УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
|
ВВЕДЕНИЕ з
1. РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ: СУЩНОСТЬ И
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ 9
1.1. Сущность, факторы и подходы к определению конкурентоспособности
региона 9
1.2. Подходы к оценке конкурентоспособности региона 16
1.3. Управление конкурентоспособностью в контексте регионального
воспроизводства 31
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ 42
2.1. Сравнительная оценка конкурентоспособности регионов на основе
SWOT-анализа 42
2.2. Количественная оценка конкурентоспособности
регионов Приволжского федерального округа 57
2.3. Механизмы управления конкурентоспособностью
регионов Приволжского федерального округа 72
3. ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 82
3.1. Зарубежный опыт управления конкурентоспособностью региона 82
3.2. Стратегия как инструмент развития конкурентоспособности
региона 91
3.3. Концентрация ресурсов для формирования конкурентных
преимуществ региона 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ: СУЩНОСТЬ И
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ 9
1.1. Сущность, факторы и подходы к определению конкурентоспособности
региона 9
1.2. Подходы к оценке конкурентоспособности региона 16
1.3. Управление конкурентоспособностью в контексте регионального
воспроизводства 31
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ 42
2.1. Сравнительная оценка конкурентоспособности регионов на основе
SWOT-анализа 42
2.2. Количественная оценка конкурентоспособности
регионов Приволжского федерального округа 57
2.3. Механизмы управления конкурентоспособностью
регионов Приволжского федерального округа 72
3. ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 82
3.1. Зарубежный опыт управления конкурентоспособностью региона 82
3.2. Стратегия как инструмент развития конкурентоспособности
региона 91
3.3. Концентрация ресурсов для формирования конкурентных
преимуществ региона 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Конкурентоспособность в контексте экономики региональной уровня - это совокупность сильных сторон региона, способствующая занятию им определенного места и его укреплению в общей экономической системе страны и мира. Чем выше конкурентоспособность системы, тем легче региону развиваться и удерживать свой уровень благосостояния в период циклических колебаний в экономике.
Задачей органов государственной власти в сфере управления конкурентоспособностью социально-экономических систем, является, в первую очередь, определение сфер и отраслей деятельности, способных сохранить и повысить уровень конкурентоспособности региона. Первым шагом оценки уровня конкурентоспособности региональных систем, является выбор факторов, обуславливающих ее, следующий шаг - определение методических подходов к ее измерению с целью диагностики проблемных зон и слабых точек развития региона, что позволит органам государственной власти разработать управленческие меры по их совершенствованию.
В настоящее время российскими регионами по сравнению с зарубежными территориями накоплен небольшой опыт управления конкурентоспособностью, вследствие недавнего перехода их на регулирование, основанное на рыночном взаимодействии субъектов экономики.
Теоретической и практической важностью решения проблемы региональной конкурентоспособности, а также недостаточной степенью ее разработанности, а значит - необходимостью дополнения теоретических построений и обусловлен выбор темы исследования и ее актуальность.
Теоретические и методологические исследования уровня региональной конкурентоспособности являются локусом интереса многих авторов. Классической базой для изучения конкурентоспособности считаются работы М. Портера и Й. Шумпетера, в которых определена суть конкуренции между субъектами хозяйствования. Важными для становления теории конкуренции
Теория регионального хозяйствования как одна из составляющих теории конкурентоспособности регионов рассмотрена А. Г. Гранбергом, Г. В. Копаневым, О. А. Ломовцевой, Н. Н. Некрасовым, Н. И. Синдяшкиным, М. В. Степановым и др. Общие вопросы региональных конкурентных отношений исследованы Г. Я. Беляковой, А. Селезневой и др.
Некоторые аспекты формирования конкурентных преимуществ региона рассматривают в своих работах Ю. И. Коробов, В. В. Перская, М. Шпагина и др.
Проблема конкурентоспособности региональных единиц является объектом внимания таких авторов, как Абдульманов И. М., Бердникова А. Е., Бушуева М. А., Краснов Г. И., Кузеванов В. Я., Кузьмин О. М., Лемдяев А. В., Мясникова В. М., Печаткин В. В., Уланова И. А., Шеховцева Л. С., Эйтингон В. Н., Ketels С., Larrea, J.L., Aranguren, M.J., Valdaliso, J.M., Pessoa А. и др.
Однако, несмотря на увеличившийся интерес к исследованию конкурентоспособности региональных социально-экономических систем, катализатором которых явились экономические трудности регионов, обусловленные проблемами переходного состояния национальной экономики, работ, дающих целостное представление о факторах формирования конкурентных преимуществ, не много.
Цель выпускной работы - разработка рекомендаций по совершенствованию управления региональными социально-экономическими системами на основе оценки конкурентоспособности регионов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• выявление сущности, факторов и подходов, определяющих
конкурентоспособность региона;
• выбор и адаптирование методик, для адекватной оценки
конкурентоспособности региона;
• изучение конкурентоспособности в контексте регионального
воспроизводства;
• обозначение основных подходов и практических инструментов управления конкурентоспособностью;
• выявление проблем в сфере управления региональной
конкурентоспособностью;
• определение влияния концентрации ресурсов на формирование конкурентных преимуществ региона;
• оценка роли стратегий в качестве инструмента развития конкурентоспособности региона;
• обзор зарубежного опыта использования программирования и проектного управления в качестве механизмов реализации стратегий социально-экономического развития.
Объект исследования - конкурентоспособность региональных социально-экономических систем. В качестве практического объекта анализа были взяты регионы Приволжского федерального округа - Республика Башкортостан, Кировская область, Республика Марий, Республика Мордовия, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермский край, Самарская область, Саратовская область, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Чувашская Республика. Выбор объектов исследования обусловлен возможностью получения актуальных статистических данных, необходимых для оценки конкурентоспособности регионов в Министерстве экономике Республики Татарстан, для сравнительной оценки уровня конкурентоспособности которого были взяты регионы Приволжского федерального округа - как первоочередных конкурентов по территориальному признаку.
Предмет - управление конкурентоспособностью российских региональных социально-экономических систем.
Теоретической основой исследования являются классические труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные определению сущности региональной конкурентоспособности, факторов конкурентоспособности, разработке подходов и методик к оценке уровня конкурентоспособности территории, а также анализу проблем управления региональной конкурентоспособностью.
Методологическая основа работы базируется на сравнительном анализе конкурентного положения регионов, статистическом методе, логическом анализе, причинно-следственном анализе, а также табличном и графическом представлении результатов исследования. При обработке результатов анализа использован пакет прикладных программ MS Excel.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили официальные данные Федеральной службы государственной статистики, официальные данные Министерства экономического развития России, Министерства экономики Республики Татарстан, официальные нормативно-правовые документы и отчеты органов государственной власти регионов ПФО России, данные периодических изданий, ресурсы сети Internet и собственные расчеты автора.
Научная новизна исследования заключается в адаптации методики Ю. А. Фридман, Г. Н. Речко, Ю. А. Писаров (адаптированы количественные показатели к группам выбранных факторов конкурентоспособности региона: «привлекательность региона для бизнеса и населения», «уровень экономического потенциала региона», «инновационность экономики региона», «инвестиционная привлекательность») и методики Г. Губановой, позволяющей произвести расчет интегрального показателя социально-экономического развития (далее - ИПСЭР 2) - в части подхода к осуществлению расчета нами за расчет интегрального показателя взят наилучший показатель региона по рассматриваемому округу), для оценки уровня конкурентоспособности выбранных объектов исследования.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности применения результатов для анализа конкурентоспособности на региональном уровне в аналитических докладах органов управления, а также в применении полученных результатов в программах учебных дисциплин бакалавриата по
• Стратегия развития региона как инструмент повышения его конкурентоспособности // I-й Всероссийской научно-практической конференции Векслинские чтения, 2017 г.
• Развитие общественных пространств как инструмента территориального маркетинга // I международной научно-практической конференции Современные исследования в сфере экономики, финансов и управления: актуальные теории и практики, Открытое знание, 2018 г.
Состав и структура работы сформированы с учетом логической последовательности изложения материалов проведенного исследования.
Во введении раскрывается актуальность темы, степень ее научной разработанности, ставятся цели и задачи диссертационного исследования, определяются объект и предмет, сформулирована практическая значимость работы.
В первой главе рассматривается понятие и сущность конкурентоспособности, выделены факторы, способствующие ее формированию и наращиванию в регионах. Выделены методические подходы и инструменты к оценке уровня социально-экономического развития региона. Обозначена роль конкурентных преимуществ региона в социально-экономических реалиях процесса воспроизводства.
Во второй главе данной работы проведена оценка конкурентоспособности регионов ПФО на основе различных методик, проанализированы и сопоставлены результаты расчета двух методик. Рассмотрены системы индексов и рейтингов измерения уровня конкурентоспособности российских регионов. Определена роль региональных органов власти в становлении конкурентоспособности социально-экономических систем, выделены основные проблемы управления, касающиеся выработки конкурентных преимуществ.
В третьей главе рассмотрены инструменты, способствующие развитию и повышению уровня конкурентоспособности региона с управленческой позиции.
В частности, концентрация ресурсов как механизм формирования и оптимизации элементов и звеньев региональной системы органами управления; стратегия социально-экономического развития региона, как одна из основ планирования будущего уровня конкурентоспособности региона, а также программирование и проектное управление в качестве механизмов реализации стратегии.
В заключении сделаны выводы по результатам исследования.
Задачей органов государственной власти в сфере управления конкурентоспособностью социально-экономических систем, является, в первую очередь, определение сфер и отраслей деятельности, способных сохранить и повысить уровень конкурентоспособности региона. Первым шагом оценки уровня конкурентоспособности региональных систем, является выбор факторов, обуславливающих ее, следующий шаг - определение методических подходов к ее измерению с целью диагностики проблемных зон и слабых точек развития региона, что позволит органам государственной власти разработать управленческие меры по их совершенствованию.
В настоящее время российскими регионами по сравнению с зарубежными территориями накоплен небольшой опыт управления конкурентоспособностью, вследствие недавнего перехода их на регулирование, основанное на рыночном взаимодействии субъектов экономики.
Теоретической и практической важностью решения проблемы региональной конкурентоспособности, а также недостаточной степенью ее разработанности, а значит - необходимостью дополнения теоретических построений и обусловлен выбор темы исследования и ее актуальность.
Теоретические и методологические исследования уровня региональной конкурентоспособности являются локусом интереса многих авторов. Классической базой для изучения конкурентоспособности считаются работы М. Портера и Й. Шумпетера, в которых определена суть конкуренции между субъектами хозяйствования. Важными для становления теории конкуренции
Теория регионального хозяйствования как одна из составляющих теории конкурентоспособности регионов рассмотрена А. Г. Гранбергом, Г. В. Копаневым, О. А. Ломовцевой, Н. Н. Некрасовым, Н. И. Синдяшкиным, М. В. Степановым и др. Общие вопросы региональных конкурентных отношений исследованы Г. Я. Беляковой, А. Селезневой и др.
Некоторые аспекты формирования конкурентных преимуществ региона рассматривают в своих работах Ю. И. Коробов, В. В. Перская, М. Шпагина и др.
Проблема конкурентоспособности региональных единиц является объектом внимания таких авторов, как Абдульманов И. М., Бердникова А. Е., Бушуева М. А., Краснов Г. И., Кузеванов В. Я., Кузьмин О. М., Лемдяев А. В., Мясникова В. М., Печаткин В. В., Уланова И. А., Шеховцева Л. С., Эйтингон В. Н., Ketels С., Larrea, J.L., Aranguren, M.J., Valdaliso, J.M., Pessoa А. и др.
Однако, несмотря на увеличившийся интерес к исследованию конкурентоспособности региональных социально-экономических систем, катализатором которых явились экономические трудности регионов, обусловленные проблемами переходного состояния национальной экономики, работ, дающих целостное представление о факторах формирования конкурентных преимуществ, не много.
Цель выпускной работы - разработка рекомендаций по совершенствованию управления региональными социально-экономическими системами на основе оценки конкурентоспособности регионов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• выявление сущности, факторов и подходов, определяющих
конкурентоспособность региона;
• выбор и адаптирование методик, для адекватной оценки
конкурентоспособности региона;
• изучение конкурентоспособности в контексте регионального
воспроизводства;
• обозначение основных подходов и практических инструментов управления конкурентоспособностью;
• выявление проблем в сфере управления региональной
конкурентоспособностью;
• определение влияния концентрации ресурсов на формирование конкурентных преимуществ региона;
• оценка роли стратегий в качестве инструмента развития конкурентоспособности региона;
• обзор зарубежного опыта использования программирования и проектного управления в качестве механизмов реализации стратегий социально-экономического развития.
Объект исследования - конкурентоспособность региональных социально-экономических систем. В качестве практического объекта анализа были взяты регионы Приволжского федерального округа - Республика Башкортостан, Кировская область, Республика Марий, Республика Мордовия, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермский край, Самарская область, Саратовская область, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Чувашская Республика. Выбор объектов исследования обусловлен возможностью получения актуальных статистических данных, необходимых для оценки конкурентоспособности регионов в Министерстве экономике Республики Татарстан, для сравнительной оценки уровня конкурентоспособности которого были взяты регионы Приволжского федерального округа - как первоочередных конкурентов по территориальному признаку.
Предмет - управление конкурентоспособностью российских региональных социально-экономических систем.
Теоретической основой исследования являются классические труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные определению сущности региональной конкурентоспособности, факторов конкурентоспособности, разработке подходов и методик к оценке уровня конкурентоспособности территории, а также анализу проблем управления региональной конкурентоспособностью.
Методологическая основа работы базируется на сравнительном анализе конкурентного положения регионов, статистическом методе, логическом анализе, причинно-следственном анализе, а также табличном и графическом представлении результатов исследования. При обработке результатов анализа использован пакет прикладных программ MS Excel.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили официальные данные Федеральной службы государственной статистики, официальные данные Министерства экономического развития России, Министерства экономики Республики Татарстан, официальные нормативно-правовые документы и отчеты органов государственной власти регионов ПФО России, данные периодических изданий, ресурсы сети Internet и собственные расчеты автора.
Научная новизна исследования заключается в адаптации методики Ю. А. Фридман, Г. Н. Речко, Ю. А. Писаров (адаптированы количественные показатели к группам выбранных факторов конкурентоспособности региона: «привлекательность региона для бизнеса и населения», «уровень экономического потенциала региона», «инновационность экономики региона», «инвестиционная привлекательность») и методики Г. Губановой, позволяющей произвести расчет интегрального показателя социально-экономического развития (далее - ИПСЭР 2) - в части подхода к осуществлению расчета нами за расчет интегрального показателя взят наилучший показатель региона по рассматриваемому округу), для оценки уровня конкурентоспособности выбранных объектов исследования.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности применения результатов для анализа конкурентоспособности на региональном уровне в аналитических докладах органов управления, а также в применении полученных результатов в программах учебных дисциплин бакалавриата по
• Стратегия развития региона как инструмент повышения его конкурентоспособности // I-й Всероссийской научно-практической конференции Векслинские чтения, 2017 г.
• Развитие общественных пространств как инструмента территориального маркетинга // I международной научно-практической конференции Современные исследования в сфере экономики, финансов и управления: актуальные теории и практики, Открытое знание, 2018 г.
Состав и структура работы сформированы с учетом логической последовательности изложения материалов проведенного исследования.
Во введении раскрывается актуальность темы, степень ее научной разработанности, ставятся цели и задачи диссертационного исследования, определяются объект и предмет, сформулирована практическая значимость работы.
В первой главе рассматривается понятие и сущность конкурентоспособности, выделены факторы, способствующие ее формированию и наращиванию в регионах. Выделены методические подходы и инструменты к оценке уровня социально-экономического развития региона. Обозначена роль конкурентных преимуществ региона в социально-экономических реалиях процесса воспроизводства.
Во второй главе данной работы проведена оценка конкурентоспособности регионов ПФО на основе различных методик, проанализированы и сопоставлены результаты расчета двух методик. Рассмотрены системы индексов и рейтингов измерения уровня конкурентоспособности российских регионов. Определена роль региональных органов власти в становлении конкурентоспособности социально-экономических систем, выделены основные проблемы управления, касающиеся выработки конкурентных преимуществ.
В третьей главе рассмотрены инструменты, способствующие развитию и повышению уровня конкурентоспособности региона с управленческой позиции.
В частности, концентрация ресурсов как механизм формирования и оптимизации элементов и звеньев региональной системы органами управления; стратегия социально-экономического развития региона, как одна из основ планирования будущего уровня конкурентоспособности региона, а также программирование и проектное управление в качестве механизмов реализации стратегии.
В заключении сделаны выводы по результатам исследования.
В данной работе разработаны рекомендации по совершенствованию управления региональными социально-экономическими системами на основе оценки их конкурентоспособности. В ходе проведенного исследования решены следующие задачи:
• выявлена сущность, факторы и подходы, определяющие конкурентоспособность региона;
• выбрана и модифицирована методика, позволяющая оценить конкурентоспособность регионов с учетом специфики исследования;
• апробирована выбранная методика с последующей оценкой
интегральных показателей на регионах Приволжского федерального округа;
• изучена конкурентоспособность в контексте регионального воспроизводства;
• обозначены основные подходы и практические инструменты управления конкурентоспособностью региональных социально-экономических систем;
• выявлены проблемы в сфере управления региональной конкурентоспособностью;
• выявлено влияние концентрации ресурсов на формирование конкурентных преимуществ региона;
• оценена роль стратегии как инструмента развития конкурентоспособности региона;
• обзор зарубежного опыта использования программирования и проектного управления в качестве механизмов реализации стратегий социально-экономического развития.
Результаты анализа теоретического материала по управлению конкурентоспособностью региональных социально-экономических систем показали, что исследование данного направления имеет множество возможностей использования для практических целей развития региональных систем. Исследователи в своих работах по данному направлению опираются на определение понятия с разных исследовательских позиций, среди них можно выделить институциональные, территориально-географические, экономические, социальные, комплексные и др.
В работе осуществлено обобщение подходов к определению конкурентоспособности, применительно к региональным социально-экономическим системам:
• выделяются классические подходы, предполагающие определение уровня высокой конкурентоспособности как обеспеченность факторами производства;
• структурные подходы, основным фокусом которых является определение конкурентоспособности как анализа структуры и условий взаимодействия участников на рынке;
• функциональные подходы рассматривающие конкурентоспособность как непрерывный процесс изменения его уровня, который определяет положение региона в рассматриваемой системе;
• институциональные походы, включающие в себя помимо основных факторов производства влияние социально-экономических институтов территории;
• новые модели экономического развития, имеющие в своей основе технологический прогресс.
По итогам анализа теоритического материала по методологическому инструментарию, выявлено наличие множества методик расчета уровня конкурентоспособности. Каждая методика расчета имеет своим фокусом различные стороны экономики территории и как следствие различный перечень показателей и способов оценки.
С учетом проведенного анализа методик оценки конкурентоспособности автором были выбраны методики Фридман, Речко, ИПСЭР2 - поскольку являются наиболее комплексными в рамках нахождения оптимума учета многосторонности показателей и возможности сбора данных для анализа.
По итогам сравнительной оценки конкурентоспособности регионов ПФО, проведенному в разделе 2.1., сделаны следующие выводы:
1. Регионы характеризуются невысоким качеством стратегического планирования, обусловленное тем, что в большинстве стратегий рассматриваемого федерального округа разработка стратегических приоритетов и мероприятия осуществляется на основе анализа данных 2008 г., 2012 годов.
2. Основными слабыми сторонами большинства регионов федерального округа является высокая зависимость от сырьевой базы, слабая диверсифицированность экономики, низкая активность государственных органов власти по наращиванию инвестиционной привлекательности и развитию инновационно-технических комплексов.
3. Наличие «сильных конкурентов» (Республика Татарстан, Нижегородская и Самарская области) в округе снижает инвестиционную привлекательность регионов и усложняет их дальнейшее развитие.
4. Большинство регионов округа имеют в своем портфеле потенциальные точки роста для диверсификации экономики и снижению зависимости доходов бюджета от деятельности добывающих комплексов промышленности.
По итогам проведенного SWOT-анализа регионов Приволжского федерального округа сделаны следующие выводы:
• Недостаточные качество стратегического планирования, обусловленное тем, что в большинстве стратегий Приволжского федерального округа выделение стратегических приоритетов и мероприятия на основе анализа данных 2008 г., 2012 годов.
• Основными слабыми сторонами большинства регионов является высокая зависимость от сырьевой базы региона, слабая диверсифицированность экономики, низкая активность государственных органов власти по наращиванию инвестиционной привлекательности и развитию инновационно-технических комплексов.
• Наличие «сильных конкурентов» (Республика Татарстан, Нижегородская и Самарская области) в округе снижает инвестиционную привлекательность регионов и усложняет их дальнейшее развитие.
• Практически все регионы приволжского округа имеют в своем портфеле потенциальные точки роста для диверсификации экономики и снижению зависимости доходов бюджета от деятельности добывающих комплексов промышленности.
По итогам анализа управления уровнем конкурентоспособности - теоретического и практического обзора выявлены следующие общие проблемы управления:
• Отсутствие единой методики оценки конкурентоспособности;
• Сложность подбора унифицированных факторов для оценки конкурентоспособности регионов;
• Сложность интерпретации данных;
• Невысокий уровень качества стратегического управления регионами;
• Низке качество и объем статистической региональной базы индикаторов.
Общими рекомендациями для более эффективного управления конкурентоспособностью регионально-экономических систем рекомендуется разработка комплексной методики оценки конкурентоспособности региона применимой для ориентирования на врез конкурентоспособности приближенных регионов для дополнения и возможности восполнения «незаполненных» ниш и учет оценки уровня конкурентоспособности при разработке и актуализации стратегий социально-экономического развития и др.
Внедрение кластеризации в структуру экономической политики регионов представляется важным инструментом экономической политики, обеспечивающей регионам целый ряд возможностей для экономического роста и наращивание конкурентных преимуществ.
Кластеры возникают и успешно развиваются в тех регионах, где существуют объективные условия для формирования этого типа объединений предприятий и организаций. Подобными условиями, во-первых, функционирование групп предприятий, которые тесно связанны технологиями производства конечного продукта, сложившаяся в регионе система распределения ресурсов, разделения труда и специализация отдельных производственных комплексов, поддержка органов управления различных уровней.
В регионах ПФО наблюдается недостаточные высокое качество стратегического планирования, при этом основными слабыми сторонами большинства регионов является высокая зависимость от сырьевой базы региона, слабая диверсифицированность экономики, низкая активность государственных органов власти по наращиванию инвестиционной привлекательности и развитию инновационно-технических комплексов.
Наличие «сильных конкурентов» (Республика Татарстан, Нижегородская и Самарская области) в округе снижает инвестиционную привлекательность регионов и усложняет их дальнейшее развитие.
Практически все регионы приволжского округа имеют в своем портфеле потенциальные точки роста для диверсификации экономики и снижению зависимости доходов бюджета от деятельности добывающих комплексов промышленности.
Анализ по выбранным для расчета основных показателей развития регионов подтвердил выводы, полученные в ходе сравнительной оценки конкурентоспособности, о влиянии «сильных конкурентов» в Приволжском округе, которыми оказались Республика Татарстан, Нижегородская область и Пермский край (Самарская область вошла во вторую группу).
Анализ механизмов управления конкурентоспособности, также подтверждает наличие у регионов «точек роста», которые могут способствовать отходу от экономик «сырьевого типа».
Анализ стратегий показал, что большинство стратегий Приволжского федерального округа актуализируются органами власти, но при этом есть стратегии, основывающиеся на анализе внутренней и внешней среды 2008-201 Ох гг- среди них Удмуртская республика, Республика Мордовия, Марий Эл, Пермский край и Ульяновская область.
Отсутствие проработки механизмов реализации направлений и целей, заданных стратегией наблюдается в большинстве рассмотренных документов, в некоторых наблюдается их полное отсутствие.
Отмечены следующие виды несбалансированности разработки стратегий развития:
• Преобладание анализа текущей ситуации при слабой проработке направлений развития
• Проработка приоритетных направлений развитий при отсутствии стратегии развития по базовым направлениям экономики
• Проработка направлений и целей развития региона при отсутствии описания механизмов реализации поставленных задач и целей.
Выделены следующие рекомендации для повышения эффективности управления конкурентоспособностью регионов:
• Оценка по нескольким методикам измерения конкурентного уровня;
• Проведение дополнительного многостороннего анализа (в т.ч. ретроспективный и ресурсный) региона;
• Передача функции стратегического планирования на аутсорсинг специализированным компаниям;
• Кооперация органов управления при стратегировании с регионами- соседями для работы с актуальной информацией.
На основе выявленных слабых мест (недостаточная проработка механизмов реализации стратегий) был рассмотрен зарубежный опыт программирования и проектного управления для наращивания конкурентоспособности по выделенным группам факторов конкурентоспособности. Рассмотрение зарубежного опыта показало, что существует множество примеров и типов проектов для наращивания определенных регионом конкурентных точек роста.
Наиболее актуальными направлениями деятельности федеральных и региональных властей в области обозначения и наращивания конкурентных преимуществ является развитие стратегического планирования как принятия комплекса методических положений по разработке и реализации стратегий, обеспечение синхронизации процессов формирования стратегических проектов разных уровней власти, контроль за ходом реализации разработанных стратегических документов на основе единых принципов отчетности и ответственности за принимаемые решения.
• выявлена сущность, факторы и подходы, определяющие конкурентоспособность региона;
• выбрана и модифицирована методика, позволяющая оценить конкурентоспособность регионов с учетом специфики исследования;
• апробирована выбранная методика с последующей оценкой
интегральных показателей на регионах Приволжского федерального округа;
• изучена конкурентоспособность в контексте регионального воспроизводства;
• обозначены основные подходы и практические инструменты управления конкурентоспособностью региональных социально-экономических систем;
• выявлены проблемы в сфере управления региональной конкурентоспособностью;
• выявлено влияние концентрации ресурсов на формирование конкурентных преимуществ региона;
• оценена роль стратегии как инструмента развития конкурентоспособности региона;
• обзор зарубежного опыта использования программирования и проектного управления в качестве механизмов реализации стратегий социально-экономического развития.
Результаты анализа теоретического материала по управлению конкурентоспособностью региональных социально-экономических систем показали, что исследование данного направления имеет множество возможностей использования для практических целей развития региональных систем. Исследователи в своих работах по данному направлению опираются на определение понятия с разных исследовательских позиций, среди них можно выделить институциональные, территориально-географические, экономические, социальные, комплексные и др.
В работе осуществлено обобщение подходов к определению конкурентоспособности, применительно к региональным социально-экономическим системам:
• выделяются классические подходы, предполагающие определение уровня высокой конкурентоспособности как обеспеченность факторами производства;
• структурные подходы, основным фокусом которых является определение конкурентоспособности как анализа структуры и условий взаимодействия участников на рынке;
• функциональные подходы рассматривающие конкурентоспособность как непрерывный процесс изменения его уровня, который определяет положение региона в рассматриваемой системе;
• институциональные походы, включающие в себя помимо основных факторов производства влияние социально-экономических институтов территории;
• новые модели экономического развития, имеющие в своей основе технологический прогресс.
По итогам анализа теоритического материала по методологическому инструментарию, выявлено наличие множества методик расчета уровня конкурентоспособности. Каждая методика расчета имеет своим фокусом различные стороны экономики территории и как следствие различный перечень показателей и способов оценки.
С учетом проведенного анализа методик оценки конкурентоспособности автором были выбраны методики Фридман, Речко, ИПСЭР2 - поскольку являются наиболее комплексными в рамках нахождения оптимума учета многосторонности показателей и возможности сбора данных для анализа.
По итогам сравнительной оценки конкурентоспособности регионов ПФО, проведенному в разделе 2.1., сделаны следующие выводы:
1. Регионы характеризуются невысоким качеством стратегического планирования, обусловленное тем, что в большинстве стратегий рассматриваемого федерального округа разработка стратегических приоритетов и мероприятия осуществляется на основе анализа данных 2008 г., 2012 годов.
2. Основными слабыми сторонами большинства регионов федерального округа является высокая зависимость от сырьевой базы, слабая диверсифицированность экономики, низкая активность государственных органов власти по наращиванию инвестиционной привлекательности и развитию инновационно-технических комплексов.
3. Наличие «сильных конкурентов» (Республика Татарстан, Нижегородская и Самарская области) в округе снижает инвестиционную привлекательность регионов и усложняет их дальнейшее развитие.
4. Большинство регионов округа имеют в своем портфеле потенциальные точки роста для диверсификации экономики и снижению зависимости доходов бюджета от деятельности добывающих комплексов промышленности.
По итогам проведенного SWOT-анализа регионов Приволжского федерального округа сделаны следующие выводы:
• Недостаточные качество стратегического планирования, обусловленное тем, что в большинстве стратегий Приволжского федерального округа выделение стратегических приоритетов и мероприятия на основе анализа данных 2008 г., 2012 годов.
• Основными слабыми сторонами большинства регионов является высокая зависимость от сырьевой базы региона, слабая диверсифицированность экономики, низкая активность государственных органов власти по наращиванию инвестиционной привлекательности и развитию инновационно-технических комплексов.
• Наличие «сильных конкурентов» (Республика Татарстан, Нижегородская и Самарская области) в округе снижает инвестиционную привлекательность регионов и усложняет их дальнейшее развитие.
• Практически все регионы приволжского округа имеют в своем портфеле потенциальные точки роста для диверсификации экономики и снижению зависимости доходов бюджета от деятельности добывающих комплексов промышленности.
По итогам анализа управления уровнем конкурентоспособности - теоретического и практического обзора выявлены следующие общие проблемы управления:
• Отсутствие единой методики оценки конкурентоспособности;
• Сложность подбора унифицированных факторов для оценки конкурентоспособности регионов;
• Сложность интерпретации данных;
• Невысокий уровень качества стратегического управления регионами;
• Низке качество и объем статистической региональной базы индикаторов.
Общими рекомендациями для более эффективного управления конкурентоспособностью регионально-экономических систем рекомендуется разработка комплексной методики оценки конкурентоспособности региона применимой для ориентирования на врез конкурентоспособности приближенных регионов для дополнения и возможности восполнения «незаполненных» ниш и учет оценки уровня конкурентоспособности при разработке и актуализации стратегий социально-экономического развития и др.
Внедрение кластеризации в структуру экономической политики регионов представляется важным инструментом экономической политики, обеспечивающей регионам целый ряд возможностей для экономического роста и наращивание конкурентных преимуществ.
Кластеры возникают и успешно развиваются в тех регионах, где существуют объективные условия для формирования этого типа объединений предприятий и организаций. Подобными условиями, во-первых, функционирование групп предприятий, которые тесно связанны технологиями производства конечного продукта, сложившаяся в регионе система распределения ресурсов, разделения труда и специализация отдельных производственных комплексов, поддержка органов управления различных уровней.
В регионах ПФО наблюдается недостаточные высокое качество стратегического планирования, при этом основными слабыми сторонами большинства регионов является высокая зависимость от сырьевой базы региона, слабая диверсифицированность экономики, низкая активность государственных органов власти по наращиванию инвестиционной привлекательности и развитию инновационно-технических комплексов.
Наличие «сильных конкурентов» (Республика Татарстан, Нижегородская и Самарская области) в округе снижает инвестиционную привлекательность регионов и усложняет их дальнейшее развитие.
Практически все регионы приволжского округа имеют в своем портфеле потенциальные точки роста для диверсификации экономики и снижению зависимости доходов бюджета от деятельности добывающих комплексов промышленности.
Анализ по выбранным для расчета основных показателей развития регионов подтвердил выводы, полученные в ходе сравнительной оценки конкурентоспособности, о влиянии «сильных конкурентов» в Приволжском округе, которыми оказались Республика Татарстан, Нижегородская область и Пермский край (Самарская область вошла во вторую группу).
Анализ механизмов управления конкурентоспособности, также подтверждает наличие у регионов «точек роста», которые могут способствовать отходу от экономик «сырьевого типа».
Анализ стратегий показал, что большинство стратегий Приволжского федерального округа актуализируются органами власти, но при этом есть стратегии, основывающиеся на анализе внутренней и внешней среды 2008-201 Ох гг- среди них Удмуртская республика, Республика Мордовия, Марий Эл, Пермский край и Ульяновская область.
Отсутствие проработки механизмов реализации направлений и целей, заданных стратегией наблюдается в большинстве рассмотренных документов, в некоторых наблюдается их полное отсутствие.
Отмечены следующие виды несбалансированности разработки стратегий развития:
• Преобладание анализа текущей ситуации при слабой проработке направлений развития
• Проработка приоритетных направлений развитий при отсутствии стратегии развития по базовым направлениям экономики
• Проработка направлений и целей развития региона при отсутствии описания механизмов реализации поставленных задач и целей.
Выделены следующие рекомендации для повышения эффективности управления конкурентоспособностью регионов:
• Оценка по нескольким методикам измерения конкурентного уровня;
• Проведение дополнительного многостороннего анализа (в т.ч. ретроспективный и ресурсный) региона;
• Передача функции стратегического планирования на аутсорсинг специализированным компаниям;
• Кооперация органов управления при стратегировании с регионами- соседями для работы с актуальной информацией.
На основе выявленных слабых мест (недостаточная проработка механизмов реализации стратегий) был рассмотрен зарубежный опыт программирования и проектного управления для наращивания конкурентоспособности по выделенным группам факторов конкурентоспособности. Рассмотрение зарубежного опыта показало, что существует множество примеров и типов проектов для наращивания определенных регионом конкурентных точек роста.
Наиболее актуальными направлениями деятельности федеральных и региональных властей в области обозначения и наращивания конкурентных преимуществ является развитие стратегического планирования как принятия комплекса методических положений по разработке и реализации стратегий, обеспечение синхронизации процессов формирования стратегических проектов разных уровней власти, контроль за ходом реализации разработанных стратегических документов на основе единых принципов отчетности и ответственности за принимаемые решения.
Подобные работы
- Оценка функционирования кредитных организаций с целью определения социально-экономического развития регионов
Курсовые работы, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ И УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (на материалах Самарской и Саратовской областей)
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



