Введение 3
Раздел 1.Предпосылки гражданской войны в Таджикистане 11
Раздел 2. Начало конфликта и «горячая» фаза войны в Таджикистане (19921994 гг.) 31
Раздел 3. Процесс межтаджикского урегулирования (1994 - 1997 г.) и роль Российской Федерации в качестве посредника 53
Заключение 73
Список использованных источников и литературы
Гражданская война в Таджикистане разразилась в 1992 году и продолжалась пять лет. Она была закончена в июне 1997 года мирным договором, подписанным между двумя противоборствующими группами президента Э. Рахмонова и Объединенной Таджикской Оппозицией (ОТО) . По оценкам экспертов в ходе войны погибло не менее 100 000 человек и около 1 млн человек были вынуждены покинуть свои места в результате Гражданской войны . Несмотря на высокий уровень потерь, гражданская война в Таджикистане не привлекла внимания западных стран, которые не хотели или не могли вмешиваться в события, происходящие в сфере влияния бывшего Советского Союза, чтобы не замораживать отношения с Российской Федерацией. Это было очевидно особенно в случае Центральной Азии, которая была слишком далеко от Европы.
Не будет преувеличением отметить, что гражданская война в Таджикистане была самой кровопролитной на территории бывшего Советского Союза.
Во-первых, это была первая гражданская война, которая разразилась в бывших советских республиках. Пока чеченцы воевали против русских, армяне против азербайджанцев, осетины против грузин, таджики же сражались друг против друга. Поэтому войну назвали «Джанги Бародаркуши» таджикского народа, что означает, что это был конфликт, в котором братья убивали своих собственных братьев.
Во-вторых, потери были очень велики. Как было упомянуто выше, согласно по официальным данным, погибли 100 тысяч человек. Но по мнению источников оппозиции, эта цифра была около 300000 человек, что составляет более 5% населения Таджикистана. Помимо человеческих потерь, была серьезно разрушена экономика Таджикистана. Таджикистан - беднейшая республика бывшего Советского Союза, сильно зависела от субсидий, поступающих из Москвы. С момента распада Советского Союза, этот поток субсидий был перекрыт, что было серьезным ударом по таджикской экономике.
В-третьих, впервые на постсоветском пространстве Центральной Азии «фундаменталистам» или «ваххабитам» удалось прийти к власти в государственных структурах. Официальные СМИ стран Центральной Азии и Российской Федерации всегда старались использовать эти термины при упоминании антиправительственных религиозных групп Таджикистана.
Действительно, антиправительственные силы были преимущественно объединены под знаменем ислама и мобилизованы при поддержке религиозных деятелей. Как могла возникнуть религиозная оппозиция в стране, которая управлялась атеистическим режимом в течение семи десятилетий?
Советский режим всегда усиливал слияние советских народов друг с другом, что приводило к появлению «советских людей», освобожденных от предрассудков, религиозных догм, местных культур и национальных чувств. Если это правда, то, как такая нация может изменить свое направление в течение нескольких месяцев? Таджиков, которых считали коммунистами и атеистами, как и все остальные народы бывшего Советского Союза, стали называть «фундаменталистами» или «ваххабитами». Вскоре после того, как Таджикистан обрел независимость 9 сентября 1991 года, новое таджикское правительство столкнулось с блоком исламской демократии . Это событие потрясло бывшую советскую таджикскую номенклатуру, которая не привыкла видеть антиправительственные группировки, преимущественно мобилизованные исламскими тенденциями. Кто они были «ваххабиты» или «фундаменталисты»? Как они могли выжить в стране, где правит атеистический режим? Действительно ли они ваххабиты? История стала свидетелем вооруженных конфликтов между ханафитами и ваххабитами.
Актуальность темы исследования. Завершение 1980-х - начало 1990 - х гг. стали одним из тех поворотных событий в истории, которые резко поменяли всю международную обстановку. Изменения коснулись, в основном, СССР и Восточной Европы, в тот момент они в некоторой степени воздействовали и на другие регионы мира.
Перестройка, начавшаяся в середине 1980-х гг. в СССР, должна была содействовать идеологическому, политическому и экономическому обновлению не только СССР, но и ситуации на международной арене в целом. Однако вместо этого усилия демократизации привели к гибели социальной системы в общем, а так же и к крушению крупных мультинациональных государств.
Разрушение СССР сопутствовало усилению межнациональной напряженности. Разногласия, которые находились до того момента в скрытом положении, становились все яснее по мере того, как власть центра ослабевала, а центробежные процессы бесповоротно становились неконтролируемыми, что и привело к крушению СССР.
Степень изученности проблемы. Для раскрытия поставленных цели и задач нами были изучен определенный круг литературы, которую можно поделить на несколько видов: а) литература, освещающая историю и теоретическую основу международных и этнополитических разногласий; б) работы историков и политологов, которые посвящены вопросам истории государств Центральной Азии; в) специальную литература по гражданской войне в Таджикистане. Последнюю группу трудов можно разделить на несколько разделов. К первому разделу относятся труды, посвященные анализу причин конфликта. Ко второму - литература, посвященная описанию хода гражданской войны. К третьему - труды, анализирующие пути урегулирования конфликта, которые затрагивают несколько аспектов вопроса. К общетеоретической трудам можно отнести работы, посвященные конфликтам и вопросам их урегулирования, среди которых можно выделить учебные пособия: А.Р. Аклаева, Д.М. Антоняна, М.Д. Давитадзе, и т. д. Выпускная квалификационная работа также опирается на монографии и статьи Л.В. Дериглазовой и М.М. Лебедевой , которые анализируют главные проблемы современных конфликтов и аспекты их урегулирования. Некоторые труды посвящены изучению конфликтов на территории бывших советских республик . Исследования В.Ф. Пряхина и А.Г. Здравомыслова наиболее значительны в этом разделе, так как в них затрагиваются практически все разногласия, связанные с конфликтами на постсоветском пространстве. Ко второй группе работ относятся исследования по проблемам стран Центральной Азии.
Поскольку это был единственный случай на территории бывшего Советского Союза, гражданская война в Таджикистане привлекла внимание нескольких таджикских ученых - Саодат Олимовой , Музаффара Олимова , Азиза Ниязи.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление особенностей гражданской войны в Таджикистане и роль Российской Федерации в урегулировании конфликта.
Задачи работы в связи с этим таковы:
- выявить основные предпосылки и причины конфликта;
- рассмотреть динамику развития конфликта;
- провести анализ процесса урегулирования конфликта, заключения договора, сильные и слабые стороны выработанных соглашений и определить роль Российской Федерации.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1992 г. по 1997 г. Нижняя граница связана с началом гражданской войны, верхняя граница окончание войны. Для более углубленного раскрытия проблем, нами были затронуты аспекты более раннего периода.
Методологическая основа исторической науки и науки о международных отношениях содержит в себе различные методы, применявшиеся в работе. Среди них следует назвать сравнительно-исторический метод, давший возможность выявить общие и специфические черты предмета исследования, тенденции и качественные характеристики его развития; историко-описательный и политико-описательный методы, обеспечившие необходимую для обобщений первичную фактологическую информацию. Автором использовались специальные методы других наук, в частности, методы отбора и анализа экономической статистики.
Объектом исследования является Республика Таджикистан в период гражданской войны.
Предметом исследования являются этапы гражданской войны, включающие в себя предпосылки, начало активной фазы и завершение конфликта, а так же роль России во всех этапах гражданской войны.
Источниковая база исследования включает в себя юридические документы, документы министерства иностранных дел и других министерств Республики Таджикистана, средства массовой информации, мемуары различных современников, электронные ресурсы сети Интернет.
К первой группе документов относятся законы, принятые в Таджикской ССР в конце 1980-х - начале 1990-х гг. В основном они опубликованы в сборнике документов и материалов, сформированном В.И. Бушковым и Д.В. Микульским.
Ко второй группе источников можно отнести документы международных организаций, принявших участие в урегулировании конфликта в Таджикистане, в частности, доклады специального представителя Генерального секретаря ООН, который тщательно отслеживал ситуацию в Таджикистане, выступал в качестве посредника между сторонами конфликта, а также соседними странами . Также необходимо отметить документы, подписанные в ходе встреч глав государств СНГ, касающиеся положения дел в Таджикистане. Более того, в работе были использованы выступления и сочинения самого президента Республики Таджикистан Э. Рахмонова. Так же были использованы мемуары президента России Б. Н. Елцина .
Значительную часть использованных в диссертации документов составляют согласительные документы, подписанные в ходе межтаджикских переговоров. Переговоры на начальных этапах продвигались с трудом, но по итогам каждого из раундов издавались Совместные коммюнике межтаджикских переговоров по национальному примирению , в которых фиксировались обсуждавшиеся вопросы и, в случае успеха, достигнутые договоренности.
В работе были также проанализированы важные документы межтаджикских переговоров, которые вошли в единый пакет, составивший «Общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане».
Новизна исследовательской работы определяется ее универсализирующим характером, то есть в ней охвачен весь период конфликта: от выявления причин и предпосылок и начала активной фазы конфликта до сложного процесса переговоров и постконфликтного урегулирования. Значимым фактором является привлечение новой информации, которая появилась после прекращения военных действий.
Данная работа также важна в контексте анализа процесса межтаджикского диалога - уникального опыта проведения переговоров между враждующими сторонами, который завершился принятием и подписанием Московского соглашения, заложившего основы для примирения сторон и механизмы их дальнейшего взаимодействия, позволяет сделать вывод о полезности подобного опыта при возникновении похожих случаев.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что материалы и выводы могут быть использованы в учебной работе, при подготовке специальных курсов и написании обобщающего труда по международным отношениям в Центральной Азии.
Структура работы состоит из введения, трех разделов, заключения
Таким образом, распад СССР подорвал безопасность многих частей постсоветской территории. Новые государства, образовавшиеся на его обломках, в том числе Таджикистан, во многом были не способны защитить себя от внутренних и внешних угроз. Военно-политическая и экономическая безопасность во многом поддерживалась за счет внешней помощи.
Все это усугублялось для Таджикистана его географическим и геополитическим положением. Государство находилось на стыке нескольких крупных субрегионов с различными религиями, цивилизациями и культурами и являлось объектом пристального внимания со стороны некоторых стран мирового сообщества, центром их национальных интересов. Политическое значение Таджикистана усиливалось его одновременным членством в европейских и азиатских международных организациях. Геополитические интересы различных стран переплетались в Таджикистане по-разному и в разных местах.
Таджикистан поддерживал развивающиеся интеграционные процессы на постсоветском пространстве, особенно поддерживал тесные связи с Россией. Причинами такой поддержки являлись экономические, социальные, гуманитарные, внутренние и геополитические военные факторы в совокупности. Наиболее важными являлись:
• продолжительный внутренний конфликт и ослабленность государственности Таджикистана, что являлось угрозой для его территориальной целостности, которая побуждала его искать сильного защитника;
• Таджикистан больше, чем любое другое государство-член СНГ был заинтересован в укреплении организации, поскольку предпочитал быть частью большого многополярного образования. Поэтому государство
• Таджикистан являлся единственной страной, говорящей на персидском языке в Центрально-Азиатском регионе. Необходимость построения национального государства и страх перед тюркской этнополитической общностью обострял отношения с соседями, заставляя рассматривать Россию как мощный противовес;
• военный «зонтик» в лице России был жизненно необходим Таджикистану, поскольку он был не в состоянии охранять очень протяженную границу с воинствующим Афганистаном.
По мнению многих ученых, единственной причиной гражданской войны в Таджикистане был регионализм. Иными словами, регионализм в Таджикистане привел как к исламскому возрождению, так и к вмешательству внешних сил во внутренние дела Таджикистана.
Некоторые ученые утверждают, что гражданская война в Таджикистане началась из-за экономических трудностей и что она не была идеологической. Конечно, экономический упадок усилил конкуренцию между регионами. Но опять же экономические трудности нельзя рассматривать как единственную причину возникновения гражданской войны. В Таджикистане вооруженная борьба против согдийцев была в основном узаконена исламскими принципами и изображалась как сопротивление «атеистам». Данная выпускная квалификационная работа является анализом всех трех факторов гражданской войны в Таджикистане - влияние Ислама, регионализм и внешние факторы, - которые следует рассматривать, более или менее, как смешанные явления. Ни один из трех факторов не был основным.
Таким образом, в случае отсутствия любого одного из этих трех факторов гражданская война в Таджикистане не разразилась бы.
Следовательно, анализируя гражданскую войну в Таджикистане, нельзя игнорировать ни один из этих факторов. Отсутствие любого из них даст неполную картину Гражданской войны. Точно так же ни один из трех факторов, которые привели к гражданской войне в Таджикистане и сформировали события, произошедшие до, во время и после Гражданской войны, не приведет к гражданской войне в одиночку.
В качестве примера можно предположить, что узбеки были столь же религиозны, как и таджики. Но в Узбекистане такой войны не было, потому что ситуация была далека от таджикского случая, то есть не было общины или какого-либо образования, которые могли бы оказать поддержку узбекским оппозиционным группам.
Турция, которая часто подчеркивает культурные, языковые и исторические связи с Узбекистаном, является светским государством. Следовательно, его поддержку исламистам невозможно было представить. В отличие от Б. Раббани и А. Шаха Масуда, А. Дустум (чьи силы были жестокими ударными войсками для контролируемого советским режимом Наджибуллы) не был исламистом. Следовательно, его поддержку исламистам и демократам Узбекистана невозможно представить. Кроме того, А. Дустум не был таким могущественным, как Б. Раббани и А. Шах Масуд, в то же время Узбекистан не был так экономически слаб, как Таджикистан. Следовательно, если Б. Раббани и А. Шах Масуд могли руководить деятельностью оппозиционных сил в Таджикистане, то деятельность А. Дустума направлялась Ташкентом, а не наоборот. Это показывает, что возрождение исламистов не может быть достаточно для начала Гражданской войны в Таджикистане без поддержки внешних сил. Если бы не возрождение ислама среди таджикских мусульман со времен перестройки и гласности, гармцы не смогли бы сплотиться, чтобы мобилизоваться против своего соперника, согдийцев. В этом случае согдийцы смогли сохранить статус-кво, в котором элита по-прежнему контролировалась ими.
Накануне и во время Гражданской войны бойцы ПИВТ, большинство из которых составляли молодые гармцы, играли важную роль в вооруженных конфликтах. Это было связано с тем, что их вооруженное сопротивление правительству было узаконено исламом, который обещал «небесные награды» тем, кто был убит в конфликте. По их словам, они воевали против «атеистов», то есть «неверных».
Принимая во внимание эту реальность, можно сказать, что без легитимизации ислама оппозиционные силы не были бы мобилизованы столь успешно. Более того, если бы большинство таджикских мусульман не были религиозными, они с самого начала не поддержали бы ПИВТ.
Наконец, в случае отсутствия ислама в качестве игрока в Гражданской войне Иран и афганские мусульмане не были бы особо заинтересованы во внутренних делах Таджикистана. Таким образом, без исламизма Гражданская война не могла бы разразиться. Следовательно, нельзя игнорировать роль ислама в таджикской Гражданской войне.
Точно так же регионализм не может быть единственным фактором, который привел к всплеску гражданской войны в Таджикистане, хотя многие из проанализировавших это событие ученых пытаются показать регионализм как единственный фактор, который привел к гражданской войне и сформировал события во время и после войны. Этот аргумент игнорирует роль как ислама, так и внешних сил. Анализ гражданской войны в Таджикистане без учета ислама и внешних факторов не точен, поэтому не может дать полную картину происходящего.
Почти во всех странах Центральной Азии существуют проблемы разделения людей по месту их происхождения. В Узбекистане идет борьба за власть между Ташкентским и Самаркандским кланами. В Казахстане существует конкуренция за власть между тремя Джузами (большим, средним и малым). В Туркменистане члены племени Текке не хотят делиться властью с представителями других племен. В двух последних странах ислам не использовался в качестве мобилизующей силы недовольными группами.
Если бы он использовался таким образом, развитие событий могло бы быть иным. Поэтому при отсутствии регионализма война в Таджикистане, скорее всего, не началась бы. Если бы не было регионализма, весь таджикский народ мог бы участвовать в государственных структурах. В этом случае конкуренция была бы уже не на региональной, но на идеологической основе, таких как демократия против коммунизма, ислам против коммунизма и т. д. Поскольку не было бы накопленной ненависти между членами разных идеологий из-за доминирования только одной идеологии во времена существования Советского Союза, гражданская война, хотя она могла бы вспыхнуть, скорее всего, не оказалась бы такой кровавой. После нескольких стычек стабильность могла быть восстановлена в ближайшее время из-за отсутствия региональной поддержки на низовом уровне, которая была столь важна в гражданской войне в Таджикистане. Следовательно, после нескольких мелких стычек конфликт между идеологическими соперниками, вероятно, был бы разрешен.
Без вмешательства России и Узбекистана коалиционное правительство, созданное оппозицией и режимом Р. Набиева, могло бы взять под контроль весь Таджикистан. Эта коалиция в долгосрочной перспективе могла бы расширить структуру управления, включив в нее представителей всех региональных групп с помощью мирных методов. У коалиции был такой потенциал, потому что в нее уже входили представители различных городов: Согда, Гарма, Памира и Душанбе. Но прямое вмешательство России и Узбекистана не позволило коалиционному правительству реализовать такое представительство.
Аналогичным образом, оружие, которое афганские мусульмане поставляли таджикской оппозиции, еще более усугубило ситуацию в Таджикистане. Таким образом, если бы не было участия исламистских афганских таджиков и иранского исламского режима, будущее Таджикистана было бы иным. Если бы в Афганистане таджикские лидеры придерживались позиции А. Дустума и если бы Иран был светским государством, то религия Таджикистана была бы более похожа на религию Узбекистана. Без поддержки Ирана и афганских мусульман таджикская оппозиция, прежде всего, не смогла бы прийти к власти и не смогла бы реализовать эффективное сопротивление как на политической арене, так и на поле боя.
Таким образом, без вмешательства России, Узбекистана, Ирана и Афганистана, независимо от возрождения ислама среди таджикского народа и наличия регионализма в стране, гражданской войны не случилось бы. Действительно, в случае гражданской войны в Таджикистане отличить внутренние факторы от внешних было практически невозможно.
Таким образов, в гражданской войне в Таджикистане все три фактора, которые анализируются в этой работе, перемешались друг с другом.
Поскольку кровопролитная гражданская война в целом препятствовала политическому участию граждан Таджикистана, интерес к политическому исламу в послевоенном Таджикистане снизился. На парламентских выборах 2000 года, ПИВТ смогла получить лишь два места в нижней палате парламента. Опрос общественного мнения, проведенный Центром «Шарк» в октябре 2000 года в Душанбе и Худжанде, показал, что 98% респондентов не интересуются деятельностью таких партий, как ПИВТ. 78% респондентов также заявили, что государство и религия должны быть разделены. Хотя интерес к политическому исламу значительно снизился, роль ислама в обществе резко возрастает. Эта тенденция, в долгосрочной перспективе, может работать на благо ПИВТ, который в конечном итоге стремится создать исламское государство. Как и предусматривалось ПИВТ, в ходе этого процесса общество должно быть готово к переменам. Для продолжения своего существования ПИВТ следует пересмотреть некоторые из своих стратегий. Его сторонники на низовом уровне меняют свою ориентацию на другие исламские группировки, такие как «Хизбут Тахрир». По мнению рядовых сторонников, особенно нового поколения, ПИВТ становится слишком конформистским, тем самым, не удовлетворяя требований своих членов. Для того, чтобы вновь привлечь внимание подобных членов ПИВТ должны разработать новую тактику и методы. В противном случае безработная молодежь будет больше склоняться к экстремистским и террористическим группам.
На сегодняшний день, Таджикистан относительно стабилен. Но из-за экономического упадка, коррупции, все еще сильного регионализма, военных баронов и неадекватной международной помощи может разразиться еще одна гражданская война. Для предотвращения такого конфликта необходимо увеличить международную помощь, которая должна использоваться для экономического развития страны.
Для решения проблемы регионализма в Таджикистане правительство должно расширить участие в политической жизни, поощрять свободу печати и слова и установить верховенство права. Без этих реформ решение проблемы регионализма кажется невозможным. Это подчеркнул и лидер таджикской ПИВТ А. Нури. В одной из своих речей он предупредил о новой гражданской войне, если правительство продолжит преследовать членов старых оппозиционных групп. Те люди, за которыми следит правительство, могут присоединиться к повстанцу М. Худойбердиеву, который в 1999 году совершил нападение на Согдийскую область. Таким образом, регионализм по-прежнему остается проблемой в Таджикистане, решение которой во многом зависит от политики действующего правительства в долгосрочной перспективе.
Внешне Таджикистан по-прежнему сильно зависит от Российской Федерации. Как упоминалось выше, большая часть таджикского бюджета по- прежнему предоставляется Россией.
Влияние Узбекистана в Таджикистане уменьшилось после Гражданской войны. Однако в экономическом плане Таджикистан по- прежнему зависит от Узбекистана. Следовательно, Узбекистан по-прежнему способен формировать внутренние и внешние дела Таджикистана, в основном используя карту экономики.
Афганские таджики в связи с наступлением талибов начали налаживать хорошие контакты с Россией, таким образом, и с г. Душанбе. Поэтому после заключения мирного соглашения они отказались от поддержки одной фракции против другой в Таджикистане. Это означает, что в обозримом будущем афганские таджики не будут играть дестабилизирующую роль в Таджикистане. После заключения мирного соглашения роль Ирана в Таджикистане еще более возросла. Благодаря своей активной роли в переговорном процессе она завоевала доверие режима Э. Рахмонова и обеспечила его тесные связи с Оппозиционным блоком.
В конечном итоге, сложилось уникальное сочетание нескольких внутренних и международных факторов, каждый из которых сыграл важную роль в возникновении, развитии и прекращении таджикской Гражданской войны.
1. Абдуллов К. Путь благополучия. - Душанбе: Ирфон, 1995. -С. 10.
2. Аклаев А. Р. Этнополитическая конфликтология: анализ и менеджмент. Учеб. пособие. - М.: Дело, 2005. - 472 с. Антонян Д. М., Давитадзе М. Д. Этнорелигиозные конфликты: проблемы, решения. Учеб. пособие. - М.: Изд-во «Щит - М», 2004. - 368 с.
3. Алимов Р., Касымов Э. Таджикистан ООН: история
взаимоотношений. Новый взгляд. - М: Знание, 1995. - 88 с.
4. Ато Х., Чигирин Л. Подвиг Эмомали Рахмона. - Душанбе: ЭР- граф, 2011. - 276 с.
5. Ахмедов С. Конфликты в Таджикистане: причины и последствия.
- М.: Весь мир. - 1997. - 249 с.
6. Багдасаров С. О некоторых мифах и реальностях Таджикистана // Центральная Азия и Кавказ. - 1997. - № 3. - С. 5-8.
7. Белов Е. В. Исторический опыт переговорного процесса по урегулированию межтаджикского конфликта, 1993-1997 гг. - Душанбе: Академия наук Республики Таджикистан, 1999. - 229 с.
8. Белов Е. В. Россия и межтаджикское урегулирование. - Душанбе: Шарки Озод, 1998. - 156 с.
9. Бешимов Б. Центральная Азия: Борьба за энергоресурсы, свободу
и безопасность. [Электронный ресурс]:
https://centrasia.org/newsA.php?st=1178313960 (Дата обращения: 01.03.2019)
10. Бушков В. И., Микульский Д. В. Анатомия Гражданской Войны в Таджикистане. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1996. - 170 с.
11. Бушков В. И., Микульский Д. В. Таджикистан: что происходит в республике? // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. - 1993.
- №40. - С. 30-35.
12. Гафуров Б. Точикон (Таджики). - М.: Наука, 1987. - 371 с.
13. Грецкий С. Гражданская война в Таджикистане: причины, ход развития и перспективы мира // Центральная Азия. - 1995. - № 3. - С. 17-23.
14. Гульджонов М. Место ООН в стабилизации положения в Таджикистане. - Душанбе: ПРООН, 1997. - 341 с.
15. Дериглазова Л. В. Асимметричные конфликты: уравнение со многими неизвестными. - Томск: Издательство Томского университета, 2009. - 284 с.
16. Дериглазова Л. В. Конфликты в международных отношениях: Учебное пособие. / Под ред. А. Г. Тимошенко. - Томск: Издательство Томского университета, 2005. - 256 с.
17. Довлатов Н. Кровавый февраль 1990 года // ASIA-Plus. - 2015 - 12 февраля.
18. Дубнов А. Катастрофа в Таджикистане, о которой в России ничего не знают // Новое время. - 1993. - №4. - С. 14-19.
22. Евтушик Е. Бывший первый коммунист Таджикистана стал президентом // Журнал Коммерсантъ. — 1991. — 2 декабря. [Электронный ресурс]: https://www.kommersant.ru/doc/1681 (Дата обращения: 10.02.2019).
19. Жуков Д. А. Войны на руинах СССР. - М.: Эксмо, 2009. - С. 21.
20. Загорский A.B. Основные принципы внешней политики России в отношении стран ближнего зарубежья. - М.: ИРИ РАН, 1995. - 279 с.
21. Звягельская И. Поиски новых подходов к постсоветским конфликтам // Центральная Азия и Закавказье: интеграция и конфликты. - М: Институт востоковедения, 1995. - 304 с.
22. Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 210 с.
23. Искандаров К. Влияние Афганского кризиса на ситуацию в Таджикистане. // Центральная Азия и Кавказ. - 1997. - №13. - С.8-10.
24. Имомов Ш. З. Традиционные этико-социальные ценности таджиков. Материалы научно-практического форума «Миротворческий процесс в Таджикистане». - Душанбе,1997. - С. 55-62.
25. Каримов Р. Треугольник Узбекистан-Афганистан-Таджикистан как источник дестабилизации // Центральная Азия и Кавказ. - 1999. - № 4. - С. 44-53.
26. Кенджаев С. Табаддулоти Тодикистон (Переворот в Таджикистане). Т. 3 Душанбе и Ташкент: Фонди Кенджаев/ Нашриёти Узбекистан, 1995. - 214 с.
27. Кузьмин А. И. Таджикистан. Причины и уроки гражданской войны // Постсоветская Центральная Азия. Потери и обретения. - 1998. - № 4. - С. 215-271.
28. Кульчик Ю. Г., Румянцев С. А. Гражданские политические движения в Таджикистане. - Душанбе, 1990. - 74 с.
29. Лафизов Ф. Роль международных организаций в урегулировании внутренних вооружённых конфликтов (на примере Таджикистана). - Душанбе,1998. - 112 с.
30. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 271 с.
31. Лебедева М. М. Межэтнические конфликты на рубеже веков. // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - № 5. - С. 31 - 39.
32. Лебедев М., Хушкадамова X. Независимость, единение, согласие. - М.: ИТАР-ТАСС, 1997. - 27 с.
33. Мадамиджанова З. М. Таджикистан: некоторые вопросы
этнической истории // Современное развитие этнических групп Средней Азии и Казахстана. - М.: 1992. - С. 48-53.
34. Малашенко А. Исламское возрождение в современной России. - М.: Московский центр Карнеги, 1998. - 192 с.
35. Малышева Д. Б. Конфликты на юге СНГ и на Ближнем и
Среднем Востоке. // Мировая экономика и международные отношения. -
1995. - № 10. - С. 32 - 45. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. Ежегодный доклад, 2000. / Под редакцией
В. А. Тишкова и Е. И. Филипповой. - М.: 2001, - 414 с.
36. Матвеева А. Угроза исламизма в постсоветской Евразии // Центральная Азия и Кавказ. - 1999 - №4(5). - С. 99-100.
23. Медведев О. В стране объявлен официальный траур // Коммерсантъ - 1993. - 1 апреля [Электронный ресурс]:
https://www.kommersant.ru/doc/43735 (Дата обращения: 01.03.2019).
37. Мукомель В. И. Демографические последствия этнических и региональных конфликтов в СНГ // СОЦИС. - 1999. - №6. - С. 66-71.
38. Назриев Д., Сатторов И. Республика Таджикистан: история независимости год 1992-й. Т.2. - Душанбе, 2003. - 603 с.
39. Назриев Д., Саттаров И. Республика Таджикистан: история независимости (хроника событий). Год 1993-й. - Душанбе: Ирфон, 2006. - 199 с.
40. Насриддинов Х. Таркиш. (Взрыв) - Душанбе: Афсона, 1995. - С.160.
41. Ниязи А. Возрождение ислама в Таджикистане: традиции и политика // Центральная Азия и Кавказ. - 1999. - № 6. - С. 58.-63.
42. Ниязи А. От системного кризиса к устойчивому развитию // Центральная Азия и Кавказ. - 1997. - № 9. - С. 17-21.
43. Ниязи А. Таджикистан: региональные аспекты конфликта.
[Электронный ресурс]: http:/niayzi.htm (дата обращения: 05.02.2019)
44. Олимова С. К. Межтаджикский конфликт: путь к миру, М.: Институт этнологии и антропологии РАН - Информационно-Аналитический Центр «Шарк», 1998 - 144 с.
45. Олимова С. К. Общество и конфликт в Таджикистане // Восток. - 1998 - №5 - С.35-36.
46. Олимова С. К. Политический Ислам и конфликт в Таджикистане.
// Центральная Азия и Кавказ. - 1999. - № 4. - С. 3-24.
47. Олимова С. К. Таджикистан-Россия: от «развода» к интеграции // Центральная Азия и Кавказ. - 2000. - № 9. - С. 12-19.
48. Олимов М., Олимова С. К. Худжанд: между Ферганой и Таджикистаном// Вестник Евразии. - 1998. - 1-2. - С. 194-211.
49. Поляков С. Политический кризис в Таджикистане // Россия и мусульманский мир. - 1992. - № 5. - С. 44.
50. Пряхин В. Ф. Региональные конфликты на постсоветском пространстве (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Таджикистан). - М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2002. - 344 с.
51. Сайфуллозода Х. Г од девяносто третий // Наджот. - 1992. - №6. - С.2.
52. Сальникова Ю. Население митинги митингом вышибает // Коммерсантъ. - 1992. - № 8. [Электронный ресурс]:
https://www.kommersant.ru/doc/4555 (Дата обращения: 10.02.2019)
53. Серов В. Стабилизация обстановки в Таджикистане отвечает интересам России // Центральна Азия и Кавказ. - 1997. - № 10. - С. 15-19.
54. Тоштемиров М., Саидов 3. Дорогой мира и согласия. - Душанбе: Шарки Озод,1997. - 85 с.
55. Усмонов И.К. Роль международных организаций в развитии мирного процесса в Таджикистане. - Душанбе: ПРОООН, 1997. - 15 с.
56. Хайдаров Г., Иномов М. Таджикистан: Трагедия и боль народа. - Санкт-Петербург: ЛИНКО. - 1993. - 169 с.
57. Хайдаров Р.Д. Место Таджикистана в геополитическом пространстве Центральной Азии в постконфликтный период. - Душанбе: ПРОООН, 1997. - 12 с.
58. Хоффман А. Значение Афгнистана для Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. - 1999. - № 5. - С.10-16.
59. Салими А. Сад рангу сад сол: Тодикистон дар карни бистум (Сотни цветов, сотни лет: Таджикистан в 20 веке) - Прага: П.С.Имприматур, 2002 - С. 240.
60. Сангакзода Г. Сангак Сафаров: Пешвои фронти халкиро чахор соат мекуштанд. (Сангак Сафаров: убийство лидера Народного Фронта в течении 4 часов) // Азиа-плюс. - 2005. - 15 мая. - С. 4.
61. Hierman B. What use was the election to us? Clientelism and political trust amongst ethnic Uzbeks in Kyrgyzstan and Tajikistan // Nationalities Papers. -
2010. - No.2. - P. 36-40.
62. Horowitz D. The Deadly Ethnic Riot. - University of California Press,
2002. - 97 p.
63. Iraj B. Beginnings to AD 2000: A Comprehensive Chronology of Central Asia, Afghanistan, and Iran. - Minneapolis: University of Minnesota, 2001. - 255 p.
1. Доклад Генерального Секретаря ООН о положении в
Таджикистане, 16 августа 1993 г. [Электронный ресурс] URL: http://daccess- dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N93/453/73/IMG/N9345373.pdf?OpenElement (дата обращения: 09.02.2019).
2. Доклад Генерального Секретаря ООН о положении в
Таджикистане, 14 ноября 1993 г. [Электронный ресурс] URL: http://daccess- ddsny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N93/633/81/PDF/N9363381.pdf?OpenElement (дата обращения: 09.02.2019).
3. Ельцин Б.Н. Записки президента: Размышления, воспоминания, впечатления. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2008. — 375 с.
4. Завершенные операции ООН по поддержанию мира.
[Электронный ресурс]:
https://www.un.org/ru/peacekeeping/missions/past/unmot.html (Дата обращения: 21.03.2019) .
5. Закон Таджикской ССР «О языке». - Раздел 2. Документы и материалы. [Электронный ресурс]: http://medialaw.asia/book/export/html/261 (Дата обращения 12.02.2019).
6. Интервью А. Тураджонзоды. Мы не усматриваем экспансионизма
в планах талибов // Центральная Азия и Кавказ - 1997 - № 7. [Электронный ресурс]: https: //www.ca-c.org/journal/07-1997/st_14_turadj .shtml (Дата
обращения: 21.03.2019).
7. Обращение Лидера нации по случаю подписания общего соглашения о мире и согласии в Таджикистане от 27.06.1997. [Электронный ресурс] URL: http://president.tj/ru/node/1100. (Дата обращения: 10.02.2019)
8. Общее соглашение об установлении мира и национального
согласия в Таджикистане. [Электронный ресурс]: https://documents-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N97/183/33/PDF/N9718333.pdf?OpenElement (Дата обращения: 23.03.2019)
9. Протокол о гарантиях осуществления Соглашения об
установлении мира и национального согласия в Таджикистане, Тегеран, 28 мая 1997 года. [Электронный ресурс]: https://documents-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N97/141/30/PDF/N9714130.pdf?OpenElement (Дата обращения: 22.03.2019).
10. Протокол об основных принципах установления мира и
национального согласия в Таджикистане, 17 августа 1995 г. [Электронный ресурс] URL: http://daccess-
ddsny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N95/245/72/PDF/N9524572.pdf?OpenElement (дата обращения: 09.02.2019).
11. Протокол об основных функциях и полномочиях Комиссии по национальному примирению (23 декабря 1996 года). [Электронный ресурс]: https://documents-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N96/377/42/PDF/N9637742.pdf?OpenElement (Дата обращения: 22.03.2019).
12. Протокол о Совместной комиссии по осуществлению
Соглашения о временном прекращении огня и других враждебных действий на таджикско-афганской границе и внутри страны, Исламабад, 1 ноября 1994 года. [Электронный ресурс]: https://documents-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N94/433/70/PDF/N9443370.pdf?OpenElement (Дата обращения: 22.03.2019)
13. Протокол по политическим вопросам, Бишкек, 18 мая 1997 г.
[Электронный ресурс] URL: http://daccess-
ddsny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N97/132/49/PDF/N9713249.pdf?OpenElement (дата обращения: 09.02.2019).
14. Рахмонов Э. Чехрахри мондагор. - Д.: Эр-граф, 2016. - 364 с.
15. Резолюция 968 от 1994 г. [Электронный ресурс]:
https://documents-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N94/504/82/PDF/N9450482.pdf?OpenElement (Дата обращения: 22.03.2019).
16. Решение о сроке пребывания, составе и задачах Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан. [Электронный ресурс] URL: http://daccess-
ddsny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N94/194/82/PDF/N9419482.pdf?OpenElement (дата обращения: 09.02.2019).
17. Совместное коммюнике по итогам третьего раунда
межтаджикских переговоров по национальному примирению 31 октября 1994 г. [Электронный ресурс] URL: http://daccess-
ddsny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N94/433/70/PDF/N9443370.pdf?OpenElement (дата обращения: 09.02.2019).
18. Соглашение о прекращении огня и других враждебных действий на таджикско-афганской границе и внутри страны на период переговоров, Тегеран, 17 сентября 1994 года. [Электронный ресурс]: https://daccess- ods.un.org/TMP/3697152.13775635.html (Дата обращения: 22.03.2019)
19. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о правовом статусе воинских формирований Вооруженных сил Российской Федерации, находящихся на территории Республики Таджикистан. [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/1900438 (Дата обращения: 21.03.2019).
20. Учредительный договор о создании Фонда помощи Республике Таджикистан, Москва, 15 апреля 1994 г. [Электронный ресурс] URL: http://daccess-
ddsny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N94/194/82/PDF/N9419482.pdf?OpenElement (дата обращения: 09.02.2019).
21. Учреждение миссии СБСЕ в Таджикистан. [Электронный
ресурс]: https://www.osce.org/mc/22238 (Дата обращения: 21.03.2019).