ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические аспекты развития моногорода как территории опережающего
социально-экономического развития 8
1.1 Моногород: понятие и нормативно-правовая база 8
1.2 Территория опережающего социально-экономического
развития как инструмент управления развитием моногорода 15
1.3 Особенности управления моногородом в России как
территорией опережающего социально-экономического развития 29
2 Анализ системы управления моногородом Набережные Челны в
статусе территории опережающего социально-экономического развития 38
2.1 Анализ социально-экономического развития моногорода
Набережные Челны 38
2.2 Моногород Набережные Челны как территория опережающего
социально-экономического развития 47
2.3 Оценка эффективности режима территории опережающего
социально-экономического развития для моногорода Набережные Челны 52
3 Рекомендации по совершенствованию управления моногородом
Набережные Челны 56
3.1. Мероприятия по совершенствованию режима территории опережающего социально-экономического развития для моногорода Набережные Челны. 56
3.2 Ожидаемые результаты по развитию промышленного туризма
на территории опережающего социально-экономического
развития «Набережные Челны» 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Актуальность темы исследования. На протяжении долгих лет развития истории в нашей стране сформировалась система городских поселений, территориальное расположение и функции которых появились под воздействием совокупности специфичных по своему сочетанию и активности влияния факторов, среди которых особенно отличаются сложные природные и климатические условия, гиперболизированная роль государства, долгосрочная политическая изоляция. Среди этого разнобразия населенных пунктов отдельное место занимают такой специфичный тип как монопрофильные города. Они на протяжении многих десятилетий представляют собой основу экономики России. На их долю выпадает около 40 % суммарного ВВП нашей страны.
Появление в структуре экономики России моногородов представляет собой определенную логичную закономерность, которую нельзя однозначно оценивать. Это уникальный для нашей страны вариант приспособления размещения производства к особенным климатическим и территориальным условиям страны. При этом некоторые предпосылки такой организации хозяйства сохраняются и даже увеличиваются в настоящее время благодаря повышению экономических барьеров, которые мешают перетоку населения из региона в регион.
Моногорода расположены практически везде: в Европейской и Восточной частях России, на севере и на юге, вблизи крупных городов и в удалённых районах. В 460 населённых пунктах концентрируются 25% населения страны.
Актуальность темы обусловлена остротой и размахом проблем моногородов. Если в городах, которые имеют развитую многоотраслевую экономическую базу, уменьшение объемов производства и сокращение рабочих мест на ряде предприятий в период кризиса провоцирует переброс занятых в иные сферы промышленности и сферу услуг, то в моногородах остановка градообразующего предприятия может остановить всю жизнедеятельность
города. Узкая сфера занятости, ограниченные возможности для потерявших работу, высокая и застойная безработица, снижение уровня жизни всего населения, свертывание социальной инфраструктуры, ухудшение морально-психологического климата, а также сокращение налогооблагаемой базы местных бюджетов и невозможность нормального функционирования городского хозяйства, все это - нарастающие как снежный ком проблемы монопрофильных поселений, затронутых кризисом.
Степень разработанности проблемы. В научной литературе, в частности в работах Г.Д. Антонова, О.П. Ивановой, В.В. Кафидова, В. П. Орешина, А.Н. Ряховской, В.И. Терехина и др., накоплен значительный опыт исследования особенностей развития моногородов в России.
Целью данной работы является изучение моногорода в статусе территории опережающего социально-экономического развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие моногорода и нормативно-правовую базу его функционирования;
- рассмотреть территорию опережающего социально-экономического развития как инструмент управления развитием моногорода;
- ознакомиться с особенностями управления моногородом в России как территорией опережающего социально-экономического развития;
- провести анализ социально-экономического развития моногорода Набережные Челны;
- изучить моногород Набережные Челны как территорию опережающего социально-экономического развития;
- произвести оценку эффективности режима ТОСЭР для моногорода Набережные Челны;
- разработать рекомендации по совершенствованию режима ТОСЭР для моногорода Набережные Челны.
Объектом исследования является монопрофильный город Набережные Челны.
Предметом исследования является развитие моногорода Набережные Челны в статусе территории опережающего социально-экономического развития.
Эмпирическую базу исследования составили официальные данные статистики, аналитические статьи, доклады и отчёты, опубликованные в источниках общего доступа сети Интернет.
Нормативную базу работы составляют нормы действующего законодательства и подзаконные нормативные акты Российской Федерации, законодательство Республики Татарстан и локальные акты муниципального образования г. Набережные Челны.
При подготовке работы были использованы общенаучные методы познания: анализ и синтез, диалектический, формально-логический, системный и т.д. В работе была использована статистическая информация, а также был проведен анализ имеющихся данных в периодических печатных изданиях и сети Интернет по состоянию изучаемой сферы на сегодняшний день.
Структура работы. В соответствии с целью и задачами исследования данная работа состоит из введения, трех разделов, включающих в себя восемь подразделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность исследования, охарактеризована степень ее разработанности, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи исследования.
В первом разделе был приведен теоретический анализ моногорода, как территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Во втором разделе был проведен анализ системы управления моногородом Набережные Челны в статусе территории опережающего социально-экономического развития. В третьем разделе отражены рекомендации по совершенствованию управления ТОСЭР «Набережные Челны».
В заключение подведены итоги исследования и сформулированы
основные выводы.
Проблема развития моногородов, экономика которых зависит от градообразующих предприятий, испытывающих проблемы или просто ставших неконкурентоспособными, является чрезвычайно острой не только в социально-политическом плане. Она важна и в плане осмысления теоретических моделей и технологий регионального развития.
Однако опыт работы комиссии Министерства регионального развития РФ по проблеме реструктуризации и развития моногородов убедительно показывает, что специфической «проблемы моногородов», собственно, и нет, не существует. Каждый город, в том числе и те, которые находятся в кризисной ситуации, имеет свою неповторимую, уникальную судьбу. Единого, универсального решения для каждого из городов нет и просто не может быть.
В современных условиях назрела необходимость концентрации на поиске механизмов, гарантирующих интеграцию моногородов в единое рыночное пространство при сохранении специального отношения к особенностям социально-экономического развития этих территорий. Их модернизация и перевод на инновационный путь развития становятся императивом для государственного вмешательства и поддержки. Ставится задача преодолеть технологическое отставание, выйти из образовавшегося в 1980 - 1990-х гг. «кризисного пике», причем не за счет наращивания поставок энергоресурсов, а за счет реформирования собственной экономики моногородов.
Решение проблем модернизации монопрофильных населенных пунктов носит комплексный характер и требует четкого, слаженного взаимодействия между всеми уровнями власти, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами и обществом в целом. В современных условиях поддержка моногородов проводится в том числе путем предоставления им статуса территории опережающего социально-экономического развития.
ТОСЭР «Набережные Челны» насчитывает 45 резидентов, которые выпускают разнообразную продукцию. Создание промышленного туристического кластера будет способствовать развитию малого и среднего предпринимательства, тем самым уменьшая миграцию населения и повышая уровень жизни в городе; повышению информативности населения в сфере истории и достопримечательностей города; осознанному выбору молодежью будущей карьеры.
Промышленный туризм является одной из наименее подготовленных к большому потоку туристов отраслей. Это касается и организации экскурсионных программ, и организации безопасности, и большого количества самостоятельно организованных туристических групп. Именно сейчас, когда технологии производства бурно развиваются, производственный туризм может быть максимально востребован (и с точки зрения исследования новых технологий и, напротив, для получения информации о прежних, уже устаревших технологиях). И как выяснилось спрос со стороны туристов есть, и растет постоянно. Промышленный туризм является одним из механизмов, необходимых для развития туризма в целом, так как традиционные разновидности туризма постепенно теряют свою популярность в связи со стремлением туристов к новым открытиям, впечатлениям и ощущениям.
Организация промышленного туристического кластера в моногороде Набережные Челны позволит:
- решить вопросы диверсификации экономики;
- разрядить уровень социальной напряжённости;
- снизить уровень безработицы;
- повысить благосостояние населения;
- создать перспективы экономического развития моногородов;
- повысить культуру и образованность населения.
I. Нормативно-правовые акты:
1. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ (ред. от
27.12.2018) // Российская газета. 2014. № 299.
2. Об особенностях создания территорий опережающего социальноэкономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 22.06.2015 № 614 (ред. от 26.04.2017) // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181759 (Дата обращения
29.04.2019 г.).
3. О создании территории опережающего социально-экономического
развития "Набережные Челны" [Электронный ресурс]: постановление
Правительства РФ от 28.01.2016 № 44 // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193236 (Дата обращения
29.04.2019 г.).
4. Об утверждении порядка заключения соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, создаваемой на территории монопрофильного муниципального образования (моногорода) Республики Татарстан (с изменениями на: 30.12.2017) [Электронный ресурс]: постановление Кабинета министров РТ от 04.02.2016 г. №61 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/432885981 (Дата обращения
29.04.2019 г.)
П.Специальная литература:
5. Абашкин В.Л. Методические материалы по созданию промышленных кластеров / В.Л. Абашкин, С.В. Артемов, Е.А. Исланкина и др. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 80 с.
6. Антонов Г.Д. Управление конкурентоспособностью организаций и территорий: Учебное пособие/ Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 348 с.
7. Белицкая А.В. Комментарий к Федеральному закону от 29.12.14 № 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ" / А.В. Белицкая. М.: Юстицинформ, 2016. 156 с.
8. Борисова О.А. Устойчивое социально-экономическое развитие регионов на основе конкурентоспособности: отраслевой аспект: коллективная монография/ РАНХиГС; под. ред. О.А. Борисовой, И.Б. Выпряжкиной. Москва: Научный консультант, 2016. 230 с.
9. Гохберга Л.М. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации: направления реализации программ развития / под. ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина. М.: НИУВШЭ, 2015. 92 с.
10. Иванова О.П. Развитие моногородов и управление инвестиционной привлекательностью: Монография/ О.П. Иванова, И.С. Антонова, Г.Д. Антонов. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 260 с.
11. Кафидов В.В. Современные методологические подходы к стратегическому управлению и развитию городов различных типов: Монография / В.В. Кафидов. М.: Дело АНХ, 2015. 246 с.
12. Корнейко О.В., Пестерева А.В. Кластерный подход в организации свободных экономических зон II АНИ// Экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 80-83.
13. Орешин В. П. Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие / В. П. Орешин. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 320 с.
14. Орешин В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие/ В.П. Орешин. 2-е изд. М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 178 с.
15. Ряховская А.Н. Роль государственных программ в развитии моногородов: Монография / А.Н. Ряховская, С.Е. Кован, О.Г. Крюкова; Под ред. А.Н. Ряховской. М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 272 с.
16. Терехин В.И. Эффективность управления социально-экономическим развитием административно-территориальных образований: монография / под ред. д-ра экон. наук, проф. В.И. Терехина. М.: ИНФРА-М, 2018. 315 с.
17. Чиркин В.Е. Основы государственного и муниципального управления: Учебное пособие / О.Б. Угурчиев, Р.О. Угурчиева. М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 378 с.
18. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник / В.Е. Чиркин. 5-e изд., пересмотр. М.: Норма, 2018. 432 с.
III. Источники удаленного доступа:
19. Электронная библиотечная система «Знаниум» [Электронный ресурс] URL: https://znanium.com (Дата обращения 29.04.2019 г.).
20. Деловая электронная газета Татарстана [Электронный ресурс] URL: https://www.business-gazeta.ru (Дата обращения 29.04.2019 г.).
21. Официальный сайт города Набережные Челны [Электронный ресурс] URL: http://nabchelny.ru (Дата обращения 29.04.2019 г.).
22. Официальный сайт ТОСЭР «Набережные Челны» [Электронный ресурс] URL: http://adt-chelny.ru (Дата обращения 29.04.2019 г.).
23. Официальный сайт Федеральной службы охраны РФ [Электронный ресурс] URL: http://www.fso.gov.ru (Дата обращения 29.04.2019 г.).
24. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru (Дата обращения
29.04.2019 г.).
25. Официальный сайт Фонда развития моногородов [Электронный ресурс] URL: http://xn--80afd4affbbat.xn--p1ai (Дата обращения 29.04.2019 г.).