РЕАЛИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНОВ РОССИИ: ОЦЕНКА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
1.1 Экономическое содержание бюджета в системе финансовых отношений 9
1.2. Специфика построения и реализации бюджетной политики на региональном уровне 16
1.3. Подходы к оценке эффективности бюджетной политики 26
1. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ РОССИИ 43
1.1. Анализ структуры и динамики формирования региональных бюджетов и
направлений их использования 43
1.2. Порядок распределения финансовых дотаций регионам 64
1.3. Оценка эффективности бюджетной политики регионов 70
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В
РЕГИОНАХ РОССИИ 79
2.1. Совершенствование региональной налоговой политики 79
2.2. Совершенствование системы управления долгом 94
2.3. Стратегия управления региональными финансами в условиях стагнации 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 113
ПРИЛОЖЕНИЯ 121
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
1.1 Экономическое содержание бюджета в системе финансовых отношений 9
1.2. Специфика построения и реализации бюджетной политики на региональном уровне 16
1.3. Подходы к оценке эффективности бюджетной политики 26
1. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ РОССИИ 43
1.1. Анализ структуры и динамики формирования региональных бюджетов и
направлений их использования 43
1.2. Порядок распределения финансовых дотаций регионам 64
1.3. Оценка эффективности бюджетной политики регионов 70
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В
РЕГИОНАХ РОССИИ 79
2.1. Совершенствование региональной налоговой политики 79
2.2. Совершенствование системы управления долгом 94
2.3. Стратегия управления региональными финансами в условиях стагнации 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 113
ПРИЛОЖЕНИЯ 121
Для эффективной деятельности и выполнения возложенных задач любому институту необходимо наличие финансовых ресурсов. Особенно важно, когда этот институт - государство, так как именно государство берет обязательство выполнения определенных функций и задач перед своими гражданами. Основным централизованным фондом аккумулирования государственных доходов является - бюджет, который формируется на всех уровнях бюджетной системы.
Бюджеты субъектов Российской Федерации, в свою очередь, являются одним из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства.
Период финансовой нестабильности, порождённый мировым финансовым кризисом и его последствиями, выявил неустойчивость сложившейся модели экономики в средне- и долгосрочной перспективе и крайнюю уязвимость от внешнего воздействия; значительно усилил роль бюджетной политики государства в качестве важнейшего рычага стабилизации и стимулирования основных направлений экономического и финансового развития Российской Федерации. Это актуализирует проблему эффективного управления структурой доходов и расходов бюджета.
Бюджет субъекта Российской Федерации является главным источником финансирования социальных и природоохранных мероприятий, создания социально справедливых условий для проживания на данной территории, основным источником пополнения которого служат налоги.
Как показывает практика последних лет, недостаточно активно используются внутренние резервы расширения доходной базы, которые в различной степени могут оказать влияние на бюджеты всех субъектов Российской Федерации. Кроме того, на федеральном уровне требуется развитие стимулирующих механизмов налогового, межбюджетного и нефинансового характера увеличения собственных поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации. Это обстоятельство диктует необходимость дальнейшего исследования системы формирования доходов региональных бюджетов, выявления направлений их роста с учетом динамичных преобразований последних лет.
Существует объективная необходимость выявления резервов роста доходов бюджетов субъектов с целью обеспечения региональных органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для решения приоритетных социально-экономических задач. В качестве ключевой задачи региональной бюджетной политики следует выделить развитие собственного доходного потенциала с одновременным снижением зависимости от межбюджетных трансфертов.
Различные аспекты комплексной научной проблемы выявления резервов роста доходов и распределения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации нашли отражение в многочисленных работах российских и зарубежных исследователей.
Вопросы генезиса бюджетной политики, её сущности, формирования и реализации на различных этапах развития общества затрагивали И. Валлерстайн, Т. Ковалёва, В. Коровкин, О. Кузнецова, И. Кулишер, Ф. Любкер, Е. Новикова, И. Потапова, В. Пушкарева, Н. Разманова, В. Симонов, Т. Тимошина, С. Троицкий, В. Черняк, Я. Ядгаров, Я. Янжул и др.
Различные взгляды на роль государства в управлении экономикой через систему государственных финансов посредством бюджетной политики формировали Д. Брюммерхофф, А. Вагнер, Т. Веблен, Т. Гоббс, Д. Карафа, Дж. Кейнс, Ф. Кенэ, К. Маркс, Дж. Милль, А. Монкретьен, Ф. Перру, У. Петти, К. Рау, Д. Рикардо, П. Самуэльсон, Ж. Сисмонди, А. Смит, А. Тюрго, Й. Шумпетер, Й. Юсти и другие основоположники экономических теорий и течений.
Вопросам генезиса и формирования прообраза бюджетной политики России посвящены труды С. Десницкого, Ю. Крижанича, А. Ордина-Нащокина, И. Пересветова, А. Поленова, И. Посошкова, М. Сперанского, П. Шувалова, П. Ягужинского и др.
Концептуальные теоретические основы и реализация бюджетной политики РФ рассмотрены в трудах М. Афанасьева, Е. Гайдара, С. Глазьева, А. Година, Т. Голиковой, В. Горегляда, А. Грязновой, М. Ершова, А. Илларионова, A. Кудрина, В. May, Т. Нестеренко, И. Николаева, В. Павлова, И. Подпориной, Г. Поляка, Т. Ржевской, Р. Саакян, А. Силуанова, С. Синельникова-Мурылёва, B. Чистовой, Г. Шеховцова и др.
Пути повышения бюджетной обеспеченности региональных бюджетов рассматривались в трудах отечественных специалистов: О.Г. Бежаева, Н.Г. Вишневской, Е.А.Ермаковой, О.С. Кирилловой, В.В. Климанова, В.Г. Панскова, В.М. Родионовой, А.Г. Силуанова, О.В. Толстой и др. Проблемы формирования доходов территорий глубоко изучены в работах отечественных экономистов, таких как И.В. Горский, А.Л. Коломиец, А.М. Лавров, Н.С. Максимова, А.Д. Мельник, С.К. Миронов, В.С. Назаров, М.Р. Пинская, В.В. Половинка, Г.Б. Поляк, Д.А. Татаркин, И.В. Трунин, Д.Г. Черник, С.Д. Шаталов и др. экономистов. Тем не менее проведенные исследования не снижают актуальности темы.
Цель исследования - выявление проблем формирования и регулирования региональной бюджетной политики субъектов Российской Федерации и определение путей ее совершенствования.
Цель предопределила выполнение следующих задач:
- изучить экономическое содержание бюджета в системе финансовых отношений;
- раскрыть специфику построения и реализации бюджетной политики на
региональном уровне в Российской Федерации;
- рассмотреть показатели эффективности бюджетной политики;
- провести анализ структуры и динамики формирования региональных бюджетов и направлений их использования;
- оценить реализацию бюджетной помощи регионам;
- оценить эффективность бюджетной политики регионов;
- определить направления совершенствования региональной налоговой политики;
- раскрыть возможности совершенствования системы управления долгом;
- определить стратегию управления региональными финансами в условиях стагнации.
Объект исследования - бюджетная политика субъектов Российской Федерации. Для исследования нами были выбраны пять регионов - лидеров рейтинга регионов Российской Федерации по качеству жизни, составленному агентством «РИА Рейтинг» в 2017 году: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область, Республика Татарстан, Белгородская область и пять регионов, имеющих наихудший рейтинг: Республика Бурятия, Чукотский автономный округ, республика Алтай, республика Ингушетия, республика Тыва.
Предмет исследования - процесс формирования и реализации бюджетной политики субъектов Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных экономистов в области бюджетного устройства, межбюджетных отношений и бюджетного федерализма; результаты научных исследований ученых в области бюджетных отношений, реформирования региональных финансов.
Методологическая база исследования основана на сравнительном анализе структуры и динамики формирования региональных бюджетов, статистическом методе, логическом и причинно-следственном анализе, а также табличном и графическом представлении результатов исследования.
Информационная база исследования представлена монографиями, периодическими научными и деловыми печатными изданиями, сборниками статей, научными докладами, материалами научных конференций и семинаров, информационно-аналитическими материалами, национальными нормативно- правовыми актами, данными национальных (Минфин, Счётная палата, Федеральное казначейство, Росстат) статистико-аналитических центров, материалами интернет-ресурсов и собственными расчетами автора.
Новизна исследования заключается в доработке методики Карепиной О.И., Харсекиной А.И. (показателя уровня возобновляемых доходов и показателя доли собственных доходов в общей сумме доходов бюджета), что позволило ликвидировать некоторые проблемы, связанные с расчетом доходной части бюджета, дает возможность оценить в динамике уровень стабильности бюджета региона. Помимо этого, в дополнение к методике Карепиной О.И., автором предложена система ранжирования регионов и описана характеристика по ним, по критериям, определяющим состояние бюджета и эффективность бюджетной политики региона.
Практическая значимость работы состоит в том, что представленные рекомендации по итогам проведенного анализа могут быть использованы органами власти при формировании региональной бюджетной политики, а также в программах учебных дисциплин бакалавриата по специальности 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление». По результатам исследования были опубликованы научные статьи: в сборнике научных статей VI Международного молодежного симпозиума по управлению, экономике и финансам (International symposium on management, economics and finance: collection of scientific papers (Kazan, 2017)) на тему «Формирование доходов региональных бюджетов от использования и продажи государственного имущества: опыт Республики Татарстан», а так же в сборнике научных статей VII Международного молодежного симпозиума по управлению, экономике и финансам (ISMEF2018: “Las Vegas Science and Economics Symposium”, (Kazan, 2018)) на тему «Оценка реализации бюджетной помощи региона России».
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Во введении формируется актуальность, цель работы, исходя из поставленной цели, последовательно ставятся и решаются задачи. Выявлены предмет и объект исследования, а также источники, послужившие теоретической и практической основой данной работы.
В первой главе представлен теоретический материал, отражающий понятие, сущность, механизм бюджетной политики субъектов Российской Федерации, нормативно-правовое регулирование ее формирования.
Во второй главе проанализированы структура и динамика формирования региональных бюджетов и направлений их использования; оценена реализация бюджетной помощи регионам; оценена эффективность бюджетной политики регионов.
В третьей главе определены основные направления совершенствования реализации бюджетной политики субъектов Российской Федерации: определяются направления совершенствования региональной налоговой политики; раскрываются возможности совершенствования системы управления долгом; определяется стратегия управления региональными финансами в условиях стагнации.
В заключении подводятся итоги проделанного исследования.
Бюджеты субъектов Российской Федерации, в свою очередь, являются одним из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства.
Период финансовой нестабильности, порождённый мировым финансовым кризисом и его последствиями, выявил неустойчивость сложившейся модели экономики в средне- и долгосрочной перспективе и крайнюю уязвимость от внешнего воздействия; значительно усилил роль бюджетной политики государства в качестве важнейшего рычага стабилизации и стимулирования основных направлений экономического и финансового развития Российской Федерации. Это актуализирует проблему эффективного управления структурой доходов и расходов бюджета.
Бюджет субъекта Российской Федерации является главным источником финансирования социальных и природоохранных мероприятий, создания социально справедливых условий для проживания на данной территории, основным источником пополнения которого служат налоги.
Как показывает практика последних лет, недостаточно активно используются внутренние резервы расширения доходной базы, которые в различной степени могут оказать влияние на бюджеты всех субъектов Российской Федерации. Кроме того, на федеральном уровне требуется развитие стимулирующих механизмов налогового, межбюджетного и нефинансового характера увеличения собственных поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации. Это обстоятельство диктует необходимость дальнейшего исследования системы формирования доходов региональных бюджетов, выявления направлений их роста с учетом динамичных преобразований последних лет.
Существует объективная необходимость выявления резервов роста доходов бюджетов субъектов с целью обеспечения региональных органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для решения приоритетных социально-экономических задач. В качестве ключевой задачи региональной бюджетной политики следует выделить развитие собственного доходного потенциала с одновременным снижением зависимости от межбюджетных трансфертов.
Различные аспекты комплексной научной проблемы выявления резервов роста доходов и распределения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации нашли отражение в многочисленных работах российских и зарубежных исследователей.
Вопросы генезиса бюджетной политики, её сущности, формирования и реализации на различных этапах развития общества затрагивали И. Валлерстайн, Т. Ковалёва, В. Коровкин, О. Кузнецова, И. Кулишер, Ф. Любкер, Е. Новикова, И. Потапова, В. Пушкарева, Н. Разманова, В. Симонов, Т. Тимошина, С. Троицкий, В. Черняк, Я. Ядгаров, Я. Янжул и др.
Различные взгляды на роль государства в управлении экономикой через систему государственных финансов посредством бюджетной политики формировали Д. Брюммерхофф, А. Вагнер, Т. Веблен, Т. Гоббс, Д. Карафа, Дж. Кейнс, Ф. Кенэ, К. Маркс, Дж. Милль, А. Монкретьен, Ф. Перру, У. Петти, К. Рау, Д. Рикардо, П. Самуэльсон, Ж. Сисмонди, А. Смит, А. Тюрго, Й. Шумпетер, Й. Юсти и другие основоположники экономических теорий и течений.
Вопросам генезиса и формирования прообраза бюджетной политики России посвящены труды С. Десницкого, Ю. Крижанича, А. Ордина-Нащокина, И. Пересветова, А. Поленова, И. Посошкова, М. Сперанского, П. Шувалова, П. Ягужинского и др.
Концептуальные теоретические основы и реализация бюджетной политики РФ рассмотрены в трудах М. Афанасьева, Е. Гайдара, С. Глазьева, А. Година, Т. Голиковой, В. Горегляда, А. Грязновой, М. Ершова, А. Илларионова, A. Кудрина, В. May, Т. Нестеренко, И. Николаева, В. Павлова, И. Подпориной, Г. Поляка, Т. Ржевской, Р. Саакян, А. Силуанова, С. Синельникова-Мурылёва, B. Чистовой, Г. Шеховцова и др.
Пути повышения бюджетной обеспеченности региональных бюджетов рассматривались в трудах отечественных специалистов: О.Г. Бежаева, Н.Г. Вишневской, Е.А.Ермаковой, О.С. Кирилловой, В.В. Климанова, В.Г. Панскова, В.М. Родионовой, А.Г. Силуанова, О.В. Толстой и др. Проблемы формирования доходов территорий глубоко изучены в работах отечественных экономистов, таких как И.В. Горский, А.Л. Коломиец, А.М. Лавров, Н.С. Максимова, А.Д. Мельник, С.К. Миронов, В.С. Назаров, М.Р. Пинская, В.В. Половинка, Г.Б. Поляк, Д.А. Татаркин, И.В. Трунин, Д.Г. Черник, С.Д. Шаталов и др. экономистов. Тем не менее проведенные исследования не снижают актуальности темы.
Цель исследования - выявление проблем формирования и регулирования региональной бюджетной политики субъектов Российской Федерации и определение путей ее совершенствования.
Цель предопределила выполнение следующих задач:
- изучить экономическое содержание бюджета в системе финансовых отношений;
- раскрыть специфику построения и реализации бюджетной политики на
региональном уровне в Российской Федерации;
- рассмотреть показатели эффективности бюджетной политики;
- провести анализ структуры и динамики формирования региональных бюджетов и направлений их использования;
- оценить реализацию бюджетной помощи регионам;
- оценить эффективность бюджетной политики регионов;
- определить направления совершенствования региональной налоговой политики;
- раскрыть возможности совершенствования системы управления долгом;
- определить стратегию управления региональными финансами в условиях стагнации.
Объект исследования - бюджетная политика субъектов Российской Федерации. Для исследования нами были выбраны пять регионов - лидеров рейтинга регионов Российской Федерации по качеству жизни, составленному агентством «РИА Рейтинг» в 2017 году: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область, Республика Татарстан, Белгородская область и пять регионов, имеющих наихудший рейтинг: Республика Бурятия, Чукотский автономный округ, республика Алтай, республика Ингушетия, республика Тыва.
Предмет исследования - процесс формирования и реализации бюджетной политики субъектов Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных экономистов в области бюджетного устройства, межбюджетных отношений и бюджетного федерализма; результаты научных исследований ученых в области бюджетных отношений, реформирования региональных финансов.
Методологическая база исследования основана на сравнительном анализе структуры и динамики формирования региональных бюджетов, статистическом методе, логическом и причинно-следственном анализе, а также табличном и графическом представлении результатов исследования.
Информационная база исследования представлена монографиями, периодическими научными и деловыми печатными изданиями, сборниками статей, научными докладами, материалами научных конференций и семинаров, информационно-аналитическими материалами, национальными нормативно- правовыми актами, данными национальных (Минфин, Счётная палата, Федеральное казначейство, Росстат) статистико-аналитических центров, материалами интернет-ресурсов и собственными расчетами автора.
Новизна исследования заключается в доработке методики Карепиной О.И., Харсекиной А.И. (показателя уровня возобновляемых доходов и показателя доли собственных доходов в общей сумме доходов бюджета), что позволило ликвидировать некоторые проблемы, связанные с расчетом доходной части бюджета, дает возможность оценить в динамике уровень стабильности бюджета региона. Помимо этого, в дополнение к методике Карепиной О.И., автором предложена система ранжирования регионов и описана характеристика по ним, по критериям, определяющим состояние бюджета и эффективность бюджетной политики региона.
Практическая значимость работы состоит в том, что представленные рекомендации по итогам проведенного анализа могут быть использованы органами власти при формировании региональной бюджетной политики, а также в программах учебных дисциплин бакалавриата по специальности 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление». По результатам исследования были опубликованы научные статьи: в сборнике научных статей VI Международного молодежного симпозиума по управлению, экономике и финансам (International symposium on management, economics and finance: collection of scientific papers (Kazan, 2017)) на тему «Формирование доходов региональных бюджетов от использования и продажи государственного имущества: опыт Республики Татарстан», а так же в сборнике научных статей VII Международного молодежного симпозиума по управлению, экономике и финансам (ISMEF2018: “Las Vegas Science and Economics Symposium”, (Kazan, 2018)) на тему «Оценка реализации бюджетной помощи региона России».
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Во введении формируется актуальность, цель работы, исходя из поставленной цели, последовательно ставятся и решаются задачи. Выявлены предмет и объект исследования, а также источники, послужившие теоретической и практической основой данной работы.
В первой главе представлен теоретический материал, отражающий понятие, сущность, механизм бюджетной политики субъектов Российской Федерации, нормативно-правовое регулирование ее формирования.
Во второй главе проанализированы структура и динамика формирования региональных бюджетов и направлений их использования; оценена реализация бюджетной помощи регионам; оценена эффективность бюджетной политики регионов.
В третьей главе определены основные направления совершенствования реализации бюджетной политики субъектов Российской Федерации: определяются направления совершенствования региональной налоговой политики; раскрываются возможности совершенствования системы управления долгом; определяется стратегия управления региональными финансами в условиях стагнации.
В заключении подводятся итоги проделанного исследования.
На основании оценки теоретических аспектов реализации бюджетной политики в отношении регионов, были сделаны следующие выводы.
Бюджетная политика выполняет ряд функций (воспроизводственную, регулирующую, стимулирующую, социальную, стабилизационную функции); основана на сборе доходов по определенным нормативам и расходовании средств по основным статьям затрат: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов за вычетом погашения - у вас пропуски в предложении.
Бюджетная политика регионов регулируется рядом законов и нормативных актов как федерального, так и регионального уровня; в основе бюджетной политики - Бюджетный кодекс РФ; на уровне субъектов РФ созданы и функционируют уставы и конституции регионального уровня, законы субъектов РФ, подзаконные акты. Зачастую федеральное законодательство вступает в противоречие с региональным, и возникают проблемы регулирования бюджетных отношений, требующие разрешения.
На данный момент времени действует ряд методик оценки бюджетной эффективности субъектов РФ; среди них построение системы частных индикаторов, составление агрегированного интегрального индекса; методика рейтингования регионов на основе ряда частных показателей и др.. В данной работе нами выбрана для более детального рассмотрения методика Карепиной О. И., Харсекина А. И., методика Н.Я. Кривоносовой, целью которой является определение эффективности региональной бюджетной политики по комплексному показателю (средневзвешенному); методика составления рейтингов НИФИ. Далее в практической части оценена эффективность бюджетной политики сообразно рассмотренным методикам оценки.
В практической части исследования нами были выбраны пять регионов - лидеров рейтинга регионов Российской Федерации по качеству жизни, составленному агентством «РИА Рейтинг» в 2017 году: г. Москва, г. Санкт- Петербург, Московская область, Республика Татарстан, Белгородская область и пять регионов, имеющих наихудший рейтинг: Республика Бурятия, Чукотский автономный округ, республика Алтай, республика Ингушетия, республика Тыва.
Анализ структуры и динамики формирования региональных бюджетов и направлений их использования привел к следующим результатам. Лидером по темпу роста доходов из регионов-аутсайдеров по доходам, является Москва (с темпом роста доходов 185,95%), - а на последнем месте Белгородская область с темпом роста 140,32%. Лидером по темпу роста доходов из отстающих регионов по доходам, является Чукотский автономный округ (с темпом роста доходов 248,93%), - а на последнем месте Республика Алтай с темпом роста 135,9%.
Лидером по темпу роста расходов из регионов-аутсайдеров по расходам, является Московская область (с темпом роста доходов 175,8%), - а на последнем месте Белгородская область с темпом роста 136,9%. Лидером по темпу роста расходов из регионов отстающих, является Чукотский автономный округ (с темпом роста доходов 190,7%), - а на последнем месте Республика Алтай с темпом роста 123%.
Сравнительная динамика темпов роста доходов и расходов по регионам- лидерам показывает, что темп роста доходов превысил темп роста расходов в Москве, Республике Татарстан и Белгородской области. В Московской области, Санкт-Петербурге - темп роста расходов превысил темп роста доходов региональных бюджетов.
Сравнительная динамика темпов роста доходов и расходов по отстающим регионам показывает, что темп роста доходов превысил темп роста расходов в Республике Тыва, Республике Алтай, Чукотском автономном округе и
Республике Ингушетия. И только в Республике Бурятия - темп роста расходов превысил темп роста доходов регионального бюджета.
Оценка распределения дотаций региональным бюджетам показала, что по динамике безвозмездных поступлений лидируют г. Москва и Республика Татарстан; на последнем месте из регионов-лидеров - Белгородская область. Эти регионы достаточно самостоятельны и независимы от трансфертов, большую часть бюджета составляют налоговые и неналоговые доходы.
По динамике безвозмездных поступлений лидируют Республика Бурятия и Республика Ингушетия; на последнем месте из отстающих регионов - Республика Алтай. Доходная часть Республики Ингушетия, Чеченской Республики, Республики Алтай и Республики Тыва более чем на 2/3 формируется за счет безвозмездных поступлений.
Лидером по темпам роста безвозмездных поступлений является г. Москва; в остальных регионах наблюдается снижение роста поступлений, соответственно снижается дотационность этих регионов с течением времени. Лидирует по позициям укрепления бюджета и снижению темпов роста безвозмездных перечислений Республика Татарстан.
На основании проведенного индексного анализа регионов по ряду параметров (по пяти основным показателям в динамике) был составлен рейтинг регионов по количеству набранных баллов, в соответствии с которыми регионам присвоен тот или иной класс.
Анализ в соответствии с приведенными методиками, позволил ранжировать регионы по классам устойчивости: так, к 1 классу (устойчивым регионам) были отнесены: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Республика Татарстан. В эту же категорию в 2015 году попал и Чукотский автономный округ, прежде всего по показателю бюджетных доходов на душу населения. Во 2 класс вошли такие регионы, как: Белгородская область, Республика Тыва, Чукотский АО (в 2016 и 2017 году). К регионам 3 класса по были отнесены: Республика Алтай в 2016 году, Республика Ингушетия (в 2017 году), Республика Бурятия. К регионам 4 класса (депрессивным) отнесена Ингушетия.
Стабильными регионами при этом являются регионы-лидеры, однако в эту же категорию попал и Чукотский автономный округ в силу высоких показателей бюджетных доходов региона на душу населения. При этом в таком регионе, как Белгородская область, наблюдается снижение доходов в расчете на душу населения. В силу несбалансированности бюджетного развития регионов были предложены меры по совершенствованию бюджетной политики.
В рамках совершенствования региональной налоговой политики было предложено следующее: переход к расчету налога на имущество организаций от кадастровой стоимости по объектам торговой и офисной недвижимости; переход к расчету налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости объектов; установление стоимости патента для мигрантов с учетом региональных особенностей рынка труда; установление повышенной налоговой ставки по транспортному налогу на легковые автомобили с мощностью более 250 л.с.; предоставление налоговых льгот; развитие патентной системы налогообложения; работа с налоговой задолженностью.
С целью контроля над поступлением налоговых доходов и результатами внедренных в бюджетах нововведений, можно предложить составление рейтинга согласно примененным мерам налоговой политики. В методологии рейтинга прописать каждый шаг реализации налоговой политики и количество баллов, присвоенных согласно реализации этих шагов. Составление рейтинга позволит усилить контроль в регионах над собираемостью налоговых доходов.
В целях совершенствования системы управления долгом необходимо принять комплекс мер как на федеральном, так и на региональном уровне по снижению долговой нагрузки субъектов. Мероприятия, проводимые в субъектах Российской Федерации, должны быть обязательными для всех глав регионов России.
К таким мероприятиям могут быть отнесены ужесточение долговой политики субъектов; усиление контроля за объемом государственного долга регионов и недопущение превышения его предельного значения, а также система механизмов по восстановлению платежеспособности региона.
Стратегия управления финансами регионов в условиях стагнации должна предполагать оптимизацию бюджетных расходов. В целях оптимизации бюджетных расходов в субъектах Российской Федерации предложено внедрить «дорожные карты» с плановым списком мероприятий по оптимизации.
Необходимо также разработать программу повышения эффективности бюджетных расходов, который будет включать в себя следующие основные подразделы: совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности государственных учреждений; усиление контроля расходования государственных финансов; контроль и регламентация процедур государственных закупок во избежание коррупции. Реализация вышеуказанных мероприятий приведет повышению результативности бюджетных расходов и достижению запланированных целевых индикаторов.
Бюджетная политика выполняет ряд функций (воспроизводственную, регулирующую, стимулирующую, социальную, стабилизационную функции); основана на сборе доходов по определенным нормативам и расходовании средств по основным статьям затрат: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов за вычетом погашения - у вас пропуски в предложении.
Бюджетная политика регионов регулируется рядом законов и нормативных актов как федерального, так и регионального уровня; в основе бюджетной политики - Бюджетный кодекс РФ; на уровне субъектов РФ созданы и функционируют уставы и конституции регионального уровня, законы субъектов РФ, подзаконные акты. Зачастую федеральное законодательство вступает в противоречие с региональным, и возникают проблемы регулирования бюджетных отношений, требующие разрешения.
На данный момент времени действует ряд методик оценки бюджетной эффективности субъектов РФ; среди них построение системы частных индикаторов, составление агрегированного интегрального индекса; методика рейтингования регионов на основе ряда частных показателей и др.. В данной работе нами выбрана для более детального рассмотрения методика Карепиной О. И., Харсекина А. И., методика Н.Я. Кривоносовой, целью которой является определение эффективности региональной бюджетной политики по комплексному показателю (средневзвешенному); методика составления рейтингов НИФИ. Далее в практической части оценена эффективность бюджетной политики сообразно рассмотренным методикам оценки.
В практической части исследования нами были выбраны пять регионов - лидеров рейтинга регионов Российской Федерации по качеству жизни, составленному агентством «РИА Рейтинг» в 2017 году: г. Москва, г. Санкт- Петербург, Московская область, Республика Татарстан, Белгородская область и пять регионов, имеющих наихудший рейтинг: Республика Бурятия, Чукотский автономный округ, республика Алтай, республика Ингушетия, республика Тыва.
Анализ структуры и динамики формирования региональных бюджетов и направлений их использования привел к следующим результатам. Лидером по темпу роста доходов из регионов-аутсайдеров по доходам, является Москва (с темпом роста доходов 185,95%), - а на последнем месте Белгородская область с темпом роста 140,32%. Лидером по темпу роста доходов из отстающих регионов по доходам, является Чукотский автономный округ (с темпом роста доходов 248,93%), - а на последнем месте Республика Алтай с темпом роста 135,9%.
Лидером по темпу роста расходов из регионов-аутсайдеров по расходам, является Московская область (с темпом роста доходов 175,8%), - а на последнем месте Белгородская область с темпом роста 136,9%. Лидером по темпу роста расходов из регионов отстающих, является Чукотский автономный округ (с темпом роста доходов 190,7%), - а на последнем месте Республика Алтай с темпом роста 123%.
Сравнительная динамика темпов роста доходов и расходов по регионам- лидерам показывает, что темп роста доходов превысил темп роста расходов в Москве, Республике Татарстан и Белгородской области. В Московской области, Санкт-Петербурге - темп роста расходов превысил темп роста доходов региональных бюджетов.
Сравнительная динамика темпов роста доходов и расходов по отстающим регионам показывает, что темп роста доходов превысил темп роста расходов в Республике Тыва, Республике Алтай, Чукотском автономном округе и
Республике Ингушетия. И только в Республике Бурятия - темп роста расходов превысил темп роста доходов регионального бюджета.
Оценка распределения дотаций региональным бюджетам показала, что по динамике безвозмездных поступлений лидируют г. Москва и Республика Татарстан; на последнем месте из регионов-лидеров - Белгородская область. Эти регионы достаточно самостоятельны и независимы от трансфертов, большую часть бюджета составляют налоговые и неналоговые доходы.
По динамике безвозмездных поступлений лидируют Республика Бурятия и Республика Ингушетия; на последнем месте из отстающих регионов - Республика Алтай. Доходная часть Республики Ингушетия, Чеченской Республики, Республики Алтай и Республики Тыва более чем на 2/3 формируется за счет безвозмездных поступлений.
Лидером по темпам роста безвозмездных поступлений является г. Москва; в остальных регионах наблюдается снижение роста поступлений, соответственно снижается дотационность этих регионов с течением времени. Лидирует по позициям укрепления бюджета и снижению темпов роста безвозмездных перечислений Республика Татарстан.
На основании проведенного индексного анализа регионов по ряду параметров (по пяти основным показателям в динамике) был составлен рейтинг регионов по количеству набранных баллов, в соответствии с которыми регионам присвоен тот или иной класс.
Анализ в соответствии с приведенными методиками, позволил ранжировать регионы по классам устойчивости: так, к 1 классу (устойчивым регионам) были отнесены: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Республика Татарстан. В эту же категорию в 2015 году попал и Чукотский автономный округ, прежде всего по показателю бюджетных доходов на душу населения. Во 2 класс вошли такие регионы, как: Белгородская область, Республика Тыва, Чукотский АО (в 2016 и 2017 году). К регионам 3 класса по были отнесены: Республика Алтай в 2016 году, Республика Ингушетия (в 2017 году), Республика Бурятия. К регионам 4 класса (депрессивным) отнесена Ингушетия.
Стабильными регионами при этом являются регионы-лидеры, однако в эту же категорию попал и Чукотский автономный округ в силу высоких показателей бюджетных доходов региона на душу населения. При этом в таком регионе, как Белгородская область, наблюдается снижение доходов в расчете на душу населения. В силу несбалансированности бюджетного развития регионов были предложены меры по совершенствованию бюджетной политики.
В рамках совершенствования региональной налоговой политики было предложено следующее: переход к расчету налога на имущество организаций от кадастровой стоимости по объектам торговой и офисной недвижимости; переход к расчету налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости объектов; установление стоимости патента для мигрантов с учетом региональных особенностей рынка труда; установление повышенной налоговой ставки по транспортному налогу на легковые автомобили с мощностью более 250 л.с.; предоставление налоговых льгот; развитие патентной системы налогообложения; работа с налоговой задолженностью.
С целью контроля над поступлением налоговых доходов и результатами внедренных в бюджетах нововведений, можно предложить составление рейтинга согласно примененным мерам налоговой политики. В методологии рейтинга прописать каждый шаг реализации налоговой политики и количество баллов, присвоенных согласно реализации этих шагов. Составление рейтинга позволит усилить контроль в регионах над собираемостью налоговых доходов.
В целях совершенствования системы управления долгом необходимо принять комплекс мер как на федеральном, так и на региональном уровне по снижению долговой нагрузки субъектов. Мероприятия, проводимые в субъектах Российской Федерации, должны быть обязательными для всех глав регионов России.
К таким мероприятиям могут быть отнесены ужесточение долговой политики субъектов; усиление контроля за объемом государственного долга регионов и недопущение превышения его предельного значения, а также система механизмов по восстановлению платежеспособности региона.
Стратегия управления финансами регионов в условиях стагнации должна предполагать оптимизацию бюджетных расходов. В целях оптимизации бюджетных расходов в субъектах Российской Федерации предложено внедрить «дорожные карты» с плановым списком мероприятий по оптимизации.
Необходимо также разработать программу повышения эффективности бюджетных расходов, который будет включать в себя следующие основные подразделы: совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности государственных учреждений; усиление контроля расходования государственных финансов; контроль и регламентация процедур государственных закупок во избежание коррупции. Реализация вышеуказанных мероприятий приведет повышению результативности бюджетных расходов и достижению запланированных целевых индикаторов.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Бюджетная политика субъекта Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ПУТИ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - РЕАЛИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКОЙ В ГОРОДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016 - ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016



