
В практической части представлено описание экспериментального исследования сформированности экологической культуры. В качестве участников исследования выступали ученики 7 классов МБОУ «Корноуховская ООШ» и МБОУ «Масловская СОШ». Основной целью
экспериментального исследования был разработан элективный курс по
формированию экологической компетенции на уроках географии среди учеников 7 класса.
Для достижения поставленной цели были проведены:
- первичная диагностика на основе эссе на тему «В чем лично для меня состоит ценность окружающей меня природы?» и беседы с учениками;
- формирующий эксперимент, в ходе которого разработан и апробирован элективный курс «Геоинформатика». Главная идея опыта
состоит в том, чтобы создать условия для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся на основе ИКТ компетенций;
- повторная диагностика, которая показала, что в экспериментальной группе отмечено существенное снижение количества участников,
продемонстрировавшие низкий уровень сформированности экологической
компетенции, при этом возросло количество учеников, показавших высокий и средний уровень экологической компетенции. Динамика показателей контрольной группы незначительна.
Подобная картина позволила говорить об эффективности проведенной работы по формированию и развитию экологической культуры учащихся класса на уроках географии.
1. Ахмадуллин А.П. Методика преподавания географии. М.: Эксмо, 2016. – 323 с.
2. Аксакалова Г.П. Все только начинается… обзор современных учебников по географии Г.П. Аксакалова // «Школьное обозрение». 2015. – №
2-3. – С. 66-76
3. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийнотерминологический словарь / Э.Б. Алаев. - М.: Мысль, 2015. – 156 с.
4. Анучин В.А. Основы природопользования / В.А. Анучин. - М.: Мысль, 1978. – 210 с.
5. Асмолов А.Г. От экологических знаний - к картине мира / А.Г. Асмолов // Вестник образования. - 2014. - № 7. – С. 55-63
6. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии / Н.Н. Баранский. - М. Просвещение, 1990. – 561с.
7. Баранов С.М. Экологическое образование в школе. Казань: Идель, 2017. – 109 с.
8. Васильева М.И. Подходы к определению сущности понятия экологическая компетенция. // ЭКО. – 2017. – №1. – С. 66-73.
9. Выротовская В.А. Специфика формирования экологической компетенции учащихся среднего звена. // Вестник ОмГУ. – 2017. – №1. – С.
90-95.
10. Ганеева С.М. Экологическое воспитание в современной школе: монография. М: Академия, 2018. – 123 с.
11. Глазачев С.Н. Моделирование пространства формирования экологической культуры: теоретический аспект // Вестник Международной
академии наук. Русская секция. - 2018. - №1. С. 1- 5.
12. Гусева М.А. Межпредметные связи на уроках географии // Молодой ученый. – 2017. –№1. – С. 77-84.
13. Дадоева К.Е. Экологическое воспитание в условиях школы // ЭКО. – 2016. – №1. – С. 77-83.72
14. Егоршина В.М. Методика преподавания географии. М.: Эксмо, 2017. -183 с.
15. Жабина К.Е. Особенности формирования экологической компетенции на уроках географии // Вестник МГПУ. – 2017. -№1. – С. 77-82.
16. Зайненко В.А. Школьная программа географии: методика преподавания. М.: Инфра-М, 2017. -190 с.
17. Захлебный А. Н. Экологическая компетенция - новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2017. - № 3. - С. 3-8.
18. Золотухина О. А. Формирование картины мира ребенка в системе непрерывного экологического образования // Продуктивное образование:
формирование картины мира ребенка и его педагогическое сопровождение:
материалы международной научно-практической конференции (1-3 февраля 2012 г.) / под ред. Е. А. Александровой, М. П. Зиновьевой. - М.: Экшен, 2015. - С. 108-111.
19. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. - М.: Чистые пруды, 2017. - 32 с.
20. Имаменков В.С. Возрастная динамика развития экологической компетенции // Вестник ОмГУ. – 2017. –№1. – С. 55-63.
21. Камалова В.А. Экологические проблемы Татарстана // Экологическое образование. – 201.7 –№1. – С. 66-72.
22. Каптерев П. Ф. История русской педагогии / П.Ф. Каптерев Изд. 2-е, пересмотр. и доп. - Пг.: Земля, 1915. - 746 с.
23. Козыркина М.Ю. Компетентностный подход в педагогическом образовании. – Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. – 392 с.
24. Коровина Ж.С. Отношение школьников к природе. - М.: Науч. мир, 2017. – 145с.
25. Кушманов В.А. Экологическая компетентность школьников: подходы к определению и формированию // Школьное образование. – 2018. – №1. – С. 88-94.73
26. Лапенко В.М. Взаимосвязь географии и экологии в школьной программе. //Классный руководитель. – 2017. – №1. – С. 55- 59.
27. Лисниченко В.В. Лисниченко Н.Б. Педагогическая сущность экорациональной модели поведения // Экологическое образование и экологическая наука: проблемы и сотрудничество: Материалы IV Международной конференции (17-19 ноября 2015 г.). – Архангельск: Поморский университет, 2015. С. 94 - 98.
28. Лисниченко В.В. Лисниченко Н.Б. Содержание регионального компонента системы личной экологической безопасности // Экологическое
образование и экологическая наука: проблемы и сотрудничество: Материалы IV Международной конференции (17-19 ноября 2015 г.). – Архангельск: Поморский университет, 2015. С. 98 – 103
29. Лисниченко В.В. Формирование основ системы личной экологической безопасности // Экологическое образование и экологическая
наука: проблемы и сотрудничество: Материалы IV Международной конференции (17-19 ноября 2015 г.). – Архангельск: Поморский университет,
2015. С. 88-93.
30. Лисниченко В.В. Экорациональная модель поведения и скрытые формы экологически некорректной организации бытия. Экология: проблемы и программы. Сборники статей и докладов. – Северодвинск: СЕВМАШВТУЗ,
2016. С.75 – 78.
31. Лисниченко В.В. Экорациональная модель поведения как базисное понятие педагогической экологии // Актуальные проблемы
социально-гуманитарных наук. Сборник статей. Выпуск №2 – Северодвинск.
СЕВМАШВТУЗ/Северодвинское отделение Ломоносовского фонда. – 2017. –
С. 4-25.
32. Лисниченко В.В., Лисниченко Н.Б. Совершенствование системы
экологического воспитания и образования учащихся. – Северодвинск, РИО
СЕВМАШВТУЗА, 2016. – 128 с.74
33. Лисниченко В.В., Лисниченко Н.Б. Сущность экологического воспитания как общественного явления // Экология и жизнь: Сборник
материалов VII Международной научно-практической конференции. – Пенза,
2015. С. 34 – 36.
34. Лисниченко В.В., Лисниченко Н.Б. Экологическое мировоззрение
и экорациональная модель поведения //Теоретические и прикладные
проблемы психологии личности: Сборник материалов Международной
научно-практической конференции 17-18 ноября 2015 г. – Пенза, 2015. С. 77 – 79.
35. Макоедова А.А. Экологизация образовательного процесса как основа формирования экологической компетентности школьников // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – № 3. – C. 292-301.
36. Маменов С.М. Экология: учебник для 9 класса. М,: Эксмо, 2018 -2016. -320 с.
37. Махмутова В.А. Развитие экологической компетенции. // ЭКО –2015 – №1 – С. 77-90.
38. Максаковский В.П. Географическая культура / В.П. Максаковский. -М. ВЛАДОС, 2016. – 256с.
39. Максаковский В.П. Инновационный учебник по социальноэкономической географии мира / В.П. Максаковский // «География в школе».
2017. – № 5. – С. 41-48.
40. Набатов С.М. Инновационные технологии на уроках географии. //Вестник ОмГУ. – 2018. – №1. – С. 7-11.
41. Нечаева Т.А. Понятие экологической компетентности в профессиональном образовании // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф.
Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2016.
42. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Мир и Образование, Оникс, 2015. - 736 с.75
43. Очаповская М.И. Экологическая ситуация в столице РФ // Поволжье. – 2017. – №1. – С. 88-95.
44. Павлушина В.Д. Методика проведения эколого-психологического тренинга // Школа здоровья. 2017. - №2.- С.114-121.
45. Панов У.К. Проектная деятельность на уроках географии // Вестник КГТУ. – 2017. – №1. – С. 11-19.
46. Прохорова О.Ю. Школа и проблема охраны природы. - М.: Проспект, 2016. – 263с.
47. Романовская Т.П. Экологическая культура и ее развитие на уроках географии. // ЭКО. – 2016. – №2. - С. 66-73.
48. Садыков А.М. Теоретические основы экологического образования // Экологическое образование и устойчивое развитие. - 2016. -
№7. – С. 26-31.
49. Тайсин А.С. География Татарстана: учебник 8-9 класс. Казань, 2015. -283 с.
50. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2015.
51. Савина Т. В., Кабернюк Т. П. Формирование экологической компетенции обучающихся посредством практической деятельности в
школьном лесничестве в условиях сельской школы [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). - СПб.: Свое издательство, 2016. - С. 23 .
52. Хусаинов, З.А. Основы формирования экологической культуры учащихся / З.А. Хусаинов // Инновации в образовании, 2013. –№2. – С.66.
53. Alibrandi, M. gis as a tool in interdisciplinary environmental studies: Student, teacher, and community perspectives. Meridian, v. 1, n. 2, 2014.
54. Patterson, M.; Reeve, K.; Page, D. Integrating geographic information systems into the secondary curricula. Journal of Geography, v. 102, n. 6, p. 275-
281, 2013.