Энергетическая безопасность КНР в XXI веке
|
Введение 3
Глава I: Потребность в энергии и потенциальные мощности энергетического комплекса КНР
§1.1. Предпосылки и причины увеличения потребности в энергоресурсах в Китае 10
§1.2. Имеющиеся мощности традиционных источников энергоресурсов в КНР 15
§1.3. Современное состояние ядерного комплекса Китая 20
§1.4. Уровень развития нетрадиционных источников энергии 27
Глава II: Риски энергетической безопасности КНР
§2.1. Проблема ограничения диверсификации поставок энергоресурсов из-за рубежа 32
§2.2. Политика США как угроза энергетической безопасности КНР 36
§2.3. Экологические угрозы использования невозобновляемых ресурсов 41
Глава III: Наращивание присутствия КНР на альтернативных энергетических рынках как политика минимизации рисков §3.1. Арктическое направление энергетической политики 47
§3.2. Освоение энергоресурсов Каспийского региона 52
§3.3. Роль газопровода «Сила Сибири» с точки зрения диверсификации поставок 57
§3.4. Развитие нетрадиционной энергетики в целях преодоления рисков 62
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 70
Глава I: Потребность в энергии и потенциальные мощности энергетического комплекса КНР
§1.1. Предпосылки и причины увеличения потребности в энергоресурсах в Китае 10
§1.2. Имеющиеся мощности традиционных источников энергоресурсов в КНР 15
§1.3. Современное состояние ядерного комплекса Китая 20
§1.4. Уровень развития нетрадиционных источников энергии 27
Глава II: Риски энергетической безопасности КНР
§2.1. Проблема ограничения диверсификации поставок энергоресурсов из-за рубежа 32
§2.2. Политика США как угроза энергетической безопасности КНР 36
§2.3. Экологические угрозы использования невозобновляемых ресурсов 41
Глава III: Наращивание присутствия КНР на альтернативных энергетических рынках как политика минимизации рисков §3.1. Арктическое направление энергетической политики 47
§3.2. Освоение энергоресурсов Каспийского региона 52
§3.3. Роль газопровода «Сила Сибири» с точки зрения диверсификации поставок 57
§3.4. Развитие нетрадиционной энергетики в целях преодоления рисков 62
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 70
Актуальность темы исследования. Десятилетиями Китай демонстрирует высокие темпы экономического развития, наращивая потребление минерально-сырьевых энергоресурсов. Будучи вплоть до 1993 года страной-экспортером нефти, КНР превратилась во второго главного ее импортера уже к 2003, потеснив с этого места Японию. На текущий момент на страну приходится треть ежегодного прироста в потреблении «черного золота». Правительство КНР проводит активную энергетическую дипломатию, целью которой является поддержание стабильных отношений с государствами- партнерами в энергетическом бизнесе для обеспечения собственной энергетической, экономической и стратегической безопасности. Данная политика затрагивает не только минерально-сырьевую часть комплекса, но и нетрадиционные источники, и ядерную энергетику, в развитии которой Китай сделал особенно огромный прорыв, обеспечив независимость собственных разработок на каждом этапе введения в эксплуатацию АЭС.
Сегодня Китай имеет стабильных поставщиков по всему миру: страны СНГ, Ближний Восток, Африканские государства, Латинская Америка и Канада . Таким образом, имея разветвленную сеть поставок, КНР диверсифицирует потоки импортируемых энергоресурсов. Расширяя зону влияния, китайские национальные компании (Sinopec, CNPC, CNOOC) начали инвестировать огромные средства в разработку иностранных месторождений различных полезных ископаемых, тем самым Китай переходит к качественно новому уровню сотрудничества с иностранными государствами в области энергетики и долгосрочного инвестирования в различные проекты.
Степень изученности. В последнее десятилетие вопрос энергетики Китая привлекает внимание многих ученых и аналитиков в области международных отношений, экономики и стратегических учений: Н.И. Воропай , Д.И. Пахолюк , Ч. Пинг , О.С. Попель , О.А. Хлопов , J. Casselman , J. Hays , M. Meidan , P. Meisen , D. Robinson .
Целью исследования является анализ ключевые проблем энергетического сектора КНР, определение перспектив его развития, а также оценка характера использования механизмов энергетической дипломатии для обеспечения энергетической безопасности страны.
Задачи исследования:
- Проанализировать потребности КНР в энергии и потенциальные мощности энергетического комплекса;
- Определить риски энергетической безопасности КНР;
- Рассмотреть политику Китая по минимизации рисков.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2003 года,
когда Международное Энергетическое Агентство объявило Китай вторым крупнейшим импортером нефти, тем самым обозначив существенный скачок экономического развития страны. Верхней границей работы является 2018 год, в который был дан новый виток нестабильности в китайско-американских отношениях на фоне тарифной войны.
Теоретико-методологическая основа исследования. Понятие энергетической безопасности было сформулировано еще в прошлом столетии и едва ли перестанет быть актуальным и первостепенным. Дэниел Ергин, один из самых влиятельных исследователей-журналистов в области энергетики, рассматривает концепцию в 6 измерениях:
- диверсификация поставок энергетического сырья;
- гибкость системы снабжения, которая служит защитным буфером от «шоков» и перебоев в поставках;
- признание интеграции всеми участниками, поскольку существует только один всеобъемлющий глобальный рынок энергетического сырья;
- важность информации, лежащей в основе функционирования рынка;
- признание глобализации системы энергетической безопасности;
- защита всей цепочки поставок энергии .
Формирование понятия энергетической безопасности отчасти базируется на устойчивой идеологии (в том числе на идеологии национальной безопасности). Такая безопасность характеризуется тремя главными факторами: способностью топливно-энергетического комплекса обеспечивать достаточное предложение экономически доступных и качественных топливноэнергетических ресурсов (ТЭР); способностью экономики (как системы потребителей ТЭР) рационально расходовать энергоресурсы и соответственно ограничивать свой спрос; достаточно высоким уровнем устойчивости систем энергетики и ТЭК в целом к возмущающим воздействиям при реализации потенциальных угроз энергетической безопасности (экономических, социально-политических, техногенных, природных, управленческо-правовых), а также устойчивости сферы энергопотребления к дефицитам и нарушениям энергоснабжения, вызванными этими угрозами.
При этом для реализации названных факторов общество и экономика должны обеспечивать приемлемые экономические, политические, институциональные и другие условия, включая благоприятный инвестиционный и инновационный климат. Исходя из этого, энергетическая безопасность - атрибут не только энергетики и даже не только производственной сферы, но и общества в целом. И поэтому энергетическая безопасность имеет не только технико-экономический, но в определенной мере и политический смысл.
Энергетическая дипломатия подразумевает практическую деятельность внешнеполитических, внешнеэкономических и энергетических ведомств совместно с национальными компаниями по осуществлению внешней энергетической политики направленной на защиту и отстаивание национальных интересов в области производства, транспортировки и потреблению энергоресурсов.
Для достижения цели исследования, в работе были использованы следующие методы: общенаучный, который включает в себя индукцию, дедукцию, синтез и аналогию, сравнительный, исторический, метод анализа документов и инструментального наблюдения.
Объект исследования - международная энергетическая безопасность КНР.
Предметом исследования является политика Китая по минимизации собственных рисков в области энергетики.
Источниковой базой исследования стали официальные документы КНР в области энергетики и энергетической безопасности, декларации, соглашения , государственные планы экономического развития .
Поскольку третья глава содержит большой блок в вопросе сотрудничества с Российской Федерацией, был проведен анализ, в том числе и российских официальных документов .
Особую группу источников составили официальные информационные ресурсы: China Daily , Regnum , Washington Post , РИА , ИТАР-ТАСС ; сайты китайских государственных нефтяных компаний и агентств:
Национальный энергетический совет Китая , Sinopec , CNOOC , CNPC , China General Nuclear Power Corporation ; сайты российских нефтегазовых компаний: Gazprom , Роснефть .
Огромным базисом при написании работы послужили отчеты аналитических и исследовательских центров: Энергетический институт Оксфорда , Российский Совет по Международным Делам (РСМД) , а также международных неправительственных институтов: Международное Энергетическое Агентство (МАЭ) , Международное Агентство Возобновляемой Энергетики , World Nuclear Association , International Atomic Energy Agency.
Научную новизну представляет комплексность подхода и привлечение дополнительной источниковой базы, ранее не имевшей места в отечественных исследованиях.
Научно-практическая значимость работы состоит в совокупном исследовании топливно-энергетического комплекса Китая и предоставлении оценки энергетической безопасности. Составленные таблицы, графики и выводы могут быть использованы при подготовке научно-методических материалов.
В структурном отношении дипломная работа состоит из введения, 3 глав основной части (которые в свою очередь состоят из 4, 3 и 4 параграфов соответственно), заключения и списка источников и литературы.
Сегодня Китай имеет стабильных поставщиков по всему миру: страны СНГ, Ближний Восток, Африканские государства, Латинская Америка и Канада . Таким образом, имея разветвленную сеть поставок, КНР диверсифицирует потоки импортируемых энергоресурсов. Расширяя зону влияния, китайские национальные компании (Sinopec, CNPC, CNOOC) начали инвестировать огромные средства в разработку иностранных месторождений различных полезных ископаемых, тем самым Китай переходит к качественно новому уровню сотрудничества с иностранными государствами в области энергетики и долгосрочного инвестирования в различные проекты.
Степень изученности. В последнее десятилетие вопрос энергетики Китая привлекает внимание многих ученых и аналитиков в области международных отношений, экономики и стратегических учений: Н.И. Воропай , Д.И. Пахолюк , Ч. Пинг , О.С. Попель , О.А. Хлопов , J. Casselman , J. Hays , M. Meidan , P. Meisen , D. Robinson .
Целью исследования является анализ ключевые проблем энергетического сектора КНР, определение перспектив его развития, а также оценка характера использования механизмов энергетической дипломатии для обеспечения энергетической безопасности страны.
Задачи исследования:
- Проанализировать потребности КНР в энергии и потенциальные мощности энергетического комплекса;
- Определить риски энергетической безопасности КНР;
- Рассмотреть политику Китая по минимизации рисков.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2003 года,
когда Международное Энергетическое Агентство объявило Китай вторым крупнейшим импортером нефти, тем самым обозначив существенный скачок экономического развития страны. Верхней границей работы является 2018 год, в который был дан новый виток нестабильности в китайско-американских отношениях на фоне тарифной войны.
Теоретико-методологическая основа исследования. Понятие энергетической безопасности было сформулировано еще в прошлом столетии и едва ли перестанет быть актуальным и первостепенным. Дэниел Ергин, один из самых влиятельных исследователей-журналистов в области энергетики, рассматривает концепцию в 6 измерениях:
- диверсификация поставок энергетического сырья;
- гибкость системы снабжения, которая служит защитным буфером от «шоков» и перебоев в поставках;
- признание интеграции всеми участниками, поскольку существует только один всеобъемлющий глобальный рынок энергетического сырья;
- важность информации, лежащей в основе функционирования рынка;
- признание глобализации системы энергетической безопасности;
- защита всей цепочки поставок энергии .
Формирование понятия энергетической безопасности отчасти базируется на устойчивой идеологии (в том числе на идеологии национальной безопасности). Такая безопасность характеризуется тремя главными факторами: способностью топливно-энергетического комплекса обеспечивать достаточное предложение экономически доступных и качественных топливноэнергетических ресурсов (ТЭР); способностью экономики (как системы потребителей ТЭР) рационально расходовать энергоресурсы и соответственно ограничивать свой спрос; достаточно высоким уровнем устойчивости систем энергетики и ТЭК в целом к возмущающим воздействиям при реализации потенциальных угроз энергетической безопасности (экономических, социально-политических, техногенных, природных, управленческо-правовых), а также устойчивости сферы энергопотребления к дефицитам и нарушениям энергоснабжения, вызванными этими угрозами.
При этом для реализации названных факторов общество и экономика должны обеспечивать приемлемые экономические, политические, институциональные и другие условия, включая благоприятный инвестиционный и инновационный климат. Исходя из этого, энергетическая безопасность - атрибут не только энергетики и даже не только производственной сферы, но и общества в целом. И поэтому энергетическая безопасность имеет не только технико-экономический, но в определенной мере и политический смысл.
Энергетическая дипломатия подразумевает практическую деятельность внешнеполитических, внешнеэкономических и энергетических ведомств совместно с национальными компаниями по осуществлению внешней энергетической политики направленной на защиту и отстаивание национальных интересов в области производства, транспортировки и потреблению энергоресурсов.
Для достижения цели исследования, в работе были использованы следующие методы: общенаучный, который включает в себя индукцию, дедукцию, синтез и аналогию, сравнительный, исторический, метод анализа документов и инструментального наблюдения.
Объект исследования - международная энергетическая безопасность КНР.
Предметом исследования является политика Китая по минимизации собственных рисков в области энергетики.
Источниковой базой исследования стали официальные документы КНР в области энергетики и энергетической безопасности, декларации, соглашения , государственные планы экономического развития .
Поскольку третья глава содержит большой блок в вопросе сотрудничества с Российской Федерацией, был проведен анализ, в том числе и российских официальных документов .
Особую группу источников составили официальные информационные ресурсы: China Daily , Regnum , Washington Post , РИА , ИТАР-ТАСС ; сайты китайских государственных нефтяных компаний и агентств:
Национальный энергетический совет Китая , Sinopec , CNOOC , CNPC , China General Nuclear Power Corporation ; сайты российских нефтегазовых компаний: Gazprom , Роснефть .
Огромным базисом при написании работы послужили отчеты аналитических и исследовательских центров: Энергетический институт Оксфорда , Российский Совет по Международным Делам (РСМД) , а также международных неправительственных институтов: Международное Энергетическое Агентство (МАЭ) , Международное Агентство Возобновляемой Энергетики , World Nuclear Association , International Atomic Energy Agency.
Научную новизну представляет комплексность подхода и привлечение дополнительной источниковой базы, ранее не имевшей места в отечественных исследованиях.
Научно-практическая значимость работы состоит в совокупном исследовании топливно-энергетического комплекса Китая и предоставлении оценки энергетической безопасности. Составленные таблицы, графики и выводы могут быть использованы при подготовке научно-методических материалов.
В структурном отношении дипломная работа состоит из введения, 3 глав основной части (которые в свою очередь состоят из 4, 3 и 4 параграфов соответственно), заключения и списка источников и литературы.
Целью данного исследования стал анализ ключевые проблем энергетического сектора КНР, определение перспектив его развития, а также оценка характера использования механизмов энергетической дипломатии для обеспечения энергетической безопасности страны.
Энергетическая безопасность и энергетическая зависимость стали весомыми политическими проблемами в 1970-х годах и продолжают таковыми быть. Последствия энергетического кризиса 1973-1974 гг. частично определяют современную мировую политику, заставляя правительства государств выстраивать стратегию национальной безопасности с оглядкой на стабильность энергетических поставок. Китайская Народная Республика быстрыми темпами наращивает потребление энергоресурсов, обладая при этом их незначительной частью в мировом масштабе (2% нефти и 1,6% природного газа). Для обеспечения нужд Китай старается всячески диверсифицировать как источники, так и их экспортеров. Предпринимая попытку снизить нефтегазовое сотрудничество с регионом Ближнего Востока, КНР восполняет дефицит за счет сотрудничества с государствами Каспийского региона и Африканского континента, приобретая права на разведку природных ресурсов и их эксплуатацию в обмен на инвестиционные вливания в инфраструктурные проекты, а также предоставление низкопроцентных государственных займов.
Помимо этого Китай по-прежнему отдает предпочтение двустороннему партнерству, нежели работе массивными международными блоками. Это же мы можем наблюдать и в вопросе закрепления КНР в Арктике через соглашения с Данией, Исландией и Норвегией. Стремление китайской партии принимать участие в работе Арктического Совета носит скорее номинальный характер. Применение мягкой силы в виде широкого спектра научных исследований в арктическом регионе позволяет Китаю оставаться одной из самых влиятельных акторов в Арктике, несмотря на некоторую критику со стороны международного сообщества, в частности - России и США. Отношения со второй продолжают быть напряженными ввиду новых и новых витков китайско-американской тарифной войны.
Данное исследование помогло пересмотреть оценку соглашения «Сила Сибири» по строительству трубопровода с территории РФ до китайских густонаселенных провинций. Выводом стало наличие у КНР гораздо большего пространства для маневра в газовом секторе, чем у России, чьи газовые компании в текущий момент испытывают трудности. Нацелившись на диверсификацию экспорта, «Газпром» не был готов к быстро растущему европейскому рынку на фоне активизировавшейся климатической политики институтов Евросоюза. Ситуация осложняется и внутренними перестановками ведущих кадров, и финансовыми задолженностями корпорации.
Делая ставку на производство чистой энергии, в прогнозах энергетического транзита Китая к 2040 году Международного Энергетического Агентства отмечается существенное увеличение доли атомного сектора и нетрадиционных источников энергии в китайской энергетике.
Помимо расширения сети АЭС и увеличения потока инвестиций в отрасль важным остается тот факт, что КНР отходит от необходимости помощи иностранных партнеров в установке и сервисе электростанций. Государство оптимизировало всю трех-ступенчатую систему введения реактора в эксплуатацию, созданы условия для самостоятельного производства каждого элемента. В начале нулевых произошла смена курса с «умеренного развития» потенциала мирного атома на «динамичное развитие» (после 2004 года в КНР было запущено в три раза больше атомных реакторов, чем до этого).
Зеленая энергетика видится подспорьем в кардинальном снижении доли угля в экономике страны, который одновременно является главным продуцентом выбросов углекислого газа и во многом причиной экологической катастрофы в Китае. Комбинация ВИЭ и АЭС позволяет выстраивать вектор развития без участия иных государств, что позволит снизить риски. Для страны импортера среди них числятся эмбарго, национализация разработанных
месторождений, смена режима, нестабильность рынка, истощение ресурсной базы и потребность во внеочередных инвестициях в разработку, а также угрозы в сфере логистики: пиратство, некачественное выполнение работ по строительству инфраструктуры другой стороной. Исходя из этого, увеличение числа малых и средних электростанций по производству солнечной, ветряной и гидроэнергетики видится рациональным выбором. Ключевая проблема внедрения ВИЭ на внутренний рынок - все еще недостаточная конкурентоспособность на фоне дешевых углеводородов и сложности в транспортировке первичной энергии.
Таким образом, роль Китая на мировом энергетическом рынке будет только увеличиваться. Стоит ожидать, что именно КНР станет одним из акторов, задающих тенденции для развития всего сектора на международном уровне. Это будет необходимым, в том числе и для обеспечения внутренней стабильности страны, и экономическо-промышленного развития. Оказывая всестороннюю поддержку немногочисленным китайским энергетическим компаниям, оперирующим за рубежом, Пекин и дальше продолжит применять энергетическую дипломатию, умело внесенную в общую внешнеполитическую повестку.
Энергетическая безопасность и энергетическая зависимость стали весомыми политическими проблемами в 1970-х годах и продолжают таковыми быть. Последствия энергетического кризиса 1973-1974 гг. частично определяют современную мировую политику, заставляя правительства государств выстраивать стратегию национальной безопасности с оглядкой на стабильность энергетических поставок. Китайская Народная Республика быстрыми темпами наращивает потребление энергоресурсов, обладая при этом их незначительной частью в мировом масштабе (2% нефти и 1,6% природного газа). Для обеспечения нужд Китай старается всячески диверсифицировать как источники, так и их экспортеров. Предпринимая попытку снизить нефтегазовое сотрудничество с регионом Ближнего Востока, КНР восполняет дефицит за счет сотрудничества с государствами Каспийского региона и Африканского континента, приобретая права на разведку природных ресурсов и их эксплуатацию в обмен на инвестиционные вливания в инфраструктурные проекты, а также предоставление низкопроцентных государственных займов.
Помимо этого Китай по-прежнему отдает предпочтение двустороннему партнерству, нежели работе массивными международными блоками. Это же мы можем наблюдать и в вопросе закрепления КНР в Арктике через соглашения с Данией, Исландией и Норвегией. Стремление китайской партии принимать участие в работе Арктического Совета носит скорее номинальный характер. Применение мягкой силы в виде широкого спектра научных исследований в арктическом регионе позволяет Китаю оставаться одной из самых влиятельных акторов в Арктике, несмотря на некоторую критику со стороны международного сообщества, в частности - России и США. Отношения со второй продолжают быть напряженными ввиду новых и новых витков китайско-американской тарифной войны.
Данное исследование помогло пересмотреть оценку соглашения «Сила Сибири» по строительству трубопровода с территории РФ до китайских густонаселенных провинций. Выводом стало наличие у КНР гораздо большего пространства для маневра в газовом секторе, чем у России, чьи газовые компании в текущий момент испытывают трудности. Нацелившись на диверсификацию экспорта, «Газпром» не был готов к быстро растущему европейскому рынку на фоне активизировавшейся климатической политики институтов Евросоюза. Ситуация осложняется и внутренними перестановками ведущих кадров, и финансовыми задолженностями корпорации.
Делая ставку на производство чистой энергии, в прогнозах энергетического транзита Китая к 2040 году Международного Энергетического Агентства отмечается существенное увеличение доли атомного сектора и нетрадиционных источников энергии в китайской энергетике.
Помимо расширения сети АЭС и увеличения потока инвестиций в отрасль важным остается тот факт, что КНР отходит от необходимости помощи иностранных партнеров в установке и сервисе электростанций. Государство оптимизировало всю трех-ступенчатую систему введения реактора в эксплуатацию, созданы условия для самостоятельного производства каждого элемента. В начале нулевых произошла смена курса с «умеренного развития» потенциала мирного атома на «динамичное развитие» (после 2004 года в КНР было запущено в три раза больше атомных реакторов, чем до этого).
Зеленая энергетика видится подспорьем в кардинальном снижении доли угля в экономике страны, который одновременно является главным продуцентом выбросов углекислого газа и во многом причиной экологической катастрофы в Китае. Комбинация ВИЭ и АЭС позволяет выстраивать вектор развития без участия иных государств, что позволит снизить риски. Для страны импортера среди них числятся эмбарго, национализация разработанных
месторождений, смена режима, нестабильность рынка, истощение ресурсной базы и потребность во внеочередных инвестициях в разработку, а также угрозы в сфере логистики: пиратство, некачественное выполнение работ по строительству инфраструктуры другой стороной. Исходя из этого, увеличение числа малых и средних электростанций по производству солнечной, ветряной и гидроэнергетики видится рациональным выбором. Ключевая проблема внедрения ВИЭ на внутренний рынок - все еще недостаточная конкурентоспособность на фоне дешевых углеводородов и сложности в транспортировке первичной энергии.
Таким образом, роль Китая на мировом энергетическом рынке будет только увеличиваться. Стоит ожидать, что именно КНР станет одним из акторов, задающих тенденции для развития всего сектора на международном уровне. Это будет необходимым, в том числе и для обеспечения внутренней стабильности страны, и экономическо-промышленного развития. Оказывая всестороннюю поддержку немногочисленным китайским энергетическим компаниям, оперирующим за рубежом, Пекин и дальше продолжит применять энергетическую дипломатию, умело внесенную в общую внешнеполитическую повестку.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КНР
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2019 - Политические и экономические отношения между КНР и странами Гвинейского залива в XXI в
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Политические и экономические отношения между КНР и странами Гвинейского залива в XXI в.
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Политика КНР в Восточной Азии. Трансформация внешнеполитических стратегий от регионального сотрудничества к статусу мировой сверхдержавы.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - ОБРАЗ РОССИИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КНР НАЧАЛА XXI ВЕКА
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2016 - КОНЦЕПЦИЯ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ XXI ВЕКА:
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ И ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - РОССИЯ И КИТАЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО В XXI ВЕКЕ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2024 - Концептуальные основы внешней политики КНР в XXI в.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Взаимоотношения КНР и России в области обеспечения энергетической безопасности в Восточной Азии
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



