ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИИ
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические и правовые основы продовольственной безопасности
и развития АПК в России 12
1.1. Продовольственная безопасность как приоритетное направление аграрной политики России 12
1.2 Факторы, воздействующие на продовольственную безопасность
государства 21
1.3 Правовые нормы, обеспечивающие продовольственную безопасность
страны 28
Глава 2. Анализ и оценка региональной продовольственной безопасности в субъектах Приволжского федерального округа РФ 37
2.1 Современное состояние и положение дел в агропродовольственном
комплексе субъектов Приволжского федерального округа РФ 37
2.2 Анализ самообеспечения основными продовольственными товарами
населения субъектов Приволжского федерального округа РФ за счет ресурсов АПК 45
2.3 Организационные и экономические меры по поддержке агропродовольственного комплекса в регионах Приволжского федерального округа РФ 54
Глава 3. Совершенствование государственной агропродовольственной политики как инструмент обеспечения продовольственной безопасности России и регионов РФ 66
3.1 Основные пути модернизации агропродовольственного комплекса
страны 66
3.2 Использование механизмов государственно-частного партнерства 77
3.3. Импортозамещение как стратегия достижения продовольственной
безопасности: направления совершенствования 87
Заключение 97
Библиографический список 103
Приложения 111
Глава 1 Теоретические и правовые основы продовольственной безопасности
и развития АПК в России 12
1.1. Продовольственная безопасность как приоритетное направление аграрной политики России 12
1.2 Факторы, воздействующие на продовольственную безопасность
государства 21
1.3 Правовые нормы, обеспечивающие продовольственную безопасность
страны 28
Глава 2. Анализ и оценка региональной продовольственной безопасности в субъектах Приволжского федерального округа РФ 37
2.1 Современное состояние и положение дел в агропродовольственном
комплексе субъектов Приволжского федерального округа РФ 37
2.2 Анализ самообеспечения основными продовольственными товарами
населения субъектов Приволжского федерального округа РФ за счет ресурсов АПК 45
2.3 Организационные и экономические меры по поддержке агропродовольственного комплекса в регионах Приволжского федерального округа РФ 54
Глава 3. Совершенствование государственной агропродовольственной политики как инструмент обеспечения продовольственной безопасности России и регионов РФ 66
3.1 Основные пути модернизации агропродовольственного комплекса
страны 66
3.2 Использование механизмов государственно-частного партнерства 77
3.3. Импортозамещение как стратегия достижения продовольственной
безопасности: направления совершенствования 87
Заключение 97
Библиографический список 103
Приложения 111
Проблема обеспечения продовольствием, являющаяся одной из главных среди основных жизненных потребностей человека и существующая на протяжении всей истории человечества, остается актуальной и сегодня.
Продовольственная безопасность является базовым элементом экономической, социальной и политической безопасности любого государства. Уровень обеспечения биологической потребности человека в питании, количество производимых продуктов и их качественные характеристики характеризуют способность государства прокормить растущее население и противостоять болезням, что является материальной основой поступательного исторического и экономического развития страны.
Проблема продовольственной безопасности затрагивает интересы всех стран, общественных и политических сил, становясь все более актуальной по мере углубления международного разделения труда, развития мировой торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, ускорения процессов глобализации.
В процессе мирового исторического развития можно выделить несколько этапов в развитии идеи об обеспечении продовольственной безопасности.
На начальном этапе в качестве источника обеспечения продовольственной безопасности рассматривалась национальная экономика, ее производственные возможности, т.е. способность страны предоставлять необходимые средства к существованию своих граждан вне зависимости от внешних факторов.
Следующий этап сформировался в 70-е годы прошлого столетия, которые характеризуются общей либерализацией экономики и возрастанием объемов внешней торговли. Биологическое понятие безопасности было дополнено экономическими (внешнеторговыми) аспектами; начинает формироваться мировая продовольственная система, призванная обеспечить потребности населения планеты в продуктах питании; движение продовольственных товаров между странами и регионами в рамках международного разделения труда с учетом фактора сравнительных преимуществ. Как следствие, в мире формируется общее мнение о том, что продовольственный кризис в какой-либо стране вскоре получит распространение на все мировое сообщество, а способом его преодоления является объединение усилий на глобальном и региональном уровне. Формируется концепция «мировой продовольственной безопасности», борьба с голодом становится одной из глобальных проблем человечества; вводится понятие «продовольственная независимость». Продовольственная безопасность для пищевых продуктов начинает рассматриваться на уровне физиологическом (обеспечение потребности людей в определенном количестве энергии и питательных веществ в безопасных для здоровья продуктах) и экономическом (платежеспособностью разных категорий населения для приобретения достаточного количества продуктов).
В 1990-х годах с развитием процессов глобализации продовольственная безопасность рассматривается в качестве производной от национального экономического развития на фоне общемирового, что становится определяющим фактором для возможности покупки продовольствия на мировом рынке взамен концепции продовольственной независимости (самообеспечения).
В 1996 году Римской декларацией о всемирной продовольственной безопасности основной причиной нехватки продуктов питания признается бедность.
В рамках ООН были сформулированы «Цели развития тысячелетия», составной и важнейшей частью которых является продовольственная безопасность, сокращение к 2015 году вдвое доли страдающего от голода населения за счет общего развития отсталых регионов при помощи международной поддержки; разработка системы продовольственной помощи странам, пострадавшим от стихийных бедствий; признание продовольственной безопасности важнейшей частью экономической безопасности каждой страны. Государства, подписавшие Римскую декларацию и план действий по всемирной продовольственной безопасности, приняли обязательства по устранению голода, построению справедливой системы торговли продовольствием, обеспечению равного доступа к продовольствию для всех слоев населения
Возникший в 2004 году мировой продовольственный кризис проявился не только в виде ухудшения показателей состояния мировой продовольственной ситуации - рост цен на продукты питания, недоедание особо уязвимых слоев населения, снижение эффективности деятельности субъектов агрономического продовольственного сектора вследствие разорения и ухода мелких производителей, но и стало очевидно, что решение проблемы продовольственной безопасности возможно лишь путем координирования политики государств и объединения их усилий на мировом уровне.
Для стран с переходной экономикой, в том числе, России, характерен несколько другой подход к проблеме продовольственной безопасности - основной упор делается на проблему самообеспечения, когда конкретизируется абсолютная величина производства основных продовольственных товаров непосредственно в самой стране. Так, согласно тексту Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, самообеспечение понимается как «устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах, не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов».
Несмотря на очевидные преимущества, которые страна в состоянии получить от международного разделения труда, в России трактовке понятия «продовольственная безопасность» ключевое значение придается вопросу устранения чрезмерной зависимости страны от импорта продовольствия, главным образом, путем обеспечения внутреннего рынка отечественными продуктами питания, т.е. приоритет в части продовольственного обеспечения отдается собственному производству, которое может обеспечить ей продовольственный суверенитет: продовольственная безопасность должна обеспечиваться через продовольственную независимость (самообеспечение).
Введение по отношению к России экономических санкций со стороны стран Западной Европы и США в 2014 году значительно обострило проблему продовольственной безопасности нашей страны. Создавшаяся ситуация заставила Правительство РФ оперативно взять курс на импортозамещение, при этом фактически без изменений остались нормативная база и уровень господдержки основной отрасли агропромышленного комплекса страны (АПК) - сельского хозяйства. В результате проблемы села не решаются, а уровень обеспеченности населения страны собственным продовольствием остается низким.
Все вышеописанное объясняет актуальность темы, выбранной для написания магистерской диссертации.
Степень разработанности проблемы. Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, материалы монографий и статей в российских и зарубежных изданиях, посвященные решению вопросов обеспечения продовольственной безопасности.
Вопросам продовольственной безопасности, в силу их значимости, посвящено большое количество публикаций и исследований как зарубежных ученых и специалистов, так и отечественных.
Среди зарубежных ученых следует отметить М. Мазойера, У. Лиферта, Т. Мальтуса, М. Трэйси, Э. Райнерта, заложивших общетеоретические основы и методологические принципы изучения проблемы продовольственной обеспеченности.
Проблемы, связанные с понятием продовольственной безопасности России и методами ее управления и регулирования, освещены в работах следующих отечественных экономистов и экспертов в сфере АПК: Алтухова А.И., Буздалова И.Н., Илюхина Р.В., Киселева С.В., Ломакина П.Н., Мазлоева В.З., Назаренко В.И., Овчинникова О.Г., Чернякова Б.А., Якутина Ю.В. и др.
Общие проблемы обеспечения продовольствием населения России, вопросы определения критериев и влияния различных факторов на уровень продовольственной безопасности отражены в научных работах А.А. Афиногентовой, А.И. Алтухова, Г.В. Бондарева, И.Н. Буздалова, В.А. Гордеева, Р.Р. Гумерова, С.В. Киселева, Н.Я. Коваленко, В.А. Кундиус, Э.Н. Крылатых, В.А. Мальцевой, В.В. Милосердова,В.И. Назаренко, О.И. Пантелеевой, А.В. Петрикова, Л.С. Ревенко, Е.В. Серовой, В.Я. Узуна, И.Г. Ушачева, Б.Е. Фрумкина, Ю.С. Хромова, Н.И. Шагайды, М.Л. Яшиной, Т.Я. Яковлева и др.
Несмотря на достаточное количество работ по проблематике продовольственной безопасности, большая их часть посвящена отдельным аспектам проблемы, при этом рассмотрение всей совокупности факторов, оказывающих влияние на продовольственную безопасность России, требует постоянного осмысления накопленных знаний с точки зрения совершенствования российской аграрной политики и обеспечения продовольственной безопасности страны.
Методологический инструментарий оценки уровня продовольственной безопасности рассматривали в своих трудах следующие ученые: А.А. Лысоченко, Т.Ф. Рябова, Л.С. Чешинский и другие.
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие группы методов исследования:
- методы теоретического анализа: изучение федеральных и региональных отраслевых законов, нормативно-правовых документов в сфере АПК; изучение литературных источников по существующим проблемам АПК и управлению отраслью;
- экспертные методы: построение SWOT-анализа;
- методы математической обработки и анализа результатов исследования: статистическая обработка абсолютных показателей для определения относительных.
Информационной базой для исследования послужили статистические и аналитические материалы Росстата, Министерства экономического развития Российской Федерации (РФ), Министерства сельского хозяйства РФ (Минсельхоза РФ), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организации объединенных наций (ООН), Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
Нормативной базой исследования послужили законы и нормативные акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Доктрина продовольственной безопасности и проекты государственных программ.
Цель магистерской диссертации - исследование продовольственной безопасности и поиск путей развития агропродовольственного комплекса России на примере регионов Приволжского федерального округа (ПФО).
Реализация этой цели обусловила необходимость решения следующих задач:
- рассмотрение теоретических и правовых основ продовольственной безопасности и развития АПК России;
- выявление факторов, влияющих на продовольственную безопасность государства;
- оценка современного состояния региональной продовольственной безопасности в субъектах Приволжского федерального округа (ПФО) РФ;
- исследование возможных путей совершенствования государственной агропродовольственной политики как инструмента обеспечения продовольственной безопасности России и регионов РФ.
Объектом исследования является продовольственная безопасность региона, предметом исследования - процесс управления продовольственной безопасностью региона.
Научная новизна диссертационного исследования:
1. обобщена трактовка понятия продовольственной безопасности, под которой подразумевается состояние стабильной экономической и физической доступности безопасных продуктов питания для всех групп населения в количестве, соответствующем установленном нормам потребления для каждого региона;
2. выявлены сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы развития АПК ПФО на данном этапе;
3. проведена актуальная оценка самообеспеченности субъектов ПФО продукцией продовольственного назначения;
4. на основе ретроспективного анализа сделан вывод об эффективности проводимой Правительством РФ политики в отношении развития сферы АПК в ПФО.
Практическая значимость результатов диссертации заключается в том, что предложенные в исследовании выводы и рекомендации по оценке продовольственной безопасности, а также пути ее повышения могут быть применены при выработке региональных программ продовольственной безопасности.
Апробация результатов исследования. Основные научные результаты диссертационного исследования опубликованы в статьях:
«Продовольственная безопасность в Испании» (сборник XII Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации»), «Динамика бюджетного финансирования сельского хозяйства в регионах России» (международный электронный научно-практический журнал: «Современные научные исследования и разработки»). Выводы и результаты магистерской диссертации были представлены на XII Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации», а также в международном электронном научно-практическом журнале: «Современные научные исследования и разработки».
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, а также приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, описана степень изученности проблемы, определены объект и предмет, сформулированы цель и задачи диссертационного исследования, представлена теоретическая и методологическая основа работы, раскрыта научная новизна, а также практическая значимость результатов исследования.
В первой главе «Теоретические и правовые основы продовольственной безопасности и развития АПК в России» рассмотрено представление о продовольственной безопасности как приоритетном направлении аграрной политики России; определены факторы, воздействующие на продовольственную безопасность государства; рассмотрены правовые нормы, обеспечивающие продовольственную безопасность страны.
Во второй главе «Анализ и оценка региональной продовольственной безопасности в субъектах Приволжского федерального округа РФ» рассмотрено современное состояние и положение дел в агропродовольственном комплексе субъектов ПФО, проведен анализ самообеспечения основными продовольственными товарами населения субъектов за счет ресурсов АПК ПФО, предложены организационные и экономические меры по поддержке АПК в регионах ПФО.
В третьей главе «Совершенствование государственной агропродовольственной политики как инструмент обеспечения продовольственной безопасности России и регионов РФ» исследованы основные пути модернизации АПК страны, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства, а также направления совершенствования стратегии достижения продовольственной безопасности.
В заключении содержатся основные выводы и предложения по теме диссертационного исследования.
Продовольственная безопасность является базовым элементом экономической, социальной и политической безопасности любого государства. Уровень обеспечения биологической потребности человека в питании, количество производимых продуктов и их качественные характеристики характеризуют способность государства прокормить растущее население и противостоять болезням, что является материальной основой поступательного исторического и экономического развития страны.
Проблема продовольственной безопасности затрагивает интересы всех стран, общественных и политических сил, становясь все более актуальной по мере углубления международного разделения труда, развития мировой торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, ускорения процессов глобализации.
В процессе мирового исторического развития можно выделить несколько этапов в развитии идеи об обеспечении продовольственной безопасности.
На начальном этапе в качестве источника обеспечения продовольственной безопасности рассматривалась национальная экономика, ее производственные возможности, т.е. способность страны предоставлять необходимые средства к существованию своих граждан вне зависимости от внешних факторов.
Следующий этап сформировался в 70-е годы прошлого столетия, которые характеризуются общей либерализацией экономики и возрастанием объемов внешней торговли. Биологическое понятие безопасности было дополнено экономическими (внешнеторговыми) аспектами; начинает формироваться мировая продовольственная система, призванная обеспечить потребности населения планеты в продуктах питании; движение продовольственных товаров между странами и регионами в рамках международного разделения труда с учетом фактора сравнительных преимуществ. Как следствие, в мире формируется общее мнение о том, что продовольственный кризис в какой-либо стране вскоре получит распространение на все мировое сообщество, а способом его преодоления является объединение усилий на глобальном и региональном уровне. Формируется концепция «мировой продовольственной безопасности», борьба с голодом становится одной из глобальных проблем человечества; вводится понятие «продовольственная независимость». Продовольственная безопасность для пищевых продуктов начинает рассматриваться на уровне физиологическом (обеспечение потребности людей в определенном количестве энергии и питательных веществ в безопасных для здоровья продуктах) и экономическом (платежеспособностью разных категорий населения для приобретения достаточного количества продуктов).
В 1990-х годах с развитием процессов глобализации продовольственная безопасность рассматривается в качестве производной от национального экономического развития на фоне общемирового, что становится определяющим фактором для возможности покупки продовольствия на мировом рынке взамен концепции продовольственной независимости (самообеспечения).
В 1996 году Римской декларацией о всемирной продовольственной безопасности основной причиной нехватки продуктов питания признается бедность.
В рамках ООН были сформулированы «Цели развития тысячелетия», составной и важнейшей частью которых является продовольственная безопасность, сокращение к 2015 году вдвое доли страдающего от голода населения за счет общего развития отсталых регионов при помощи международной поддержки; разработка системы продовольственной помощи странам, пострадавшим от стихийных бедствий; признание продовольственной безопасности важнейшей частью экономической безопасности каждой страны. Государства, подписавшие Римскую декларацию и план действий по всемирной продовольственной безопасности, приняли обязательства по устранению голода, построению справедливой системы торговли продовольствием, обеспечению равного доступа к продовольствию для всех слоев населения
Возникший в 2004 году мировой продовольственный кризис проявился не только в виде ухудшения показателей состояния мировой продовольственной ситуации - рост цен на продукты питания, недоедание особо уязвимых слоев населения, снижение эффективности деятельности субъектов агрономического продовольственного сектора вследствие разорения и ухода мелких производителей, но и стало очевидно, что решение проблемы продовольственной безопасности возможно лишь путем координирования политики государств и объединения их усилий на мировом уровне.
Для стран с переходной экономикой, в том числе, России, характерен несколько другой подход к проблеме продовольственной безопасности - основной упор делается на проблему самообеспечения, когда конкретизируется абсолютная величина производства основных продовольственных товаров непосредственно в самой стране. Так, согласно тексту Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, самообеспечение понимается как «устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах, не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов».
Несмотря на очевидные преимущества, которые страна в состоянии получить от международного разделения труда, в России трактовке понятия «продовольственная безопасность» ключевое значение придается вопросу устранения чрезмерной зависимости страны от импорта продовольствия, главным образом, путем обеспечения внутреннего рынка отечественными продуктами питания, т.е. приоритет в части продовольственного обеспечения отдается собственному производству, которое может обеспечить ей продовольственный суверенитет: продовольственная безопасность должна обеспечиваться через продовольственную независимость (самообеспечение).
Введение по отношению к России экономических санкций со стороны стран Западной Европы и США в 2014 году значительно обострило проблему продовольственной безопасности нашей страны. Создавшаяся ситуация заставила Правительство РФ оперативно взять курс на импортозамещение, при этом фактически без изменений остались нормативная база и уровень господдержки основной отрасли агропромышленного комплекса страны (АПК) - сельского хозяйства. В результате проблемы села не решаются, а уровень обеспеченности населения страны собственным продовольствием остается низким.
Все вышеописанное объясняет актуальность темы, выбранной для написания магистерской диссертации.
Степень разработанности проблемы. Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, материалы монографий и статей в российских и зарубежных изданиях, посвященные решению вопросов обеспечения продовольственной безопасности.
Вопросам продовольственной безопасности, в силу их значимости, посвящено большое количество публикаций и исследований как зарубежных ученых и специалистов, так и отечественных.
Среди зарубежных ученых следует отметить М. Мазойера, У. Лиферта, Т. Мальтуса, М. Трэйси, Э. Райнерта, заложивших общетеоретические основы и методологические принципы изучения проблемы продовольственной обеспеченности.
Проблемы, связанные с понятием продовольственной безопасности России и методами ее управления и регулирования, освещены в работах следующих отечественных экономистов и экспертов в сфере АПК: Алтухова А.И., Буздалова И.Н., Илюхина Р.В., Киселева С.В., Ломакина П.Н., Мазлоева В.З., Назаренко В.И., Овчинникова О.Г., Чернякова Б.А., Якутина Ю.В. и др.
Общие проблемы обеспечения продовольствием населения России, вопросы определения критериев и влияния различных факторов на уровень продовольственной безопасности отражены в научных работах А.А. Афиногентовой, А.И. Алтухова, Г.В. Бондарева, И.Н. Буздалова, В.А. Гордеева, Р.Р. Гумерова, С.В. Киселева, Н.Я. Коваленко, В.А. Кундиус, Э.Н. Крылатых, В.А. Мальцевой, В.В. Милосердова,В.И. Назаренко, О.И. Пантелеевой, А.В. Петрикова, Л.С. Ревенко, Е.В. Серовой, В.Я. Узуна, И.Г. Ушачева, Б.Е. Фрумкина, Ю.С. Хромова, Н.И. Шагайды, М.Л. Яшиной, Т.Я. Яковлева и др.
Несмотря на достаточное количество работ по проблематике продовольственной безопасности, большая их часть посвящена отдельным аспектам проблемы, при этом рассмотрение всей совокупности факторов, оказывающих влияние на продовольственную безопасность России, требует постоянного осмысления накопленных знаний с точки зрения совершенствования российской аграрной политики и обеспечения продовольственной безопасности страны.
Методологический инструментарий оценки уровня продовольственной безопасности рассматривали в своих трудах следующие ученые: А.А. Лысоченко, Т.Ф. Рябова, Л.С. Чешинский и другие.
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие группы методов исследования:
- методы теоретического анализа: изучение федеральных и региональных отраслевых законов, нормативно-правовых документов в сфере АПК; изучение литературных источников по существующим проблемам АПК и управлению отраслью;
- экспертные методы: построение SWOT-анализа;
- методы математической обработки и анализа результатов исследования: статистическая обработка абсолютных показателей для определения относительных.
Информационной базой для исследования послужили статистические и аналитические материалы Росстата, Министерства экономического развития Российской Федерации (РФ), Министерства сельского хозяйства РФ (Минсельхоза РФ), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организации объединенных наций (ООН), Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
Нормативной базой исследования послужили законы и нормативные акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Доктрина продовольственной безопасности и проекты государственных программ.
Цель магистерской диссертации - исследование продовольственной безопасности и поиск путей развития агропродовольственного комплекса России на примере регионов Приволжского федерального округа (ПФО).
Реализация этой цели обусловила необходимость решения следующих задач:
- рассмотрение теоретических и правовых основ продовольственной безопасности и развития АПК России;
- выявление факторов, влияющих на продовольственную безопасность государства;
- оценка современного состояния региональной продовольственной безопасности в субъектах Приволжского федерального округа (ПФО) РФ;
- исследование возможных путей совершенствования государственной агропродовольственной политики как инструмента обеспечения продовольственной безопасности России и регионов РФ.
Объектом исследования является продовольственная безопасность региона, предметом исследования - процесс управления продовольственной безопасностью региона.
Научная новизна диссертационного исследования:
1. обобщена трактовка понятия продовольственной безопасности, под которой подразумевается состояние стабильной экономической и физической доступности безопасных продуктов питания для всех групп населения в количестве, соответствующем установленном нормам потребления для каждого региона;
2. выявлены сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы развития АПК ПФО на данном этапе;
3. проведена актуальная оценка самообеспеченности субъектов ПФО продукцией продовольственного назначения;
4. на основе ретроспективного анализа сделан вывод об эффективности проводимой Правительством РФ политики в отношении развития сферы АПК в ПФО.
Практическая значимость результатов диссертации заключается в том, что предложенные в исследовании выводы и рекомендации по оценке продовольственной безопасности, а также пути ее повышения могут быть применены при выработке региональных программ продовольственной безопасности.
Апробация результатов исследования. Основные научные результаты диссертационного исследования опубликованы в статьях:
«Продовольственная безопасность в Испании» (сборник XII Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации»), «Динамика бюджетного финансирования сельского хозяйства в регионах России» (международный электронный научно-практический журнал: «Современные научные исследования и разработки»). Выводы и результаты магистерской диссертации были представлены на XII Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации», а также в международном электронном научно-практическом журнале: «Современные научные исследования и разработки».
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, а также приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, описана степень изученности проблемы, определены объект и предмет, сформулированы цель и задачи диссертационного исследования, представлена теоретическая и методологическая основа работы, раскрыта научная новизна, а также практическая значимость результатов исследования.
В первой главе «Теоретические и правовые основы продовольственной безопасности и развития АПК в России» рассмотрено представление о продовольственной безопасности как приоритетном направлении аграрной политики России; определены факторы, воздействующие на продовольственную безопасность государства; рассмотрены правовые нормы, обеспечивающие продовольственную безопасность страны.
Во второй главе «Анализ и оценка региональной продовольственной безопасности в субъектах Приволжского федерального округа РФ» рассмотрено современное состояние и положение дел в агропродовольственном комплексе субъектов ПФО, проведен анализ самообеспечения основными продовольственными товарами населения субъектов за счет ресурсов АПК ПФО, предложены организационные и экономические меры по поддержке АПК в регионах ПФО.
В третьей главе «Совершенствование государственной агропродовольственной политики как инструмент обеспечения продовольственной безопасности России и регионов РФ» исследованы основные пути модернизации АПК страны, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства, а также направления совершенствования стратегии достижения продовольственной безопасности.
В заключении содержатся основные выводы и предложения по теме диссертационного исследования.
Продовольственная безопасность является одной из главных целей аграрной и экономической политики государства.
В то же время для ее достижения зачастую происходит смена приоритетов развития и механизмов реализации аграрной политики. Задача заключается в повышении селькохозяйственной продуктивности и обеспечении для всех физической и экономической доступности к достаточной в количественном отношении безопасной пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни.
Обеспечение продовольственной безопасности является приоритетной областью государственной политики, поскольку она охватывает широкий круг национальных, экономических, социальных, демографические и экологические факторы. В области продовольственной безопасности соединяются ключевые проблемы проведения агропромышленных и экономических реформ, объективные тенденции развития сельскохозяйственного и продовольственного производства на внутреннем рынке, степень зависимости АПК от мирового продовольственного рынка, социальная ситуация и платежеспособность потребителей в разных регионах России.
Указы Е[резидента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 и 30.01.2010. 120 разработали Стратегию и Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, в которых определены цели и основные направления реализации российской политики в области обеспечения продовольственной безопасности на ближайшее будущее, критерии продовольственной безопасности и, прежде всего, переход к инновационной модели развития сельского хозяйства, без которой все усилия в этой области не принесут желаемого эффекта.
Чтобы насытить рынок продуктами питания и восстановить продовольственную безопасность, необходимо определить способы ее оценки; рассмотреть программы преодоления сельскохозяйственного кризиса; разработать меры, направленные на устранение существующих угроз продовольственной безопасности.
Поволжье является одним из ведущих сельскохозяйственных регионов страны и крупнейшим производителем мяса и молока. Согласно официальной статистике, район производит 28% мяса, 33% молока из национального объема.
В последние годы в районе быстро развивается техническая модернизация сельского хозяйства, которое в значительной степени обеспечивается крупными производителями сельскохозяйственной техники, расположенных в районе.
Основываясь на анализе самодостаточности отдельных регионов Приволжского федерального округа основными продуктами питания, мы предложили классифицировать их по четырем группам:
1. Пермская, Самарская, Нижегородская и Ульяновская области - это промышленные районы с недостаточным развитием сельского хозяйства, но с довольно высоким уровнем дохода на душу населения. Основным направлением предлагаемых мер является достижение продовольственной самообеспеченности и снижение уровня импорта продовольствия;
2. Республики Башкортостан, Марий Эл и Удмуртская, Кировская и Саратовская области почти полностью обеспечивают производство необходимого количества продовольствия с высоким уровнем потребления на основе развитого предпринимательства и низкого импорта. Основным направлением предлагаемых мер является дальнейшее развитие перерабатывающих отраслей и малого бизнеса;
3. Чувашская Республика, Оренбургская и Пензенская области - это высокий уровень сельскохозяйственного производства, но степень потребления ниже, чем в предыдущей группе, что связано с самыми низкими доходами населения, большая часть продовольствия производится в частных домашних хозяйств и потребляется там же. Основное направление предлагаемых мер - системные меры по поддержке мелких фермерских хозяйств;
4. Республики Татарстан и Мордовия являются крупнейшими сельскохозяйственными производителями на душу населения, но эти республики сильно отличаются по большинству других параметров.
Татарстан - самые высокие темпы производства и потребления продуктов питания с самым высоким уровнем дохода на душу населения, основное направление предлагаемых мер - дальнейшее развитие и укрепление сельскохозяйственных холдингов для производства и переработки мяса и молочных продуктов.
Мордовия является одним из лидеров в производстве сельскохозяйственной продукции на душу населения, но с точки зрения потребления продуктов питания и доходов на душу населения значительно отстает от лидеров в ПФО, основным направлением предлагаемых мер является увеличение дохода на душу населения посредством развития малого и среднего бизнеса.
Проведенный нами SWOT-анализ ПФО свидетельствует о том, что основными проблемами развития АПК округа является низкий уровень использования передовых технологий механизации и автоматизации сельского хозяйства, слабая инфраструктура и снижение численности квалифицированного персонала вследствие его естественного старения.
При этом округ характеризуется благоприятными для ведения эффективного сельскохозяйственного производства природноклиматическими и ландшафтными условиями, отсутствием проблем с земельными, минеральными, водными и энергоресурсами, что при внедрения инновационных технологий с/х производства позволит не только закрыть имеющуюся проблему самообеспечения продуктами питания, но и увеличит экспортные возможности субъектов ПФО.
Нами был сделан вывод о том, что для достижения продовольственной безопасности в регионах ПФО необходим комплекс организационных, экономических и социальных мер, причем с разными приоритетами для каждой группы регионов, но главная проблема для большинства регионов заключается в увеличении заработной платы и уменьшении дифференциации население по доходам. Проблема продовольственной безопасности в регионах сложна, поскольку экономическая доступность продовольствия и рост реальных доходов зависят от модернизации всех предприятий в регионах, притока инвестиций в высокодоходные предприятия, которые обеспечивают рост доходов, в том числе для государственного сектора и сектора обслуживания.
Основным приоритетом в обеспечении продовольственной безопасности страны является дальнейшее развитие агропродовольственного кластера, что приведет к увеличению доходов и стабилизации цен, а также в устранении пищевой зависимости от импорта основных видов продукции.
Меры общей поддержки сельского хозяйства в ПФО должны быть направлены на модернизацию сельскохозяйственных предприятий, обеспечение инвестиций в прибыльные предприятия для обеспечения роста доходов населения, устранения пищевой зависимости от импорта по основным видам продукции.
Основным драйвером дальнейшего роста производственного потенциала АПК РФ и его регионов должна стать инновационная модернизация отрасли.
В этой связи на федеральном уровне определены следующие меры по модернизации сельского хозяйства в России:
- увеличение общей суммы бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы;
- целевое кредитование инновационных инвестиционных проектов,
целевая поддержка предпринимательства, субсидирование
процентных ставок по кредитам на сезонные полевые работы;
- субсидии на содержание племенного скота, мясного и помесного крупного рогатого скота;
- развитие сельскохозяйственного сотрудничества на период до 2020 года;
- субсидии лизинговым компаниям;
- формирование новых подпрограмм, связанных с развитием сельских районов, финансирование импортозамещения, повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках правил ВТО и другие актуальные вопросы.
Прогноз Министерства сельского хозяйства России по научнотехническому развитию сельского хозяйства на период до 2030 года [28] предусматривает реализацию мер во всех областях модернизации сельского хозяйства.
Использование ранее нетрадиционных технологий для сельского хозяйства позволит произвести революционные изменения на всех этапах производственного процесса и радикально изменить потребительские предпочтения населения. Сочетание всех элементов стратегии научно-технического развития сельского хозяйства способно не только удовлетворить быстро растущий спрос населения на высококачественные, экономически доступные пищевые продукты, но и насытить мировой рынок сельскохозяйственной продукции конкурентоспособной продукцией.
На сегодняшний день во всех секторах национальной экономики Российской Федерации наиболее эффективным инструментом для объединения интересов государственных и бизнес-структур показало себя государственно-частное партнерство (ГЧП). Технологические платформы, как наиболее современная форма ГЧП, направлены на координацию приоритетов научно-технической политики развития сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей между бизнесом, наукой и образованием в целях повышения конкурентоспособности сельского хозяйства.
На современном этапе использование организационных механизмов ГЧП является отправной точкой для развития нового уровня отношений между государством и бизнесом в области агропродовольственного комплекса, позволяющего использовать сильные стороны государственных и частных партнеров для обеспечения роста эффективности, мобилизации ресурсов и инвестиций, внедрения инновационных проектов, снижения рисков.
Стратегия импортозамещения, объявленная Правительством Российской Федерации в 2014 году, уже доказала свою эффективность - например, уровень самообеспеченности по основным продуктам питания ПФО увеличился с 86% до 91% за пять лет.
Приоритетной задачей импортозамещения в России является развитие соответствующих сельскохозяйственных секторов, производящих недостающие объемы импортируемых пищевых продуктов в ограниченных количествах, и товары, которые не производились в стране, но производство которых возможно в краткосрочной перспективе за счет современных технологических инноваций и высоко урожайных сельскохозяйственных угодий
В то же время для ее достижения зачастую происходит смена приоритетов развития и механизмов реализации аграрной политики. Задача заключается в повышении селькохозяйственной продуктивности и обеспечении для всех физической и экономической доступности к достаточной в количественном отношении безопасной пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни.
Обеспечение продовольственной безопасности является приоритетной областью государственной политики, поскольку она охватывает широкий круг национальных, экономических, социальных, демографические и экологические факторы. В области продовольственной безопасности соединяются ключевые проблемы проведения агропромышленных и экономических реформ, объективные тенденции развития сельскохозяйственного и продовольственного производства на внутреннем рынке, степень зависимости АПК от мирового продовольственного рынка, социальная ситуация и платежеспособность потребителей в разных регионах России.
Указы Е[резидента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 и 30.01.2010. 120 разработали Стратегию и Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, в которых определены цели и основные направления реализации российской политики в области обеспечения продовольственной безопасности на ближайшее будущее, критерии продовольственной безопасности и, прежде всего, переход к инновационной модели развития сельского хозяйства, без которой все усилия в этой области не принесут желаемого эффекта.
Чтобы насытить рынок продуктами питания и восстановить продовольственную безопасность, необходимо определить способы ее оценки; рассмотреть программы преодоления сельскохозяйственного кризиса; разработать меры, направленные на устранение существующих угроз продовольственной безопасности.
Поволжье является одним из ведущих сельскохозяйственных регионов страны и крупнейшим производителем мяса и молока. Согласно официальной статистике, район производит 28% мяса, 33% молока из национального объема.
В последние годы в районе быстро развивается техническая модернизация сельского хозяйства, которое в значительной степени обеспечивается крупными производителями сельскохозяйственной техники, расположенных в районе.
Основываясь на анализе самодостаточности отдельных регионов Приволжского федерального округа основными продуктами питания, мы предложили классифицировать их по четырем группам:
1. Пермская, Самарская, Нижегородская и Ульяновская области - это промышленные районы с недостаточным развитием сельского хозяйства, но с довольно высоким уровнем дохода на душу населения. Основным направлением предлагаемых мер является достижение продовольственной самообеспеченности и снижение уровня импорта продовольствия;
2. Республики Башкортостан, Марий Эл и Удмуртская, Кировская и Саратовская области почти полностью обеспечивают производство необходимого количества продовольствия с высоким уровнем потребления на основе развитого предпринимательства и низкого импорта. Основным направлением предлагаемых мер является дальнейшее развитие перерабатывающих отраслей и малого бизнеса;
3. Чувашская Республика, Оренбургская и Пензенская области - это высокий уровень сельскохозяйственного производства, но степень потребления ниже, чем в предыдущей группе, что связано с самыми низкими доходами населения, большая часть продовольствия производится в частных домашних хозяйств и потребляется там же. Основное направление предлагаемых мер - системные меры по поддержке мелких фермерских хозяйств;
4. Республики Татарстан и Мордовия являются крупнейшими сельскохозяйственными производителями на душу населения, но эти республики сильно отличаются по большинству других параметров.
Татарстан - самые высокие темпы производства и потребления продуктов питания с самым высоким уровнем дохода на душу населения, основное направление предлагаемых мер - дальнейшее развитие и укрепление сельскохозяйственных холдингов для производства и переработки мяса и молочных продуктов.
Мордовия является одним из лидеров в производстве сельскохозяйственной продукции на душу населения, но с точки зрения потребления продуктов питания и доходов на душу населения значительно отстает от лидеров в ПФО, основным направлением предлагаемых мер является увеличение дохода на душу населения посредством развития малого и среднего бизнеса.
Проведенный нами SWOT-анализ ПФО свидетельствует о том, что основными проблемами развития АПК округа является низкий уровень использования передовых технологий механизации и автоматизации сельского хозяйства, слабая инфраструктура и снижение численности квалифицированного персонала вследствие его естественного старения.
При этом округ характеризуется благоприятными для ведения эффективного сельскохозяйственного производства природноклиматическими и ландшафтными условиями, отсутствием проблем с земельными, минеральными, водными и энергоресурсами, что при внедрения инновационных технологий с/х производства позволит не только закрыть имеющуюся проблему самообеспечения продуктами питания, но и увеличит экспортные возможности субъектов ПФО.
Нами был сделан вывод о том, что для достижения продовольственной безопасности в регионах ПФО необходим комплекс организационных, экономических и социальных мер, причем с разными приоритетами для каждой группы регионов, но главная проблема для большинства регионов заключается в увеличении заработной платы и уменьшении дифференциации население по доходам. Проблема продовольственной безопасности в регионах сложна, поскольку экономическая доступность продовольствия и рост реальных доходов зависят от модернизации всех предприятий в регионах, притока инвестиций в высокодоходные предприятия, которые обеспечивают рост доходов, в том числе для государственного сектора и сектора обслуживания.
Основным приоритетом в обеспечении продовольственной безопасности страны является дальнейшее развитие агропродовольственного кластера, что приведет к увеличению доходов и стабилизации цен, а также в устранении пищевой зависимости от импорта основных видов продукции.
Меры общей поддержки сельского хозяйства в ПФО должны быть направлены на модернизацию сельскохозяйственных предприятий, обеспечение инвестиций в прибыльные предприятия для обеспечения роста доходов населения, устранения пищевой зависимости от импорта по основным видам продукции.
Основным драйвером дальнейшего роста производственного потенциала АПК РФ и его регионов должна стать инновационная модернизация отрасли.
В этой связи на федеральном уровне определены следующие меры по модернизации сельского хозяйства в России:
- увеличение общей суммы бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы;
- целевое кредитование инновационных инвестиционных проектов,
целевая поддержка предпринимательства, субсидирование
процентных ставок по кредитам на сезонные полевые работы;
- субсидии на содержание племенного скота, мясного и помесного крупного рогатого скота;
- развитие сельскохозяйственного сотрудничества на период до 2020 года;
- субсидии лизинговым компаниям;
- формирование новых подпрограмм, связанных с развитием сельских районов, финансирование импортозамещения, повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках правил ВТО и другие актуальные вопросы.
Прогноз Министерства сельского хозяйства России по научнотехническому развитию сельского хозяйства на период до 2030 года [28] предусматривает реализацию мер во всех областях модернизации сельского хозяйства.
Использование ранее нетрадиционных технологий для сельского хозяйства позволит произвести революционные изменения на всех этапах производственного процесса и радикально изменить потребительские предпочтения населения. Сочетание всех элементов стратегии научно-технического развития сельского хозяйства способно не только удовлетворить быстро растущий спрос населения на высококачественные, экономически доступные пищевые продукты, но и насытить мировой рынок сельскохозяйственной продукции конкурентоспособной продукцией.
На сегодняшний день во всех секторах национальной экономики Российской Федерации наиболее эффективным инструментом для объединения интересов государственных и бизнес-структур показало себя государственно-частное партнерство (ГЧП). Технологические платформы, как наиболее современная форма ГЧП, направлены на координацию приоритетов научно-технической политики развития сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей между бизнесом, наукой и образованием в целях повышения конкурентоспособности сельского хозяйства.
На современном этапе использование организационных механизмов ГЧП является отправной точкой для развития нового уровня отношений между государством и бизнесом в области агропродовольственного комплекса, позволяющего использовать сильные стороны государственных и частных партнеров для обеспечения роста эффективности, мобилизации ресурсов и инвестиций, внедрения инновационных проектов, снижения рисков.
Стратегия импортозамещения, объявленная Правительством Российской Федерации в 2014 году, уже доказала свою эффективность - например, уровень самообеспеченности по основным продуктам питания ПФО увеличился с 86% до 91% за пять лет.
Приоритетной задачей импортозамещения в России является развитие соответствующих сельскохозяйственных секторов, производящих недостающие объемы импортируемых пищевых продуктов в ограниченных количествах, и товары, которые не производились в стране, но производство которых возможно в краткосрочной перспективе за счет современных технологических инноваций и высоко урожайных сельскохозяйственных угодий
Подобные работы
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА РОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2016 - Формирование и развитие ресурсного потенциала регионального агропромышленного комплекса
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - Реализация государственной политики импортозамещения на региональном уровне как стимул развития отечественного агропромышленного производства в современной России
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Агропромышленный комплекс Республики Татарстан на примере
агрофирмы «Ак Барс»
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ, ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ И РЕФОРМИРОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Коммерциализация сельскохозяйственной деятельности на примере
крестьянского (фермерского) хозяйства Сахапов Р.Р.
Магистерская диссертация, сельское хозяйство. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017



