Введение 3
Глава 1. Генезис и эволюция формирования еврейской диаспоры на территории Татарстана в конце XIX - начале XX вв 8
1.1 Факторы формирования и причины появления еврейского населения на территории Казанской губернии 8
1.2. Создание еврейской общины и появление первой синагоги в досоветский период 14
Глава 2. Культурные связи казанской иудейской общины «Хабад- Любавич» 24
2.1. Формы взаимодействия казанской еврейской общины с еврейскими
общественными организациями за пределами Российской Федерации 25
2.2. Общественные связи еврейской общины «Хабад - Любавич» в г.
Казань 30
Глава 3. Религиозные особенности иудейской общины «Хабад-Любавич» в г. Казань 38
3.1. Основные принципы и идеи иудейского религиозного движения
«Хабад - Любавич» на примере иудейской общины «Хабад-Любавич» в г. Казань 39
3.2. Современное еврейство: проблемы и формы взаимодействия с
«русскими евреями» в иудейской общине «Хабад-Любавич» 45
Заключение 52
Список использованных источников и литературы: 55
Приложение
Евреи в Среднем Поволжье один из самых редких и интересных явлений. В конце Х1Хв. начинается формирование еврейского общества не только на территории Казанской Губернии, но и на территории Российской Империи в целом. Весь Х1Хв. и начало ХХв. послужили точкой отсчета для формирования еврейской общины. И на протяжении Х1Х-ХХвв. идет формирование не только еврейской общины, но и складывается такое понятие как «диаспора» казанских евреев. Параллельно с этим создаются культурно-религиозные компоненты общины.
Культурные и религиозные связи еврейской общины города Казань в ХХ1в являются основополагающими для данной работы. Рассматривая общину «Хабад - Любавич» в культурно-религиозном разрезе, мы смогли выявить основные вектора развития казанской еврейской общины.
В данной работе мы захватываем не только вопрос о формировании еврейской диаспоры в Казанской губернии, но также выявляем функции еврейских общественных организаций и их влияние на воспитание еврейской молодежи в Казани. Развитие еврейских организаций создает определенный пласт культуры на территории города.
Религиозная связь еврейской общины «Хабад - Любавич» определяется не только, как сотрудничество и взаимодействие с другими религиями, но и характеристикой особенностей внутренних связей.
Данная проблематика характеризуется недостаточной изученностью. Многие вопросы истории и культуры еврейской казанской общины остаются слабоизученными до сих пор.
Актуальность данной работы заключается в том, что впервые предпринято комплексное изучение казанской еврейской общины «Хабад - Любавич» в городе Казань в широком культурно-историческом контексте, а также впервые проанализированы культурные и религиозные связи (как внутренние, так и внешние) и их особенности казанской еврейской общины «Хабад - Любавич».
Актуальность темы дипломной работы заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в области межнациональных отношений, а именно на территории города Казань в связи с тем, что и Казань, и Республика Татарстан являются одними из самых больших многонациональных городов и регионов России.
Объектом данной работы является национальное меньшинство (еврейское население) в Российской Империи, советский и современный период на примере казанской еврейской общины «Хабад - Любавич» в городе Казань, включая культурные и религиозные особенности.
Предмет данной работы -факторы формирования еврейской общины «Хабад - Любавич» на территории г. Казани, и специфика ее культурнорелигиозных связей.
Целью работы является исследование культурно-религиозных аспектов, генезиса и эволюции еврейской диаспоры на территории Татарстана в конце XIX - нач. XXI вв. на примере казанской еврейской общины «Хабад - Любавич».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить факторы формирования и причины появления еврейского населения на территории Казанской губернии
2. Изучить историю создания еврейской общины и строительства первой синагоги в досоветский период
3. Проанализировать общественные организации и формы их взаимодействия с еврейской общиной за пределами Российской Федерации и на территории Казани (включая и РФ)
4. Выявить религиозные особенности иудейской общины «Хабад- Любавич» в г. Казань
5. Проанализировать проблемные области современного еврейства, и изучить проблемы и формы взаимодействия с «русскими евреями» в иудейской общине «Хабад-Любавич»
Хронологические рамки: конец XIXв. до ХХ1в.. Мы затронули период конца XIXв. и начала XX., а именно до 1917г. К ХХ1в. Относится период с 2010 - 2017 гг., так как в 2010 г. была восстановлена синагога и еврейская община начала активно работать.
При изучении данной проблематики в работе использовали следующие методы: метод стороннего наблюдения , сравнительно-исторический метод, метод историзма. Кроме того, в рамках коммуникации с еврейской общиной будет использоваться качественный метод сбора информации. Метод историзма в основном использовался в написании первой главы, где были проанализированы различные источники, в том числе и еврейская периодическая печать.
Метод стороннего наблюдения использовался при исследовании в синагоге. Мы посещали еврейские праздники, молодежные собрания, приходили во все общественные организации, которые указаны в данной работе. (Например, Еврейское агентство, Министерство алии и абсорбции , Israel Experience , Таглит.)
Сравнительно-исторический метод использовался в работе постоянно, так как данный вопрос необходимо исследовать с разных исторических ракурсов. В работе использовались общенаучные методы: анализ, дедукция, индукция, аналогия.
Основными источниками для написания данной работы были статьи Дж. Вучера «Священное выживание. Светская религия американских евреев», Носенко Е.А. «Основные направления изучения еврейской идентичности в России и за рубежом культуре и также работа Носенко Е.Э. "Руские евреи": "реальное" или "изобретенное" сообщество?
Огромный вклад внесла работа И.Е. Алексеева «Еврейский Крест». Основой для первой главы стала работа Б. Милицына «К истории казанской еврейской общины». та работа помогла выбрать правильный ракурс в исследовании истории синагоги. Во многом, поэтому в первой главе советский период был затронут, хоть и не написан в названии параграфа. Но так как информация по истории развития еврейской общины в советский период была найдена, но в очень малом количестве, этот вопрос был раскрыт, но не выведен в отдельный параграф. Также работать над исследованием нам очень помогли «Документы по истории и культуре евреев в архивах Санкт-Петербурга». В региональных архивах Санкт- Петербурга сохранились подробные описания создания первых общественных еврейских организации. Эти архивные данные помогли составить полноценный разрез о развитии еврейского общества на территории России в XIX-ХХвв. Статья Л. Павловой «Еврейское студенчество Казанского университета второй половины Х1Хв.» является основой для формирования фактора создания еврейской общины на территории Казани. Работа Сулейманова Р. «Евреи Татарстана: итоги переписи 2002 г.» помогла проанализировать численность еврейского населения на территории Казани.
Что касается степени изученности проблемы, то история еврейского народа в контексте официальной политики Российского правительства поднимается в трудах А.И. Солженицына и Дж. Клиера . При этом в работе последнего подчеркивается тесная взаимосвязь «польского» и «еврейского» вопроса в российском законодательстве XIX в.
Проблема изучения нерусских народов Среднего Поволжья по материалам «Казанских губернских ведомостей» была впервые поставлена Г.Н. Айплатовым еще в 1968 г.. Основой для работы над историей евреев в России заложил Гессен Ю. в своей работе «Жизнь евреев в России». Он затронул все области жизни евреев на территории черты оседлости.
Научная новизна и практическая значимость. Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые были выявлены религиозные особенности еврейской общины «Хабад - Любавич». Впервые был выделен такой термин, как «русский еврей», определяющий взаимоотношения еврейской общины. Для анализа данного вопроса были взяты 30 интервью: 15 у евреев и 15 у нееврев, считающих себя евреями.
Также были определены основные аспекты течения хабад, который относится к сектантскому религиозному течению в иудаике. Были проанализированы общественные организации и их влияние на создание собственной структуры общественных организаций еврейской общины. Также впервые был поставлен вопрос о влиянии общественных организаций на воспитание еврейской молодежи.
Научно-практическая значимость настоящего исследования заключается в возможности использования полученных результатов при разработке и реализации различных научно-исследовательских и практических программ в целях оптимизации национальной политики Российской Федерации и Республики Татарстан.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы
Подводя итоги дипломной работы, мы хотели бы отметить ряд важных и специфических характеристик казанской еврейской общины «Хабад - Любавич». Также хочется отметить, правильность выбранных временных рамок для создания и передачи полноценного разреза истории, развития, изменения еврейского общества на территории Татарстана.
Вышеизложенный материал позволил сделать следующие выводы:
Во-первых, нам удалось выделить четыре фактора формирования еврейского населения на территории Казанской губернии:
1. Рекрутская повинность для евреев (институт «кантонистов»)
2. Категории лиц, которым разрешалось селиться вне черты оседлости.
3. «Нелегалы»
4. Казанский университет, как один из источников формирования еврейской интеллигенции
Но несмотря, на некоторые вопросы и трудности, которые создаются при формировании еврейского общества, то можно смело говорить, что к началу XXв. был сформирован большой слой евреев, которые проживали в Казани и создавали свою культурную основу.
Во-вторых, мы хотели бы отметить, что история создания синагоги и образования еврейского пласта культуры на территории Казани имеет неоднозначный и неоднородный характер. На протяжении 20-30-х г. XIX в. и вплоть до 90-х годов XX в. синагога переживала разные отношения не только с властью, но и внутри самой синагоги. Советский период мы выделили как самый упаднический период в истории синагоги. Расцвет еврейства мы относим к периоду с сер. XIX в. - до 20-х годов XX в.
В-третьих, культурные связи еврейской общины многообразны. Формы их взаимодействия с еврейской общиной в г. Казань разносторонние. Стоит отметить, что у еврейского общества в России и г. Казань очень строгая иерархическая система. Мы выделили определенную систему работы общественных организаций и создали схему данных организаций.
На основе этих данных мы делаем следующий вывод о том, что для еврейского населения Республики Татарстан существует определенная платформа для обучения иудаизму, истории еврейского населения, этнографии, а также один из самых важных элементов - это создание программ, которые позволяют детям с еврейским происхождением посетить землю Израиля.
В-пятых, мы выявили, что основной формой взаимодействия между организациями является кооперация. На протяжении ста лет, все еврейские организации имели общую цель - создание благоприятных условий еврейскому населению. Сотрудничество является основополагающим звеном в работе общественных организаций и реализации культурных особенностей на территории России и г. Казани.
В-шестых, общественные организации, как зарубежные, так и российские, и казанские, являются основным компонентом в воспитании еврейской молодежи, и распространении информации об иудаизме и еврействе в городе Казань. Благодаря работе общественных организаций у многих евреев и неевреев складывается понятие о казанской еврейской общине «Хабад - Любавич».
В-седьмых, казанская еврейская синагога не является проявлением сектанского иудаизма. За казанской синагогой сохранилось название «Хабад - любавич» только лишь по исторической традиции, а религиозные обряды и практики соблюдаются по современным традиционным основам.
В-восьмых, понятие «русский еврей» существует в казанской еврейской общине и оно имеет свою специфику. В понимании казанской синагоги «русский еврей» - это православный русский, который перешел в иудаизм, и говорит, о том, что он является евреем. Данный феномен вы взяли за основу нашей работы, и определили, что численность таких «русских евреев» в казанской синагоге 15 - 17 человек, и их численность увеличивается.
Анализ интервью, взятых нами у членов организации, дает основание сделать вывод, что иудаизм, который «задает основную модель еврейской идентичности» существует и реализуется в казанской общине «Хабад - Любавич». Такая структура позволяет сохранить этничность и религиозность в обществе, а также помогает создать связь между светским и духовным. К такой структуре и относятся православные, которые приняли иудаизм.
1. Алексеев И.А. Еврейский крест (история обращения в православие евреев в Казанской епархии в 1820-1850-х гг.) / И.Алексеев. - Казань: Издательство, 2005. - 55 с.
2. Большая советская энциклопедия. [Электронный ресурс] - Т.14- Москва, URL: http://bse.sci-lib.com/article102545.html
3. Варшавская Л. История еврейской синагоги // Казанские истории. - 2010. - 110 с.
4. Г ессен Ю. Жизнь евреев в России - М.: «Захаров», 2014. - 336 с.
5. Дегальцева Е. А. «Общество для распространения просвещения между евреями в России» (1863-1929) - 2006 - №1 -32 с.
6. Дж. Вучер «Священное выживание. Светская религия американских евреев» - СПб. - 2006. 723 с.
7. Документы по истории и культуре евреев в архивах Санкт-Петербурга: Путеводитель. [Т.2]: Региональные архивы / Рос. Гос. Гуманитар. Ун-т и др.; Науч. Ред. - сост. А.И. Иванов, М.С.Куповецкий. - СПб.: Изд. Дом «Мiръ»,2012. - с.221
8. Евреи пограничья: Смоленщина / Отв. ред. С. Амосова. - М., 2018. - 336 с.
9. Еврейская электронная энциклопедия. [Электронный ресурс] - 2017. URL: http://www.eleven.co.il/categ/2200
10. Еврейское агентство [Электронный ресурс] // О нас - сост. Фильченко Г. - URL: http: //www.j ewishagency.org/ru/about_us
11.Загидуллин И.К. Перепись 1897 г. и татары Казанской губернии / И.К. Загидуллин. - Казань: Татарское книжное издательство, 2000. - с.39
12. Иудаизм. - Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1998. -231 с.
13. Комлев Н.Г Словарь иностранных слов - М.,- 2006 - 1100 с.
14. Милицын Б. К истории казанской еврейской общины [Электронный ресурс] / Б. Милицын. - Электрон. текстовые дан. - Казань: 2012. - Режим доступа: http://zvezdapovolzhya.ru/obshestvo/k-istorii-kazanskoy-evreyskoy-obschiny-19- 06-2012.html, свободный.
15. Министерство алии и интеграции [ Электронный ресурс] // Информация о министерстве, URL: http://www.moia.gov.il/Russian/Pages/default.aspx
16. Научные труды по иудаике. Т.2 - М.: «Пробел - 2000» - 464 с.
17. Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ). - Ф.Р-5263. - оп.1. - д.46. - лл.83-84 об.
18. Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ). — ф.257. — оп.1. — д. 1-5
19. Носенко Е. «Быть или чувствовать?». Основные аспекты еврейской идентификации у потомков смешанных браков в современной России. М.,
2004. - 305 с.
20. Носенко Е. Факторы формирования еврейской идентичности у потомков смешанных браков // Диаспоры / Diasporas. Москва, 2000. № 3. С. 87-114.
21. Носенко Е.А., Основные направления изучения еврейской идентичности в России и за рубежом культуре // Заметки по еврейской истории. Электронный научный журнал - 2012 - №2(13) - С.8-15.
22. Носенко Е.Э. "Руские евреи": "реальное" или "изобретенное" сообщество? // Ab imperio, Казань, 2004 (в печати).
23. Носенко Е.Э. Что значит быть евреем? Этническая идетификация у потомков смешанных браков в России) (ма пируш лихьот йехуди: зэхут этнит эцель цээцей нисуим миоравим берусия) Евреи бывшего СССР в Израиле и в диаспоре. 20-21 / Под ред. Л. Дымерской-Цигельман. Иерусалим, 2002. (йехудей брит ха-моацот лешеавар беисаэль уветфуцот. йерушалаим. 2002). 450 с.
24. Основные итоги микропереписи населения 1994. М.
25. Основные итоги переписи населения 2002. М.
26. Основные итоги переписи населения 2010. М.
27.Оччиогроссо Петер, Радость сект: энергичный проводник к мировым религиозным традициям. Нью-йорк (2015), 250 с.
28. Павлова Л.В. Еврейское студенчество Казанского университета во второй половине XIX в. // Университет как научное.ю образовательное и культурное пространство - Казань, 2015. - 172 с.
29. Рыбалка А. Практика Каббалы. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 256 с.
30. Рыбалка А. Путеводитель по миру каббалы. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.— 363 с.
31. Сулейманов Р. Евреи Татарстана: итоги переписи 2002 г. - Еврейская улица. — №3 (83). - 2007.
32. Сулейманов Р. Иудаика в Казанском университете. - Казанский университет.
— №21-22. - 2005; Сулейманов Р. Иудаика в Казанском университете. - Историк. — №3 (9). - 2006; Сулейманов Р. Казанская иудаика в XXI в. - Еврейская улица. — №3(83). - 2007.
33. Таглит [Электронный ресурс] // О нас, URL: https://su.birthrightisrael.com/countries
34. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" (с изменениями и дополнениями) Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г., N 25, ст. 2965, в "Российской газете" от 25 июня 1996 г.
35. Харитонова А.О. История развития еврейской периодической печати в Казанской губернии на рубеже XIX - нач. XX вв. - Казань: Изд-во Казан. унта, 2017. - Т. 3: Институт международных отношений, истории и востоковедения. Юридический факультет. - 428 с.
36. Харитонова А.О. Изучение еврейской диаспоры в Казанской губернии на основе периодической печати XIXв. и XXв. - - Уфа: ИЭУ УНЦ РАН, 2016. - С.207.
37. Хобсбаум Э. «Изобретение Традиции» ((The Invention of Tradition) // Вестник Евразии — 2008. 345 с.
38. Электронная еврейская энциклопедия [Электронный ресурс] /. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: URL: http://www.eleven.co.il/article/11955, свободный.
39. Энциклопедический словарь / Изд.: Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон. — T.XII - СПб., 1894. — с.899
40. Энциклопедия Британика [Электронный ресурс] // Религиозные особенности хабада, Великобритания, 2017,URL: https://www.britannica.com/topic/Judaism
Литература:
1. Абрамович Ш. Я, И.Л Перец, Д. Фришман, Шалом Аш, Д. Пинский, Шалом Алейхем, Х.Н. Бялик, Александр Гер// Еврейский Альманах - 1908 - №40 - С. 238
2. Александренков Э. Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность» // Этнографическое обозрение - 1996. № 3. 45 с.
3. Андрышевский, Триша. Общины верующих: американские религиозные движения вне мейнстрима. Конектикут - 2008. 95 с.
4. Антушева Е. Документы, содержащие биографическую информацию / Генеалогия, история семьи. — Электронный ресурс. — Москва: Subscribe.ru, 2007 — 2009. — Режим доступа: e-mail рассылка (08.06.2008). — Генеалогия, история семьи. Документы, содержащие биографическую информацию.
5. Арутюнов С. А. Этничность - объективная реальность (отклик на статью С. В. Чешко) // ЭО. 1995. № 5. - 43 с.
6. Баклушинский С. А., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность // Этнос, идентичность, образование. М.: Российская Академия образования, 1998. - 112 с.
7. Бейлин С., «Из рассказов о кантонистах», «Евр. Стар.», 1909;
8. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько
А.И., История мировой журналистики. Электронный научный журнал - Москва - Ростов-на-Дону: Издательский Центр «МарТ», 2003, URL: http: //www.evartist.narod.ru/text 1/89.htm
9. Боярин. Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — Москва: Яндекс, 2001 — 2010. Ссылка проверена: 30 января 2010 г.
10. Боярин. Толковый словарь русского языка. В 4-х тт. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — Москва: Яндекс, 2007. Ссылка проверена: 30 января 2010 г.
11. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.
12. Бромлей Ю.В. Этнические процессы в современном мире. М.: Наука, 1987.
13. Брубейкер Р. Этничность без групп - Изд. дом Высшей школы экономики,
2012. — 408 с.
14. Варфоломеева Г. И. Двойная спираль. — М., 2004. — 384 с. — 145 с.
15. Винер Б.Е. Возвращение к вере предков. Конструирование современной этноконфессиональной идентичности (на примере Санкт-Петербурга) // Диаспоры /Diasporas. 2002. № 4. 565 с.
16. Галкина Е. М. Методический аспект изучения проблемы этнической идентичности (опыт зарубежных исследований) // Духовная культура и этническое самосознание наций. М.: Б. и., 1990. 254 с.
17. Гительман Ц., Червяков В., Шапиро В. Иудаизм в национальном самосознании российских евреев Вестник еврейского университета в Москве (далее - ВЕУМ). 1994. № 3(7). 355 с.
18. Гительман Ц., Червяков В., Шапиро В. Материалы социологического исследования 1997 - 1998 гг. (статья вторая) // Диаспоры / Diasporas. Москва,
2001. №1. 266 с.
19. Гительман Ц., Червяков В., Шапиро В. Национальное самосознание российских евреев. Материалы социологического исследования 1997 - 1998 гг. // Диаспоры / Diasporas. Москва, 2000. № 3. 188 с.
20. Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. М., 1993.
21. Дробижева Л.М. Идентичность и этнические установки русских в своей и иноэтнической среде // "Социологические исследования", 2010, №12, с. 49-58
22. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В,В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. М., 1996.
23. Дубнов С.М. Об изучении истории русских евреев и об учреждении русскоеврейского исторического общества // Восход, 1891. Апрель - сентябрь. Т.10.
24. Елишев С. Основы национальной политики. Понятия И Категории - Исторический Проект Хронос // 2005. - 350 с.
25.Зорин А.Н. Города и посады дореволюционного Поволжья / А.Н.Зорин. - Казань: Издательство Казанского университета, 2001. - с.120
26. И.К. Загидуллин. - Казань: Татарское книжное издательство, 2000. - с.41
27. Иванов А.И., Куповецкий М.С. Документы по истории и культуре евреев в архивах Санкт-Петербурга - СПб.: Издательский дом «Миръ» - 2013, 580с.
28. Каздан. Х.Ш. Произведения И.Л. Переца для детского чтения // Вестник еврейского просвещения - 1915 - №31 -260 с.
29. Каменецкий С.Л. К новому закону о частных учебных заведениях // Вестник еврейского просвещения - 1915 - №31 -280 с.
30. Карпенко И. Казанское притяжение /Карпенко И.//Лехаим. - 2008 - №11 - 221 с.
31. Клугер Д., Рыбалка А. Тысяча лет в долг. Роман. - М.: Армада-пресс, 2001. - 320 с. - (Серия: Опрокинутый Мир).
32. Козлов В. И. О понятии этнической общности // Советская этнография (далее - С Э). 1967. № 2.
33. Колпаков Е. М. Этнос и этничность // ЭО. 1995. № 5. C. 13-23.
34. Коротеева В. В. «Воображенные», «изобретенные», и «сконструированные» нации // ЭО. 1993. № 3. C. 154-165.
35. Красько Н. Влияние этнических стереотипов на формирование
национального самосознания Материалы Девятой Ежегодной
Междисциплинарной конференции по иудаике. Ч.2. Москва: Сэфер
(Академическая серия. Вып.10), 2002. С. 126-134.
36. Крюков М.В. Обсуждение статьи З.П. Соловьевой // ЭО, 1992. № 3.
37. Куповецкий М. Еврейское население бывшего СССР после семи лет массовой эмиграции // ВЕУМ. 1997. № 1 (14).
38. Куповецкий М. Йехудей брит ха-моацот лешеавар: миспарим ве-хитиашвут беолам // Йехудей брит ха-моацот бемеавар. 4 (19). Йерушалаим.
2000. (Куповецкий М. Евреи бывшего Советского Союза: численность и расселение в мире // Евреи СССР на перепутье. 4(19). Иерусалим, 2000). С.128-142.
39. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Ключ-С, 1999.
40. Леванда В., «Хронол. сборник etc.»; «Евр. народн. песни в России», под ред. С. Гинзбурга и П. Марека, СПб., 1901;
41. Макейчик А. А. Генеалогический словарь (учебное пособие). — СПб.: Институт морского права, 2003. — 24 с.
42. Махонина С.Я. История русской журналистики начала XX в. Электронное
учебное пособие // М.: Флинта: Наука, 2004.
http: //evarti st .narod.ru/text 1/84.htm
43. Мутерперель С. Проблемы еврейской идентиности в современной американской науке // Материалы Девятой Ежегодной Междисциплинарной конференции по иудаике. Ч.2. Москва: Сэфер (Академическая серия. Вып.10), 2002. С. 135-154.
44. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х гг. / Под ред. Дробижевой Л.М., Аклаева А.Р., Кашубы М.С., Коротеевой В.В. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1994.
45. Национальный состав населения России, М.: Информационный издательский центр, 1994.
46. Никитин В., «Многострадальные», «Отеч. Зап.», 1871, 8—10, также отдельно; Dr. H. Samter, Judentaufen im 19 Jahrhundert, 1906, с. 155
47. Нитобург Э.Л. США: «исчезающий еврей»? интеграция или ассимиляция // ЭО. 1995. № 4. С.126-137.
48. Носенко Е.Э. «Быть или чуствовать?» (Основные модели формирования еврейской самоидентификации у потомков смешанных браков в современной России). М.: Институт востоковедения РАН, 2004 (в печати).
49. Носенко Е.Э. Фактор антисемитизма и его роль в формировании еврейской идентичности у потомков этнически смешанных браков // Материалы Восьмой Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике. Честь 1. М.: Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер», 2001.
50. Печенин И.В. Еврейская периодическая печать российской империи в начале XX в. Как источник изучения национально-религиозной идентификации и социально-политического мировоззрения еврейства: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. - Москва: Московский государственный университет, 2013 - 30с.
51. Пименов В.В. Системный подход к этносу // Расы и народы. Вып. 16. М., 1986.
52. Рабинович Сарра. Война и дети чтения // Вестник еврейского просвещения - 1915 - №31 - С.260
53. Рубинчик В. Русскоязычные иммигранты в Израиле 90-х годов: иллюзии, действительность, протест // Диаспоры / Diasporas. 2002. № 2. С.206-240.
54. Румянцева П. Особенности Этнической идентичности у подростков смешанного русско-еврейского происхождения Материалы Девятой Ежегодной Междисциплинарной конференции по иудаике. Ч.2. Москва: Сэфер (Академическая серия. Вып.10), 2002. С. 155-171.
55. Рыбалка А. Убить мессию. - Тель-Авив: Sefer-Israel- Иврус, 2008. - 247 с.
56. Рыбалка А., Абрамович М. Л. Бизнес по-еврейски - 4: грязные сделки. - Ростов-на-Дону: Феникс; Краснодар: Неоглори, 2008. - 314 с.
57. Рыбалка А., Синельников А. Интервью с масоном: правда и легенды истории масонства. - М.: Олма-Пресс, 2005. - 317 с.
58. Рыбалка А., Синельников А. Интервью с масоном: правда и легенды истории масонства. - М.: Олма-Пресс, 2005. - 317 с.
59. Рыбалка А., Синельников А. Интервью с масоном. В гостях у вольных каменщиков, строителей храма. - М.: Живое время, 2009. - 256 с.
60. Рыбалка А., Синельников А. Орден Сириуса: рыцари лотоса и креста. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 352 с, ил. - (Серия: Тайное слово).
61. Рыбалка А., Синельников А. Тайны русских соборов. - М.: Эксмо, 2008. - 320 с. - (Серия: Загадки и тайны).
62. Синагога. — Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1998. - с.518
63. Станиславский С., «К истории кантонистов» (приведено стихотворение Виля), там же; П. Марек, «К истории евр. в Москве», «Восход», 1893, VI; его же, «Очерки по истории просвещения евр. в России», гл. VI;
64. Столович Л.П. Русско-еврейский феномен в русской культуре // Заметки по еврейской истории. Электронный научный журнал - 2013 - №2(161) - С.1-5. http://berkovich-zametki.com/2013/Zametki/Nomer2/Stolovich1.php
65. Сулейманов Р. Евреи Татарстана: итоги переписи 2002 г. - Еврейская улица.
— №3 (83). - 2007.
66. Сулейманов Р. Лобачевский и иврит. - Еврейская улица. — №4 (84). — 2007
67. Сулейманов Р. Про бедных и богатых евреев. - Еврейская улица. — №7. - 2004; Сулейманов Р.Р. Общество вспомоществования евреев г.Казани (19091913) IV Сытинские чтения. Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение историко-культурной среды как основа консолидации современного общества», г.Ульяновск, 19-20 октября2006 г.: Тезисы докладов. - Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2006. - с.42-43
68. Туманов Д. Кто видел лилию Хирама... — Versus. — №2 (002) - август 2007. - с.33
69. Функ Ю.В. Социально-экономическое положение еврейского населения на территории Беларуси в конце XIX - начале XX в. // Весшк БДУ. Сер. 3. 2013. № 3
70.Членов М. Особенности еврейской самоидентификации // "Проблемы существования в диаспоре" - 2000 - №2 - С.43-56
71. Шанский Н. М., Иванов В. В. Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. — М.: Учпедгиз, 1960. — 404 с. — С. 29; Боярин. Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля. — Москва: Яндекс, 2001 — 2010.