Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Инкрустация, тауширование, аппликация на железных предметах: технология изготовления и методология реставрации

Работа №35923

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы88
Год сдачи2019
Стоимость0 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
223
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Обзор источников и методик исследования 8
1.1. Сведения о появлении и распространении технологии декорирования
металлом по металлу 8
1.2. Источники описания технологии декорирования металлом по
металлу 14
1.3. Обзор методов реставрации железа 16
Глава 2. Описание технологии декорирования металлом по металлу 22
2.1. Инкрустация и таушировка 22
2.2. Плакирование и аппликация 39
2.3. Сусальное и амальгамное золочение 48
Глава 3. Сохранность железных археологических предметов и общая
методология реставрации 53
3.1. Стадии сохранности железных предметов 53
3.2. Активная коррозия железа 60
3.3. Методы реставрации железных археологических предметов 62
Глава 4. Методология реставрации железных археологических предметов, имеющих декоративный орнамент из другого металла 72
4.1. Частично минерализованные предметы 73
4.2. Полностью минерализованные предметы 74
Заключение 77
Список источников 81


Технология украшения металлических изделий путем создания орнамента с помощью проволоки, фольги или листа цветного металла, отличного от металла-основы, является одним из древнейших способов декоративной обработки, как художественных изделий, так и предметов самого разного назначения - бытовых, культовых, вооружения и прочее. Вследствие бытования, хранения, а также пребывания в почве, либо воде артефакты из металла устаревают, корродируют и утрачиваются. Сохранение предмета возможно только посредством реставрации или консервации. Для каждого вида материала, техники существуют свои методы реставрации, разработанные в той или иной степени. Методология реставрации предметов из железа декорированных другим металлом не проработана.
Актуальность выбранной темы для работы обусловлена тем, что на сегодняшний день во многих работах, касающихся древних технологий металлического производства, равно как и в большинстве иностранных источников, не наблюдается четкого разграничения между такими техниками декоративной обработки металла как инкрустация и тауширование; недостаточно оснований для применения терминов «плакирование» и «аппликация»; нет четкого представления о разнице между золочением с помощью амальгамы и сусального золота. В научной литературе, посвященной описанию технологии декорирования того или иного металлического предмета, указанные термины применяются без раскрытия их содержания, что часто приводит к недопониманию того, какой метод обработки применялся на самом деле. Подобная путаница может привести, а порой и приводит, к искажению исторической информации, а главное - к выбору неадекватной методики реставрации металлических предметов с декоративным орнаментом из другого металла, что в конечном итоге может привести к исчезновению памятника как художественного произведения и исторического источника. Для сбора информации и выработки определений для указанных выше декоративных техник привлекались литературные источники по ювелирному делу, современной металлообработке, научная и научно-популярная литература по методам художественной обработки металла, отечественные и зарубежные научные статьи, посвященные исследованиям на указанную тему.
Степень изученности данной темы в отечественной и мировой литературе невысокая. Наиболее подробное описание металлических предметов, декорированных орнаментом из другого металла, можно найти в книге Р.С. Минасяна «Металлообработка в древности и средневековье». С разной степенью подробности техники инкрустации, таушировки, плакирования и золочения описаны в работах В.П. Новикова, Ю.Ф. Подольского, С.В. Ухина, Oppi Unttacht, М.П. Ерманова, В.Ю. Пиирайнена, Г.Я. Федотова, О.О. Улановского и других. Реставрация этнографических артефактов из металла с инкрустацией и таушировкой затронута в работах Ф.Я. Мишукова.
Описанием методов реставрации занимались такие авторы как А.В. Кирьянов, Г. Дж. Плендерлис, А.И. Минжулин, М.С. Шемаханская. С.Г. Буршнева и другие. Труды по реставрации писались с начала XX века. В течение времени изменились подходы к реставрации, и часть описанных методик уже не используется.
Выработка методик реставрации железных археологических предметов, декорированных в техниках инкрустации, таушировки и аппликации является целью данной работы.
Задачами настоящего исследования являются:
1. Краткий обзор археологических предметов и памятников декоративно-прикладного искусства, выполненных из металла и имеющих декоративную обработку в указанных выше техниках. На данном этапе мы постарались очертить временные и географические рамки появления технологии декорирования металлов в целом другими металлами, уделяя
особое внимание появлению и распространению железных предметов, украшенных в одной из указанных техник.
2. Изучение и описание основных техник нанесения декоративного орнамента из драгоценного и/или цветного металла на металлическую же поверхность украшаемых изделий: инкрустация, таушировка, аппликация, плакирование, сусальное и амальгамное золочение. Выявление основных черт сходства и различия указанных техник.
3. Анализ имеющихся в литературе определений и описаний указанных техник декорирования археологических металлических предметов и предметов декоративно-прикладного искусства.
4. Выработка определений для изучаемых декоративных техник, наиболее полно отражающих суть технологического процесса.
5. Выбор наиболее подходящей методики реставрации для каждой из изучаемых техник декоративной обработки.
6. Определить дальнейшие задачи для более широкого раскрытия данной темы.
Методологической основой нашей работы, помимо указанных выше работ, посвященных технологии декорирования металлических изделий, являются методические разработки и публикации, посвященные методологии реставрации археологических железных предметов и памятников декоративно-прикладного искусства из железа. В частности, следует назвать работы М.С. Шемаханской «Реставрация металла», «Металлы и вещи: история. свойства. разрушение. реставрация», С.Г. Буршневой «Реставрация археологических и этнографических предметов из железа», а также работу зарубежного автора Cronyn S.J. «The Elements of Archaeological Conservation».
В исследовании применялись теоретические и эмпирические методы исследования: анализ научной литературы и музейных коллекций, поиск аналогий, аналитическое обобщение, классификация, сравнение.
Объектом настоящего исследования являются железные предметы, декорированные в технике нанесения узора с помощью драгоценного и/или цветного металла. При выборе предметов определяющим фактором было наличие декора. Культурная принадлежность, исторический контекст и хронология памятников учитывалась в качестве второстепенных признаков.
Предметом исследования являются изучение зависимости выбора методологии реставрации железных предметов от характера технологии нанесения декоративной обработки на их поверхности. Исследование состоит из двух этапов. Первый этап - исследование технологии декоративной обработки драгоценными и/или цветными металлами по железу в техниках инкрустации, таушировки, и технике, которую мы назвали «аппликация» (основное направление изучения), а также техники плакирования, амальгамного и сусального золочения (вспомогательный предмет исследования). Второй этап - сбор и анализ существующих методов реставрации археологических предметов из железа и изучение возможности их применения для реставрации подобного рода памятников.
Источниками исследования помимо указанных публикаций, являются каталоги предметов, музейные коллекции, интернет-источники, а также материалы по отреставрированным предметам, любезно предоставленные художником-реставратором высшей категории С.Г. Буршневой.
Научная новизна работы заключается:
1. В четком разграничении понятий «инкрустация», «таушировка» и «аппликация», применяемых для описания техник декорирования археологических металлических предметов и памятников декоративно-прикладного искусства из металлов.
2. Выработке методологии реставрации археологических железных предметов, декорированных в одной из вышеуказанных техник, с учетом особенностей нанесения декора в той или иной технике и, как следствие,
особенностей коррозионного разрушения памятников с тем или иным видом декоративной обработки.
Практическая значимость работы. Результаты исследования технологий декоративной обработки драгоценными и/или цветными металлами по железу и подбор методик реставрации в каждом отдельном случае можно использовать в научной, научно-учебной, музейной и реставрационной деятельности. На основе нашей работы возможно дальнейшее исследование темы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках поставленной задачи провести краткий обзор археологических предметов и памятников декоративно-прикладного искусства, выполненных из металла и имеющих инкрустацию, таушировку и аппликацию, дополнительно было проведено исследование источников и литературы. Данные представлены в первой главе. Выявлено, что исследуемые нами техники декорирования были изобретены несколько тысяч лет назад. На примере представленных в первом разделе артефактов, мы увидели, что уже в XXXI до н.э. применялось декорирование драгоценными металлами. Таким ранним, известным нам, примером служат мечи из клада , обнаруженного в городском поселении Арслантепе, Восточная Анатолия.
Мы увидели, что в древности применялись металлы разной твердости, как для основы, так и для декора.
Стоит отметить, что самые ранние артефакты, декорированные в исследуемых техниках, относятся скорее к ритуальным предметам. Например, вышеуказанные мечи из Арслантепе или кинжалы из некрополя в Микенах. Только несколько позднее декорирование отличными металлами стали применять к предметам дорогого вооружения. В основном только на них и практиковалось использование этих техник. Эта тема заслуживает отдельного исследования.
Распространение исследуемых техник было достаточно широким. Артефакты создавались скифами и савроматами, в Микенах и Египте, Г реции и Китае, Испании и России, Византии, Индии, Иране, Турции и многих других странах. Благодаря широкому распространению, техники имеют отличные друг от друга названия, а технология редко четко прописана. В результате, понимание, что именно собой представляет обозначенная в литературных источниках техника, затруднено. Что может привести к серьёзным последствиям в случае реставрации артефакта при неправильно подобранной методике, например, к его утрате.
Обзор публикаций, где затрагиваются в той или иной степени исследуемые технологии, показывает, что упоминания сконцентрированы в двух видах литературы: ювелирное дело и историческое исследование этноса.
Обзор публикаций по реставрации показал, что специальных реставрационных методик для декорированного железа не разработано или нами не обнаружено.
Ряд следующих задач предполагал: изучение и описание основных техник нанесения декоративного орнамента, анализ имеющихся в литературе определений и описаний, выработку определений, наиболее полно отражающих суть технологического процесса.
Во второй главе мы рассмотрели все интересные нам технологии, каждая технология была подробна описана. Проведено исследование источников с целью выявления той или иной техники.
На основании вышеизложенных данных мы предлагаем ввести разграничение техник согласно технологиям исполнения и введение новых определений.
Так, например, предлагаем разделить понятия техник инкрустация и тауширование вследствие различия в технологиях, разницы происхождения во временном промежутке истории, степени сцепления декора с основой. Так называемую набивную инкрустацию или таушировку обозначить именно как таушировка. А врезную - инкрустация.
Это обеспечит не только точное понимание технологии исполнения для мастера, но и поможет реставратору. Ранее мы отметили, что при инкрустации более надежное сцепление за счёт проникновения вкладки в основу и закрепления не только заусенцами, но и стенками канавки, что в процессе бытования даст меньший износ и при хранении в неблагоприятной среде даст лучшую сохранность.
Мы рассмотрели такие технологии как аппликация и плакирование. Технологию аппликации металлом по металлу можно рассматривать как промежуточную между золочением сусальным золотом и таушированием.
Мы предлагаем ввести термин «аппликация» для технологии наложения декорирующего узора из тонкого листа металла на металл, и закрепления его посредством связующих средств. Термин «плакирование», по нашему мнению, не отвечает точному определению данной технологии, его не рекомендуем использовать.
В третьей главе мы рассмотрели сохранность железных археологических предметов и общую методологию реставрации. На основании этого можем сделать вывод, что если предмету из железа с декоративной обработкой благородными металлами выполненной в любой из вышеуказанных техник требуется стабилизация активной коррозии, то мы будем использовать метод погружения в раствор щелочной сульфита с приложением ультразвука. Предварительно обязательно нанесем профпроклейки на предмет с целью сохранения целостности предмета и во избежание утрат декорирующих элементов. Данная методика разработана для хрупких железных археологических предметов, и вполне может быть применена для предметов с инкрустацией и таушировкой.
Поставленная задача выбора наиболее подходящей методики реставрации для каждой из изучаемых техник декоративной обработки выполнена. В четвертой главе мы выяснили, что методика реставрации определяется не столько техникой нанесения орнамента, сколько степенью сохранности металла. Следует в первую очередь различать частично минерализованные и полностью минерализованные предметы.
При попытке расчистить, а потом стабилизировать частично минерализованный предмет, мы можем потерять инкрустацию вследствие осыпания первичных минеральных корок. Расчистка без стабилизации приведет к утрате тех же минеральных корок вместе с инкрустацией, но уже вследствие активной коррозии.
Поэтому частично минерализованные предметы следует сначала стабилизировать, а потом проводить процедуру.
Полностью минерализованные предметы на пятой стадии сохранности не нуждаются в стабилизации, но для них существует угроза серьезных утрат в процессе расчистки инкрустации. Поэтому полностью минерализованные предметы следует сперва укреплять, а потом проводить процедуру расчистки.
Проведя обзор технологий декорирования и методик реставрации железных археологических предметов, мы можем сделать вывод, что методика в большей мере зависит от степени сохранности, и только затем от применяемой технологии.
В рамках поставленной задачи определения перспективы дальнейшей работы для более широкого раскрытия данной темы мы можем предложить: провести исследование железных предметов с декором на наличие врезки или насечки или гладкой поверхности под декором с целью выявления временных рамок той или иной технологии, провести исследование железных предметов с декором выполненным в исследуемых нами техниках в определенном регионе, изучить артефакты декорированных в технике аппликация с целью выявления связующего.



1. Авилова, Л.И. Анатолийские клады металлических изделий: очерки металлопроизводства и культурного контекста. - М.: ИА РАН, 2018. - 248 с.
2. Бантиков, А.И. Реставрация, реконструкция и научно-техническая экспертиза находок из Филипповских курганов /А.И. Бантиков //каталог Золотые олени Евразии.-2001, 54 с.
3. Бантиков, А.И. Реставрация и реконструкция находок из кургана Аржан-2 /А.И. Бантиков //Аржан - Источник в Долине царей. Археологические открытия в Туве.-2004, 64 с.
4. Бобров, Л.А., Зайцев В.Р., Орленко С.Р., Сальников А.В. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bg.sutr.ru/iournals n/1512057540.pdf (дата обращения 08.01.2019)
5. Буравлев, И.Ю. Консервация железных археологических предметов: монография /И.Ю. Буравлев, О.Н. Цыбульская, А.А Юдаков и др.- М.: ИНФРА-М, 2018 - 138 с.
6. Буршнева, С.Г. Исследование и тестирование метода стабилизации железных археологических предметов с применением ультразвука /С.Г. Буршнева, О.Б. Кузнецова, Н.В. Смирнова //Проблемы реставрации памятников культуры и искусства. изд. Тезис, Екатеринбург, 2012, С 139-146.
7. Буршнева, С.Г. К вопросу о сохранности археологических находок из железа (из опыта полевых и реставрационных работ) /Археологический сборник. 39 выпуск: материалы и исследования по археологии Евразии. Государственный Эрмитаж. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2013. - 308с.
8. Буршнева, С.Г. О сохранности археологического железа и дальнейшем развитии метода щелочного сульфита/ С.Г. Буршнева, Н.В. Смирнова// Реставрация и исследование памятников культуры Русского Севера. - Сборник статей, Вологда, 2011. - С. 220-232.
9. Буршнева, С.Г. Опыт применения профпроклеек при реставрации археологического железа // Грабарёвские чтения, 2010.
10. Буршнева, С.Г. Применение ультразвука при стабилизации железных археологических предметов в растворе щелочного сульфита/ С.Г. Буршнева, О.Б. Кузнецова, Н.В. Смирнова// Научно-технический вестник Поволжья, Казань, 2013, С. 66-88
11. Буршнева, С.Г. Проблемы сохранности железных археологических предметов// Вестник молодых ученых. Исторические науки 1.01. Специальный выпуск: Археология.- СПб., 2001. С. 74-79.
12. Буршнева, С.Г. Реставрация археологических и этнографических предметов из железа: учеб.-метод. пособие / С.Г. Буршнева. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. - 88 с.
13. Буршнева, С.Г. Реставрация железных археологических предметов в Г осударственном Эрмитаже// Проблеми збереження, консервацп, реставрацп та експертизи музейних пам'яток. Тези доповщей III М1жнародно1 науково- практично1 конференцп. 22-24 травня 2001 р. - К., 2001. - 208 с.
14. Воропай, Л.М. Физико-химический анализ интенсивной промывки археологических экспонатов, выполненных из железа/ Л.М. Воропай, Н.В. Смирнова// Проблемы реставрации памятников культуры и искусства в музеях Урала. - Материалы II региональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию Эрмитажной школы реставрации. Екатеринбург, 2007. - с. 154-158.
15. Гомер. Илиада; Одиссея/ Пер.с древнегреч. В.В. Вересаева; Сост., авт. Вступ. Ст. и коммент. А.А Тахо-Годи. - М.: Просвещение, 1987.- 400 с.
16. Даль В.И., Толковый словарь живаго великорусскаго языка Владимира Даля. М., 1880. С. 43.
17. Ермаков, М. П. Основы дизайна. Художественная обработка металла. Учебное пособие / М. П. Ермаков. - М.: Изд. Книга по Требованию, 2014. - 460 с.
18. Кирпичников, А.Н. Военное дело на Руси в XIII-XV вв/ А.Н. Кирпичников. Спб. : Изд. «Наука», 1966. - 84 с.
19. Кирьянов, А.В. Реставрация археологических предметов/ А.В. Кирьянов. М.: Изд. Академии Наук СССР, 1960. - 96 с.
20. Кузнецова, О.Б. Применение раствора формальдегида совместно с ультразвуковой обработкой для стабилизации железных археологических предметов/ О.Б. Кузнецова, С.Г. Буршнева, А.А. Селянина// Наука и современность, Новосибирск, 2016, С. 123-128.
21. Кузнецова, О.Б. Применение растворов диметилсульфоксида и этилового спирта совместно с ультразвуковой обработкой для стабилизации железных археологических предметов/ О.Б. Кузнецова, С.Г. Буршнева, А.А. Селянина, Н.В. Смирнова// Научные исследования и разработки 2017 года, Новосибирск: изд. Центр развития научного сотрудничества, 2017, С. 160166.
22. Луговой, В.П. Технология ювелирного производства : учеб. Пособие/ В.П. Луговой. - Минск: Новое знание; М. : ИНФРА-М, 2012. - 526 с.
23. Минжулин А.И. Введение в реставрацию металла. Учебнометодическое пособие/ А.И. Минжулин. - Киев: КВИУС, 1992, - 100 с.
24. Минасян, Р.С. Золотой декор на железных мечах из филипповских
курганов [Электронный ресурс]/ Р.С. Минасян// Электронная научная библиотека E-library.ru.- 2014.- № 14.- Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=27530291 (23.03.2019)
25. Минасян, Р.С. Металлообработка в древности и средневековье/ Р.С. Минасян; Государственный Эрмитаж. - Спб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. - 472 с.
26. Минасян, Р.С. Ранние скифские и сарматские железные акинаки (VII-V
вв. до н.э.) [Электронный ресурс]/ Р.С. Минасян// Электронная научная библиотека E-library.ru.- 2016.- Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=26332201 (01.06.2019)
27. Михельсон А. Д. Объяснение 25 000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Составил по словарям: Г ейзе, Бешереля, Брокгауза, Александра, Рейфа и других. Сост. А. Д. Михельсон. — М. Издание книгопродавца А. И. Манухина, 1865. — 718 с.
28. Мишуков, Ф.Я. Золотая насечка и инкрустация на древнем вооружении/ Ф.Я. Мишуков; Государственная Оружейная палата Московского Кремля. Сборник научных работ по материалам Государственной оружейной палаты.- М.: 1954, С.115-136.
29. Новиков, В.П. Ручное изготовление ювелирных украшений/ В.П. Новиков, В.С. Павлов - Л.: Политехника, 1991. - 208 с.
30. Однралов, Н. Гальванопластика в декоративном искусстве/ Н. Однралов - М.: «Искусство», 1974. - 189 с.
31. Ожегов, С.И.. Толковый словарь Ожегова [электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=5627 (дата
обращения 23.03.2019)
32. Очерки по методике технологического исследования, реставрации и консервации древних металлических изделий// под ред. Крауля И.А. М.- Ленинград: ОГИЗ, 1936, 120 с.
33. Павленков, Ф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав
русского языка [электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://elib.tomsk.ru/purl/1-10545/ (дата обращения 19.06.2019)
34. Петриченко, А.М. Книга о литье/ А.М. Петриченко.- Киев: Техника, 1972, -284 с.
35. Пиирайнен В.Ю. Специальные технологии художественной обработки
материалов. Часть 2 (Технология изготовления художественных изделий обработкой давлением): Учеб. пособие/ В.Ю. Пиирайнен.- СПб.:
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», 2013.- 125 с.
36. Плендерлис Г.Дж. Консервация древностей и произведений искусства/ Г.Дж. Плендерлис.- М.: Изд. «Советская Россия», 1964. - 176 с.
37. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве./ Изд. подгот. Г.А. Таронян, - М.: Ладомир, 1994. - 941 с.
38. Подольский, Ю.Ф. Гравировальные работы. Техники, приемы, изделия/ Ю.Ф. Подольский.- Белгород: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», 2014.- 174 с.
39. Попов, М. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке, М.: Типография Товарищества И.Д. Сытина, 1911. — 466 с.
40. Рыбаков, Б.А. Ремесло Древней Руси/ Б.А. Рыбаков. - М.: изд. Академии наук СССР, 1948, с. 803
41. Руденко К. А. Булгарское серебро. Древности Биляра. Том II. - Казань: Заман, 2015. - 528 с.
42. Руденко, К.А.. Словарь специальных терминов по деревообработке,
ювелирному делу, керамике, ткачеству, палеографии, археологии и этнографии. Учебно-методическое пособие [электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //opentextnn.ru/historv/archaeology/librarv/index.html @id=5652
(дата обращения 19.06.2019)
43. Савицкий, Е.М. Благородные металлы. Справочное изд/ под ред. Савицкого Е.М. - М.: Металургия, 1984. 592 с.
44. Система научного описания музейного предмета [Текст]: классификация, методика, терминология : справочник : [в 2 кн.] / Мин.культ. РФ, ФГБУК "Российский этнографический музей" ; [ред. коллегия: Баранова И. И. и др.]. - 2-е изд. - СПб, Нестор-История, 2017. - 25 см. Кн. 1: Общая методика атрибуции этнографического памятника. Классификаторы. Понятийные словари. - 2017. - 520, [1] с.
45. Смирнова, Н.В. Физико-химические характеристики метода обработки археологических экспонатов, выполненных из железа, в растворе щелочного сульфита/ Грабарёвские чтения VII, 2010, с. 419-426.
46. Теофил Пресвитер. Записка о разных искусствах/ М.: Изд-во «Советская Россия», 1963, с. 66-209.
47. Трейстер М.Ю., Шемаханская М.С., Яблонский Л.Т. Ахеменидская (?) серебряная рукоять ножа в форме фигуры оленя из Филипповки// РА. № 3. 2010. С. 73-85.
48. Трейстер М.Ю., Шемаханская М.С., Яблонский Л.Т. Техника инкрустации золотом по серебру и железу в V-IV вв. до н.э. (по материалам Филипповского могильника) / ИВ РАН. М:.. 2009, С.118.
49. Улановский, О.О. Механизация граверных работ/ О.О. Улановский, Л.: «Машиностроение», 1971, с. 190.
50. Ухин, С.В. Чеканка. Просечка. Инкрустация. / Авт.-сост. С.В. Ухин.- М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2003. - 74 с.
51. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка/ Д.Н. Ушаков,- М.: Альта-Принт, 2005. - 1216 с.
52. Федотов Г.Я. Звонкая песнь металла: Кн. Для учащихся ст. классов/ Г.Я. Федотов. - М.: Просвещение, 1990. - 208 с.
53. Федотов, Г.Я. Чеканка, басма, насечка/ Г.Я. Федотов.- М.: Знание, 1989. - 57 с.
54. Флёров, А.В.. Материаловедение и технология художественной обработки металлов: Учебник/ А.В. Флёров.- М.: Высш. школа, 1981.- 288 с, ил.
55. Чудинов, А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка, СПб.: Издание книгопродавца В.И. Губинского, Типография С.Н. Худекова, 1894. — 1004 с.
56. Шемаханская, М.С. Металлы и вещи: история. свойства. разрушение. реставрация М.С. Шемаханская.- М. : «Индрик», 2015. - 288 с.
57. Шемаханская, М.С. Особенности золота и техники изготовления предметов из «царского» кургана №4 могильника Филипповка-1/ М.С. Шемаханская, Л.Т. Яблонский Л.Т.// Труды IV (XX) всероссийского археологического съезда, том IV. Казань, 2014, С. 201-204.
58. Шемаханская, М.С. Реставрация металла. Методические рекомендации/ М.С. Шемаханская.- М. : «ВНИИР», 1989. - 155 с.
59. Шемаханская, М.С. Парадный меч из царского кургана в Филипповке
1. Памятники раннего железного века Евразии [Электронный ресурс] / М.С. Шемаханская, Л.Т. Яблонский // Электронная научная библиотека E- library.ru. - 2011. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22406159 (17.03.2019)
60. Яблонский, Л.Т. «Золотой» меч из царского кургана № 4 могильника Филипповка 1 [Электронный ресурс]/ Л.Т. Яблонский, И.В. Рукавишникова И.В., М.С. Шемаханская// Электронная научная библиотека E-library.ru. -
2011. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17346754 (17.03.2019)
61. Cronyn S.J. The Elements of Archaeological Conservation/ J.M. Cronyn. - London; NY: Routledge, 1990. - 326 p.
62. Dictionnaire de l'Academie Francaise / septieme edition, Paris, Institute de
France, Tome , 1878, С. 435. Электронный ресурс
https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k50410d/f436.image (06.06.2019)
63. Oppi Untracht. Jewelry concepts and technology., New York, 1985, 840 с.
64. https://www.namuseum.gr/en/collection/svllogi-mvkinaikon-archaiotiton/ (дата обращения 21.04.2019)
65. http://artvx■ru/books/item/f00/s00/z0000000/st020■shtml■ (дата обращения
21.04.2019)
66. https: //www.kreml .ru/exhibitions/exhibitions-abroad/velichie-tsarey- sokrovishcha-moskovskogo-kremlya/ (дата обращения 29.04.2019)
67.
http://emuseumplus.lsh.se/eMuseumPlus?service=direct/1/ResultLightboxView/res ult.t1.collection lightbox.$TspTitleImageLink.link&sp=10&sp=Scollection&sp=S fieldValue&sp=0&sp=3&sp=3&sp=Slightbox 4x5&sp=0&sp=Sdetail&sp=0&sp= F&sp=T&sp=1 (дата обращения 29.04.2019)
67. https://vandex■ru/search/?clid=9582&text=«Золотой»%20меч%20из%20кv ргана-4%20могильник%20Филипповка- 1.&l10n=ru&lr=47 (дата обращения 28.04.2019)
68. https://www.kreml.ru/about-museums/museum-collection/russkoe-oruzhie-
i- dospekhi/ (дата обращения 08.01.2019)
https://www.kreml.ru/?cmd=00400100000000000110000000000000000&cmdex= 419000DABC33900000000 (дата обращения 08.01.2019)
69. https://www.kreml.ru/exhibitions/exhibitions-abroad/tsarskiy-arsenal- sokrovishcha-muzeev-moskovskogo-kremlya/ (дата обращения 29.04.2019)
70. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=5476879 (дата обращения
05.06.2019)
71. https://collectiononline.kreml.ru/iss2/items?info=400383&sa- fund=2766593&sa-region=3371686 (дата обращения 06.06.2019)
72. https://collectiononline■kreml■ru/iss2/items?query=япония&info=88578 (дата обращение 06.06.2019)
73. http: //e-expo ■hermitage■ru/iss2/items?querv=испания&info=661776&sa- fund=46 (дата обращение 06.06.2019)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ