Введение 3
Глава 1. Мотивационные аспекты туризма 17
1.1. Трансформация понятия «туризм» в историческом аспекте 17
1.2. Мотивация и мобильность участников туристического процесса .. 19
1.3. Роль достопримечательностей в туристических практиках 28
Глава 2. Психологические составляющие взаимодействий в каучсерфинге 31
2.1. Влияние мобильности на конструирование личности 31
2.2. Коммуникативные практики как способ личностного роста 40
2.3. Этапы коммуникативного сближения в практике каучсерфинга .... 45
Глава 3. Фактор пространства во взаимоотношениях 52
3.1. Значения пространства в сознании 52
3.2. Функция пространства в практиках каучсерфинга 58
3.3. Контроль пространства как способ ведения процесса взаимодействия 62
Заключение 66
Библиографический список 74
Приложение
С начала 2000-х годов появление компьютерных коммуникационных платформ и онлайн-гостиничных услуг значительно трансформировало некоторые привычные практики туризма и организации гостеприимства. Вместо того, чтобы заказывать упакованные туры и проживание через турагентства, многие путешественники начали создавать прямые контакты с возможной принимающей стороной, спутниками путешествий или местными гидами. В то же время частные лица все в большей степени стали способны открывать свои дома тем, кто когда-то были совершенно незнакомыми людьми со всего мира, интегрировать их в пространство своей повседневной жизни и также зарабатывать за счет сдачи в аренду комнат или апартаментов. В эпоху цифровых технологий, чтобы подготовить логистику путешествия, хозяева и гости сначала взаимодействуют в онлайн-среде, а затем встречаются, и после взаимодействия отмечают друг друга в онлайн-контексте фактического путешествия.
Каучсерфинг (с английского couchsurfing: «couch» - кушетка и «surfing» - путешествие, дословно - «путешествие по диванам») стал одним из самых успешных сайтов интернет-гостеприимства. Поскольку он называет своим основным правилом бесплатное предоставление гостеприимства, он также является одним из самых «экстремальных» сайтов такого типа. Суть коммуникации в Couchsurfing.com заключается в том, что взаимодействия между принимающей стороной и гостями осуществляются за пределами коммерческих сделок, что, как утверждают владельцы сайта, является основным условием для продвижения «мира, в котором каждый может исследовать и создавать значимые связи с людьми и местами, с которыми сталкивается »'.
Посредством каучсерфинга участники на предполагаемо безвозмездной основе останавливаются на ночлег в местах своего путешествия, а так же принимают у себя гостей и проводят совместный досуг. Принимающая сторона носит название «хост», а приезжающая - «путешественник», «серфер» или «гость», а все участники данных практик называются «каучсерферами», название, в последствие распространившееся на всех участников аналогичных проектов. Объединения каучсерферов функционируют на двух основных способах поддержки коммуникации: первый посредством интернет-платформы (сайт Cou chsurfing.com), регламентирующей и координирующей отношения участников, второй - само общение гостей и хостов, а так же общение на групповых встречах и съездах каучсерферов.
Хотя на сегодняшний день Couchsurfing и является крупнейшей сетью обмена гостеприимством, и одновременно крупнейшим сообществом среди явлений подобного рода (по состоянию на июнь 2018 года веб-сайт Couchsurfing свидетельствует, что в сообществе из более чем 246 стран насчитывается свыше 14 миллионов членов1, что делает Couchsurfing несомненным лидером среди прочих сетей гостеприимств), это вовсе не первая организация с идеей открыть свой дом для путешествующих незнакомцев.
Прежде чем перейти далее, будет целесообразным объяснить, что такое сети гостеприимства и кратко осветить их историю. Сети гостеприимства - это сети, которые владеют собственной сетевой культурой, состоящей из символических структур определенных межличностных ожиданий. Первая зарегистрированная широко распространенная сеть обмена гостеприимством - это Servas Open Doors («servas» с латинского - «вы держите»; Servas Open Doors - «держите открытыми двери»), ассоциация, созданная вскоре после Второй мировой войны Бобом Лийтвайлером в 1949 году как кросс-национальная некоммерческая, добровольческая организация, выступающая за межрасовый и международный мир 2.
Первоначально сеть была названа Peacebuilders (с англ. «создающие мир»), цель ее заключалась в том, чтобы участники распространяли мир, добровольно предлагая свои дома в качестве пристанища для путешественников. В то время как у Servas было всего несколько сотен членов по всему миру, Интернет в 1990-х годах проложил путь для ряда других услуг по обмену гостеприимством.1 Сегодня Servas по-прежнему существует как неправительственная организация, входящая в состав Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций, и имеет свой сайт. Участники проходят собеседование и проверяются для одобрения координатором, а затем вносятся в список Servas. Путешественники, которые также проходят опрос, могут получить доступ к этому списку, чтобы найти место для проживания. Сейчас в Servas состоит 16 000 членов в 128 странах.
Аналогичным образом, до появления Интернета существовали такие иностранные организации как «Справочник путешественника», «Обмен гостеприимством» и «Сила дружбы» с хозяевами, которые так же открывали свои дома для путешественников, не взимая с них платы. Нередко их развитие было связано с культурой хиппи.
В России и СНГ так же были явления, появившиеся до повсеместного распространения Интернета. Часть из них формировалась до распада СССР в студенческой среде, походно-туристической и экспедиционной, а так же в среде советских неформалов, с практиками так называемых бесплатных «вписок». Некоторые проекты, к примеру, «Академия вольных путешествий» под руководством Антона Кротова были основаны на примере предшествующих.
Каучсерфинг имеет подобную Servas Open Door философию. Кейси Фентон, его учредитель, создал эту идею после своей поездки в Исландию в 1999 году. Поскольку он не знал там никого, он отправил письма по электронной по-
чте 1500 студентам университетов в Рейкьявике, спрашивая, хочет ли кто- нибудь принять туриста из Соединенных Штатов. Фентон получил более 50 предложений по размещению, и, вернувшись в Соединенные Штаты, он использовал этот опыт для разработки веб-сайта Couchsurfing, который был выпущен в январе 2004 года. Из-за технических проблем сайт был отключен в 2006 году, но с тех пор он постоянно работает и растет.
Кроме того, как уже было упомянуто выше, Couchsurfing и Servas Open Doors сегодня не являются единственными сетями обмена гостеприимством.
Есть много сайтов, похожих на Couchsurfing, включая Hospitality Club , отколовшийся от него - BeWelcome , Globalfreeloaders и других. Они предлагают гостям и хостам совершать поездки и принимать друг друга у себя в гостях подобным образом. Есть тематические, направленные на определенную аудиторию, сайты, такие как Warm Showers - для сообщества путешествующих велосипедистов, или Pasporta Servo - для эсперантистов.
Существует так же множество проектов, сопряженных с идеями, характерными для каучсерфинга, о которых нельзя не упомянуть. Это всевозможные волонтерские или некоммерческие рабочие проекты по агротуризму, экотуризму, туризму «во благо», такие как WWOOF (World Wide Opportunities on Organic Farms, дословно - «Всемирные Возможности на Органических Фермах») или Workaway (дословно - «работа за пределами»). Как правило, они сочетают в себе волонтерскую деятельность с принципами гостеприимства, пропагандируя осмысленный туризм, который к тому же является бюджетным, так как принимающая сторона берет на себя расходы или их часть за проживание гостя (он же одновременно является помощником или работником в проекте).
Таким образом, путешествующий человек может сочетать туризм и труд, окрашивая свое путешествие не только и не столько потребительскими, но еще и деятельностными впечатлениями, что ставится во главу угла идеологами проектов.
Поскольку информация об этих проектах среди путешествующих подобным образом людей легкодоступна как через Интернет, так и оффлайн при личном общении, то все проекты испытывают взаимное влияние. Они взаимонаполняются смыслами и дают толчок к появлению и развитию новых социальных явлений в сфере мобильности и современного индивидуального номадизма, а главное - они пополняют друг друга аудиторией, постоянно вовлекая новую из других всевозможных сфер. Например, представители Digital Nomad - «цифрового кочевничества», дауншифтеры , всевозможные волонтеры и академические мигранты зачастую участвуют в проектах наподобие Workaway и состоят в сетях гостеприимства типа Couchsurfing и пользуются ими , фактически создавая так называемое единое сообщество «гудсерфинга», то есть «хорошего серфинга», «путешествия на благо», путешествия со смыслом (есть и интернетсообщество Goodsurfing ).
Без специального исследования сложно выявить, какой из проектов или какое из явлений повлияло на формирование другого. Но что важно для данного исследования, это то, что вне сомнений, все они существуют в едином информационном пространстве, онлайн и оффлайн, как части современного социокультурного пространства. Что оправдывает название данной работы.
Интернет-сети гостеприимства, такие как Couchsurfing, - быстро растущее явление, создающее глобальную сеть из миллионов пользователей, которые путешествуют, останавливаясь в домах у других членов сообщества. Эти сети формируют категорию туризма, отличного от коммерческого. Туристу предоставляется редкая возможность временно проживать в доме незнакомца.
Просматривая сотни онлайн-профилей, он путешествует, чтобы посетить не чужое пространство, но посетить незнакомца, проживающего в нем. Таким образом он уходит от простого «потребления» посещаемой физической среды, чтобы посредством общения испытать обмен эмоциональной напряженностью и близостью. Такой туризм позволяет путешественнику покинуть определенное место с эмоциональными воспоминаниями о его хосте, а не только с визуальными воспоминаниями о посещенном месте.
Каучсерфинг весьма масштабное явление, и оно привлекало внимание исследователей, но, в основном, зарубежных. Данная тематика является мало изученной, в отечественной литературы не много. В России разработками темы занимался аспирант СФУ Денис Зуев в рамках исследования свободных путешествий. В 2013 году он представил проект «Социология мобильности. Ка- учсерфинг как форма мобильности». В центре исследований - изучение личных мотивов свободных путешественников, механизмов их взаимодействия. Других русскоязычных работ на данный момент нет.
Исследованием каучсерфинга за рубежом занимаются аспиранты и кандидаты наук антропологии, социологи и пихологии: Клэр Тонискеттер, Дэвид Пикард, Соня Бубергер, Дженни Германн Мольц, Паула Бьяльски, Де Йонг Тан. Они же являются и первооткрывателями в исследовании явления каучсерфинга, подходивших к изучению темы под разными ракурсами с точки зрения своих научных дисциплин.
Среди всех работ особое значение имеет специальный коллективный сборник работ вышеперечисленных авторов и их коллег (Де Йонг Тан, Соня Бубергер, Денис Зуев, Бернард Шеу, Де Чун Чэнь) В сборник «Космополитизм каучсерфинга. Может ли туризм сделать мир лучше?» . вошли основные р езультаты их исследований. Паула Бяльски провела масштабное исследование через включенное наблюдение. Де Йонг Тан организовал исследовательские группы, работавшие с членами сообщества и активно участвовавших в ка- учсерфинг-собраниях, основанных на общих интересах. Соня Бухбергер исследовала конкретные локальные сообщества каучсерфинга в Тунисе, Денис Зуев в Сибири, Бернард Шеу во Вьетнаме. Де Чун Чэнь в Тайвани посредством контентного анализа исследовал информацию, которую каучсерферы предоставляют в своих онлайн-профилях; данная стратегия позволила ему классифицировать участников по различным критериям, таким, как, например, знание языка, опыт путешествия, возраст, пол, образование.
Исследователи задались вопросом, что объединяет сообщество, какие идеи лежат в его основе. Их общим выводом стало утверждение, согласно которому, ядром каучсерфинга являются идеализированные представления о гостеприимстве, космополитизме, идеи объединенности мира, доверие участников друг другу.
Распространение идей космополитизма среди каучсерферов тем не менее, не затрагивает всех участников, по крайней мере, когда дело касается открытого проявления своих предположительных взглядов: взаимное или ответное гостеприимство между принятой стороной и принимающей, когда предполагается смена этих ролей происходит далеко не всегда (европейцы бывают радушно приняты восточными хостами, и они бывают космополитичны, когда им это удобно, но не наоборот, когда гости из восточных стран хотят остановиться у европейцев). Этот сборник исследований очень основательно представил информацию об этой стороне идейной составляющей сети гостеприимства Couchsurfing.com, поэтому в данном исследовании вопросы, касающиеся космополитизма не будут подробно рассматриваться.
Так же согласно результатам этой группы исследователей ими был сделан вывод, что каучсерферы - это люди, в основном, хорошо образованные, медиаграмотные и опытные в использовании Интернет-сайтов. Основная часть участников - сравнительно молодые люди, в основном западные, среднего класса, с достаточным уровнем экономических средств и доступом к использованию международных туристических виз.
В отдельной работе Клэр Тонискоттер «Обмен Гостеприимством: безопасность, доверие, и гендерные проблемы в сообществе каучсерфинг» затронута тема гендера в каучсерфинге. В ее исследовании проанализированы вопросы гендерного равенства в сообществе, проблемы доверия между разнополыми участниками каучсерфинга.
Так как прошло практически 6 лет с момента публикации сборника, одновременно являющимся последним среди специальных исследований на эту тему, реалии этого явления несколько изменились. Во-первых, многократно выросло количество участников движения: с 7 млн. человек в 2013 году до 12 млн. в 2017 и 14 млн. в 2018 . Во-вторых, значительно расширилась география сообщества в странах юго-восточной Азии, Ближнего Востока и Африки, регионов России и стран СНГ. Тем не менее, по-прежнему основная часть членов сообщества, и практически его большинство - из стран Запада: из Европы, Северной и Латинской Америки, Австралии. И наконец, в-третьих, смещение полюсов произошло не просто потому, что участников стало в несколько раз больше и не только благодаря появлению новых участников из других стран, но и потому, что за 16 лет существования сайта к нему присоединилось более молодое поколение. Настолько же неизбежен и уход былых пионеров сообщества. А «неофиты», присоединившиеся 2-3 года назад, сами постепенно становятся опытными участниками.
Платформа сайта тоже постоянно меняется, преобразуется, становясь все удобнее для пользователей, подстраиваясь под их запросы и формируя новые функции. Например, введенная в 2016 году функция «Hang Out» для упорядочивания и формализации практик встреч, которые не предполагают заселение гостя к хосту, а являются встречами участников движения из одного города или гостей города с местными для общения, прогулок, экскурсий.
Сменился так же генеральный директор сайта. В 2016 году основателя сообщества Кейси Фентона заменил Патрик Дуган1. Тем не менее, несмотря на все изменения, философия движения остается прежней. В какой степени благодаря ее трансляции сайтом, а в какой - благодаря естественной передаче информации и преемственности между участниками движения - это вопрос открытый. Единственное, что можно заключить, что сообщество всё ещё является привлекательным для исследования.
В ходе полевых исследований в период с октября 2016 года по апрель 2018 было проведено более 70 интервью и бесед с каучсерферами. Работа основана на данных, полученных только из 54 интервью - 22 человека из стран СНГ, 20 из стран Европы, Северной и Латинской Америки, Австралии, 12 из стран Азии и Африки (См. Приложение 1). Меньшее количество использованных полученных качественных данных обусловлено совершенной ошибкой выборки, которая была неизбежна из-за постоянных коммуникаций исследователя в среде сообщества. Поскольку автор работы более 4 лет является активным участником сообщества, это позволило применить включенное участие и включенное наблюдение, материалы которых также стали основой анализа в этой работе.
Суммарно полевой материал весьма и весьма разнообразен, и вполне может послужить основой для отдельных исследований. В курсовой работе «Каучсерфинг как антропологическое явление», предшествующей данной ВКР, была подробно рассмотрена структура сообщества, его регламент и его история, поэтому здесь не будет слишком акцентировано внимание на этих аспектах. Также ранее в курсовой работе была затронута тема мотивации участников движения. Вопрос «Что движет людьми при выборе такого необычного способа путешествия и времяпрепровождения?», а так же вопросы о сути безвозмездного гостеприимства - были одними из ключевых в прошлой работе. Автор постарается развить этот анализ, используя полученные выводы и анализ новых данных. При этом материалы по сообществу каучсерферов послужат скорее иллюстративными для следующих тезисов.
Объектом исследования выступает сообщество каучсерферов.
Предметом - процессы складывания взаимоотношений в сообществе каучсерферов
Целью данной работы является анализ сообщества каучсерферов в контексте современного социокультурного пространства
Задачи исследования:
1. Изучить механизмы взаимодействия в каучсерфинге
2. Выявить факторы, влияющие на формирования взаимоотношений (на примере практик каучсерфинга)
3. Определить роль пространственного фактора на практики в сообществе каучсерферов.
Во-первых, как теоретически, так и эмпирически, в работе исследуется изменение лица туризма и мобильности, во-вторых, современный подход к созданию социальных связей и их недолговечный, утилитарный характер, и, наконец, то, как такие социокультурные пространства, как частное и общественное, их контекст и использование, участвуют в формировании новых связей, которые хоть и являются временными, но все же основаны на близости, доверии, осмысленности и интенсивности.
Эта работа представляет собой анализ формы туризма, дружбы и близости в эпоху высокомобильности и виртуальности, в которой мы живем. Такая «бюджетная» форма путешествия, конечно же, не нова - с самых давних времен всевозможные паломники, мудрецы, странники и бродяги стучали в двери незнакомцев, чтобы найти ночлег или убежище. В современном обществе эта практика была институционализирована посредством внедрения Интернета и претерпела значительные изменения, начиная со своей идеологической подосновы.
В отличие от многих других интернет сообществ, пользователи Couchsurfing представляют свои профили именно с целью встречи с другими пользователями в оффлайн режиме.
Для нового участника система вхождения в сообщество разбита на несколько ключевых этапов. Участник регистрируется, заполняет информацию, касающиеся его личности, размещает фотографию своего профиля и проходит несколько вариантов верификации (часть обязательна, часть факультативна, но рекомендована). Профили с текстом и без фотографий можно считать менее надежными, и пользователям рекомендуется размещать фото в профиле, чтобы получить лучшую обратную связь.
Дэниэл Хоффер, один из основателей веб-сайта, объяснил П. Бьяльски в интервью, что вопросы профиля структурированы таким образом, чтобы выявлять сущность людей. Когда сущности людей возможно заранее оценить, это способствует построению доверия.
Кроме текстового описания одним из основных аспектов, которые делают Couchsurfing отличным от всех других сайтов такого рода, является его высокое использование фотоизображений. Согласно статистике веб-сайта, у 74% участников есть фотографии, и у большинства активных участников есть несколько фотографий, прикрепленных к их профилю. В отличие от других сайтов, таких как популярные соцсети, например, Facebook, фотографии, прикрепленные к профилю страницы в Couhsurfing, обязаны быть фактическими изображениями самих участников. И хотя это не гарантирует, что участник будет использовать чей-то чужой снимок, но фотографии знаменитостей, животных или объектов никогда не будут использоваться.
Система верификации пользователя представляет собой привязку его контактов: электронной почты (это пока что единственный обязательный пункт из всех), номера телефона участника, ссылок на другие социальные сети, где он зарегистрирован, - это первый уровень верификации. Привязка паспортных данных, предоставление информации о его конкретном адресе (участник отправляет свой адрес и почтовый индекс, а сервис сайта отправляет ему почтовую открытку с кодом, который участник впоследствии подтверждает сайту), - этот уровень верификации многократно повышает доверие каучсерферов к участнику. Эта информация не предоставляется в свободном доступе, то есть она скрыта, но о ее наличии говорит специальный зеленый значок, который администрация сайта ставит верифицированному пользователю. Членство в Couchsurfing бесплатное, хотя пожертвования поощряются. В 2016 году сайт ввёл еще одну ступень верификации единовременной оплатой регистрации через банковскую карту. Сумма оплаты на тот момент составляла около 2 000 руб. Все эти меры направлены на то, чтобы создать сообщество благонадежных участников.
Каждый профиль также содержит «список друзей», который представляет собой список других членов, которых данный человек знает. К примеру, у одного участника есть 100 друзей, связанных с его профилем, и большинство из них - это люди, с которыми он занимался каучсерфингом, и их в список также могут быть включены друзья и члены семьи, которые присоединились к этой системе. Каждый раз, когда кто-то открывает профиль этого участника, он может просмотреть всех его друзей все их «ссылки» на него в системе отзывов, а также на происхождение их взаимоотношений. Используя здравый смысл, пользователь придет к выводу, что участник с большим количеством друзей и отзывов от них, более вероятно будет заслуживающим доверия.
Члены, которые очень активно участвуют в разработке проекта Couchsurfing, хотят помочь его продвижению или просто являются высокоактивными серферами и хозяевами, могут стать послом (ambassador) сообщества . Работа посла имеет разные формы и уровни обязанностей. Иногда посол может помочь перевести сайт на новый язык или отправить приветствия новым участникам. Должность посла предоставляется серферу администратором веб-сайта.
Как только профиль установлен, пользователь может искать других хостов, расположенных в пункте назначения, куда он / она отправляется. Затем этот участник отправляет электронное сообщение нужному хосту с просьбой о предоставлении размещения в его жилище - «to surf his coach» - «пропутешествовать через его диван».
Использование слова «серфинг» является частью сетевой культуры и относится к посещению другого пользователя. «Серфингом» места может стать диван хозяина, свободная кровать, палатка и т. д. Индивидуальный характер каждого отдельного посещения часто создает какую-то связь с хозяевами. Эмоциональная (положительная, отрицательная, или нейтральная) связь формируется, потому что турист входит в частную сферу хозяина. Более того, зачастую эти связи в последствии поддерживаются участниками в общении как на сайте, так и другими способами связи или оффлайн.
Конечно, нельзя говорить о том, что все участники сети разделяют ее идеологическую составляющую и характерные для активных участников типы взаимодействий (обмен идеями, интенсивное общение, доверительные беседы) Не все, кто пользуется сайтом Couchsurfing, практикуют это: некоторые путешественники могут использовать дом своего хозяина в качестве бесплатного жилища - осмотреть окрестности, в которых они путешествуют, затем вернуться домой к хосту, чтобы переночевать и обменяться лишь несколькими словами с хозяином. Это налагает некоторую ограниченность возможности исследования, сокращая совокупность, из которой можно провести выборку, отсюда и существование неизбежной ошибки выборки.
Работа состоит из трех глав. Первая глава состоит из трех параграфов и посвящена различным аспектам туристического процесса (мотивация, состояние мобильности), вторая глава так же состоит из трех параграфов и посвящена психологическим аспектам во взаимодействиях в каучсерфинге, три параграфа третьей главы нацелены на рассмотрение фактора пространства в складывании взаимоотношений.
По прошествии двух лет полевых исследований и попыток теоретического осмысления темы сообщества каучсерферов осталось много вопросов, связанных с механизмом обмена гостеприимством, которые не были затронуты в данной работе.
Существует множество способов, которыми можно было подойти к этой теме. Во-первых, можно было проанализировать эту сеть только как субкультуру общей интернет-культуры. Веб-сайт Couchsurfing можно было бы проанализировать как любое сообщество - его идеологию, ее основу, административную структуру и участие пользователей. У этого сообщества есть идеология и лозунг, и довольно слабо организованная, но все же иерархическая организационная структура с учредителями и их ближайшими доверенными, чаще всего друзьями.
То, чего многие новые участники сообщества не знают - что в июне 2004 года на веб-сайте произошла серьезная авария - была потеряна большая часть данных пользователей. В критический момент Кейси Фентон решил закрыть сайт навсегда, но безрезультатно. На следующий день после объявления, получив более 2000 писем с протестом от сообщества каучсерферов, администраторы и волонтеры собрались в Монреале и посвятили пять дней работе без перерыва, чтобы восстановить сайт.
Вне сомнений - это сообщество является виртуальным. Под «виртуальным» здесь можно понимать, что это не просто он-лайн сообщество, а сообщество, которое существует в умах вовлеченных пользователей, экстраполируя язык Бенедикта Андерсона, это еще одно «воображаемое сообщество».
С самого начала полевых исследований было отмечено, что наиболее интересные элементы этой системы обмена происходят не через компьютерноопосредованное взаимодействие. В то время как связь здесь инициируется онлайн, суть обмена происходит в автономном режиме: Интернет здесь - это всего лишь агент собрания, третий участник.
Интернет-платформа играет роль «друга», который предоставляет контакт своего «друга» в месте назначения, чтобы у пользователя была возможность остаться с ним во время путешествия.
Средний пользователь рассматривает Couchsurfing.com меньше как фактическое пространство, а больше как инструмент поиска. Поэтому изучение сайта в качестве онлайн-сообщества или использование его для наблюдения ограничило бы исследование.
Да, Интернет позволяет этим взаимодействиям иметь место, и есть различные элементы дизайна (возможно, интересные для тех, кто занимается социальными вычислениями), которые помогают обеспечить виртуальное пространство, способствующее виртуальным встречам между незнакомыми людьми. Но изучение этого процесса, сосредоточенное исключительно на Интернетплатформе, не оставило бы места для очень важных деталей оффлайн-встреч. Внимание на этих деталях помогло исследовать, что эти встречи бросают вызов тому, что известно исследователям о незнакомцах, обмене гостеприимством, и, конечно же, о туризме.
Во-вторых, можно было бы более точно рассмотреть феномен возникновения доверия. Сеть гостеприимства хорошо помогает в изучении того, как доверие работает или не работает, и из-за ее глобального характера можно было бы также составить анкеты для масштабного исследования и использовать полученные материалы как коллекцию количественных данных, чтобы понять, как разные культуры подходят к доверию.
Но именно сам опыт доверия показался для данного исследования наиболее значимым, а не его возникновение. Чтобы попасть в чужой дом, чтобы участвовать в осмысленной дискуссии, чтобы испытать интенсивность - а все это воспринимается как выгоды от обмена гостеприимством - у участников нет иного выбора, кроме как быть доверчивым.
Все дополнительные критерии для анализа - доверие, интернет-культура, сетевое общество и потребление - были слабо затронуты, чтобы было возможно перейти к более детальному описанию оффлайн-встреч.
Можно перейти к одному из выводов заключающемся в том, что для некоторых участников интенсивные взаимодействия через каучсерфинг являются объектами желания потреблять.
Каучсерферы - это потребители или, в основном, поколение, которое охватывает идею потребления как способ удовлетворения их потребностей. Должны ли их потребности приобретать какой-то опыт, форму эскапизма, потреблять другие среды или реализовывать «личный рост» - они постоянно ищут способы, которые могут гарантировать удовлетворение их потребностей.
Исходя из этого, можно понять, как механизм каучсерфинга является способом удовлетворения ближайших потребностей путешественника, какими бы они ни были. Можно заключить, что эта система - это способ удовлетворения их потребностей в личностном росте. Механизм обмена гостеприимством позволяет пользователю отыскать через огромное количество участников лучшего друга, лучшее место для проживания, самый захватывающий вид для посещения и.т.д. Выбор является значимым в этом типе потребления и способствует непостоянству. Потребительская жизнь благоприятствует легкости и скорости и не связана с накоплением.
Как уже было отмечено, глубокая, авантюрная и интенсивная дружба, часто зависит от многих факторов. Люди ищут глубину и интенсивность, и если эти критерии не выполняются, тогда новоприобретенные контакты удаляются.
Этот новый класс туристов не путешествует, чтобы избежать «сущности реальной близости»1, и этот тип путешествий не является однородным. Он полностью индивидуализирован, поскольку диады пользователей сопоставляются на основе обеих сторон. И, участвуя в этом обмене туризмом, турист жаждет испытать интенсивность, близость в диалоге и эмоциях.
См.: Bauman Z. Community: Seeking safety in an insecure world Cambridge: Polity Press, 2001.P. 63.
В объяснениях отношений в современности теоретики связывают легкость с непостоянством, а глубину с долгосрочными взаимоотношениями и обязательствами. Это место, где заключены лакуны. Почему близость, достигнутая благодаря обмену гостеприимством, не «настоящая близость»? Действительно ли время - необходимый фактор истинной близости?
Для путешественника из каучсерфинг-среды, или шире - для современного туриста, близость в отношениях может не сопровождаться определенным временным промежутком (долгим или относительно продолжительным). Поскольку время не становится фактором в отношениях, но доверительность все еще присутствует, нельзя не спросить: кто эти люди? Друзья ли они? Не в традиционном смысле. Знакомые?
Взаимоотношения приобретают слишком личный смысл, чтобы называть это просто знакомством. Хотя определение друзей эпохи пост-модерна трудно понять, очевидно, что эти новые связи имеют для них потребительское качество - они, в большинстве случаев, одноразовые.
Когда обязательства отношений заменяются мимолетными встречами, то можно исключить из расчета эффекты, которые могут повлиять на действия других людей. Если близость не достигнута в рамках ключевого процесса ознакомления - этапа понимания - люди не чувствуют угрызений совести, отказываясь от будущих контактов.
Это отсутствие раскаяния объясняется отсутствием интенсивного опыта (прозрения), которое обе стороны не дали друг другу.
Если опыт по-своему позитивен или выходит за рамки ожиданий, тогда он остается надолго в памяти хозяина или гостя. Но эти случайные встречи вовсе не одноразовые, а глубоко влияют на внутреннюю психику человека. В то время как поверхностно может показаться что эти контакты недолговечные, воспоминания, разделяемые между двумя людьми, и влияние, которое они оказывают друг на друга, являются довольно постоянными, как показали исследования.
Новые отношения, обсуждения и личные рассказы или проницательность влияют на человека, инициируют процесс обучения. Ни продолжительность этой встречи, ни обязательства не играют никакой роли. Пост-турист считает, что эта встреча сама по себе может спровоцировать внутренний процесс обучения в его сознании.
Еще одним выводом стало следующее заключение. Люди испытывают новое качество социальных отношений, которые ранее были недоступны и не испытывали такого масштаба. Этот процесс наиболее заметно наблюдается в каучсерфинге и подобных ему системах, но далеко не ограничивается ими.
В рамках этого механизма относительные незнакомцы находятся в ситуациях, когда они могут стать близкими через беседу и через отсутствие расстояния между ними. Благодаря этой сети человек испытывает некие отношения без физических или географических границ - пост-дружба, где личные потребности человека, такие как личностный рост, откровенный диалог выполняются мгновенно, не принимая во внимание любой континуум в пространстве времени, традиционно укорененный в институте дружбы. При этом нарушаются общие подходы к конфиденциальности, как физическая конфиденциальность, так и конфиденциальность мысли.
В этой работе были собраны различные теории мобильности, дружбы, индивидуальности личности и отношения к физическому пространству, чтобы составить краткое представление о современном состоянии мобильной дружбы и близости, которые происходят в наших обществах.
Увеличение способности быть мобильным и мобильность как выбор также расширяет и другие доступные варианты действий и сенсорного опыта, который охватывает акт дружбы. В частности, когда существует выбор быть мобильным, также существует и выбор, с кем встречаться в состоянии мобильности, и в каком пространстве делать это. Само пространство также сильно влияет на типы взаимодействий.
Сети онлайн-гостеприимства медленно институционализируют или определяют этот тип дружеских отношений (которые можно назвать постдружескими), перемещая их от случайной встречи в автобусе или встречи в самолете между незнакомцами, где интенсивные контакты были результатом этой случайности, в онлайн- и оффлайн-механизмы, в которых люди могут активно использовать этот вариант дружбы на основе их личных мотивов.
Таким образом, дружба становится более интенсивной, быстрее, по следующим причинам:
1) индивидуальные мотивы, связанные с поиском близких связей;
2) повышенный уровень доверия;
3) время, проведенное в тесной пространственной близости, которое повышает уровень доверия между людьми;
4) отсутствие общности обыденного, безличного диалога, обычного среди незнакомцев, заставляющего одну или обе стороны участвовать в доверительном диалоге.
Все вышеперечисленное указывает на одно ключевое слово: выбор. Новый турист - это, прежде всего, часть общества выбора, и именно то, что он делает с этим выбором, который может быть проанализировано в различной степени.
Были проанализированы как индивидуальные потребности (личностный рост и построение собственной идентичности, близость, интенсивность), так и взаимодействия (в пространстве и смысле самого взаимодействия).
В современную эпоху путешествия и туризм, как правило, представляют собой опыт, который включает в себя удаление потребителя с одного эмоционального поля на другое, тогда как механизм обмена гостеприимством фактически позволяет человеку удовлетворять свои потребности - в основном личностный рост или развитие.
Таким образом происходит институционализация процесса, который ранее существовал, но на нерегулярной основе.
Когда человек решает стать туристом такого типа, он выбирает участвовать в интенсивном опыте, который связан с риском и близким взаимодействием. Несмотря на то, что Couchsurfing явно не заявляет об этом, он продает
Следует также отметить, что такие исследователи, как Луптон, устанавливают связь между ландшафтом туризма и эмоциями - человек связывает множество эмоций с физическими объектами и городскими / сельскими пространствами во время путешествия. Однако редко анализируется эмоциональный и интерактивный опыт встречи с местными, то есть не только сам факт встречи, но когда он развивается в реальные отношения. Этот опыт взаимодействия обобщен как память о значимом пространстве в процессе общения двух вовлеченных лиц.
Один из респондентов прокомментировал свое воспоминание об опыте, когда он риторически спросил: «Что было лучше: посещение архитектурных достопримечательностей в Ватикане? Или то, что я узнал, как делает пасту итальянская семья? Некоторым людям было бы ясно, что посещение Ватикана должно было быть более впечатляющим. Но нельзя заплатить за такой опыт, чтобы узнать, как сделать пасту с итальянской семьей. И потом проснуться, позавтракать с ними и посмотреть, как они живут и что они делают. Когда я думаю об Италии, я вспоминаю о них и о том, как они живут своей жизнью и как это отражается на итальянской культуре. Я не думаю об архитектуре. Она была красива и потрясающа, и я бы хотел снова это увидеть, но это не то, что приходит на ум, когда я думаю об Италии» (мужчина, 27 лет, Москва).
Полученные в исследовании данные показывают, что визуальное пространство при выезде человека из туристического места заполнено эмоциями от взаимодействия, а не традиционным туристическим ландшафтом.
Возможно, именно нахождение сообществе каучсерферов придало импульс для заключения некоторых выводов, но такой опыт через включенное участие (а не только интервьюирование и наблюдение) помог подойти к исследуемому сообществу наиболее близко, таким же образом, как происходящие в нем взаимодействия между участниками случаются близкими, доверительными и интенсивными.
1. Англо-русский словарь = English-Russian dictionary: 40 000 слов / сост. В. К. Мюллер, С. К. Боянус. - Москва : Локид, 2001. - 687 с.
2. Андерсон, Б. Воображаемые сообщества : Размышления об истоках и распространении национализма / Бенедикт Андерсон; Пер. с англ. В.Г. Николаева. - М. : Канон-Пресс-Ц : Кучково поле, 2001. - 286 с.
3. Антонова Н.Л. Социальная практика: теоретико-методологические основания исследовательского анализа // Известия Уральского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2009. № 4. — С. 92-98.
4. Аристотель. Никомахова этика / пер.Н. Брагинская. - М.: ЭКСМО-Пресс,
1997. 97 с.
5. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 383 с. - Пер. изд.: Beck U. Risikogesellschaft. - Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1986.
6. Ватолина, Ю.В. Гостеприимство: логика и этос / Ю.В. Ватолина. - СПб.: РХГА, 2014. - 260 с.
7. Ватолина, Ю.В. Дар, справедливость, жертва в философии Ж. Деррида / Ю.В. Ватолина// Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - Сер. Философия. - 2008. - № 2 (11).— С. 2130.
8. Ватолина, Ю.В. Метод наблюдения в социологии (На основе опыта Вальтера Беньямина) / Ю.В. Ватолина. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2006. - 143 с.
9. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации.- 2-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 528 с.
10. Кант И. К вечному миру / И. Кант . - М.: Московский рабочий, 1989.
11. Кант И. Метафизика нравов // Соч.: в 6 т. Т. 4. Ч. 2. - М., 1965.
12. Квартальнов В.А. Туризм. / В.А. Квартальников М.: Финансы и статистика, 2002. - 320 с.
13. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования / И. Д. Коваль- ченко. - Москва : Наука, 2003. — 487 с.
14. Кравченко А. И. Культурология : уч. пос. / А. И. Кравченко - 3-е изд. - Москва : Академический проект, 2001. - 496 с.
15. Ларделье П. Принимать друзей, отдавать визиты / Ларделье П // Традиционные и современные модели гостеприимства: материалы рос.-фран. конф. 7-8 окт. 2002 г. - М.: РГГУ, 2004.
16. Латур Б. Пересборка социального: Введение в акторно-сетевую теорию / Latour B. Reassembling the Social: An Introduction to Actor-Network-Theory.
— 1st ed. — N. Y.: Oxford University Press, 2005. — 301 p.
17. Мозговой А.В. Социокультурная мотивация путешествий людей в современном обществе / А.В.Мозговой .Ростов-на-Дону, 128 с. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/sotsiokulturnava-motivatsiya- puteshestvii-lyudei-v-sovremennom-obshchestve#ixzz4iQ9tLZvl
18. Монтандон А. Гостеприимство: этнографическая мечта? / Монтандон А.// Традиционные и современные модели гостеприимства: материалы рос. - фран. конф. 7-8 окт. 2002 г. - М.: РГГУ, 2004.
19. Мюллер В.К. Англо-русский словарь профессора Владимира Карловича Мюллера [Электронный ресурс] - Москва : Русский язык, 1998. - Режим доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2834603
20. Омельченко Е. Л. От субкультур - к солидарностям и назад к субкультурам? Споры о терминах и этнография молодежной социальности/ Е. Л. Омельченко// Этнографическое обозрение. - 2014. - № 1. - С. 3-8.
21. Омельченко Е. Л. Молодежные культуры и субкультуры / Елена Омельченко. - Москва : Изд-во «Институт социологии РАН», 2000. - 264 с.
22. Пахолова И. Гостеприимство без ответного дара как социокультурный опыт “чужого” // Intematinal Journal Of Cultural Research, 2011. - С. 33-38.
- Режим доступа: http://www.culturalresearch.ru/files/open issues/01 2..
23. Сеннет Р. Плоть и камень. Тело и город в цивилизации Запада. Санкт- Петербург: Strelka Press, 2016 - 504 с.
24. Социологический словарь [Электронный ресурс] // сайт «Словари & Энд-
циклопедии». - Режим доступа: http://enc-dic.com/sociology/Turizm-
9164.html
25. Фреик Н. Концепция доверия в исследованиях П. Штомпки // Социологические исследования. 2006. № 11. - C. 10-18. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/467/785/1219/002 Freik.pdf
26. Шугальский С.С. Социальные практики: интерпретация понятия // ЗПУ. 2012. № 2.
27. Щеглова Т. Устная история [Электронный ресурс]: сайт «Profilib». - Режим доступа: https://profilib.net/chtenie/48961/tatyana-scheglova-ustnaya- istoriya-39.php
28. Bauman Z. Community. Cambridge: Polity, 2001. - 166 p.
29. Bell D. Tourism and Hospitality. The sage handbook of tourism studies, 2009. - P. 19-34.- Mode of Access: http://www.sagepub.com/upm-
data/29171 Jamal Chapter 2.pdf
30. Bensman J., Lilienfeld, R. Between Public and private : lost boundaries of the self. New York: Free Press, 1979. - 315 p.
31. Bialski P. Becoming Intimately Mobile / P.Bialski. - Peter Lang: Frankfurt am Main, 2012. - 141 p.
32. Boase J., Wellman B. Personal Relationships: On and Off the Internet. // The Cambridge Handbook of Personal Relationships. Cambridge. - 2007. - pp. 531.
33. Butcher, J. Moralisation of Tourism, The: Sun, sand. And saving the world? London: Routledge, 2002. - 176 p.
34. Callon M. The Sociology of an Actor-Network: The Case of the Electric Vehicle. In Mapping the Dynamics of Science and Technology: Sociology of Science in the Real World / edited by M. Callon, J. Law, and A. Rip. Houndmills. UK: Macmillan, 1986. - 178 p.
35. Campbell C. Traditional and Modem hedonism // The Consumption Reader / Edited by David B. Clarke, Marcus A. Doel, Kate M. L. Housiaux. - Psychology Press, 2003. - pp. 48-53.
36. Chambers D. New Social Ties: contemporary connections in a fragmented society. New York: Palgrave MacMillan, 2006. - 208 p.
37. Derrida. J. Adieu a Emmanuel Levinas / J. Derrida. - Galilee, 1997-1999. -210 p.
38. Cohen E. The Sociology of Tourism: Approaches, Issues, and Findings / Erik Cohen // Annual Review of Sociology. Vol. 10. - 1984. - pp. 373-392.
39. Featherstone M. Undoing Culture: postmodernism and identity. London: Sage, 1997. - 513 p.
40. Gergen, K. Realities and Relationships. Cambridge: Harvard University Press, 1997. - 356 p.
41. Gergen K. The Saturated Self: Dilemmas of Identity in Contemporary Life. New York: Basic Books, 1991. - 340 p.
42. Goffman E. Behavior in Public Places: Notes on the Social Organization of Gatherings, The Free Press, 1963. - 248 p.
43. Holden, A. Tourism Studies and the Social Sciences. New York: Routledge, 2005. - 468 p.
44. Law J. Actor Network Theory and After, Blackwell and Sociological Review. Oxford, 1999. - 216 p.
45. Layder D. Emotion in Social Life: The Lost Heart of Society. SAGE Publications, 2004. - 100 p.
46. Lupton D. The Emotional Self. London: Sage, 1998. - 212 p.
47. Lynch P. Theorizing hospitality / P. Lynch, J.G. Molz, A. Mcintosh, P. Lugosi, C. Lashley // Hospitality & Society. Vol 1(1). - 2011. - pp. 3-24.
48. MacCannell D. Empty Meeting Grounds: The Tourist Papers. New York: Routledge, 1992. - 306 p.
49. McCleary J. The Hippie Dictionary. A Cultural enciclopedia of the 1960S and 1970S. Ten Speed Press, 2004. - 720 P.
50. Molz J.G Cosmopolitans on the Couch: Mobile Hospitality and the Internet /
J.G. Molz // Mobilizing hospitality. The ethics of social relations in the mobile world - Ahgate, 2007. - pp. 65-83.
51. Molz J.G. Travel Connections: Tourism, Technology and Togetherness in a Mobile World. L.: Routledge, 2012. - 198 p.
52. Molz J.G., Gibson S. Mobilizing Hospitality: The Ethics of Social Relations in a Mobile World. N.Y.: Routledge, 2016. - 315 p.
53. Parrinello G.R. Motiation and anticipation in post-industrial tourism // Annals of Tourism Research .New York: Elsevier, 1993. - pp. 231-239.
54. Picard D. Couchsurfing Cosmopolitanisms Can Tourism Make a Better World? / D. Picard, S. Buchberger, J.G. Molz, D. Zuev, S. Buchberger, D.J. Chen, B. Scheou, J.E. Tan, P.Bialski, N. Graburn. - Bielefeld, 2013. - 200 p.
55. Nettle D., Dunbar R. Social Markers and the Evolution of Reciprocal Exchange. Current Anthropology, Vol. 38(1), 1997. - pp. 93 - 99Mode of Access: http: //www.scribd.com/doc/190496253/Nettle-y-Dunbar- Social-Markers-and-the-Evolution-of-Reciprocal-Exchange
56. Norris, P. The Worldwide Digital Divide: Information Poverty, the Internet, and Development // Annual Meeting of the Political Studies Association of the UK, London School of Economics and Political Science. - London, 2000.
57. Polanyi K. The Essence of fascism. London: Victor Gollancz Ltd., 1935. - Mode of Access: http://ru.scribd.com/doc/25450119/Karl-Polanyi-The-Es..
58.Solomon R., Flores F. Building Trust: In Business, Politics, Relationships, and Life. Cambridge: Oxford University Press, 2003. - 192 p.
59.Somers M. The Narrative Constitution of Identity: A Relational and Network Approach. // Theory and Society. - 1994. - № 23. - pp. 605-649.
60. Toeniskoetter C. Hospitality Exchange: Overcoming safety, trust, and gender concerns in the Couchsurfing community / C.Toeniskoetter - Michigan, 2013. - 96 p.
61. Tuan Yi-Fu. Topophilia: a study of environmental perception, attitudes, and values. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1974. - 260 p.
62. Urry J. Sociology Beyond Societies: Mobilities for the Twenty-First Century. London: Routledge, 2000. - 268 p.
63. White H. Identity and Control: A Structural Theory of Social Action. Princeton: Princeton University Press, 1992. - 238 p.
64. Zuev D. The practice of free-traveling: Young people coping with access in post-Soviet Russia / Zuev D. // Yong. Nordic Journal of Youth Research. Vol 16(1). - 2008 - pp. 5-26.
Источники
1. Материалы интервьюирования участников сообщества каучсерферов. 2016 - 2018. Полевые материалы автора.
2. Наблюдение за участниками сообщества каучсерферов. Пермь. 04.01.17. Полевые материалы автора Фонд 2. Опись 1. 5 Л.
3. Наблюдение за участниками сообщества каучсерферов. Пермь. 05.01.17. Полевые материалы автора Фонд 2. Опись 1. 7 Л.
4. Наблюдение за участниками сообщества каучсерферов. Казань. 23.02.17. Полевые материалы автора Фонд 3. Опись 1. 7 Л.
5. Наблюдение за участниками сообщества каучсерферов. Казань. 25.02.17. Полевые материалы автора Фонд 3. Опись 1. 2 Л.
6. Наблюдение за участниками сообщества каучсерферов. Екатеринбург. 27.09.17. Полевые материалы автора Фонд 6. Опись 3. 10 Л.
7. Наблюдение за участниками сообщества. Казань. 03.05.18. Полевые материалы автора. Ф.19. Опись 1. 6 Л.
10. Великий хост: кто принимает каучсерферов в Москве. [Электронный ресурс] : Сайт «The Village». - Режим доступа: http://www.the- village.ru/village/people/people/164429-velikiy-host-kto-prinimaet- kauchserferov-v-mo skve
11. Какими были неформалы в СССР [Электронный ресурс] : Сайт «Ридус». - Режим доступа: https://www.ridus.ru/news/188543
12.Официальный сайт Beepcar [Электронный ресурс] : Сайт «Beepcar». - Режим доступа: https://beepcar.ru/
13. Официальный сайт Blablacar [Электронный ресурс] : Сайт «Blablacar» - Режим доступа: https: //www.blablacar.ru/
14. Ситуация: как работает сервис Workaway, пользователи которого платят
за квартиру и еду собственным трудом. [Электронный ресурс] : Сайт «The Village». - Режим доступа: http://www.the-
village.ru/village/city/situation/164959-workaway
15. Социология мобильности [Электронный ресурс] : Презентация «Социология мобильности». - Режим доступа:
http://math.isu.ru/ru/chairs/me/files/materials2011/Zuev.ppt
16. Couchsurfing: Как найти идеальную вписку? [Электронный ресурс] : Сайт «34travel». - Режим доступа: https://34travel.me/post/couchsurfing-kak- naiiti-idealnuvu-vpisku
17. A Solo Traveler’s Guide to Meeting People [Electronic source] : The New
York Times. -
Mode of Access: https://www.nytimes.com/2015/02/08/travel/meeting-people- on-the-road.html? r=0
18. About our values [Electronic source] : Couchsurfing Official Cite. - Mode of Access: http: //www.couchsurfing.com/about/values/
19. About us [Electronic source] : Official Cite. - Mode of Access: http: //www.couchsurfing.com/about/about-us/
20. Ambassadore Program [Electronic source] : Couchsurfing Official Cite. - Mode of Access: http://www.couchsurfing.com/about/ambassadors/
21. American Field Service [Electronic source] : Official Cite. - Mode of Access: https://afs.org/
22. BeWelcome [Electronic source] : Official Cite. Mode of Access: - Mode of Access: https://www.bewelcome.org/
23. Couchsurfing [Electronic source] : Official Cite. - Mode of Access: https://www.couchsurfing.com/
24. Couchsurfing a cave in southern Jordan [Electronic source] : CNN Travel. - Mode of Access: http: //edition.cnn.com/travel/article/petra-j ordan-cave- surfing/index.html
25. Couchsurfing: would you sleep with a stranger? [Electronic source] : The Telegraph. -
Mode of Access:https://www.telegraph.co.uk/travel/news/Couchsurfing- would-you-sleep-with-a-stranger/
26. Couchsurfing With A Smile [Electronic source] : Forbes. - Mode of Access: https://www.forbes.com/sites/alexandratalty/2014/04/08/couchsurfing-with-a- smile/#4d8215e766e2
27. Digital Nomad Jobs [Electronic source] : Official Cite. - Mode of Access: http: //www.digitalnomadj obs.com/
28. Downshifting [Electronic source] : Official Cite. - Mode of Access: - Mode of Access: https://www.downshiftingpro.com/
29. Federation of WWOF organizations [Electronic source] : Official Cite. - Mode of Access: http://wwoof.net/
30. Global Free Loardes [Electronic source] : Official Cite. - Mode of Access: - Mode of Access: https://globalfreeloaders.com/
31. Good Surfing [Electronic source] : Official Cite. - Mode of Access: - Mode of Access: https://goodsurfing.org/en/
32. How Couchsurfing works [Electronic source]. Couchsurfing Official Cite. - Mode of Access: http://www.couchsurfing.com/about/how-it-works/
33.Online hitchhiking across Europe [Electronic source] : «The Guardian». - Mode of Access: https://www.theguardian.com/travel/2013/apr/12/hitchhiking-europe-using-
apps-intemet
34.Pasporta Servo [Electronic source] : Official Cite. - Mode of Access: https://pasportaservo.org/
35.Servas history [Electronic source]: Servas Open Doors Official Cite. - Mode of Access: https://www.servas.org/en/history
36.Servas Open Doors [Electronic source] : Official Cite. - Mode of Acces: https://www.servas.org/
37.Staying safe [Electronic source] : Couchsurfing Official Cite. - Mode of Access: http: //www.couchsurfing.com/about/safety/
38. The Hospitality club [Electronic source] : Official Cite. - Mode of Access: http://www.hospitalityclub.org/
39. Warm Showers [Electronic source]. Official Cite. - Mode of Access: https: //www.warmshowers. org/
40. Workaway [Electronic source]. Official Cite. - Mode of Access: https://www.workaway.info/