ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫМИ
ТЕРРИТОРИЯМИ 9
1.1 Управление территориальным развитием региона 9
1.2 Особые экономические зоны и территории опережающего социально-экономического развития как инновационные институты развития региона... .25
1.3 Нормативно-правовое регулирование деятельности территории опережающего социально-экономического развития и особых экономически зон в современной России 41
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ
ИНСТИТУТОВ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАМИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ И ХАБАРОВСКОГО КРАЯ) 56
2.1 Сравнительный анализ социально-экономического развития регионов 56
2.2 Роль и значение особых экономических зон в социально-экономическом
развитии региона 74
2.3 Территории опережающего социально-экономического развития как
инновационный механизм развития региона 94
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ РЕГИОНОВ 116
3.1 Зарубежный опыт развития преференциальных территорий и возможности
его использования в российских условиях 116
3.2 Роль и значение сайтов в продвижении развития преференциальных
территорий 123
3.3 Методические рекомендации по оценке социально-экономического
развития преференциальных территорий 129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 135
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 139
Российская Федерация - огромное по территории государство с колоссальными региональными различиями, носящими, в том числе объективный географический характер.
По всеобщему признанию инновации и инновационная деятельность сегодня является стратегическим факторами роста, и играют фундаментальную роль в экономическом развитии страны и регионов. Современное состояние российской экономики предполагает необходимость использования инновационных факторов развития.
В целях обеспечения повышения конкурентоспособности в условиях глобализации территории должны переориентироваться на инновационный путь развития, поскольку инновации являются важными элементами рыночной экономики,необходимо интенсивно развивать экономику, опираясь, прежде всего, на внутренний потенциал страны и поиски новых точек роста.
Современная региональная финансово-экономическая политика государства РФ в основном базируется на выведении ее территорий из кризисного состояния путем формирования дополнительных рычагов, учитывающих особенности экономического и природного потенциала.
Инструментами региональной политики Российской Федерации являются: налоговое регулирование, бюджетное регулирование, стратегическое планирование, особые экономические зоны (далее - ОЭЗ), зоны территориального развития (далее - ЗТР), территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР).
Приоритетным способом решения актуальных проблем территорий государство избрало использование особых правовых режимов ведения предпринимательской деятельности в границах локальных территориальных образований.
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью ускорения структурных преобразований в экономике России, повышения темпов ее роста. Решение этой задачи напрямую зависит от динамики развития отдельных регионов, повышения и реализации их экономического потенциала.
Преференциальные территории должны повысить привлекательность территорий страны для инвесторов, а формирование современной нормативно- правовой базы должно способствовать повышению эффективности бизнеса и пополнению доходной части бюджетов субъектов Федерации.
Целью создания инновационных институтов для развития региона является ускорение роста региональной экономики путем привлечения инвестиций, диверсификации производства, развития специальной предпринимательской инфраструктуры, создания новых рабочих мест.
Вышеизложенными обстоятельствами предопределена необходимость дальнейшего решения вопросов, что обусловило актуальность и значимость выбранной темы исследования.
Объект исследования - преференциальные территории (ТОСЭР, ОЭЗ), расположенные на территории субъектов Российской Федерации, а именно в Республике Татарстан, Липецкой области и Хабаровском крае.
Предмет исследования - оценка использования и внедрение инновационных институтов в процессе управления развитием выбранных регионов.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексное исследование развития и функционирования преференциальных территорий в регионах Российской Федерации для выявления их проблем и разработки рекомендаций по их совершенствованию.
- рассмотреть особенности процесса управления территориальным развитием региона;
- проанализировать правовые особенности функционирования преференциальных территорий;
- выявить особенности в современной Росси роль и значение ОЭЗ и ТОСЭР в социально-экономическом развитии регионов РФ;
- провести сравнительный анализ социально-экономического развития регионов, а именно Республики Татарстан, Липецкой области и Хабаровском крае;
- изучить зарубежный опыт социально-экономического развития территорий и варианты его использования в российских условиях;
- разработать рекомендации по продвижению преференциальных территорий;
- разработать программу мероприятий по совершенствованию системы управления развитием территорий для этих регионов;
- выявить роль ТОСЭР и ОЭЗ в социально-экономическом развитии обследуемых территорий;
- разработать методические рекомендации по оценке преференциальных территорий.
Степень разработанности инновационные институты в процессе управления развитием территорий.
Особенностям создания и развития особых экономических зон посвящены работы многих отечественных и зарубежных авторов. Проблемы регионального развития достаточно широко освещены отечественными учеными: Л.И. Абалкиным, А.Г. Аганбегяном, Е.Г. Анимицей, С.С. Артоболевским, М.К. Бандманом, В.Ю. Будавеем, С.Д. Валентеем, СВ. Вобленко, А.Г. Ворониным, Б.М. Жихаревичем, Т.И. Заславской, Д.С. Львовым, В.Н. Лексиным, В.Я. Любовным, А.С. Маршаловой, Т.Г. Морозовой, А.И. Панченко, О.М. Роем, А.И. Татаркиным, В.Ф. Уколовым, Н.П. Федоренко, М. Д. Шарыгиным, АН. Швецовым и другими.
Проблемы развития территорий с особым экономическим статусов, в том числе и территорий опережающего социально-экономического ббЗбразвития, раскрываются Е.Ф. Авдокушиным, В.П. Андриановым, В.В. Асаул, Т.П. Данько, Р.И. Зименковым, Е.А. Каргулян, Ю.И. Кузнецовым, Е.В. Логиновой, П.В. Павловым, СВ. Приходько, Н.В. Смородинской, С.А. Шараповым и др.
Существенное влияние на содержание работы оказали труды российских ученых - теоретиков права и представителей конституционного права: С.С. Алексеева, М.И. Байтина, М.М. Богуславского, Е.Н. Комковой, А.В. Малько, Т.М. Пряхиной, О.Ю. Рыбакова, П.Б. Струве, Ю.А. Тихомирова, А.Н. Чашина.
Теоретической основой проведенного исследования проблем финансовоправового регулирования функционирования ОЭЗ в Российской Федерации выступили исследования таких ведущих ученых в сфере финансового права, как С.И. Бахтин, К.С. Бельский, Л.Е. Вострикова, О.Н. Еорбунова, Е.Ю. Ерачева, В.В. Ериценко, А.Х. Кетов, С.В. Запольский, М.В. Карасева, Е.В. Петрова, Е.В. Покачалова, Е.А. Ровинский, Е.Ф. Ручкина, Н.И. Химичева и другие.
В современной научной литературе отдельные вопросы образования и функционирования ОЭЗ рассматриваются в основном в работах экономистов и, как правило, только с практических позиций. Особое внимание было уделено работам ученых-экономистов: В.В. Петрунина, В.И. Бутова, В.Е. Вишнякова,A. З. Дадашева, Т.П. Данько, М.С. Еуцериева, Б.И. Замятина, Р.И. Зименкова,B. И. Игнатова, Р.Ф. Кабирова, И.В. Клима, З.М. Окрут, П.В. Павлова, А.Н. Скибы, Н.А. Смородинской, Е.С. Чмырь и других.
Обобщению мирового опыта деятельности особых экономических зон посвящены труды Басенко А., Загороднего А., Корнейчука И, Семенова Е., Шевченко И. и др.
Разнообразие организационно-институциональных форм ОЭЗ, включая оффшорный бизнес, исследуют Бабинцев В., Балашов В., Булатов В., Валиулин Д., Родионова А., Циплаков С. и др.
Воздействие особых экономических зон на региональное развитие рассматривается в работах Бильчака В., Воронина С, Ермоленко А., Лебедева П., Маточкина Ю., May В., Селютина Э., Шило С. и др.
Исследование проблем пространственного развития, функционирования особых экономических зон и инновационной инфраструктуры посвящены труды Дж. Бэча, X. Габриша, С.Ю. Глазьева, А.Г. Гранберга, Е.Н. Дуненковой, А.Г. Зельднера, Н.В. Зубаревич, В. Каартемо, Дж. Кросса, П. Кругмана, В.Н. Лексина, К. Лиухто, Н.Н. Михеевой, О.В. Мушаевой, Д. Оаклей, В.П. Орешина, А.С. Петрушина, А.Б. Пушкаренко, Э. Пэлита, Р. Робертсона, Х.Ш. Тсао, Г.Г. Фетисова, Ц,. Чжундэ, А.Н. Швецова и т.д.
Методическую основу выпускной квалификационной работы составили общенаучные методы: статистический анализ, контент-анализ, компаративный анализ и ранжирование.
В рамках исследования был проведен сравнительный анализ нормативно- правовых документов, регламентирующих создание в Российской Федерации территорий со специальным режимом предпринимательской деятельности.
Информационная база. Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты (в том числе Постановления Правительства РФ, Приказы Минфина России), отражающие особенности функционирования ОЭЗ в Российской Федерации.
В ходе проведения исследования были использованы научные разработки, работы и печатные материалы: т.д. а также материалы периодической печати,методические и аналитические материалы и статистические сведения.
Предложена методика оценки территорий социально-экономического развития и особых экономических зон, которая может быть использована в процессе управления этими территориями.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в проведенном анализе развития преференциальных территорий, в выявлении их слабых сторон и разработке рекомендаций по их устранении, а также в разработке предложений по совершенствованию контента и работы сайтов ТОСЭР и ОЭЗ.
Апробация результатов исследования.Материалы диссертации опубликовались в сборнике статей международных конференциях.
Гайнанова М.Р. Теоретические аспекты территорий опережающего социально-экономического развития// современные технологии: Актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XV Международной научнопрактической конференции: в 2 ч. 2018. Издательство: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.) (Пенза)//Страницы: 93-95
Гайнанова М.Р. Научный руководитель: Идиатуллина К.С. Устойчивое развитие региона: концептуальные основы // Дни науки-2017: «Инновационное развитие регионов России: политика, управление и экономика»: Сборник материалов межвузовской конференции молодых ученых, аспирантов, магистров и студентов 28-30 апреля 2017. Казанский национальный исследовательский технологический университет. - Казань, 2018. - 415 с. С.22-
26.
Структура диссертации определяется поставленной целью и задачами, которые раскрываются во введении, трех главах, заключении, списке
использованных источников.
Динамичное экономическое развитие российских регионов является одной из основных проблем государственной политики, которая в первую очередь направлена на создание условий, способствующих росту экономической активности регионов, в первую очередь депрессивных, и повышению конкурентоспособности отечественной продукции.
В последние годы особую важность приобретает поиск новых механизмов улучшения инвестиционного климата в стране. Инвестиционная составляющая развития территории является важной составляющей всего комплекса показателей, отражающих успешность социально-экономического развития в регионе и России в целом.
В рамках формирования новой модели развития одним из приоритетных направлений привлечения инвесторов предложен новый инструмент в виде создания преференциальных территорий, конкурентоспособных территорий с особым налоговым и административным режимом.
В России особые преференциальные территории стали одним из самых эффективных инструментов поддержки бизнеса, способствующих снижению издержек на реализацию инвестиционных проектов. Одним из основных преимуществ преференциальных территорий для инвесторов является наличие абсолютно новой, современной инженерной и транспортной инфраструктуры, позволяющей значительно ускорить реализацию инвестиционных проектов.
Государство создает преференциальные территории для развития территории страны. Это связано с увеличением экспорта, расширением производства импортозамещающей продукции, появлением новых рабочих мест и доходов бюджета. На территориях действует особый режим развития бизнеса: государственное финансирование инфраструктуры, ряд налоговых и таможенных льгот. Эти условия делают режим льготной территории очень привлекательным для инвесторов.
В выпускной квалификационной работе освещены теоретические аспекты управление территориальным развитием региона, рассмотрены особые экономические зоны и территории опережающего социально-экономического развития как инновационные институты развития территорий, проведен анализ социально-экономического развития регионов и преференциальных территорий, а также разработана методика оценки функционирования преференциальных территорий.
Для исследования были выбраны три региона, это Республика Татарстан, Липецкая область и Хабаровский край. В ходе исследования преференциальных территорий мы провели анализ особых экономических зон, таким как ОЭЗ «Алабуга», ОЭЗ «Липецк», и территорий опережающего социально-экономического развития, как ТОСЭР «Набережные Челны», ТОСЭР «Комсомольск» и ТОСЭР «Хабаровск», как основные преференциальные зоны выбранных регионов.
Мы провели анализ по основным социально-экономическим параметрам, по ОЭЗ, по ТОСЭР. По итогам анализа по всем параметрам лидером стала Республика Татарстан, затем Липецкая область и Хабаровский край.
Лидирующая позиция Республики Татарстан обусловлена лучшими макроэкономическими показателями. Татарстан - один из наиболее привлекательных для инвестирования регионов, здесь отлично сочетаются высокий инвестиционный потенциал и низкие инвестиционные риски.
ОЭЗ "Алабуга" является крупнейшей и наиболее успешной ОЭЗ промышленно-производственного типа в России - на ее долю приходится более 50% выручки всех экономических зон страны.Выручка компаний-резидентов по итогам 2017 года составила 77,8 млрд рублей, объем полученных налоговых и таможенных льгот составил 17,9 млрд руб.
Четверть всех резидентов ТОСЭР России находится в Набережных Челнах. ТОСЭР «Набережные Челны» - одна из самых крупных в стране, в ней зарегистрирован 21 резидент, создано более 2 200 новых рабочих мест.
Сейчас в Татарстане функционируют четыре ТОСЭР - Набережные Челны, Зеленодольск, Нижнекамск и Чистополь.
Липецкая область - одна из первых в России создала региональные особые экономические зоны (ОЭЗ).В настоящее время на территории промышленной зоны «Липецк» зарегистрировано 57 компаний резидентов из 16 стран. Объем заявленных инвестиций резидентов ОЭЗ «Липецк» составляет 188 млрд, руб., освоено 59 млрд руб., создано 4000 рабочих мест, 21 действующих предприятий, объем произведенной продукции достиг 78 млрд руб., налоговые и таможенные отчисления составили 11 млрд руб.
В Хабаровском крае наблюдается низкий уровень развития промышленности и высокой доли сельского хозяйства в структуре экономики, где объем производства товаров и услуг на душу населения почти двое меньше остальных регионов. Такая позиция в Хабаровском крае обусловлено низкими абсолютными объемами производства товаров и услуг.Такие результаты оценки эффективности ТОСЭР Хабаровского края можно объяснить в первую очередь небольшим сроком их функционирования (менее двух лет), а также задержкой финансирования создания инфраструктуры ТОСЭР из федерального и регионального бюджетов ввиду длительных сроков согласования планов мероприятий и сложных административных процедур, что также послужило сдерживающим фактором привлечения резидентов в ТОСЭР.
На трех краевых ТОСЭР Хабаровского края зарегистрировано 63 резидентов, которые намерены вложить в дело 112,9 миллиарда рублей, создать почти 8000 рабочих мест.
Контент-анализ официальных сайтов преференциальных территорий показал, что наихудший сайт среди исследуемых регионов у ТОСЭР Хабаровского края.
Улучшить показатели можно через создание официального сайта для ТОСЭР Хабаровского края. Так как нет, не единого официальных сайтов ТОСЭРов ни ТОСЭР «Хабаровск», ни ТОСЭР «Комсомольск», ни ТОСЭР «Николаевск».
Вместе с тем в зарубежной и отечественной научно-управленческой литературе нет единой методики оценки, связанных с комплексной оценкой преференциальных территорий.
По нашему мнению, для комплексной оценки преференциальных территории необходимо применить новую методику оценки функционирования преференциальных территорий.
В частности, возникает необходимость систематизации методического обеспечения оценки преференциальных территорий, разработки методики оценки преференциальных территорией, что, несомненно, препятствует делать комплексную оценку преференциальных территорий.
Для оценки эффективности функционирования преференциальных территорий было представлена методика оценки ТОСЭР и ОЭЗ, которая позволяет получить целостную картину об оценке эффективности функционирования преференциальных территорий в регионе.
За счет создания льготных территорий моногорода и регионы станут точками роста региональной экономики и будут способствовать созданию новых рабочих мест и развитию производства.
Преференциальные территории должны повысить привлекательность территорий страны для инвесторов, а формирование современной нормативной базы должно способствовать повышению эффективности бизнеса и пополнению доходов бюджетов субъектов Федерации
Можно сделать вывод, что создание и развитие льготных территорий является необходимым и эффективным направлением реализации региональной политики.
1. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (последняя редакция)
2. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
3. Федеральный закон «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 29.11.2014 № 377-ФЗ (последняя редакция)
4. Постановление Правительства РФ от 29 июля 2014 г. №709 «О критериях отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социальноэкономического положения».
5. Постановление Правительства РФ от 07.07.2016 № 643 «О порядке оценки эффективности функционирования особых экономических зон» (вместе с "Правилами оценки эффективности функционирования особых экономических зон») (ред. от 07.07.2018).
6. «Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) (ред. от 11.04.2017).
Монографии, диссертации
7. Аюпов А.Н. и др. Региональная экономика: учебник. 2-е изд. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2015. 374 с.
8. Безикова Е.В. Сравнительный анализ финансово-правового регулирования деятельности в особых экономических зонах на территории Западной Сибири // Вестник Томского государственного университета. № 346 -92-94 с. (0,4 п.л.). 2011.
9. Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России - 2017 / И.В. Голубкин, М.М. Бухарова, Л.В. Данилов и др.; Ассоциация кластеров и технопарков. - М.: АКИТ, 2017. - 48 с.
Ю.Буреш О.В., Прядкина Н.Н., Исхакова А.Ф. Оренбургский государственный университет Вестник ОГУ №13 (149)/декабрь 2012.
11. Глушко Е. К. Административные режимы территорий. - М.: ТЕИС, 2017. - 128 с.
12. Костикова А.В. Методы оценки уровня социально-экономического развития регионов России // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(34).
13. Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Петрушина О.М., Федоров А.Г., Якунина М.В. К84 Территории опережающего развития. Учебнометодическое пособие. Калуга: Издательство АКФ «Политоп», - 2017. - 148 с.
14. Кузнецов А.П. Устойчивое развитие региона: эколого-экономические аспекты: монография / А.П. Кузнецов, Р.Ю. Селименков; под науч. рук. д.э.н., проф. Т.В. Усковой. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. - 136 с.
15. Максимова К. Л., Попова А. Ю. Анализ государственных мер повышения инвестиционной привлекательности региона на примере внедрения ОЭЗ и ТОСЭР в РФ // Экономическая наука и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - 713 с.
16. Методы оценки конкурентной привлекательности регионов: монография / Б.М. Гринчель, Е.А. Назарова. - СПб.: ГУАИ, 2014.
17. Региональная экономика и управление Гаврилов А.И. Глава 7. Региональное развитие: цели, критерии и методы управления Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 239 с.
18. Региональная экономика и управление развитием территорий: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. Н. Ильина, К. С. Леонард, Д. Л. Лопатников, О. Б. Хорева [и др.]; под общ. ред. Ф. Т. Прокопова. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 351 с.: [2] л., цв. ил. - Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс.
19. Савосик Д.А. Функционирование особых экономических зон на территории Российской Федерации: финансово - правовой аспект Специальность 12.00.14 - административное право, финансовое право, информационное право / Автореферат.Диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
20. Сравнительный анализ инструментов региональной политики РФ: особые экономические зоны, зоны территориального развития и территории опережающего социально-экономического развития ЕмецМ.И., Пургин А.С.
21. Территории опережающего развития: новый инструмент привлечения инвестиций на Дальний восток России. Кашина Н.В. Финансы региона. Для цитирования: Экономика региона. - 2016. - Т. 12, вып. 2.
22. Ткачева Л.В. Особый административно-правовой режим на территории республики Крым и города федерального значения Севастополя. / Диссертация. Ростов-на-Дону. 2018.
23. Финансы региона. Кашина Н.В. Экономика региона. - 2016. - Т. 12, вып.
24. Флоря О.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в особых экономических зонах. / Автореферат. Диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москава. 2011.
25. Хлопунова О. В., Волгина Э. Э. Особенности формирования имиджа территории (на примере г. Новороссийска) // Молодой ученый. 2016. №8.
26. Цыганков Э.М. Правовые формы осуществления инвестиционной деятельности
27.Чечулин, А. В. Маркетинговые коммуникации территорий: учеб, пособие / А. В. Чечулин. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мае. коммуникаций», 2015. 102 с.
28. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление. - М.: ИКФ «ЭКМОС». 2002. 320 с.
Статьи и материалы периодической печати
29. «Алабуга» лучшая среди ОЭЗ России Г дзета Республика Татарстан URL: http://rt-online.ni/alabuga-luclisliaya-sredi-oez-rossii/
30. Алабуга. Эффективность ОЭЗ. KAZANFIRSTURL:
https://kazanfirst.ru/articles/80573
31. Анализ эффективности функционирования территорий опережающего социально-экономического развития в экономике регионов РФ. Вестник образования и развития науки.1ЖЬ: http://www.raenjoumal.ru/node/1090
32. Бизнес ONLAIHaеловая электронная газета. ОЭЗ «Алабуга» получит из федерального бюджета 3,5 млрд рублейОЖЬ: https://www.business- gazeta. ru/ne ws/3 77623
33. Гайнутдинова Г. Г. Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики региона (на примере ОЭЗ «Алабуга») // Молодой ученый. - 2018. - №10. - 96-97 с. URL https://moluch.ru/archive/196/48669/ (дата обращения: 21.11.2018).
34. Езангина И. А., Тимофеева Ю. С. Финансовые кластеры российских банков: актуальные аспекты // Молодой ученый. 2015. №6. 401-406 с. URL https://moluch.ru/archive/86/16428/ (дата обращения: 10.01.2019).
35. Инструменты территориального развития. Журнал Стратегия. URL: http: //strategy) oumal. ru/articles/instmmenty-territorialnogo-razvitiy а/
36. Ларченко О. В. Территории опережающего социально-экономического развития как новая организационная форма развития региона (на примере Республики Карелия) // StudiaHumanitatisBorealis. 2017. № 2. 30-35 с.
37. Локтионова А.Особые экономические зоны: правовая база, разновидности. Экономика и управление инновациями и инвестициями URL: http://euii.ru/docs/F9799417430DCF7FC325744E0021179C.html
38. Методическое обеспечение стратегического управления территорией
опережающего социально-экономического развития. Экономика.
Автореферат. URL: http://konf.x-pdf.ru/18ekonomika/596334-4-
metodicheskoe-obespechenie-strategicheskogo-upravleniya-territoriey- operezhayuschego-socalnoekonomicheskogo-razvitiya.php
39.Определили приоритеты ТОСЭР «Набережные Челны» на 2018 год Комсомолькая правда. URL: https://www.kazan.kp.ru/online/news/3004520/
40. Особые экономические зоны в Российской Федерации. Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики». URL: http: //'www. nauteh-j oumal. ru/index. php/—ep 14-12/1351
41. Особые экономические зоны России на современном этапе развития и их инвестиционная привлекательность. 2016. "REFLEADER". URL: http: //refleader. ru/polaty atyj gepol .html
42.Особая экономическая зона как инструмент финансовой системы россии на примере ОЭЗ «Алабуга». / Журнал NovaUm.ru. 2018. URL: http: //novaum. ru/public/p708
43. Оценка эффективности деятельности ОЭЗ промышленно
производственного и технико-внедренческого типа. Научный журнал. Фундаментальные исследования / Российская Академия Естествознания. URL: https: //fundamental -
research. ru/ru/article/view?id=40951
44.33 ИНТ «Алабуга» / Бизнес ОЫЬАПЧделовая электронная газета Татарстана. URL: https://www.business-gazeta.ru/company/64
45.33 "Алабуга" попала в мировой рейтинг особых экономических зон. РИА Новости. URL: https://ria.ru/20181011/1530420236.html
46. Петрова Е.А. Теоретико-методические подходы к анализу социальноэкономического развития региона и межрегиональные сопоставления:
российский и зарубежный опыт. Вести. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3, Экой. Экол. 2013. №
URL:https://volsu.ru/upload/medialibrary/850/l_%D0%9F%D0%B5%Dl%82 %D 1 %80%D0%BE%D0%B2%D0%B0.pdf
47. Скотаренко О.В. Новые методы оценки уровня социально
экономического развития регионов России. / Вестник МГТУ, том 15, №1,
2012. URL:
file: ///I: /%D0%B4%D0%B 8%D 1 %81 %D 1 %81 %D0%B5%D 1 %80/%D0%BB %D0%B8%D 1 %82%D0%B 5 %D 1 %80%D0%B0%D 1 %82%D 1 %83%D 1 %80 %D 1 %8B/220_229_skotar.pdf
48. Соболева Г.В., Попова И.Н. Социально-экономические проблемы России.
Стимулирование экономического развития регионов средствами бюджетной и налоговой политики / ВЕСТНИК Санкт-петербургского университета Сер. 5 Вып. 1. 2014. URL:
http://vestnik. spbu. ru/html 14/s05/s05v 1/01. pdf
49. Создание территорий опережающего развития на Дальнем Востоке: перспективы и риски для России Копылова А. 2016 URL: https://www. imemo.ru/files/F ile/ru/conf/2016/29042016/0 l_03_Kopylova.pdf
50. Территория особого экономического развития. События. URL: https://sntat.nf obshchestvo/nail-magdeev-u-nas-s/?sphrase_id=4158
51. Территория успеха «Алабуга» Журнал РБК Татарстан URL: http: //alabuga. rbc. ш/article/alabuga-about/
52. ТОСЭР Челны. Сайт города Набережные Челны URL: https://www.nchelny.city/news/2118681/25-goda-toser-celny- 14-mlrd-rublej- investicij-23-mlrd-otgruzennoj-produkcii-3-tysaci-rabocih-mest
53. Хабарвоский край. Без формата. URL:
http: //habaro vsk. bezformata. com/listne ws/kraj -rezidentami-kraevih- toser/68763383
54.Чаркина E. С., Мирошников С. H. Система создания и функционирования инструментов развития территорий (часть первая) - Издательство
Управленческое консультирование. № 9. 2017. URL:
file: ///I: /%D0%B4%D0%B 8%D 1 %81 %D 1 %81 %D0%B5%D 1 %80/%D0%BB %D0%B8%D 1 %82%D0%B 5 %D 1 %80%D0%B0%D 1 %82%D 1 %83%D 1 %80 %D 1 %8B/Charkina_9_ 17. pdf
Электронные ресурсы
55. Агентствостратегическихисследований. Национальный рейтинг. URL: https: //asi. ш/investclimate/rating/
56. Администрация Липецкой области. Итоги социально-экономического
развития области. URL: http://admlip.ru/economy/oblast/itogi-sotsialno-
ekonomicheskogo-razvitiya-oblasti/
57. Акционерное общество «Корпорация развития Липецкой области». URL: http: //www. oezru.ru/ru
58. Анализ социально-экономического развития региона. Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского. URL: https://studfiles.net/preview/1772995/
59. Единый портал органов государственной власти и муниципального
самоуправления. Официальный Татарстан. ПЛАНИРУЕМАЯ ОЭЗ «СВИЯЖСК». URL: http://tatkazah.tatarstan.ru/planiruemaya-oez-
sviyazhsk.htm
60. Итоги развития промышленности, потребительского рынка и
внешнеэкономической деятельности республики Татарстан в 2017 году и задачи на 2018 год Казань, 2018 год Министерство промышленности и торговли Республики Татарстанстата. URL:
file: ///I: /%D0%B4%D0%B 8%D 1 %81 %D 1 %81 %D0%B5%D 1 %80/%D0%BB %D0%B8%D 1 %82%D0%B 5 %D 1 %80%D0%B0%D 1 %82%D 1 %83%D 1 %80 %D 1 %8B/%D0%A0%D0%A2. pdf
61. Корпорация развития Дальнего Востока отметила успехи деятельности резидентов ТОР Хабаровского края. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. URL: https://minvr.ru/press- center/news/20064/
62. Липецкая область в цифрах. Инвестиционный портал Липецкой области URL: http://invest-lipetsk.com/pages/lipetskaia-oblast-v-tsifrakh
63.Объем инвестиций резидентов ТОСЭР Набережных Челнов превысили 8 млрд рублей TAT CENTER URL: http://tatcenter.ru/news/obem-investitsij- rezidentov-toser-naberezhnyh-chelnov-prevysili-8-mlrd-mblej/
64.Определены самые инвестиционно привлекательные ОЭЗ России ПВ.РФ. Международный промышленный портал URL:
https://promvest.info/ru/novosti-promyishlennosti/opredelenyi-samyie- investitsionno-privlekatelnyie-oez-rossii/
65.Особая экономическая зона. URL: https://alabuga.ni/upload/iblock/538/l.l.- godovoy-otchet-2015. pdf
66.Особые экономические зоны России. Бизнес навигатор. Ассоциация кластеров и технопарков. URL: http://dubna-
oez.ru/images/data/gallery/249_1792_-navigator+po+OEZ+Rossii.pdf
67.Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2017 год и за период с начала функционирования особых экономических зон / Министерство экономического развития Российской Федерации. - Официальный сайт. URL:
http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depOsobEcZone/2017030704
68.0 создании территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны» (Республика Татарстан). Правительство России. URL: http://govemment.ru/docs/21623/
69.0 социально-экономическом развитии Хабаровского края. Министерство экономического развития Хабаровского края URL: https://minec.khabkrai.ru/Deyatelnost/O-socialno-ekonomicheskom-razvitii- kraya
70. Оценка эффективности продвижения сайта. Системный интернет маркетинг. URL: https: //www. sumteh. ru/stati/poiskovoe-prodvizhenie-
sayta/ocenka-effektivnosti-prodvizheniya-sayta.html
71. Проблемы развития ТОСЭР на Дальнем ВостокеИнформационный ресурс CyberPedig. URL: https://cyberpedia.su/17xl399e.html
72. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ итоги 2017 г Путеводитель инвестора Республика Татарстан, 2015. URL: http://www.invest.tatar.ru/upload/iblock/0ae/gid-investora-2015.pdf
73. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ итоги
2017года / РИАРейтинг. URL:
http: //v id 1. rian.ru/ig/ratings/rating_regions_2018. pdf
74. Рейтинг территорий опережающего социально-экономического развития URL: http://toserrf.ru/about
75. Россия. Особые экономические зоны. URL:
http://www.russez.ru/disclosure_information/oao_oez/godovie_otcheti
76. Россия. Особые экономические зоны. Промышленно-производственный тип ОЭЗ. URL: http://www.russez.ru/oez/industrial/
77. Российские «налоговые гавани»: Особые экономические зоны и
Территории опережающего социально-экономического развития. Камертон. Аудиторская компания. URL: https://www.camer-
ton.ru/publications/tax/rossijskie-nalogovye-gavani-osobye-ehkonomicheskie- zony-i-territorii-operezhayushchego-socialno-ehkonomicheskogo- razvitiya.html
78. Структура экономики. Официальный сайт города. Набережные Челны. URL: http://nabchelny.ru/page/262
79. ТОСЭР Татарстан. Экономика. НЕФТЕХИММЕДИА.иЧЬ: https ://medianknh. ru/2017/12/26/tosj er-tatarstana/
80. ТОСЭРы Татарстан Аудекс. Аудит и консалтинговые услуги. URL: https ://audex. ru/actual-information/? SECTION_ID=92&ELEMENT_ID=3 613
81. ТОСЭР Татарстана неплохо завершают год: Решение верное. URL: httn://xn—dtbhaacat8bfloi8h.xn-p 1 ai/news/toser-chelnv-december-2018