Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития моторно-графических навыков старших дошкольников в процессе подготовки к школе 7
1.1. Развитие моторно -графических навыков как важный
компонент подготовки к школе 7
1.2. Психологические особенности старшего дошкольного возраста. ... 14
1.3. Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты и
виды подготовки к школе. 21
Выводы по первой главе 31
Глава 2.Опытно -экспериментальная работа по развитию моторно - графических навыков старших дошкольников. 33
2.1. Психолого - педагогическая диагностика определения уровня
развития моторно - графических навыков детей старшего дошкольного возраста. 33
2.2. Программа работы по развитию моторно - графических навыков
детей старшего дошкольного возраста. 42
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы. 54
Выводы по 2 главе 61
Заключение 63
Список литературы 67
Приложения
Актуальность исследования. Старший дошкольный возраст –
значимый период, как для самого ребенка, так и для родителей. Возраст 6-7
лет требует к себе большого внимания, так как это период перехода от одной
ступени развития к другой, более сложной, где начинают формироваться
новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Возраст 6-7 лет характеризуется изменением пропорций тела,
совершенствованием двигательного опыта детей, развитием координации и
равновесия, активным развитием крупных мышц и многими другими
факторами, показывающими физическую подготовленность.
Большие изменения заметны и в высшей нервной деятельности:
совершенствуются нервные процессы возбуждения и торможения, что
благотворно влияет на эмоциональные реакции, они становятся стабильнее и
уравновешеннее.
Складываются социальные представления: до старшего дошкольного
возраста ребенок действовал импульсивно и ситуативно, теперь он
придерживается поведения, обусловленного правилами и нормами, которые
привили им старшие. Часто эти знания о правилах и нормах дети применяют
при регулировании взаимоотношений со сверстниками.
Совершенствуются интеллект, память, внимание и речь.
Нормальное развитие физических и психических качеств является
предпосылкой всесторонне развитой личности, что определяет возможность
эффективного обучения в школе. В этом возрасте меняется социальная роль
развития: от «воспитанника», где ведущей деятельностью была игра, ребенок
переходит в «ученика», где ведущей деятельностью становится учебная
деятельность. На сегодняшний день, бесспорно, что готовность к школьному
обучению – многокомпонентное образование, которое требует больше4
усилий, научных психологических исследований ведущих ученых и
педагогов.
Подготовка детей к школе – задача каждого детского сада и каждой
семьи. Она многогранна, и должна охватывать все сферы жизни ребенка
Во-первых, у ребенка должна быть сформирована мотивация к учебной
деятельности.
Во-вторых, ребенок должен принимать позицию школьника: уметь
строить взаимоотношения со сверстниками, принимать учителя как носителя
информации и стараться выполнять его требования
В третьих, ребенок должен быть умственно развит, так как это залог
успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками.
Статистика показывает, что 35 – 40 % детей перешедших в первый
класс не могут овладеть школьной программой. Это свидетельствует о том,
что дети пришли в массовую школу неготовыми, то есть не достаточно
овладели всеми компонентами готовности к обучению в школе. Выяснилось,
что у большинства детей не сформировались моторно - графические навыки.
Это не удивительно, ведь письмо – это сложный навык, включающий
выполнение тонких координированных движений руки.
Проблема развития моторно - графических навыков является не только
предметом исследования педагогики и психологии, но и многих других
специальностей. Вопросам разития моторно - графических навыков
посвящены исследования и идеи таких учёных, как: Н.Г. Агаркова , М.М.
Беззруких , С.Е. Гаврина , Т.И. Гризик , О.И. Крупенчук и многих других.
Актуальность выбранной темы обусловлено тем, что недоразвитие
моторно - графических навыков может привести к большим сложностям при
обучении письму. А овладение письмом – это обязательная часть школьной
программы. И именно к 6-7 годам приходится тот благоприятный период,
когда ребёнок легко может овладеть необходимыми графическими навыками
и умениями, которые в дальнейшем будут влиять на скорость письма, на
почерк, на ручную умелость.5
В процессе изучения психолого-педагогической литературы по данной
теме, мы выявили противоречия между необходимостью развития моторно–
графических навыков и недостаточным количеством программ по развитию
необходимых графических навыков и умений в старшем дошкольном
возрасте. Данное противоречие позволило определить проблему
исследования: необходимость разработки дополнительной программы по
развития моторно-графических навыков старших дошкольников.
Выбор темы обусловлен тем, что школьная программа уже на первом
году обучения требует от детей овладения большим объёмом графической
деятельности и предъявляет требования к качеству и скорости письма.
Обучение детей по существующим программам дошкольного образования не
позволяет обеспечить достаточный уровень графической подготовки.
Поэтому возникает насущная необходимость создания дополнительной
программы по формированию графических навыков в процессе подготовки к
школе.
Цель работы – разработка и экспериментальная проверка программы
по развитию моторно–графических навыков старших дошкольников.
Объектом исследования является процесс подготовки детей старшего
дошкольного возраста к школьному обучению.
Предмет исследования – развитие моторно - графических навыков
старших дошкольников и условия их формирования.
Гипотезой исследования является предположение о том, что системная
работа с детьми старшего дошкольного возраста позволит улучшить
показатели уровня графических навыков и моторной координации, а также
совершенствование мелкой моторики, если:
–использовать комплекс разносторонних методов и приёмов для
развития моторно - графических навыков в процессе подготовки к школе;
–создать дополнительную программу по развитию мелкой моторики и
зрительно - двигательной координации, включив её в учебно-воспитательный
процесс.6
В соответствии c целью и гипотезой исследования были поставлены
следующие задачи:
1. Изучить проблему развития графо-моторных навыков как важного
компонента готовности к школе.
2. Исследовать уровень развития моторно-графических навыков в
экспериментальной и контрольной группах.
3. Разработать и апробировать психолого-педагогическую программу
по развитию моторно-графических навыков в подготовительной группе
детского сада.
4. Оценить эффективность разработанной дополнительной программы
по развитию моторно - графических навыков детей старшего дошкольного
возраста.
Практическая значимость изучения данной темы заключается в том,
что предложенная дополнительная программа по развитию графо -моторных
навыков может быть использована в практике педагогов дошкольного
образования, старшим воспитателем, родителями. Применение программы
способствует всестороннему развитию дошкольников, что позволяет
организовать целенаправленную работу по подготовке к школе детей
старшего дошкольного возраста.
База исследования: МАДОУ «Детский сад№42 комбинированного
вида» Приволжского района г.Казани.
Выборка: в эксперименте принимали участие 40 детей. 20 из которых
–контрольная группа, и 20 –экспериментальная.
Подготовка ребенка в школу – важный аспект, который требует
глубокого изучения в детской педагогике и психологии. Готовность детей к
школе – это результат огромной работы с детьми, которая осуществляется в
условиях семьи и дошкольной организации на протяжении всего
дошкольного возраста.
Важный аспект готовности – это личностная готовность. Она включает
в себя принятие новой социальной позиции школьника и выражается в
отношении ребенка к учебной деятельности, к школе в целом, педагогам и
самому себе. Личностная готовность предполагает развитие эмоциональной
сферы и познавательных интересов. К началу обучения у ребенка должна
быть сформирована эмоциональная устойчивость, которая выражается в
стабильности эмоциональных реакций и отношений к действительности.
Еще один не менее важный аспект – интеллектуальная готовность,
которая включает в себя развитие памяти, мышления, связной речи. Один из
показателей интеллектуальности – уровень развития моторно-графических
навыков.
Работая над развитием развития моторно-графических навыков.
и координации движений рук, решаются сразу две задачи:
– косвенным образом оказывается влияние на общее интеллектуальное
развитие ребёнка;
– ребенок готовится к овладению навыками письма, что в будущем
поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Проблеме развития графо-моторных навыков посвящено много статей,
научных работ. Это объясняется тем, что наблюдается большое количество
нарушений овладения письмом детей в первом классе, которые в дальнейшем
могут перерасти в стойкие дисграфии [37с.153]. Данная проблема
привлекает внимание многих специалистов: педагогов, психологов,
логопедов, нейропсихологов.64
Старший дошкольный возраст наиболее благоприятный период для
развития механизмов, отвечающих за овладение деятельностью, которая
связана с моторно-графическими навыками. Поэтому важно создавать
условия для ребёнка, которые необходимы для овладения деятельностью,
связанной с моторными и графическими навыками [38,с.86;48;53,с.23].
В заключение опытно-экспериментальной работы подведены
следующие итоги и выводы:
1.Анализ научной литературы по вопросам развития моторнографических навыков позволил определить концептуальные подходы по
данной теме, а также дал возможность наметить критериальный аппарат для
оценки уровня сформированности моторно-графических навыков.
2.Применённые методики включали в себя изучение
сформированности тонкой моторики рук ребёнка, а также обследование
графических навыков старших дошкольников (копирование, графический
диктант).
3. Ведущими показателями развития моторно-графических навыков
старших дошкольников являются:
а) удержание позы, не сильная напряжённость руки при выполнении
заданий, плавность движений;
б) не хаотичное выполнение заданий;
в) правильное выполнение заданий по словесной инструкции, узор
соответствует образцу;
г) лёгкое владение карандашом (ручкой).
4. Основными показателями несформированности моторнографических навыков являются следующие:
а) в рисовании фигуры: примитивный рисунок, на котором отсутствует
чёткое изображение, несоблюдение метрических данных;
б) при копировании: разбивка надписи на части, не сохранена строка,
каракули;65
в) при срисовывании: не учитываются размеры образца и количество
точек, могут использоваться иные формы (линии и т.д.);
г) при выполнении графических проб: выходы за пределы намеченных
линий, отрывание карандаша при выполнении, неравномерный нажим
карандашом;
д) при выполнении графического диктанта: неумение держать
карандаш, не соблюдении словесной инструкции, усиленная или слабая сила
нажима.
5. Анализ опытно - экспериментальной работы позволил выделить 3
группы детей старшего дошкольного возраста, в зависимости от
сформированности моторно-графических навыков:
I группа– дети, имеющие уровень выше среднего: на констатирующем
этапе эксперимента в экспериментальной группе это 15%, в контрольной
группе 10%. На контрольном этапе, в экспериментальной группе 40 % детей,
в контрольной группе 20% детей.
II группа–дети, имеющие средний уровень: на констатирующем этапе
эксперимента в экспериментальной группе это 50%, в контрольной группе
55%. На контрольном этапе, в экспериментальной группе 50% детей, в
контрольной группе 55% детей.
III группа–дети, имеющий уровень ниже среднего: на констатирующем
этапе эксперимента в экспериментальной группе это 35%, в контрольной
группе 30%. На контрольном этапе, в экспериментальной группе 10 % детей,
в контрольной группе 20% детей.
6. Выработаны основные направления деятельности, которые
способствуют развитию графических и моторных навыков. По нашему
мнению, работа по формированию моторно-графических навыков должна
включать в себя следующие разделы:
–пальчиковая гимнастика;
–упражнения с мелкими предметами;66
–продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация,
конструирование, штриховка);
–печатание цифр, букв по клеткам;
–обводилки и лабиринты;
–графический диктант.
Особую роль в подготовке руки к письму играют специальные
упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Они способствует
развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук,
совершенствованию координации движений, гибкости, точности в
выполнении действий.
Таким образом, в процессе работы по данной теме, нам удалось
достигнуть поставленной цели: нами была разработана и экспериментально
проверена дополнительная программа по развитию моторно-графических
навыков старших дошкольников. Для реализации цели, в процессе нашей
исследовательской деятельности мы:
–проанализировали научную литературу по выбранной теме;
–исследовали уровень развития моторно-графических навыков в
экспериментальной и контрольной группах;
–разработали и апробировали психолого-педагогическую программу по
развитию моторно-графических навыков в подготовительной группе
детского сада.
Исходя из результатов нашей исследовательской работы, гипотеза о
том, что уровень развития моторно - графических навыков зависит от
условий их формирования, подтверждается.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273–ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с
01.01.2014) // Российская газета, N 303, 31.12.2012.
2. Федеральный Государственный образовательный стандарт
дошкольного образования: утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г.,
№1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. –
Москва: 2013г
3. Агаркова, Н. Г. Основы формирования графического навыка у
младших школьников / Н. Г. Агаркова // Начальная школа. – 2009. – №
4. – с. 15–17.
4. Антонова, А. В. Развитие графических навыков у детей с общим
недоразвитием речи: методическое пособие/А.В. Антонова. — М.:
ЮВАО,2012 .
5. Аристова, Т.А. Коррекция нарушений письменной речи: Учебнометодическое пособие / Под ред. Яковлевой Н.Н. — СПб.: КАРО, 2007.
— 208 с.
6. Аристова, Т. А. Психофизиологические причины трудностей в
обучении чтению и письму и их преодоление / Т. А. Аристова //
Вопросы психологии,2012. —№ 5.
7. Ахутина, Т.В. Нарушения письма: диагностика и коррекция.
Актуальные проблемы логопедической практики / Под ред. Храковской
М.Г. — СПб.: Акционер и К., 2004. — 246 с.
8. Бабаева, Т.И. У школьного порога / Т. И. Бабаева // Дошкольное
воспитание,2006. — № 6, 22 с.
9. Бачина, О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами.
Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6 – 8
лет. Практическое пособие для педагогов и родителей. – 2–е издание.,
испр. и доп. /О.В.Бачина, Н.Ф. Коробова— М.: АРКТИ, 2007.68
10.Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи
дошкольников/А. Е. Белая, В.И.Мирясова— М.: АСТ,2011
11.Беззубцева, Г. В., Андриевская, Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим
ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и
упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у
детей 5 — 7 лет/Г.В. Беззубцева, Т.Н. Андриевская — М.: Гном и Д,
2003. — 120 с.
12.Безруких, М.М. Пишу красиво и правильно.Как помочь ребёнку
научиться закрепить навык/ под ред.С.Сапожниковой/изд.:Рама
Паблишинг,2010. –240 с
13.Безруких, М.М. Этапы формирования навыка письма/М., Просвещение,
2003. – 96с
14.Березина Ю. Ю., Савина Я. В. Формирование графических умений и
навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной
недостаточностью // Молодой ученый. — 2017. — №20. — С. 429–431.
15.Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –
СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
16.Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Дошкольная психология: Учебное пособие
для педучилищ,2 изд. /Л .А. Венгер, В. С. Мухина – М.: Академия,
2012. – 336 с.
17.Венгер, Л.А. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное
руководство/Л.А. Венгер – М.: Владос, 2005. –159 с.
18.Вихрова, И. Н. Коррекция речи и мелкой моторики через рисование
штрихом: из опыта работы: развитие в изобразительной деятельности
/И. Н. Вихрова // Дошкольная педагогика,2015. – № 2.
19.Волков, Б.С., Волкова Н.В. Как подготовить ребенка к школе.
Ситуации, упражнения, диагностика/Б. С. Волков, Н. В. Волкова – М.:
Ось–89, 2004. –192 с.
20.Выготский, Л.С. Мышление и речь./В.И. Щербакова — М.: Лабиринт,
2012. — 368 с.69
21.Выготский, Л.С. Психология/Л.С. Выготский – М.: Эксмо–Пресс,
2002.–1008 с.
22.Гаврина, С.Е. 6–7лет. Письмо. Проверяем готовность к
школе/С.Е.Гаврина– М.: Росмэн,2017
23.Гаврина, С.Е. Развиваем руки – чтоб – учиться и писать, и красиво
рисовать/ С.Е. Гаврина – Ярославль: Академия Холдинг, 2009. – 200с.
24.Гаврина, С. Е., Щербинина С. В. Умные пальчики. Развиваем мелкую
моторику. / С. Е. Гаврина, С. В. Щербинина– Спб: Питер, Изд.: АСТ,
2010.– 35с.
25.Галигузова, Л.Н., Ермолова, Т.В., Мещерякова, С.Ю., Смирнова, Е.О.
Диагностика психического развития ребенка/Л. Н. Галигузова, Т. В.
Ермолова, С.Ю. Мещерякова, Е.О. Смирнова – М.: Мозаика–Синтез,
2013. –176 с.
26.Галянт, И. Пальчиковые игры /И. Галянт//Дошкольное
воспитание,2014. – № 1.
27.Гризик, Т.И. Подготовка к обучению письму,2–е изд. / Т.И. Гризик–
М.:Просвещение, 2017.
28.Гринева, Л. Готовим руку к письму /Л.Гринева – М.:Дошкольное
воспитание, 2015. – № 6.
29.Гурьянов, Е. В. Психология обучения письму: Формирование
графических навыков письма/Е.В. Гурьянов – СПб.: Питер. – 2010. –
151с.
30.Долгова, В.И., Попова, Е.В. Инновационные психолого–
педагогические технологии в работе с дошкольниками /В.И. Долгова,
Е.В. Попова – М.: Перо, 2015. –208 с.
31.Дубровина, И.В., Андреева, А.Д., Данилова, Е.Е. Младший школьник.
Развитие познавательных способностей/И. В. Дубровина, А.Д.
Андреева, Е .Е. Данилова – М.: Владос, 2013. –148 с.
32.Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника/О. М. Дьяченко–
М.: Мозаика–Синтез, 2008. –528 с.70
33.Ерохина, Е. Л. Готовимся к школе: Книга для родителей будущих
первоклассников/Е. Л.Ерохина – М.: Олимп, 2011. –160 с.
34.Зегебарт, Г.М., Ильичева, О.С. Волшебные обводилки. Формирование
графомоторных навыков. Методическое пособие. 2–е изд.
/Г.М.Зегебарт, О.С.Ильичева – М.: Генезис, 2010. – 32 с.
35.Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графо–моторных навыков у
детей 5–7 лет: Пособие для логопеда: в 2–х ч. Ч.2: Формирование
элементарного графического навыка/О. Б. Иншакова – М.: Владос. –
2015.
36.Квач, Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у
детей 5–7 лет / Н.В. Квач. – М: Владос. – 2014.
37.Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей/А.Н.Корнев– СПб.:
Речь. – 2013.–330 с.
38.Кравцов, Г.Г., Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика обучения
дошкольников/ Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова – М.: Мозаика – Синтез,
2013. –264 с.
39.Крупенчук, О. И. Система работы по развитию мелкой моторики у
детей с речевой патологией /О. И. Крупенчук// Дошкольная
педагогика,2015. – № 6.
40.Кудашева, О. В. Коррекция психологической готовности к обучению в
школе детей старшего дошкольного возраста/О. В. Кудашева –
Научно–методический электронный журнал «Концепт», 2015. –195 с.
41.Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения /
под ред. Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2009. – 187 с.
42.Лункина, Е.Н. Подготовка детей к школе. Программа и методические
рекомендации/Е.Н.Лункина – М.: Владос, 2015. –16 с.
43.Максимова, Е.А., Рахматуллина, О.Н., Травкина, О.П., Черных, А.Н.
Готовим пальчики к письму: развивающая программа по подготовке к
школе/Е. А. Максимова, О. Н. Рахматуллина, О.П. Травкина,
А.Н.Черных – М.: Обруч,2011. – 192с.71
44.Мисаренко, Г. Т. Технология коррекции письма: развитие
графомоторных навыков/Г.Т.Мисаренко // Логопед. — 2009.–№ 2. — с.
98−104.
45.Моисеева, Л. О. подготовке руки к письму /Л.О. Моисеева //
Дошкольное воспитание,2006. – № 12.
46.Москаленко, В.В. Занятия с дошкольниками: формирование
графических навыков и временных представлений/В. В. Москаленко –
Волгоград: Учитель,2009.– 216с.
47.Мухина, В.С. Детская психология–2–е издание/В.С.Мухина – М.:
Инфра–М,2012. –272 с.
48.Нижегородцева, Н.В., Шадриков, В.Д., Психолого–педагогическая
готовность ребенка к школе/Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков – М.:
Владос, 2002. –256 с.
49.Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю.
Шведова. − 4–е изд., доп. − Москва: Азбуковник, 2000. – 940 с.
50.Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей 5–7 лет / Е. Плутаева,
П. Лосев // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 3. – С. 27–34
51.Салмина, Н.Г.Учимся думать/Н.Г.Салмина– М.: Вентана Граф,2015. –
64 с.
52.Светлова, И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений
рук/И.Светлова – М.:ЭКСМО,2013. –51 с.
53.Топоркова, И.Г.; Гаврина, С.Е. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и
красиво рисовать/И.Г. Топоркова, С.Е. Гаврина – Ярославль: Академия
развития,2007. – 123 с.