Введение_________________________________________________________ 3
Раздел 1. Теоретические подходы изучения процессов адаптации и
аккультурации мигрантов ___________________________________________9
Раздел 2. Характеристика миграционной ситуации в Российской Федерации и
положение детей мигрантов________________________________________ 41
Раздел 3. Механизмы адаптации детей мигрантов, используемые в
образовательном процессе_________________________________________ 61
Заключение
Приложение
Экономическая миграция из слаборазвитых стран – широко
распространенное в современном мире явление. На протяжении уже многих
десятилетий крупные мегаполисы сталкиваются с целым рядом проблем,
возникающих на фоне этого процесса.
Наряду с проблемами, общими для мегаполисов всех стран
реципиентов, таких как: низкий уровень образования и квалификации
мигрантов, незнание ими языка титульной нации, высокая доля нелегальных
мигрантов, в каждом центре миграции возникает и ряд специфических
проблем, связанных с национальными особенностями доминирующей массы
въезжающих мигрантов.
Для России проблема внешней миграции стала актуальной
сравнительно недавно, а именно после распада Советского Союза. Последнее
десятилетие изучением миграционных процессов занимаются все больше
исследователей.
Миграция способствует экономическому развитию государства,
восполняет потребности экономики страны трудовыми ресурсами. Но также
миграция несет в себе и угрозы принимающему обществу, привнося в новую
среду свою культуру поведения, зачастую противоречащую традициям и
ценностям принимающих обществ, что может повлечь за собой
антимиграционные настроения в общественном сознании. Поэтому
необходимо уделять особенное внимание вопросам адаптации и
аккультурации мигрантов.
Зачастую миграция носит не одиночный, а семейный характер. Данные
обстоятельства, обусловливающие развитие процессов миграции, приводят к
появлению новых членов общества, в числе которых и дети1(дети
трансграничных мигрантов). Эти дети нуждаются как в социальной, так и в
психологической помощи и поддержке окружающих. Для понимания
сущности адаптивных процессов у детей мигрантов и специфики4
взаимоотношений их с внешним миром, значимыми являются
социологические и антропологические исследования.
Личностное развитие ребенка в школе важно не только в сфере
развития интеллекта, но и готовности к автономности, самостоятельности,
становлении позитивного отношения к миру и принятия окружающих,
формировании уверенности в себе, мотивации самоактуализации,
самореализации и самосовершенствования.
Республика Татарстан является одним из наиболее привлекательных
регионов для внешней миграции. Поэтому актуальность социологического
изучения особенностей социальной адаптации в миграционных потоках
обусловлена ценностью полученных результатов для совершенствования
стратегий преодоления социокультурных границ и возможности
рационализации миграционной политики как в целом, так и касаемо проблем
детей трансграничных мигрантов.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблемы адаптации мигрантов с позиций мультикультурализма в
России рассматриваются в публикациях В.Н. Малахова, В.А. Тишкова, Ж.Т.
Тощенко, С.Г. Ильинской, В.М. Воронкова, А.Г. Осипова и др. 1
Исследованиям межэтнических взаимоотношений посвящены работы
Л.M. Дробижевой, А.А. Сусоклова, Т.Н. Заславской, Ю.В. Арутюняна, И.М.
Кузнецова, В.И. Мукомеля, Л.B. Остапенко, С. Рыжовой, Э.А. Паина, В.Д.
Шапиро, З.В. Сикевич, В.И.Дятлова и др2.
1 Малахов, B.C. Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / B.C.
Малахов. Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002. -356 с.
Тишков, В.А. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии /
В.А. Тишков. М.: Наука РАН, 2003. - 127 с.
Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования //
Социс. –М., 1996. –No12. –С.33-42
Осипов. Г.А. Автономия, меньшинства и мультикультурализм: в чём смысл «управления
многообразием»? // Мир России. – N 1 – 2008. –с. 102-121.
2 Этносоциология / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. М.: АспектПресс, 1999. - 271 с
Мукомель, В.И. Интеграция мигрантов: вызовы, политика, социальные практики /
Владимир Мукомель// Мир России. – 2011. – N 1. – С.34 с5
Труды Г.У. Солдатовой, В.В. Гриценко, А.П. Садохина,
Л.A. Шайгеровой, В.К. Калиненко, О.А. Кравцовой1 посвящены
психологическим проблемам мигрантов, возникающим в ситуации
кардинальной смены социокультурного окружения и в процессе адаптации к
новой среде.
Теория и практика аккультурации и мультикультурализма отражена в
работах следующих исследователей: С. Бенхабиба, Дж. Берри, Р. Бурниса, Б.
Пареха, А. Сена, П. Стокера, Дж. Тулли, Ч. Тэйлора, М. Уолнера, А. Янга2.
В широком системном контексте социальные и культурные
последствия глобальных миграционных процессов рассмотрены в трудах,
посвященных трансформации социальных институтов и модернизации
социальной структуры: Ш Эйзенштадт, Дж. Александера, Ю.В. Арутюняна,
А.С. Ахиезера, ЛА. Беляевой, П. Бурдье, ЛЛ. Гордона, Т.И. Заславской, М.
Кастельса, Ю.А. Левады, А.С. Панарина, С. Хантингтона, П. Штомпки, В А
Дцова; в трудах, посвященных изменению системы ценностей: Б.В. Дубина,
А.Г. Здравомыслова и др3.
Заславская Т.И. О социальном механизме посткоммунистических преобразований в
России // Социологические исследования. 2002. №8
Нужны ли иммигранты российскому обществу? / Под ред. В.И. Мукомеля и Э.А. Паина
М.: Фонд «Либеральная миссия», 2006. -168 с.
1 Солдатова, Г.У., Макарчук А.В. Тренинг по профилактике ксенофобии –
М.: Генезис, 2006.
Садохин, А.П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие/ А.П. Садохин - М.:
Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. - 288 с
Калиненко, В.К. Границы в культуре и культура на границах // Журнал практической
психологии и психоанализа. 2008. – N 1.
2 Берри, Джон У. Аккультурация и психологическая адаптация: обзор проблемы (Перевод
с англ. Ивана Шолохова) Электронный ресурс. / Джон У. Бери. Режим доступа: http://rlonline.ru/articles/34-01/198.html
Burns R. The Self-Concept: Theory, Measurement and Behavior. N.Y., 1979.
Parekh B.C. Rethinking Multiculturalism: Cultural Diversity and Political Theory. Cambridge,
Mass.: Harvard University Press, 2000. P. 77
Мюрберг, И.И. Тейлор Ч. о методологическом статусе понятия «культура» в
интерпретативной истории Модерна // Электронный ресурс. – 2012. (Дата обращения
http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=615&Itemid=52)
3 Эйзенштадт, Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение
цивилизаций / Пер. с англ. А.В.Гордона под ред. Б.С.Ерасова. — М.: Аспект Пресс, 1999.
— 416 с.6
Изменения в общественном сознании, связанные с расширением
потоков инокультурных мигрантов, проанализированы в работах,
посвященных изучению динамики изменения структур социальных
идентичностей, в том числе этнических: Б. Андерсона, С.А. Арутюнова, Ю.З.
Арутюняна, Ф. Барта, П. Бергера, Р. Брубакера, Э. Геллнер, Л.М.
Дробижевой, Т. Лукмана, Н.Р. Маликовой, Г.У. Солдатовой, А.А.
Сусоколова.
Признанными авторитетами в теме адаптации детей мигрантов
средствами образования выступают два центра: в Москве (московский
институт открытого образования - МИОО) и Санкт-Петербурге (Социальная
лаборатория образования и науки - СЛОН). Сотрудники МИОО Ю.А.
Горячев (профессор, кандидат исторических наук) и Е.А. Омельченко
(кандидат исторических наук, доцент кафедры ЮНЕСКО «Международное
(поликультурное) образование и интеграции детей мигрантов в школе»,
директор центра межнационального образования «Этносфера») первыми
заговорили в необходимости научного подхода в изучении адаптации детей
мигрантов. По результатам исследований, проводимых в рамках проекта
«Языковая и социокультурная адаптация детей из семей беженцев, ищущих
убежище лиц и других категорий мигрантов» под эгидой УВКБ ООН, было
опубликовано множество научных работ1.
1 Омельченко Е.А. Роль образования в решении задачи социально-культурной адаптации
международных мигрантов. // Социология образования. 2012. №4; Адаптация детей
иностранных мигрантов в российской школе: факторы успеха и основные риски //
Феномен социализации в этнической культуре. Материалы Одиннадцатых СанктПетербургских этнографических чтений. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2012; Подходы к
адаптации учащихся в зависимости от страны их происхождения, этнокультурной и
религиозной принадлежности: концепция и программа исследования. // Научноинформационный альманах «Этнодиалоги». 2013. № 3 (44); Адаптация детей мигрантов в
образовательном учреждении: культурный и языковой аспекты // Актуальные проблемы
трудовой миграции: Москва и Берлин. Сборник статей и материалов по итогам научнопрактической конференции в рамках сотрудничества городов Москва и Берлин (г. Москва,
23 октября 2013 г.). М.: Этносфера, 2014; Адаптация детей мигрантов в образовательном
учреждении: социокультурный и психологический аспекты. // Научно-информационный
альманах «Этнодиалоги». 2014. № 1 (45); Россия в мире: молодежный взгляд. Как
школьники воспринимают российское историко-культурное наследие и современную
Россию (в соавторстве с А.Ю. Орловой). // Научно-информационный альманах7
Объектом нашего исследования выступают дети трудовых мигрантов
из среднеазиатских стран в России. Выбор данного объекта обусловлен тем,
что, согласно статистическим данным, наибольший поток мигрантов
прибывает из стран этого региона.
Предметом исследования является адаптивные практики детей
мигрантов к новой социокультурной среде.
Цель исследования: определение основных факторов,
детерминирующих адаптивное поведение детей трудовых мигрантов.
Задачи:
- рассмотреть различные подходы к изучению адаптации и
аккультурации мигрантов;
- провести анализ действующих нормативно-правовых документов в
области реализации этнокультурного образования;
- проанализировать имеющийся опыт социокультурной и языковой
адаптации детей мигрантов в Казани;
- выявить роль различных агентов на процесс адаптации мигрантов;
- выяснить влияние социокультурных и социально-демографических
характеристик на процесс и результат адаптации детей мигрантов.
Теоретико-методологической основой данного исследования являются
феноменологическая теория А. Шютца, ассимиляционную теория Р. Парка,
М. Гордона, а также подход к изучению адаптации и аккультурации
мигрантов Дж. Берри.
«Этнодиалоги». 2014. № 2 (46); Социологические подходы к исследованию проблемы
интеграции детей мигрантов в образовательной среде. // Журнал «Социология
образования». 2014. № 7; Горячев Ю. А. Межкультурное образование в современной
школе: научно-методические рекомендации / Ю. А. Горячев, В. Ф. Захаров, В. И.
Камышанов, Е. А. Омельченко. - М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. - 32 с.; Горячев Ю. А.
Социально-культурная адаптация обучающихся из семей международных мигрантов.
Сборник статей и методических материалов; под ред. Ю.А. Горячева / Ю. А. Горячев. -
М.: ГАОУ ВПО МИОО – Этносфера, 2012. - 160 с.; Горячев Ю. А. Межэтнические
отношения и задачи образования по реализации Стратегии государственной национальной
политики РФ до 2025 года / Ю. А. Горячев, В. Ф. Захаров, О. С. Клишина, М. А.
Кривенькая, Б. А. Малышев, Е. А. Омельченко, А. А. Сурков, Е. Ф. Теплова, О. С.
Шевцова, О. Н. Яшина // Сборник материалов по совершенствованию системы
профессиональной компетенции педагога. - М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. - 168 c.8
Эмпирическое основой нашей работы является информация,
полученная в ходе эмпирического социологического проекта, выполненного
с применением метода опроса в качественной стратегии: ряда
неформализованных интервью с детьми (N-7) и родителями мигрантами (N-
9), глубинных интервью с экспертами (N-7), а также вторичные данные
исследований российских социологов. Результаты, полученные в ходе
эмпирического исследования, были проанализированы методом секвенции.
Научная новизна исследования:
− использовано понятие механизмов адаптации, в контексте
адаптационных процессов детей мигрантов через
образовательные учреждения;
− эмпирически выявлено влияние агентов адаптации на
длительность и исход изучаемого процесса;
− определено пространство институционального сопровождения
адаптационных процессов детей мигрантов, требующее
дополнительного внимания.
Положения, выносимые на защиту:
1. Проблема социокультурной адаптации детей мигрантов, включенных в
общеобразовательный процесс, порождает особые образовательные
потребности в рамках иноэтничного образования.
2. Динамика адаптации детей мигрантов зависит от внешних и
внутренних агентов адаптации.
3. Наиболее проблемным процесс социокультурной адаптации является
для полуторного поколения мигрантов.
4. Успешность адаптационного процесса зависит как от используемых
механизмов адаптации, так и от субъективной готовности к принятию
перемен.
Исследовательская работа состоит из трех разделов, первый из которых
посвящен анализу основных теорий и классификаций основных подходов к
изучению адаптации и аккультурации мигрантов. Во втором разделе мы на9
основе анализа вторичных данных, представляем современную
миграционную ситуацию, сложившуюся в России. Третий раздел посвящен
анализу данных, полученных в ходе авторского исследования, выявлению и
описанию адаптационных механизмов детей мигрантов.
В заключение можно сказать, что миграция - многостороннее явление, которое вследствие этого рассматривается с точки зрения разных подходов и дисциплин. Однако при этом нельзя утверждать, что феномен на данный момент подробно изучен, так как в обществе по-прежнему остается множество проблем, связанных с этим явлением и его последствиями. К одним из важнейших можно отнести и вопросы социокультурной адаптации мигрантов всех возрастов.
В качестве объективного основания адаптации мигрантов выступает социокультурная среда, поэтому данный процесс в новой социокультурной среде детерминируется множеством факторов.
Вместе с тем миграционные процессы, происходящие в современном российском обществе, во многом обуславливают особенности социальноэкономического развития страны и регионов. В связи с этим проблемы социальной адаптации мигрантов в общем потоке тех массовых передвижений, которые были вызваны международными, социальными, экономическими отклонениями переходного периода, относятся к одним из ключевых вопросов стабилизации российского социума на сегодня.
Поэтому перед российским обществом встает важная задача успешной адаптации мигрантов к новой среде, а также предоставления им возможностей для проживания в полноценных условиях. Для реализации этой цели в Российской Федерации существует определенные институционализированные способы адаптации мигрантов, которые регламентируются миграционной политикой. В ее основе находится российское миграционное законодательство - оно устанавливает права и ответственность иностранцев на территории России, порядок устройства трудовых мигрантов на работу и меры его регулирования, а также борьбы с нелегальной миграцией, вводит концепции политического развития в данной области, госпрограммы по переселению, законопроекты о создании сети центров обучения русскому языку, получения необходимой квалификации, отвечает за вопросы социальной защищенности и поддержки мигрантов.
Дети мигранты попадают в особую ситуацию, когда отсутствующие в необходимом количестве меры практически неспособны оказать влияния на ход процесса адаптации в связи с выявленным в ходе исследования отсутствия необходимых в правовом и нормативном механизме определенных звеньев, призванных к регулированию процесса интеграции детей в институциональную среду Российской Федерации. Хотя при этом данная категория лиц стоит перед необходимостью адаптироваться к новым социальным и культурным условиям в не меньшей степени, чем их родители. И в наибольшей степени сложность этого процесса может возрасти для подростков, перед которыми встают типичные для большинства индивидов данной возрастной категории вопросы, связанные с «кризисом взросления» и самоопределения, что усиливает социальную нагрузку и вынуждает постоянно определять и переопределять свои позиции.
Наш анализ миграционного законодательства показал, что оно очень фрагментарно, непоследовательно и характеризуется отсутствием продуманных механизмов его реализации. Использование гарантированного права на получение социальных и образовательных услуг, делается практически невозможным, в связи с ограниченным сроком пребывания ребенка мигранта на территории Российской Федерации без возможности продления миграционной карты и регистрации не выезжая за границы страны. Данная процедура негативно сказывается на образовательном процессе, а в случае неспособности родителей каждые 90 дней вывозить ребенка за пределы России, вынуждает к нарушению законодательства и ставит под угрозу депортации. Условие ограниченного срока пребывания усложняют прием детей мигрантов общеобразовательные учреждения, так как ответственность за соблюдение законодательных норм частично возлагается на школу.
Как показал предыдущий опыт исследований процесса социокультурной адаптации детей мигрантов, школа является одним из важнейших агентов сопровождения вхождения детей мигрантов в принимающую среду. Именно через нее реализуются множество адаптационных механизмов.
В нашем исследовании, мы воспользовались определением механизмов адаптации предложенным Л.В. Корель в работе «Социология адаптации: вопросы теории, методологии и методики», где понятие раскрывается как, совокупность средств, с помощью которых приводится в действие и самореализуется адаптивные потенциал субъекта для восстановления нарушенного равновесия в системе «адаптант - адаптирующая среда».
Проанализировав данные, полученные в ходе эмпирического исследования и анализа вторичных данных, можно сделать вывод, что участвующие в процессе адаптации агенты, такие как образовательное учреждение, семья, неформальные группы, имеют значительное влияние на исход вхождения ребенка мигранта в принимающее сообщество. Именно они аккумулируют в себе механизмы, через которые данный процесс происходит.
Учебно-методические программы, используемые в школах, либо, за их отсутствием внутренние мероприятия, беседы, дополнительные занятия, жизненная стратегия родителей на ближайшее будущее, отношение сверстников, и даже первичное окружение, способствующее смягчению перехода ребенка из страны исхода в новое принимающее сообщество - это все то, с помощью чего реализуется адаптивный потенциал.
В качестве объекта исследования выступали дети мигранты полуторного поколения - родившиеся и прошедшие первичную социализацию в стране исхода. В ходе анализа выяснилось, что возраст прибытия в новое социокультурное поле прямым образом влияет на процесс адаптации. Детям, которые имели опыт посещения образовательных учреждений на родине, необходимо прилагать больше усилий для вхождения в новую группу. Это обусловлено наличием осознанного опыта взаимодействия с членами общества исхода и перенятия из культурного образца. Определение себя как «чужого» в принимающей группе, изменение иерархической системы координат общественного устройства имеют непосредственное влияние на длительность и результат адаптационного процесса.
Однако стоит заметить, что представители «полуторного поколения» мигрантов, не смотря на то, что переезжают в другую страну не по своему решению (в силу возраста), но, так или иначе, осознавая грядущие изменения, готовы к корректировке привычной картины мира.
Одним из главных механизмов адаптации детей мигрантов является взаимодействие с учителями и образовательный процесс. Стремление к получению знаний, дает основу для формирования дальнейшей жизненной стратегии. Планирование получения средне-специального или высшего образования в Российской Федерации определяет необходимость интеграции в российское общество. И даже если у родителей наблюдется желание вернуться на родину, временные рамки нахождения в России корректируются в зависимости от срока обучения их детей.
Это позволяет выявить тип механизма адаптации детей мигрантов - развитие, который своим итогом видит совершенствование внутренней структуры адаптанта, его личных качеств, стремлений к саморазвитию. Однако для того, чтобы процесс был успешно завершен, необходима помощь на всех уровнях социального взаимодействия. Интеграция - двусторонний процесс, который требует как усилий от самого субъекта, так и особых условий со стороны среды, то есть ее готовности к его принятию.