Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Геополитические и экономические интересы Франции в странах Магриба на современном этапе

Работа №35954

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость0 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
374
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1.История развития взаимоотношений Франции и стран Магриба 9
Колонии Франции в Северо-Западной Африки (Мавритания , Алжир,
Тунис , Марокко) 9
1.1. Место и роль Магриба в политике Франции 18
Глава 2. Интересы Франции в странах Магриба на современном этапе 28
2.1. Взаимодействие Франции со странами Магриба в рамках
программы Евро-Средиземноморского партнерства 28
2.2. Сотрудничество в политической и экономической сфере 38
Глава 3.Проблемы во взаимоотношениях Франции и стран Магриба ... 44
3.1. Влияние миграционных процессов на позицию Франции в европейском интеграционном проекте при Э.Макроне 44
3.2 Угроза терроризма во Франции через выходцев из стран Магриба (на примере Алжира) 54
Заключение 63
Список использованных источников и литературы 65
Источники 65


Постановка проблемы. Франция это одна из важнейшей составной частью Средиземноморского региона. Она относится к числу стран с давней колониальной историей. Утрата африканских владений заставляет Париж находить новые пути для сохранения своих позиций на африканском континенте, в той или иной либо степени показывает себя именно как средиземноморская держава. Это обуславливается наличием в Средиземном море исторически стабильных и устойчивых внешнеполитических ориентиров Франции.
Внешнеполитический курс Франции уже давно стал значительной причиной развития международных отношений. Невзирая на то, что сейчас европейское направление является наиболее приоритетным во французской внешней политике, большую роль играет средиземноморский вектор. В нем особое место занимают взаимоотношения со странами Магриба. Действительно, Магриб считается для Франции зоной жизненно важных интересов. Свою средиземноморскую политику Париж реализует как самостоятельно, так и через институты Европейского союза.
Актуальность. Отношения со странами Магриба всегда занимали значимое место во внешней политике Франции. И сегодня изучение французско- магрибских отношений остается актуальным. Это обусловлено рядом факторов.
Во-первых, Францию и страны Магриба связывает колониальное прошлое, которое обеспечило укрепление хозяйственных связей между двумя сторонами и взаимопроникновение культур. Вторым, не менее важным, фактором, обусловливающим актуальность выбранной темы, являются обширные взаимные экономические интересы обеих сторон. Изучение развития и перспектив французско-магрибских отношений становится особенно актуальным в условиях современного миграционного кризиса в Европе. Еще до огромного притока беженцев Франция сталкивалась со значительными трудностями с адаптацией мигрантов, большинство которых были выходцами из стран Магриба. Волнения мигрантов стали для Франции не редкостью, некоторые из них приобретают характер террористических актов. Еще один крайне важный фактор - необходимость сотрудничества сторон в сфере безопасности на фоне увеличения масштабов международного терроризма и распространения идей радикального ислама на территории Европы.
Объект исследования - комплекс взаимоотношений Франции со странами Магриба в исторической ретроспективе и на современном этапе.
Предмет исследования -геополитические и экономические интересы Франции в отношении стран Магриба.
Цель работы - выявить геополитические и экономические интересы Франции в отношении стран Магриба на современном этапе .
Для достижения данной научной цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть становление независимости стран Магриба и развитие взаимоотношений Франции и стран Магриба;
2) дать характеристику французско-магрибским отношениям и определить место Магрибского вектора во внешней политике современной Франции;
3) проанализировать взаимодействие Франции со странами Магриба в рамках программы Евро-Средиземноморского партнерства.
4) охарактеризовать сотрудничество в политической и экономической сфере Франции со странами Магриба
5) исследовать влияние миграционных процессов на позицию Франции в европейском интеграционном проекте при Э.Макроне
6) изучить влияние колониальной политики Франции на угрозу терроризма в современных международных отношениях
Хронологические рамки исследования определяются целью и задачами исследования. Они охватывают период 2007-2018 г.. Начальная граница хронологических рамок связана с приходом к власти президента Франции Н.Саркози и его новой политики в отношении стран Магриба. Конечные рамки обусловлены политикой действующего президенты Франции Э.Макрона и его реформ, которые были приняты после вступления в должность. Для более детального изучения данной проблематике так же были взяты хронологические рамки с 1956 г., которые связаны с получением таких стран Магриба, как Марокко, Тунис и Алжир, независимости. Этот период сопровождался ожесточенной борьбой и отстаиванием своих политических и экономических интересов. Все это отразилось на взаимоотношениях с Францией.
Степень изученности. Данная проблематика неоднократно становилась объектом исследования многих авторов, как отечественных, так и зарубежных авторов.
Также указанной проблематике посвящены работы В.В. Азатяна , А.Ю. Дударь , В.Т. Лаумулина , И.М. Мохова , Ю.И. Рубинский , Г.И. Смирнов ,Н.В. Татарчук , А.А. Ткаченко , О.Е. Трофимовой , Daguzan J.-F. ,Morin O. , Vaisse М. , затрагивающие разные аспекты данного вопроса, такие как интеграционные процессы в странах Северной Африки, ливийский кризис, а также сотрудничество Франции и Магриба в рамках Евросредиземноморского партнерства.
Источниковая база в данном исследовании основана на нескольких группахисточников: Конституции стран Алжира ,Туниса ,Марокко Документы Европейского Союза и Парламентские документы: договоры Европейского Союза (Римский , Маастрихтский и Амстердамский, а также Лиссабонский ). Документы, представленные в Сенате и в Национальном Собрании: соответственно доклад № 121 (6 декабря 2001 г.) и до клад № 449 (5 декабря 2007 г.). Ценность этих документов заключается в том, что они детально рассматривают вопросы евро-средиземноморского сотрудничества и основные положения проекта Саркози, предоставляя о них четко структурированную полную информацию.
Декларации: Барселонская декларация , принятую 27-28 ноября 1995 г. в каталонской столице на евро- средиземноморской конференции.
Постановления, учреждающие программу МЕДА , программу Европейская политика соседства (ЕПС) , а также вносимые в них модификации
Новостные ресурсы: Сайт lci.tfl.fr , Ресурсы www.euobserver.com и www.euractiv.fr специализируются в основном на анализе событий, происходящих в Евросоюзе.
Методологической основой для бакалаврского исследования послужила монография сотрудника Дипломатической академии МИД РФ Т.В. Зверевой «Внешняя политика современной Франции» , где подробно анализируется внешнеполитический курс Французской Республики и дается достаточно детальная характеристика ее магрибского вектора.
Методы исследования:
- системно-исторический - метод, применяющий системы анализа и включающий в себя рассмотрение факторов, которые повлияли на внешнеэкономическое и политическое взаимоотношение Франции со странами Магриба. Помимо этого учитывались условия внутримагрибского экономического и политического развития, формирование которых происходило под воздействием французского правительства.
- историко-описательный метод, позволяющий сформировать общие черты предмета исследования и объективно выявить новые тенденции в развитии взаимодействия Франции и стран Магриба. С помощью данного подхода рассматривались взаимоотношения Франции со странами Магриба в исторической динамике их становления и развития.
- хронологический метод - изложение экономического развития Магриба и практики взаимодействия Франции и со странами Магриба в строго последовательном временном порядке.
Научно-практическая значимость. Практическая значимость работы заключается в том, что работу можно использовать в дальнейшем изучении взаимодействия Франции со странами Магриба. Результат выпускной квалификационной работы может дополнить существующее представление развития отношений Франции со странами Магриба, в особенности внешнеэкономические и геополитические интересы Франции в странах Магриба. Итоги исследования могут быть учтены при дальнейших научных исследованиях данной проблематики, написания статей, составления курсов лекций, семинарских занятий и учебных пособий.
Научная новизна данного исследования в данной работе заключается в том ,что приводится подробный анализ многовекторных взаимоотношений стран, выполненным с учетом серьезных геополитических и экономических изменений, происходящих на современном этапе в магрибском регионе. В условиях новых политических реалий страны идут на пересмотр прежних внешнеполитический приоритетов с целью осуществления своих национальных интересов ,что не может не влиять на внешнеполитическую стратегию Франции.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, основной части ,разделенной на три главы и параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам исследования можно сделать следующие выводы.
Внешняя политика Французской Республики всегда была достаточно амбициозной. Начиная со времен Великой французской революции и вплоть до окончания холодной войны, правители Франции не переставали верить в идею о величии своего государства и ставили в приоритет укрепление независимости Франции и поддержание ее международного престижа. В условиях холодной войны Франция старалась абстрагироваться от блоковой системы, лавируя между двумя враждующими сторонами. Одним из самых явных проявлений такой политики стал выход Франции из военных структур НАТО в 1966 г.
После распада биполярной системы Франция занимается поиском новых внешнеполитических ориентиров. Политика нового руководства становится все больше ориентированной на европейские и атлантические структуры. Французы не отказались от идеи национального величия и стараются распространить свое влияние, но уже посредством «мягкой силы» и культурной дипломатии. Париж уделяет большое внимание распространению французского языка и культуры. Созданные французским правительством культурные организации успешно функционируют и осуществляют свою деятельность по всему миру.
Приоритетными направлениями французской внешней политики являются укрепление европейской интеграции, отношения с США, диалог с Российской Федерацией, экономическое сотрудничество с Китаем.
Особое место занимают отношения со странами Магриба. Это обусловлено наличием у Франции обширных экономических и геополитических интересов в данном регионе. Франция, будучи бывшей метрополией большинства магрибских стран, изо всех сил пытается сохранить здесь свое влияние, которое уже подорвано как некоторыми неудачами и просчетами в реализации французской и европейской политики в регионе, так и появлением конкуренции со стороны крупных геополитических игроков, Китая и США.
Тем не менее, Франция и страны Магриба продолжают тесное экономическое и торговое сотрудничество, осуществляют взаимодействие в области безопасности и миграционной политики.
В условиях ограниченности финансовых потоков, которые Франция способна направить на помощь государствам региона, ей удалось привлечь коллег по ЕС, которые, в свою очередь, не менее заинтересованы в развитии связей со странами Магриба, к вопросам Евро-средиземномрского партнерства.
Самой острой проблемой во французско-магрибских отношениях остается миграционный вопрос и проблема адаптации мигрантов из стран Магриба во Франции. Дружелюбная политика по отношению к иммигрантам из бывших колоний обернулась наплывом мусульман, которых нужно было адаптировать в европейское секулярное общество. Неудачи в данной политике привели к конфликтам между мигрантами, недовольными своим положением, и коренным населением. Это выражается в массовых протестах и беспорядках. На этом фоне стремительно распространяются идеи радикального ислама. Франция является одной из основных европейских площадок исламизма, и это представляет серьезную угрозу не только для французского общества, но и для всей Европы. Серия крупных терактов во Франции в 2015 - 2016 гг. является явным тому подтверждением. В этих условиях европейским правительствам необходимо дать переоценку своих действий в отношении национальных меньшинств и миграционной политики.
Таким образом, французско-магрибские отношения являются важным и актуальным объектом для изучения. Они занимают важное место во внешнеполитической стратегии Французской Республики, являются сложными, многообразными и оставляют множество вопросов, на которые пока нет ответов, поэтому данная тематика, несомненно, требует дальнейшего исследования



1. Конституция Алжира [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //legalportal .am/download/constitutions/4_m.pdfr, проверено 02.04.2019.
2. Конституция Марокко 1962 г. (в ред. 1996 г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. maroc.ma/en/content/cons-titution, проверено 02.04.2019.
3. Конституция Туниса 1959 г. [Электронный ресурс].Режим доступа: https://www.aljazeera.com/news/africa/2014/01/tunisia-assembly-approves-new- constitution-201412622480531861.html, проверено 02.04.2019
4. Протокол франко-тунисского соглашения о независимости Туниса Международная жизнь. 1956, №5. С.158-159.
5. Саркози H. Мое мнение. Франция, Европа и мир в XXI веке. СПб.,
2009.
6. Сборник решений и рекомендации ОАЕ по западносахарской проблеме.Министерство информации и печати САДР.- Алжир, 1989.
7. Соглашение о партнерстве между Королевством Морокко и ЕС.МИД Королевства Марокко. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www. diplomatie. ma/arab/Politique%C3%A9trang%C3%A8re/MarocetlUni oneurop%C3%A9enne/tabid/1611 /vw/1 /ItemID/8221/language/en/Dault. aspx, проверено 02.04.2019.
8. Algeria: ENPI Country strategy Paper 2007 - 2013&National Indicative Programme 2007-2010.
9. Convention France- Maghreb. - Paris, 2 fevrier 2007.
10. Declaration conjointe du minister de l’Emploi, de la Cohesion sociale et du Logement de la Republique franfaise et du minister de l’Emploi et de la Formation professionnelle du du royaume du Maroc. - № TRA20060163 - 11/12/2006
11. Declaration conjointe entre le ministere de l’education nationale, de
l’enseignement superieur et de la recherche de la la Republique franfaise et le min- istere l’enseignement superieur et de la recherche scientifique et de la formation des cadres. - № TRA00001599 - 28/05/2015
12. Declaration de Barcelone (27 et 28 novembre 1995). [Электронный ресурс].
Режим доступа:http://www.cvce.eu/obj/declaration_de_barcelone_27_et_28_nove mbre_1995-fr-0beb3332-0bba-4d00-bd07-46d8f758d897.html (дата обращения 21.03.2019) .
13. Morocco: ENPI Country strategy Paper 2007 - 2013&National Indicative Programme 2007-2010.
14. Traite de Lisbonne modifiant le traite sur l'Union europeenne et le traite in- stituant la Communaute europeenne, signe a Lisbonne le 13 decembre 2007. Journal Officiel de l'Union europeenne, C 306, 17.04.2009.
15. Rapport d'information n° 121 (2001-2002) de M. Louis Le Pensec, fait au nom de la delegation pourl'Union europeenne, depose le 6 decembre 2001. L'etat d'avancement du partenariat euro-mediterraneen. URL:http://www.senat.fr/rap/r01- 121/r01-121_mono.html (дата обращения 13.05.2019).
Литература
1. Азатян В.В. Интеграционые процессы в экономике стран Северной Африки. - М.: ГНЦ РФ «НИОПИК», 2000. - 120 с.
2. Белов И. Сложные отношения Франции и Магриба. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.rfi.fr/obshchii/20110116-zhurnaly-slozhnye- otnosheniya-frantsii-i-stran-magriba, проверено 23.04.2019.
3. Дударь А.Ю. Внешнеполитический курс Франции после президе ских выборов 2007г.// Политика
4. в XXI веке: вызовы и реалии. Аналитический альманах. №8 (18). М.,
2007. С. 14.
5. ЕС и страны Магриба. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://maxpark.com/community/politic/content/5690471, проверено 23.04.2019.
6. Зверева Т.В. Внешняя политика современной Франции: монография.
М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2014. - 344 с.
7. Зверева Т.В. Внешняя политика Франции после приходи к власти НиколяСаркози // МЭиМО. 2008. № 6.
8. Ильин А.В. Эволюция средиземноморской политики Евросоюза и формирование региональной политической системы // Европа. - 2013. - №1. - С. 51-59.
9. Костюнина Г.М., Ломакин Н.Н. Эволюция экономической интегра ции в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива // Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - №6. - С. 87-102.
10. Костюнина Г.М. Интеграционные процессы в Африке: история и современный этап // Российский внешнеэкономический вестник. - 2016. - №3. - С. 34-50.
11. Лаумулин М.Т. «Арабская весна» 2011 года: социально политиче ские изменения на Арабском Востоке и их международные последствия. - Алматы: КИСИ, 2011. - 236 с.
12. Ломакин Н.Н. Союз арабских стран Магриба: результаты Интеграционных планов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mirec.ru/upload/ckeditor/fLles/mirec-2016-3-lomakm.pdf, проверено 20.04.2019.
13. Ломакин Н.Н. Панарабская зона свободной торговли: цели, направления и результаты формирования // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - №7. - С.115-119
14. Мальцев Ю.С. Страны Магриба в региональной и мировой полити ке.М.: САМПО, 2004. - 220 с.
15. Мохова И.М. Французская инициатива Средиземноморского союза [Электронный ресурс].Режим доступа :http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/27-08- 08b.htm (дата обращения: 23.05.2019).
16. Орлова С.Ю. Геополитические и экономические интересы Франции в странах Магриба.[Электронный ресурс].Режим доступа:https://www.sciencef
orum.ru/2016/1833/22633, проверено 23.04.2019.
17. Орлова С.Ю. Эволюция интеграционной политики ЕС в отношении стран Северной Африки // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 2. - С. 142-143.
18. Пискулова Н.А. Влияние экологического фактора на мировое экономическое развитие // Вестник МГИМО Университета. - 2010. - №6. - С.208-214.
19. Подгорнова Н.П. Политика Франции в странах Северо-Западной Африки. - М.: Институт Ближнего Востока, 2015. - 112 с.
20. Подцероб А.Б. Франция - Магриб: два берега одной реки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iimes.ru/?p=6029, проверено 20.04.2019.
21. Рубинский Ю.И. Франция на новом рубеже//Современная Европа. 2007. № 4.
22. Смирнов Г.И. Сотрудничество ЕС со странами Магриба // Вестник МГИМО. - 2010. - № 5(14). - С. 276-280.
23. США и Франция начинают военную операцию в Африке. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.newsli.ru/news/world/politika/198n, проверено 23.04.2019.
24. Тимофеев П.П. Политика Франции в области диверсификации импорта газа в 2000-е годы // Экология и энергетика: локальные ответы на глобальные вызовы. - 2012. - Вып. 7. - С. 55-66.
25. Татарчук Н.В. Эволюция идеи Н. Саркози о создании Средиземно морского союза: от Тулонской речи к Римскому воззванию//Вестник Московского университета. 2010. Сер. 25. № 1.
26. Ткаченко А.А. Франция и США в Северной Африке: соперники или партнеры?// Ближний Восток и современность. 2002. Вып. 14.
27. Трофимова О.Е. Эволюция средиземноморской политики Евросза: путь от сотрудничества к интеграции. - М.: ИМЭМО РАН, 2011. - 122 с.
28. Шадурский В.Г. Внешняя политика Франции (1945 - 2002): Учебное пособие. - Минск: БГУ, 2004. - 175 с.
29. Федоров В. Учения ВМС Средиземноморских стран «Феникс экспресс-08» // Зарубежное военное обозрение. - 2008. - № 7. - С.51-64.
30. Франция и Африка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Африкана.Dv.http://www.africana.ru/biblio/world/France.htm, проверено 23.04.2019.
31. Daguzan J.-F. L’Union Mediterraneenne ou la strategie de l’electochoc? [Электронный ресурс].Режим доступа: http: //www. frstrate gie. org/barreFRS/publ ications/notes/20071217.pdf (дата обращения 16.05.2019).
32. Morin O. Le partenariat euro-mediterraneen a la recherche d’un nouveau souffle.[Электронный ресурс].Режим доступа : http://www.diplomatie.gouv.fr/fr /IMG/pdf/0103-Morin-2.pdf (дата обращения 22.04.2019).
33. Vaisse М. La puissance ou l’influence? La France dans le monde depuis 1958. Paris, 2009.
34. The Middle East and North Africa/ 52nd edition // London, Europe re giona surveys of the World? 2006/ - 1387p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ