Введение 3
Глава I: Потребность в энергии и потенциальные мощности энергетического комплекса КНР
§1.1. Предпосылки и причины увеличения потребности в энергоресурсах в Китае 10
§1.2. Имеющиеся мощности традиционных источников энергоресурсов в КНР 15
§1.3. Современное состояние ядерного комплекса Китая 20
§1.4. Уровень развития нетрадиционных источников энергии 27
Глава II: Риски энергетической безопасности КНР
§2.1. Проблема ограничения диверсификации поставок энергоресурсов из-за рубежа 32
§2.2. Политика США как угроза энергетической безопасности КНР 36
§2.3. Экологические угрозы использования невозобновляемых ресурсов 41
Глава III: Наращивание присутствия КНР на альтернативных энергетических рынках как политика минимизации рисков §3.1. Арктическое направление энергетической политики 47
§3.2. Освоение энергоресурсов Каспийского региона 52
§3.3. Роль газопровода «Сила Сибири» с точки зрения диверсификации поставок 57
§3.4. Развитие нетрадиционной энергетики в целях преодоления рисков 62
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 70
Актуальность темы исследования. Десятилетиями Китай демонстрирует высокие темпы экономического развития, наращивая потребление минерально-сырьевых энергоресурсов. Будучи вплоть до 1993 года страной-экспортером нефти, КНР превратилась во второго главного ее импортера уже к 2003, потеснив с этого места Японию. На текущий момент на страну приходится треть ежегодного прироста в потреблении «черного золота». Правительство КНР проводит активную энергетическую дипломатию, целью которой является поддержание стабильных отношений с государствами- партнерами в энергетическом бизнесе для обеспечения собственной энергетической, экономической и стратегической безопасности. Данная политика затрагивает не только минерально-сырьевую часть комплекса, но и нетрадиционные источники, и ядерную энергетику, в развитии которой Китай сделал особенно огромный прорыв, обеспечив независимость собственных разработок на каждом этапе введения в эксплуатацию АЭС.
Сегодня Китай имеет стабильных поставщиков по всему миру: страны СНГ, Ближний Восток, Африканские государства, Латинская Америка и Канада . Таким образом, имея разветвленную сеть поставок, КНР диверсифицирует потоки импортируемых энергоресурсов. Расширяя зону влияния, китайские национальные компании (Sinopec, CNPC, CNOOC) начали инвестировать огромные средства в разработку иностранных месторождений различных полезных ископаемых, тем самым Китай переходит к качественно новому уровню сотрудничества с иностранными государствами в области энергетики и долгосрочного инвестирования в различные проекты.
Степень изученности. В последнее десятилетие вопрос энергетики Китая привлекает внимание многих ученых и аналитиков в области международных отношений, экономики и стратегических учений: Н.И. Воропай , Д.И. Пахолюк , Ч. Пинг , О.С. Попель , О.А. Хлопов , J. Casselman , J. Hays , M. Meidan , P. Meisen , D. Robinson .
Целью исследования является анализ ключевые проблем энергетического сектора КНР, определение перспектив его развития, а также оценка характера использования механизмов энергетической дипломатии для обеспечения энергетической безопасности страны.
Задачи исследования:
- Проанализировать потребности КНР в энергии и потенциальные мощности энергетического комплекса;
- Определить риски энергетической безопасности КНР;
- Рассмотреть политику Китая по минимизации рисков.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2003 года,
когда Международное Энергетическое Агентство объявило Китай вторым крупнейшим импортером нефти, тем самым обозначив существенный скачок экономического развития страны. Верхней границей работы является 2018 год, в который был дан новый виток нестабильности в китайско-американских отношениях на фоне тарифной войны.
Теоретико-методологическая основа исследования. Понятие энергетической безопасности было сформулировано еще в прошлом столетии и едва ли перестанет быть актуальным и первостепенным. Дэниел Ергин, один из самых влиятельных исследователей-журналистов в области энергетики, рассматривает концепцию в 6 измерениях:
- диверсификация поставок энергетического сырья;
- гибкость системы снабжения, которая служит защитным буфером от «шоков» и перебоев в поставках;
- признание интеграции всеми участниками, поскольку существует только один всеобъемлющий глобальный рынок энергетического сырья;
- важность информации, лежащей в основе функционирования рынка;
- признание глобализации системы энергетической безопасности;
- защита всей цепочки поставок энергии .
Формирование понятия энергетической безопасности отчасти базируется на устойчивой идеологии (в том числе на идеологии национальной безопасности). Такая безопасность характеризуется тремя главными факторами: способностью топливно-энергетического комплекса обеспечивать достаточное предложение экономически доступных и качественных топливноэнергетических ресурсов (ТЭР); способностью экономики (как системы потребителей ТЭР) рационально расходовать энергоресурсы и соответственно ограничивать свой спрос; достаточно высоким уровнем устойчивости систем энергетики и ТЭК в целом к возмущающим воздействиям при реализации потенциальных угроз энергетической безопасности (экономических, социально-политических, техногенных, природных, управленческо-правовых), а также устойчивости сферы энергопотребления к дефицитам и нарушениям энергоснабжения, вызванными этими угрозами.
При этом для реализации названных факторов общество и экономика должны обеспечивать приемлемые экономические, политические, институциональные и другие условия, включая благоприятный инвестиционный и инновационный климат. Исходя из этого, энергетическая безопасность - атрибут не только энергетики и даже не только производственной сферы, но и общества в целом. И поэтому энергетическая безопасность имеет не только технико-экономический, но в определенной мере и политический смысл.
Энергетическая дипломатия подразумевает практическую деятельность внешнеполитических, внешнеэкономических и энергетических ведомств совместно с национальными компаниями по осуществлению внешней энергетической политики направленной на защиту и отстаивание национальных интересов в области производства, транспортировки и потреблению энергоресурсов.
Для достижения цели исследования, в работе были использованы следующие методы: общенаучный, который включает в себя индукцию, дедукцию, синтез и аналогию, сравнительный, исторический, метод анализа документов и инструментального наблюдения.
Объект исследования - международная энергетическая безопасность КНР.
Предметом исследования является политика Китая по минимизации собственных рисков в области энергетики.
Источниковой базой исследования стали официальные документы КНР в области энергетики и энергетической безопасности, декларации, соглашения , государственные планы экономического развития .
Поскольку третья глава содержит большой блок в вопросе сотрудничества с Российской Федерацией, был проведен анализ, в том числе и российских официальных документов .
Особую группу источников составили официальные информационные ресурсы: China Daily , Regnum , Washington Post , РИА , ИТАР-ТАСС ; сайты китайских государственных нефтяных компаний и агентств:
Национальный энергетический совет Китая , Sinopec , CNOOC , CNPC , China General Nuclear Power Corporation ; сайты российских нефтегазовых компаний: Gazprom , Роснефть .
Огромным базисом при написании работы послужили отчеты аналитических и исследовательских центров: Энергетический институт Оксфорда , Российский Совет по Международным Делам (РСМД) , а также международных неправительственных институтов: Международное Энергетическое Агентство (МАЭ) , Международное Агентство Возобновляемой Энергетики , World Nuclear Association , International Atomic Energy Agency.
Научную новизну представляет комплексность подхода и привлечение дополнительной источниковой базы, ранее не имевшей места в отечественных исследованиях.
Научно-практическая значимость работы состоит в совокупном исследовании топливно-энергетического комплекса Китая и предоставлении оценки энергетической безопасности. Составленные таблицы, графики и выводы могут быть использованы при подготовке научно-методических материалов.
В структурном отношении дипломная работа состоит из введения, 3 глав основной части (которые в свою очередь состоят из 4, 3 и 4 параграфов соответственно), заключения и списка источников и литературы.
Целью данного исследования стал анализ ключевые проблем энергетического сектора КНР, определение перспектив его развития, а также оценка характера использования механизмов энергетической дипломатии для обеспечения энергетической безопасности страны.
Энергетическая безопасность и энергетическая зависимость стали весомыми политическими проблемами в 1970-х годах и продолжают таковыми быть. Последствия энергетического кризиса 1973-1974 гг. частично определяют современную мировую политику, заставляя правительства государств выстраивать стратегию национальной безопасности с оглядкой на стабильность энергетических поставок. Китайская Народная Республика быстрыми темпами наращивает потребление энергоресурсов, обладая при этом их незначительной частью в мировом масштабе (2% нефти и 1,6% природного газа). Для обеспечения нужд Китай старается всячески диверсифицировать как источники, так и их экспортеров. Предпринимая попытку снизить нефтегазовое сотрудничество с регионом Ближнего Востока, КНР восполняет дефицит за счет сотрудничества с государствами Каспийского региона и Африканского континента, приобретая права на разведку природных ресурсов и их эксплуатацию в обмен на инвестиционные вливания в инфраструктурные проекты, а также предоставление низкопроцентных государственных займов.
Помимо этого Китай по-прежнему отдает предпочтение двустороннему партнерству, нежели работе массивными международными блоками. Это же мы можем наблюдать и в вопросе закрепления КНР в Арктике через соглашения с Данией, Исландией и Норвегией. Стремление китайской партии принимать участие в работе Арктического Совета носит скорее номинальный характер. Применение мягкой силы в виде широкого спектра научных исследований в арктическом регионе позволяет Китаю оставаться одной из самых влиятельных акторов в Арктике, несмотря на некоторую критику со стороны международного сообщества, в частности - России и США. Отношения со второй продолжают быть напряженными ввиду новых и новых витков китайско-американской тарифной войны.
Данное исследование помогло пересмотреть оценку соглашения «Сила Сибири» по строительству трубопровода с территории РФ до китайских густонаселенных провинций. Выводом стало наличие у КНР гораздо большего пространства для маневра в газовом секторе, чем у России, чьи газовые компании в текущий момент испытывают трудности. Нацелившись на диверсификацию экспорта, «Газпром» не был готов к быстро растущему европейскому рынку на фоне активизировавшейся климатической политики институтов Евросоюза. Ситуация осложняется и внутренними перестановками ведущих кадров, и финансовыми задолженностями корпорации.
Делая ставку на производство чистой энергии, в прогнозах энергетического транзита Китая к 2040 году Международного Энергетического Агентства отмечается существенное увеличение доли атомного сектора и нетрадиционных источников энергии в китайской энергетике.
Помимо расширения сети АЭС и увеличения потока инвестиций в отрасль важным остается тот факт, что КНР отходит от необходимости помощи иностранных партнеров в установке и сервисе электростанций. Государство оптимизировало всю трех-ступенчатую систему введения реактора в эксплуатацию, созданы условия для самостоятельного производства каждого элемента. В начале нулевых произошла смена курса с «умеренного развития» потенциала мирного атома на «динамичное развитие» (после 2004 года в КНР было запущено в три раза больше атомных реакторов, чем до этого).
Зеленая энергетика видится подспорьем в кардинальном снижении доли угля в экономике страны, который одновременно является главным продуцентом выбросов углекислого газа и во многом причиной экологической катастрофы в Китае. Комбинация ВИЭ и АЭС позволяет выстраивать вектор развития без участия иных государств, что позволит снизить риски. Для страны импортера среди них числятся эмбарго, национализация разработанных
месторождений, смена режима, нестабильность рынка, истощение ресурсной базы и потребность во внеочередных инвестициях в разработку, а также угрозы в сфере логистики: пиратство, некачественное выполнение работ по строительству инфраструктуры другой стороной. Исходя из этого, увеличение числа малых и средних электростанций по производству солнечной, ветряной и гидроэнергетики видится рациональным выбором. Ключевая проблема внедрения ВИЭ на внутренний рынок - все еще недостаточная конкурентоспособность на фоне дешевых углеводородов и сложности в транспортировке первичной энергии.
Таким образом, роль Китая на мировом энергетическом рынке будет только увеличиваться. Стоит ожидать, что именно КНР станет одним из акторов, задающих тенденции для развития всего сектора на международном уровне. Это будет необходимым, в том числе и для обеспечения внутренней стабильности страны, и экономическо-промышленного развития. Оказывая всестороннюю поддержку немногочисленным китайским энергетическим компаниям, оперирующим за рубежом, Пекин и дальше продолжит применять энергетическую дипломатию, умело внесенную в общую внешнеполитическую повестку.
1. Казахстанско-Китайский Трубопровод. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.kcp.kz (дата обращения 03.05.2019).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003
г. N 1234-р г. Москва. «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года». - 118с. [Электронный ресурс] режим доступа:
http://www.energystrategy.ru/proiects/ES-28 08 2003.pdf (дата обращения
02.05.2019) .
3. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р «Об
Энергетической стратегии России на период до 2030 года». [Электронный ресурс] режим доступа: http://energoeducation.ru/wp-
content/uploads/2015/11/LAW94054 0 20151002 142857 54007.pdf (дата обращения: 06.09.2018).
4. Сила Сибири// Газпром. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.gazprom.ru/projects/power-of-siberia/ (дата обращения 05.05.2019) .
5. China General Nuclear Power Corporation. [Электронный ресурс] режим
доступа: http://en.cgnpc.com.cn/encgn/index.shtml (дата обращения 12.08.2018) .
6. China’s Arctic Policy. The State Council Information Office of the People’s
Republic of China. First Edition 2018. - January 2018. [Электронный ресурс] режим доступа:
http://english.gov.cn/archive/white paper/2018/01/26/content 2814760266603
36. htm (дата обращения 08.05.2019).
7. China 2050 High Renewable Energy Penetration Scenario and Roadmap Study. Executive Summary. Energy Research Institute National Development and Reform Commission. - April 2015. [Электронный ресурс] режим
доступа: http://www.efchina.org/Attachments/Report/report-20150420/China- 2050-High-Renewable-Energy-Penetration-Scenario-and-Roadmap-Studv- Executive-Summary.pdf (дата обращения 16.05.2019).
8. Chinese President Xi Jinping Addresses the American Public// National Committee on U.S.-China Relations. - 2015. [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.ncuscr.org/node/4221 (дата обращения 26.05.2019).
9. Chinese President Xi Jinping’s keynote speech at the World Economic Forum
in Davos, Switzerland. Full Text// The State Council Information Office The People’s Republic of China. - April 6, 2017. [Электронный ресурс]: http://www.china.org.cn/node 7247529/content 40569136.htm (дата
обращения 26.05.2019).
10. Defence Production Act 1950/ Public Laws CHS. 923, 924, 932. - Sept. 8,
1950. [Электронный ресурс] режим доступа:
http://www.legisworks.org/congress/81/publaw-774.pdf (дата обращения
17.03.2019) .
11. Delivering Sustainable Energy in a Changing Climate Strategy. Note on
Sustainable Energy 2017-2021// United Nations Development Programme. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.un-energy.org/wp-
content/uploads/2017/01/UNDP-Energy-Strategy-2017-2021.pdf (дата
обращения 08.04.2019).
12. Findings of the investigation into China’s acts, policies, and practises related to
technology transfer, intellectual property, and innovation under section 301 of the trade act of 1974/ Office of the United States Trade Representative Executive Office of the President. - Mar. 22, 2018. - 215p. [Электронный ресурс] режим доступа:
https://ustr.gov/sites/default/files/Section%20301%20FINAL.PDF (дата
обращения: 03.04.2019).
13. Global Temperature// NASA Global Climate Change. [Электронный ресурс] режим доступа: https://climate.nasa.gov/vital-signs/global-temperature/ (дата обращения 08.04.2019).
14. Greta Thunberg speech to UN secretary general Antonio Guterres in Katowice: «Our leaders behave like children». - Dec.3, 2018. [Электронный ресурс]: https://fridaysforfuture.org/greta-speeches#greta speech dec3 2018
(30.04.2019) .
15. Kiruna Declaration On the occasion of the Eighth Ministerial Meeting of the
Arctic Council. - May 15, 2013. - 9p. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.mid.ru/documents/10180/1335229/2013-05-
15+Kiruna+Declaration+Final+Signed.pdf/084614d7-349a-4aee-aa98- 169a1d6ef9d4 (дата обращения 01.05.2019).
16. National Nuclear Safety Administration. Overview. [Электронный ресурс]
режим доступа:
http://nnsa.mep.gov.cn/eng1ish/nnsa/overview/201805/t20180514 439374.html (дата обращения 12.08.2018).
17. Nuclear Power in China// World Nuclear Association. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.world-nuclear.org/information-library/country- profiles/countries-a-f/china-nuclear-power.aspx (дата обращения 12.08.2018).
18. Nuclear Power Reactors in the world// International Atomic Energy Agency. -
2018. [Электронный ресурс] режим доступа: https://www-
pub.iaea.org/MTCD/Publications/PDF/RDS-2-38 web.pdf (дата обращения
12.08.2018) .
19. Paris Agreement. - 25p. [Электронный ресурс]:
https://treaties.un.org/doc/Treaties/2016/02/20160215%2006- 03%20PM/Ch XXVII-7-d.pdf (дата обращения 29.04.2019).
20. RELaw Assist Renewable Energy Law in China - Issues Paper// Australian
Government. Department of the Environment and Water Resources. - June 2007. - 75p. [Электронный ресурс] режим доступа:
https://www.xebecinc.com/pdf/Renewable-Energy-Law-China.pdf (дата обращения 16.08.2018).
21. The 13th Five-Year plan for economic and social development of the People’s Republic of China (2016-2020). [Электронный ресурс] режим доступа:
http://en.ndrc.gov.cn/newsrelease/201612/P020161207645765233498.pdf (дата обращения 12.08.2018).
22. Traite concernant le Spitzberg. - Le 9 fevrier 1920. - 10p. [Электронный
ресурс] режим доступа: https://www.admin.ch/opc/fr/classified-
compilation/19200005/201903080000/0.142.115.981.pdf (дата обращения
25.04.2019) .
23. The Power Reactor Information System (PRIS) IAEA. [Электронный ресурс]
режим доступа:
https://pris.iaea.org/PRIS/WorldStatistics/OperationalReactorsByCountry.aspx (дата обращения 20.05.2019).
24. The Sustainable Development Goals Report 2018// United Nations. - 40p.
[Электронный ресурс]:
https://unstats.un.org/sdgs/files/report/2018/TheSustainableDevelopmentGoals Report2018-EN.pdf (дата обращения 18.04.2019).
25.2018 U.S.-China Trade Facts Sheet// The Office of the United States Trade Representative (USTR). [Электронный ресурс] режим доступа: https://ustr.gov/countries-regions/china-mongolia-taiwan/peoples-republic- china# (дата обращения: 02.04.2019).
26.2019 Trade National Trade Estimate Report On Foreign Trade Barriers// The
Office of the United States Trade Representative (USTR). - 540p. [Электронный ресурс] режим доступа:
https://ustr.gov/sites/default/files/2019 National Trade Estimate Report.pdf (дата обращения: 02.04.2019).
II. Литература
1. Волчкова, Н. Устаревшая война. Почему США проиграют в торговой битве с Китаем?// Republic. - 5 октября 2018. [Электронный ресурс]
режим доступа:
https://republic.ru/posts/92217?utm source=republic.ru&utm medium=email &utm campaign=morning (дата обращения 03.04.2019).
2. Воропай, Н.И. Экономические проблемы энергетического комплекса. -
М.: Российская Академия Наук Институт Народнохозяйственного
прогнозирования. - 27с.
3. Вступление Китая в ВТО// Дальневосточное отделение Российской
академии наук. [Электронный ресурс] режим доступа:
http://www.febras.ru/partnery/kitai/212-economics1.html (Дата обращени:
30.09.2018) .
4. Г.Бердымухамедов объявил о переходе Туркмении на рыночные отношения// Ведомости. - 10.09.2007. [Электронный ресурс] режим доступа:
https://www.vedomosti.ru/librarv/news/2007/09/10/gberdvmuhammedov- obvavil-o-perehode-iekonomiki-turkmenii-na-rvnochnve-otnosheniva (дата обращения 05.05.2019).
5. Демина О.В. Поворот на Восток: риски и возможности увеличения
экспорта российских энергоресурсов в Китай// Регионалистика. - 2016. - Т.3. - №6. - С.47-55. [Электронный ресурс] режим доступа:
https://cvberleninka.ru/article/v/povorot-na-vostok-riski-i-vozmozhnosti- uvelicheniva-eksporta-rossivskih-energoresursov-v-kitav (дата обращения
26.05.2019) .
6. Дубровин, И. Туркмения: газовый гигант или газовый протекторат Китая?// Regnum. - 16.03.2018. [Электронный ресурс] режим доступа: https://regnum.ru/news/2391155.html (дата обращения 05.05.2019).
7. Журавель, В. Китай, Республика Корея, Япония в Арктике: политика,
экономика, безопасность// Арктика и Север. - 2016. - №24. - С. 112-144. [Электронный ресурс] режим доступа:
https://narfu.ru/universitv/librarv/books/2891 .pdf (дата обращения
08.05.2019) .
8. КазТрансГаз наращивает экспорт газа в Китай// Asian Gas Pipeline. -
12.10.2018. [Электронный ресурс] режим доступа:
http://www.agp.com.kz/?p=4884 (дата обращения 03.05.2019).
9. Китай планирует увеличить количество ядерных реакторов до 110// РИА
Новости. [Электронный ресурс] режим доступа:
https://ria.ru/world/20151204/1335 519115 .html#ixzz3tKGgtgsq (дата
обращения12.08.2018).
10. Козак, С. «Снежный дракон» и новые покорители Арктики// Центр стратегических прогнозов и оценок. - 19.08.2012. [Электронный ресурс] режим доступа: http://csef.ru/ru/politica-i-geopolitica/416/snezhnyi-drakon-i- novve-pokoriteli-arktiki-3552 (дата обращения 08.05.2019).
11. Красанцев, Е. Развитие альтернативной энергетики в Китае// Изв. Сарат.
ун-та Нов. Сер. Социология. Политология. - 2014. - №3. [Электронный ресурс] режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-
alternativnoy-energetiki-v-kitae (дата обращения: 15.05.2019).
12. Крючков, И. Почему Россия ограничивает сотрудничество с Китаем в
Арктике// Газета.ру. - 17.06.2017. [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.gazeta.ru/politics/2017/06/16 a 10724435.shtml (дата
обращения 11.05.2019).
13. Ли, С. Стратегия энергетической безопасности Китая в Центральной
Азии// Сравнительная политика и геополитика. - 2013. - №2. - С.50-59. [Электронный ресурс] режим доступа:
https://mgimo.ru/files2/z07 2013/comp-polit 2013-2 li wan.pdf (дата
обращения 03.04.2019).
14. Лузянин, С. КНР: внешнеполитический «транзит». Обновление теории и
практики// Полис. Политические исследования. - 2013. - №6. - С.97-107. [Электронный ресурс] режим доступа:
https://www.politstudies.ru/files/File/2013/6/9.pdf (дата обращения
26.05.2019) .
15. НОВАТЭК хочет поставлять газ в Европу через трейдера "Газпрома// РИА Новости. - 2 марта 2016. [Электронный ресурс] режим доступа: https://ria.ru/20160302/1382797487.html (дата обращения 05.05.2019).
16. Пахолюк, Д.И. Энергетическая дипломатия Китая - Среднеазиатское и
Российское направление// Томский политехнический университет. - 6с. [Электронный ресурс] режим доступа:
http://www.lib.tpu.rU/fulltext/c/2014/C40/V1/048.pdf (дата обращения:
03.09.2018) .
17. Пинг, Ч. Развитие ядерной энергетики в Китае// Бюллетень МАГАТЭ. -
1998. - Т.29. - №2. - 66с. [Электронный ресурс] режим доступа:
https://www.iaea.org/sites/default/files/29204784346 ru.pdf (дата обращения
13.08.2018) .
18. Полозкова, А. Поразит ли Китай весь мир своей атомной мощью?// Regnum. - 7.09.2016. [Электронный ресурс] режим доступа: https://regnum.ru/news/2175504.html (дата обращения 13.08.2018).
19. Попель, О.С. Возобновляемые источники энергии: роль и место в современной и перспективной энергетике// Российский химический журнал РАН. - 2008. - T.LII. - №6. - 106с. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.chem.msu.ru/rus/ivho/2008-6/95.pdf (дата обращения
14.08.2018) .
20. Проект «Золотое солнце» реализован в Тибете// Sunshine. - 19.11.2013. [Электронный ресурс] режим доступа: https://sun-shines.ru/proekt-zolotoe- solnce/ (дата обращения 17.05.2019).
21. Хлопов, О. А. Особенности энергетической стратегии КНР в Центральной Азии// Молодой ученый. - 2018. - №24. - С.259-264. [Электронный ресурс] режим доступа: https://moluch.ru/archive/210/51635/ (дата обращения: 25.03.2019).
22. Ягья, В., Харлампьева, Н. Арктика - новый регион внешней политики
Китая// Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. - 2015. - №1. [Электронный ресурс] режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/arktika-novyy-region-vneshney-politiki-kitaya (дата обращения: 16.05.2019).
23. Amelang, S. Renewables cover about 100% of German power use for first time ever// Journalism for the energy transition. - Jan. 5, 2018. [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.cleanenergywire.org/news/renewables- cover-about-100-german-power-use-first-time-ever (дата обращения
08.04.2019) .
24. Andrews-Speed, A. China, oil and global politics// Routledge. - Jan. 2011. -
198p. [Электронный ресурс] режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/286309123 China oil and global p olitics (дата обращения 02.05.2019).
25. Are Fossil Fuels Really Bad for the Environment?// The Earth Project. [Электронный ресурс] режим доступа: https://theearthproiect.com/fossil- fuels-bad-environment/ (дата обращения 19.04.2019).
26. Bajnar, P. Konvencm a nekonvencm energetika// Svobodne noviny. -
12.08.2015. [Электронный ресурс] режим доступа: http://svobodnenoviny.eu/konvencni-a-nekonvencni-energetika/ (дата обращения 05.05.2019).
27. Blank, S. China's Arctic Strategy// The Diplomat. - June 20, 2013. [Электронный ресурс] режим доступа:
https://thediplomat.com/2013/06/chinas-arctic-strategy/ (дата обращения
08.05.2019) .
28. Blustein, P. Many Oil Experts Uncorcerned Over China Unocal Bid// Washington Post. - July 1, 2005. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.washingtonpost.com/wp-
dvn/content/article/2005/06/30/AR2005063002081.html?noredirect=on (дата обращения 17.03.2019).
29. Buchan, D. Energy and Climate Change: Europe at the Crossroads. Oxford University Press, 2009. - 200p.
30. BP Statistical Review of World Energy. - June 2018. - 56p. [Электронный
ресурс] режим доступа: https://www.bp.com/content/dam/bp/business-
sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp-stats- review-2018-full-report.pdf (дата обращения 10.05.2019).
31. Casselman, J. China’s latest ‘threat’ to the United States: the failed CNOOC-
UNOCAL merger and its implication for EXON-FLORIO and CFIUS// Indiana International and Comparative Law Review. - Jan. 2007. - Vol.17. - Issue 1. - 32p. [Электронный ресурс] режим доступа:
http://iournals.iupui.edu/index.php/iiclr/article/view/17535 (дата обращения
17.03.2019) .
32. China halts all oil imports from US amid escalating trade war// RT. - Oct. 4,
2018. [Электронный ресурс] режим доступа:
https://www.rt.com/business/440296-us-china-oil-imports/ (дата обращения
19.03.2019) .
33. China to plow $361 billion into renewable fuel by 2020// Reuters. - Jan 5,
2017. [Электронный ресурс] режим доступа:
https://www.reuters.com/article/us-china-energy-renewables-idUSKBN14P06P (дата обращения 17.05.2019).
34. Cook, A. Nuclear Energy and the Environment in Southeast Asia// RSIS
Centre for Non-Traditional Security (NTS) StudiesS. Rajaratnam School of International Studies Nanyang Technological University. - 9p. [Электронный ресурс] режим доступа: http://esi.nus.edu.sg/docs/default-
source/event/presentation-5 cook-iamil-and-gong-nuclear-energy-and- environment--siew.pdf?sfvrsn=2 (дата обращения 13.08.2018).
35. Dong, K. A review of China’s energy consumption structure and outlook based on a long-range energy alternatives modeling tool// Petroleum Science. - February 2017. - Volume 14. - Issue 1. [Электронный ресурс] режим доступа: https://1ink.springer.com/article/10.1007/s12182-016-0136-z (Дата обращения 01.10.2018).
36. Dorn, J. U.S.-China Relations After CNOOC// Foundation for economic education. - Dec. 1, 2005. [Электронный ресурс] режим доступа: https://fee.org/articles/us-china-relations-after-cnooc/ (дата обращения
17.03.2019) .
37. Epstein, A. The Moral Case for Fossil Fuels. Portfolio: First Edition, 2014. - 256p.
38. Greenston, M. Four years after declaring war on pollutions, China is winning//
The New York Times. - Mar. 12, 2018. [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.nytimes.com/2018/03/12/upshot/china-pollution-
environment-longer-lives.html (дата обращения 05.05.2019).
39. Hays, J. Chinese oil and natural gas imports, overseas sources and politics// Facts and details. - April 2012. [Электронный ресурс] режим доступа: http://factsanddetails.com/china/cat13/sub85/item1727.html (дата обращения:
03.04.2019) .
40. Hays, J. Security in Climate Change Discourse: Analyzing the Divergence
between US and EU Approaches to Policy// Global Environmental Politics, MIT Press. - May 2004. - Vol.14(2). - 101p. [Электронный ресурс] режим доступа: https://ideas.repec.org/a/tpr/glenvp/v14y2014i2p82- 101.html (дата
обращения 14.08.2018).
41. Hook, M. Development journey and outlook of Chinese giant oilfields//
Petroleum exploration and development. - 2010. - Volume 37(2). - Р.237-249. [Электронный ресурс] режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/228468761 Development journey a nd outlook of Chinese giant oilfields (Дата обращения 26.02.2019).
42. Hou, Z. Unconventional gas resources in China// Environmental Earth Science.
- May 2015. - Volume 73. - Issue 10. [Электронный ресурс] режим доступа: https://1ink.springer.com/article/10.1007%2Fs12665-015-4393-8
(Дата обращения: 01.10.2018).
43. Jirusek, М. Energy Security in Central and Eastern Europe and the Operations of Russian State-Owned Energy Enterprises/ M.Jirusek, T.Vlcek. - Brno:
Masaryk University. - 2015. - 695p. [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/306097435/download (дата
обращения 12.08.2018).
44. Kodouskova, H. Energeticka bezpecnost asijskych zemi a Ruske federace. Brno: Masarykova univerzita. - 2012. - 248p.
45. Lu, D. The Current Status of Chinese Nuclear Power Industry and Its Future//
E-Journal of Advanced Maintenance. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.ism.or.ip/eiam/Vol.2.No.1/GA/12/article.html (дата
обращения 12.08.2018).
46. Majling, E. Cma chce smzit miliardove vydaje na podporu obnovitelnych zdrojd// О energetiсе. - 23.09.2018. [Электронный ресурс] режим доступа: https://oenergetice.cz/obnovitelne-zdroj e/cina-chce-snizit-miliardove-vydai e- podporu-obnovitelnych-zdroiu/ (дата обращения 17.05.2019).
47. Martin, J. Conserve Energy Future// Top 10 Countries That Use Green Energy.
[Электронный ресурс] режим доступа: https://www.conserve-energy-
future.com/top-10-countries-that-use-green-energy.php (дата обращения
14.08.2018) .
48. Measures to strengthen international cooperation in nuclear, radiation and
transport safety and waste management// IAEA. - 29p. [Электронный ресурс] режим доступа: https://www-
legacy.iaea.org/About/Policy/GC/GC52/GC52Documents/English/gc52-
2 en.pdf (дата обращения 12.08.2018).
49. Meidan, M. The structure of China’s oil industry: Past trends and future
prospects// The Oxford Institute for energy studies. - May 2016. - 58p. [Электронный ресурс] режим доступа:
https://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2016/05/The- structure-of-Chinas-oil-industry-past-trends-and-future-prospects-WPM-66.pdf (Дата обращения 01.10.2018).
50. Meisen, P. Renewable Energy Potential of China: Making the Transition from
Coal-Fired Generation// Global Energy Network Institute. - 30p.
[Электронный ресурс] режим доступа:
http://www.geni.org/globalenergv/research/renewable-energy-potential-in- china/Renewable%20Energy%20Potential%20in%20China.pdf (дата
обращения 16.08.2018).
51. Nurmakov, A. Resource Nationalism in Kazakhstan’s Petroleum Sector: Curse
or Blessing?// Caspian energy politics: Azerbaijan, Kazakhstan and
Turkmenistan. - January 2009. - P.20-37. [Электронный ресурс] режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/286143442 Resource nationalism i n Kazakhstan’s petroleum sector Curse or blessing (дата обращения
29.04.2019) .
52. Padrtova, B. Regional Security Patterns in the Arctic. Management in the High North : Young Researchers’ Contribution. Bod0 (Norway): Nord Universitet,
2017. - 8p.
53. Paraskova, T. Oil Prices Slide As China Imposes 25% Tariff On U.S. Oil// Oil Prices. - Aug. 8, 2018. [Электронный ресурс] режим доступа: https://oilprice. com/Energy/Energy-General/Oil-Prices- Slide-As-China- Imposes-25-Tariff-On-US-Oil.html (дата обращения: 03.04.2019).
54. Pehrson, C. String of Pearls: meeting the challenge of china’s rising power across the asian littoral// Carlisle, PA: Strategic Studies Institute, U.S. Army War College. - July 2006. - 36p. [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.globalsecuritv.org/militarv/librarv/report/2006/ssi pehrson.pdf (дата обращения 02.05.2019).
55. Renewable Power Generation Costs in 2014// International Renewable Energy
Agency. - 2015. - 164p. [Электронный ресурс] режим доступа:
http://www.irena.org/-
/media/Files/IRENA/Agency/Publication/2015/IRENA RE Power Costs 201 4 report.pdf?la=en&hash=868EA49D8F4599D62BEBCDDBB8062C3001997 CCF (дата обращения 14.08.2018).
56. Renewable Power Generation Costs in 2017. Key findings and executive
summary// International Renewable Energy Agency. - 2018. - 16p. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.irena.org/-
/media/Files/IRENA/Agency/Publication/2018/Jan/IRENA 2017 Power Cost s 2018 summarv.pdf?la=en&hash=6A74B8D3F7931DEF00AB88BD3B339C AE180D11C3 (дата обращения 14.08.2018).
57. Renewables 2018. Market analysis and forecast from 2018 to 2023// IEA. -
2018. [Электронный ресурс] режим доступа:
https://www.iea.org/renewables2018/ (дата обращения 16.05.2019).
58. Robinson, D. China’s growing energy demand: some international
implications// The Oxford Institute for energy studies. - 17.10.2013. - 44p. [Электронный ресурс] режим доступа:
https://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2013/12/Chinas- growing-energy-demand.pdf (Дата обращения 06.09.2018).
59. Rongliang, H. China to Invest 700 Billion-yuan for Improving Urban & Rural
Environment// en.people.cn. - Jan. 31, 2001. [Электронный ресурс] режим доступа: http://en.people.cn/200201/31/eng20020131 89701.shtml (дата
обращения 16.08.2018).
60. Rosen, D. China energy. A guide for the perplexed// Peterson Institute for
International Economics. - May 2007. - 49p. [Электронный ресурс] режим доступа: https://piie.com/publications/papers/rosen0507.pdf (Дата
обращения: 30.09.2018).
61. Tabatska, D. Turkmenistan: the diversification of gas export market// Natural Gas World. - Dec. 16, 2015. [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.naturalgasworld.com/turkmenistan-the-diversification-of-gas- export-market-27160 (дата обращения 05.05.2019).
62. Wichnick, E. The “Power of Siberia” no longer a pipe dream// PONARS
Eurasia Policy Memo. - August 2014. - No.332. - 6p. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.ponarseurasia.org/sites/default/files/policy-
memos-pdf/Pepm332 Wishnick August2014.pdf (дата обращения
03.05.2019) .
63. WMO Greenhouse Gas Bulletin// World Meteorological Organization. -
Nov.22, 2018. - No.14. [Электронный ресурс] режим доступа:
https://library.wmo.int/doc num.php?explnum id=5455 (дата обращения
08.04.2019) .
64. Workman, D. Top 15 Crude Oil Suppliers to China (2018)// World’s top Exports. - Mar. 5, 2019. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.worldstopexports.com/top-15-crude-oil-suppliers-to-china/ (дата обращения: 03.04.2019).
65. World Energy Outlook 2017: China// International Energy Agency.
[Электронный ресурс] режим доступа: https://www.iea.org/weo/china/ (дата обращения 21.05.2019).
66. Yang, J. The Arctic in World Affairs. - Korea Maritime Institute and East- West Center. - 2014. - 422p.
67. Yenikeyeff, S. ‘Energy Interests of the “Great Powers” in Central Asia:
Cooperation or Conflict?’// The International Spectator. - 2011. - Vol.46(3). - P.61-78. [Электронный ресурс] режим доступа:
https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/03932729.2011.601115 (дата обращения 05.05.2019).
68. Yergin, D. Ensuring Energy Security// Foreign Affairs. - 2006. - Vol.85. -
No.2. - P.75-77. [Электронный ресурс] режим доступа:
http://www.un.org/ga/61/second/daniel yergin energysecurity.pdf (Дата обращения 13.10.2018).
69. Zhou, X. Renewable Cost Reductions: China at Scale// CERAWeek.
[Электронный ресурс] режим доступа: https://ceraweek.com/news/china- renewables-at-scale.html (дата обращения: 15.05.2019).