Введение 3
Глава 1. Религиозные обряды в мифологии удмуртов, персонажи и народный календарь 6
1.1 Мифология и религия удмуртского народа 6
1.2 Трихотомическая структура миров 8
1.3 Божественный пантеон и связанные с ним обряды, поверья 15
Глава 2. Традиционный удмуртский костюм: семантика одетости, орнаменты. 24
2.1 Семантика одетости 25
2.2 Традиционные орнаменты в тканых изделиях 32
Глава 3. Народная медицина 39
Заключение 53
Список источников и литературы 55
Приложения
Во все времена люди трепетно сохраняли и оберегали сведения о прошлом своего народа, о его истории и культуре, о природе родного края, о талантах прославивших его своими трудами, знаниями, искусством. В обширном сообществе народов России весьма существенную роль играют финноугорские (уральские) народы, пространственно занимающие практически весь европейский Север, Волго-Камье и Зауралье. Один из них — удмурты. В каждом народе есть нечто особенное, что представляет всеобщий интерес. Таковой у удмуртов видится их религиозно-мифологическая система. Впрочем, религия и мифология удмуртов никогда не были обделены вниманием — это традиционный сюжет удмуртской этнографии.
Базовой основой удмуртской мифологии является финно-угорская.
Объектом данной работы является духовная культура удмуртов.
Предметом — специфические элементы традиционных образов мифологических существ, семантика традиционной одежды удмуртов и отличительные черты удмуртской народной медицины.
Актуальность данной работы состоит в том, что общая культурная традиция народа формируется на основе регионального многообразия и в данном случае представленный материал помогает раскрыть истоки и охарактеризовать обще удмуртские традиции.
Целью работы является изучение религиозно-мифологических представлений удмуртов Ижевского и Воткинского района Удмуртской республики. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть религиозные обряды в мифологии удмуртов, персонажи и народный календарь.
2. Определить феномен «одетости» в традиционной культуре удмуртов; изучение орнамента и его значения в жизни человека.
3. Обозначить особенности народного врачевания удмуртов.
В данной работе применяются описательный метод, используется сравнительно-исторический метод и качественный метод глубинного интервью.
Обзор литературы показал, что большое количество работ посвящено особенностям религии и мифологии удмуртского народа. Как отмечает В.Е.Владыкин, «...религия и мифология удмуртов никогда не были обделены вниманием - это традиционный сюжет удмуртской этнографии. Именно о религии удмуртов, очевидно в силу ее таинственности и экзотичности больше всего писали в прошлом (каждая четвертая публикация об удмуртах была посвящена их религии). ».
Данная работа опирается на исследования следующих авторов: Владыкин В.Е. «Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов», Христолюбовой Л.С. «Предметный мир обрядов», Первухина Н.Г., Токарева В.Е., Крывелева И.А., Топорова В.Н., Худяков М.Г. В работе были проанализированы исследования ученых XIX - нач. ХХ вв., посвященные этнографии удмуртов (Г.Е.Верещагина, П.М.Богаевского, И.Н.Смирнова, Н.Г.Первухина, Б.Г аврилова и др.)
Источники.
Значительную часть сведений, использованных в работе, составляют полевые материалы, собранные автором в ходе производственной практики (24 интервью). Так же в качестве источника использовался удмуртско-русский словарь Жуйкова С. П., Всеросийская перепись населения за 2010 год, газеты и журналы посвященные мифологии удмуртов, а так же электронные ресурсы (сайт «национальный акцент»).
Научная новизна работы.
В ходе работы мы исследовали современное состояние религиозно-мифологических представлений посредством опроса удмуртского населения.
По новому рассматриваются многие сюжеты, касающиеся содержания обычаев и обрядов удмуртов, фольклора, так и поверий.
В работе исследуется современное моделирование и использование орнаментации одежды удмуртов. Проведенное исследование позволяет получить возможно более полное, целостное и структурированное представление о народной медицине удмуртов.
Рассмотрев религиозные обряды в мифологии удмуртов, персонажи и народный календарь, пределив феномен «одетости» в традиционной культуре удмуртов; изучение орнамента и его значения в жизни человека и обозначив особенности народного врачевания удмуртов, мы пришли к следующим выводам:
1) Мифология удмуртов, являясь одной из важнейших этнических составляющих, достаточно полно характеризует образ жизни, культуру повседневности, материальную и культурную сферы, ментальность этноса. Но в современном мире интерес к удмуртской мифологии, традициям, обычаям и т.д. угасает, а так же теряется самобытность народа под влиянием современных веяний. Сейчас в современном удмуртском обществе вера в мифологические существа сохранилась лишь среди более пожилого населения. Это связано с тем, что молодое поколение не интересуется данной темой, а взрослые (родители) не рассказывают различные мифы и легенды связанные с удмуртской мифологией.
2) Во времена возникновения удмуртского орнамента большое значение придавалось его сакральным свойствам, но со временем он становился традиционным украшением тканей, ковров, росписи и одежды. Сейчас в современном мире этнический дизайн в Удмуртии стремительно набирает обороты. Особым спросом у молодежи пользуются легкие и нарядные платья из демократичных, недорогих тканей - штапеля и льна, которые одновременно отражают и удмуртский народный стиль, и мировые подиумные тенденции. Они уместны не только для семейных праздников, но и для работы в офисе и похода в театр. Сложный традиционный костюм богатый на интересные детали с каждым годом вдохновляет все больше современных дизайнеров. В последнее время в дизайнерском пространстве Удмуртии стало больше новых имен модельеров, работающих над эксклюзивными, стилизованными вещами. Ценно то, что всякая дизайнерская вещь, картина, подвеска, сумка, созданная вручную, существует в единственном экземпляре. Удмуртские дизайнеры сейчас принимают участие в различных фестивалях и выставках народного творчества финно-угорских народов, с любовью сохраняют и развивают богатое наследие, оставленное предками.
3) Народная медицинская культура — это своего рода показатель уровня жизнеспособности и приспособленности этноса к окружающей среде! У удмуртов традиционные приемы врачевания до сих пор бытуют довольно широко, в среде сельского населения они с успехом дополняют, а иногда и заменяют помощь профессиональных медиков, особенно там, где врачебная помощь труднодоступна. Нужно отметить, удмуртская народная медицина сохранила свою этническую самобытность, хотя и позаимствовала немало из опыта соседних и родственных народов. Она возникла и развивалась под воздействием природной среды, климатических условий, хозяйственной деятельности и отражает все изменения в духовной и материальной культуре удмуртского этноса. В основе любого лечебного обряда лежат мифологические представления о болезни и причинах ее возникновения. Необходимость фиксации и изучения удмуртской заговорно-заклинательной традиции обусловлена и тем, что в настоящее время отмечаются факты ее трансформации - использования вместо удмуртских заговоров христианских молитв. В основном влияние православной религии прослеживается на вербальном и атрибутивном уровне. Удмуртская заговорно-заклинательная традиция - неотъемлемая часть народной духовной культуры, которая, благодаря своей утилитарной функции и востребованности, достаточно хорошо сохранилась до наших дней.
1.1. Жуйков С. П. - Удмуртско-русский словарь. - Ижевск: Удкнига, 1931г.- 74с.
1.2. Берктов В.М. Удмуртские народные праздники, обряды и поверья. Трудовая Слава (Кукморская районная газета) 2006г.
1.3. Всеросийская перепись населения 2010 год. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.gks.ru/free doc/new site/perepis2010/croc/perepis itogi1612.ht m.
1.4. Национальный акцент. Статья //Как удмуртское платье модным стало//2015г. [Электронный ресурс]. URL: https: //nazaccent.ru
1.5. Сто сказок удмуртского народа / Сост. Н.П.Кралина. - Ижевск, 1961. №63. - 311 с.
Литература:
2.1. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. - СПб.: Наука, 1993. - 45 с.
2.2. Белицер В.Н. Народная одежда удмуртов (материалы к этногенезу) // ТИЭ. Нов. сер. - М.: Изд-во АН СССР, 1951. - 142 с.
2.3. Богаевский П.М. Очерк быта Сарапульских вотяков // Сб. материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском Этн-ом музее. - М., 1888.- Вып. 3. - С.30.
2.4. Верещагин Г.Е. Остатки язычества у вотяков. - Вятка, 1895. - 86 с.
2.5. Виноградов С. Н. Удмуртские народные узоры и значение их названий // Об удмуртском фольклоре и литературе. Ижевск, 1973. С. 7-14.
2.6. Владыкин В. Е. Календарные обряды и праздники / Этнография удмуртов : учеб.пособие / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. - 2-е изд. перераб. и доп. - Ижевск, 1997. - 97-106с.
2.7. Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. - Ижевск, 1994.
2.8. Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. - Ижевск: Удмуртия, 1994. - 74 с.
2.9. Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. - Ижевск: Удмуртия, 1994. - 76 с.
2.10. Владыкина Т. Г. Знающий (туно) в удмуртской традиционной культуре // Удмуртская мифология. Ижевск, 2004. С. 97-102.
2.11. Волкова Л. А. Аграрный культ и магические действия / - Ижевск, 2003. - С. 307-324.
2.12. Воронцова Е.Н. Пространственная соотнесенность лечебных действий в народной медицине удмуртов //- Самара, 1999. - С.144-146.
2.13. Гришкина М. В. Народные эмпирические знания // История Удмуртии - Ижевск, 2004. - С. 206-207.
2.14. Емельянов А.И. Курс по этнографии вотяков: остатки старинных верований и обрядов у вотяков. - Казань, 1921. - Вып. 3. - 149 с.
2.15. Ильин М.И. Свадебные обычаи и обряды у вотяков // Труды НОИВК. - Ижевск, 1926. - вып. 2.
2.16. Лебедева С.Х. Женские головные уборы Удмуртов // Народное искусство и художественные промыслы Удмуртии. - Ижевск, 1980. - С.35.
2.17. Молчанова Л.А. Удмуртский народный костюм (история и
символика). Ижевск, 2006. — 113 с.
2.18. Молчанова Л.А. Удмуртский народный костюм (история и
символика). Ижевск, 2006. — 132 с.
2.19. Молчанова Л.А. Удмуртский народный костюм (история и символика). Ижевск, 2006. — 102-104 с.
2.20. Напольских В. В. 1997. Из удмуртской мифологии: этимологические этюды. С 69.
2.21. Панина Т.И. Слово и ритуал в народной медицине удмуртов// Монография// с.109-110. Г.Ижевск, 2014г. [Электронный ресурс]. URL: http: //udnii .ru/files/mono grafii.pdf
2.22. Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз I. Вятка, 1888. С. 3.
2.23. Первухин Н.Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз I. Вятка, 1888. С. 3.
2.24. Первухин Н.Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда: В 5-ти эск. - Вятка, 1888 - 1890. - Эск. I. - 105 с.
2.25. Савельева Л.И. Вышивка центральных районов Удмуртии // Искусство Удмуртии. - Ижевск, 1975. - Вып. 1.
2.26. Семенов В.А. Удмуртский народный орнамент. Ижевск: Удмуртия, 1964. — 9 с.293.
2.27. Сидоров А.С. Знахарство, колдовство и порча у народа коми. - Л., 1928. - 15 с.
2.28. Токарев С.А. К методике этнографического изучения материальной культуры // СЭ. - 1970. - № 4. - С. 149, 363.
2.29. Топоров В.Н. Числа // МНМ. - М.: «Сов. Энциклопедия», — 1992. — Т. 2. — С. 630.
2.30. Христолюбова Л.С. Погребальный ритуал удмуртов // Этнокультурные процессы в Удмуртии. - Ижевск, 1978. - С. 71 - 86.
2.31. Чураков В. С. Удмуртские традиционные верования в свете некоторых
лексических реконструкций // ИДНАКАР: Методы историко
культурной реконструкции 1 (1) 2007. С. 52.
2.32. Шумов К.Э. Способы размыкания границ между миром живых и миром неживых и обереги в некоторых жанрах русского фольклора // История и культура Волго-Вятского края. С. 372 - Киров, 1994.