Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения феномена прокрастинациии и качества жизни педагогов в связи с продолжительностью учебной четверти 6
1.1. Исследование феномена «прокрастинация» в зарубежной и
отечественной психологии 6
1.2. Исследование феномена «Качество жизни» в зарубежной и
отечественной психологии 13
1.3. Обзор исследований о взаимосвязи феномена прокрастинации и
качества жизни педагогов 20
Глава 2. Методы и организация исследования взаимосвязи феномена прокрастинации и качества жизни педагогов в связи с продолжительностью учебной четверти 26
2.1. Описание выборки исследования 26
2.2. Методы и организация исследования 27
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня прокрастинации и качества жизни педагогов в связи с продолжительностью учебной четверти 35
3.1. Изучение уровня прокрастинации у педагогов в зависимости от
продолжительности учебной четверти 35
3.2. Изучение уровня качества жизни у педагогов в зависимости от
продолжительности учебной четверти 37
3.3. Выявление взаимосвязи между степенью прокрастинации и уровнем
качества жизни у педагогов в начале и конце учебной четверти 48
Выводы 55
Заключение 57
Приложения 66
Литература
Прокрастинация, а именно задержки и промедления, из-за которых человек никак не можем приступить к работе, — вирус нашего времени, вакцину от которого пытаются найти многие ученые.
Большинство отечественных учебных заведений систематически функционируют в авральном режиме, причем этапы активных трудовых свершений чередуются со своеобразными периодами «застоя», когда интенсивность работы находится на относительно стабильном уровне. При этом в качестве основной характеристики успешного специалиста отмечается способность к быстрому перераспределению задач в меняющихся условиях трудового процесса и полной мобилизации доступных ресурсов с целью достижения наивысшего результата в короткий срок.
В Интернет-ресурсе и в блогах часто подвергается обсуждению проблема общей загруженности учителя. В образовательной сфере феномен прокрастинации возможен как проявление сопротивления той реальности, которая создается вокруг учителей в современной школе. Эта ситуация порождает актуальность исследования прокрастинации в педагогической деятельности.
В научных трудах Вересовой М. [47] Феномен прокрастинации освещался на выборке учителей начальных классов в связи с подверженностью стрессом и умением с ним справляться; Рассматривались особенности взаимосвязи между прокрастинацией и удовлетворенностью работой учителя; Также исследовалась взаимосвязь прокрастинации и профессионального стресса у учителей среднего звена [41]; Исследовалась научная проблема взаимосвязи между феноменом прокрастинации и стилями принятия решений на выборке руководителей образовательных организаций [46]. В отечественных трудах Н.Н. Карловской и И.Л. Шистаковой изучался вопрос о взаимосвязи феномена прокрастинации с перфекционизмом у учителей.
Однако исследование феномена прокрастинации и качества жизни педагогов в зависимости от продолжительности учебной четверти не рассматривалось, что и составляет теоретическую значимость исследования.
Социальная значимость данного исследования определяется тем, что педагог является одним из ключевых фигур в развитии детей. Уровень прокрастинации, личностный рост учителя, наличие значимых целей в жизни, умение управлять средой, быть в меру независимым от окружающего мнения, иметь высокую работоспособность, психологическое благополучие педагога и многие другие сферы качества жизни непосредственно отражаются на его подопечных учащихся.
Практическая значимость заключается в том, что результаты нашего исследования могут быть использованы практическими психологами в целях коррекции уровня прокрастинации и качества жизни педагогов.
Объект исследования - феномен прокрастинации у педагогов.
Предмет исследования - взаимосвязь уровня прокрастинации и качества жизни педагогов в связи с продолжительностью учебной четверти.
Целью нашего исследования было выявление уровня прокрастинации и качества жизни учителей в связи с продолжительностью учебной четверти.
Нами было предложено несколько гипотез, а именно:
1. Существует обратная взаимосвязь между уровнем прокрастинации и качеством жизни у педагогов
2. Преобладание уровня прокрастинации в большей степени у педагогов в начале четверти, нежели в конце
3. Уровень качества жизни у педагогов ниже в начале четверти, чем в конце
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать имеющиеся в отечественной и зарубежной психологии теоретические представления о прокрастинации.
2. Изучить особенности проявления прокрастинации у педагогов во взаимосвязи с оценкой ими их качества жизни в связи продолжительностью учебной четверти.
3. Определить уровень прокрастинации у педагогов.
4. Выявить уровень качества жизни у педагогов
5. Определить достоверные различия между уровнем прокрастинацией, а также уровнем качеством жизни в начале и конце учебной четверти.
Методы и методики исследования:
Нами проводился метод опроса с использованием методик:
1. Методика Б. Тукмана " Шкала общей прокрастинации".
2. Шкала психологического благополучия К. Рифф
3. Опросник качества жизни (версия ВОЗ).
Математические методы обработки данных:
Методы статистического и корреляционного анализа, вычисление мер центральной тенденции, определение различий с использованием параметрического Т-критерия Стьюдента.
Контингент испытуемых
В исследовании принимали участие педагоги школ Республики Татарстан в возрасте от 23 до 70 лет, со стажем работы от 2 до 45 лет, проходившие повышение квалификации на базе «Института развития образования». Общий объем выборки составил 50 человек.
Область применения: педагогическая психология, психология личности.
Основной целью нашего исследования являлось выявление уровня прокрастинации и качества жизни у педагогов в зависимости от продолжительности учебной четверти. Феномен прокрастинации преобладает в жизни каждого человека, в большей или в меньшей степени. Она может проявляться в быту, в учебной деятельности, в социальной области, в данном случае нами было рассмотрено это явление в трудовой деятельности педагога.
Полученные результаты лонгитюдного исследования позволяют сделать следующее заключение:
1. Нами были поставлены три гипотезы, которые успешно были подтверждены. Мы смогли доказать на данной выборке, что уровень прокрастинации имеет обратную взаимосвязь с определенными сферами качества жизни педагога. Взаимосвязи в начале и конце четверти различаются. Уменьшение взаимосвязей к концу четверти, в очередной раз косвенно свидетельствует об уменьшении прокрастинации к концу четверти, что также говорит об увеличении качества жизни и психологического благополучия в контексте выполнения профессиональных обязанностей.
2. Изучая прокрастинацию начале и конце четверти, можно сказать о том, что педагоги в большей степени прокрастинуруют в начале четверти. Это может объясняться тем, что сроки сдачи каких-либо работ и заданий, которые диктуются требованиями учебного учреждения, приходятся на конец четверти, соответственно в начале четверти можно отложить дело на потом, так как времени до окончания срока остается еще много. Однако, когда время подходит ближе к концу четверти перед педагогом стоит задача все выполнить, потому что невозможно отложить работу на более поздний срок, в противном случае его могут уволить в связи с невыполнением, стоявших перед ним профессиональных задач.
3. Рассматривая феномен прокрастинации, общий показатель среднего значения не превышает нормы. Если рассматривать соотношение трёх уровней прокрастинации, то мы можем наблюдать большой процент педагогов с низким уровнем. В начале четверти уровень низкой прокрастинации составляют 52%, а к концу четверти возрастает до 64%.
4. Педагоги, в целом, указывают на хорошее качество жизни. Однако уровень качества жизни и психологического благополучия в конце четверти выше, недели в начале. Это означает, что в среднем испытуемые нашей выборки имеют цели в собственной жизни, а также чувствуют направленность в своем жизненном пути. Могут и находят смысл в прошлой и настоящей жизни, придерживаются своим убеждениям и принципам, которые способствуют достижению поставленных целей, знают, что хотят от жизни. Хорошее качество жизни может характеризоваться еще тем, что в данной выборке учителя достаточно позитивно относятся к себе, как к личности, возможно, хорошо знают свои достоинства и недостатки, при этом принимая все свои стороны как положительные, так и отрицательные, а также неплохо оценивают свое прошлое. Данная выборка педагогов вполне открыта новому опыту, воспринимают себя полными сил для роста в профессиональном плане, готовы самореализовываться. Учителя наблюдают прогресс в себе и в своей деятельности, своих действиях. Готовы познавать и достигать новые вершины образования.
5. Что касается определенных сфер качества жизни педагогов, можно сделать вывод о том, что в основном данные феномены между собой взаимосвязаны, особенно мы можем наблюдать такие связи в начале четверти. Качество жизни педагогов несколько ниже в начале, это свидетельствует о том, что высокий уровень прокрастинации плохо отражается на качестве жизни. А именно чем выше уровень прокрастинации, тем больше вероятность того, что отношения с сотрудниками, учениками и администрацией школы будут нарушены. От этого может влиять качество обучения, могут возникнуть проблемы за невыполнение своих обязанностей.
Чем выше прокрастинация, тем ниже понимание об управлении средой. В педагогической деятельности это может объясняться тем, что в начале четверти повторяется предыдущий изученный материал, происходит изучение новых тем, существует наименьший контроль над происходящей ситуацией, нет гарантии того, что все учащиеся правильно усвоят новый материал, что создает некий дискомфорт и потерю над контролем. В начале четверти наблюдается низкий уровень самопринятие, то есть это может объясняться тем, что педагоги не хотят принимать то, что они могут не вовремя выполнять какие-то задание, что может накопиться большое количество дел, которые кажутся нескончаемыми. Удовлетворения от этого учитель не получает, поэтому принимать себя таким не очень хочется. Также это может проявляться и во взаимосвязи со сферой качества жизни «Позитивные отношения с окружающими», когда человек признает свои недочеты, то, что он мог что-то не выполнить, отсутствие успеха может привести к негативным отношениям с окружающими, а возможно к отсутствию любых отношений с другими людьми. Чем ниже уровень прокрастинации, тем выше уровень работоспособности, что может показаться удивительным. Работоспособность у учителей увеличивается к концу четверти. Это может объясняться тем, что педагог стремиться выполнить всю назначенную работу, ожидая законный отдых на предшествующих каникулах.
Проведенное исследование заполняет пробелы в исследованиях проблем взаимосвязи уровня прокрастинации и качества жизни в зависимости от продолжительности четверти. Это позволит обогатить теоретические исследования, внесет вклад в более глубокое понимание педагогической психологии, поэтому, данная работа несет большую практическую и теоретическую значимость.
Оценка степени качества жизни должна носить многоуровневый характер и содержать анализ как профессиональных особенностей учителя, так и организационных компонентов его профессиональной среды. В дальнейшем в исследовании данного вопроса хотелось бы изучить феномен прокрастинации у педагогов во взаимосвязи со стажем их работы, а также с профилем преподаваемого предмета.
1. Агапова Е.Н. Уровень и качество жизни населения: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2003. - 187 с.
2. Барабанщикова В.В., Каминская Е.О. Феномен прокрастинации в деятельности членов виртуальных проектных групп // Национальный психологический журнал. - 2013. - №2 (10). - С. 43-51.
3. Баранова Р.А., Карловская Н.Н. Взаимосвязь прокрастинации и параметров ответственности у студентов с разной академической успеваемостью // Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности. - Омск, 2008. - С.17-21.
4. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 632 с.
5. Боровская Н.В. Психологические и психофизиологические предпосылки лености студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2008. - 168 с.
6. Бурковский Г. В. Об исследованиях здоровья и качества жизни // Обозрение психиатрии и мед. психологии. - 2004. - № 1. - С. 27-28.
7. Варавичева Я.И. Психологические механизмы феномена лени:
Ломоносов-2007: материалы докл. XIV Междунар. конф. студентов,
аспирантов и молодых ученых. - М., 2007. - 136 с.
8. Виндекер О.С., Останина М.В. Формальный и содержательный
анализ шкалы общей прокрастинации С.Н. Lay // Актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии. - 2014. - № 1(30). - С. 116-126.
9. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: автореф. дис. . д-ра. психол. наук. - М., 2010. - 42 с.
10. Дементий Л.И., Карловская Н.Н. Особенности ответственности и временной перспективы у студентов с разным уровнем прокрастинации // Психология обучения. - 2013. - № 7. - С. 4-19.
11. Жданова Л.Г., Катунина М.В. Особенности проявления
прокрастинации у учителей с различным стажем трудовой деятельности: Инновационные идеи и разработки в области теоретических, экспериментальных и прикладных общественно-гуманитарных наук: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции, 10 октября 2018 г., - М.: Изд-во Профессиональная наука, 2018. - С. 33-37.
12. Задесенец Е.Е. Качество жизни. Краткий словарь. - М.: Смысл, 2009. - 168 с.
13. Заусенко И.В. Психологическое благополучие педагога //
Педагогическое образование в России. - 2012. - № 2. - 28-31 с.
14. Звягина В.В. Качество жизни педагогов юга Тюменской области // Успехи современного естествознания. - 2007. - №5. - С. 59-60.
15. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е.П. Ильин - СПб.: Издательство «Питер», 2011. - 224 с.
16. Карловская Н.Н., Шистакова И.Л. Взаимосвязь прокрастинации и перфекционизма у учителей: Личность в трудных жизненных ситуациях как актуальное научное направление копинг исследования в России: материалы Всерос. науч. практ. конф., 12-13 нояб. 2009 г., Омск : Изд-во Омск. гос. ун-та, 2009. - С. 127-130.
17. Клюева Н.В. Педагогическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений / Н.В. Клюева — М.: Ярославль, 2003. — 209 с.
18. Ковылин В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2013. - № 2 (2). - С. 22-41.
19. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов : хрестоматия. 2-е изд. - СПб.: Издательство «Питер», 2009. - С. 79-80.
20. Михайлова Е.Л. Лень в учебной деятельности студентов // Психология XXI века: тез. междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых специалистов. - СПб., 2005. - № 7. - С. 312-314.
21. Мохова С.Б., Неврюев А.Н. Психологические корреляты общей и академической прокрастинации у студентов // Вопросы психологии. - 2013. - №1. - С. 25-33.
22. Посохова С.Т. Лень: психологическое содержание и проявления // Вестник СПбГУ. Серия 12. - 2011. - №2 - С.159-166.
23. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 416 с.
24. Рат Т., Хартер Джим Пять элементов благополучия: инструменты повышения качества жизни./ Том Рат, Джим Хартер: пер. с анг. - М.: Альпина Паблишера, 2011. - 148 с.
25. Хусаинова Р.М. Проявление феномена прокрастинации у учителей в зависимости от качества жизни // Сибирский психологический журнал. - 2018. - № 68. - С. 162-173.
26. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития./ Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров - М.: Издательство Интерпракс, 1994. - 154 с.
27. Шатрова, А.О. О материальной составляющей в структуре показателя качества жизни населения // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 8. - С. 84.
28. Шемякина О.О. Влияние прокрастинации на уровень стресса у студентов // Психология и право. - 2013. - № 4. - С. 99-109.
29. Шухова Н. Организация времени старшеклассника. Спецкурс по психологии. / Н. Шухова - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. - 46 с.
30. Barabanshchikova, V.V., Ostanina, M.V. & Klimova, O.A. Procrastination phenomenon in individual and team sports athletes’ activity. // National Psychological Journal. - 2015. - №3 (19). - P. 91-104.
31. Burka J.B., Yuen L.M. Procrastination: Why you do it, what to do about it / J.B. Burka, L.M. Yuen - MA: Addison-Wesley, 1983. - 227 p.
32. Chu A.H.C., Choi J.N. Rethinking procrastination: Positive effects of «active» procrastination behavior on attitudes and performance // Journal of Social Psychology. - 2005. - № 14. - P. 245-264.
33. Ellis A., Knaus W.J. Overcoming procrastination / A. Ellis, W.J. Knaus - New York: Signet Books, 1977. - 180 p.
34. Ferrari J.R. Self-handicapping by procrastinators: Effects of task importance and performance privacy: Doctoral dissertation, Adelphi University, Garden City / J.R. Ferrari - NY, 1990. - 136 p.
35. Ferrari J.R., Johnson J.L., McCown W.G. Procrastination and task avoidance: Theory, research, and treatment. / J.R. Ferrari, J.L. Johnson, W.G. McCown - New York: Plenum, 1995. - 268 p.
36. Ferrari J.R., O’Callaghan J., Newbegin I. Prevalence of procrastination in the United States, United Kingdom, and Australia: arousal and avoidance delays among adults // The American Journal of Psychology. - 1995. - №7 (1). - P. 1-6.
37. Hammer C.A., Ferrari J.R. Differential incidence of procrastination between blue and white-collar workers // Current Psychology. - 2002. - № 21 (4). - P. 333-338.
38. Harriott J., Ferrari J.R. Prevalence of procrastination among samples of adults // Psychological Reports. - 1996. - №78 (2). - P. 611-616.
39. Milgram N., Tenne R. Personality correlates of decisional and task avoidant procrastination // European Journal of Personality. - 2000. - № 14. - P. 141-156.
40. Milgram N.A., Batori G., Mowrer D. Correlates of academic procrastination // Journal of School Psychology. - 1993. - № 31. - P. 487-500.
41. Mohsin F.Z., Ayub N. The relationship between procrastination, delay of gratification, and job satisfaction among high school teachers // Japanese Psychological Research. - 2014. - № 56 (3). - P. 224-234.
42. Parsons, C.A., & Soucie, D. Perceptions of the causes of procrastination by sports administrators // Journal of Sport Management. - 1988. - №2 (2). - P. 129-139.
43. Steel P. Arousal, avoidant and decisional procrastinators: Do they exist? // Personality and Individual Differences. - 2010. - № 48. - P. 926-934.
44. Steel P. The nature of procrastination: A meta-analytic and theoretical review of quintessential self-regulatory failure // Psychological Bulletin. - 2007. - № 133 (1). - P. 65-94.
45. Steel P. The procrastination equation: How to stop putting things off and start getting stuff done. / P. Steel - New York: Harper Collins, 2012. - 352 p.
46. Ugurlu C.T. Effects of Decision-Making Styles of School Administrators on General Procrastination Behaviors // Eurasian Journal of Educational Research. - 2013. - № 51. - P. 253-272.
47. Veresova M. Procrastination, Stress and Coping among Primary School Teachers // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2013. - № 106. - P. 2131-2138.