Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ДОСУГА: ОПЫТ КРОССКУЛЬТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ ИСПАНИИ И РОССИИ

Работа №35877

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

антропология

Объем работы86
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
454
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические аспекты антропологического анализа социокультурных досуговых процессов 8
1.1 Досуг как предмет исследования 8
1.2 Досуговая деятельность с точки зрения структурного
функционализма 30
Глава 2. Особенности досуговой деятельности молодежи. Опыт кросскультурного исследования 50
2.1 Молодежь в роли субъекта досуговой деятельности. Социокультурные
детерминанты молодежного досуга 50
2.2 Сравнительный анализ комплекса определяющих факторов при выборе
модели досугового поведения молодежи России и Испании. Опыт кросскультурного исследования 65
Заключение 77
Список использованных источников и литературы 80
Приложение

Сфера досуга является одной из важных форм социальной активности индивида, влияет на его самоидентификацию и определяет особенности его включения в социальную и культурную среду мегаполиса. Стремительное развитие культуры в XXI веке стало фактором формирования множества новых форм досуговой деятельности, связанных с переструктурированием городских культурных пространств. Увеличение ритма жизнедеятельности, диверсификация социокультурной жизни, увеличение психологических нагрузок приводят к тому, что у современного человека остается все меньше свободного времени, которое он вынужден тратить более продуманно и сбалансировано. Принимая во внимание вышеуказанные социокультурные тенденции, сфера досуга становится одним из важнейших аспектов человеческой жизни, регулируемым комплексом социальных институтов и культурных установок. «Культура досуга», в данном случае, становится многозначным понятием, обозначая, во-первых, комплекс культурных стратегий проведения свободного времени в рамках определенного сообщества. С точки зрения социокультурного аспекта рассмотрения, на первый план выходит подчеркивание тех целей и ценностных ориентиров, которыми руководствуется человек, при выстраивании собственного видения досуга. Немаловажная роль при определении границ досуга, а также форм его проведения, принадлежит этнокультурным стереотипам, конституирующим определенные образы досуга и транслирующим данные образы в рамках охватываемого этими стереотипами сообщества. С другой стороны, культура досуга представляет собой предмет межкультурной коммуникации, поскольку предполагает соотнесение с аналогичными форами проведения свободного времени в рамках иных сообществ и социальных образований.
Актуальность данной работы заключается в том, что исследование сферы досуга позволяет выделить значимость культурных трансформаций, маркировать детерминанты развития молодежной культуры досуга, испытывающей на себе влияние современных тенденций культурного развития, а также проследить вариации досугового поведения индивида, в зависимости от его нахождения в том или ином сообществе.
В качестве объекта исследования выступает сфера молодежного досуга в культурном пространстве современного города.
Предметом исследования являются социокультурные основания, а также функциональные характеристики культуры молодежного досуга, трансформирующиеся во времени и пространстве, обуславливаясь современными тенденциями культурного развития и нахождением индивида в той или иной среде соответственно.
Целью данного исследования выступает определение места сферы молодежного досуга и развлечений в социокультурном пространстве современного города и выявление обуславливающих его кросскультурных факторов.
Данная цель реализуется при постановке и решении следующих задач:
1. Рассмотреть существующие теоретико-методологические аспекты, подходы в среде досуговых исследований, уточнить его понятие.
2. Проанализировать существующие научные антропологические концепции и методологии, основанные на рассмотрении структуры общества и социальных явлений, в частности проанализировать молодежную культуру досуга через призму структурного функционализма.
3. Выделить доминирующие ценности современной молодежи и проследить их отображение в присущих ей формах проведения досуга.
4. Проследить тенденции изменения форм и стратегий молодежного досуга в пространстве и времени путем проведения кросскультурного анализа молодежи Испании и России.
Многоплановый характер рассматриваемой проблемы заставляет прибегнуть к комплексу методов различного характера, в том числе, общенаучный, описательный, типологический методы, синтез, анализ, обобщение, метод структурно-функционального анализа, метод «включенного наблюдения», в комплексе с которым, применялся «интерпретативный» метод Клиффорда Гирца, что позволяло семиотически трактовать информацию о тех или иных социальных явлениях, полученную в ходе наблюдения, а также глубинные интервью.
В основу исследования легли материалы глубинных интервью, материалы, собранные в процессе «включенного наблюдения» с разных позиций, путем полного и частичного погружения в изучаемую среду. В глубинных интервью принимали участие респонденты, являющиеся регулярными акторами сферы молодежной досуговой деятельности от 18 до 26 лет.
Теоретико-методологические процедуры структурно-функционального анализа позволили рассмотреть сущность, структуру и функции досуга. С данных позиций характеризуются структурные элементы досуга как подсистемы общества, выявляются особенности его функционирования, анализируются факторы детерминации досуга, как относительно самостоятельной сферы социальной жизнедеятельности, выявляются характеристики мотивационной сферы субъектов досуговой деятельности и особенности досугового поведения молодежи.
Тема исследования представляет собой широкую и многоаспектную проблему. В зарубежной и отечественной науке исследование досуга и свободного времени представлено именами таких ученых, как Ж. Дюмазедье , Г.Е. Зборовский , Т. Кэндо , Г.П. Орлов1, С.Г. Струмилин2. Они заложили основные подходы к изучению свободного времени и досуга.
Исследованию бюджетов времени, выяснению роли и места досуга в структуре свободного времени посвятили свои работы В.А. Артемов , В.И. Болгов, В.Г. Гуцу, Е.И. Добринская , Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников , Г.И. Минц , А.Б. Мискевич , В.Д. Патрушев , Э.В. Соколов.
Различные аспекты молодежной проблематики находят довольно обстоятельное освещение в научной литературе. В своих работах И.В. Бестужев-Лада рассматривает молодежь как особую социально-демографическую группу, анализируют ее проблемы в условиях трансформирующегося социума.
Исследование молодежного досуга весьма многоаспектно и подразумевает под собой изучение разнообразных процессов и явлений в жизни молодежи, а именно - социализации, воспитания молодежи, профессионального становления, образа жизни, ценностных ориентации и т.д. Важное значение для исследования молодежного досуга имеют труды таких ученых, как Л.А. Гордон, Э.В. Клопов , З.В. Сикевич , А.Б. Трегубов , - которые посвятили свои работы проблемам социализации молодежи.
Осуществляется множество научных исследований, посвященных выяснению значения досуговой сферы жизнедеятельности для молодежи, изучаются социальная значимость досуга, его особенности и характеристики в российских условиях. Среди них можно выделить работы Л.А. Акимовой , Е.М. Бабосова , И.А. Бутенко , Т.Г. Бутовой , А.Л. Маршака , Р. Стеббинса.
Научная новизна исследования состоит в выявлении соответствий между ценностными основаниями молодежи и формами проведения досуга, обозначении доминирующих тенденций культуры досуга в различных конфигурациях изучаемой среды, исследовании трансформации досуговой культуры во времени и пространстве.
Данная работа состоит из двух глав, введения, заключения и приложения в виде инструментария.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современных условиях проблемы молодежи привлекают все большее внимание исследователей. Они требуют первостепенного решения, так как данная социально-демографическая группа является главной ценностью общества. Досуговая сфера молодого поколения, в связи с этим, приобретает особую социальную значимость, поскольку является областью социализации, становления личности, формирования ценностного сознания.
В ходе проведенного нами исследования, согласно поставленным целям и задачам, были получены следующие результаты.
1. В течение всего периода изучения досуга как социального феномена, существовало множество точек зрения по поводу соотношения рабочего, внерабочего, свободного и досугового времени, а также роли пространства свободного времени и досуга в жизни общества или отдельной личности. На сегодняшний день многие исследователи склонны разграничивать такие понятия как «досуг» и «свободное время». Хотя досуг признается структурным элементом свободного времени, наметилась тенденция к выделению досуга как самостоятельной сферы жизнедеятельности. Это объясняется возрастанием роли и значимости досуга в жизни общества, усилением его влияния на происходящие процессы социализации молодежи.
2. Структурно-функциональная концепция досуга, представленная именами Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, позволила обратиться к изучению функциональной значимости конкретных форм досуга в условиях современного культурного развития, а также выявить структуру досуга в институциональном и ценностном аспектах. Преимуществом структурно-функционального подхода является акцентирование внимания на функциях досуга, обуславливающих роль этого феномена в культурном пространстве современного общества, а также определение места досуга в структуре культурного пространства. Становление общества потребления, в котором культурные стратегии поведения становятся товаром, позволяет отчетливее выявить характерные черты досуга в качестве способа престижного поведения, определяющего принадлежность человека к определенному сегменту культурного пространства т. е. досуг является способом поведения, нацеленным на конструирование моделей культурной идентификации путем подражания престижным формам проведения свободного времени.
3. Выстроена иерархия ценностей молодежи, и проведено соответствие между ценностными детерминантами молодежной культуры и формами досугового поведения. Несколько основных черт молодежи, определяющих функциональную значимость досуга: креативная (потребность в самореализации, творчестве), коммуникативная (тяга к общению), познавательная (стремление к получению новых знаний), сексуальная (поиск полового партнера/второй половины). В роли базовой среды, где происходит реализация молодежных ценностей, выступает совокупность сверстников, мнение которых становится определяющим в процессе самореализации представителей подрастающего поколения. Эмоциональная неустойчивость, а также отсутствие четко закрепленного социального статуса делают представителей молодежи особенно остро восприимчивым к проблемам полноправной включенности в культурное пространство, что достигается посредством потребления престижных моделей досугового поведения.
4. Последствием проведения кросскультурного анализа, были установлены ряд дифференциаций и ряд точек соприкосновения. Было найдено много совпадений в факторах, определяющих выбор форм досуга, в том числе, стремление иллюзорного повышения социального статуса, путем выбора престижных форм досуга. Но, по материалам исследования, большая часть респондентов заявляла, что досуг, или в частности «удовольствия» занимают одну из самых важных частей жизни жителя Испании. Неторопливый ритм жизни для них обусловлен исторически сложившимся полихронным восприятием времени, что подразумевает, гибкость в отношении к установленным временным рамкам и формальностям, что в свою очередь, можно предположить, обусловлено, в том числе, климатическими условиями. Времени, отведенного на досуг, у среднестатистического испанца больше (сиеста и т д), следовательно, сфера досуга занимает в его социальной жизни большее место, и значит ей уделяется больше места и внимания в общегородском пространстве. Важным результатом проведения кросскультурного анализа стала возможность проследить влияния ряда факторов, с различным исходным значением, в роли коих выступал ряд прочих сфер жизнедеятельности индивида, на два независимо развивающихся культурных молодежных сообщества. Случаи различных результатов воздействия, подтверждал, что данные факторы являются обуславливающими, то есть, детерминантами.



1. Аберкромби Н. Социологический словарь. - М.: Экономика, 2004.-611 с.
2. Акимова Л.А. Социология досуга. -М.:МГУКИ, 2003.- 123 с.
3. Андреева И.Н., Голубкова Н.Я., Новикова Л.Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Социс. - 1989. - №4. - С. 34-45.
4. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов/Г.А.Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2006.-236с.
5. Аристотель. Никомахова этика. Политика / Аристотель. Соч. В 4тт. - Т.4. -М.: Мысль, 1981.-370с.
6. Артемьев А.И. Социология личности. - М.: Арбат -, 2001. - 256с.
7. Бабосов Е.М. Прикладная социология. - Мн.: ТетраСистемс, 2000. - 496с.
8. Бармина Д.А. Общественные организации в среде студенчества // Вестник Уральского гос. тех. университета. - 2003. -№4. - С. 24-38.
9. Басилая А.А. Стереотипы досуговой деятельности учащейся молодежи: Автореф. дис. канд. социол. наук. - Екатеринбург, 2002. - 22с.
10. Березин Б.И. Отдыху - современную организацию // Очерки о клубной работе / Сост. А.К. Воробьев, В.Н. Гагин. - М.: Наука, 1987. - 190с.
11. Бестужев-Лада И.В. Какая ты молодежь? - М.: Мысль, 1988. - 111с.
12. Бирежшок Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ. - СПб.: Изд-во С.Петр-го ун-та, 1992.- 127с.
13. Богданов А.Л., Провоторов В.А. Кинотеатр как социокультурный полигон досуга // Социс. - 1995. - №3. - С. 45- 47.
14. Болгов В.И. Социологический анализ новых форм социокультурной жизни // Социс. - 2003. - №2. - С. 34-37.
15. Болгов В.И., Гуцу В.Г. Социология времени. - Кишинев.: Штиница, 1993. - 105с.
16. Буданова Г. Свободное время: за и против подростков // Воспитание школьников, - 1996. - №1. - С. 23-35.
17. Бутенко И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных // Социс. -1998.-№7.-С. 82-89.
18. Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: Мысль, 1984- 367с.
19. Викторов А. Досуг - дело серьезное // Воспитание школьников. - 2001- №5.-С. 13-21.
20. Вишняк А.И., Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. - К.: Изд- во при Киев, ун-те, 1988- 72с.
21. Владимирова А.П. Труд и рекреация / Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей: Тез. докл. респ. межв. науч. конф. Ч. 2. - Гродно.: Изд-во Гродненский гос. ун-т им. Я.Купалы, 1992. - 165 с.
22. Волков ТО.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. - 576с.
23. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. - М.: Аспект, 1998. - 234с.
24. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб.: Союз, 1997. - 142 с.
25. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации // Социс. -2002. -№1. - С. 32-37.
26. Гагин В. Свободный час: час деловой или праздный? // Клуб. -2003. - №1. -С. 11-14.
27. Гордон А.Л., Клопов Э.В. Человек после работы. Социальные проблемы быта и внерабочего времени.-М.: Наука, 1972. - 162с.
28. Горшков М.К., Тихонова Н.Е., Шереги Ф.Э. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик российской молодежи // Вестник РАН.-1998.-Т.68.-№6.
29. Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы. М.: Мысль, 1967. -175с.
30. Гурко Т.А. Трансформация института семьи: Постановка проблемы // Социс. -1995. -№10.-С. 24-31.
31. Гусейнова Л.А. Ценностные ориентации; гендерный аспект // Социс. - 1999. - №5. - С.45-49.
32. Джексон Ф. Клубная культура/ пер. с англ. М. Леоновича, О. Турухиной/ Екатеринбург// У-Фактория. -2005- 585 с.
33. Динамика ценностей населения реформируемой России / Отв. ред. Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. - М.: Аспект-Пресс, 1996. -392с.
34. Дробинская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. Л.: Лениздат, 1983.-32 с.
35. Дюмазедье Ж. На пути к цивилизации досуга. - Монреаль, 1982.
36. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М.: Фаир-Пресс, 2002.-288с.
37.3апесоцкий А.С. Молодежная дискотека. - М.: Мысль 1988. -104 с. 38.3апесоцкий А.С. Файн А.П. Эта непонятная молодежь.... Проблемы неформальных молодежных объединений. - М.: Аспект, 1990. -224с. 39.Звоновский, В.Б., Луцева, С. Ю. (2002) Досуговые предпочтения молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. №5 (61). С. 59-66.
40. Иваненков С. П. Проблемы социализации молодежи. - Оренбург.,
Димур, 1996.-270 с.
41. Казаренко В. С. Свободное время - не просто отдых // Клуб. -1998. -№5. - С. 28-36
42. Клюско Е.М. Центр досуга: содержание и формы деятельности // Социальное проектирование в сфере культуры. Центры досуга. - М.: Мысль, 1987.
43. Кожановский А.Н. Быть испанцем.: Традиции. Самосознание.
Историческая память. М.: АСТ , - 2006. - С.11.
44. Котельникова Н.В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России: Автреф. дис. канд. социол. наук - Ставрополь, 2003. - 22с.
45. Кравчекно А.И. Социология: словарь. - М.: Логос, 1997. -240с.
46. Культура досуга /В.М. Пича, И.В. Бестужев-Лада, В.М. Димов и др. - К.: Изд-во при Киев, ун-те, 1990. -240с.
47. Кэндо. Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. 2000. - Т.П. - Вып. 1(2) - 322 с.
48. Лебедев А.С., Горбенко В.И. Формирование ценностных ориентации молодежи. - Л.: Лениздат, 1990. - 16 с.
49. Лисовский В.Т. Молодежь о времени и о себе: результаты социологического исследования // Педагогика, - 1998. -№4. - С. 14-21.
50. Лоней Д. Эти странные испанцы. М., - Эгмонт. - 1999. - 29 с.
51. Магомедов А.А. Транзитивные аспекты исследований современной семьи // Социокультурные, политические, этнические и тендерные проблемы современного российского общества. - Ставрополь, Изд-во СГУ, 2004. - 295 с.
52. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., ч. И. - М., 1969. - Т.46. - 221 с.
53. Минц Г.И. Свободное время: желаемое и действительное. —М.: Мысль, 1978.-64с.
54. Мискевич А.Б. Человек в свободное время. - Мн., Наука и техника, 1989. - 53с.
55. Молевич Е.Ф. Общая социология: курс лекций. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 328с.
56.Орлов А.С. Социология рекреации. - М.: Наука, 1995. -247с.
57. Орлов Г.П. Свободное время и личность. - Свердловск.: Изд-во Уральского ун-та, 1983. -175с.
58. Патрушев В.Д. Свободное время горожан 1986 и 1995 годах // Социс. - 1997.-№7.-С. 34-45.
59. Пименова В.Н. Свободное время в социалистическом обществе. - М.: Мысль, 1974. - 170с.
60. Резванов А.А. Досуговая активность населения: социологический анализ генерационных сдвигов; :Автореф. дис. канд. социол. наук. - Ростов-на-Дону, 2000. - 22с
61. Струмилин С.Г. проблемы экономики труда. - М.: Мысль, 1957. - 733с
62. Титова Т.А., Козлов В.Е, Фролова Е.В., Мухаметзарипов И.А., Этнология. под ред. Т.А. Титовой - Казань: Казан, ун-та, 2017 - 401 с.
63. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. - СПб.: Изд-во С. - Петр-го ун-та, 1991. - 152с.
64. Фокс К. Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения (Kate Fox „Watching the English“ The Hidden Rules of English Behaviour) - 2004- 512 с.
65. Френхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. - СПб.: Питер, 2001.-368с.
66. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. - М.: Аспект, 1999. - 720 с.
67. Шугальский С.С. Социальные практики развлечений молодежи в ночном клубе// Знание. Понимание. Умение. / МГУ -2013- С. 268-271.
68. Шугальский С.С. Развлечения молодежи в социокультурной среде мегаполиса// Социология и жизнь / МГУ -2012- С. 179-184.
69. Шульга М.М. Витальные ценности в структуре ценностных ориентации молодежи // Молодежь и общество: Материалы науч.-практ. конф. - Ставрополь.: Изд-во СГУ, 2000. - 206 с.
70. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: Наука, 1993. - 256 с.
71. J. Nevlinger. The Psychology of Leisure Time Operations. - Springfield, 1974


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ