Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ЖЕНЩИН К МАТЕРИНСВУ

Работа №35902

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
398
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К
МАТЕРИНСТВУ 8
1.1. Понятие «материнство» и его функции 8
1.2. Определение понятия «Психологическая готовность к
материнству» и характеристика её составляющих 11
1.3. Психофизиологическая готовность женщин к материнству 20
II. ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К
МАТЕРИНСТВУ ЖЕНЩИН РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТОВ 24
2.1. Описание выборки 24
2.2. Организация исследования 25
2.3. Методы математической обработки 29
III. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ АНАЛИЗ 31
3.1 Результаты анкетирования 31
3.2 Анализ результатов полученных с помощью методики диагностики
самооценки психических состояний Г. Айзенка 55
3.3 Анализ результатов, полученных с помощью методик уровня психологической готовности беременной женщины к материнству В.В.
Бойко 58
ВЫВОДЫ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Изучение психологии материнства - малоразработанная область науки. Изучение этого аспекта ведется во всех направлениях. Социологические исследования позднего материнства, и несовершенного материнств; при изучении рисков психической патологии ребёнка, из-за социальных и психических аномалий матерей (Брутман В.И., Северный А.А., Копыл О.А., Баженова О.В. и др.); в филогенетическом аспекте. Изучая важные личные качества матери, влияющие на материнское поведение.
Как показывает С.Ю. Мещерякова, при сущем многообразии подходов при изучении материнства постоянные исследования связи готовности к материнству, фактического поведения матери и развития ребенка не проводилось. Филиппова Г.Г., создатель учебника «Психология материнства», показывает: «готовность к материнству остается проблемой и по сей день». «Очень много девушек, рожают детей не потому, что хотят передать свое счастье ребенку, а потому что так положено», - отмечает Спиваковская А.С.
Основная цель изучения психологической готовности к материнству - это проблема с демографических падений, обусловленных падением рождаемости, параболаобразная рождаемость детей и большое количество распадающихся семей, с увеличение фактов насилия к детям и абсолютно не развитая система социальной и психологической помощи семье, в частности для женщин.
Исследования показывают, что если в 1945 году в СССР насчитывалось 678 тысяч детей-сирот, то на сегодняшний день эта цифра в два раза больше. Большая распространенность отказов от детей (около 20 тысяч случаев в год в России) не сравнивается с количеством абортов. Лидирующее место по количеству абортов занимает Россия. Насилие над детьми приняло широкий размах в обществе. Каждый год от рук родителей погибает около двух миллионов детей. Как бы странно не звучало, но в большинстве случаев виновниками трагедий становятся матери. Матери причастны в 66% случаев физического насилия и в 75% фактов неудовлетворительного ухода. 89% современных женщин детородного возраста сознательно отказываются от рождения последующих детей, заканчивая рожать до 30-летнего возраста.
Современные исследования показывают, что молодежь мало ориетированы в материнстве и отцовстве. Российские и зарубежные ученые отмечают факт того, что материнство не является основной целью в самосознании. Женщина рожает ребёнка, но считает его обузой. В современных условиях, когда возросла социальная нагрузка на женщину, ей стало значительно сложнее, чем раньше, сочетать трудовую, общественнополезную деятельность и материнство, это сочетание всё больше приобретает социальный характер. По мнению исследователей возможность гармонического сочетания женщиной профессиональных и семейных ролей в значительной мере определяются её практической готовностью к семейной жизни и материнству.
Исследователи так же отмечают о тенденции полной не осведомленности обращения с ребенком для нормального его развития. Кроме того, снижение количества рождаемости приводит к тому, что первый ребенок которого видит женщина это ее собственный. В этих условиях помимо возникновения потребности в повышении родительской компетентности, происходит осознание недостаточности в эмоциональных переживаниях, неготовности к возникновению материнских чувств.
В ходе проведённых исследований ученые сделали вывод, что неготовность принятия материнской роли ведёт к наличию внутреннего конфликта, показателями, которого являются конфликтный и тревожный образ будущего ребёнка, объектное отношение к ребёнку со стороны матери, невозможность эмоционального принятия себя, как матери, неверное понимания себя как матери.
Отечественные и зарубежные исследователи считают, что отсутствие психологической готовности к выполнению материнских функций ведёт к искажению нравственных ценностей самой личности женщины, к формированию идеологии антиматеринства, детофобии.
Перечисленные обстоятельства обуславливают актуальность работы.
Объектом исследования являются женщины четырёх возрастных групп:
1) женщины в возрасте 18 лет;
2) женщины в возрасте от 19 до 20 лет;
3) женщины в возрасте от 21 года 23 лет;
4) женщины в возрасте от 24до 26 лет.
Цель нашего исследования состояла в изучении степени психологической готовности к материнству российских женщин.
Предметом исследования являются характеристики социальноличностной, когнитивно-операционной, потребностно-мотивационной готовности к материнству, составляющие психологическую готовность к материнству.
Гипотезы исследования:
1) психологически более готовы к материнству женщины в возрасте 24-26 лет, так как женщина в этом возрасте в основном определяется в профессиональном плане. Происходит осознание того, что цели относительно учёбы, работы достигнуты и поэтому необходимо «переходить» к постановке и достижению следующих, а именно, к созданию семьи и рождению ребёнка. Кроме того, учёные-медики считают этот возраст наиболее благоприятным для рождения ребёнка;
2) наименее готовы к выполнению материнских функций женщины 18 лет, так как современной наукой установлено, что физическая, интеллектуальная и социальная зрелость, необходимая для рождения и воспитания ребёнка, в 18 лет не наступает.
Для поставленной цели решались следующие задачи:
1) раскрыть понятие «психологическая готовность к материнству» и определить его составляющие;
2) исследовать материнскую позицию женщин, имеющих детей;
3) подобрать, методический инструментарий для измерения психологической готовности к материнству;
4) провести сравнительный анализ степени готовности к материнству женщин различных возрастных групп, имеющих и не имеющих детей.
Методы и методики:
1) Опросник-анкета.
2) Методика диагностики уровня психологической готовности беременной женщины к материнству В.В. Бойко.
3) Методика диагностики самооценки психологических состояний Г. Айзенка.
Новизна исследования заключается в том, что в нем:
- определены теоретические подходы к исследованию готовности женщин к материнству;
- конкретизировано научное представление о содержании понятия «психологическая готовность женщин к материнству», (Психологическая готовность женщин к материнству как интегральная характеристика личности, объединяющая психологические мотивы, знания и качества, обеспечивающие принятие решения стать матерью, которая проявляется в мотивационно-ценностном, эмоционально-волевом, когнитивном, операционально-поведенческом компонентах);
- раскрыто содержание структурных компонентов психологической готовности женщин к материнству;
Содержание мотивационно-ценностного компонента образует интерес к теме будущего материнства; к личностным качествам матери. Содержание операционально-поведенческого компонента образуют умения взаимодействовать с ребенком; умение рефлексировать и корректировать собственное поведение.
- обоснованы факторы, влияющие на формирование готовности женщин к материнству (компетентность в сфере планирования репродуктивного поведения; возможность самореализации и самовыражения;
личностные качества; ценностно-смысловые ориентации личности; самооценка; способность адекватно реагировать на стрессовые ситуации; зрелость половой идентичности; субъектные отношения с окружающими, с противоположным полом);
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют научные представления о содержании понятия «психологическая готовность женщин к материнству»; о структуре готовности женщин к материнству, что позволяет конкретизировать подходы к изучению проблемы материнства.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная структурно-функциональная модель психологической
готовности женщин к материнству обеспечивает достижение высокого уровня готовности, способствуя ранней диагностике женщин в период планирования, рождения ребенка. Предложены научно-методические рекомендации, которые могут быть использованы психологами, педагогами в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений; анализ эмпирических результатов убедительно доказал необходимость
формирования у студентки позитивного отношения к материнству.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Демографическая ситуация в России и формирование новой демографической политики делает актуальным исследования различных аспектов беременности. В данной работе была актуализирована проблема психологической готовности женщины к беременности и материнству в аспекте изучения особенностей психического состояния беременной женщины и ее социально-психологический статуса как маркера готовности к материнству.
Исследование проводилось с использованием методики диагностики самооценки психических состояний Г.Айзенка, методики измерения уровня психологической готовности беременной женщины к материнству В.В. Бойко, анализа результатов тренинга отцовствования и материнствования.
В ходе работы подтвердилась гипотеза о том, что уровень психологической готовности беременной женщины к материнству взаимосвязан с параметрами социально-психологического статуса и особенностями ее психологического состояния.
Проанализировав полученные результаты, мы сделали следующие выводы:
Беременность является начальным этапом формирования отношений между матерью и ребенком.
Беременность играет важнейшую роль в онтогенезе потребности© - мотивационной сферы.
Психологическая готовность беременной женщины к материнству отражает процесс личностного развития женщины, процесс перестройки ее ценностной структуры с учетом появления новых ценностей родительства и связанной с этим перестройки системы отношения с миром.
Для психологической готовности женщины к материнству позитивную роль играют:
большой опыт межличностного общения в раннем детстве, особенности взаимодействия матери с еще не родившемся ребенком на этапе беременности, установки на конкрентные стратегии воспитания ребенка.
На основании проведенного исследования выявлено, что некоторое повышение уровня тревожности, отмечающееся у большинства женщин во время беременности закономерно и нормально. Женщины становятся более ответственными, бережные относятся к своему здоровью.
У более половины обследованных женщин, отмечается повышение уровня агрессивности, что свидетельствует о прохождении женщиной нормативного кризиса развития, связанного с ожиданием рождения ребенка.
. взаимосвязь ряда явлений, входящих в структуру параметра ожидания ребенка и уровень готовности беременной женщины к материнству, что подтверждает выдвинутую гипотезу.
. на психологическую готовность женщины к материнству значительно влияет: самооценка готовности к материнству, ожидание рождении ребенка и самооценка женщиной качества своей жизни.
. конкретные особенности параметров психологической готовности беременной женщины к материнству, что в сочетании с акушерским анамнезом и данными социального анкетирования позволило не только уточнить мишени психологического вмешательства, но и спроектировать адекватную стратегию коррекционной и сопровождающей работы
Период от зачатия до родов как чрезвычайно значимый в жизни женщины. С осознанием женщины своей беременности в ее психике начинают происходить качественные изменения - появляются новые условия жизни, новые обязанности и отношения с которыми необходимо считаться. Именно тогда для женщины «рождается» ее ребенок, она осознает его существование. Будущий ребенок обретает «ценность», т.е. занимает определенное место в структуре смысловых образований женщины. В зависимости от того, какое место в ценностной структуре ее личности занимает «ценность ребенка» женщина строит дальнейшее жизненные планы, оценивает окружающий мир и саму себя. Другими словами, меняется социальная ситуация ее развития, качественно преобразуется структура личности.
Указанные изменения делают возможным поставить вопрос о прохождении женщиной нормативного кризиса развития.
Психологическая готовность женщины к материнству является образованием, которое формируется и развивается на фоне кризиса развития. Психологическая готовность к материнству включает в себя мотивационную компоненту - превалирование в смысловых образованиях ценностей, связанных с ребенком. Сформированность мотивационной компоненты психологической готовности к материнству отражает критические преобразования в личности женщины и качество прохождения ею предыдущих этапов становления материнской потребностно - мотивационной сферы в онтогенезе.


1. Авдеева Н.Н. Вы и младенец: у истоков общения. -М.:Пр.2014.
2. Андреева Н.Г. Этот удивительный младенец.- С-П., 2014.
3. Анна де Карвасдуэ. Девочка. Девушка. Женщина. Мир книги.-М., 2017.
4. Бангерская Т. Трудное счастье материнства//Семья и школа.- 2017.- №3.- с.29-32.
5. Батуев А.С. Психофизиолгичекие доминанты материнства. //Психология сегодня.-2016.-вып.4.-с.69-70.
6. Безрукова Л.И. Беременность и роды у первородящих женщин старшего возраста.- М.:Пр.2015.
7. Бестужев-Лада И. Ступени к семейному счастью.//Семья и школа.-2016.- №3.-с.30-33.
8. Бойко В.В. Малодетная семья.- М.:Пр. 2015.
9. Бойко В.В. Счастье, семья, дети.- М.:Пр 2014.
10. Бойко В.В. Если ты жена и мать. -М.:Пр.2015.
11. Бурменская Г.В., Захарова Е.И. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учебное пособие для ВУЗов.- М.:Акадкмия,2017.
12. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. -М.:Пр.2017.
13. Брутман В.И., Психологические феномены, возникающие в связи с нежеланной беременностью.//Психология сегодня.-вып.4.-2016.-с.150-151.
14. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Панкратова М.С. Некоторые результаты социологического обследжования женщин, отказавшихся от своих новорождённых детей.//Вопросы психологии.-2014-.№5.-с.24-27.
15. Брутман В.И., Панкратова М.Г.,Еникопов С.И. Некоторые результаты обследованияженщин, отказавшихся от своих детей.//Вопросы психологии.-2014.-№5.-с.31-36.
16. Брутман В.И. Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребёнку в период беременности//Вопросы психологии-2017.- №°7.-с.38-47.
17. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю.Динамика психического состояния женщины во время беременности и после родов//Вопросы психологии.-2016.-.№1.-с.59-69, №3.-с.109-117.
18. Варга Д. Радость родительских забот.- М.:Пр.2017
19. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. - М.:ВЛАДОС-ПРЕСС,2016.
20. Винникот Д.В. Разговор с родителями.- М.:«Класс»,2014.
21. Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери. -М.:Пр.2015.
22. Гроф Ю. С. За пределами мозга. М., 2016.
23. Долбик-Воробей Т.А. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости//Cоцис. -2016.-№ 11.-с.78-83.
24. Дольто Ф. На стороне ребенка. СПб., 2014.
25. Изард К. Эмоции человека. М., 2016.
26. Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России//Социс.-2016.-№11.
27. Караханова Т.М. Ценностные ориентации работающих женщин и использование времени//Социс. -2017. -№3. -с.74-81.
28. Клемантович И. Современная семья: структура, специфика,
воспитательные возможности//Воспитание школьников.-2018.-.№4.-с.18-22.
29. Матвеева Е.В. Анализ материнства с позиции теории деятельности. К.:ВГГУ,2014.
30. Матвеева Е.В. Проект исследования на тему «Способы воспитания готовности к материнству и качество материнской позиции в российской и американской культурах современного общества». -Москва-Нью- Йорк.:2014.
31. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству//Вопросы психологии.-2015.-№5.-с.18-27.
32. Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. М., 2016.
33. Минюрова С.А. Тетерлева Е.А Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства//Психологический журнал.-2017.- №5.-с.63-75.
34. Ожегов С.И. Словарь русского языка. -М.:2014.
35. Орлевская М. Я хочу ребёнка//Счастливые родители. -2014.-№3.-с.76-78.
36. Папушек Х., Папушек М. Значение невербального общения в младенческом возрасте для психического развития//Психологический журнал.-2017.-№3.-с.65-72.
37. Паркер Э. Семь возрастов женщины. СПб, 2014.
38. Самоукина Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребёнком//Вопросы психологии.-2014.-№3.-с 67-81.
39. Смирнова Е.О. Генезис общения ребёнка от рождения до семи лет//Вопросы психологии. -2014. -№2 .-с. 15-19.
40. Спок Б. Ребёнок и уход за ним.-М.: «Политехника», 2018.
41. Филиппова Г.Г. Девять месяцев, меняющих жизнь//Семья и школа,.-
2015. -№3.-с.14-17.
42. Филиппова Г.Г. Развитие материнского поведения в
онтогенезе//Психология сегодня.-вып.3.-2016.-с..36-38.
43. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.,2016.
44. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии//Вопросы психологии .-2014. -№2. -с.22-37.
45. Филиппова Г.Г. Трудная радость материнства//Семья и школа.-2017.- №1-2.
46. Филиппова Г.Г. Ребёнок для родителей и родители для ребёнк/^емья и школа. -2015. -№2. -с.7-9.
47. Филиппова Г.Г. Сравнительно-психологический подход //Психологический журнал. -2016. -№5. -с.81 -88.
48. Фридман.И. Взрослые в общении с детьми, дети в общении со взрослыми. Семья и школа.- М., 2016.
49. Фэнвик Э. Настольная книга для родителей. Л.,2015.
50. Пэрну Л. Я жду ребёнка. М.:Медицина, 2014.
51. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребёнка.- М.:«Педагогика»,2017.
52. Хорват Ф.С. Эмоции женщины. М., 2016.
53. Шмурак Ю.И. Пренатальная общность//Человек.-2014.-№6.-с.24-37.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ