Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль Индии в системе международных отношений на современном этапе (по документальным материалам)

Работа №36014

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы85
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
552
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Религиозно—этические истоки и основные направления внешней политики Республики Индия 9
1.1. Пацифистская философия Махатмы Ганди 9
1.2. Политика неприсоединения Дж. Неру 11
1.3. Региональная политика Индии: проблемы и решения 16
Глава 2. Индия в системе международных отношений на современном этапе 29
2.1. Основные направления внешней политики Индии в отношениях с ведущими странами мира 29
2.2. Отношения Индии с Китаем и США, как существенный фактор
международной политики XXI века 38
2.3. Стратегический треугольник Россия-Китай-Индия: евразийский
аспект 50
Глава 3. Индо-Пакистанский конфликт и его влияние на международные отношения 61
3.1. Причины и предпосылки конфликта 61
3.2. Динамика и урегулирование 67
Заключение 77
Список использованных источников и литературы

Актуальность исследования. Индия - яркая, самобытная и своеобразная страна, один из древнейших очагов цивилизации. В этой стране древние традиции и верования, касты, кустарные ремесла и разнообразнейшие промыслы весьма органично сочетаются с космическими исследованиями, высокими технологиями и современными производствами.
На сегодняшний день Индию, без преувеличения, можно назвать наиболее влиятельным государством в Южно-азиатском регионе. Обусловлено это и превосходством Индии над другими странами региона по численности населения и по территории, и более развитой экономикой.
После нескольких десятков лет своего независимого развития, Индия сейчас, находится на пороге превращения в великую державу. Это государство обратило на себя мировое внимание в июле 2005 г., когда Дели заключил ядерное соглашение с президентом США. Но этот прорыв - всего лишь один из ряда показателей значительных перемен, происходящих во внешней политике Индии после окончания холодной войны. Сегодня, в начале XXI века, Индия переживает процесс трансформации в государство, имеющее возможность самым решительным образом влиять на глобальное политическое равновесие. В будущем вероятно, она сможет оказывать воздействие на решение особенно важных вопросов наступившего века - управление процессом глобализации, политическая модернизация расширенного Ближнего Востока, обеспечение стабильности в Азии. Учитывая перспективы Индии на мировой арене можно сделать вывод, что в научной литературе новой внешней политике этого государства уделяется недостаточно внимания. Между тем, в последние годы индийские лидеры значительно потрудились над повышением статуса Индии в мире и регионе, над укреплением ее мощи. Дели напряженно работал над изменением отношения с ближайшими соседями, над поиском способов сосуществования со своими главными соперниками в регионе - Пакистаном и Китаем, над восстановлением позиций в регионах Персидского залива и Тихого океана. В то же время Индия расширяла отношения с государствами-лидерами мировой политики - в первую очередь, с США.
Индия вступает на мировую политическую арену XXI века как первая за пределами географического Запада демократическая страна с сильной экономикой, обширной территорией, населением, которое отличается религиозным и этническим своеобразием, процветающей культурой. Это государство имеет все возможности играть ключевую роль в крупных политических битвах грядущих десятилетий. Но как скоро эта возможность будет реализована и будет ли вообще - зависит от готовности крупных мировых держав к сотрудничеству с Индией на ее условиях.
Тема исследования представляется актуальной, поскольку в последнее время изучение стран Востока в заметной степени приобретает политико-прикладной характер и способствует внешнеполитическому долгосрочному прогнозированию, так как не только развивающиеся, но уже и развитые страны заинтересованы в установлении гармоничной системы взаимоотношений.
Также следует отметить, что Южно-азиатский субконтинент имеет свою специфику - здесь сталкивались и продолжают сталкиваться национальные интересы наиболее крупных стран мира, с одной стороны стран субконтинента - прежде всего Пакистана и Индии, с другой - Китая, США и РФ. Таким образом, Индия находится в числе государств, существенно влияющих на мировую геополитику.
Российско-индийские связи традиционно носят дружественный характер. Между Россией и Индией нет почвы для возникновения конфликтов на этно-национальной, религиозной или цивилизационной основе. Перспективы дальнейшего сотрудничества России и Индии в настоящее время являются чрезвычайно актуальными. Также актуальным является индо-пакистанский конфликт и его влияние на дальнейшую внешнюю политику Индии.
Степень изученности проблем. Данная работа опирается на труды российских и зарубежных исследователей. К числу отечественных экспертов, в чьих работах анализируются различные аспекты российскоиндийских отношений, относятся: Е.А. Брагина , СИ. Лунев , Т.Л. Шаумян , Г.К. Широков , Ю.Н. Юрлов и др. В работах этих авторов описывается взаимосвязь внутренней и внешней политики, прослеживается динамика процесса принятия внешнеполитических решений, выделяется причинно-следственная связь различных изменений на политическом арене.
Среди зарубежных исследователей особо следует выделить работы индийских ученых Г. Капура , Б.П. Саха, политических деятелей Индии М. Ганди , М. Сингха, которые внесли значительный вклад в теоретическое осмысление процессов глобализации и регионализации и в развитие российско-индийского диалога.
Объектом исследования является внешняя политика Индии.
Предмет исследования - особенности внешней политики Индии на современном этапе.
Цель исследования - проанализировать направленность внешней политики Индии на современном этапе и показать ее специфику, опираясь на представленные в СМИ документальные материалы.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены и решены следующие задачи:
1. Выявить и ввести в научный оборот источники по теме исследования.
2. Охарактеризовать исторические предпосылки, законодательную основу и сущность внешней политики Индии.
3. Определить роль и место Индии в системе международных отношений на современном этапе.
4. Охарактеризовать специфику взаимоотношений Индии с ведущими мировыми державами в частности, с Китаем, Россией и США.
Источниковая база исследования. В процессе работы мной был использован широкий круг источников, представленных на двух языках: русском и английском.
При написании дипломной работы были использованы официальные документы и другие значимые источники.
В официальных документах, в которых отражены концептуальные основы и принципы функционирования индийской внешней политики.
К источникам относятся документы и материалы руководства государства и Министерства иностранных дел Индии , в которых также отражена официальная позиция Индии.
Кроме того, использовались доклады международных организаций: 
Программы Развития ООН (UNDP) , Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) , Всемирного Банка (WB) . Использовались также материалы периодической печати, доступные через Интернет.
Методологической основой данной работой является совокупность общих и специально-научных методов познания. Работа опирается на проблемно-хронологический принцип изложения материала, принципа научной объективности, а также принципы системно-функционального и прогностического анализа. В работе использовались частные методы, широко применяемые в геополитических исследованиях: контент-анализ, ивент-анализ, моделирование, прогнозирование.
Также для прослеживания динамики процесса мирного урегулирования индо-пакистанского конфликта применяются:
• хронологический метод - рассматриваем хронологию события, для определения динамики развития индо-пакистанского конфликта,
• проблемный метод - регулирование мирных и военных вопросов,
• диалектический подход - переход от войны к миру.
Хронологические рамки данного исследования охватывают период с 2000-х годов по 2019 год.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Индия, одна из древнейших стран мира, в течении почти 200 лет находилась под господством английских колонизаторов. В 1947 году Индия добилась независимости, получив статус доминиона, а 1950 году была провозглашена республикой. Политика Индии, оного из наиболее далеко прошедшего по капиталистическому пути развития освободившегося от колониального гнета государства, во внешнеэкономических, также как и во внутриэкономических вопросах, направлена на преодоление хозяйственной отсталости страны. Своей первоочередной задачей она ставит ускоренное развитие национальных производительных сил. Индийское правительство принимает активное участие в решении этой задачи, используя рычаги косвенного регулирования национальной экономики и непосредственно участвуя в воспроизводственном процессе через механизм государственного сектора. Для лучшего использования внутренних ресурсов и средств, привлекаемых из-за рубежа, а также общей координации деятельности государственного и частного секторов национальной экономики и преодоления зависимости от империализма, государство стало активно применять в своей экономической политике методы программирования и планирования. Значение внешнеэкономических связей для хозяйственного развития Индии определяется необходимостью привлечения в страну дополнительных материальных и финансовых средств, а также реализации части продукции на мировом рынке.
Оно многократно возрастает в эпоху научно-технической революции, ибо внешнеэкономические связи становятся одним из наиболее важных каналов, по которому осуществляется импорт достижений НТР из промышленно развитых государств. Преодолевая явное и скрытое действие империализма, Индия ведет борьбу за эффективное использование своих внешнеэкономических связей, важнейшими элементами которых являются внешняя торговля, получение иностранной технической помощи на межправительственной основе, а также инвестиции иностранного частного капитала. Каждая из составных частей внешнеэкономических связей Индии играла и продолжает играть важную роль в ее хозяйственной политике, однако их относительное значение меняется по мере укрепления национальной экономики. К началу 70-х годов важным фактором жизни страны стал государственный сектор экономики, произошло определенное ограничение деятельности иностранного капитала, расширились и укрепились экономические связи со странами Восточной Европы. Эти изменения оказали серьезное влияние как на внутриэкономическое положение страны, так и на характер ее взаимоотношений с внешним миром, в частности была достигнута большая сбалансированность в масштабах и интенсивности хозяйственных связей с капиталистическими странами и странами Восточной Европы и СССР.
Соответственно претерпели качественные изменения все элементы внешнеэкономических связей Индии. В первую очередь это привело к сокращению размеров и, что особенно важно, ухудшению условий привлечения в страну иностранных частных инвестиций. Вместе с тем взаимоотношения Индии с иностранным частным капиталом остаются чрезвычайно тесными, что достигается предоставлением льгот иностранным компаниям, обязующимся ввозить в страну новую технологию, развивать ее экспорт или производство энергоресурсов. Индия благожелательно относится к иностранной технической, финансовой и экономической помощи, предоставляемой на межправительственной основе.
Следует отметить роль государственной помощи стран Восточной Европы и СССР, а теперь СНГ и в первую очередь России, которые внесли существенный вклад в развитие индийской экономики, в создание многих ее отраслей. Строительство приих содействии машиностроительных, химических, металлургических предприятий, атомных электростанций, учебных и научных центров укрепило, а в ряде случаев заложило практически на пустом месте базу научно- технического прогресса страны. В настоящее время в связи с коренными изменениями, произошедшими в экономике и политике стран бывшего социалистического лагеря, поток помощи из стран Восточной Европы уменьшился и Индии приходится заново переориентировать свои экономические связи, укрепляя внешнеэкономические отношения с развитым капиталистическими, а также с развивающимися странами. Проблемы укрепления собственной производственной базы и некоторые экономические трудности, в частности в сфере платежного баланса, побуждают Индию к усилению роли внешнеторговых связей в решении общенациональных проблем хозяйственного развития. Использования Индией внешнеэкономических связей осуществляется, в первую очередь, в целях ликвидации экономической зависимости от империализма и упрочения хозяйственной самостоятельности страны. Необходимо отметить, что индийская буржуазия и, в первую очередь, ее монополистические круги, стремятся подчинить внешнеэкономические связи интересам максимизации своих прибылей. Отражением этого направления в развитии внешнеэкономической стратегии Индии является курс на ускоренное развертывание товарообмена с развивающимися странами. Страны Афроазиатского региона стали одним из основных рынков сбыта продукции новых отраслей индийской обрабатывающей промышленности и одновременно важным поставщиком сельскохозяйственной продукции и сырья и, что особенно важно, минерального сырья и нефти для нужд индийской промышленности. Освоение этого рынка производится в Индии объединенными усилиями государственного и частного секторов, причем наряду с товарообменом большое значение приобретает экспорт государственного и частного капитала. Неравномерность капиталистического развития обусловила такое положение, при котором Индия, продолжая отставать от развитых капиталистических государств, в то же время значительно опережает большинство развивающихся стран. Это тоже накладывает отпечаток на внешнеэкономическую политику Индии, согласно которой основными внешнеторговыми партнерами Индии остаются развитые капиталистические страны, страны СНГ и Россия. Страны, которые имеют официальные дипломатические отношения с Индией. Внешняя политика Индии всегда считали концепция соседства, как один расширения концентрическими кругами вокруг центральной оси исторических и культурных общностей.
Индия - единое государство, экономическое могущество и культурное богатство формируют регионы. «Видимо, единая Индия с ее развитым внутренним рынком и территориальным разделением труда, демократическим государственным устройством и весьма продуманной культурной политикой предоставляет, пусть и не без ошибок и сбоев, возможности для большинства регионов и этносов реализовать свой экономический потенциал, участвовать в реализации общегосударственных программ развития и, вместе с тем, сохранять значительную автономию, развивать культуру и традиции.» Опыт Индии, как позитивный, так и негативный, мог бы дать россиянам немалую пищу для размышлений, ибо при всех различиях наших стран, Индия все же имеет с Россией много сходных черт. Как и Россия, Индия сохранила все своеобразие своих региональных и этнокультурных составляющих.



1. Annual report 2012-2013. World Economic Forum. The Global
Economic situation and India’s. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2012-2013/ (дата обращения 13.04.2019)
2. Embassy of India. Overview of India-Russian Economic Cooperation, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.indianembassy.ru/ (дата обращения 26.02.2019)
3. Forecasting and Assessment Council (TIFAC) of India's. Indian Vision
2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.indiavision2020.org (дата обращения 23.04.2019)
4. NASSCOM (The National Association of Software and Services
Companies) [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.nasscom.org (дата обращения 25.04.2019)
5. Q&A: Kashmir dispute // BBC News, [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://news.bbc.co.uk/2/hi/south asia/2739993.stm (дата
обращения: 26.02.2019).
6. The Planning Commission of India. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://www.planningcommission.gov.in/
(дата обращения 19.04.2019)
7. Transparency International. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.transparency.org (дата обращения 01.03.2019)
8. UNDP in India, India Factsheet Economic and Human Development Indicators, [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://undp.org/content/india/en/home/library.html (дата обращения
20.03.2019)
9. United Nations Population Fund (UNFPA), [Электронный ресурс].
Режим доступа: https: //www.un.org/ru/sections/issues-
depth/population/ (дата обращения 15.03.2019)
10. Working Group on Privatization and Corporate Governance of State Owned Assents. State Owned Enterprises in India: Reviewing the Evidence, 26 June 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.nseindia.com/research/content/res QB9.pdf (дата
обращения 17.03.2019)
11. World Bank, Republic of India. Corporate Governance of Central Public Sector Enterprises, [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://siteresources.worldbank.org/FINANCIALSECTOR/Resources/In dia CG Public Sector Enterprises.pdf (дата обращения 11.04.2019)
12. World Nuclear Association. Nuclear Power in India. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.world-nuclear.org/information- library/country-profiles/countries-g-n/india.aspx (дата обращения
04.04.2019)
13. Ганди М. К. Моя жизнь. -М.: Наука, 1969. - 110 с.
14. Деловой совет по сотрудничеству с Индией, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russ-ind.ru/ (дата обращения 13.04.2019)
15. Конституция Индии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=28 (дата обращения 20.03.2019)
16. Министерство иностранных дел Российской Федерации,
[Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mid.ru/ (дата
обращения 01.03.2019)
17. Портал внешнеэкономической информации Министерства
экономического развития Российской Федерации, [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.ved.gov.ru/exportcountries/in/about in/ved in/ (дата обращения 15.03.2019)
B. Литература
1. Kapur A. Regional Security Structures in Asia, London and N.Y. Routledge Curzon., 2003. - 400p.
2. Kenneth Rogoff, What’s Troubling India? [Электронный ресурс].
Режим доступа: https: //defence. pk/pdf/threads/whats-troubling-
india.217240/ (дата обращения 21.04.2019)
3. Rangaraian C. Development, Inflation, and Monetary Policy // India's Economic Reforms and Development Essays for Manmohan Singh. Delhi., 1998. - 250 p.
4. Saha B.P. Globalization and Global Information Society: Threat to Indian Society and Cultural Ethos. Calcutta, India., 1999. - 325p.
5. Sardar FS Lodi, Patron Lt Gen / Pakistan’s Nuclear Doctrine [analysis Pakistan’s doctrine vis-a-vis its nuclear capability], [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.defencejournal.com/apr99/pak- nuclear-doctr, (дата обращения: 18.02.2019).
6. The Design of Indian Development // India's Economic Reforms and Development. Essays for Manmohan Singh. Delhi., 1998. - 350 p.
7. US National Intelligence Council Global Trends 2030, Alternative Worlds: US Government Printing Office, 2012. - 160 p.
8. Авдокушин, Е. Ф. Страны БРИКС в современной мировой экономике. - М.: Магистр; Инфра. -М, 2017. - 480 с.
9. Арин О. Азиатско- Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность. -М.: АРКТ, 1997. - 413 c.
10. Архипов В. Я. Индия на мировом рынке услуг // Российский внешнеэкономический вестник. - 2008. - № 7. - С. 8-10.
11. Бажанов Е. П., Бажанова Н. Е Международные отношения в 21 веке. -М.: Восток-запад, 2011. - 168 с.
12. Брагина Е. А. Неформальный труд в экономике Индии// Мировое и национальное хозяйство. -М.: 2012, No 3 (22). - 218 c.
13. Брагина Е.А. Индийский путь в контексте экономической глобализации / Глобализация и крупные полупериферийиые страны. -М.: 2003. - 350 с.
14. Бугров Алексей Сергеевич. Эволюция потенциала экономического сотрудничества Индии и России: диссертация ... кандидата экономических наук. -М.: 2010. - 174 с.
15. Володин А. Г. Россия-Индия: проблемы и перспективы перекрёстных инвестиций // Вестник Российской академии наук. - 2016. - Т. 86. - № 12. - С. 1098 -1105.
16. Гопал С. Джавахарлал Неру. Биография. -М.: Прогресс, 1990. - 352с.
17. Горев А.В. Махатма Ганди. -М.: Изд-во Международные
отношения, 1984. - 320 с.
18. Горохов С.А. Хозяйство современной Индии//География в школе. - 2006. - №2. - 35 - 40 с.
19. Грицай О. В., Иоффе Г.В., Трейвиш А. И. Центр и периферия в региональном развитии. -М.: Наука, 1991. - 168 с.
20. Ибрагимов А. Региональная политика развивающихся стран. - Баку:- 171 c.
21. Индия и Пакистан: войны, конфликты, их разрешение и
последствия [Электронный ресурс], Электронные журналы издательства Notabene, Режим доступа:
http://enotabene.ru/nb/article 23694.html, свободный. (дата обращения: 26.02.2019).
22. Индия: проблемы истории национально освободительного движения и современного политического развития. -М.: Наука, 1986. - 275 с.
23. Индия: современность и история/Ютветственный редактор Э.Н. Комаров. -М.: Флинта, Наука, 2002. - 607 с.
24. Ларина Н.И., Кисельников А.А. Региональная политика в странах рыночной экономики. -М.: Экономика, 1998. - 172 с.
25. Лунев С.И. Широков Г.К. Трансформация мировой системы и крупнейшие страны Евразии. -М., 2001. - 302 с.
26. Маляров О. В. Экономическая реформа в Индии; Ин-т
востоковедения РАН, Центр индийских исслед. -М: Ин-т
востоковедения РАН, 2007. - 75 с.
27. Насенко Ю. П. Д. Неру и внешняя политика Индии. -М.: Наука, 1975. - 383 с.
28. Плешова М. А. Демократия в Индии: проблемы местного самоуправления; Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения. - М.: Наука: Изд. Фирма Вост. лит, 1992. - 190 с.
29. Шаумян Т.Л. Индия - Будущее экономическое чудо Азии / Индия и мир. -М.: 2000. - 300 с.
30. Шевцов В.С. Государственный суверенитет: Вопросы теории. -М.: Наука, 1979. - 300 с.
31. Юрлов Ф.Н. Геополитика и стратегическое партнерство России и Индии / Россия-Китай - Индия: проблемы стратегического партнерства. -М.: 2000. - 400 с.
32. Ядерная доктрина Индии и возможные направления ее пересмотра [Электронный ресурс] / Новосибирский государственный технический университет; ред. В.А. Гаврилова, Режим доступа: https://urgi.urfu.ru, свободный. — Загл. с экрана. (дата обращения: 27.02.2019) .


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ