Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Феномен прокрастинации и качество жизни педагогов в связи с продолжительностью учебной четверти

Работа №35976

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы85
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
841
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения феномена прокрастинациии и качества жизни педагогов в связи с продолжительностью учебной четверти 6
1.1. Исследование феномена «прокрастинация» в зарубежной и
отечественной психологии 6
1.2. Исследование феномена «Качество жизни» в зарубежной и
отечественной психологии 13
1.3. Обзор исследований о взаимосвязи феномена прокрастинации и
качества жизни педагогов 20
Глава 2. Методы и организация исследования взаимосвязи феномена прокрастинации и качества жизни педагогов в связи с продолжительностью учебной четверти 26
2.1. Описание выборки исследования 26
2.2. Методы и организация исследования 27
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня прокрастинации и качества жизни педагогов в связи с продолжительностью учебной четверти 35
3.1. Изучение уровня прокрастинации у педагогов в зависимости от
продолжительности учебной четверти 35
3.2. Изучение уровня качества жизни у педагогов в зависимости от
продолжительности учебной четверти 37
3.3. Выявление взаимосвязи между степенью прокрастинации и уровнем
качества жизни у педагогов в начале и конце учебной четверти 48
Выводы 55
Заключение 57
Приложения 66
Литература


Прокрастинация, а именно задержки и промедления, из-за которых человек никак не можем приступить к работе, — вирус нашего времени, вакцину от которого пытаются найти многие ученые.
Большинство отечественных учебных заведений систематически функционируют в авральном режиме, причем этапы активных трудовых свершений чередуются со своеобразными периодами «застоя», когда интенсивность работы находится на относительно стабильном уровне. При этом в качестве основной характеристики успешного специалиста отмечается способность к быстрому перераспределению задач в меняющихся условиях трудового процесса и полной мобилизации доступных ресурсов с целью достижения наивысшего результата в короткий срок.
В Интернет-ресурсе и в блогах часто подвергается обсуждению проблема общей загруженности учителя. В образовательной сфере феномен прокрастинации возможен как проявление сопротивления той реальности, которая создается вокруг учителей в современной школе. Эта ситуация порождает актуальность исследования прокрастинации в педагогической деятельности.
В научных трудах Вересовой М. [47] Феномен прокрастинации освещался на выборке учителей начальных классов в связи с подверженностью стрессом и умением с ним справляться; Рассматривались особенности взаимосвязи между прокрастинацией и удовлетворенностью работой учителя; Также исследовалась взаимосвязь прокрастинации и профессионального стресса у учителей среднего звена [41]; Исследовалась научная проблема взаимосвязи между феноменом прокрастинации и стилями принятия решений на выборке руководителей образовательных организаций [46]. В отечественных трудах Н.Н. Карловской и И.Л. Шистаковой изучался вопрос о взаимосвязи феномена прокрастинации с перфекционизмом у учителей.
Однако исследование феномена прокрастинации и качества жизни педагогов в зависимости от продолжительности учебной четверти не рассматривалось, что и составляет теоретическую значимость исследования.
Социальная значимость данного исследования определяется тем, что педагог является одним из ключевых фигур в развитии детей. Уровень прокрастинации, личностный рост учителя, наличие значимых целей в жизни, умение управлять средой, быть в меру независимым от окружающего мнения, иметь высокую работоспособность, психологическое благополучие педагога и многие другие сферы качества жизни непосредственно отражаются на его подопечных учащихся.
Практическая значимость заключается в том, что результаты нашего исследования могут быть использованы практическими психологами в целях коррекции уровня прокрастинации и качества жизни педагогов.
Объект исследования - феномен прокрастинации у педагогов.
Предмет исследования - взаимосвязь уровня прокрастинации и качества жизни педагогов в связи с продолжительностью учебной четверти.
Целью нашего исследования было выявление уровня прокрастинации и качества жизни учителей в связи с продолжительностью учебной четверти.
Нами было предложено несколько гипотез, а именно:
1. Существует обратная взаимосвязь между уровнем прокрастинации и качеством жизни у педагогов
2. Преобладание уровня прокрастинации в большей степени у педагогов в начале четверти, нежели в конце
3. Уровень качества жизни у педагогов ниже в начале четверти, чем в конце
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать имеющиеся в отечественной и зарубежной психологии теоретические представления о прокрастинации.
2. Изучить особенности проявления прокрастинации у педагогов во взаимосвязи с оценкой ими их качества жизни в связи продолжительностью учебной четверти.
3. Определить уровень прокрастинации у педагогов.
4. Выявить уровень качества жизни у педагогов
5. Определить достоверные различия между уровнем прокрастинацией, а также уровнем качеством жизни в начале и конце учебной четверти.
Методы и методики исследования:
Нами проводился метод опроса с использованием методик:
1. Методика Б. Тукмана " Шкала общей прокрастинации".
2. Шкала психологического благополучия К. Рифф
3. Опросник качества жизни (версия ВОЗ).
Математические методы обработки данных:
Методы статистического и корреляционного анализа, вычисление мер центральной тенденции, определение различий с использованием параметрического Т-критерия Стьюдента.
Контингент испытуемых
В исследовании принимали участие педагоги школ Республики Татарстан в возрасте от 23 до 70 лет, со стажем работы от 2 до 45 лет, проходившие повышение квалификации на базе «Института развития образования». Общий объем выборки составил 50 человек.
Область применения: педагогическая психология, психология личности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основной целью нашего исследования являлось выявление уровня прокрастинации и качества жизни у педагогов в зависимости от продолжительности учебной четверти. Феномен прокрастинации преобладает в жизни каждого человека, в большей или в меньшей степени. Она может проявляться в быту, в учебной деятельности, в социальной области, в данном случае нами было рассмотрено это явление в трудовой деятельности педагога.
Полученные результаты лонгитюдного исследования позволяют сделать следующее заключение:
1. Нами были поставлены три гипотезы, которые успешно были подтверждены. Мы смогли доказать на данной выборке, что уровень прокрастинации имеет обратную взаимосвязь с определенными сферами качества жизни педагога. Взаимосвязи в начале и конце четверти различаются. Уменьшение взаимосвязей к концу четверти, в очередной раз косвенно свидетельствует об уменьшении прокрастинации к концу четверти, что также говорит об увеличении качества жизни и психологического благополучия в контексте выполнения профессиональных обязанностей.
2. Изучая прокрастинацию начале и конце четверти, можно сказать о том, что педагоги в большей степени прокрастинуруют в начале четверти. Это может объясняться тем, что сроки сдачи каких-либо работ и заданий, которые диктуются требованиями учебного учреждения, приходятся на конец четверти, соответственно в начале четверти можно отложить дело на потом, так как времени до окончания срока остается еще много. Однако, когда время подходит ближе к концу четверти перед педагогом стоит задача все выполнить, потому что невозможно отложить работу на более поздний срок, в противном случае его могут уволить в связи с невыполнением, стоявших перед ним профессиональных задач.
3. Рассматривая феномен прокрастинации, общий показатель среднего значения не превышает нормы. Если рассматривать соотношение трёх уровней прокрастинации, то мы можем наблюдать большой процент педагогов с низким уровнем. В начале четверти уровень низкой прокрастинации составляют 52%, а к концу четверти возрастает до 64%.
4. Педагоги, в целом, указывают на хорошее качество жизни. Однако уровень качества жизни и психологического благополучия в конце четверти выше, недели в начале. Это означает, что в среднем испытуемые нашей выборки имеют цели в собственной жизни, а также чувствуют направленность в своем жизненном пути. Могут и находят смысл в прошлой и настоящей жизни, придерживаются своим убеждениям и принципам, которые способствуют достижению поставленных целей, знают, что хотят от жизни. Хорошее качество жизни может характеризоваться еще тем, что в данной выборке учителя достаточно позитивно относятся к себе, как к личности, возможно, хорошо знают свои достоинства и недостатки, при этом принимая все свои стороны как положительные, так и отрицательные, а также неплохо оценивают свое прошлое. Данная выборка педагогов вполне открыта новому опыту, воспринимают себя полными сил для роста в профессиональном плане, готовы самореализовываться. Учителя наблюдают прогресс в себе и в своей деятельности, своих действиях. Готовы познавать и достигать новые вершины образования.
5. Что касается определенных сфер качества жизни педагогов, можно сделать вывод о том, что в основном данные феномены между собой взаимосвязаны, особенно мы можем наблюдать такие связи в начале четверти. Качество жизни педагогов несколько ниже в начале, это свидетельствует о том, что высокий уровень прокрастинации плохо отражается на качестве жизни. А именно чем выше уровень прокрастинации, тем больше вероятность того, что отношения с сотрудниками, учениками и администрацией школы будут нарушены. От этого может влиять качество обучения, могут возникнуть проблемы за невыполнение своих обязанностей.
Чем выше прокрастинация, тем ниже понимание об управлении средой. В педагогической деятельности это может объясняться тем, что в начале четверти повторяется предыдущий изученный материал, происходит изучение новых тем, существует наименьший контроль над происходящей ситуацией, нет гарантии того, что все учащиеся правильно усвоят новый материал, что создает некий дискомфорт и потерю над контролем. В начале четверти наблюдается низкий уровень самопринятие, то есть это может объясняться тем, что педагоги не хотят принимать то, что они могут не вовремя выполнять какие-то задание, что может накопиться большое количество дел, которые кажутся нескончаемыми. Удовлетворения от этого учитель не получает, поэтому принимать себя таким не очень хочется. Также это может проявляться и во взаимосвязи со сферой качества жизни «Позитивные отношения с окружающими», когда человек признает свои недочеты, то, что он мог что-то не выполнить, отсутствие успеха может привести к негативным отношениям с окружающими, а возможно к отсутствию любых отношений с другими людьми. Чем ниже уровень прокрастинации, тем выше уровень работоспособности, что может показаться удивительным. Работоспособность у учителей увеличивается к концу четверти. Это может объясняться тем, что педагог стремиться выполнить всю назначенную работу, ожидая законный отдых на предшествующих каникулах.
Проведенное исследование заполняет пробелы в исследованиях проблем взаимосвязи уровня прокрастинации и качества жизни в зависимости от продолжительности четверти. Это позволит обогатить теоретические исследования, внесет вклад в более глубокое понимание педагогической психологии, поэтому, данная работа несет большую практическую и теоретическую значимость.
Оценка степени качества жизни должна носить многоуровневый характер и содержать анализ как профессиональных особенностей учителя, так и организационных компонентов его профессиональной среды. В дальнейшем в исследовании данного вопроса хотелось бы изучить феномен прокрастинации у педагогов во взаимосвязи со стажем их работы, а также с профилем преподаваемого предмета.



1. Агапова Е.Н. Уровень и качество жизни населения: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2003. - 187 с.
2. Барабанщикова В.В., Каминская Е.О. Феномен прокрастинации в деятельности членов виртуальных проектных групп // Национальный психологический журнал. - 2013. - №2 (10). - С. 43-51.
3. Баранова Р.А., Карловская Н.Н. Взаимосвязь прокрастинации и параметров ответственности у студентов с разной академической успеваемостью // Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности. - Омск, 2008. - С.17-21.
4. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 632 с.
5. Боровская Н.В. Психологические и психофизиологические предпосылки лености студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2008. - 168 с.
6. Бурковский Г. В. Об исследованиях здоровья и качества жизни // Обозрение психиатрии и мед. психологии. - 2004. - № 1. - С. 27-28.
7. Варавичева Я.И. Психологические механизмы феномена лени:
Ломоносов-2007: материалы докл. XIV Междунар. конф. студентов,
аспирантов и молодых ученых. - М., 2007. - 136 с.
8. Виндекер О.С., Останина М.В. Формальный и содержательный
анализ шкалы общей прокрастинации С.Н. Lay // Актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии. - 2014. - № 1(30). - С. 116-126.
9. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: автореф. дис. . д-ра. психол. наук. - М., 2010. - 42 с.
10. Дементий Л.И., Карловская Н.Н. Особенности ответственности и временной перспективы у студентов с разным уровнем прокрастинации // Психология обучения. - 2013. - № 7. - С. 4-19.
11. Жданова Л.Г., Катунина М.В. Особенности проявления
прокрастинации у учителей с различным стажем трудовой деятельности: Инновационные идеи и разработки в области теоретических, экспериментальных и прикладных общественно-гуманитарных наук: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции, 10 октября 2018 г., - М.: Изд-во Профессиональная наука, 2018. - С. 33-37.
12. Задесенец Е.Е. Качество жизни. Краткий словарь. - М.: Смысл, 2009. - 168 с.
13. Заусенко И.В. Психологическое благополучие педагога //
Педагогическое образование в России. - 2012. - № 2. - 28-31 с.
14. Звягина В.В. Качество жизни педагогов юга Тюменской области // Успехи современного естествознания. - 2007. - №5. - С. 59-60.
15. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е.П. Ильин - СПб.: Издательство «Питер», 2011. - 224 с.
16. Карловская Н.Н., Шистакова И.Л. Взаимосвязь прокрастинации и перфекционизма у учителей: Личность в трудных жизненных ситуациях как актуальное научное направление копинг исследования в России: материалы Всерос. науч. практ. конф., 12-13 нояб. 2009 г., Омск : Изд-во Омск. гос. ун-та, 2009. - С. 127-130.
17. Клюева Н.В. Педагогическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений / Н.В. Клюева — М.: Ярославль, 2003. — 209 с.
18. Ковылин В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2013. - № 2 (2). - С. 22-41.
19. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов : хрестоматия. 2-е изд. - СПб.: Издательство «Питер», 2009. - С. 79-80.
20. Михайлова Е.Л. Лень в учебной деятельности студентов // Психология XXI века: тез. междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых специалистов. - СПб., 2005. - № 7. - С. 312-314.
21. Мохова С.Б., Неврюев А.Н. Психологические корреляты общей и академической прокрастинации у студентов // Вопросы психологии. - 2013. - №1. - С. 25-33.
22. Посохова С.Т. Лень: психологическое содержание и проявления // Вестник СПбГУ. Серия 12. - 2011. - №2 - С.159-166.
23. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 416 с.
24. Рат Т., Хартер Джим Пять элементов благополучия: инструменты повышения качества жизни./ Том Рат, Джим Хартер: пер. с анг. - М.: Альпина Паблишера, 2011. - 148 с.
25. Хусаинова Р.М. Проявление феномена прокрастинации у учителей в зависимости от качества жизни // Сибирский психологический журнал. - 2018. - № 68. - С. 162-173.
26. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития./ Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров - М.: Издательство Интерпракс, 1994. - 154 с.
27. Шатрова, А.О. О материальной составляющей в структуре показателя качества жизни населения // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 8. - С. 84.
28. Шемякина О.О. Влияние прокрастинации на уровень стресса у студентов // Психология и право. - 2013. - № 4. - С. 99-109.
29. Шухова Н. Организация времени старшеклассника. Спецкурс по психологии. / Н. Шухова - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. - 46 с.
30. Barabanshchikova, V.V., Ostanina, M.V. & Klimova, O.A. Procrastination phenomenon in individual and team sports athletes’ activity. // National Psychological Journal. - 2015. - №3 (19). - P. 91-104.
31. Burka J.B., Yuen L.M. Procrastination: Why you do it, what to do about it / J.B. Burka, L.M. Yuen - MA: Addison-Wesley, 1983. - 227 p.
32. Chu A.H.C., Choi J.N. Rethinking procrastination: Positive effects of «active» procrastination behavior on attitudes and performance // Journal of Social Psychology. - 2005. - № 14. - P. 245-264.
33. Ellis A., Knaus W.J. Overcoming procrastination / A. Ellis, W.J. Knaus - New York: Signet Books, 1977. - 180 p.
34. Ferrari J.R. Self-handicapping by procrastinators: Effects of task importance and performance privacy: Doctoral dissertation, Adelphi University, Garden City / J.R. Ferrari - NY, 1990. - 136 p.
35. Ferrari J.R., Johnson J.L., McCown W.G. Procrastination and task avoidance: Theory, research, and treatment. / J.R. Ferrari, J.L. Johnson, W.G. McCown - New York: Plenum, 1995. - 268 p.
36. Ferrari J.R., O’Callaghan J., Newbegin I. Prevalence of procrastination in the United States, United Kingdom, and Australia: arousal and avoidance delays among adults // The American Journal of Psychology. - 1995. - №7 (1). - P. 1-6.
37. Hammer C.A., Ferrari J.R. Differential incidence of procrastination between blue and white-collar workers // Current Psychology. - 2002. - № 21 (4). - P. 333-338.
38. Harriott J., Ferrari J.R. Prevalence of procrastination among samples of adults // Psychological Reports. - 1996. - №78 (2). - P. 611-616.
39. Milgram N., Tenne R. Personality correlates of decisional and task avoidant procrastination // European Journal of Personality. - 2000. - № 14. - P. 141-156.
40. Milgram N.A., Batori G., Mowrer D. Correlates of academic procrastination // Journal of School Psychology. - 1993. - № 31. - P. 487-500.
41. Mohsin F.Z., Ayub N. The relationship between procrastination, delay of gratification, and job satisfaction among high school teachers // Japanese Psychological Research. - 2014. - № 56 (3). - P. 224-234.
42. Parsons, C.A., & Soucie, D. Perceptions of the causes of procrastination by sports administrators // Journal of Sport Management. - 1988. - №2 (2). - P. 129-139.
43. Steel P. Arousal, avoidant and decisional procrastinators: Do they exist? // Personality and Individual Differences. - 2010. - № 48. - P. 926-934.
44. Steel P. The nature of procrastination: A meta-analytic and theoretical review of quintessential self-regulatory failure // Psychological Bulletin. - 2007. - № 133 (1). - P. 65-94.
45. Steel P. The procrastination equation: How to stop putting things off and start getting stuff done. / P. Steel - New York: Harper Collins, 2012. - 352 p.
46. Ugurlu C.T. Effects of Decision-Making Styles of School Administrators on General Procrastination Behaviors // Eurasian Journal of Educational Research. - 2013. - № 51. - P. 253-272.
47. Veresova M. Procrastination, Stress and Coping among Primary School Teachers // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2013. - № 106. - P. 2131-2138.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ