Религиозно-мифологические представления Удмуртов в Ижевском и Воткинском района Удмуртской республики
|
Введение 3
Глава 1. Религиозные обряды в мифологии удмуртов, персонажи и народный календарь 6
1.1 Мифология и религия удмуртского народа 6
1.2 Трихотомическая структура миров 8
1.3 Божественный пантеон и связанные с ним обряды, поверья 15
Глава 2. Традиционный удмуртский костюм: семантика одетости, орнаменты. 24
2.1 Семантика одетости 25
2.2 Традиционные орнаменты в тканых изделиях 32
Глава 3. Народная медицина 39
Заключение 53
Список источников и литературы 55
Приложения
Глава 1. Религиозные обряды в мифологии удмуртов, персонажи и народный календарь 6
1.1 Мифология и религия удмуртского народа 6
1.2 Трихотомическая структура миров 8
1.3 Божественный пантеон и связанные с ним обряды, поверья 15
Глава 2. Традиционный удмуртский костюм: семантика одетости, орнаменты. 24
2.1 Семантика одетости 25
2.2 Традиционные орнаменты в тканых изделиях 32
Глава 3. Народная медицина 39
Заключение 53
Список источников и литературы 55
Приложения
Во все времена люди трепетно сохраняли и оберегали сведения о прошлом своего народа, о его истории и культуре, о природе родного края, о талантах прославивших его своими трудами, знаниями, искусством. В обширном сообществе народов России весьма существенную роль играют финноугорские (уральские) народы, пространственно занимающие практически весь европейский Север, Волго-Камье и Зауралье. Один из них — удмурты. В каждом народе есть нечто особенное, что представляет всеобщий интерес. Таковой у удмуртов видится их религиозно-мифологическая система. Впрочем, религия и мифология удмуртов никогда не были обделены вниманием — это традиционный сюжет удмуртской этнографии.
Базовой основой удмуртской мифологии является финно-угорская.
Объектом данной работы является духовная культура удмуртов.
Предметом — специфические элементы традиционных образов мифологических существ, семантика традиционной одежды удмуртов и отличительные черты удмуртской народной медицины.
Актуальность данной работы состоит в том, что общая культурная традиция народа формируется на основе регионального многообразия и в данном случае представленный материал помогает раскрыть истоки и охарактеризовать обще удмуртские традиции.
Целью работы является изучение религиозно-мифологических представлений удмуртов Ижевского и Воткинского района Удмуртской республики. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть религиозные обряды в мифологии удмуртов, персонажи и народный календарь.
2. Определить феномен «одетости» в традиционной культуре удмуртов; изучение орнамента и его значения в жизни человека.
3. Обозначить особенности народного врачевания удмуртов.
В данной работе применяются описательный метод, используется сравнительно-исторический метод и качественный метод глубинного интервью.
Обзор литературы показал, что большое количество работ посвящено особенностям религии и мифологии удмуртского народа. Как отмечает В.Е.Владыкин, «...религия и мифология удмуртов никогда не были обделены вниманием - это традиционный сюжет удмуртской этнографии. Именно о религии удмуртов, очевидно в силу ее таинственности и экзотичности больше всего писали в прошлом (каждая четвертая публикация об удмуртах была посвящена их религии). ».
Данная работа опирается на исследования следующих авторов: Владыкин В.Е. «Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов», Христолюбовой Л.С. «Предметный мир обрядов», Первухина Н.Г., Токарева В.Е., Крывелева И.А., Топорова В.Н., Худяков М.Г. В работе были проанализированы исследования ученых XIX - нач. ХХ вв., посвященные этнографии удмуртов (Г.Е.Верещагина, П.М.Богаевского, И.Н.Смирнова, Н.Г.Первухина, Б.Г аврилова и др.)
Источники.
Значительную часть сведений, использованных в работе, составляют полевые материалы, собранные автором в ходе производственной практики (24 интервью). Так же в качестве источника использовался удмуртско-русский словарь Жуйкова С. П., Всеросийская перепись населения за 2010 год, газеты и журналы посвященные мифологии удмуртов, а так же электронные ресурсы (сайт «национальный акцент»).
Научная новизна работы.
В ходе работы мы исследовали современное состояние религиозно-мифологических представлений посредством опроса удмуртского населения.
По новому рассматриваются многие сюжеты, касающиеся содержания обычаев и обрядов удмуртов, фольклора, так и поверий.
В работе исследуется современное моделирование и использование орнаментации одежды удмуртов. Проведенное исследование позволяет получить возможно более полное, целостное и структурированное представление о народной медицине удмуртов.
Базовой основой удмуртской мифологии является финно-угорская.
Объектом данной работы является духовная культура удмуртов.
Предметом — специфические элементы традиционных образов мифологических существ, семантика традиционной одежды удмуртов и отличительные черты удмуртской народной медицины.
Актуальность данной работы состоит в том, что общая культурная традиция народа формируется на основе регионального многообразия и в данном случае представленный материал помогает раскрыть истоки и охарактеризовать обще удмуртские традиции.
Целью работы является изучение религиозно-мифологических представлений удмуртов Ижевского и Воткинского района Удмуртской республики. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть религиозные обряды в мифологии удмуртов, персонажи и народный календарь.
2. Определить феномен «одетости» в традиционной культуре удмуртов; изучение орнамента и его значения в жизни человека.
3. Обозначить особенности народного врачевания удмуртов.
В данной работе применяются описательный метод, используется сравнительно-исторический метод и качественный метод глубинного интервью.
Обзор литературы показал, что большое количество работ посвящено особенностям религии и мифологии удмуртского народа. Как отмечает В.Е.Владыкин, «...религия и мифология удмуртов никогда не были обделены вниманием - это традиционный сюжет удмуртской этнографии. Именно о религии удмуртов, очевидно в силу ее таинственности и экзотичности больше всего писали в прошлом (каждая четвертая публикация об удмуртах была посвящена их религии). ».
Данная работа опирается на исследования следующих авторов: Владыкин В.Е. «Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов», Христолюбовой Л.С. «Предметный мир обрядов», Первухина Н.Г., Токарева В.Е., Крывелева И.А., Топорова В.Н., Худяков М.Г. В работе были проанализированы исследования ученых XIX - нач. ХХ вв., посвященные этнографии удмуртов (Г.Е.Верещагина, П.М.Богаевского, И.Н.Смирнова, Н.Г.Первухина, Б.Г аврилова и др.)
Источники.
Значительную часть сведений, использованных в работе, составляют полевые материалы, собранные автором в ходе производственной практики (24 интервью). Так же в качестве источника использовался удмуртско-русский словарь Жуйкова С. П., Всеросийская перепись населения за 2010 год, газеты и журналы посвященные мифологии удмуртов, а так же электронные ресурсы (сайт «национальный акцент»).
Научная новизна работы.
В ходе работы мы исследовали современное состояние религиозно-мифологических представлений посредством опроса удмуртского населения.
По новому рассматриваются многие сюжеты, касающиеся содержания обычаев и обрядов удмуртов, фольклора, так и поверий.
В работе исследуется современное моделирование и использование орнаментации одежды удмуртов. Проведенное исследование позволяет получить возможно более полное, целостное и структурированное представление о народной медицине удмуртов.
Рассмотрев религиозные обряды в мифологии удмуртов, персонажи и народный календарь, пределив феномен «одетости» в традиционной культуре удмуртов; изучение орнамента и его значения в жизни человека и обозначив особенности народного врачевания удмуртов, мы пришли к следующим выводам:
1) Мифология удмуртов, являясь одной из важнейших этнических составляющих, достаточно полно характеризует образ жизни, культуру повседневности, материальную и культурную сферы, ментальность этноса. Но в современном мире интерес к удмуртской мифологии, традициям, обычаям и т.д. угасает, а так же теряется самобытность народа под влиянием современных веяний. Сейчас в современном удмуртском обществе вера в мифологические существа сохранилась лишь среди более пожилого населения. Это связано с тем, что молодое поколение не интересуется данной темой, а взрослые (родители) не рассказывают различные мифы и легенды связанные с удмуртской мифологией.
2) Во времена возникновения удмуртского орнамента большое значение придавалось его сакральным свойствам, но со временем он становился традиционным украшением тканей, ковров, росписи и одежды. Сейчас в современном мире этнический дизайн в Удмуртии стремительно набирает обороты. Особым спросом у молодежи пользуются легкие и нарядные платья из демократичных, недорогих тканей - штапеля и льна, которые одновременно отражают и удмуртский народный стиль, и мировые подиумные тенденции. Они уместны не только для семейных праздников, но и для работы в офисе и похода в театр. Сложный традиционный костюм богатый на интересные детали с каждым годом вдохновляет все больше современных дизайнеров. В последнее время в дизайнерском пространстве Удмуртии стало больше новых имен модельеров, работающих над эксклюзивными, стилизованными вещами. Ценно то, что всякая дизайнерская вещь, картина, подвеска, сумка, созданная вручную, существует в единственном экземпляре. Удмуртские дизайнеры сейчас принимают участие в различных фестивалях и выставках народного творчества финно-угорских народов, с любовью сохраняют и развивают богатое наследие, оставленное предками.
3) Народная медицинская культура — это своего рода показатель уровня жизнеспособности и приспособленности этноса к окружающей среде! У удмуртов традиционные приемы врачевания до сих пор бытуют довольно широко, в среде сельского населения они с успехом дополняют, а иногда и заменяют помощь профессиональных медиков, особенно там, где врачебная помощь труднодоступна. Нужно отметить, удмуртская народная медицина сохранила свою этническую самобытность, хотя и позаимствовала немало из опыта соседних и родственных народов. Она возникла и развивалась под воздействием природной среды, климатических условий, хозяйственной деятельности и отражает все изменения в духовной и материальной культуре удмуртского этноса. В основе любого лечебного обряда лежат мифологические представления о болезни и причинах ее возникновения. Необходимость фиксации и изучения удмуртской заговорно-заклинательной традиции обусловлена и тем, что в настоящее время отмечаются факты ее трансформации - использования вместо удмуртских заговоров христианских молитв. В основном влияние православной религии прослеживается на вербальном и атрибутивном уровне. Удмуртская заговорно-заклинательная традиция - неотъемлемая часть народной духовной культуры, которая, благодаря своей утилитарной функции и востребованности, достаточно хорошо сохранилась до наших дней.
1) Мифология удмуртов, являясь одной из важнейших этнических составляющих, достаточно полно характеризует образ жизни, культуру повседневности, материальную и культурную сферы, ментальность этноса. Но в современном мире интерес к удмуртской мифологии, традициям, обычаям и т.д. угасает, а так же теряется самобытность народа под влиянием современных веяний. Сейчас в современном удмуртском обществе вера в мифологические существа сохранилась лишь среди более пожилого населения. Это связано с тем, что молодое поколение не интересуется данной темой, а взрослые (родители) не рассказывают различные мифы и легенды связанные с удмуртской мифологией.
2) Во времена возникновения удмуртского орнамента большое значение придавалось его сакральным свойствам, но со временем он становился традиционным украшением тканей, ковров, росписи и одежды. Сейчас в современном мире этнический дизайн в Удмуртии стремительно набирает обороты. Особым спросом у молодежи пользуются легкие и нарядные платья из демократичных, недорогих тканей - штапеля и льна, которые одновременно отражают и удмуртский народный стиль, и мировые подиумные тенденции. Они уместны не только для семейных праздников, но и для работы в офисе и похода в театр. Сложный традиционный костюм богатый на интересные детали с каждым годом вдохновляет все больше современных дизайнеров. В последнее время в дизайнерском пространстве Удмуртии стало больше новых имен модельеров, работающих над эксклюзивными, стилизованными вещами. Ценно то, что всякая дизайнерская вещь, картина, подвеска, сумка, созданная вручную, существует в единственном экземпляре. Удмуртские дизайнеры сейчас принимают участие в различных фестивалях и выставках народного творчества финно-угорских народов, с любовью сохраняют и развивают богатое наследие, оставленное предками.
3) Народная медицинская культура — это своего рода показатель уровня жизнеспособности и приспособленности этноса к окружающей среде! У удмуртов традиционные приемы врачевания до сих пор бытуют довольно широко, в среде сельского населения они с успехом дополняют, а иногда и заменяют помощь профессиональных медиков, особенно там, где врачебная помощь труднодоступна. Нужно отметить, удмуртская народная медицина сохранила свою этническую самобытность, хотя и позаимствовала немало из опыта соседних и родственных народов. Она возникла и развивалась под воздействием природной среды, климатических условий, хозяйственной деятельности и отражает все изменения в духовной и материальной культуре удмуртского этноса. В основе любого лечебного обряда лежат мифологические представления о болезни и причинах ее возникновения. Необходимость фиксации и изучения удмуртской заговорно-заклинательной традиции обусловлена и тем, что в настоящее время отмечаются факты ее трансформации - использования вместо удмуртских заговоров христианских молитв. В основном влияние православной религии прослеживается на вербальном и атрибутивном уровне. Удмуртская заговорно-заклинательная традиция - неотъемлемая часть народной духовной культуры, которая, благодаря своей утилитарной функции и востребованности, достаточно хорошо сохранилась до наших дней.



