СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК ПО КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В РЕГИОНАХ РОССИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД 10
1.1. Понятие и сущность контрактной системы в сфере закупок 10
1.2. Правовые основы контрактной системы в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд 15
1.3. Методы анализа и прогнозирования государственных закупок 25
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК ПО КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ 33
2.1. Анализ основных показателей формирования и развития контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в России 33
2.2. Оценка эффективности осуществления государственных и
муниципальных закупок по контрактной системе в России 48
2.3. Проблемы контрактной системы в сфере закупок для обеспечения
государственных и муниципальных нужд 66
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 80
3.1. Зарубежный опыт в сфере государственных и муниципальных закупок и
возможность его применения в отечественной практике 80
3.2. Предложения и рекомендации по совершенствованию контрактной
системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в современной России 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 104
ПРИЛОЖЕНИЯ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД 10
1.1. Понятие и сущность контрактной системы в сфере закупок 10
1.2. Правовые основы контрактной системы в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд 15
1.3. Методы анализа и прогнозирования государственных закупок 25
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК ПО КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ 33
2.1. Анализ основных показателей формирования и развития контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в России 33
2.2. Оценка эффективности осуществления государственных и
муниципальных закупок по контрактной системе в России 48
2.3. Проблемы контрактной системы в сфере закупок для обеспечения
государственных и муниципальных нужд 66
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 80
3.1. Зарубежный опыт в сфере государственных и муниципальных закупок и
возможность его применения в отечественной практике 80
3.2. Предложения и рекомендации по совершенствованию контрактной
системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в современной России 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 104
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В современной экономике государственный заказ играет фундаментальную стратегическую роль. Период, когда он рассматривался упрощенно, в качестве правил снабжения государственных органов, остался в прошлом. Сейчас на первый план вышел системообразующий потенциал государственного заказа, экономическая суть которого заключается в трансформации государственного спроса в факторы экономического развития.
Обеспечение государственных нужд стало мощным драйвером экономического роста, акселератором деловой активности - как по шкале региональных измерений, так и в общенациональном масштабе.
В развитых странах мира специалисты в сфере публичных закупок пользуются инструментами государственного заказа для восстановления и ускорения хозяйственной деятельности. Кроме того, заметно влияние на публичные финансы и на финансовую систему страны в целом. И это неудивительно: к примеру, в странах - членах ОЭСР в государственные закупки направляется 12% ВВП.
В России в контрактную систему (государственный заказ и закупки компаний с государственным участием) привлекается объем средств, равный 31-37% ВВП страны. Однако стратегический потенциал контрактной системы пока задействован лишь в незначительной степени.
Актуальность решения проблем, связанных с закупками объясняется еще и тем, что около трех четвертей от общего количества организаций, осуществляющих закупки, являются муниципальными организациями, а эффективное расходование муниципальными образованиями бюджетных средств, в том числе и на осуществление государственных закупок, влияет на уровень качества жизни населения муниципалитетов.
В настоящее время системе государственных закупок присуще наличие многих проблем. Несмотря на выход нового закона о государственных закупках - №44-ФЗ, кардинального изменения ситуации в государственной контрактной системе не произошло. Введение ряда нововведений принесло положительные результаты, но при этом обусловили появление новых проблем. В данный момент невозможно однозначное признание того, что новый закон принципиально изменил контрактную систему, наоборот, многие параметры 44-ФЗ доработаны, но схожи с предыдущими, по закону 94-ФЗ.
При создании новой контрактной системы, законодателями учтен опыт зарубежных стран, имеющих в этой области хорошие результаты. Так, заимствован ряд определений, принципов и других механизмов. В целом, учет положительного зарубежного опыта, несомненно верно, но не было уделено должное внимание особенностям и реалиям отечественной контрактной системы, менталитету населения и действующим принципам государственного управления, что в целом оказывает влияние на развитие контрактной системы в России.
Важность эффективности контрактной системы обусловлена наличием современной экономической нестабильности. В России, в последнее время ощущается экономическая и финансовая блокада со стороны мирового сообщества. В этих условиях государству необходимо рассчитывать на свои силы путем осуществления подъема отраслей, находящихся в упадке, создания новых производств и т.д. Понятно, что осуществлению перечисленных действий способствует эффективное функционирование федеральной контрактной системы, что также влияет на ускорение создания экономически сильной страны.
Итак, одной из самых актуальных на данный момент задач можно назвать увеличение вклада контрактной системы в общие результаты социально-экономического развития. Соответствующая стратегия полагается на системное обновление трех факторов: состава участников, архитектуры управления и технологической платформы закупок. Для этого требуются действия, в отношении которых нет устоявшихся мнений.
Проведенные реформы в сфере государственных закупок, не принесли решения ряда проблем. Так, существуют проблемы в нормативно-законодательной базе, в частности, правовые коллизии между законодательством о контрактной системе и положениями финансового и гражданского законодательства, что требует выявления и устранения на уровне позиций высших судов и ФАС России. Также, не осуществлен полный переход на электронную форму общения поставщиков и заказчиков, требуется совершенствование портала госзакупок, а также устранение недостатка сертифицированных специалистов.
Степень разработанности темы. Различные аспекты развития государственной контрактной системы в сфере закупок рассмотрены в работах ряда российских ученых - экономистов. Так, Ананьевым А.Г. определена трактовка государственного (муниципального) контракта по действующему законодательству; Андреевой Л.В. исследованы этапы формирования контрактной системы в России в условиях экономической интеграции; Беловым В.Е. исследована роль государственного регулирования отношений в части осуществления публичных закупок; Сухаренко А.Н. изучена декриминализация системы госзакупок в России; Тасаловым Ф.А. проведено сравнение российскоамериканских правовых аспектов контрактной системы сферы госзакупок; Тюриной К.А. составлена экономико-математическая модель оценки эффективности государственных закупок; Якушовой Е.С. определены проблемы прогнозирования, планирования и реализации государственных нужд в сфере государственных закупок. В целом, данные научные работы содержат материалы, представляющие ценность для осмысления различных аспектов организации государственных закупок в системе экономических отношений.
Целью исследования является выделение основных проблем в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в современной России на основе изучения теоретических и практических аспектов формирования и развития контрактной системы.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- исследование понятия и сущности контрактной системы в сфере закупок;
- изучение правовых основ контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- рассмотрение методы анализа и прогнозирования государственных и муниципальных закупок;
- проведение анализа основных показателей формирования и развития контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в России;
- оценка эффективности осуществления государственных и
муниципальных закупок по контрактной системе в современной России;
- выявление проблем контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- изучение зарубежного опыта в сфере государственных и муниципальных закупок и возможность его применения в отечественной практике;
- разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в современной России.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а предметом - процесс формирования и развития эффективной системы государственных и муниципальных закупок по контрактной системе Российской Федерации.
Источниковая база исследования. Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, Гражданский Кодекс РФ, Бюджетный Кодекс РФ и состоит из Федерального закона № 44-ФЗ и других федеральных законов. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Информационной базой исследования стали материалы государственной, ведомственной и международной статистики, аналитические, информационные и нормативные материалы Министерства финансов Российской Федерации, Управления государственных закупок Республики Татарстан, Федеральной службы государственной статистики, и др.
В результате изучения материала по теме исследования были изучены основные понятия по теме, исследована нормативно-правовая база формирования эффективной контрактной системы, проанализирован опыт других государств в формировании эффективной государственной контрактной системы. Также были выработаны предложения и рекомендации по совершенствованию контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в современной России.
Методы исследования. Теоретическим базисом проведенного исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области государственной контрактной системы в сфере закупок. Обработка и систематизация данных эмпирического уровня включает использование: анализа и синтеза, методов индукции и дедукции, систематизации и классификации. В качестве методов исследования эмпирических данных использовались наблюдение и измерение. Систематизация, агрегация и анализ полученных данных проводились с помощью возможностей MS Excel.
Научная новизна результатов диссертации заключается в обосновании необходимости развития государственной контрактной системы, как особого института регулирования экономики, и разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в современной России.
Практическая значимость. Изложенные в диссертации выводы и предложения могут быть использованы при разработке федеральных и региональных целевых программ социально-экономического развития Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в законодательные и нормативные акты, регулирующие процессы государственной закупочной деятельности, в том числе на уровне регионов и муниципальных образований.
Апробация результатов исследования. Основные выводы и предложения диссертационного исследования отражены в ходе выступлений на научно-практических конференциях, а также в публикациях автора. По результатам исследования были опубликованы научные статьи: «Анализ основных показателей формирования и развития контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в России» 2017г. в журнале «Студенческий вестник»; «Зарубежный опыт в сфере государственных и муниципальных закупок и возможность его применения в отечественной практике» 2018г. в журнале «Интернаука».
Объем и структура магистерской диссертации. Данная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Во введении рассматривались актуальность темы исследования, цель, задачи, предмет и объект исследования, была выявлена практическая значимость исследования.
В первой главе изучались теоретические и правовые аспекты контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Во второй главе дана оценка эффективности осуществления государственных и муниципальных закупок по контрактной системе в современной России, а также выявлены проблемы контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В третьей главе даны рекомендации по совершенствованию контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в современной России.
Обеспечение государственных нужд стало мощным драйвером экономического роста, акселератором деловой активности - как по шкале региональных измерений, так и в общенациональном масштабе.
В развитых странах мира специалисты в сфере публичных закупок пользуются инструментами государственного заказа для восстановления и ускорения хозяйственной деятельности. Кроме того, заметно влияние на публичные финансы и на финансовую систему страны в целом. И это неудивительно: к примеру, в странах - членах ОЭСР в государственные закупки направляется 12% ВВП.
В России в контрактную систему (государственный заказ и закупки компаний с государственным участием) привлекается объем средств, равный 31-37% ВВП страны. Однако стратегический потенциал контрактной системы пока задействован лишь в незначительной степени.
Актуальность решения проблем, связанных с закупками объясняется еще и тем, что около трех четвертей от общего количества организаций, осуществляющих закупки, являются муниципальными организациями, а эффективное расходование муниципальными образованиями бюджетных средств, в том числе и на осуществление государственных закупок, влияет на уровень качества жизни населения муниципалитетов.
В настоящее время системе государственных закупок присуще наличие многих проблем. Несмотря на выход нового закона о государственных закупках - №44-ФЗ, кардинального изменения ситуации в государственной контрактной системе не произошло. Введение ряда нововведений принесло положительные результаты, но при этом обусловили появление новых проблем. В данный момент невозможно однозначное признание того, что новый закон принципиально изменил контрактную систему, наоборот, многие параметры 44-ФЗ доработаны, но схожи с предыдущими, по закону 94-ФЗ.
При создании новой контрактной системы, законодателями учтен опыт зарубежных стран, имеющих в этой области хорошие результаты. Так, заимствован ряд определений, принципов и других механизмов. В целом, учет положительного зарубежного опыта, несомненно верно, но не было уделено должное внимание особенностям и реалиям отечественной контрактной системы, менталитету населения и действующим принципам государственного управления, что в целом оказывает влияние на развитие контрактной системы в России.
Важность эффективности контрактной системы обусловлена наличием современной экономической нестабильности. В России, в последнее время ощущается экономическая и финансовая блокада со стороны мирового сообщества. В этих условиях государству необходимо рассчитывать на свои силы путем осуществления подъема отраслей, находящихся в упадке, создания новых производств и т.д. Понятно, что осуществлению перечисленных действий способствует эффективное функционирование федеральной контрактной системы, что также влияет на ускорение создания экономически сильной страны.
Итак, одной из самых актуальных на данный момент задач можно назвать увеличение вклада контрактной системы в общие результаты социально-экономического развития. Соответствующая стратегия полагается на системное обновление трех факторов: состава участников, архитектуры управления и технологической платформы закупок. Для этого требуются действия, в отношении которых нет устоявшихся мнений.
Проведенные реформы в сфере государственных закупок, не принесли решения ряда проблем. Так, существуют проблемы в нормативно-законодательной базе, в частности, правовые коллизии между законодательством о контрактной системе и положениями финансового и гражданского законодательства, что требует выявления и устранения на уровне позиций высших судов и ФАС России. Также, не осуществлен полный переход на электронную форму общения поставщиков и заказчиков, требуется совершенствование портала госзакупок, а также устранение недостатка сертифицированных специалистов.
Степень разработанности темы. Различные аспекты развития государственной контрактной системы в сфере закупок рассмотрены в работах ряда российских ученых - экономистов. Так, Ананьевым А.Г. определена трактовка государственного (муниципального) контракта по действующему законодательству; Андреевой Л.В. исследованы этапы формирования контрактной системы в России в условиях экономической интеграции; Беловым В.Е. исследована роль государственного регулирования отношений в части осуществления публичных закупок; Сухаренко А.Н. изучена декриминализация системы госзакупок в России; Тасаловым Ф.А. проведено сравнение российскоамериканских правовых аспектов контрактной системы сферы госзакупок; Тюриной К.А. составлена экономико-математическая модель оценки эффективности государственных закупок; Якушовой Е.С. определены проблемы прогнозирования, планирования и реализации государственных нужд в сфере государственных закупок. В целом, данные научные работы содержат материалы, представляющие ценность для осмысления различных аспектов организации государственных закупок в системе экономических отношений.
Целью исследования является выделение основных проблем в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в современной России на основе изучения теоретических и практических аспектов формирования и развития контрактной системы.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- исследование понятия и сущности контрактной системы в сфере закупок;
- изучение правовых основ контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- рассмотрение методы анализа и прогнозирования государственных и муниципальных закупок;
- проведение анализа основных показателей формирования и развития контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в России;
- оценка эффективности осуществления государственных и
муниципальных закупок по контрактной системе в современной России;
- выявление проблем контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- изучение зарубежного опыта в сфере государственных и муниципальных закупок и возможность его применения в отечественной практике;
- разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в современной России.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а предметом - процесс формирования и развития эффективной системы государственных и муниципальных закупок по контрактной системе Российской Федерации.
Источниковая база исследования. Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, Гражданский Кодекс РФ, Бюджетный Кодекс РФ и состоит из Федерального закона № 44-ФЗ и других федеральных законов. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Информационной базой исследования стали материалы государственной, ведомственной и международной статистики, аналитические, информационные и нормативные материалы Министерства финансов Российской Федерации, Управления государственных закупок Республики Татарстан, Федеральной службы государственной статистики, и др.
В результате изучения материала по теме исследования были изучены основные понятия по теме, исследована нормативно-правовая база формирования эффективной контрактной системы, проанализирован опыт других государств в формировании эффективной государственной контрактной системы. Также были выработаны предложения и рекомендации по совершенствованию контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в современной России.
Методы исследования. Теоретическим базисом проведенного исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области государственной контрактной системы в сфере закупок. Обработка и систематизация данных эмпирического уровня включает использование: анализа и синтеза, методов индукции и дедукции, систематизации и классификации. В качестве методов исследования эмпирических данных использовались наблюдение и измерение. Систематизация, агрегация и анализ полученных данных проводились с помощью возможностей MS Excel.
Научная новизна результатов диссертации заключается в обосновании необходимости развития государственной контрактной системы, как особого института регулирования экономики, и разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в современной России.
Практическая значимость. Изложенные в диссертации выводы и предложения могут быть использованы при разработке федеральных и региональных целевых программ социально-экономического развития Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в законодательные и нормативные акты, регулирующие процессы государственной закупочной деятельности, в том числе на уровне регионов и муниципальных образований.
Апробация результатов исследования. Основные выводы и предложения диссертационного исследования отражены в ходе выступлений на научно-практических конференциях, а также в публикациях автора. По результатам исследования были опубликованы научные статьи: «Анализ основных показателей формирования и развития контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в России» 2017г. в журнале «Студенческий вестник»; «Зарубежный опыт в сфере государственных и муниципальных закупок и возможность его применения в отечественной практике» 2018г. в журнале «Интернаука».
Объем и структура магистерской диссертации. Данная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Во введении рассматривались актуальность темы исследования, цель, задачи, предмет и объект исследования, была выявлена практическая значимость исследования.
В первой главе изучались теоретические и правовые аспекты контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Во второй главе дана оценка эффективности осуществления государственных и муниципальных закупок по контрактной системе в современной России, а также выявлены проблемы контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В третьей главе даны рекомендации по совершенствованию контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в современной России.
В заключении отметим, что государственные закупки - это закупки, осуществляемые государственными органами власти для удовлетворения своих нужд, необходимых для исполнения ими тех или иных полномочий, которые определены в соответствующих положениях этих органов.
Действующая в России контрактная система является совокупностью участников закупочной деятельности, имеющей цель покрытие муниципальных и государственных нужд товарами, работами и услугами. Сущность контрактной системы состоит в объединении субъектов сферы закупок для достижения единых целей. Значение контрактной системы в оказании непосредственного положительного влияния на развитие экономики государства, развитие национального бизнеса и роста качества выполнения государственных обязательств.
В первую очередь, государственные закупки обеспечивают удовлетворение всех необходимых потребностей, с которыми сталкиваются бюджетные учреждения различных уровней, всего таких уровней выделяют три: федеральный уровень (закупки проводятся для учреждений, отвечающих за ту или иную сферу нашей жизнедеятельности в рамках всей страны), региональный уровень (закупки проводятся для нужд отдельно взятого региона и только для него) и муниципальный уровень (государственные закупки проводятся для нужд отдельно взятого учреждения в рамках одного муниципалитета, к которому он относится).
К нормативно-правовым актам, регулирующим контрактную систему (систему государственного заказа), на основании законодательства (ст. 2 Закона о контрактной системе) относятся следующие: международные договоры, Конституция РФ, Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс, Закон о контрактной системе, другие федеральные законы и нормативно-правовые акты.
Прогнозирование государственных закупок представляет собой важный и обязательный этап в осуществлении закупочной деятельности государственными органами, прогнозирование объема закупок производится на базе составления, утверждения и опубликования планов-закупок и планов- графиков.
Несмотря на наметившуюся тенденцию к снижению количества случаев внесения изменений в планы-графики, остается актуальным вопрос совершенствования механизма планирования закупок с целью устранения излишних административных барьеров, сокращения трудовых и временных затрат на формирование информации о планируемых закупках при сохранении прозрачности закупочной деятельности для потенциальных участников закупок.
В Единой информационной системе (ЕИС) размещено около 3,16 млн извещений об осуществлении закупок. Общая стоимость размещенных закупок составила около 7,1 трлн руб. или 76,87 % от совокупного годового объема закупок, в соответствии с планами-графиками, имеющими структурированный вид.
По состоянию на 01.01.2018 в ЕИС размещены 201158 планов-графиков, удельный вес заказчиков, которые сформировали и разместили планы-графики в ЕИС от общего числа организаций составил около 68%.
Количество контрактов по сравнению с 2016 годом выросло незначительно — на 2,6%. В денежном выражении объем закупок возрос почти на 17%.
В исследуемый период (2015-2017 гг) наблюдается рост средней цены объявленной закупки, в 2017 году она составила 2,24 млн рублей, что на 82% больше 2016 года. Выросла и средняя цена контракта с СМИ и СОНКО. Ее размер в 2017 году составил около 740,5 тыс. рублей, что на 28,2% больше аналогичного показателя 2016 года. Среднее количество участников закупок на торгах составило около 2,7.
Преобладающим конкурентным способом определения поставщика остается электронный аукцион, доля которого составляет около 78% от общего количества размещенных в ЕИС извещений.
Неэффективными могут быть признаны около 830 тыс. контрактов суммарной стоимостью 2 трлн рублей.
Размер неустоек, начисленных в 2017 году за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиками обязательств в рамках одного контракта на 73,6 % ниже уровня аналогичного показателя 2016 года.
В 2017 году от общего количества заключенных и подлежащих к исполнению контрактов в 2017 году 73,1% контрактов исполнено; 13,4% контрактов расторгнуто, остальные контракты (13,5%) находятся в стадии исполнения (контракты заключены на срок более одного года). Данные показатели остаются на уровне 2016 года (76,8 %, 14,1 % и 9,1 % соответственно).
Экономия бюджетных средств составила порядка 398,6 млрд, рублей, что на 5% ниже аналогичного показателя 2016 года. Уменьшение показателя экономии бюджетных средств может свидетельствовать о снижении результативности закупок.
В настоящее время для оценки эффективности государственных закупок в регионах РФ находят применение ряд различных методик и подходов. Наиболее часто они обусловлены критериями наличия экономии, процента закупок, совершенных с отсутствием нарушений законодательства Российской Федерации в общем объеме закупок, процента исполнения контрактов. Наличие разнообразия методик оценки эффективности государственных закупок обусловлено отсутствием единой методики, утвержденной законодательством о контрактной системе РФ.
Основной недостаток методик заключается в отсутствии полного охвата процесса государственных закупок и всего спектра конкурентных способов их осуществления, а также в отсутствии их единообразия, что не дает возможность
проводить оперативное сравнение показателей закупок в регионах. Например, даже показатель соблюдения законодательства, который отражен в различных методиках, имеет различную интерпретацию: в методике Мурманской области - это показатель, отражающий долю СМП в закупках, а в методике для таможенных органов В.Н. Кодрика - это доля выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в процессе закупок.
Таким образом, считаем, что так как основной целью методики является реализация комплексного подхода к оценке закупок - целесообразно использовать интегральный показатель, учитывающий не только традиционно рассчитываемую экономичность государственных закупок, но и их результативность по типу методик Мурманской и Тюменской областей.
В итоге изучения зарубежного опыта можно отметить следующее:
- во-первых, развивая систему планирования и нормативно-правового регулирования госзакупок в России, необходимо использовать как свой накопленный опыт, так и опыт зарубежных стран;
- во-вторых, при этом необходимо учитывать последствия практического применения внедряемых методов, иначе не будет достигнута конечная цель управления государственными закупками — повышение эффективности, надлежащего исполнения и прозрачности государственных заказов.
В 2015-2017 гг наблюдается рост поданных и рассматриваемых жалоб, поданных в органы ФАС РФ. Такая динамика свидетельствует, с одной стороны, об увеличении доверия предпринимателей к антимонопольному органу и эффективности восстановления их нарушенных прав. С другой стороны, неуклонный рост обращений в ФАС говорит о наличии проблем в сфере закупок.
Для совершенствования контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в современной России предложено:
- повышение эффективности контроля в сфере госзакупок через выстраивание вертикали контроля, формирование единообразной правоприменительной практики на федеральном и региональном уровнях, исключение несвойственных контрольным органам функций, снижение коррупционных рисков
- осуществление органами власти в сфере здравоохранения, образования, социального развития координации работы подведомственных учреждений при организации совместных торгов
- разработка и внедрение типовых требований к закупке пищевых продуктов
- разработка методических материалов и интерактивной пошаговой инструкции по приемке продуктов питания
- разработка и внедрение инструкции по проведению тестирования заказчиков на предмет уровня знаний Федерального закона № 44-ФЗ, № 223-ФЗ
- развитие специализированной информационной системы, направленной на стимулирование товарооборота на территории региона и рост деловой активности субъектов предпринимательской деятельности
- проведение оценки правоприменительной практики и анализ эффективности мер государственного регулирования и поддержки, мониторинг системных проблем и пробелов в законодательстве, препятствующих добросовестной конкуренции при осуществлении закупочной деятельности
- осуществление взаимодействия с Комитетами и Советами ТПП РФ, территориальными ТПП и другими организациями системы ТПП по вопросам совершенствования нормативно-правового регулирования, оценки правоприменительной практики, а также защиты интересов различных сфер отечественного предпринимательства в федеральных органах законодательной и исполнительной власти.
Действующая в России контрактная система является совокупностью участников закупочной деятельности, имеющей цель покрытие муниципальных и государственных нужд товарами, работами и услугами. Сущность контрактной системы состоит в объединении субъектов сферы закупок для достижения единых целей. Значение контрактной системы в оказании непосредственного положительного влияния на развитие экономики государства, развитие национального бизнеса и роста качества выполнения государственных обязательств.
В первую очередь, государственные закупки обеспечивают удовлетворение всех необходимых потребностей, с которыми сталкиваются бюджетные учреждения различных уровней, всего таких уровней выделяют три: федеральный уровень (закупки проводятся для учреждений, отвечающих за ту или иную сферу нашей жизнедеятельности в рамках всей страны), региональный уровень (закупки проводятся для нужд отдельно взятого региона и только для него) и муниципальный уровень (государственные закупки проводятся для нужд отдельно взятого учреждения в рамках одного муниципалитета, к которому он относится).
К нормативно-правовым актам, регулирующим контрактную систему (систему государственного заказа), на основании законодательства (ст. 2 Закона о контрактной системе) относятся следующие: международные договоры, Конституция РФ, Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс, Закон о контрактной системе, другие федеральные законы и нормативно-правовые акты.
Прогнозирование государственных закупок представляет собой важный и обязательный этап в осуществлении закупочной деятельности государственными органами, прогнозирование объема закупок производится на базе составления, утверждения и опубликования планов-закупок и планов- графиков.
Несмотря на наметившуюся тенденцию к снижению количества случаев внесения изменений в планы-графики, остается актуальным вопрос совершенствования механизма планирования закупок с целью устранения излишних административных барьеров, сокращения трудовых и временных затрат на формирование информации о планируемых закупках при сохранении прозрачности закупочной деятельности для потенциальных участников закупок.
В Единой информационной системе (ЕИС) размещено около 3,16 млн извещений об осуществлении закупок. Общая стоимость размещенных закупок составила около 7,1 трлн руб. или 76,87 % от совокупного годового объема закупок, в соответствии с планами-графиками, имеющими структурированный вид.
По состоянию на 01.01.2018 в ЕИС размещены 201158 планов-графиков, удельный вес заказчиков, которые сформировали и разместили планы-графики в ЕИС от общего числа организаций составил около 68%.
Количество контрактов по сравнению с 2016 годом выросло незначительно — на 2,6%. В денежном выражении объем закупок возрос почти на 17%.
В исследуемый период (2015-2017 гг) наблюдается рост средней цены объявленной закупки, в 2017 году она составила 2,24 млн рублей, что на 82% больше 2016 года. Выросла и средняя цена контракта с СМИ и СОНКО. Ее размер в 2017 году составил около 740,5 тыс. рублей, что на 28,2% больше аналогичного показателя 2016 года. Среднее количество участников закупок на торгах составило около 2,7.
Преобладающим конкурентным способом определения поставщика остается электронный аукцион, доля которого составляет около 78% от общего количества размещенных в ЕИС извещений.
Неэффективными могут быть признаны около 830 тыс. контрактов суммарной стоимостью 2 трлн рублей.
Размер неустоек, начисленных в 2017 году за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиками обязательств в рамках одного контракта на 73,6 % ниже уровня аналогичного показателя 2016 года.
В 2017 году от общего количества заключенных и подлежащих к исполнению контрактов в 2017 году 73,1% контрактов исполнено; 13,4% контрактов расторгнуто, остальные контракты (13,5%) находятся в стадии исполнения (контракты заключены на срок более одного года). Данные показатели остаются на уровне 2016 года (76,8 %, 14,1 % и 9,1 % соответственно).
Экономия бюджетных средств составила порядка 398,6 млрд, рублей, что на 5% ниже аналогичного показателя 2016 года. Уменьшение показателя экономии бюджетных средств может свидетельствовать о снижении результативности закупок.
В настоящее время для оценки эффективности государственных закупок в регионах РФ находят применение ряд различных методик и подходов. Наиболее часто они обусловлены критериями наличия экономии, процента закупок, совершенных с отсутствием нарушений законодательства Российской Федерации в общем объеме закупок, процента исполнения контрактов. Наличие разнообразия методик оценки эффективности государственных закупок обусловлено отсутствием единой методики, утвержденной законодательством о контрактной системе РФ.
Основной недостаток методик заключается в отсутствии полного охвата процесса государственных закупок и всего спектра конкурентных способов их осуществления, а также в отсутствии их единообразия, что не дает возможность
проводить оперативное сравнение показателей закупок в регионах. Например, даже показатель соблюдения законодательства, который отражен в различных методиках, имеет различную интерпретацию: в методике Мурманской области - это показатель, отражающий долю СМП в закупках, а в методике для таможенных органов В.Н. Кодрика - это доля выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в процессе закупок.
Таким образом, считаем, что так как основной целью методики является реализация комплексного подхода к оценке закупок - целесообразно использовать интегральный показатель, учитывающий не только традиционно рассчитываемую экономичность государственных закупок, но и их результативность по типу методик Мурманской и Тюменской областей.
В итоге изучения зарубежного опыта можно отметить следующее:
- во-первых, развивая систему планирования и нормативно-правового регулирования госзакупок в России, необходимо использовать как свой накопленный опыт, так и опыт зарубежных стран;
- во-вторых, при этом необходимо учитывать последствия практического применения внедряемых методов, иначе не будет достигнута конечная цель управления государственными закупками — повышение эффективности, надлежащего исполнения и прозрачности государственных заказов.
В 2015-2017 гг наблюдается рост поданных и рассматриваемых жалоб, поданных в органы ФАС РФ. Такая динамика свидетельствует, с одной стороны, об увеличении доверия предпринимателей к антимонопольному органу и эффективности восстановления их нарушенных прав. С другой стороны, неуклонный рост обращений в ФАС говорит о наличии проблем в сфере закупок.
Для совершенствования контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в современной России предложено:
- повышение эффективности контроля в сфере госзакупок через выстраивание вертикали контроля, формирование единообразной правоприменительной практики на федеральном и региональном уровнях, исключение несвойственных контрольным органам функций, снижение коррупционных рисков
- осуществление органами власти в сфере здравоохранения, образования, социального развития координации работы подведомственных учреждений при организации совместных торгов
- разработка и внедрение типовых требований к закупке пищевых продуктов
- разработка методических материалов и интерактивной пошаговой инструкции по приемке продуктов питания
- разработка и внедрение инструкции по проведению тестирования заказчиков на предмет уровня знаний Федерального закона № 44-ФЗ, № 223-ФЗ
- развитие специализированной информационной системы, направленной на стимулирование товарооборота на территории региона и рост деловой активности субъектов предпринимательской деятельности
- проведение оценки правоприменительной практики и анализ эффективности мер государственного регулирования и поддержки, мониторинг системных проблем и пробелов в законодательстве, препятствующих добросовестной конкуренции при осуществлении закупочной деятельности
- осуществление взаимодействия с Комитетами и Советами ТПП РФ, территориальными ТПП и другими организациями системы ТПП по вопросам совершенствования нормативно-правового регулирования, оценки правоприменительной практики, а также защиты интересов различных сфер отечественного предпринимательства в федеральных органах законодательной и исполнительной власти.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2016 - Централизация государственных и муниципальных закупок в регионе в контексте совершенствования контрактной системы (на материалах Алтайского края)
Магистерская диссертация, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование механизма закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд в
городском округе Реутов
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2024 - Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства через систему закупок в рамках контрактной системы.
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Анализ реализации контрактной системы в сфере здравоохранения
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - Анализ реализации контрактной системы в сфере здравоохранения
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование механизмов противодействия коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд региона (на материале МТУ Росимущества по Тамбовской и Липецкой области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020



