Использование групповой работы на уроках математики как способ формирования учебного сотрудничества младших школьников
|
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I Теоретические основы формирования учебного сотрудничества в
групповой работе младших школьников……………………………………… 6
1.1. Сущность понятия «учебное сотрудничество» в психологопедагогической литературе ……………………………………………………...6
1.2 Специфика группового метода обучения…………………………………..14
Выводы по I главе………………………………………………………………..26
ГЛАВА II Методические особенности формирования учебного сотрудничества в групповой работе учащихся на уроках математики в начальной школе………………………………………………………………………………….27
2.1. Методика организации сотрудничества младших школьников…………27
2.2 Опытно-экспериментальная работа и анализ её результатов…………….34
Выводы по II главе………………………………………………………………47
Заключение……………………………………………………………………….48
Библиографический список……………………………………………………..50
Приложение
Глава I Теоретические основы формирования учебного сотрудничества в
групповой работе младших школьников……………………………………… 6
1.1. Сущность понятия «учебное сотрудничество» в психологопедагогической литературе ……………………………………………………...6
1.2 Специфика группового метода обучения…………………………………..14
Выводы по I главе………………………………………………………………..26
ГЛАВА II Методические особенности формирования учебного сотрудничества в групповой работе учащихся на уроках математики в начальной школе………………………………………………………………………………….27
2.1. Методика организации сотрудничества младших школьников…………27
2.2 Опытно-экспериментальная работа и анализ её результатов…………….34
Выводы по II главе………………………………………………………………47
Заключение……………………………………………………………………….48
Библиографический список……………………………………………………..50
Приложение
Перед школой в современном мире стоит задача воспитание компетентной личности, способную занять инициативную позицию, взаимодействовать с другими людьми. Так как навык взаимодействия и сотрудничества
может развиваться уже с самого раннего возраста, то особая роль отводится
периоду обучения ребенка в начальной школе, именно в начальной школе в
процессе учебной деятельности под руководством учителя у детей формируется учебное сотрудничество [38, с. 25-26]. Проблемами учебного сотрудничества занимались выдающиеся педагоги и психологами такие как: Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.С. Макаренко, В.А.
Сухомлинский, Г.А. Цукерман и др.
По федеральному государственному образовательному стандарту
начального общего образования важная задача начальной школы - это формировать коммуникативных универсальных учебных действий ребенка для
умения адаптироваться в социуме.
Ученикам необходимо научиться:
«грамотно выбирать языковые средства, приходить к общему решению в
процессе сотрудничества и разрешать возникающие конфликтные ситуации в
процессе согласования своих позиций и учета интересов друг друга, использовать имеющиеся знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач» [34, с. 57]. Одним из важнейших средств достижения данной цели обучения младших школьников в начальной школе, по
нашему мнению, является реализация принципа сотрудничества в обучении
(воспитании) младших школьников.
Следует отметить, что в обучении детей в сотрудничестве большую
роль играет организация групповой работы, которые основаны на учебном
сотрудничестве, где ребенок вооружается навыками самостоятельной работы, ставя себя в позицию исследователя в процессе изучения нового материала, становится равноправным участником учебной деятельности.4
Организовать работу в группе можно на этапе самостоятельного изучения нового материала, в процессе разрешения проблемных ситуаций обсуждаются различные варианты решения задачи. Работа в группе, позволяет уащимся быть активными участниками учебной деятельности, со всей серьёзностью подходить к учебным задачам так как от его участия зависит общий
успех, научиться сотрудничать с любым партнером, строя вежливое и доброжелательное общение, испытывать чувство ответственности за усех своих
партнёров, а не только за свои собственные. Главная задача организации
данной работы заключается в том, чобы у каждого участника группы сформировались необходимые знания и умения.
Обучение, которое сроится на использовани груповых форм организации урока, позволяет сформировать класс как учебное сообщество, способное решать учебную задачу, искать пути ее решения и применять полученные результаты используя их в дальнейшем.
Изучения влияния групповых работ для формирования у учеников
навыка учебного сотрудничества имеет не только теоретическое, но и важное
практическое значение. Это обусловлено тем, что умение сотрудничать со
сверстниками играет немаловажную роль в развитии, обучении и воспитании
младшего школьника. Этим определяется актуальность данной работы.
В данной дипломной работе сделана попытка показать эффективность использования групповых форм работ на уроках математики для формирования учебного сотрудничества младших школьников.
Объект исследования – процесс обучения младших школьников математике.
Предмет исследования –организация групповой формы работы на уроке математики, как средство формирования учебного сотрудничества младших школьников.
Цель исследования – теоретически ознакомиться и подтвердить на
практике эффективность использования групповой работы на уроках матема-5
тики как способ сформировать навык учебного сотрудничества у младших
школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что регулярное использование групповой работы на уроках математики поможет сформировать навык
учебного сотрудничество младших школьников.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной
проблеме исследования.
2. Подобрать комплекс заданий, для того чтобы организовать групповую работу на уроке математики в начальной школе.
3. Провести и проанализировать опытно-экспериментальную работу.
4. Определить влияние использования групповой работы на уроках математики на эффективность формирования учебного сотрудничества младших
школьников.
Для решения поставленных задач в процессе исследования мы использовали следующие теоретические и практические методы: анализ психологопедагогической и методической литературы, сизучение и обобщение педагогического опыта, наблюдениеза учащимися в процессе учебной деятельности, педагогический эксперимент, анализ и обработка полученных результатов исследования. Практическая значимость работы в данной работе представлены конкретные разработки комплексных дидактических заданий, а
также методические рекомендации для организации парной и групповой работы на уроках математики, направленные на формирование навыка учебного сотрудничества.
может развиваться уже с самого раннего возраста, то особая роль отводится
периоду обучения ребенка в начальной школе, именно в начальной школе в
процессе учебной деятельности под руководством учителя у детей формируется учебное сотрудничество [38, с. 25-26]. Проблемами учебного сотрудничества занимались выдающиеся педагоги и психологами такие как: Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.С. Макаренко, В.А.
Сухомлинский, Г.А. Цукерман и др.
По федеральному государственному образовательному стандарту
начального общего образования важная задача начальной школы - это формировать коммуникативных универсальных учебных действий ребенка для
умения адаптироваться в социуме.
Ученикам необходимо научиться:
«грамотно выбирать языковые средства, приходить к общему решению в
процессе сотрудничества и разрешать возникающие конфликтные ситуации в
процессе согласования своих позиций и учета интересов друг друга, использовать имеющиеся знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач» [34, с. 57]. Одним из важнейших средств достижения данной цели обучения младших школьников в начальной школе, по
нашему мнению, является реализация принципа сотрудничества в обучении
(воспитании) младших школьников.
Следует отметить, что в обучении детей в сотрудничестве большую
роль играет организация групповой работы, которые основаны на учебном
сотрудничестве, где ребенок вооружается навыками самостоятельной работы, ставя себя в позицию исследователя в процессе изучения нового материала, становится равноправным участником учебной деятельности.4
Организовать работу в группе можно на этапе самостоятельного изучения нового материала, в процессе разрешения проблемных ситуаций обсуждаются различные варианты решения задачи. Работа в группе, позволяет уащимся быть активными участниками учебной деятельности, со всей серьёзностью подходить к учебным задачам так как от его участия зависит общий
успех, научиться сотрудничать с любым партнером, строя вежливое и доброжелательное общение, испытывать чувство ответственности за усех своих
партнёров, а не только за свои собственные. Главная задача организации
данной работы заключается в том, чобы у каждого участника группы сформировались необходимые знания и умения.
Обучение, которое сроится на использовани груповых форм организации урока, позволяет сформировать класс как учебное сообщество, способное решать учебную задачу, искать пути ее решения и применять полученные результаты используя их в дальнейшем.
Изучения влияния групповых работ для формирования у учеников
навыка учебного сотрудничества имеет не только теоретическое, но и важное
практическое значение. Это обусловлено тем, что умение сотрудничать со
сверстниками играет немаловажную роль в развитии, обучении и воспитании
младшего школьника. Этим определяется актуальность данной работы.
В данной дипломной работе сделана попытка показать эффективность использования групповых форм работ на уроках математики для формирования учебного сотрудничества младших школьников.
Объект исследования – процесс обучения младших школьников математике.
Предмет исследования –организация групповой формы работы на уроке математики, как средство формирования учебного сотрудничества младших школьников.
Цель исследования – теоретически ознакомиться и подтвердить на
практике эффективность использования групповой работы на уроках матема-5
тики как способ сформировать навык учебного сотрудничества у младших
школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что регулярное использование групповой работы на уроках математики поможет сформировать навык
учебного сотрудничество младших школьников.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной
проблеме исследования.
2. Подобрать комплекс заданий, для того чтобы организовать групповую работу на уроке математики в начальной школе.
3. Провести и проанализировать опытно-экспериментальную работу.
4. Определить влияние использования групповой работы на уроках математики на эффективность формирования учебного сотрудничества младших
школьников.
Для решения поставленных задач в процессе исследования мы использовали следующие теоретические и практические методы: анализ психологопедагогической и методической литературы, сизучение и обобщение педагогического опыта, наблюдениеза учащимися в процессе учебной деятельности, педагогический эксперимент, анализ и обработка полученных результатов исследования. Практическая значимость работы в данной работе представлены конкретные разработки комплексных дидактических заданий, а
также методические рекомендации для организации парной и групповой работы на уроках математики, направленные на формирование навыка учебного сотрудничества.
В современном образовательном процессе большое внимание уделяется формированию учебного сотрудничества младших школьников в групповой работе. Педагоги отмечают, если у детей плохое межличностные взаимодействие, то это снижает эффективность обучения.
В первой главе проанализирована теория учебного сотрудничества,
раскрыто формирование и организация групповой работы младших школьников. Учебное сотрудничество представляет собой совокупность навыков:
социальная коммуникабельность, учитывание чужого мненияи толерантное к
ней отношение, умение слушать партнёра и вступать с ним в диалог; участие
в коллективных обсуждениях проблем и вопросов; умение включаться и
взаимодействовать с группой сверстников и создавать продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Проанализировав
опыт педагогов-практиков, выделены основные методические принципы и
правила организации групповой работы младших школьников.
Во второй главе описана опытно-экспериментальнай работа по организации системы групповой работы на уроках математики в 3-м Исследование ,
состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Результаты констатирующего этапа показали, что младшие школьники нуждаются в повышение уровня учебного сотрудничества , так как больше половины демонстрируют низкий уровень учебного сотрудничества в группе.
На формирующем этапе была организована работа в группах с младшими школьниками на занятиях математики в соответствии с определенными требованиями. После заданий проводилась рефлексия каждой группы, где
дети сами учились подводить итоги своей работы в группе.Постепенно задания усложнялись, организовывались новый формы группового взаимодействия. Организация групповой работы эффективно влияла на поддержание
интерес детей к предмету математики, формировала потребность детей в организации коллективной работы, воспитывала позитивное отношение к учеб-49
ному сотрудничеству и личную ответственность каждого участника за общий
результат всей группы.
По окончанию формирующего этапа эксперимента, был проведен контрольный этап исследования. Он показал эффективность использования
групповой работы. Этому свидетельствует то, что в экспериментальном
классе уровень учебного сотрудничества стал выше, тогда как в контрольном
классе, где опытная работа не проводилась, осталась почти на том же уровне.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили гипотезу, что при регулярное использовании групповой работы на
уроках математики формирует учебное сотрудничество младших школьников, задачи решены, цель работы достигнута.
В первой главе проанализирована теория учебного сотрудничества,
раскрыто формирование и организация групповой работы младших школьников. Учебное сотрудничество представляет собой совокупность навыков:
социальная коммуникабельность, учитывание чужого мненияи толерантное к
ней отношение, умение слушать партнёра и вступать с ним в диалог; участие
в коллективных обсуждениях проблем и вопросов; умение включаться и
взаимодействовать с группой сверстников и создавать продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Проанализировав
опыт педагогов-практиков, выделены основные методические принципы и
правила организации групповой работы младших школьников.
Во второй главе описана опытно-экспериментальнай работа по организации системы групповой работы на уроках математики в 3-м Исследование ,
состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Результаты констатирующего этапа показали, что младшие школьники нуждаются в повышение уровня учебного сотрудничества , так как больше половины демонстрируют низкий уровень учебного сотрудничества в группе.
На формирующем этапе была организована работа в группах с младшими школьниками на занятиях математики в соответствии с определенными требованиями. После заданий проводилась рефлексия каждой группы, где
дети сами учились подводить итоги своей работы в группе.Постепенно задания усложнялись, организовывались новый формы группового взаимодействия. Организация групповой работы эффективно влияла на поддержание
интерес детей к предмету математики, формировала потребность детей в организации коллективной работы, воспитывала позитивное отношение к учеб-49
ному сотрудничеству и личную ответственность каждого участника за общий
результат всей группы.
По окончанию формирующего этапа эксперимента, был проведен контрольный этап исследования. Он показал эффективность использования
групповой работы. Этому свидетельствует то, что в экспериментальном
классе уровень учебного сотрудничества стал выше, тогда как в контрольном
классе, где опытная работа не проводилась, осталась почти на том же уровне.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили гипотезу, что при регулярное использовании групповой работы на
уроках математики формирует учебное сотрудничество младших школьников, задачи решены, цель работы достигнута.
Подобные работы
- Психолого-педагогические условия организации
учебного сотрудничества младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование универсальных учебных действий на уроке математики
в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Организация работы групп математического направления в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Формирование коммуникативных умений у учащихся основной школы на уроках математики
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Групповая проектная деятельность как форма развития навыков сотрудничества
младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2022 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников средствами групповой учебной работы (Ленинградский Государственный Университет имени А.С. Пушкина)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА
УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - Формирование информационной компетенции у младших школьников на уроках математики
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017



