Управление развитием сферы строительства жилищного фонда в Казани: сравнительный анализ с городами-миллионниками России
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты управления развитием сферы строительства города 9
1.1. Жилищный фонд города-миллионника как сложная социально-экономическая система и объект управления 9
1.2. Основные направления развития жилищного фонда городов-
миллионников 19
1.3. Тенденции развития сферы строительства городов-
миллионников 33
2. Практические аспекты управления развитием сферы строительства
жилищного фонда в городах-миллионниках России 44
2.1. Анализ показателей развития сферы строительства жилищного фонда в
городах-миллионниках России 44
2.2. Оценка финансирования сферы строительства жилищного фонда в
городах-миллионниках России 53
2.3. Сравнительный анализ управления развитием сферы строительства
жилищного фонда городов-миллионников 60
3. Предложения по развитию сферы строительства городов-
миллионников 69
3.1. Муниципально-частное партнерство как эффективная форма развития
строительства жилищного фонда в городах-миллионниках 69
3.2. Модель оптимизации структуры жилищного фонда города-
миллионника 85
3.3. Предложения по развитию системы финансирования сферы
строительства жилищного фонда города-миллионника 90
Заключение 97
Список использованной литературы
1. Теоретические аспекты управления развитием сферы строительства города 9
1.1. Жилищный фонд города-миллионника как сложная социально-экономическая система и объект управления 9
1.2. Основные направления развития жилищного фонда городов-
миллионников 19
1.3. Тенденции развития сферы строительства городов-
миллионников 33
2. Практические аспекты управления развитием сферы строительства
жилищного фонда в городах-миллионниках России 44
2.1. Анализ показателей развития сферы строительства жилищного фонда в
городах-миллионниках России 44
2.2. Оценка финансирования сферы строительства жилищного фонда в
городах-миллионниках России 53
2.3. Сравнительный анализ управления развитием сферы строительства
жилищного фонда городов-миллионников 60
3. Предложения по развитию сферы строительства городов-
миллионников 69
3.1. Муниципально-частное партнерство как эффективная форма развития
строительства жилищного фонда в городах-миллионниках 69
3.2. Модель оптимизации структуры жилищного фонда города-
миллионника 85
3.3. Предложения по развитию системы финансирования сферы
строительства жилищного фонда города-миллионника 90
Заключение 97
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Жилищный фонд - это один из значимых составляющих комплекса систем и мероприятий, обеспечивающий жизнедеятельность населения страны, фактор, который является причиной многих социально-экономических процессов, которые оказывают воздействие на устойчивое и стабильное государственное развитие. В настоящее время положение российского жилищного фонда обуславливается спецификой его исторического развития, определяется выраженным делением процессов. К тому же можно выделить как общие трудности усовершенствования жилищного фонда, так и те, которые отражают особенности.
Специфика отражена и в особенностях работы жилищных фондов городов с населением более 1 млн. человек. Но города-миллионники это сложные социально-экономические системы, динамично развивающиеся и интенсивно растущие. Во всем мире устойчивый рост и урбанизация крупных городов ведёт к негативным явлениям - экологическим, экономическим и социальным, привлекающие внимание многих политиков, учёных, а также жителей данных городов. К тому же в большинстве городов-миллионников существуют аналогичные проблемы. Специалисты, выделяют следующие:
- дифференциация городского населения по социальному статусу этническим признакам, размеру дохода и пр., что ведёт к вероятности повышения социальной напряжённости;
- постоянное (в большинстве случаев - миграционное) увеличение населения, приводящее к тому, что особую роль играют вопросы снабжения населения объектами социальной инфраструктуры: в обстановке роста числа жителей требуется действовать так, чтобы не допустить и предупредить дефицит основных социальных услуг, как здравоохранение и образование;
- неблагоприятная экологическая обстановка, которая связана с большой концентрацией производственных выбросов от предприятий, которые обслуживают город, автомобильных выбросов из-за увеличения их
числа;
- увеличение количества энергопотребления и потребления других ресурсов.
Эффективное управление совершенствованием жилищного фонда в общем зависит от отдельных структурных компонентов - сфер жилищного фонда. К ним относятся: строительство, финансирование, обслуживание,
контроль и учет. При этом, важнейшей сферой, без сомнений, является сфера строительства.
Результативное регулирование совершенствованием сектора строительства жилищного фонда (в том числе его формирование и эксплуатация) будет стабильному экономическому и социальному развитию городов-миллионников страны. Чтобы осуществить данные цели требуется создать определённый инструмент, учитывающий территориальную специфику. Одновременно он должен быть ориентирован на общие цели развития страны. Шаги муниципального управления (в данной ситуации в городах-миллионниках) подчинены общим принципам. Они осуществляются с применением моделей и научно аргументированных способов на пользу населения страны. В руководстве развитием жилищного фонда в нашей стране на данный момент не обеспечивается методическое и концептуальное единство в регионах и городах-миллионниках, а научная правомерность принимаемых решений нуждается в усовершенствовании.
Изученность темы исследования. Руководство жилищным фондом это основа устойчивого развития административно-территориальных единиц, что, в результате, помогает повысить конкурентоспособность экономики, а также повысить ее инвестиционную привлекательность.
Фундаментом для совершенствованием жилищного фонда, развития помогли труды зарубежных и отечественных учёных по экономической части, в том числе Андрианов В.Д., Голдсмит Р.У, Глущенко О. И., Зельднер А.Г., Новашина Т.С., Николайчук О.А., Осадчая Т.Г., Орлова Н.В., Панченко П.Н., Сильвестров С.Н., Сидоров М.Н., Сухарева О.С., Смит С., Трофимова Н.В. Образованию инструментов управления жилищным фондом как основы повышения уровня жизни людей региона посвящены труды Гузиковой Л.А., Глазунова С.Н., Естафьева А.И., Ларионовой Ю.В., Ларионова А.Н., Стерника Г.М., Стерника С.Г., Черканшева Н.Ю., Хачатуряна С.Р., и др.
Научные издания по тематическому направлению в изучаемой сфере можно сгруппировать условно таким образом:
- над исследованием жилищного фонда РФ и проблемами его воспроизводства трудились следующие учёные как С.Ю.Авдеева, НЛ. Аврамчикова, О.М. Акунина, В.Д. Андрианов, А.А. Апальков, Е.В.Балабенко, Р.В. Бабун, М.С. Бессонов, Е.В. Бунавцова, Э.Я.Бубес, О. В. Веденеева, М.М. Воробьева, Л. В. Еайкова, И.Ф.,Еареев, Н.А.Еейт, С.Н.Елазунов, Р. Еолдсмит, Е.А.Добросердова, 3. Н.Долаева, В.В. Дубинин, A. И.Евстафьев, В.А. Заренков, А.Е. Зельднер, Р. И. Капелюшников, Ю.А. Корчагин, И.О. Краснова, Ю.А. Медведева, О.А. Николайчук, Т.Новашина, B. Я Орлов, А.Ю. Панибратов, А.О. Перетрухни, Е.Т.Попов, Р.С. Пушкаш, А.И. Романова, М. А.,Сажина, И.Р. Салагор, В.С. Самошин, Р.И.Сарваров, О.А. Стукалова, С.Б. Сиваева, Е.Смирнова, Е.М.,Стерник, Е. Е. Чибриков, И.Э.Файзуллин, С.Р. Хачатрян, К.Л. Шарлыгина, К.А. Шрейбер, М.Н. Юденко.
- исследования государственной жилищной политики, эффективного функционирования жилищной сферы и жилищного строительства описаны в трудах Н. В. Васильевой, А. Е. Аганбегяна,В.И. Левашова, А.А. Паньковского, О.П. Санжиной и др.;
- труды по планированию, организации и управлению муниципальной совокупностью строительства и инвестиций, разного вида картами вливаний денег были таких ученых как Г.Г. Безбожный, А.О. Березин, М.С. Бессонов, В.В. Бредихин, В. В. Бузырев, С.К.Викторов, Л. В. Еайкова, И.Ф. Еареев, С.А.Девятов, Т. В. Дмитриенко, И.С.Кремнев, К.А. Ступка и др.
- ресурсному запасу, качеству ресурсов в системе строительного комплекса, инвестиционному финансированию, методическим и теоретическим сторонам жилищного сектора посвящены труды зарубежных учёных П. Ф. Друкера, М. Кастельса, X. Ламперта и российских ученых П.Е. Грабового, Л.С. Белоусовой, Е.Е. Ермолаева, Т.А. Шиндиной, Е.В. Шатровой и др.
Но вопросы оценки положения жилищного фонда как фундамента руководства экономическим и социальным развитием городов-миллионников до сих изучены плохо. К тому же необходимо ясно понимать в крупных городах, где население более одного миллиона человек, специфику руководства жилищным фондом. Необходимо сравнить особенности управления жилищным фондом городов - миллионников как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости.
Целью исследования является разработка управленческих решений по развитию сферы строительства жилищного фонда городов - миллионников.
Поставленная цель требует постановки и решения следующих задач:
- рассмотреть жилищный фонд города-миллионника как сложную социально-экономическую систему и объект управления ;
- представить основные направления развития жилищного фонда городов-миллионников;
- выявить тенденции развития сферы строительства городов- миллионников;
- провести анализ показателей развития сферы строительства жилищного фонда в городах-миллионниках России ;
- оценить систему финансирования сферы строительства жилищного фонда в городах-миллионниках России;
- провести сравнительный анализ управления развитием сферы строительства жилищного фонда городов-миллионников;
- определить муниципально-частное партнерство как эффективную форму развития строительства жилищного фонда в городах-миллионниках ;
- предложить модель оптимизации структуры жилищного фонда города-миллионника;
- разработать предложения по развитию системы финансирования сферы строительства жилищного фонда города-миллионника.
Объект исследования - организационно-экономические отношения, которые складываются в ходе руководства жилищным фондом.
Предмет исследования - сфера строительства жилищного фонда в городах-миллионниках (кроме городов федерального значения) и система органов управления, которые отвечают за ее функционирование и развитие.
Теоретическая и методическая база исследования - это основные положения общей теории систем, теории экономических измерений, теории устойчивого развития, концепций и теорий развития, также итоги прикладных и фундаментальных исследований по вопросам оценки жилищного фонда, стабильного развития территорий зарубежных и отечественных экспертов. Методика исследования включает статистический анализ. В работе использован сравнительный анализ, невзвешенная оценка, метод скользящей средней, прогноз по методу наименьших квадратов, экспертный метод.
Информационная база исследования - данные статистической информации территориальных органов Росстата, Федеральной службы государственной статистики, материалы Всероссийской переписи населения 2010 года, аналитические материалы Управления жилищно-коммунального хозяйства городов, статсборники; ежегодники; тематические ведомственные справочники, которые содержат реальные материалы по РФ и её субъектам, включая материалы региональных и федеральных целевых программ; монографические исследование зарубежных и отечественных учёных.
Научная новизна работы. На основании сравнения статистических показателей сферы строительства жилищного фонда семи городов- миллионников составлены рейтинги, представленные данные могут иметь существенные значения для дальнейших исследований управления развитием сферы строительства жилищного фонда городов-миллионников.
На основе данной работы написана статья: «Развитие сферы жилищного строительства в городах-миллионниках». Статья прошла апробацию на конференции: «Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России», опубликована в сборнике данной конференции. Также написана статья: «Сравнительный анализ управления развитием сферы строительства жилищного фонда городов-миллионников», статья принята к публикации в номер 6-1 (21) 2018 года электронного научного журнала «Вестник современных исследований».
Структура, содержание и объем выпускной квалификационной работы определены задачами и целями анализа. Работа включает введение, три главы, заключение, список использованных источников литературы.
Специфика отражена и в особенностях работы жилищных фондов городов с населением более 1 млн. человек. Но города-миллионники это сложные социально-экономические системы, динамично развивающиеся и интенсивно растущие. Во всем мире устойчивый рост и урбанизация крупных городов ведёт к негативным явлениям - экологическим, экономическим и социальным, привлекающие внимание многих политиков, учёных, а также жителей данных городов. К тому же в большинстве городов-миллионников существуют аналогичные проблемы. Специалисты, выделяют следующие:
- дифференциация городского населения по социальному статусу этническим признакам, размеру дохода и пр., что ведёт к вероятности повышения социальной напряжённости;
- постоянное (в большинстве случаев - миграционное) увеличение населения, приводящее к тому, что особую роль играют вопросы снабжения населения объектами социальной инфраструктуры: в обстановке роста числа жителей требуется действовать так, чтобы не допустить и предупредить дефицит основных социальных услуг, как здравоохранение и образование;
- неблагоприятная экологическая обстановка, которая связана с большой концентрацией производственных выбросов от предприятий, которые обслуживают город, автомобильных выбросов из-за увеличения их
числа;
- увеличение количества энергопотребления и потребления других ресурсов.
Эффективное управление совершенствованием жилищного фонда в общем зависит от отдельных структурных компонентов - сфер жилищного фонда. К ним относятся: строительство, финансирование, обслуживание,
контроль и учет. При этом, важнейшей сферой, без сомнений, является сфера строительства.
Результативное регулирование совершенствованием сектора строительства жилищного фонда (в том числе его формирование и эксплуатация) будет стабильному экономическому и социальному развитию городов-миллионников страны. Чтобы осуществить данные цели требуется создать определённый инструмент, учитывающий территориальную специфику. Одновременно он должен быть ориентирован на общие цели развития страны. Шаги муниципального управления (в данной ситуации в городах-миллионниках) подчинены общим принципам. Они осуществляются с применением моделей и научно аргументированных способов на пользу населения страны. В руководстве развитием жилищного фонда в нашей стране на данный момент не обеспечивается методическое и концептуальное единство в регионах и городах-миллионниках, а научная правомерность принимаемых решений нуждается в усовершенствовании.
Изученность темы исследования. Руководство жилищным фондом это основа устойчивого развития административно-территориальных единиц, что, в результате, помогает повысить конкурентоспособность экономики, а также повысить ее инвестиционную привлекательность.
Фундаментом для совершенствованием жилищного фонда, развития помогли труды зарубежных и отечественных учёных по экономической части, в том числе Андрианов В.Д., Голдсмит Р.У, Глущенко О. И., Зельднер А.Г., Новашина Т.С., Николайчук О.А., Осадчая Т.Г., Орлова Н.В., Панченко П.Н., Сильвестров С.Н., Сидоров М.Н., Сухарева О.С., Смит С., Трофимова Н.В. Образованию инструментов управления жилищным фондом как основы повышения уровня жизни людей региона посвящены труды Гузиковой Л.А., Глазунова С.Н., Естафьева А.И., Ларионовой Ю.В., Ларионова А.Н., Стерника Г.М., Стерника С.Г., Черканшева Н.Ю., Хачатуряна С.Р., и др.
Научные издания по тематическому направлению в изучаемой сфере можно сгруппировать условно таким образом:
- над исследованием жилищного фонда РФ и проблемами его воспроизводства трудились следующие учёные как С.Ю.Авдеева, НЛ. Аврамчикова, О.М. Акунина, В.Д. Андрианов, А.А. Апальков, Е.В.Балабенко, Р.В. Бабун, М.С. Бессонов, Е.В. Бунавцова, Э.Я.Бубес, О. В. Веденеева, М.М. Воробьева, Л. В. Еайкова, И.Ф.,Еареев, Н.А.Еейт, С.Н.Елазунов, Р. Еолдсмит, Е.А.Добросердова, 3. Н.Долаева, В.В. Дубинин, A. И.Евстафьев, В.А. Заренков, А.Е. Зельднер, Р. И. Капелюшников, Ю.А. Корчагин, И.О. Краснова, Ю.А. Медведева, О.А. Николайчук, Т.Новашина, B. Я Орлов, А.Ю. Панибратов, А.О. Перетрухни, Е.Т.Попов, Р.С. Пушкаш, А.И. Романова, М. А.,Сажина, И.Р. Салагор, В.С. Самошин, Р.И.Сарваров, О.А. Стукалова, С.Б. Сиваева, Е.Смирнова, Е.М.,Стерник, Е. Е. Чибриков, И.Э.Файзуллин, С.Р. Хачатрян, К.Л. Шарлыгина, К.А. Шрейбер, М.Н. Юденко.
- исследования государственной жилищной политики, эффективного функционирования жилищной сферы и жилищного строительства описаны в трудах Н. В. Васильевой, А. Е. Аганбегяна,В.И. Левашова, А.А. Паньковского, О.П. Санжиной и др.;
- труды по планированию, организации и управлению муниципальной совокупностью строительства и инвестиций, разного вида картами вливаний денег были таких ученых как Г.Г. Безбожный, А.О. Березин, М.С. Бессонов, В.В. Бредихин, В. В. Бузырев, С.К.Викторов, Л. В. Еайкова, И.Ф. Еареев, С.А.Девятов, Т. В. Дмитриенко, И.С.Кремнев, К.А. Ступка и др.
- ресурсному запасу, качеству ресурсов в системе строительного комплекса, инвестиционному финансированию, методическим и теоретическим сторонам жилищного сектора посвящены труды зарубежных учёных П. Ф. Друкера, М. Кастельса, X. Ламперта и российских ученых П.Е. Грабового, Л.С. Белоусовой, Е.Е. Ермолаева, Т.А. Шиндиной, Е.В. Шатровой и др.
Но вопросы оценки положения жилищного фонда как фундамента руководства экономическим и социальным развитием городов-миллионников до сих изучены плохо. К тому же необходимо ясно понимать в крупных городах, где население более одного миллиона человек, специфику руководства жилищным фондом. Необходимо сравнить особенности управления жилищным фондом городов - миллионников как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости.
Целью исследования является разработка управленческих решений по развитию сферы строительства жилищного фонда городов - миллионников.
Поставленная цель требует постановки и решения следующих задач:
- рассмотреть жилищный фонд города-миллионника как сложную социально-экономическую систему и объект управления ;
- представить основные направления развития жилищного фонда городов-миллионников;
- выявить тенденции развития сферы строительства городов- миллионников;
- провести анализ показателей развития сферы строительства жилищного фонда в городах-миллионниках России ;
- оценить систему финансирования сферы строительства жилищного фонда в городах-миллионниках России;
- провести сравнительный анализ управления развитием сферы строительства жилищного фонда городов-миллионников;
- определить муниципально-частное партнерство как эффективную форму развития строительства жилищного фонда в городах-миллионниках ;
- предложить модель оптимизации структуры жилищного фонда города-миллионника;
- разработать предложения по развитию системы финансирования сферы строительства жилищного фонда города-миллионника.
Объект исследования - организационно-экономические отношения, которые складываются в ходе руководства жилищным фондом.
Предмет исследования - сфера строительства жилищного фонда в городах-миллионниках (кроме городов федерального значения) и система органов управления, которые отвечают за ее функционирование и развитие.
Теоретическая и методическая база исследования - это основные положения общей теории систем, теории экономических измерений, теории устойчивого развития, концепций и теорий развития, также итоги прикладных и фундаментальных исследований по вопросам оценки жилищного фонда, стабильного развития территорий зарубежных и отечественных экспертов. Методика исследования включает статистический анализ. В работе использован сравнительный анализ, невзвешенная оценка, метод скользящей средней, прогноз по методу наименьших квадратов, экспертный метод.
Информационная база исследования - данные статистической информации территориальных органов Росстата, Федеральной службы государственной статистики, материалы Всероссийской переписи населения 2010 года, аналитические материалы Управления жилищно-коммунального хозяйства городов, статсборники; ежегодники; тематические ведомственные справочники, которые содержат реальные материалы по РФ и её субъектам, включая материалы региональных и федеральных целевых программ; монографические исследование зарубежных и отечественных учёных.
Научная новизна работы. На основании сравнения статистических показателей сферы строительства жилищного фонда семи городов- миллионников составлены рейтинги, представленные данные могут иметь существенные значения для дальнейших исследований управления развитием сферы строительства жилищного фонда городов-миллионников.
На основе данной работы написана статья: «Развитие сферы жилищного строительства в городах-миллионниках». Статья прошла апробацию на конференции: «Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России», опубликована в сборнике данной конференции. Также написана статья: «Сравнительный анализ управления развитием сферы строительства жилищного фонда городов-миллионников», статья принята к публикации в номер 6-1 (21) 2018 года электронного научного журнала «Вестник современных исследований».
Структура, содержание и объем выпускной квалификационной работы определены задачами и целями анализа. Работа включает введение, три главы, заключение, список использованных источников литературы.
Целью исследования была разработка управленческих решений по развитию сферы строительства жилищного фонда городов - миллионников.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Среди рассматриваемых городов-миллионников наибольшие темпы ввода жилья наблюдаются в Новосибирске и Екатеринбурге - лидерах по численности населения и по темпам ее роста. По площади жилых помещений, приходящейся на 1 жителя города, лидирует Самара и Челябинск, а по числу семей, нуждающихся и улучшивших жилищные условия - город Казань. Ограниченное число бюджетных и внебюджетных ресурсов, направляемых в жилищную сферу и дающих стабильное развитие рынка доступной жилищной недвижимости, является основной проблемой снабжения населения страны доступным и высококачественным жильем. Повышение доступности жилья — приоритетная задача государства.
Государственное финансирование является самым распространенным способом финансирования жилищного строительства в РФ. Стоит отметить, что на сегодняшний день государство достаточно активно содействует приобретению жилья различным категориям граждан. За последние годы появляются новые программы социальной поддержки, активно развивается ипотека с государственной поддержкой, стимулируется строительство жилья эконом класса. Ориентирование на формирование способов приобретения доступного жилья, главное направление нынешней государственной жилищной политики. К таким способам относятся: субсидирование расходов граждан на приобретение жилья или обслуживание ипотек путем предоставления квартир, государственные жилищные сертификаты, долевое строительство и др. Финансовая ситуация в РФ складывается таким образом, что подавляющее большинство граждан не могут воспользоваться ипотечным кредитом для покупки жилья, так как стоимость жилья и ставки по кредитам очень высоки. Приоритетным направлением государственной политики в сфере жилищного строительства должны стать совершенствование механизмов кредитования, позволяющие стимулировать граждан на приобретение и строительство жилья.
Рассмотрев проблемы, влияющие на повышение доступности жилья в городах-миллионниках, можно отметить, что Новосибирск, Екатеринбург и Самара среди других рассмотренных городов-миллионников выходит на новый уровень в развитии жилищного строительства, о чем говорят объемы вводы жилья. Однако доступность жилья серьезно влияет на многие показатели, начиная с демографических показателей, завершая желанием жить в своей стране. Ведь с ростом предложения жилья должен расти и спрос. А спрос, в свою очередь, для населения зависит от ряда многочисленных факторов: доходы, стоимость жилья, уверенность в платежеспособности, стабильность в трудовой деятельности. Стало быть, для повышения доступности жилья в городах-миллионниках и снижения остроты жилищной проблемы следует не только больше строить жилья (в том числе эконом класса), но и уменьшать социальное расслоение населения, развивать региональную инфраструктуру, развивать жилищное кредитование первичного рынка, а также помимо потребительских ценностей формировать в обществе социальные и нравственные ценности.
Реализация сформулированных концептуальных основ, а именно использование муниципально-частного партнерства в качестве инструмента для привлечения частного капитала в сферу жилищного строительства, и разработка эффективных местных и отраслевых программ модернизации и развития жилого фонда, а также реализация основополагающих принципов развития жилищного строительства посредством использования форм муниципально-частного партнерства будет способствовать активному развитию сферы жилищного строительства в городах-миллионниках.
Анализируя существующие механизмы на рынке жилья, можно сделать вывод, что практически все они нацелены на поддержку и стимулирование спроса и потенциальных покупателей, но, на наш взгляд, не менее важно стимулировать предложение на первичном рынке жилой недвижимости. Стимулирование стабильного предложения может привести к стабильному спросу. Одним из предложений в данном направлении может стать кредитование и субсидирование не покупателей жилой недвижимости, а строительных организаций, осуществляющих возведение жилья экономкласса. В этом случае собственный капитал строительной организации и заемные средства банка образуют инвестиционную основу для эффективного строительства жилья. Предложенный механизм субсидирования застройщиков, позволит привлечь дополнительные инвестиции в жилищное строительство, увеличить объемы вводимого жилья и повысить его доступность для населения.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Среди рассматриваемых городов-миллионников наибольшие темпы ввода жилья наблюдаются в Новосибирске и Екатеринбурге - лидерах по численности населения и по темпам ее роста. По площади жилых помещений, приходящейся на 1 жителя города, лидирует Самара и Челябинск, а по числу семей, нуждающихся и улучшивших жилищные условия - город Казань. Ограниченное число бюджетных и внебюджетных ресурсов, направляемых в жилищную сферу и дающих стабильное развитие рынка доступной жилищной недвижимости, является основной проблемой снабжения населения страны доступным и высококачественным жильем. Повышение доступности жилья — приоритетная задача государства.
Государственное финансирование является самым распространенным способом финансирования жилищного строительства в РФ. Стоит отметить, что на сегодняшний день государство достаточно активно содействует приобретению жилья различным категориям граждан. За последние годы появляются новые программы социальной поддержки, активно развивается ипотека с государственной поддержкой, стимулируется строительство жилья эконом класса. Ориентирование на формирование способов приобретения доступного жилья, главное направление нынешней государственной жилищной политики. К таким способам относятся: субсидирование расходов граждан на приобретение жилья или обслуживание ипотек путем предоставления квартир, государственные жилищные сертификаты, долевое строительство и др. Финансовая ситуация в РФ складывается таким образом, что подавляющее большинство граждан не могут воспользоваться ипотечным кредитом для покупки жилья, так как стоимость жилья и ставки по кредитам очень высоки. Приоритетным направлением государственной политики в сфере жилищного строительства должны стать совершенствование механизмов кредитования, позволяющие стимулировать граждан на приобретение и строительство жилья.
Рассмотрев проблемы, влияющие на повышение доступности жилья в городах-миллионниках, можно отметить, что Новосибирск, Екатеринбург и Самара среди других рассмотренных городов-миллионников выходит на новый уровень в развитии жилищного строительства, о чем говорят объемы вводы жилья. Однако доступность жилья серьезно влияет на многие показатели, начиная с демографических показателей, завершая желанием жить в своей стране. Ведь с ростом предложения жилья должен расти и спрос. А спрос, в свою очередь, для населения зависит от ряда многочисленных факторов: доходы, стоимость жилья, уверенность в платежеспособности, стабильность в трудовой деятельности. Стало быть, для повышения доступности жилья в городах-миллионниках и снижения остроты жилищной проблемы следует не только больше строить жилья (в том числе эконом класса), но и уменьшать социальное расслоение населения, развивать региональную инфраструктуру, развивать жилищное кредитование первичного рынка, а также помимо потребительских ценностей формировать в обществе социальные и нравственные ценности.
Реализация сформулированных концептуальных основ, а именно использование муниципально-частного партнерства в качестве инструмента для привлечения частного капитала в сферу жилищного строительства, и разработка эффективных местных и отраслевых программ модернизации и развития жилого фонда, а также реализация основополагающих принципов развития жилищного строительства посредством использования форм муниципально-частного партнерства будет способствовать активному развитию сферы жилищного строительства в городах-миллионниках.
Анализируя существующие механизмы на рынке жилья, можно сделать вывод, что практически все они нацелены на поддержку и стимулирование спроса и потенциальных покупателей, но, на наш взгляд, не менее важно стимулировать предложение на первичном рынке жилой недвижимости. Стимулирование стабильного предложения может привести к стабильному спросу. Одним из предложений в данном направлении может стать кредитование и субсидирование не покупателей жилой недвижимости, а строительных организаций, осуществляющих возведение жилья экономкласса. В этом случае собственный капитал строительной организации и заемные средства банка образуют инвестиционную основу для эффективного строительства жилья. Предложенный механизм субсидирования застройщиков, позволит привлечь дополнительные инвестиции в жилищное строительство, увеличить объемы вводимого жилья и повысить его доступность для населения.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА ГОРОДА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - РЕАЛИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВОМ И РЕКОНСТРУКЦИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ПРОЖИВАНИЯ В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - АНАЛИЗ РЫНКА ЖИЛОЙ НЕДВИЖИМОСТИ В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИНСТРУМЕНТЫ И
МЕХАНИЗМЫ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ ГОРОДОВ-УЧАСТНИКОВ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ 2018 ГОДА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКОЙ В ГОРОДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018



