ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕГИОНАХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ
|
Введение
1 Теоретико-правовые аспекты анализа разработки и реализации государственной инвестиционной политики 8
1.1 Понятийный аппарат и сущностные аспекты инвестиционной политики 8
1.2. Нормативно-правовые основы государственного управления
инвестиционной деятельностью в современной России 18
1.3. Меры, стимулы, инструменты и система управления инвестиционной деятельностью в регионах России 24
2. Практические аспекты анализа реализации региональной инвестиционной деятельности в регионах ПФО современном этапе развития 40
2.1 Анализ динамики инвестиционного развития в регионах ПФО 40
2.2. Оценка инвестиционной привлекательности регионов ПФО как результат
инвестиционной политики: сравнительный анализ 54
2.3. Анализ управленческого воздействия на инвестиционный потенциал
регионов ПФО 64
3. Направления совершенствования региональной инвестиционной политики в
регионах ПФО
3.1 Зарубежный опыт и возможности его использования в регионах ПФО
3.2. Экономико-правовые аспекты и стимулы повышения эффективности государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионах
3.3. Система мер и инструментов по повышению эффективности региональной
инвестиционной политики
Заключение
Список использованных источников 128
Приложения 138
1 Теоретико-правовые аспекты анализа разработки и реализации государственной инвестиционной политики 8
1.1 Понятийный аппарат и сущностные аспекты инвестиционной политики 8
1.2. Нормативно-правовые основы государственного управления
инвестиционной деятельностью в современной России 18
1.3. Меры, стимулы, инструменты и система управления инвестиционной деятельностью в регионах России 24
2. Практические аспекты анализа реализации региональной инвестиционной деятельности в регионах ПФО современном этапе развития 40
2.1 Анализ динамики инвестиционного развития в регионах ПФО 40
2.2. Оценка инвестиционной привлекательности регионов ПФО как результат
инвестиционной политики: сравнительный анализ 54
2.3. Анализ управленческого воздействия на инвестиционный потенциал
регионов ПФО 64
3. Направления совершенствования региональной инвестиционной политики в
регионах ПФО
3.1 Зарубежный опыт и возможности его использования в регионах ПФО
3.2. Экономико-правовые аспекты и стимулы повышения эффективности государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионах
3.3. Система мер и инструментов по повышению эффективности региональной
инвестиционной политики
Заключение
Список использованных источников 128
Приложения 138
Актуальность темы исследования обусловлена следующим. Реализация масштабных преобразований в экономике России, связанных с переходом на путь инновационного развития, невозможна без значительной активизации инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного климата.
Факторами, сдерживающими инвестиционную активность российских предприятий, являются, с одной стороны, неблагоприятный инвестиционный климат и ограниченное финансирование государственных инвестиционных программ, с другой стороны, высокий уровень изношенности основных производственных фондов большинства предприятий, недостаточность инвестиционных ресурсов и низкая эффективность их вложения.
В настоящее время вопросы эффективного государственного управления российской экономикой нередко остаются не решенными. В этой связи особенно актуальными становятся вопросы совершенствования системы государственного управления экономикой и эффективного использования тех инструментов, которые оно может и должно применять в отношении хозяйствующих субъектов, в том числе, для регулирования и стимулирования их инвестиционной деятельности.
Весь комплекс перечисленных проблем свидетельствует, в частности, о необходимости регулирования инвестиционной деятельности в России, внедрения в отечественную практику доступной методологии сотрудничества финансовой сферы и предпринимательских структур, а также создания полноценной нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционные процессы. Необходимость решения указанных проблем позволила обосновать актуальность исследования.
Исследованиями, связанными с разработкой теории и практики регулирования инвестиционной деятельности, занимались и продолжают заниматься многие известные отечественные и зарубежные ученые и специалисты.
Особую роль в исследовании теории регулирования инвестиционной деятельности сыграли работы Абалкина Л.И., Аганбегяна А.Г., Балабанова В.С., Львова Д.С., Тобина Д., Фридмана М. и др., а также зарубежных специалистов, среди которых можно выделить: Берга Дж., Гледстоуна Д., Миструлли П., Петти У. и др.
Следует также отметить фундаментальный вклад отечественных ученых в развитие финансового механизма регулирования инвестиционной деятельности, представленный в работах Грязновой А.Г., Дробозиной Л.А., Жукова Е.Ф., Лаврушина О.И., Мельник М.В., Яхъяева М.А. и др.
Следует в то же время признать, что пока нет единства мнений ученых и специалистов-практиков в вопросе о приоритете рыночных механизмов развития или государственного регулирования экономики и недостаточно разработаны методологические принципы формирования и эффективного использования финансового, кредитного и других механизмов и их инструментов. Существует также проблема отсутствия достоверной и в достаточной степени разработанной методики формирования такого механизма и системы инструментов управления инвестиционной деятельностью. Ограниченное число исследований монографического характера, посвященных развитию механизма регулирования инвестиционной деятельности, и недостаточность прикладного инструментария, раскрывающего способы практической реализации такого механизма, предопределило актуальность и важность проведенной исследовательской работы.
Цель работы заключается в разработке рекомендаций по повышению эффективности инвестиционной политики в регионах Российской Федерации на основе анализа инвестиционной деятельности и системы ее управления.
Исходя из поставленной цели, в работе были сформулированы следующие наиболее важные задачи исследования:
- изучить понятийный аппарат и сущностные аспекты инвестиционной
- раскрыть нормативно-правовые основы государственного управления инвестиционной деятельностью в современной России;
- рассмотреть меры, стимулы, инструменты и систему управления инвестиционной деятельностью в регионах России;
- провести анализ динамики инвестиционного развития в регионах ПФО;
- оценить инвестиционную привлекательность регионов ПФО как результат инвестиционной политики: сравнительный анализ;
- проанализировать управленческое воздействие на инвестиционный потенциал регионов;
- изучить зарубежный опыт и возможности его использования в регионах ПФО;
- обозначить экономико-правовые аспекты и стимулы повышения эффективности государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионах ПФО;
- разработать систему мер, инструментов и механизмов по повышению эффективности региональной инвестиционной политики.
Объектом исследования является инвестиционная политика в регионах Приволжского федерального округа.
Предметом исследования является оценка реализации инвестиционной политики в регионах Приволжского федерального округа.
Теоретической и методологической базой исследования послужили труды зарубежных и отечественных ученых, посвященные проблематики регулирования инвестиционной деятельности и инвестиционных процессов; данные исследовательских центров; материалы научных конференций по исследуемой проблеме. Кроме всего, теоретическую основу составили положения экономической науки, финансового и инвестиционного менеджмента. Методологической базой исследования послужили общенаучные методы познания, включающие анализ, синтез, диалектику, абстрагирование, методы системного, ситуационного, статистического, комплексного, логического, структурного, эконометрического, финансового, инвестиционного, инновационного и сравнительного анализа, а также графические методы. Применение вышеперечисленных методов позволило обеспечить обоснованность результатов проведенного анализа, теоретических и практических выводов.
Информационной базой исследования являются результаты, основанные на использовании статистических данных Федеральной службы государственной статистики, отраслевой статистики (Росстат), Центрального банка РФ (Банка России), Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Агентства инвестиционного развития и других министерств и ведомств РФ, информация периодических изданий, ресурсов глобальной сети Интернет. При подготовке работы проанализированы законодательные и нормативные документы, лежащие в основе государственного управления Российской Федерации, инвестиционной политики Российской Федерации и др.
Научная новизна работы заключается в построении прогнозных значений инвестиций в основной капитал с помощью табличных функций Excel «тенденция», что способствует более точному основанию полагать как будет манятся ситуация, планировать и разработать более эффективные меры государственного регулирования. Кроме того, произведен корреляционнорегрессионный анализ по пяти реперным регионам, лидирующим по объему инвестиций в основной капитал. Произведена попарная корреляция по трем независимым переменным (инвестиции в основной капитал по формам собственности - частная, государственная, иностранная); за зависимую переменную взят индекс физического объема инвестиций в основной капитал.
Практическое значение исследования заключается:
- в том, что его результаты и выводы могут быть использованы для: совершенствования инвестиционного процесса, регулирования и стимулирования инвестиционной деятельности, а так же для создания более благоприятных условий для введения инвестиционной деятельности и реализации зарубежных проектов в экономике регионов России.
- практическая значимость исследования так же выражается в возможности применения результатов для анализа инвестиционной политики и ее итогов.
- итоги и результаты диссертации могут использоваться и применяться в аналитических документах и справках, а так же органами власти различных уровней.
- материалы могут использоваться в учебном процессе ВУЗов, методических пособиях, в программах учебных дисциплин бакалавриата по специальности 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», а так же в рамках курсов и предметов «Государственная инвестиционная политика», «Государственное регулирование инвестиционной деятельности» и других.
Структура определена целью, задачами и логической последовательности изложения материалов проведенного диссертационного исследования, состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы включающего 83 источника и приложения. Общий объем диссертации составляет 162 страницы, содержит 17 рисунков и 35 таблиц.
Факторами, сдерживающими инвестиционную активность российских предприятий, являются, с одной стороны, неблагоприятный инвестиционный климат и ограниченное финансирование государственных инвестиционных программ, с другой стороны, высокий уровень изношенности основных производственных фондов большинства предприятий, недостаточность инвестиционных ресурсов и низкая эффективность их вложения.
В настоящее время вопросы эффективного государственного управления российской экономикой нередко остаются не решенными. В этой связи особенно актуальными становятся вопросы совершенствования системы государственного управления экономикой и эффективного использования тех инструментов, которые оно может и должно применять в отношении хозяйствующих субъектов, в том числе, для регулирования и стимулирования их инвестиционной деятельности.
Весь комплекс перечисленных проблем свидетельствует, в частности, о необходимости регулирования инвестиционной деятельности в России, внедрения в отечественную практику доступной методологии сотрудничества финансовой сферы и предпринимательских структур, а также создания полноценной нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционные процессы. Необходимость решения указанных проблем позволила обосновать актуальность исследования.
Исследованиями, связанными с разработкой теории и практики регулирования инвестиционной деятельности, занимались и продолжают заниматься многие известные отечественные и зарубежные ученые и специалисты.
Особую роль в исследовании теории регулирования инвестиционной деятельности сыграли работы Абалкина Л.И., Аганбегяна А.Г., Балабанова В.С., Львова Д.С., Тобина Д., Фридмана М. и др., а также зарубежных специалистов, среди которых можно выделить: Берга Дж., Гледстоуна Д., Миструлли П., Петти У. и др.
Следует также отметить фундаментальный вклад отечественных ученых в развитие финансового механизма регулирования инвестиционной деятельности, представленный в работах Грязновой А.Г., Дробозиной Л.А., Жукова Е.Ф., Лаврушина О.И., Мельник М.В., Яхъяева М.А. и др.
Следует в то же время признать, что пока нет единства мнений ученых и специалистов-практиков в вопросе о приоритете рыночных механизмов развития или государственного регулирования экономики и недостаточно разработаны методологические принципы формирования и эффективного использования финансового, кредитного и других механизмов и их инструментов. Существует также проблема отсутствия достоверной и в достаточной степени разработанной методики формирования такого механизма и системы инструментов управления инвестиционной деятельностью. Ограниченное число исследований монографического характера, посвященных развитию механизма регулирования инвестиционной деятельности, и недостаточность прикладного инструментария, раскрывающего способы практической реализации такого механизма, предопределило актуальность и важность проведенной исследовательской работы.
Цель работы заключается в разработке рекомендаций по повышению эффективности инвестиционной политики в регионах Российской Федерации на основе анализа инвестиционной деятельности и системы ее управления.
Исходя из поставленной цели, в работе были сформулированы следующие наиболее важные задачи исследования:
- изучить понятийный аппарат и сущностные аспекты инвестиционной
- раскрыть нормативно-правовые основы государственного управления инвестиционной деятельностью в современной России;
- рассмотреть меры, стимулы, инструменты и систему управления инвестиционной деятельностью в регионах России;
- провести анализ динамики инвестиционного развития в регионах ПФО;
- оценить инвестиционную привлекательность регионов ПФО как результат инвестиционной политики: сравнительный анализ;
- проанализировать управленческое воздействие на инвестиционный потенциал регионов;
- изучить зарубежный опыт и возможности его использования в регионах ПФО;
- обозначить экономико-правовые аспекты и стимулы повышения эффективности государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионах ПФО;
- разработать систему мер, инструментов и механизмов по повышению эффективности региональной инвестиционной политики.
Объектом исследования является инвестиционная политика в регионах Приволжского федерального округа.
Предметом исследования является оценка реализации инвестиционной политики в регионах Приволжского федерального округа.
Теоретической и методологической базой исследования послужили труды зарубежных и отечественных ученых, посвященные проблематики регулирования инвестиционной деятельности и инвестиционных процессов; данные исследовательских центров; материалы научных конференций по исследуемой проблеме. Кроме всего, теоретическую основу составили положения экономической науки, финансового и инвестиционного менеджмента. Методологической базой исследования послужили общенаучные методы познания, включающие анализ, синтез, диалектику, абстрагирование, методы системного, ситуационного, статистического, комплексного, логического, структурного, эконометрического, финансового, инвестиционного, инновационного и сравнительного анализа, а также графические методы. Применение вышеперечисленных методов позволило обеспечить обоснованность результатов проведенного анализа, теоретических и практических выводов.
Информационной базой исследования являются результаты, основанные на использовании статистических данных Федеральной службы государственной статистики, отраслевой статистики (Росстат), Центрального банка РФ (Банка России), Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Агентства инвестиционного развития и других министерств и ведомств РФ, информация периодических изданий, ресурсов глобальной сети Интернет. При подготовке работы проанализированы законодательные и нормативные документы, лежащие в основе государственного управления Российской Федерации, инвестиционной политики Российской Федерации и др.
Научная новизна работы заключается в построении прогнозных значений инвестиций в основной капитал с помощью табличных функций Excel «тенденция», что способствует более точному основанию полагать как будет манятся ситуация, планировать и разработать более эффективные меры государственного регулирования. Кроме того, произведен корреляционнорегрессионный анализ по пяти реперным регионам, лидирующим по объему инвестиций в основной капитал. Произведена попарная корреляция по трем независимым переменным (инвестиции в основной капитал по формам собственности - частная, государственная, иностранная); за зависимую переменную взят индекс физического объема инвестиций в основной капитал.
Практическое значение исследования заключается:
- в том, что его результаты и выводы могут быть использованы для: совершенствования инвестиционного процесса, регулирования и стимулирования инвестиционной деятельности, а так же для создания более благоприятных условий для введения инвестиционной деятельности и реализации зарубежных проектов в экономике регионов России.
- практическая значимость исследования так же выражается в возможности применения результатов для анализа инвестиционной политики и ее итогов.
- итоги и результаты диссертации могут использоваться и применяться в аналитических документах и справках, а так же органами власти различных уровней.
- материалы могут использоваться в учебном процессе ВУЗов, методических пособиях, в программах учебных дисциплин бакалавриата по специальности 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», а так же в рамках курсов и предметов «Государственная инвестиционная политика», «Государственное регулирование инвестиционной деятельности» и других.
Структура определена целью, задачами и логической последовательности изложения материалов проведенного диссертационного исследования, состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы включающего 83 источника и приложения. Общий объем диссертации составляет 162 страницы, содержит 17 рисунков и 35 таблиц.
На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями для стимулирования инвестиционной активности и на этой основе экономического роста. Рыночный механизм предполагает свободу хозяйственного выбора и свободу хозяйственного действия в соответствии с целями и задачами хозяйствующего субъекта.
Законодательное регулирование инвестиционной деятельности призвано не отменять принципы и механизмы рыночного хозяйствования и не заменять их директивным управлением, а, напротив, способствовать созданию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов на основе рыночного механизма.
В рамках финансового механизма регулирования инвестиционной деятельности объективно может применяться система форм, методов и инструментов, степень результативности которых оценивается эффективностью функционирования хозяйствующих субъектов и активностью потенциальных инвесторов в размещении своих финансовых ресурсов.
В России инвестиционная деятельность регулируется общими законодательными актами - кодексами (Земельным, Гражданским, Налоговым и др.), Федеральными законами «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «Об иностранных инвестициях в Российской федерации», «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», «Об инвестиционных фондах», а также прочими нормативными
В целях оценки инвестиционной привлекательности применяется ряд методик, основанных, так или иначе, на расчете интегрального показателя. Составление рейтингов регионов по инвестиционной привлекательности также является инструментом для дальнейшей корректировки региональной инвестиционной политики.
Анализ динамики инвестиционного развития в регионах ПФО показал, что следует отметить как положительную тенденцию (прирост инвестиций в основной капитал) в абсолютном выражении, который за исследуемый период составил 1279,2 млрд, руб., то есть увеличился на 118%. Доля ПФО в общероссийском объеме инвестиций в 2017 году составила 17% от общего объема инвестиций в основной капитал РФ. Наибольший объем инвестиций был аккумулирован в Республике Татарстан, что в целом объективно соответствует экономическому потенциалу данного региона. Наибольший прирост доли инвестиций среди регионов ПФО наблюдался в Республике Марий Эл (+182,4%). Самые низкие значения анализируемого показателя у Кировской области (+49,8%).
Анализируя динамику изменения доли инвестиций в основной капитал по отдельным видам экономической деятельности, необходимо отметить, что основной инвестиционный потенциал ПФО сосредоточен в Республиках Татарстан, Башкортостан, Самарской и Нижегородской областях, в Пермском крае. На долю этих регионов приходится более 50% всех инвестиций ПФО, которые концентрируются преимущественно в таких видах экономической деятельности как добыча полезных ископаемых, обрабатывающем производстве, строительстве и производстве и распределение электроэнергии, газа и воды.
Среди регионов ПФО наблюдается как положительные, так и отрицательные тенденции в изменение доли инвестиций в основной капитал в ВРП в течение 2010-2017 гг. Наибольший рост исследуемого показателя у
Республики Татарстан (+14,4%), Самарской области (+11,1%), Республики Мордовии (+9,0%). Максимальное снижение исследуемого показателя характерно для Кировской области (-29,1%), Пермского края (-25,3%), Пензенской области (-23,8%).
Оценка инвестиционной привлекательности регионов ПФО как результат инвестиционной политики показала, что наиболее высокий уровень инновационного развития экономики региона отмечается в Республике Татарстан, Нижегородской области Самарской области, а также Республике Башкортостан, Пермском крае. Однако при оценке эффективности использования инновационного и инвестиционного потенциала мы можем сделать вывод, что лучший результат демонстрирует именно Республика Татарстан которая при потенциале, оцениваемом как «Выше среднего» имеет показатель инновационного развития экономики на уровне «Высокий +». Также более высокий уровень инновационного развития экономики относительно инновационного и инвестиционного потенциала имеют Самарская область, Республика Башкортостан, Пермский край, а также Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Чувашская Республика. А вот показатели уровня инновационного развития экономики Нижегородской области, Республики Марий Эл, Кировской области, Оренбургской области. Пензенской области, Саратовской области, Ульяновской области соответствуют имеющемуся потенциалу и имеют определенный резерв для своего роста.
Анализ управленческого воздействия на инвестиционный потенциал регионов и оценка эффективности реализации инвестиционной политики в регионах ПФО показала, что в настоящее время разработан широкий спектр инструментов региональной политики, которые могут быть использованы для привлечения инвестиций на приоритетные территории (особые экономические зоны, территории опережающего роста, специальные инвестиционные контракты, другие формы создания преференций).
Наибольшее количество организаций, составляющих финансовую инфраструктуру, создано в Республиках Татарстан и Башкортостан. Также можно отметить дифференцированность подобных организаций в Чувашской республике, Нижегородской, Самарской и Саратовской области.
Существует также экспертно-консалтинговая инфраструктура поддержки инвестиций: большинство организаций экспертно-консалтинговой поддержки инвестиционной деятельности составляют центры трансфера технологий. Наибольшее их количество находится в Удмуртии, Республике Татарстан, Оренбургской области. Наибольшее количество инновационных центров создано при этом в Республике Башкортостан.
Регионы, максимально использующие различные инструменты стимулирования инвестиционной активности, имеют наибольший прирост инвестиций в основной капитал за последние 5 лет. К таким регионам относятся республика Татарстан, Ульяновская область, Нижегородская область. С другой стороны, самые низкие темпы роста инвестиций в основной капитал показывает Кировская область, однако она также использует наибольший набор инструментов инвестиционной политики. К лидерам по темпам роста инвестиций в основной капитал за последние 5 лет относятся Саратовская область, Республика Мордовия, которые среди инструментов стимулирования инвестиционной активности используют далеко не весь их набор. Таким образом, представляется возможным сделать вывод о том, что в разработке региональной инвестиционной политики важно не столько количество предоставляемых мер финансовой и нефинансовой поддержки, сколько их эффективность.
Далее нами были предложены меры по повышению эффективности инвестиционной политики.
1) Эволюция мировых моделей макроэкономического регулирования инвестиционной деятельности в условиях рынка показала, что за длительную историю государственная политика в области инвестиций сводилась к регулированию деятельности инвесторов в периоды стабильного состояния экономики (преимущественно косвенными методами) и к применению механизмов государственного управления (преимущественно прямыми методами) в кризисные периоды. Тенденции последних 15 лет свидетельствуют о преимущественном использовании странами мер по либерализации и стимулированию инвестиционной деятельности, где особая роль отводится экономическим методам государственного регулирования инвестиционной деятельности посредством реализации фискальной и денежно-кредитной политики. При этом в условиях циклического замедления темпов роста стран применение фискальных стимулов может способствовать увеличению ВРП и привлечению инвестиций в реальный сектор экономики.
2) Согласно опыту развитых стран применение фискальных стимулов инвестиционной деятельности должно иметь целенаправленный характер, максимально учитывающий не только макроэкономическую конъюнктуру, но и региональные особенности развития. На основе сравнительного анализа применения экономических методов государственного регулирования инвестиционной деятельности в странах ЕС может быть предложена дифференциация мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в регионах ПФО. По опыту Польши, Словении, Китая одним из главных инструментов проводимой региональной политики в области инвестиционной деятельности должны стать СЭЗ, где преференциальный режим функционирования резидентов должен быть дифференцирован.
3) Одним из основных направлений по совершенствованию применения экономических мер государственного регулирования инвестиционной деятельности регионов ПФО в условиях ограниченности бюджетных ресурсов должно стать использование системного и структурированного подхода, основанного на экономически обоснованных оценках эффектов государственного стимулирования. Использование только экономических показателей эффективности инвестиционных проектов не позволяет в полной мере спрогнозировать и оценить влияние предпринимаемых мер инвестиционной политики на социально-экономическое развитие, как в региональном, так и в страновом контексте. В свою очередь, внедрение широко зарекомендовавших себя и доказавших свою эффективность в международной практике методов оценки социально-экономической целесообразности государственной поддержки инвестиционных проектов (СВА, СЕА, MCA) позволит повысить качество государственного стимулирования инвестиционной деятельности и оптимизировать затраты бюджета.
4) В направлении достижения целей устойчивого развития государственной инвестиционной программой должны быть предусмотрены объемы инвестиций в инфраструктуру и человеческий капитал. Приоритетное значение имеют соглашения о ГЧП, направленные на новое строительство или модернизацию крупных инфраструктурных объектов и реализуемые на принципах проектного финансирования. Помимо классических вариантов ГЧП необходимо совершенствование финансирования инвестиций в инфраструктуру на основе использования инструментов частной финансовой инициативы по опыту Великобритании. Помимо этого в рамках совершенствования макроэкономического регулирования инвестиционной деятельности необходимо включение в государственную инвестиционную программу инвестиционных проектов как на конкурсной основе, так и на условиях ГЧП.
5) В «Докладе о мировых инвестициях за 2017 год» ЮНКТАД выделяет особую роль инвестиционной политики в реализации стратегий цифрового развития. В условиях цифровизации глобальных инвестиционных моделей, активизации процессов информатизации и цифровой трансформации экономики реализуемая инвестиционная политика непосредственно должна рассматривать вопросы осуществления инвестиций в развитие цифровой экономики. Согласно опыту правительства Китая государству следует играть активную роль в построении цифровой среды экономики и непосредственно выступать как в роли инвестора, застройщика, так и потребителя ИТ-услуг. В программных документах и стратегии цифрового развития регионов ПФО должны быть четко определены сумма инфраструктурных инвестиций, необходимых для создания приемлемой цифровой среды, направления их использования, меры государственной поддержки и инструменты венчурного финансирования.
6) Реализация проектного подхода в финансировании инвестиционных проектов с участием государства невозможна без внедрения практик проектного управления в деятельность органов управления, реализующих инвестиционную политику. Внедрение системы проектного управления по опыту Японии, США и Великобритании в деятельность регионов ПФО, включающей механизм отбора проектов и инвесторов (включая предоставление обоснованного отказа), персонификацию процесса работы с инвесторами и систему мотивации для государственных служащих, позволит повысить эффективность реализуемых инвестиционных проектов.
7) В работе автором подготовлены также предложения по развитию специализированной геоинформационной системы «Инвестиционный портал», позволяющий эффективно осуществлять презентацию инвестиционного потенциала регионов ПФО российским и западным инвесторам с целью привлечения инвестиций в республики, осуществлять автоматизированный поиск земельных участков в зависимости от заданных категорий, оказывать комплекс государственных и муниципальных услуг потенциальным инверторам по предоставлению наиболее оптимальных объектов недвижимости для реализации конкретных инвестиционных проектов на конкретных территориях.
Применение программно-аппаратного комплекса и регламента функционирования Инвестиционного портала позволит эффективно осуществлять мероприятия по совершенствованию и развитию инвестиционной деятельности в регионах ПФО.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями для стимулирования инвестиционной активности и на этой основе экономического роста. Рыночный механизм предполагает свободу хозяйственного выбора и свободу хозяйственного действия в соответствии с целями и задачами хозяйствующего субъекта.
Законодательное регулирование инвестиционной деятельности призвано не отменять принципы и механизмы рыночного хозяйствования и не заменять их директивным управлением, а, напротив, способствовать созданию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов на основе рыночного механизма.
В рамках финансового механизма регулирования инвестиционной деятельности объективно может применяться система форм, методов и инструментов, степень результативности которых оценивается эффективностью функционирования хозяйствующих субъектов и активностью потенциальных инвесторов в размещении своих финансовых ресурсов.
В России инвестиционная деятельность регулируется общими законодательными актами - кодексами (Земельным, Гражданским, Налоговым и др.), Федеральными законами «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «Об иностранных инвестициях в Российской федерации», «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», «Об инвестиционных фондах», а также прочими нормативными
В целях оценки инвестиционной привлекательности применяется ряд методик, основанных, так или иначе, на расчете интегрального показателя. Составление рейтингов регионов по инвестиционной привлекательности также является инструментом для дальнейшей корректировки региональной инвестиционной политики.
Анализ динамики инвестиционного развития в регионах ПФО показал, что следует отметить как положительную тенденцию (прирост инвестиций в основной капитал) в абсолютном выражении, который за исследуемый период составил 1279,2 млрд, руб., то есть увеличился на 118%. Доля ПФО в общероссийском объеме инвестиций в 2017 году составила 17% от общего объема инвестиций в основной капитал РФ. Наибольший объем инвестиций был аккумулирован в Республике Татарстан, что в целом объективно соответствует экономическому потенциалу данного региона. Наибольший прирост доли инвестиций среди регионов ПФО наблюдался в Республике Марий Эл (+182,4%). Самые низкие значения анализируемого показателя у Кировской области (+49,8%).
Анализируя динамику изменения доли инвестиций в основной капитал по отдельным видам экономической деятельности, необходимо отметить, что основной инвестиционный потенциал ПФО сосредоточен в Республиках Татарстан, Башкортостан, Самарской и Нижегородской областях, в Пермском крае. На долю этих регионов приходится более 50% всех инвестиций ПФО, которые концентрируются преимущественно в таких видах экономической деятельности как добыча полезных ископаемых, обрабатывающем производстве, строительстве и производстве и распределение электроэнергии, газа и воды.
Среди регионов ПФО наблюдается как положительные, так и отрицательные тенденции в изменение доли инвестиций в основной капитал в ВРП в течение 2010-2017 гг. Наибольший рост исследуемого показателя у
Республики Татарстан (+14,4%), Самарской области (+11,1%), Республики Мордовии (+9,0%). Максимальное снижение исследуемого показателя характерно для Кировской области (-29,1%), Пермского края (-25,3%), Пензенской области (-23,8%).
Оценка инвестиционной привлекательности регионов ПФО как результат инвестиционной политики показала, что наиболее высокий уровень инновационного развития экономики региона отмечается в Республике Татарстан, Нижегородской области Самарской области, а также Республике Башкортостан, Пермском крае. Однако при оценке эффективности использования инновационного и инвестиционного потенциала мы можем сделать вывод, что лучший результат демонстрирует именно Республика Татарстан которая при потенциале, оцениваемом как «Выше среднего» имеет показатель инновационного развития экономики на уровне «Высокий +». Также более высокий уровень инновационного развития экономики относительно инновационного и инвестиционного потенциала имеют Самарская область, Республика Башкортостан, Пермский край, а также Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Чувашская Республика. А вот показатели уровня инновационного развития экономики Нижегородской области, Республики Марий Эл, Кировской области, Оренбургской области. Пензенской области, Саратовской области, Ульяновской области соответствуют имеющемуся потенциалу и имеют определенный резерв для своего роста.
Анализ управленческого воздействия на инвестиционный потенциал регионов и оценка эффективности реализации инвестиционной политики в регионах ПФО показала, что в настоящее время разработан широкий спектр инструментов региональной политики, которые могут быть использованы для привлечения инвестиций на приоритетные территории (особые экономические зоны, территории опережающего роста, специальные инвестиционные контракты, другие формы создания преференций).
Наибольшее количество организаций, составляющих финансовую инфраструктуру, создано в Республиках Татарстан и Башкортостан. Также можно отметить дифференцированность подобных организаций в Чувашской республике, Нижегородской, Самарской и Саратовской области.
Существует также экспертно-консалтинговая инфраструктура поддержки инвестиций: большинство организаций экспертно-консалтинговой поддержки инвестиционной деятельности составляют центры трансфера технологий. Наибольшее их количество находится в Удмуртии, Республике Татарстан, Оренбургской области. Наибольшее количество инновационных центров создано при этом в Республике Башкортостан.
Регионы, максимально использующие различные инструменты стимулирования инвестиционной активности, имеют наибольший прирост инвестиций в основной капитал за последние 5 лет. К таким регионам относятся республика Татарстан, Ульяновская область, Нижегородская область. С другой стороны, самые низкие темпы роста инвестиций в основной капитал показывает Кировская область, однако она также использует наибольший набор инструментов инвестиционной политики. К лидерам по темпам роста инвестиций в основной капитал за последние 5 лет относятся Саратовская область, Республика Мордовия, которые среди инструментов стимулирования инвестиционной активности используют далеко не весь их набор. Таким образом, представляется возможным сделать вывод о том, что в разработке региональной инвестиционной политики важно не столько количество предоставляемых мер финансовой и нефинансовой поддержки, сколько их эффективность.
Далее нами были предложены меры по повышению эффективности инвестиционной политики.
1) Эволюция мировых моделей макроэкономического регулирования инвестиционной деятельности в условиях рынка показала, что за длительную историю государственная политика в области инвестиций сводилась к регулированию деятельности инвесторов в периоды стабильного состояния экономики (преимущественно косвенными методами) и к применению механизмов государственного управления (преимущественно прямыми методами) в кризисные периоды. Тенденции последних 15 лет свидетельствуют о преимущественном использовании странами мер по либерализации и стимулированию инвестиционной деятельности, где особая роль отводится экономическим методам государственного регулирования инвестиционной деятельности посредством реализации фискальной и денежно-кредитной политики. При этом в условиях циклического замедления темпов роста стран применение фискальных стимулов может способствовать увеличению ВРП и привлечению инвестиций в реальный сектор экономики.
2) Согласно опыту развитых стран применение фискальных стимулов инвестиционной деятельности должно иметь целенаправленный характер, максимально учитывающий не только макроэкономическую конъюнктуру, но и региональные особенности развития. На основе сравнительного анализа применения экономических методов государственного регулирования инвестиционной деятельности в странах ЕС может быть предложена дифференциация мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в регионах ПФО. По опыту Польши, Словении, Китая одним из главных инструментов проводимой региональной политики в области инвестиционной деятельности должны стать СЭЗ, где преференциальный режим функционирования резидентов должен быть дифференцирован.
3) Одним из основных направлений по совершенствованию применения экономических мер государственного регулирования инвестиционной деятельности регионов ПФО в условиях ограниченности бюджетных ресурсов должно стать использование системного и структурированного подхода, основанного на экономически обоснованных оценках эффектов государственного стимулирования. Использование только экономических показателей эффективности инвестиционных проектов не позволяет в полной мере спрогнозировать и оценить влияние предпринимаемых мер инвестиционной политики на социально-экономическое развитие, как в региональном, так и в страновом контексте. В свою очередь, внедрение широко зарекомендовавших себя и доказавших свою эффективность в международной практике методов оценки социально-экономической целесообразности государственной поддержки инвестиционных проектов (СВА, СЕА, MCA) позволит повысить качество государственного стимулирования инвестиционной деятельности и оптимизировать затраты бюджета.
4) В направлении достижения целей устойчивого развития государственной инвестиционной программой должны быть предусмотрены объемы инвестиций в инфраструктуру и человеческий капитал. Приоритетное значение имеют соглашения о ГЧП, направленные на новое строительство или модернизацию крупных инфраструктурных объектов и реализуемые на принципах проектного финансирования. Помимо классических вариантов ГЧП необходимо совершенствование финансирования инвестиций в инфраструктуру на основе использования инструментов частной финансовой инициативы по опыту Великобритании. Помимо этого в рамках совершенствования макроэкономического регулирования инвестиционной деятельности необходимо включение в государственную инвестиционную программу инвестиционных проектов как на конкурсной основе, так и на условиях ГЧП.
5) В «Докладе о мировых инвестициях за 2017 год» ЮНКТАД выделяет особую роль инвестиционной политики в реализации стратегий цифрового развития. В условиях цифровизации глобальных инвестиционных моделей, активизации процессов информатизации и цифровой трансформации экономики реализуемая инвестиционная политика непосредственно должна рассматривать вопросы осуществления инвестиций в развитие цифровой экономики. Согласно опыту правительства Китая государству следует играть активную роль в построении цифровой среды экономики и непосредственно выступать как в роли инвестора, застройщика, так и потребителя ИТ-услуг. В программных документах и стратегии цифрового развития регионов ПФО должны быть четко определены сумма инфраструктурных инвестиций, необходимых для создания приемлемой цифровой среды, направления их использования, меры государственной поддержки и инструменты венчурного финансирования.
6) Реализация проектного подхода в финансировании инвестиционных проектов с участием государства невозможна без внедрения практик проектного управления в деятельность органов управления, реализующих инвестиционную политику. Внедрение системы проектного управления по опыту Японии, США и Великобритании в деятельность регионов ПФО, включающей механизм отбора проектов и инвесторов (включая предоставление обоснованного отказа), персонификацию процесса работы с инвесторами и систему мотивации для государственных служащих, позволит повысить эффективность реализуемых инвестиционных проектов.
7) В работе автором подготовлены также предложения по развитию специализированной геоинформационной системы «Инвестиционный портал», позволяющий эффективно осуществлять презентацию инвестиционного потенциала регионов ПФО российским и западным инвесторам с целью привлечения инвестиций в республики, осуществлять автоматизированный поиск земельных участков в зависимости от заданных категорий, оказывать комплекс государственных и муниципальных услуг потенциальным инверторам по предоставлению наиболее оптимальных объектов недвижимости для реализации конкретных инвестиционных проектов на конкретных территориях.
Применение программно-аппаратного комплекса и регламента функционирования Инвестиционного портала позволит эффективно осуществлять мероприятия по совершенствованию и развитию инвестиционной деятельности в регионах ПФО.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ГОСУДАРТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2017 - Проблемы государственной инвестиционной политики РФ (Московский Международный Университет)
Курсовые работы, инвестиции. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2021 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Региональная инвестиционная политика в Республике Татарстан
Магистерская диссертация, инвестиции. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018



