Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И ОТНОШЕНИЯ И АГРЕССИВНЫХ И ВРАЖДЕБНЫХ РЕАКЦИЙ У ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕРРИТОРИИ ПРОЖИВАНИЯ (ГОРОД-СЕЛО)

Работа №35974

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы85
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
408
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения эмоционально-мотивационной сферы подростков с позиции психологии пространственной среды (географической психологии) 8
1.1 Основы эмоционально-волевой сферы подростка, как важнейшие
составляющие личности 8
1.2 Основные факторы развития эмоционально-мотивационной сферы подростков 14
1.3 Анализ роли пространственной среды для развития эмоционально-мотивационной сферы ребенка 20
Глава 2. Методы и организация исследования особенностей мотивации достижения и отношения подростков, а так же особенности агрессивных и враждебных реакций в зависимости от территории проживания 26
2.1 Описание выборки исследования 27
2.2 Методы исследования 27
2.3 Процедура исследования 36
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 37
Глава 3. Эмпирическое изучение особенностей мотивации достижения и отношения и агрессивных и враждебных реакций у подростков в зависимости от типа населенного пункта (город и село) 38
3.1 Сравнительный анализ особенностей мотивации достижения и
отношения у подростков в зависимости от территории проживания (город/село) 38
3.2 Сравнительный анализ особенностей агрессивных и враждебных
реакций в зависимости от территории их проживания (город/село) 43
3.3 Специфика взаимосвязи мотивации достижения и отношения и агрессивных и враждебных реакций у подростков в зависимости от территории их проживания (город/село) 50
Заключение 58
Выводы
Список литературы 62
Приложения

Актуальность обращения к вопросу тенденций индивидуализации и дифференциации в образовании влекут необходимость учета различных факторов образовательной среды. Одним из важных факторов является социокультурная среда учащегося. Тема социокультурной среды учащегося рассматривалась в трудах многих исследователей, что только подчеркивает ее актуальность[17].М. А. Ариарский , Л. Г. Брылева , А. Д. Жарков Л. С. Жаркова , И. Л. Савченко , А. А. Сукало Б. А. Титов , В. А. Шаповалов , В. Е. Триодин Н. Н. Ярошенко и др , раскрыли механизмы , особенности , условия социализации и самореализации личности, показали положительное и отрицательное воздействие социокультурной среды на формирование личности подрастающего поколения. Социально-культурную среду как пространство личностного становления , социальной адаптации условия формирования ценностных ориентаций подростков и молодежи рассматривали Б. Н. Алмазов , В. Г. Бочарова Ю. С. Бродский , О. Б. Ершова , П. П. Терехова и др .
Социально-культурная среда рассматривается, как значимое пространство жизнедеятельности, в котором протекает процесс формирования личности, ее развитие и саморазвитие во взаимодействии с другими людьми , природными , предметными факторами , культурными ценностями. Так О.Б. Ершова изучает социально-культурную среду в качествен фактора формирования ценностных ориентаций подростков[26].
Социально-культурная среда каждого подростка, первую очередь, определяется территорией проживания (город-село). В условиях конкретной территории проживания подростка, в зависимости от от характера, уровня жизни, интенсивности проблем, имеющихся ресурсов и других факторов, те или иные составляющие социокультурной среды могут выступать в качестве приоритетного социокультурного проектирования. В своем исследовании А.М.Юдина рассмотрела формирование социально-культурной среды именно в системе инфраструктуры региона, что показывает нам на важность такого фактора, как территория проживания при формировании социокультурной среды [33].
Востребованность изучения эмоционально-волевой сферы в зависимости от территории проживания становится все более актуальной, однако работ, посвященных мотивации достижения и отношения подростков, а так же особенности агрессивных и враждебных реакций недостаточно. Таким образом, проблемой нашего исследования выступает вопрос о том, ли меняются характеристики эмоционально-волевой сферы в зависимости от территории проживания подростка, благодаря динамике которых, можно сделать вывод об общих изменениях в ее состоянии?
Полученные результаты исследования дополняют, раскрываю важность представления о влиянии территории проживания подростка на его эмоционально-мотивационную сферу, а именно на особенности мотивации достижения и отношения подростков, а так же особенности агрессивных и враждебных реакций.
Практическая значимость данной работы представляется как, возможность применения полученных в ходе исследования результатов в психологической и педагогической практиках с целью дальнейшего, более подробного изучения влияния средового фактора, территории проживания подростков на развитие личностных характеристик подростка. А так же, полученные данные можно использовать при составлении программы обучения средних и старших классов в зависимости от места проживания подростков (село/город).
Объектом исследования выступает эмоционально-мотивационная сфера подростков.
Предметом исследования являются особенности мотивации достижения и отношения подростков, а так же особенности агрессивных и враждебных реакций в зависимости от территории проживания.
Цель данного исследования - теоретически обосновать и эмпирически доказать различия в мотивации достижения и отношения и агрессивных и враждебных реакций у подростков, которые проживают в городе или в селе.
Задачи исследования:
1. Определить содержание понятия «Эмоционально-мотивационная сфера» подростка
2. Организовать и провести исследование особенностей мотивации достижения и отношения и агрессивных и враждебных реакций у подростков в зависимости от типа населенного пункта (город и село)
3. Проанализировать особенность мотивации достижения и отношения у подростков в зависимости от территории проживания (город/село).
4. Провести сравнительный анализ особенностей агрессивных и враждебных реакций в зависимости от территории их проживания (город/село).
5. Выявить специфику взаимосвязи мотивации достижения и отношения и агрессивных и враждебных реакций у подростков в зависимости от территории их проживания (город/село).
Гипотеза исследования: имеются особенности эмоционально мотивационной сферы подростков в зависимости от территории проживания, которые проявляются в уровне выраженности определенных аспектов, а так же в особенности их взаимосвязей.
Исследование проводилось в селах Альметьевского муниципального района и Бавлинского муниципального района, а так же в городе Азнакаево. Выборку исследования составили ученики 6-10 классов, в возрасте от 11 до 16 лет. В исследовании принимали участие, как мальчики, так и девочки. В общем количестве 204 человека, 113 человек территориально проживают в селе, 91 человек в городе.
Методы и методики. Данное исследование носит эмпирический характер, применялся психодиагностический метод. Использовались следующие опросные методы: анкетирование, тестирование.
Нами были использованы психодиагностические методики:
1) Методика Басса-Дарки (агрессия, враждебность)
2) Уровень притязаний (Гербачевский) (стремление к достижению цели).
3) Модифицированная версия методического комплекса по выявлению вероятностных предикторов возможного вовлечения в потребление наркотических средств (Ю.П.Зинченко, модификация Гилемханова Э.Н., Васина В.В., Герасимова В.В.)

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе мы, опираясь на теоретический материал, провели эмпирическое исследование по доказательству различий в мотивации достижения и отношения и агрессивных и враждебных реакций у подростков, которые проживают в городе или в селе.
В рамках исследования были решены поставленные задачи и доказана гипотеза исследования.
Мы определили содержание понятия «Эмоционально-мотивационная сфера подростка», которое определяется нами как сфера психоэмоционального восприятия человека, то есть это свойства человека, которые характеризуют содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Она отвечает за его контроль над его собственными эмоциями, из этого следует, что осуществляется контроль и над действиями и поведением в целом.
Организовали и провели исследование особенностей мотивации достижения и отношения и агрессивных и враждебных реакций у подростков в зависимости от типа населенного пункта (город и село)
Проанализировали особенности мотивации достижения и отношения у подростков в зависимости от территории проживания (город/село), которые заключаются в том, что уровень показателей отдельных компонентов мотивации достижения и отношения у подростков, проживающих в селе всегда выше, чем у подростков, проживающих в городе.
Провели сравнительный анализ особенностей агрессивных и враждебных реакций в зависимости от территории их проживания (город/село), который показал, что при существуют различия показателей агрессивных и враждебных реакций подростков. Уровень компонентов агрессивных и враждебных реакций у подростков, проживающих в селе всегда выше, чем у подростков проживающих в городе.
А также, выявили специфику взаимосвязи мотивации достижения и отношения и агрессивных и враждебных реакций у подростков в зависимости от территории их проживания (город/село), которая говорит о том, что у подростков из города взаимосвязь показателей отличается, от специфики взаимосвязей показателей в селе.



1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 320с.
2. Абрамова Ю.Г. Психология среды: источники и направления развития // Вопросы психологии. 1995. № 2.С. 130-136.
3. Арестоваю О.Н., Пахомов И.А. О соотношении физических и смысловых параметров коммуникативного пространства// Вопросы психологии: Педагогика.№ 2. М., С. 112-124.
4. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. - Москва : Мысль, 1976. - 158 с.
5. Баркер Р. Экологическая психология: концепции и методы изучения окружающей среды, в которой происходит поведение человека., Канзас, 1968.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1995. - С. 213-227.
7. Божович Л.И. Развитие воли в онтогенезе // Проблемы формирования личности. - М.; Воронеж, 1995. - С. 325-332
8. Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности. // Вестник Московского университета. Сер.14 Психология. 2000 №4, с33-41
9. Вилюнас К.В. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций: тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: МГУ, 1984.
10. Воля, в психологии и философии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907
11. Выготский Л. С. Педология подростка / Л.С. Выготский. -М., 1929—1931.
12. Г ершиганов Т.М. О культуре семейных отношений // Воспитание школьников. - 2001.- №3. - с. 25-27
13. Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. С. 43.
14. Г ончарова Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков. // Вопросы психологии. 2000 №6, с132-134.
15. Деева Н.А. Рефлексивные механизмы переживания кризиса и изменение ценностно-смысловой сферы: дисс ... канд. психол. Наук. - Омск,2005. - С. 62-70.
16. Джеймс У. Личность // Психология самосознания: Хрестоматия по социальной психологии личности. Самара, 2000.
17. Ершова О. Б. Социально - культурная среда как фактор формирования ценностных ориентаций подростков и молодежи. -Тамбов , 2007. - 23 с .
18. Жан Пиаже. Психология интеллекта- СПб.: "Питер", 2003. стр.192
19. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: издательство "Питер",2000.- 512с.
20. Ковалев, Г. А. Пространственный фактор школьной среды: альтернативы и перспективы / Г.А. Ковалев, Ю. Г. Абрамова // Учителю об экологии детства.- М.: Смысл, 1996. С.189.
21. Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии.1993. № 1.
22. Коломинский, Я.Л. Развитие волевой сферы ребенка. - СПб.,
2004. - С. 270-280.
23. Кулагина И. Ю, Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М: ТЦ "Сфера", 2001. - 464с.
24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) // учебное пособие. -5-е изд / И.Ю. Кулагина. - М.: Просвещение, 2006. С.-54
25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.
26. Литвак Р. А. , Резанович И. В. Проблема паритетности в исследованиях социокультурной деятельности детей туры и искусств . -2011.- e 4 ( 28 ) .- C . I 17-120 .
27. Лукьянова М.И. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов /М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. Ульяновск НПКПРО, 1998.
28. Панов В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии / В.И. Панов. - М.: Наука, 2004.-197 с.
29. Пчелинцева Дарья Г еннадьевна. Эмоционально-волевая сфера как ключ к познанию подростка в психологическом аспекте // Психолог и современный мир. Сборник научных трудов по материалам XI Международного семинара молодых ученых и аспирантов; Тамбов, 2018. - С. 85-88.
30. Селиванов В.И. Избранные психологические произведения (воля, ее развитие и воспитание) / Ряз. пед. ин-т. - Рязань, 1992. - С. 132
31. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры //Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. М., 1997.
32. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, б.г. (1996)
33. Юдина А. И Формирование социально - культурной среды в системе инфраструктуры региона как основа социализации молодежи //
Вестн . Кемеров гос. университета культуры и искусств . - 2012.-№9.-C. I95- 203 .
34. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. С.14
35. Deryabo S., Yarvin V. Environmental and «Green» Psychology in the former Soviet Union //States of Mind. New York, 1997.
36. Itelson R., Proshansky H., Rivlin L, Winkel G. An Introdaction to Environmental Psychology. New York, 1974.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ