СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ АГЛОМЕРАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ В РЕГИОНАХ РОССИИ
|
Введение
1. Теоретические аспекты анализа системы управления стратегическим развитием агломерационных территорий
1.1. Процесс развития агломерационных территорий: этапы и особенности
1.2. Система управления стратегическим развитием агломерационной территории
1.3. Нормативно-правовая база по стратегическому управлению агломерационными территориями в Российской Федерации
2. Практические аспекты анализа стратегического развития агломерационных территорий
2.1. Оценка уровня социально-экономического развития агломерационных территорий в регионах России
2.2. Оценка уровня развития транспортной инфраструктуры как фактора формирования агломерационных территорий
2.3. Анализ взаимовлияния социально-экономического развития
агломераций и уровня развития транспортной инфраструктуры
3. Оценка системы управления развитием агломерационных территорий в регионах России и направления ее совершенствования
3.1. Оценка систем управления стратегическим развитием агломерационных территорий: сравнительный анализ
3.2. Модель управления агломерационными территориями в регионах России: возможные направления развития
3.3. Комплекс мероприятий стратегического планирования по стимулированию развития агломерационных территорий России Заключение
Список использованных источников
Приложения
1. Теоретические аспекты анализа системы управления стратегическим развитием агломерационных территорий
1.1. Процесс развития агломерационных территорий: этапы и особенности
1.2. Система управления стратегическим развитием агломерационной территории
1.3. Нормативно-правовая база по стратегическому управлению агломерационными территориями в Российской Федерации
2. Практические аспекты анализа стратегического развития агломерационных территорий
2.1. Оценка уровня социально-экономического развития агломерационных территорий в регионах России
2.2. Оценка уровня развития транспортной инфраструктуры как фактора формирования агломерационных территорий
2.3. Анализ взаимовлияния социально-экономического развития
агломераций и уровня развития транспортной инфраструктуры
3. Оценка системы управления развитием агломерационных территорий в регионах России и направления ее совершенствования
3.1. Оценка систем управления стратегическим развитием агломерационных территорий: сравнительный анализ
3.2. Модель управления агломерационными территориями в регионах России: возможные направления развития
3.3. Комплекс мероприятий стратегического планирования по стимулированию развития агломерационных территорий России Заключение
Список использованных источников
Приложения
Актуальность темы исследования. Формирование агломерационных территорий в регионах Российской Федерации в течение ряда последних лет стало одним из стратегических приоритетов развития страны. Так, на прошедших в 2017-2018 гг. Гайдаровском форуме и ПМЭФ А. Л. Кудрин, на тот момент Председатель Совета фонда «Центр стратегических разработок», отмечал, что для стимулирования развития страны необходимо формирование на европейской и азиатской её части 10-15 агломераций. По мнению А.Л. Кудрина, агломерации станут «центрами соединения технологий и интеллектуального потенциала, социального капитала и качества жизни».
Утверждённые в то же время Указом Президента №13 от 16.01.2017 г. Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года законодательно закрепили в пи. «г» и. 8 развитие крупных городских агломераций в качестве одного из важнейших стратегических условий экономического, технологического и инвестиционного развития страны.
Агломерационные территории как практика пространственного развития получили широкое развитие как за рубежом, так и в Российской Федерации. Однако несмотря на наличие достаточной теоретической базы по данной тематике, отсутствие единой методологической базы исследования, специального правового регулирования отрицательно влияет на формирование и развитие агломерационных территорий на практике, а также на стратегическое видение их будущих состояний.
В силу этого имеет место недостаточно эффективное управление агломерационным территориями, а особенно, их стратегическим развитием. Следовательно, наблюдается необходимость комплексного управления стратегическим развитием агломерационных территорий, начиная с определения нормативно-правовой базы по стратегическому управлению агломерационными территориями и заканчивая разработкой модели управления их развитием и комплекса мероприятий стратегического планирования по стимулированию их развития.
Степень научной разработанности. Проблемам пространственного развития и связанного с ними экономического эффекта с XVIII в. уделяли внимание классики региональной науки Р. Кантильон, Д. Рикардо, А. Смит. Выдвинутые в конце XIX в. А. Вебером, В. Кристаллером, А. Маршаллом, И. Тюненом теории агломерационных факторов размещения производства до сих пор являются базой для многих видных учёных. Среди современных учёных теоретические аспекты развития агломерационных территорий рассматривают У. Айзард, П. Кругман, М. Фуджита и др.
В отечественной науке взаимосвязи между городским и региональным развитием и развитием агломерационных территорий начинают рассматривать со второй половины XX в. Так, среди отечественных учёных теоретическую базу развития агломерационных зон составляют труды Е.Г. Анимицы, И.В. Волчковой, В.Л. Глазычева, Б.М. Гринчеля, Г.М. Лаппо, Н.В. Зубаревич, П.М. Поляна и др.
Пространственному расположению и определению границ агломерационных территорий уделяли внимание в своих трудах В.Г. Давидович, И.Н. Заславский, Г.М. Лаппо, Е.Н. Перцик, П.М. Полян и др.
Определение организационных механизмов управления развитием агломерационных зон можно увидеть в работах Ю.М. Алпатова, С.С. Артоболевского, Р.В. Бабуна, М.А. Винокурова, И.В. Волчковой, В.Л. Глазычева, М.В. Зинченко, М.А. Михайловой, Л.Г. Рагозиной, А.А. Угрюмовой и др.
В частности, исследование учёного-регионалиста Е.Г. Анимицы «Исследование пространственно-временной парадигмы эволюционного развития городов» имеет большую значимость при анализе агломерационных тенденций. Монографии и иные научные труды В.Л. Глазычева, среди которых «Политическая экономия города» , «Город без границ» содержат положения по организации и развитию городской среды. Г.М.Лаппо является автором концепции каркасно-сетевой структуры территории, которая и по сей день является господствующей концепцией в российской геоурбанистике.
Е.Н. Перцик в работе «Крупные городские агломерации: развитие, проблемы проектирования» рассматривает критерии выделения городских агломераций, проекты развития городских агломераций и их территориальную структуру. Работы И.В. Волчковой «Управление формированием и социальноэкономическим развитием городских агломераций, «Теория и практика управления развитием агломерации» у посвящена вопросам управления процессами формирования, функционирования и развития городских агломераций, предложены модели управления формированием и социальноэкономическим развитием городских агломераций.
Среди зарубежных экспертов по проблемам развития агломерационных территорий можно отметить Д. Вайнштайна, Е. Елейзера, Дж. Джакобса, Т. Мориа, М. Портера, П. Ромера, А. Чикконе, Р.В. Эбертса и др. Так, Дж. Джакобсом в 1969 г. было сделано предположение о роли города как источника экономического роста и развития, на чём в дальнейшем строилась урбанистика как наука. Д. Вайнштайн, Е. Елейзер в теории случайного роста объяснили возникновение агломерационных зон как ответа на сильные внезапные внешние шоки. Представители теории агломераций (например, П. Ромер) связывают возникновение агломерационных зон с понятием возрастающей отдачи от масштаба.
Кроме того, изучением агломерационного развития занимались A.V. Shmidt, V.S. Antonyuk, A. Francini , J. Wetwitoo, H. Kato , F. Van Oort, N. Bosma , M. Drut, A. Mahieux , Zhou Bo, H. Qu, N. Li и др. Так, в работе A.V. Shmidt, V.S. Antonyuk, A. Francini изучены положительные и отрицательные эффекты агломерации в экономической и социальной сферах, в результате чего делается вывод о её целесообразности в случае, если она приносит агломерационную экономию, а также предлагается методика исследования городской агломерации и её роли в региональном развитии.
J. Wetwitoo, Н. Kato, М. Drut, A. Mahieux описывают агломерационные эффекты. Zhou Во, Н. Qu, N. Li описывают агломерацию притяжения, то есть место, в котором сосредоточено несколько достопримечательностей в определенном регионе. С точки зрения туристов, альтернативные аттракционы, географически близкие друг к другу, могут обогатить выбор и опыт путешествий туристов.
Вышеперечисленные научные деятели внесли весомый вклад в разработку рассматриваемых в исследовании проблем.
Целью выпускной квалификационной работы является оценка системы управления стратегическим развитием агломерационных территорий в регионах России и разработка модели управления для стимулирования их эффективного развития.
Достижению указанной цели будет способствовать решение следующих задач:
— рассмотреть этапы развития агломерационных территорий и определить их особенности;
— рассмотреть систему управления стратегическим развитием агломерационной территории;
— проанализировать нормативно-правовую базу по стратегическому управлению агломерационными территориями в Российской Федерации;
— разработать методику оценки социально-экономического развития агломерационных территорий и провести анализ;
— определить уровень развития региональной транспортной
инфраструктуры как фактора формирования агломерационных территорий;
— оценить взаимовлияние социально-экономического развития
агломераций и уровня развития транспортной инфраструктуры;
— провести сравнительный анализ систем управления стратегическим развитием агломерационных территорий России;
— разработать модель управления агломерационными территориями в регионах России;
— разработать комплекс мероприятий стратегического планирования по стимулированию развития агломерационных территорий России
Объектом исследования являются регионы России, обладающие крупными городскими агломерациями на своей территории. В Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года выделено 14 регионов - крупнейших центров экономического роста Российской Федерации, на территории которых «ядра» крупнейших городских агломераций (с численностью населения в «ядре» более 1 млн человек). Следовательно, в качестве объектов исследования выступают: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Пермский край, Воронежская область, Красноярский край, Нижегородская область, Новосибирская область, Омская область, Ростовская область, Самарская область, Свердловская область, Челябинская область.
Предметом исследования выступает система управления стратегическим развитием регионов России с учётом агломерационных тенденций.
Теоретическими основами исследования являются теории регионального роста (теории размещения, полюсов роста, городских концентраций, агломераций), фундаментальные и прикладные труды отечественных и зарубежных учёных в области региональной экономики, управления социально-экономическим развитием территорий, разработки организационного механизма управления развитием агломерационных территорий.
Методы исследования. Исследование основано на статистических методах (сбор, обобщение, систематизация данных, группировка и классификация), методе сравнительного анализа, ранжирования, балльнорейтинговом методе, методе многомерной средней, контент-анализе. Практическая часть исследования основывается на четырёх основных методиках: методике оценки систем управления стратегическим развитием агломерационных территорий, методике оценки уровня социально-экономического развития агломерационных территорий, методике оценки уровня развития региональной транспортной инфраструктуры как фактора формирования агломерационных территорий, метод оптимального выбора модели управления городскими агломерациями (автор И.В. Волчкова).
Информационную базу исследования составили:
— нормативные правовые акты федеральных, региональных и муниципальных органов власти;
— научные исследования, опубликованные в отечественных и зарубежных реферативных базах научных трудов (Scopus, Web of Science, Cyberleninka, Science Research и др.);
— сайты государственных и муниципальных органов власти Российской Федерации;
— статистические данные Федеральной службы государственной статистики России и её территориальных органов, в том числе сведения Базы данных муниципальных образований;
— периодические и монографические публикации.
Выдвинуты следующие гипотезы:
1) прослеживается прямая взаимосвязь между социальноэкономическим и инфраструктурным развитием агломерационных территорий и управлением их стратегическим развитием;
2) агломерационные территории, за исключением Московской и Санкт-Петербургской, которые развиваются эволюционно, являются искусственно созданными в результате стратегического управления территориями.
Научная новизна работы заключается в том, что составлена авторская методика оценки уровня социально-экономического развития агломерационных территорий с учётом территориальных особенностей. Предложена модель управления агломерационными территориями, содержащая основные этапы формирования системы управления; систему нормативного, организационного, ресурсного обеспечения процессов управления.
Результаты исследования способны повлиять на дальнейшие работы в рамках изучения агломерационных тенденций в Российской Федерации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволит органам государственной власти формировать региональную политику с учётом а) эффективных механизмов управления агломерационными территориями; б) особенностей социально-экономического развития агломераций; в) готовности инфраструктуры регионов для агломерационного развития. Полученные результаты можно рекомендовать для апробации в управлении формированием и развитием городских агломераций Российской Федерации.
Апробация результатов исследования. Отдельные положения выпускной квалификационной работы доложены и обсуждены на итоговой конференции студентов кафедры «Государственного и муниципального управления» ИУЭФ КФУ в 2018 г., а также опубликованы в журналах «Управление» №4 2018 г. (С. 10-15) и «Вектор экономики» №5 2018 г. (С. 258261).
Объём и структура выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, включающих в себя 9 параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
В первой главе выпускной квалификационной работы «Теоретические аспекты анализа системы управления стратегическим развитием агломерационных территорий» даётся характеристика системы управления стратегическим развитием региона, процесса развития агломерационных зон с учётом основных этапов и особенностей, а также анализируется нормативно-правовая база по стратегическому управлению агломерационными территориями Российской Федерации.
Вторая глава «Практические аспекты анализа системы управления стратегическим развитием агломерационных территорий» включает в себя расчётную часть: оценка уровня социально-экономического развития агломерационных территорий в регионах России, оценка уровня развития региональной транспортной инфраструктуры как фактора формирования агломерационных территорий и, как итог, анализ взаимовлияния социально-экономического развития агломераций и уровня развития транспортной инфраструктуры.
В третьей главе «Направления совершенствования системы управления развитием агломерационных территорий в регионах России» проведена оценка систем управления стратегическим развитием регионов, разработана модель управления агломерационными территориями в регионах России с учётом особенностей их социально-экономического развития и предложен комплекс мероприятий в рамках стратегического планирования по стимулированию развития агломерационных территорий.
Утверждённые в то же время Указом Президента №13 от 16.01.2017 г. Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года законодательно закрепили в пи. «г» и. 8 развитие крупных городских агломераций в качестве одного из важнейших стратегических условий экономического, технологического и инвестиционного развития страны.
Агломерационные территории как практика пространственного развития получили широкое развитие как за рубежом, так и в Российской Федерации. Однако несмотря на наличие достаточной теоретической базы по данной тематике, отсутствие единой методологической базы исследования, специального правового регулирования отрицательно влияет на формирование и развитие агломерационных территорий на практике, а также на стратегическое видение их будущих состояний.
В силу этого имеет место недостаточно эффективное управление агломерационным территориями, а особенно, их стратегическим развитием. Следовательно, наблюдается необходимость комплексного управления стратегическим развитием агломерационных территорий, начиная с определения нормативно-правовой базы по стратегическому управлению агломерационными территориями и заканчивая разработкой модели управления их развитием и комплекса мероприятий стратегического планирования по стимулированию их развития.
Степень научной разработанности. Проблемам пространственного развития и связанного с ними экономического эффекта с XVIII в. уделяли внимание классики региональной науки Р. Кантильон, Д. Рикардо, А. Смит. Выдвинутые в конце XIX в. А. Вебером, В. Кристаллером, А. Маршаллом, И. Тюненом теории агломерационных факторов размещения производства до сих пор являются базой для многих видных учёных. Среди современных учёных теоретические аспекты развития агломерационных территорий рассматривают У. Айзард, П. Кругман, М. Фуджита и др.
В отечественной науке взаимосвязи между городским и региональным развитием и развитием агломерационных территорий начинают рассматривать со второй половины XX в. Так, среди отечественных учёных теоретическую базу развития агломерационных зон составляют труды Е.Г. Анимицы, И.В. Волчковой, В.Л. Глазычева, Б.М. Гринчеля, Г.М. Лаппо, Н.В. Зубаревич, П.М. Поляна и др.
Пространственному расположению и определению границ агломерационных территорий уделяли внимание в своих трудах В.Г. Давидович, И.Н. Заславский, Г.М. Лаппо, Е.Н. Перцик, П.М. Полян и др.
Определение организационных механизмов управления развитием агломерационных зон можно увидеть в работах Ю.М. Алпатова, С.С. Артоболевского, Р.В. Бабуна, М.А. Винокурова, И.В. Волчковой, В.Л. Глазычева, М.В. Зинченко, М.А. Михайловой, Л.Г. Рагозиной, А.А. Угрюмовой и др.
В частности, исследование учёного-регионалиста Е.Г. Анимицы «Исследование пространственно-временной парадигмы эволюционного развития городов» имеет большую значимость при анализе агломерационных тенденций. Монографии и иные научные труды В.Л. Глазычева, среди которых «Политическая экономия города» , «Город без границ» содержат положения по организации и развитию городской среды. Г.М.Лаппо является автором концепции каркасно-сетевой структуры территории, которая и по сей день является господствующей концепцией в российской геоурбанистике.
Е.Н. Перцик в работе «Крупные городские агломерации: развитие, проблемы проектирования» рассматривает критерии выделения городских агломераций, проекты развития городских агломераций и их территориальную структуру. Работы И.В. Волчковой «Управление формированием и социальноэкономическим развитием городских агломераций, «Теория и практика управления развитием агломерации» у посвящена вопросам управления процессами формирования, функционирования и развития городских агломераций, предложены модели управления формированием и социальноэкономическим развитием городских агломераций.
Среди зарубежных экспертов по проблемам развития агломерационных территорий можно отметить Д. Вайнштайна, Е. Елейзера, Дж. Джакобса, Т. Мориа, М. Портера, П. Ромера, А. Чикконе, Р.В. Эбертса и др. Так, Дж. Джакобсом в 1969 г. было сделано предположение о роли города как источника экономического роста и развития, на чём в дальнейшем строилась урбанистика как наука. Д. Вайнштайн, Е. Елейзер в теории случайного роста объяснили возникновение агломерационных зон как ответа на сильные внезапные внешние шоки. Представители теории агломераций (например, П. Ромер) связывают возникновение агломерационных зон с понятием возрастающей отдачи от масштаба.
Кроме того, изучением агломерационного развития занимались A.V. Shmidt, V.S. Antonyuk, A. Francini , J. Wetwitoo, H. Kato , F. Van Oort, N. Bosma , M. Drut, A. Mahieux , Zhou Bo, H. Qu, N. Li и др. Так, в работе A.V. Shmidt, V.S. Antonyuk, A. Francini изучены положительные и отрицательные эффекты агломерации в экономической и социальной сферах, в результате чего делается вывод о её целесообразности в случае, если она приносит агломерационную экономию, а также предлагается методика исследования городской агломерации и её роли в региональном развитии.
J. Wetwitoo, Н. Kato, М. Drut, A. Mahieux описывают агломерационные эффекты. Zhou Во, Н. Qu, N. Li описывают агломерацию притяжения, то есть место, в котором сосредоточено несколько достопримечательностей в определенном регионе. С точки зрения туристов, альтернативные аттракционы, географически близкие друг к другу, могут обогатить выбор и опыт путешествий туристов.
Вышеперечисленные научные деятели внесли весомый вклад в разработку рассматриваемых в исследовании проблем.
Целью выпускной квалификационной работы является оценка системы управления стратегическим развитием агломерационных территорий в регионах России и разработка модели управления для стимулирования их эффективного развития.
Достижению указанной цели будет способствовать решение следующих задач:
— рассмотреть этапы развития агломерационных территорий и определить их особенности;
— рассмотреть систему управления стратегическим развитием агломерационной территории;
— проанализировать нормативно-правовую базу по стратегическому управлению агломерационными территориями в Российской Федерации;
— разработать методику оценки социально-экономического развития агломерационных территорий и провести анализ;
— определить уровень развития региональной транспортной
инфраструктуры как фактора формирования агломерационных территорий;
— оценить взаимовлияние социально-экономического развития
агломераций и уровня развития транспортной инфраструктуры;
— провести сравнительный анализ систем управления стратегическим развитием агломерационных территорий России;
— разработать модель управления агломерационными территориями в регионах России;
— разработать комплекс мероприятий стратегического планирования по стимулированию развития агломерационных территорий России
Объектом исследования являются регионы России, обладающие крупными городскими агломерациями на своей территории. В Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года выделено 14 регионов - крупнейших центров экономического роста Российской Федерации, на территории которых «ядра» крупнейших городских агломераций (с численностью населения в «ядре» более 1 млн человек). Следовательно, в качестве объектов исследования выступают: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Пермский край, Воронежская область, Красноярский край, Нижегородская область, Новосибирская область, Омская область, Ростовская область, Самарская область, Свердловская область, Челябинская область.
Предметом исследования выступает система управления стратегическим развитием регионов России с учётом агломерационных тенденций.
Теоретическими основами исследования являются теории регионального роста (теории размещения, полюсов роста, городских концентраций, агломераций), фундаментальные и прикладные труды отечественных и зарубежных учёных в области региональной экономики, управления социально-экономическим развитием территорий, разработки организационного механизма управления развитием агломерационных территорий.
Методы исследования. Исследование основано на статистических методах (сбор, обобщение, систематизация данных, группировка и классификация), методе сравнительного анализа, ранжирования, балльнорейтинговом методе, методе многомерной средней, контент-анализе. Практическая часть исследования основывается на четырёх основных методиках: методике оценки систем управления стратегическим развитием агломерационных территорий, методике оценки уровня социально-экономического развития агломерационных территорий, методике оценки уровня развития региональной транспортной инфраструктуры как фактора формирования агломерационных территорий, метод оптимального выбора модели управления городскими агломерациями (автор И.В. Волчкова).
Информационную базу исследования составили:
— нормативные правовые акты федеральных, региональных и муниципальных органов власти;
— научные исследования, опубликованные в отечественных и зарубежных реферативных базах научных трудов (Scopus, Web of Science, Cyberleninka, Science Research и др.);
— сайты государственных и муниципальных органов власти Российской Федерации;
— статистические данные Федеральной службы государственной статистики России и её территориальных органов, в том числе сведения Базы данных муниципальных образований;
— периодические и монографические публикации.
Выдвинуты следующие гипотезы:
1) прослеживается прямая взаимосвязь между социальноэкономическим и инфраструктурным развитием агломерационных территорий и управлением их стратегическим развитием;
2) агломерационные территории, за исключением Московской и Санкт-Петербургской, которые развиваются эволюционно, являются искусственно созданными в результате стратегического управления территориями.
Научная новизна работы заключается в том, что составлена авторская методика оценки уровня социально-экономического развития агломерационных территорий с учётом территориальных особенностей. Предложена модель управления агломерационными территориями, содержащая основные этапы формирования системы управления; систему нормативного, организационного, ресурсного обеспечения процессов управления.
Результаты исследования способны повлиять на дальнейшие работы в рамках изучения агломерационных тенденций в Российской Федерации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволит органам государственной власти формировать региональную политику с учётом а) эффективных механизмов управления агломерационными территориями; б) особенностей социально-экономического развития агломераций; в) готовности инфраструктуры регионов для агломерационного развития. Полученные результаты можно рекомендовать для апробации в управлении формированием и развитием городских агломераций Российской Федерации.
Апробация результатов исследования. Отдельные положения выпускной квалификационной работы доложены и обсуждены на итоговой конференции студентов кафедры «Государственного и муниципального управления» ИУЭФ КФУ в 2018 г., а также опубликованы в журналах «Управление» №4 2018 г. (С. 10-15) и «Вектор экономики» №5 2018 г. (С. 258261).
Объём и структура выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, включающих в себя 9 параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
В первой главе выпускной квалификационной работы «Теоретические аспекты анализа системы управления стратегическим развитием агломерационных территорий» даётся характеристика системы управления стратегическим развитием региона, процесса развития агломерационных зон с учётом основных этапов и особенностей, а также анализируется нормативно-правовая база по стратегическому управлению агломерационными территориями Российской Федерации.
Вторая глава «Практические аспекты анализа системы управления стратегическим развитием агломерационных территорий» включает в себя расчётную часть: оценка уровня социально-экономического развития агломерационных территорий в регионах России, оценка уровня развития региональной транспортной инфраструктуры как фактора формирования агломерационных территорий и, как итог, анализ взаимовлияния социально-экономического развития агломераций и уровня развития транспортной инфраструктуры.
В третьей главе «Направления совершенствования системы управления развитием агломерационных территорий в регионах России» проведена оценка систем управления стратегическим развитием регионов, разработана модель управления агломерационными территориями в регионах России с учётом особенностей их социально-экономического развития и предложен комплекс мероприятий в рамках стратегического планирования по стимулированию развития агломерационных территорий.
В классической отечественной литературе доминирует экономикогеографический подход понимания агломерационных территорий. Так, под агломерацией понимается «фактическое слияние многих городов и населенных пунктов в единое городское поселение, а также само такое поселение»; «территория, охватывающая несколько примыкающих друг к другу населённых пунктов, где расположено большое количество промышленных предприятий и в силу этого происходит переплетение экономических, природоохранных, социальных и иных интересов». Стратегическое управление развитием агломерации состоит в целенаправленной деятельности всех заинтересованных субъектов управления и хозяйствования под руководством органов власти и управления по достижению намеченных рубежей развития на основе эффективной адаптации к изменяющимся параметрам внешней среды.
В процессе изучения стратегического развития агломерационных территорий Российской Федерации при написании выпускной
квалификационной работы нами была поставлена цель оценить систему управления стратегическим развитием агломерационных территорий в регионах России и разработать модель управления для стимулирования их эффективного развития. Кроме того, были выдвинуты две гипотезы, которые впоследствии подтвердились, а именно:
1) Прослеживается прямая взаимосвязь между социально экономическим и инфраструктурным развитием агломерационных территорий и управлением их стратегическим развитием.
2) Агломерационные территории, за исключением Московской и Санкт-Петербургской, являются искусственно созданными.
В выпускной квалификационной работе были изучены основные теоретические подходы, в рамках которых исследуются агломерации, генезис развития городов и городских агломераций в мире. Также описаны этапы и принципы стратегического управления развитием территории и дана схема управления стратегическим развитием территории в Российской Федерации. Кроме того, рассмотрен опыт управления передовыми и крупными агломерациями мира - агломерации Нью-Йорка, Лондона, Пекина и Токио.
Также нами изучены основные методики оценки социальноэкономического развития территории (методики И.В. Волчковой, Н.А. Труновой, В.Л. Сомова, В.А. Маркова, А.В Бровковой), обоснована целесообразность использования балльной методики. Мы проанализировали агломерационные территории Российской Федерации с точки зрения их социально-экономического и инфраструктурного развития за 2014-2018 гг. В первую очередь, мы высчитали значения по каждому из 15 показателей социально-экономического развития посредством суммирования значений данного показателя входящих в агломерацию территорий. Для определения типа социально-экономического развития агломерационной территории и получения обобщающих коэффициентов оценки социально-экономического развития рассчитали среднеарифметическое количество баллов, набранное индикаторами социально-экономического развития по социальному и экономическому факторам путём сравнения со значениями: а) Московской агломерации; б) среднероссийскими показателями.
Расчёты 1С0Ц показали, что ближе всего к уровню Московской агломерации приблизилась Санкт-Петербургская агломерационная территория; следом за ней расположились Казанская и Воронежская агломерации. Расчёты 1ЭК показали, что ближе всего к уровню Московской агломерации приблизилась Санкт-Петербургская агломерационная территория; следом за ней расположилась Нижегородская и Екатеринбургская агломерации. Развитие анализируемых агломераций в социальной сфере и в экономической сфере в целом ниже среднего.
Методика оценки уровня развития региональной транспортной инфраструктуры как фактора формирования агломерационных территорий базировалась на методике А.М. Кудрявцева, Л.Н. Рудневой с учётом корректировки и добавления показателей. Общий показатель развития транспортной инфраструктуры Tpt является наивысшим в Уфимской, Казанской, Красноярской, Пермской и Челябинской агломерациях. В целом, развитие анализируемых агломераций в сфере транспортной инфраструктуры преимущественно выше среднего.
На основе проведённых расчётов было проведена типология развития городских агломераций по методике И.В. Волчковой, согласно которой к самому развитому типу, а именно, к сбалансированной агломерации относится лишь Санкт-Петербургская агломерация, причём только в 2017-2018 гг. Большая часть исследуемых агломераций относится к инфраструктурному типу, Новосибирская и Омская агломерации застряли на стадии малоразвитой агломерации, а Нижегородская и Екатеринбургская характеризуются промежуточным состоянием между малоразвитой и инфраструктурной. На основании разработанной типологии предлагаем возможные базовые сценарии развития городских агломераций, наиболее типичные с точки зрения их социально-экономического и инфраструктурного развития: сбалансированный сценарий для сбалансированной агломерации, компенсирующий - для инфраструктурных, догоняющий - для малоразвитых.
Далее нами был изучен механизм управления стратегическим развитием агломерационных территорий Российской Федерации. Были проанализированы стратегии социально-экономического развития агломерационной территории, схемы территориально планирования агломерационной территории, программы развития транспортной инфраструктуры агломерационных территорий, а также их взаимосвязь между собой и с документами региона, орган управления агломерационной территорией. Итак, полный комплекс управления стратегическим развитием агломерационных территорий наблюдается только в Красноярской агломерации. Наличием также полного комплекса документов стратегического планирования, но когда ряд документов находится на стадии разработки, характеризуются Екатеринбургская и Челябинская агломерации. В 10 агломерациях из 14 создан орган управления агломерационным развитием (кроме Московской, Воронежской, Омской и Екатеринбургской агломераций).
Проранжировав агломерации, определили, что к агломерациям с высоким уровнем развитости системы управления социально-экономическим развитием относится лишь Красноярская. Низкий уровень развития системы планирования на сегодняшний день можно отметить в Омской, Воронежской, Пермской, Нижегородской, Казанской, Екатеринбургской, Челябинской, Московской агломерациях. Остальные агломерации, а именно, Санкт- Петербургскую, Уфимскую, Самарско-Тольяттинскую, Ростовскую, Новосибирскую, можно отнести к средней группе.
Нами предложена модель управления стратегическим развитием агломераций Российской Федерации, которая включает в себя Совет агломерации (Координационный совет), Дирекцию, Общественный совещательный орган. Кроме того, нами определены основные проблемы стратегического развития агломераций, среди которых: отсутствие Совета агломерации или Координационного совета агломерации, исполнительного органа - Дирекции, рабочих групп по развитию агломерации, информационного портала проекта по развитию агломерации, Общественного совещательного органа по вопросам функционирования и развития агломерации при Совете агломерации (Координационном совете агломерации). Также нами выделен блок проблем социально-экономического и инфраструктурного развития, среди которых: отрицательный прирост населения, снижение миграционного притока населения и миграционная убыль, проблема нехватки благоустроенного жилья, низкий объём инвестиций в основной капитал на душу населения, среднемесячная заработная плата работников организаций агломераций ниже по отношению к среднемесячной заработной плате работников организаций в целом по РФ, высокий уровень безработицы, проблема низкой плотности транспортной сети и транспортной дискриминации населения агломераций.
Итак, следует отметить, что стратегической целью развития регионов и агломерационных территорий является устойчивое улучшение качества жизни населения за счёт повышения производительности труда и формирования конкурентоспособной экономики. Таким образом, в целях обеспечение комплексного и гармоничного социально-экономического развития агломерационной территории и региона необходимо эффективно использовать позитивные факторы взаимовлияния, а так же ликвидировать или ограничивать влияние негативных факторов.
В процессе изучения стратегического развития агломерационных территорий Российской Федерации при написании выпускной
квалификационной работы нами была поставлена цель оценить систему управления стратегическим развитием агломерационных территорий в регионах России и разработать модель управления для стимулирования их эффективного развития. Кроме того, были выдвинуты две гипотезы, которые впоследствии подтвердились, а именно:
1) Прослеживается прямая взаимосвязь между социально экономическим и инфраструктурным развитием агломерационных территорий и управлением их стратегическим развитием.
2) Агломерационные территории, за исключением Московской и Санкт-Петербургской, являются искусственно созданными.
В выпускной квалификационной работе были изучены основные теоретические подходы, в рамках которых исследуются агломерации, генезис развития городов и городских агломераций в мире. Также описаны этапы и принципы стратегического управления развитием территории и дана схема управления стратегическим развитием территории в Российской Федерации. Кроме того, рассмотрен опыт управления передовыми и крупными агломерациями мира - агломерации Нью-Йорка, Лондона, Пекина и Токио.
Также нами изучены основные методики оценки социальноэкономического развития территории (методики И.В. Волчковой, Н.А. Труновой, В.Л. Сомова, В.А. Маркова, А.В Бровковой), обоснована целесообразность использования балльной методики. Мы проанализировали агломерационные территории Российской Федерации с точки зрения их социально-экономического и инфраструктурного развития за 2014-2018 гг. В первую очередь, мы высчитали значения по каждому из 15 показателей социально-экономического развития посредством суммирования значений данного показателя входящих в агломерацию территорий. Для определения типа социально-экономического развития агломерационной территории и получения обобщающих коэффициентов оценки социально-экономического развития рассчитали среднеарифметическое количество баллов, набранное индикаторами социально-экономического развития по социальному и экономическому факторам путём сравнения со значениями: а) Московской агломерации; б) среднероссийскими показателями.
Расчёты 1С0Ц показали, что ближе всего к уровню Московской агломерации приблизилась Санкт-Петербургская агломерационная территория; следом за ней расположились Казанская и Воронежская агломерации. Расчёты 1ЭК показали, что ближе всего к уровню Московской агломерации приблизилась Санкт-Петербургская агломерационная территория; следом за ней расположилась Нижегородская и Екатеринбургская агломерации. Развитие анализируемых агломераций в социальной сфере и в экономической сфере в целом ниже среднего.
Методика оценки уровня развития региональной транспортной инфраструктуры как фактора формирования агломерационных территорий базировалась на методике А.М. Кудрявцева, Л.Н. Рудневой с учётом корректировки и добавления показателей. Общий показатель развития транспортной инфраструктуры Tpt является наивысшим в Уфимской, Казанской, Красноярской, Пермской и Челябинской агломерациях. В целом, развитие анализируемых агломераций в сфере транспортной инфраструктуры преимущественно выше среднего.
На основе проведённых расчётов было проведена типология развития городских агломераций по методике И.В. Волчковой, согласно которой к самому развитому типу, а именно, к сбалансированной агломерации относится лишь Санкт-Петербургская агломерация, причём только в 2017-2018 гг. Большая часть исследуемых агломераций относится к инфраструктурному типу, Новосибирская и Омская агломерации застряли на стадии малоразвитой агломерации, а Нижегородская и Екатеринбургская характеризуются промежуточным состоянием между малоразвитой и инфраструктурной. На основании разработанной типологии предлагаем возможные базовые сценарии развития городских агломераций, наиболее типичные с точки зрения их социально-экономического и инфраструктурного развития: сбалансированный сценарий для сбалансированной агломерации, компенсирующий - для инфраструктурных, догоняющий - для малоразвитых.
Далее нами был изучен механизм управления стратегическим развитием агломерационных территорий Российской Федерации. Были проанализированы стратегии социально-экономического развития агломерационной территории, схемы территориально планирования агломерационной территории, программы развития транспортной инфраструктуры агломерационных территорий, а также их взаимосвязь между собой и с документами региона, орган управления агломерационной территорией. Итак, полный комплекс управления стратегическим развитием агломерационных территорий наблюдается только в Красноярской агломерации. Наличием также полного комплекса документов стратегического планирования, но когда ряд документов находится на стадии разработки, характеризуются Екатеринбургская и Челябинская агломерации. В 10 агломерациях из 14 создан орган управления агломерационным развитием (кроме Московской, Воронежской, Омской и Екатеринбургской агломераций).
Проранжировав агломерации, определили, что к агломерациям с высоким уровнем развитости системы управления социально-экономическим развитием относится лишь Красноярская. Низкий уровень развития системы планирования на сегодняшний день можно отметить в Омской, Воронежской, Пермской, Нижегородской, Казанской, Екатеринбургской, Челябинской, Московской агломерациях. Остальные агломерации, а именно, Санкт- Петербургскую, Уфимскую, Самарско-Тольяттинскую, Ростовскую, Новосибирскую, можно отнести к средней группе.
Нами предложена модель управления стратегическим развитием агломераций Российской Федерации, которая включает в себя Совет агломерации (Координационный совет), Дирекцию, Общественный совещательный орган. Кроме того, нами определены основные проблемы стратегического развития агломераций, среди которых: отсутствие Совета агломерации или Координационного совета агломерации, исполнительного органа - Дирекции, рабочих групп по развитию агломерации, информационного портала проекта по развитию агломерации, Общественного совещательного органа по вопросам функционирования и развития агломерации при Совете агломерации (Координационном совете агломерации). Также нами выделен блок проблем социально-экономического и инфраструктурного развития, среди которых: отрицательный прирост населения, снижение миграционного притока населения и миграционная убыль, проблема нехватки благоустроенного жилья, низкий объём инвестиций в основной капитал на душу населения, среднемесячная заработная плата работников организаций агломераций ниже по отношению к среднемесячной заработной плате работников организаций в целом по РФ, высокий уровень безработицы, проблема низкой плотности транспортной сети и транспортной дискриминации населения агломераций.
Итак, следует отметить, что стратегической целью развития регионов и агломерационных территорий является устойчивое улучшение качества жизни населения за счёт повышения производительности труда и формирования конкурентоспособной экономики. Таким образом, в целях обеспечение комплексного и гармоничного социально-экономического развития агломерационной территории и региона необходимо эффективно использовать позитивные факторы взаимовлияния, а так же ликвидировать или ограничивать влияние негативных факторов.
Подобные работы
- Формирование системы управления стратегическим развитием агломераций
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Управление развитием социальной сферы муниципального образования (на примере Учалинского муниципального района Республики Башкортостан)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2016 - Управление развитием социальной сферы муниципального образования (на примере Учалинского муниципального района Республики
Башкортостан)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5020 р. Год сдачи: 2016 - Экономика города как объект муниципального управления
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РЕГИОНЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Внедрение инновационных институтов в процессе управления моногородами Республики Татарстан
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование стратегии устойчивого социально-экономического развития малого города на основе реализации конкурентных преимуществ на примере г.Заинск
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2017 - Управление городами-миллионниками в России (на примере конкретного городского округа)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018



