Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения эмоционально-мотивационной сферы подростков с позиции психологии пространственной среды (географической психологии) 8
1.1 Основы эмоционально-волевой сферы подростка, как важнейшие
составляющие личности 8
1.2 Основные факторы развития эмоционально-мотивационной сферы подростков 14
1.3 Анализ роли пространственной среды для развития эмоционально-мотивационной сферы ребенка 20
Глава 2. Методы и организация исследования особенностей мотивации достижения и отношения подростков, а так же особенности агрессивных и враждебных реакций в зависимости от территории проживания 26
2.1 Описание выборки исследования 27
2.2 Методы исследования 27
2.3 Процедура исследования 36
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 37
Глава 3. Эмпирическое изучение особенностей мотивации достижения и отношения и агрессивных и враждебных реакций у подростков в зависимости от типа населенного пункта (город и село) 38
3.1 Сравнительный анализ особенностей мотивации достижения и
отношения у подростков в зависимости от территории проживания (город/село) 38
3.2 Сравнительный анализ особенностей агрессивных и враждебных
реакций в зависимости от территории их проживания (город/село) 43
3.3 Специфика взаимосвязи мотивации достижения и отношения и агрессивных и враждебных реакций у подростков в зависимости от территории их проживания (город/село) 50
Заключение 58
Выводы
Список литературы 62
Приложения
Актуальность обращения к вопросу тенденций индивидуализации и дифференциации в образовании влекут необходимость учета различных факторов образовательной среды. Одним из важных факторов является социокультурная среда учащегося. Тема социокультурной среды учащегося рассматривалась в трудах многих исследователей, что только подчеркивает ее актуальность[17].М. А. Ариарский , Л. Г. Брылева , А. Д. Жарков Л. С. Жаркова , И. Л. Савченко , А. А. Сукало Б. А. Титов , В. А. Шаповалов , В. Е. Триодин Н. Н. Ярошенко и др , раскрыли механизмы , особенности , условия социализации и самореализации личности, показали положительное и отрицательное воздействие социокультурной среды на формирование личности подрастающего поколения. Социально-культурную среду как пространство личностного становления , социальной адаптации условия формирования ценностных ориентаций подростков и молодежи рассматривали Б. Н. Алмазов , В. Г. Бочарова Ю. С. Бродский , О. Б. Ершова , П. П. Терехова и др .
Социально-культурная среда рассматривается, как значимое пространство жизнедеятельности, в котором протекает процесс формирования личности, ее развитие и саморазвитие во взаимодействии с другими людьми , природными , предметными факторами , культурными ценностями. Так О.Б. Ершова изучает социально-культурную среду в качествен фактора формирования ценностных ориентаций подростков[26].
Социально-культурная среда каждого подростка, первую очередь, определяется территорией проживания (город-село). В условиях конкретной территории проживания подростка, в зависимости от от характера, уровня жизни, интенсивности проблем, имеющихся ресурсов и других факторов, те или иные составляющие социокультурной среды могут выступать в качестве приоритетного социокультурного проектирования. В своем исследовании А.М.Юдина рассмотрела формирование социально-культурной среды именно в системе инфраструктуры региона, что показывает нам на важность такого фактора, как территория проживания при формировании социокультурной среды [33].
Востребованность изучения эмоционально-волевой сферы в зависимости от территории проживания становится все более актуальной, однако работ, посвященных мотивации достижения и отношения подростков, а так же особенности агрессивных и враждебных реакций недостаточно. Таким образом, проблемой нашего исследования выступает вопрос о том, ли меняются характеристики эмоционально-волевой сферы в зависимости от территории проживания подростка, благодаря динамике которых, можно сделать вывод об общих изменениях в ее состоянии?
Полученные результаты исследования дополняют, раскрываю важность представления о влиянии территории проживания подростка на его эмоционально-мотивационную сферу, а именно на особенности мотивации достижения и отношения подростков, а так же особенности агрессивных и враждебных реакций.
Практическая значимость данной работы представляется как, возможность применения полученных в ходе исследования результатов в психологической и педагогической практиках с целью дальнейшего, более подробного изучения влияния средового фактора, территории проживания подростков на развитие личностных характеристик подростка. А так же, полученные данные можно использовать при составлении программы обучения средних и старших классов в зависимости от места проживания подростков (село/город).
Объектом исследования выступает эмоционально-мотивационная сфера подростков.
Предметом исследования являются особенности мотивации достижения и отношения подростков, а так же особенности агрессивных и враждебных реакций в зависимости от территории проживания.
Цель данного исследования - теоретически обосновать и эмпирически доказать различия в мотивации достижения и отношения и агрессивных и враждебных реакций у подростков, которые проживают в городе или в селе.
Задачи исследования:
1. Определить содержание понятия «Эмоционально-мотивационная сфера» подростка
2. Организовать и провести исследование особенностей мотивации достижения и отношения и агрессивных и враждебных реакций у подростков в зависимости от типа населенного пункта (город и село)
3. Проанализировать особенность мотивации достижения и отношения у подростков в зависимости от территории проживания (город/село).
4. Провести сравнительный анализ особенностей агрессивных и враждебных реакций в зависимости от территории их проживания (город/село).
5. Выявить специфику взаимосвязи мотивации достижения и отношения и агрессивных и враждебных реакций у подростков в зависимости от территории их проживания (город/село).
Гипотеза исследования: имеются особенности эмоционально мотивационной сферы подростков в зависимости от территории проживания, которые проявляются в уровне выраженности определенных аспектов, а так же в особенности их взаимосвязей.
Исследование проводилось в селах Альметьевского муниципального района и Бавлинского муниципального района, а так же в городе Азнакаево. Выборку исследования составили ученики 6-10 классов, в возрасте от 11 до 16 лет. В исследовании принимали участие, как мальчики, так и девочки. В общем количестве 204 человека, 113 человек территориально проживают в селе, 91 человек в городе.
Методы и методики. Данное исследование носит эмпирический характер, применялся психодиагностический метод. Использовались следующие опросные методы: анкетирование, тестирование.
Нами были использованы психодиагностические методики:
1) Методика Басса-Дарки (агрессия, враждебность)
2) Уровень притязаний (Гербачевский) (стремление к достижению цели).
3) Модифицированная версия методического комплекса по выявлению вероятностных предикторов возможного вовлечения в потребление наркотических средств (Ю.П.Зинченко, модификация Гилемханова Э.Н., Васина В.В., Герасимова В.В.)
В данной работе мы, опираясь на теоретический материал, провели эмпирическое исследование по доказательству различий в мотивации достижения и отношения и агрессивных и враждебных реакций у подростков, которые проживают в городе или в селе.
В рамках исследования были решены поставленные задачи и доказана гипотеза исследования.
Мы определили содержание понятия «Эмоционально-мотивационная сфера подростка», которое определяется нами как сфера психоэмоционального восприятия человека, то есть это свойства человека, которые характеризуют содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Она отвечает за его контроль над его собственными эмоциями, из этого следует, что осуществляется контроль и над действиями и поведением в целом.
Организовали и провели исследование особенностей мотивации достижения и отношения и агрессивных и враждебных реакций у подростков в зависимости от типа населенного пункта (город и село)
Проанализировали особенности мотивации достижения и отношения у подростков в зависимости от территории проживания (город/село), которые заключаются в том, что уровень показателей отдельных компонентов мотивации достижения и отношения у подростков, проживающих в селе всегда выше, чем у подростков, проживающих в городе.
Провели сравнительный анализ особенностей агрессивных и враждебных реакций в зависимости от территории их проживания (город/село), который показал, что при существуют различия показателей агрессивных и враждебных реакций подростков. Уровень компонентов агрессивных и враждебных реакций у подростков, проживающих в селе всегда выше, чем у подростков проживающих в городе.
А также, выявили специфику взаимосвязи мотивации достижения и отношения и агрессивных и враждебных реакций у подростков в зависимости от территории их проживания (город/село), которая говорит о том, что у подростков из города взаимосвязь показателей отличается, от специфики взаимосвязей показателей в селе.
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 320с.
2. Абрамова Ю.Г. Психология среды: источники и направления развития // Вопросы психологии. 1995. № 2.С. 130-136.
3. Арестоваю О.Н., Пахомов И.А. О соотношении физических и смысловых параметров коммуникативного пространства// Вопросы психологии: Педагогика.№ 2. М., С. 112-124.
4. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. - Москва : Мысль, 1976. - 158 с.
5. Баркер Р. Экологическая психология: концепции и методы изучения окружающей среды, в которой происходит поведение человека., Канзас, 1968.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1995. - С. 213-227.
7. Божович Л.И. Развитие воли в онтогенезе // Проблемы формирования личности. - М.; Воронеж, 1995. - С. 325-332
8. Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности. // Вестник Московского университета. Сер.14 Психология. 2000 №4, с33-41
9. Вилюнас К.В. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций: тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: МГУ, 1984.
10. Воля, в психологии и философии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907
11. Выготский Л. С. Педология подростка / Л.С. Выготский. -М., 1929—1931.
12. Г ершиганов Т.М. О культуре семейных отношений // Воспитание школьников. - 2001.- №3. - с. 25-27
13. Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. С. 43.
14. Г ончарова Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков. // Вопросы психологии. 2000 №6, с132-134.
15. Деева Н.А. Рефлексивные механизмы переживания кризиса и изменение ценностно-смысловой сферы: дисс ... канд. психол. Наук. - Омск,2005. - С. 62-70.
16. Джеймс У. Личность // Психология самосознания: Хрестоматия по социальной психологии личности. Самара, 2000.
17. Ершова О. Б. Социально - культурная среда как фактор формирования ценностных ориентаций подростков и молодежи. -Тамбов , 2007. - 23 с .
18. Жан Пиаже. Психология интеллекта- СПб.: "Питер", 2003. стр.192
19. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: издательство "Питер",2000.- 512с.
20. Ковалев, Г. А. Пространственный фактор школьной среды: альтернативы и перспективы / Г.А. Ковалев, Ю. Г. Абрамова // Учителю об экологии детства.- М.: Смысл, 1996. С.189.
21. Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии.1993. № 1.
22. Коломинский, Я.Л. Развитие волевой сферы ребенка. - СПб.,
2004. - С. 270-280.
23. Кулагина И. Ю, Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М: ТЦ "Сфера", 2001. - 464с.
24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) // учебное пособие. -5-е изд / И.Ю. Кулагина. - М.: Просвещение, 2006. С.-54
25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.
26. Литвак Р. А. , Резанович И. В. Проблема паритетности в исследованиях социокультурной деятельности детей туры и искусств . -2011.- e 4 ( 28 ) .- C . I 17-120 .
27. Лукьянова М.И. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов /М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. Ульяновск НПКПРО, 1998.
28. Панов В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии / В.И. Панов. - М.: Наука, 2004.-197 с.
29. Пчелинцева Дарья Г еннадьевна. Эмоционально-волевая сфера как ключ к познанию подростка в психологическом аспекте // Психолог и современный мир. Сборник научных трудов по материалам XI Международного семинара молодых ученых и аспирантов; Тамбов, 2018. - С. 85-88.
30. Селиванов В.И. Избранные психологические произведения (воля, ее развитие и воспитание) / Ряз. пед. ин-т. - Рязань, 1992. - С. 132
31. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры //Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. М., 1997.
32. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, б.г. (1996)
33. Юдина А. И Формирование социально - культурной среды в системе инфраструктуры региона как основа социализации молодежи //
Вестн . Кемеров гос. университета культуры и искусств . - 2012.-№9.-C. I95- 203 .
34. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. С.14
35. Deryabo S., Yarvin V. Environmental and «Green» Psychology in the former Soviet Union //States of Mind. New York, 1997.
36. Itelson R., Proshansky H., Rivlin L, Winkel G. An Introdaction to Environmental Psychology. New York, 1974.