Введение 3
1. Теоретические основы государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности
1.1. Понятие внешнеэкономической деятельности и инструменты ее
регулирования 8
1.2. Нормативно-правовое регулирование ВЭД 17
1.3. Региональный экспортный стандарт и перспективы его развития
в выбранных регионах 25
2. Практические аспекты государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности в регионах ПФО и ЦФО
2.1. Интегральный анализ конкурентоспособности ПФО и ЦФО 31
2.2. Влияние показателей внешнеэкономической деятельности
на социально-экономическое развитие территории 45
2.3. Анализ качества внешнеторговой среды в регионах ПФО и ЦФО 68
3. Развитие государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России
3.1. SWOT-анализ внешнеэкономической деятельности в отдельных регионах
ЦФО и ПФО 78
3.2. Основные проблемы развития внешнеэкономической деятельности в
регионах России и возможные способы их решения 88
3.3. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности в регионах
России 92
Заключение 97
Список использованной литературы 100
Приложения
Экономика всего мира часто подвержена всевозможным кризисам, которые наносят ущерб всем государствам и требуют быстрой реакции с помощью экономических инструментов. Все произошедшие кризисы приводили экономику передовых государств в состояние глубокой рецессии и резкого реверсирования счетов текущих операций. Практически все кризисы носили «заразный» характер и быстро распространялись на другие страны.
В связи с этим одной из приоритетных задач в области регулирования ВЭД ставится разработка грамотного набора методов и оптимальных направлений регулирования внешнеэкономической деятельности, посредством чего становится возможным стимулирование роста экономики как самих регионов, так и всего государства.
Именно это обуславливает широкую заинтересованность отечественных и зарубежных исследователей в изучении данного направления экономической деятельности регионов.
Характеризуя состояние научной разработки сферы внешнеэкономических связей и внешнеторговой деятельности, следует отметить, что до 1990-х годов в литературе, находящейся в общем доступе практически не было информации о состоянии внешнеторговых отношений в государстве и регионах. Среди иностранных авторов подобная проблематика также почти не поднималась. Литература и источники по вопросам внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, мировой и региональной экономики, отражающие зарубежный и отечественный опыт появились лишь в последние пятнадцать лет. Значительный вклад в решение проблем теории и практики международных отношений внесли российские ученые и практики - экономисты и правоведы Андрианов В.Д., Вардомский Л.Б., Доронина Н.Г., Коссов В.В., Кулешов В.В., Лавров С.В., Минакир П.А., Михеева Н.Н., Носков И.Н., Перская В.В., Уваров В.А. и другие.
Практический интерес к проблемам внешнеэкономических связей (далее в тексте - ВЭС) России вызвал усиленный интерес к мировому опыту, который выразился в выходе в свет значительного количества тематических сборников и учебных пособий по мировой экономике, международным и внешнеэкономическим связям и другим узкоспециальным вопросам этой сферы.
Большую разработанность в научной литературе получило рассмотрение юридических аспектов внешнеэкономической деятельности, к примеру, в работах В.Ф. Папандопуло («Коммерческое (предпринимательское) право»), А.А. Минаева («Правовое регулирование внешнеторговых сделок юридических лиц»), Г.Ю. Федосеевой («Международное частное право»), В свою очередь, основные проблемы государственного регулирования внешнеторговых отношений рассмотрены такими исследователями, как О.Н. Толочко («Проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности»), Н.В. Добриновой («Региональный фактор развития внешнеторговой деятельности в Российской Федерации»), Л.А. Швайка («Государственное регулирование экономики»). Вопросу направлений и перспектив развития внешнеэкономической деятельности регионов посвящены работы Е.Д. Обориной («Формирование стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона») и М.В. Сальникова («Перспективы развития внешнеэкономической деятельности в России»), Отдельного внимания заслуживают работы по внешнеэкономической безопасности Д.Е. Кацика («Теоретические аспекты экономической безопасности региона как субъекта внешнеэкономических отношений») и Н.В. Фирюлиной, А.И. Смирнова «(Принципы формирования механизма обеспечения внешнеэкономической безопасности региона»).
Объектом исследования в данной работе является внешнеэкономическая деятельность в регионах Центрально и Приволжского федеральных округов.
В качестве предмета выступают организационно-экономические отношения, возникающие в процессе регулирования внешнеэкономической деятельности и ее степень влияния регионов Центрального и Приволжского округов (далее - ЦФО и ПФО соответственно).
Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование процесса регулирования внешнеэкономической деятельности в регионах ПФО и ЦФО для выявления степени ее влияния на развитие регионов, проблем регулирования и предложения путей их решения.
В качестве задач, решение которых обеспечит достижение поставленной цели, определены следующие:
• определить сущность понятия «внешнеэкономическая деятельность региона;
• проанализировать нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в регионах;
• изучить сущность Регионального экспортного стандарта и определить степень его эффективности;
• провести оценку внешнеэкономической деятельности в регионах ПФО и ЦФО;
• провести сравнительный анализ государственной инфраструктуры поддержки внешнеэкономической деятельности в регионах ПФО;
• выявить степень зависимости уровня развития регионов ПФО и ЦФО от уровня развития внешнеэкономической деятельности региона;
• провести SWOT-анализ внешнеэкономической деятельности в регионах ПФО и ЦФО;
• выявить основные проблемы развития внешнеэкономической деятельности в регионах ПФО и возможные способы их решения;
• разработать стратегические направления развития ВЭД в регионах ПФО.
Информационную базу исследования составили стратегические документы российских и зарубежных регионов, материалы периодической печати и ресурсы сети Интернет.
При написании работы в качестве теоретической базы использовались работы перечисленных выше авторов, а также работы и труды Диденко Н.И., СейфуллаеваМ.Э., Толочко О.Н. и других.
При написании данной работы использовались следующие методы:
- интегральный индекс уровня развития внешнеторговых связей в регионах,
- корреляционно-регрессионный анализ зависимости частных характеристик ВЭД от социально-экономических показателей развитии региона,
- SWOT-анализ существующей инфраструктуры в сфере поддержки и развития внешнеэкономической деятельности,
- расчет показателей, характеризующих уровень открытости региона для внешнеэкономической деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложения. Во введении обоснована актуальность исследуемой темы, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи работы.
В первой главе раскрывается понятие внешнеэкономической деятельности и ее нормативно-правовое регулирование, а также изучается и анализирует Российский экспортный стандарт.
Во второй главе внимание уделено практическим аспектам исследования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. В данной главе проведены оценка внешнеэкономической деятельности и сравнительный анализ государственной инфраструктуры поддержки внешнеэкономической деятельности в регионах ПФО и ЦФО.
В третьей главе проведен SWOT-анализ внешнеэкономической деятельности в регионах ПФО и ЦФО, выявлены основные проблемы развития и совершенствования внешнеэкономической деятельности в регионах ПФО и ЦФО, а также - разработаны стратегические направления развития ВЭД в регионах ПФО ЦФО.
В заключении сформулированы основные выводы по теме выпускной квалификационной работы.
Внешнеэкономическая деятельность регионов имеет важное значение для социального и экономического развития территорий. На сегодняшний день, уровень ВЭД в регионах оставляет желать лучшего, в данной сфере требуется масса доработок и изменений как на уровне законодательства и поддержки, так и на уровне развития инфраструктуры и вливания инвестиций в развитие предприятий.
Среди основных целей применения рассмотренных методов регулирования ВЭД, установленных государством, прежде всего, обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировое экономическое пространство. Одновременно с этим государство заинтересовано в защите собственных отраслей экономики и соответствующих хозяйствующих субъектов от негативного воздействия иностранной конкуренции.
Сравнительный анализ интегральных индексов регионов позволил подчеркнуть значительную дифференциацию регионов по уровню внешнеэкономической деятельности. Как в случае с реализацией экспортно-импортных направлений общего характера, так и при внешнеэкономическом обмене в сфере технологий и услуг технического характера прослеживается тенденция многократного отставания регионов от лидеров.
В свою очередь проведенный корреляционно-регрессионный анализ не показал существование детерминированной зависимости определяемых показателей внешнеэкономической деятельности от установленных определяющих факторов.
Проведенное исследование внешнеторговой среды регионов позволяет сделать следующие выводы.
Роль экспорта и импорта в экономике снижается среди всех исследуемых регионов, что говорит о снижении оборот производства товаров и услуг, интересных за пределами региона, и, как следствие - ухудшении экономической
и социальной среды в регионах.
Коэффициента покрытия экспорта импортом стабильно высокий только у Республики Башкортостан. В Республике Татарстан и Пермском крае он снизился к концу исследуемого периода. Это дает возможность заключить, что регионы не способны самостоятельно покрывать свои потребности в экспорте и импорте.
Коэффициент международной конкурентоспособности показывает, что только Республика Башкортостан стабильно демонстрирует высокий уровень экспорта. Республика Татарстан и Пермский край сдали позиции к 2017 году, а вот Республика Марий Эл - наоборот, начала наращивать свою внешнеторговую мощь.
В свою очередь, проведенный в третьей главе SWOT-анализ позволяет выделить главные возможности и угрозы для развития регионов.
Перспективным направлением развития инфраструктуры поддержки ВЭД может выступить создание специализированных финансово-кредитных учреждений - так называемых «банков инвестиционных проектов», - целью которых стало бы обслуживание зарубежных инвесторов на оптимальных для обеих сторон условиях.
Сегодня можно выделить ряд проблем в развитии внешнеэкономической деятельности на уровне регионов:
1) в большинстве регионов не разработаны системы продвижения товаров и услуг внутренних производителей на внешний рынок;
2) хаотичность и разнонаправленность законодательной базы всех уровней, что приводит следующей проблеме
3) отсутствие правового регулирования в определенных сферах внешнеэкономической деятельности (например, обмен кадрами или интеллектуальной собственностью)
4) при выделении государственной поддержки существует высокие уровень административного барьера, кроме того, неоднократно замечено предпочтение только определенных компаний, в ущерб их конкурентов;
5) в судебной практике наблюдается тенденция принятия стороны не российского производителя при судах, связанных с международной деятельностью
6) инвестиционный климат практически во всех регионах оставляет желать лучшего, нет развитой сети информационного сопровождения инвесторов и т.д.
Для решения обозначенных проблем необходимо применять комплексный подход. Требуется пересмотреть и обновить нормативно-законодательную базу в сфере деятельности ВЭД, устранить все разночтения и проблемные моменты в законах. Также требуется ввести ряд новых подзаконных актов, которые будут регулировать инновационную, интеллектуальную и кадровую торговлю на международном рынке.
Необходимо повышать инвестиционную привлекательность регионов. Сделать это можно с помощью развития инфраструктуры, повышения уровня жизни населения, развитием и создание высококвалифицированных кадров. Требуется обновить материально-техническую базу для предприятий - потенциальных экспортеров.
Таким образом, проведя работу по анализу внешнеэкономической деятельности в регионах ПФО и ЦФО, можно сделать вывод, что внешнеэкономическая деятельность развивается достаточно быстро, но есть ряд недостатков в ее системе, устранение которых позволит выйти на новые международные рынки.
1. Федеральный закон РФ №4-ФЗ от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации // Рос. газ. - 1999. - № 8.
2. Федеральный закон от 16.11.2011 № 312-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Государственная система правовой информации [Электронный ресурс] URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201111170008
3. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (с изменениями и дополнениями) // Система нормативно-правовой информации «Гарант» [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ni/12133486/#ixzz4ehzFkdjy
4. Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. N 406-ФЗ "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" // Российская газета - Федеральный выпуск №7143 (275) [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2016/12/05/nalog2-dok.html export-nn.ru/upload/iblock/3a8/3a822895ff74427b34c2b2ebc79f541c.doc
5. Постановление правительства Пермского края // Официальный сайт администрации города Березники [Электронный ресурс] URL: https://admbrk.ru/documents/postanovlenie_231 -p_ot_l 5_04_2009.doc
6. Постановление об утверждении муниципальной программы города Нижнего Новгорода «Развитие международной и внешнеэкономической деятельности» на 2015-2017 годы// Электронный фонд правовой документации «Консорциум Кодекс» [Электронный ресурс] URL: http: //docs. cntd. ru/document/465513920
7. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О
Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (с изменениями и дополнениями). // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] URL:
http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicplanning/concept/doc20 08111701
8. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1128-р (ред. от 26.11.2015) «О плане мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» // [Электронный ресурс] — URL:
9. Официальный сайт Федеральной службы по техническому и экспортному контролю // [Электронный ресурс] URL: http://fstec.ru/
10.Официальный сайт Министерства экономического развития РФ // Портал внешнеэкономической информации [Электронный ресурс] URL: http://www.ved.gov.ru/reg/tools
11. Регионы России. Социально-экономический показатели. // Портал Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] URL:
http://www.gks.ni/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/m/statistics/publicati ons/catalog/doc_l 138623506156
12. Официальный портал Центра развития экспорта Нижегородской области // [Электронный ресурс] URL:
13. республиканской программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан (с изменениями на 28 ноября 2008 года) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс] URL: http: //docs. cntd.ru/document/935107926
14.Официальный портал Агентства инвестиционного развития Республики
Татарстан // [Электронный ресурс] URL: http://tida.tatarstan.ru/
15. Концепция внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан // Официальный портал Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан [Электронный ресурс] URL: http: //mpt. tatarstan. ru/file/conception VEDRT. pdf
16. Стратегия развития Республики Башкортостан до 2020 года. // Официальный портал Министерства экономики Республики Башкортостан [Электронный ресурс] URL:
https://economy.bashkortostan.ru/dejatelnost/strategicheskoe-planirovanie/strat
egiya-razvitiya-respubliki-bashkortostan/strategiya-bashkortostana-2020/
17. Государственная программа РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности» — Официальный сайт Министерства экономического развития РФ // [Электронный ресурс] — URL: http://economy.gov.ru/
http: // http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_L AW_132284/
Монографии и научные статьи
18. Барский А.Д., Детнёва Э.В. Бюджетный федерализм.// Эко: эк-ко и орт. пром. произв-ва. - 1999. - №7.
19. Богоуславский М.М. Международное частное право. - М.,2003. - С.51.
20. Данько Я. В. Сущность внешнеэкономического комплекса РФ [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 14-17. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/204/8587/ (дата обращения:
19.03.2019) .
21. Добринова Н.В. Региональный фактор развития внешнеторговой деятельности в Российской Федерации // Проблемы современной экономики. - № 1 (5), 2010. - С. 59.
22. Ершова И.В. Предпринимательское право. Учебник.: издание 4-е. М.:
Юриспруденция, 2016. - С.428.
23. Ильина О.В. Внешнеэкономическая деятельность Российских регионов в условиях интеграции России в мировое пространство// Экономика и право
2013. -№ 12.-С. 37-39.
24. Козлова Н. В., Сотник Ю. А. Основные направления внешнеэкономической деятельности предприятия [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 112-114. — URL https://moluch.ru/conf/econ/arcliive/76/3702/ (дата обращения: 19.03.2019).
25. Лескина О.Н. Проблемы и перспективы развития рыночной инфраструктуры Пензенского региона // Экономические науки. - №42,
2016. - С. 83-86.
26. Минаев А.А. Правовое регулирование внешнеторговых сделок юридических лиц. Автореферат. М., 2006. - С.8-9.
27. Насыров И.Ф. Внешние связи Республики Татарстан: итоги десяти лет развития // Журнал «Казанский федералист» - №2, 2009. - С. 15-17.
28. Платонов, В.С. Введение в бизнес. Основы рыночной экономики. - Ростов-на-Дону: Феникс;М.:Зевс, 2015. - С. 573.
29. Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учеб.: в 2 т. Т. 1. - 4-е изд., перераб. и доп. // М.: Проспект, 2009. С. 493.
30. Сейфуллаева, М.Э. Маркетинговый механизм формирования экспортного потенциала региона. Дис. докт. экой, наук - М., 2011. - С.260.
31. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность регионов России // Н. Новгород: Растр-НН. - 2014. - С. 354.
32. Соколова Н.В. Инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности[Текст] // Экономика и бизнес, г.Красноярск, 2015. — С. 255
33. Токарев, Ю.В. Формирование и использование экспортного потенциала (на примере промышленных предприятий): автореф. дис. канд. экой, наук:
08.00.05; Казань, 1997. - С. 14.
34. Толочко О.Н. Проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности // Право и демократия. 1998. Вып. 9. С. 4
35. Федосеева Г.Ю. Международное частное право. М.: Издательство БЕК, 2012. -С.ЗЗ.
36. Швайка Л.А. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие / К.: Знание, 2006. - С. 435.
37. Шепелев Э.С. Алгоритм оценки конкурентоспособности регионов и целесообразность их применения при оценке экономической конкурентоспособности Тамбовской области // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. - 2009. - № 1. - С. 19.
Электронные ресурсы
38.200 крупнейших экспортеров России // Интернет-газета «Эксперт-онлайн» [Электронный ресурс] URL:
http://expert.ru/ratings/200-krupnejshili-eksporterov-rossii/
39. Баяндурян Г. Л. Механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации // [Электронный ресурс] URL: http://joumal.kfrgteu.rU/files/l/2011_3_4.pdf
40. Боброва В.В. Внешнеэкономическая деятельность региона - основа стратегии экономического роста государства // [Электронный ресурс] URL: https://bgscience.ru/lib/2420/
41. Бутенко Д.И. Географическая диверсификация внешнеэкономических связей Самарской области и приоритетные направления их развития //
а. https://regrazvitie.ru/geograficheskaya-diversifikatsiya
vneshneekonomicheskih-svyazej-samarskoj-oblasti-i-prioritetnye-naprav
leniya-ih-razvitiya/
42. Бюджетное субсидирования экспортных затрат // Портал Химтранс [Электронный ресурс] URL:
b. http://rusiranexpo.ru/%D 1 %8D%D0%BA%D 1 %81 %D0%BF%D0%BE %D 1 %80%D 1 %82/
43. Гиматдинов P.P., Насыров И.Р. Актуальные проблемы внешних связей Республики Татарстан // Диссертация [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.rU/article/n/aktualnye-problemy-vneshnih-svyazey-respubli ki-tatarstan
44. Губарева А.В. К вопросу о понятии «внешнеэкономическая деятельность» // Электронный ресурс URL: http://www.bmpravo.ru/show_stat.php?stat=956
45. Жичкин Ю.В. Территориальная организация внешнеэкономических связей Самарской области // Диссертация [Электронный pecypc]URL: http ://www. dissercat.com/content/territorialnaya-organizatsiya-vneshneekono micheskikh-svyazei-samarskoi-oblasti#ixzz4bYqwd4uv
46.Оборина Е.Д. Формирование стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона // Диссертация [Электронный ресурс] URL: http ://www. dissercat.com/content/formirovanie-strategii-razvitiya-vneshneeko nomicheskoi-deyatelnosti-regiona#ixzz4VBDLQynE
47. Сальников M.B. Перспективы развития внешнеэкономической
деятельности в России // Nota Bene Экономический интернет-журнал [Электронный ресурс] URL:
48.Экспортеры России: Нижегородская область // Единый информационный портал «Русэкспортер» [Электронный ресурс]
URL:http://www.rusexporter.ru/export-support/nizhegorodskaya-oblast/
49.Экспортеры России: Пермский край // Единый информационный портал «Русэкспортер» [Электронный ресурс] URL:
http: //www. msexporter.ru/export- support/permskiy-kray/
50.Экспортеры России: Республика Татарстан // Единый информационный портал «Русэкспортер» [Электронный ресурс]
URL: http: //www. rusexporter.ru/export-support/respublika-tatarstan/
51.Экспортеры России: Самарская область // Единый информационный портал «Русэкспортер» [Электронный ресурс]
ЦШд http://www.rusexporter.ru/export-support/samarskava-oblast/
52.Государственная статистика ЕМИСС https://fedstat.ru/