ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ 8
1.1 Понятие и основные подходы к изучению сущности городской агломерации 8
1.2. Типология и критерии выделения городских агломераций 16
1.3. Модели управления агломерациями в зарубежной практике 23
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ НА
МАТЕРИАЛАХ КАЗАНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ 31
2.1. Оценка динамики социально-экономического развития Казанской
городской агломерации 31
2.2. Сравнительный анализ развития городских агломераций Республики
Татарстан 45
2.3. Анализ эффективности управления Казанской городской агломерацией 56
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ
ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ НА МАТЕРИАЛАХ КАЗАНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ 67
3.1. Направления совершенствования управления городскими агломерациями 67
3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления Казанской
городской агломерацией 78
3.3. Перспективы развития Казанской городской агломерации 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 102
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования обусловлена следующим. Эволюция развития городских территорий на современном этапе выражается в усилении процессов концентрации демографических, экономических и иных ресурсов вокруг крупных городов. С одной стороны, агломерации становятся «точками роста», оказывающими эффект на развитие территорий региона. С другой стороны, агломерационные процессы усиливают диспропорции социально-экономического развития территорий региона, что определяет необходимость сглаживания отрицательных эффектов от локальной концентрации ресурсов.
Существуют различные подходы к пониманию сущности агломераций, которые рассматриваются, в основном, как системы расселения или как формы размещения производительных сил без привязки к административно-территориальному устройству (городские агломерации, агломерации населенных пунктов, агломерации поселений), что не позволяет организовать управленческие процессы в них.
Это обуславливает необходимость комплексного решения задач управления развитием городских агломераций, начиная с определения их границ и структурного состава и заканчивая разработкой организационного механизма управления их развитием.
Разработкой теоретических положений по развитию агломерационных процессов занимались классики региональной науки (А. Вебер, В. Кристаллер, А. Леш, А. Маршалл, И. Тюнен), а также современные западные (У. Айзард, П. Кругман, М. Фуджита и др.) и отечественные ученые (Е.Г. Анимица, А.Г. Вишневский, В.Ю. Власова, Б.М. Гринчель, Н.В. Зубаревич, Г.М. Лаппо, В.Н. Лексин, П.М. Полян и др.).
Организационные аспекты управления развитием агломераций, рассматриваются в работах Ю.М. Алпатова, С.С. Артоболевского, Р.В. Бабуна, М.А. Винокурова, И.В. Волчковой, В.Л. Глазычева, А.Ю. Даванкова, П.И. Дубровина, М.В. Зинченко, М.А. Михайловой, Л.Г. Рагозиной, А.С. Серебренниковой, А.А. Угрюмовой и др.
Указанные авторы внесли весомый вклад в разработку рассматриваемых проблем, однако методология создания институциональных условий, обеспечивающих управленческие процессы в агломерации, а также формирования организационных основ управления ими отстает от требований современной практики.
Вышеизложенное обусловило выбор объекта, предмета, а также постановку цели и задач исследования.
Объектом исследования являются городские агломерации России (в частности, Казанская городская агломерация).
Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения в сфере управления развитием городских агломераций.
Целью исследования является уточнение теоретико-методологических положений и разработка организационного механизма управления развитием городских агломераций на материалах Казанской городской агломерации. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и основные подходы к изучению сущности городской агломерации;
- уточнить типологию и критерии выделения городских агломераций;
- определить модели управления агломерациями в зарубежной практике;
- провести оценку динамики развития Казанской городской агломерации;
- провести сравнительный анализ управления городскими агломерациями регионов России;
- оценить эффективность управления Казанской городской агломерации;
- определить пути совершенствования управления развитием городских агломераций на материалах Казанской городской агломерации.
Теоретической и методологической основами исследования являются классические и неоклассические теории регионального роста (теории размещения, полюсов роста, городских концентраций, агломераций), фундаментальные и прикладные труды отечественных и зарубежных ученых в области региональной экономики, управления социально-экономическим развитием территорий.
Исследование основано на методологии системного подхода, общенаучных методах познания, статистических методах (сбор, обобщение, систематизация данных, ретроспективный анализ, группировка и классификация). Информационную базу исследования составили:
- нормативные правовые акты федеральных, региональных и муниципальных органов власти;
- материалы с официальных сайтов законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, а также городского округа город Казань и других муниципальных образований РФ;
- статистические данные Федеральной службы государственной статистики России и ее территориального органа по Республике Татарстан, в том числе сведения Базы данных муниципальных образований;
- законодательные и нормативные правовые акты, размещенные в справочно-правовых базах «Консультант Плюс», «Гарант».
Научная новизна состоит в разработке и научном обосновании методических подходов и инструментария для решения проблем социально-экономического развития региона на основе регулирования процессов формирования системы агломераций:
- проведен сравнительный анализ трех агломераций Республики Татарстан по социально-экономическому развитию и выявлены Зоны опережающего развития агломерационного пояса Казани;
- сформирована модель функционально-территориальной структуры агломерационного пояса города Казани;
- предложен организационный механизм управления развитием межмуниципальной агломерации;
- определен оптимальный подход к формированию Казанской городской агломерации, что позволит обеспечить эффективную агломерационную политику с равномерным распределением центров и сателлитов агломерации.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в обобщении и расширении теоретике-методологических положений и разработке методических подходов к управлению формированием и развитием агломерации, которые могут быть использованы:
- региональными органами законодательной и исполнительной власти - в качестве научно-методической основы пространственной локализации городских агломераций и идентификации их как объектов управления;
- органами местного самоуправления при формировании нормативных основ и методического инструментария обеспечения системы управления агломераций.
Личный вклад автора заключается в расширении теоретических представлений о развитии межмуниципальных агломераций, развитии методики их идентификации как объектов территориального управления, а также в разработке организационного механизма управления развитием агломераций, проведении аналитических расчетов, сборе и анализе исходных данных, подготовке публикаций по выполненной работе.
Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя 9 параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы цель и задачи работы, определены объект и предмет исследования, обозначена научная новизна, значимость полученных результатов.
В первой главе обобщены и систематизированы теоретические подходы к пониманию сущности категории «городская агломерация» и ее места в системе территориальных социально-экономических систем. Выявлена типология агломераций, изучен зарубежный опыт управления агломерациями.
Во второй главе проведен анализ механизма управления развитием городских агломераций.
В третьей главе проведена апробация предложенных методических положений по управлению развитием агломераций в регионе на примере города Казани.
В заключении изложены основные выводы и предложения, сформулированные по результатам исследования.
В приложениях содержатся графические и табличные материалы, отражающие и дополняющие работу.
На основании проведенного анализа теоретической базы формирования агломераций, было резюмировано следующее.
Анализ различных подходов к выделению сущности агломерации, позволил прийти к выводу об отсутствии единого теоретико-методологического подхода к пониманию агломерации, связанного с тем, что сущность агломерации является комплексной (можно рассматривать как систему расселения, систему производства, концентрацию экономической активности, социально-функциональное пространство и т.д.) и определение ее основывается на цели и области исследования каждого ученого.
Также установлено, что отсутствует официально утвержденный подход к пониманию категории «агломерация» и не ведется учет агломераций органами статистики. Все экспертные оценки состава и численности агломераций, в том числе отечественных исследователей, региональных и местных властей и других источников, являются авторскими и имеют в своей основе различное понимание сущности агломерации.
Агломерация представляет интерес с точки зрения регионального управления, то есть с позиций возможности регулирования органами государственной власти региона процессов ее формирования и развития.
Автором установлено, что рассматривать сущность агломерации как объекта регионального управления можно с трех аспектов как формы: организации экономической системы региона (совокупность экономических агентов и ресурсов на определенной территории); организации территории и расселения в рамках административно-территориального устройства (группа городов и прилегающих территорий); территориальной организации региона в условиях осуществления местного самоуправления (совокупность муниципальных образований).
Анализ существующих моделей управления агломерациями позволяет в дальнейшем выбрать необходимую форму организации системы управления межмуниципальной агломерации для конкретного территориального образования в условиях действующего правового поля и сложившейся системы административно-правового и муниципального деления в регионе, а также возможных форм межмуниципального взаимодействия.
Проведенный анализ управления развитием городских агломераций позволил прийти к следующим выводам.
1) В Республике Татарстан (согласно Закону Республики Татарстан № 40- ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года») выделяются три агломерации: Казанская, Камская и Альметьевская. Казанская агломерация является самой крупной в Республике Татарстан по численности населения и включает в себя Казань, Зеленодольск, а также Атнинский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Зеленодольский, Лаишевский и Пестречинский муниципальные районы.
Был составлен рейтинг социально-экономического положения входящих в агломерацию территорий; выяснено, что на первом месте все эти годы держалась Казань, Лаишевский район занимал 4 место в 2015 году и понизил позиции до 5 места в 2017 году, Верхнеуслонский район занимал 6 строчку рейтинга в 2015 году и снизил позиции до 8 места в 2017 году; не изменилась позиция в рейтинге Зеленодольского района (20-е место среди всех районов РТ), на последних местах Атнинский район, и в 2017 году его позиция понизилась до 37 места. Более подробно были изучены параметры социальноэкономического положения Казани, так как наибольшее количество населения из территории агломерации проживает именно в ней и она является самым значимым городом агломерации. Основные экономические показатели Казани за последние десять лет характеризуются положительной динамикой.
2) Сравнительный анализ развития городских агломераций Республики Татарстан показал, что согласно Стратегии социально-экономического развития Татарстана до 2030 года, Казанская, Камская и Альметьевская агломерации признаны лидерами территориального развития. Лидерство установлено по численности населения (на первом месте Казанская агломерация с население в 1501930 тыс. человек, на втором - Камская с населением в 951924 тыс. человек и на третьем - Альметьевская с населением 459866 тыс. человек). Агломерации различаются также национальным составом, типом (моноцентрическая или полицентрическая), структурой экономики и развитостью отдельных отраслей. Сравнительный анализ по параметру покупательской способности населения указывает на лидерство Казанской агломерации, как и по инвестициям в основной капитал, уровню налоговых и неналоговых доходов; по уровню безработицы лидировала Камская агломерация, по количеству отгруженных товаров собственного производства - Альметьевская агломерация.
3) Сравнительный анализ позволил обозначить проблемы каждой из агломераций: так, проблемами Казанской агломерации являются диспропорция пространственного развития, изношенность инженерной инфраструктуры; в Камской агломерации проблемой является моноспециализация городов, неблагополучная экологическая обстановка, нехватка свободных земель и т.д.; в Альметьевской агломерации наблюдаются проблемы низкой пропускной способности автодорог, неравномерность в распределении объектов досуга и культуры и иные проблемы. В связи с выявленными проблемами необходимо уточнить, эффективен ли процесс управления агломерациями.
Общими трудностями развития агломераций являются экономические проблемы, в том числе связанные с формированием удобной городской, транспортной инфраструктуры; проблемы муниципального управления (в части межмуниципального сотрудничества); экологические проблемы в частности загрязнения атмосферного воздуха выбросами, ликвидация естественных зон (освоение межпоселенческих земель), социальные вопросы (высокое социальное неравенство в центрах агломераций, низкие доходы населения и
ДР-)-
4) Оценка эффективности управления городскими агломерациями показала, что в результате проведенного анализа развития пригородного пояса, городской периферии и использования центральной городской территории могут быть выделены перспективные зоны развития и точки роста, определена их категорийность.
На основе выделения зон опережающего развития агломерационного пояса Казанской агломерации можно сделать вывод о приоритетном территориальном социально-экономическом развитии муниципальных районов вдоль р. Волга (Зеленодольский и Лаишевский), что предполагает активное развитие водных видов транспорта, в первую очередь пассажирского (речные пассажирские суда, яхты, личные виды транспорта) и обустройство прибрежных территорий.
В третьей главе обоснована необходимость разработки и предложена система комплексного обеспечения системы управления межмуниципальной агломерации, включающая организационное (органы управления и система их взаимодействия), функциональное (роли и функции органов управления), ресурсное, а также нормативное (документационное) обеспечение.
На основе анализа зарубежных и отечественных подходов к формированию системы управления агломерацией, а также российской управленческой практики автором предлагается договорная модель формирования органов управления развитием межмуниципальной агломерации на основе использования инструментов межмуниципального сотрудничества. Модель основана на элементах прямого управления (в рамках своих компетенций) муниципальными образованиями, и подразумевает внедрение механизмов межмуниципального сотрудничества в реализации различных инфраструктурных проектов на территории агломерации.
Разработан алгоритм управления развитием межмуниципальной агломерации, состоящий из трех базовых этапов. В рамках аналитического этапа на основе предложенных в исследовании показателей оценки уровня развития межмуниципальной агломерации определяются проблемы развития отдельных ее территорий; на стратегическом этапе проводится определение стратегического выбора развития агломерации и его документационное оформление; на проектном этапе осуществляется разработка и реализация агломерационных проектов.
На основе анализа практики управления развитием городских агломераций выявлен перечень критериев, совокупность которых позволяет определить оптимальные направления и условия формирования агломерации, включая ограничения поясного расширения агломерации, уровень дифференциации денежных доходов населения, уровень дифференциации промышленного производства, уровень развития сферы услуг в зоне влияния городской агломерации, наличие и количество сателлитов, возможность их формирования.
На основе проведенного анализа определены приоритетные типы и направления формирования базовых агломераций Республики Татарстан, в соответствии с которыми для Казанской пятипоясной агломерации оптимальным направлением формирования является тип «параллельный город», для Камской пятипоясной агломерации оптимальным направлением формирования агломерации является тип «секторальное развитие», для двухпоясной Альметьевской агломерации оптимальным направлением агломерации является тип «поясное зонирование».
Направления преобразований Казанской городской агломерации будут включать в себя следующие направления преобразований: формирование устойчивого структурообразующего транспортного каркаса агломерации, включающего развитие скоростных связей, строительство нового автодорожного и железнодорожного обходов города Казани, а также строительство стратегического моста через реку Волгу в районе д. Гребени (строительство моста через реку Волгу южнее города Казани будет способствовать развитию Лаишевского района; Верхнеуслонский муниципальный район, расположенный на правом берегу Волги, активно включится в агломерационные процессы; важным условием освоения этой территории является сохранение ее экосистемы - применение «зеленых» технологий, использование мало- и среднеэтажной жилой застройки, развитие рекреационных и досуговых функций); развитие и модернизация инженерной инфраструктуры; упорядочение хозяйственной деятельности в пригородных зонах; редевеломент промышленных зон; сохранение и обустройство приречных территорий Волги и малых рек, формирование рекреационных зон; редевелопмент территорий поселений-спутников Казани.
Для совершенствования социально-экономической стратегии и развития Казанской агломерации в части транспортного развития нами был предложен проект создания наземного метро связывающего железнодорожную станцию «Казань-2» и жилищный комплекс «Салават Купере» с перспективой его дальнейшего строительства до города Зеленодольск. Главной целью нашего проекта является обеспечение быстрым и доступным общественным транспортом ЖК «Салават Купере» и близлежащих районов города Казани.
Нами была рассчитана примерная общая сметная стоимость проекта по ценам 2018 года. Сметная стоимость работ составит около 7 230,9 млн.рублей. Было предложено два варианта строительства наземного метро: 1-ый вариант «Северный» - пролегающий через ТЭЦевскую улицу - п. Осиново - окраина п. Залесный с расстоянием 14,3 км; 2-ой вариант «Южный» - пролегающий вдоль железнодорожного полотна - озерная система Лебяжье - окраина п. Залесный с расстоянием 14,2 км.
Также нами был сделан SWOT-анализ проекта, в котором приведены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы проекта. Нами также были выявлены риски, причины их появления, последствия их появления при строительстве наземного метро. Была рассчитана мера риска и на ее основе построена матрица «Вероятность/воздействие». На основе матрицы сделано ранжирование рисков и представлены способы реагирования на каждый риск.
Учитывая то, что проект имеет больше социальную направленность, а не экономическую, нами был проведен расчет социально-экономической эффективности. Касательно социальной эффективности следует отметить, что реализация данного проекта обеспечит транспортную доступность между ЖК «Салават Купере» и «Казань-2» до 2023 года, разгрузив Горьковское шоссе. Жители ЖК «Салават Купере» и часть населения Казани, близко живущие к будущему наземному метро, получат возможность пользоваться быстрым и доступным транспортом, что в результате увеличит транспортную мобильность населения.
1. О городах и других населенных пунктах в новом тысячелетии
[Электронный ресурс]: декларация ООН; принята резолюцией S-25/2
специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 9 июня 2001 г. - П.21. - Режим доступа: http://law7.ru/base69/part4/d69ru4247.htm. Дата обращения: 05.02.2018.
2. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. -07.09.1998. - №36. - Ст. 4466.
3. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 (принята всеобщим голосованием) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 2014. - №31. - Ст. 4398.
4. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (ред. От 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 03.01.2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 16.
5. О зонах территориального развития в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2011 года №392-Ф3 (ред. От 28.12.2013) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 05.12.2011. -№ 49 (ч. 5). - Ст. 7070.
6. Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от
6.10.2003 г. № 131 (ред. от 03.07.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 06.10.2003. - №40. - Ст. 3822.
7. О стратегическом планировании в Российской Федерации : Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ (ред. От 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 30.06.2014. - 26 (часть I). - Ст. 3378.
8. Об особенностях создания территорий опережающего социально
экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов): Постановление
Правительства Российской Федерации от 22.06.2015 г. № 614 // Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 06.07.2015. -№ 27. - Ст. 4063.
9. Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития: Постановление Правительства Российской Федерации от 10.04.2013 № 326 // Собрание законодательства РФ. - 22.04.2013. - № 16. - Ст. 1955.
10. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года: Закон Республики Татарстан от 17.06.2015 г. № 40-ЗРТ (принят Государственным Советом Республики Татарстан 10.06.2015) // Республика Татарстан. -№ 83. - 18.06.2015.
11. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований ОК 033-2013: Приказ Росстандарта от 14.06.2013 г. № 159-ст (с учетом Изменений 1/2013 - 192/2016) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Книги, монографии
12. Анимица, Е.Г. Градоведение / Е.Г. Анимица, Н.Ю. Власова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Еос. Окон. Ун-та, 2016. - 309 с.
13. Лаппо, Е.М. Рассказы о городах / Е.М. Лаппо. - М.: Мысль, 2010. -
192 с.
14. Любовный, В.Я. Зарубежные городские агломерации: тенденции развития и опыт управления / В.Я. Любовный, О.С. Пчелинцев. - М., 2015. - 212 с.
15. Мясникова, Т.А. Основы градоведения: учебно-методический
комплекс / Т.А. Мясникова. - Краснодар: КубЕУ, 2017. - 274 с.
16. Перцик, Е.Н. Ееография городов (Ееоурбанистика) / Е.Н. Перцик. - М.: Высшая школа, 2016. - 282 с.
17. Перцик, Е.Н. Города мира: география мировой урбанизации / Е.Н. Перцик. - М.: Международные отношения, 2014. - 89 с.
18. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. 5-е изд., перераб. И доп. - М.: ИНФРА-М, 2017.-495 с.
19. Стратегические направления социально-экономического развития муниципальных образований: опыт Республики Татарстан / Н. Г. Багаутдинова, И. С. Глебова, М. В. Панасюк, И. В. Юсупова. - Казань : Изд-во Казан. Ун-та, 2017. - С. 115-119.
20. Хуснутдинова С.Р. Урбанизированные территории Республики Татарстан: монография. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2016. 122 с.
21. Энциклопедический словарь конституционного права. - М: Изд-во «Норма», 2017. - 688 с.
Печатная периодика
22. Атаева, А.Г. Анализ влияния внутрирегиональных агломерационных процессов на финансовое развитие муниципальных образований / А.Г. Атаева, А.Г. Уляева, Г.Х. Япаров // Фундаментальные исследования. -2014. -№ 8-2. - С. 365-371.
23. Атаева, А.Г. Исследование факторов формирования и развития городских агломераций как направления усиления межтерриториального взаимодействия в регионе / А.Г. Атаева, А.Г. Уляева // Экономика и предпринимательство. -2015. -№ 12-1 (65-1). - С. 369-373.
24. Бабун, Р.В. Агломерация городов как объект управления / Р.В. Бабун // Регион: экономика и социология. - 2017. - № 2. - С. 239-252.
25. Бурак П.И., Ростанец В.Г. Стратегическое планирование экономического развития городских агломераций в Российской Федерации: методические и организационные проблемы. - Вестник РАЕН. - 2017. - Т. 17. - №3. - С. 108-112.
26. Власова, Н.Ю. Городские агломерации: история, современность, стратегические ориентиры/ Н.Ю. Власова, И.А. Антипин // Известия УрГЭУ. - 2010. -№3 (29). - С. 106-112.
27. Волчкова, И.В. Методические аспекты индикативного анализа состояния и развития агломераций / И.В. Волчкова // Экономические науки. -
2014. -№1(110).-С. 73-77.
28. Волчкова, И.В. Модели управления агломерациями: международный опыт и российская практика / И.В. Волчкова, Н.Н. Минаев// Экономика и управление. - №11(108). - 2013 - С.53.
29. Волчкова, И.В. Теория и практика управления развитием агломераций: монография / И.В. Волчкова, Н.Н. Минаев. - Томск: Изд-во Том. Гос. Архит.-строит. Ун-та, 2014. - 234 с.
30. Галиуллина Г.Ф. Проектирование территорий опережающего
социально-экономического развития на основе институционально-
синергетического подхода // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2018. №2. С. 73-84.
31. Галиуллина Г.Ф., Кузнецов Б.Л., Шарамко М.М. Территория
опережающего социально-экономического развития в моногороде:
необходимые условия реализации// В сборнике: Российские регионы в фокусе перемен Сборник докладов XI Международной конференции. В 2-х томах. 2016. С. 137-149.
32. Даванков, А.Ю. Город как сфера социально-экономической деятельности / А.Ю. Даванков, Т.А. Верещагина / Управление сбалансированным развитием территориальных систем: вопросы теории и практики / Ред. Кол.: Академик А.И. Татаркин (руководитель), д.э.н., проф. А.Ю. Даванков, д.э.н., доц. Г.Н. Пряхин, д.э.н., проф. В.В. Седов, к.э.н., проф. А.Ю. Шумаков. - Челябинск: ЧелГУ, 2016. -295 с. - С. 104-118.
33. Дворядкина Е.Б., Кайбичева Е.И., Еончарова Н.И. Управление пространственным развитием региона: опыт, наследие и задачи на будущее// Вестник АЕТУ. Сер: Экономика. 2017. №4. С.60-67.
34. Дейнега Е.А. Перспективные направления совершенствования управления городскими агломерациями // Актуальные проблемы и перспективы развития государственного и муниципального управления сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 105107.
35. Дембич А.А., Закирова Ю.А., Латыпова М.С. Казань - ресурсы и перспективы полицентричного развития // Известия КГАСУ. 2017. №3(41). С. 57-64.
36. Захарченко, Р.Л. Пол Кругман: нобелевский лауреат, теоретик международной торговли и экономической географии / П.Л. Захарченко // Экономический журнал ВШЭ,-2014. -№1. - С. 130-137.
37. Кирсанова В.А. Агломерирование как эффективный инструмент стратегического управления территориями // Стратегирование пространственного развития территорий России в новых экономических реалиях материалы международной научно-практической конференции к 50- летию Липецкого филиала Финуниверситета. - 2016. - С. 132-136.
38. Козлова, О. А. Агломерационный фактор в контексте территориального развития регионов Дальнего Востока / О.А. Козлова, А.Е. Шеломенцев, Т.В. Терентьева, М.Н. Макарова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 10. - С. 89-93.
39. Колясников, В.А. Развитие понятия «городская агломерация» / В.А Колясников // Академический вестник УралНИИПроект РААСН. - 2015. - №2. -С. 10-15.
40. Константинов, О.А. О классификации городов в экономической географии / О.А. Константинов // Вопросы географии. - 2010. - Т. 4Е - 324 с.
4Е Лаппо, Е.М. Еорода на пути в будущее / Е.М. Лаппо. - М.: Мысль,2014. -236 с.
42. Михуринская, Е.А. Теоретические подходы к исследованию проблем урбанизации территорий / Е.А. Михуринская, Р.А. Мартиросова // Економический форум. - 2014. - № 2. - С. 157-163.
43. Мюрдаль, Е. Современные проблемы «третьего мира». Драма Азии / Е. Мюрдаль / пер. с англ.; общ. Ред. Д.э.н., проф. Р.А. Ульяновского. - М.: Изд-во «Прогресс», 2012. - 767 с.
44. Наймарк, Н.И. Динамическая типология городских агломераций СССР / Н.И. Наймарк, И.Н. Заславский // Проблемы изучения городских агломераций. -М., 1988. -203 с.
45. Падилья-Сороса, Л.Ю. Межмуниципальное сотрудничество - перспективы развития / Л.Ю. Падилья-Сороса // Фонд «Институт экономики города». -2018. - С. 125-131.
46. Паршуто Е.В., Еалямов Ю.Ю. Управление агломерационным развитием: преимущества и возможности // Экономика строительства. - 2016. - № 1 (37). - С. 54-59.
47. Пилясов, А.Н. Новая экономическая география (НЭЕ) и ее потенциал для изучения размещения производительных сил России / А.Н. Пилясов // Региональные исследования. Научный журнал. - 2014. - № 1 (31). - С.3-31.
48. Попов, Д.А. Межмуниципальное сотрудничество: Опыт зарубежных стран и перспективы развития РФ / Д.А. Повов // Экономика право управление. -2018. -№8. - С. 17-21.
49. Попов, Р.А. Проблемы управления городскими агломерациями в современной России / Р.А. Попов, А.С. Пузанов // Еородской альманах. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2016. - Вып. 4.-312 с.
50. Рагозина, М.Е. Межмуниципальное сотрудничество в России: перспективы развития с учетом адаптации зарубежного опыта к возможностям российского законодательства / М.Е. Рагозина // Вопросы межмуниципального хозяйственного сотрудничества. -М., 2017. - С. 87-106.
51. Татаркин, А.И. Рыночная модель управления пространственным развитием Российской Федерации / А.И. Татаркин // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2017. -№ 1. - С. 55-75.
52. Тетенькина О.Л. К вопросу управления городскими агломерациями // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2016. - № 45. - С. 62-66.
53. Уляева, А.Г. Анализ влияния агломерационных процессов на
трансформацию экономического пространства регионов / А.Г. Уляева // Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России: Материалы VIII Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием. В 2-х частях. - Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2016. -316 с.-С. 29-36.
54. Хуснутдинова С.Р. Полицентрия города и агломерация (на примере Казани) // Россия и ее регионы в полимасштабных интеграционно- дезинтеграционных процессах: мат. Межд. Науч. Конф. В рамках VIII ежегод. Науч. Ассамблеи Ассоциации российских географов-обществоведов. Пермь, 2017. С. 445-449.
55. Швецов А.И. Городская агломерация - организационная форма преобразования пространства в РФ. - Федерализм. - 2017. - № 2 (86). - С. 47-60.
56. Шмидт, А. В. Формирование городских агломераций как необходимое условие повышения эффективности социально-экономического развития региона / А.В. Шмидт, Т.А. Худякова // Архитектура, градостроительство и дизайн. - 2015. №- 4(4). - С. 16-23.
Электронные ресурсы
57. Агафонов, Н.Т. О некоторых ошибочных концепциях в урбанистике
/ Н.Т. Агафонов, С.Б. Лавров, Б.С. Хорев // Известия ВГО. - 2013. - №6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://demoscope.ni/weeklY/2013/0551/arxiv01.plip# FNR 1.
58. Агломерации России - население и динамика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sevabashirov.livejoumal.com/150501.html. Дата обращения: 01.10.2018.
59. База данных муниципальных образований [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/. Дата обращения: 10.10.2018.
60. Генеральные планы городов и поселений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://itpgrad.ru/node/124. Дата обращения: 24.09.2018.
61. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. - Режим доступа: https://www.fedstat.rn/. Дата обращения: 05.09.2018.
62. Концепция развития Московской агломерации [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://mka.mos.ru/project/kontseptsiya/. Дата
обращения: 01.05.2018.
63. Лаппо, Е.М. Агломерации России в XXI веке. [Электронный ресурс] / Е.М. Лаппо, П.М. Полян, Т.В. Селиванова - Режим доступа: www.frrio.ru/uploads files/Lappo.pdf.
64. Методические рекомендации по организационным схемам
управления городскими агломерациями [Электронный ресурс] : приложение №4 к протоколу заседания Межведомственной рабочей группы от 19 мая 2016 г. № 82-АЦ. - Режим доступа:
http://economv.gov.ru/minec/activitv/sections/planning/wg/82.
65. Методические рекомендации по организационным схемам
управления городскими агломерациями [Электронный ресурс] : приложение №4 к протоколу заседания Межведомственной рабочей группы от 19 мая 2016 г. № 82-АЦ. - Режим доступа:
http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/planning/wg/82. Дата обращения:
01.09.2018.
66. Основные социально-экономические показатели Республики
Татарстан. - Режим доступа:
http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/ni/statistics/ (дата
обращения: 12.06.2019).
67. Павлов, Ю.В. Исследование влияния институциональных факторов
на выбор модели управления городской агломерацией [Электронный ресурс] / Ю.В. Павлов, Е.Н. Королева// Региональное развитие. - 2015. - № 4(8). - Режим доступа: https://regrazvitie.ru/issledovanie-vliyaniya-institutsionalnyh-faktorov-na-
vybor-modeli-upravleniya-gorodskoj-aglomeratsiej/ Дата обращения: 01.10.2018.
68. Попов, Р.А. Новые тенденции в управлении развитием городских агломераций в России [Электронный ресурс] / Р.А. Попов. - Режим доступа: http://www.urbaneconomics.ru/download.php?dl_id=4109. Дата обращения:
01.10.2018.
69. Развитие городских агломераций: аналитический обзор. Выпуск 2
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://giprogor.ru/sites/default/files202.pdf. Дата обращения: 01.05.2018.
70. Региональная статистика [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free doc/new site/region stat/sep region.html.
71. Региональная статистика [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. - Режим доступа: http: //www. gks. ru/free_doc/new site/region stat/sep region. html. Дата обращения:
01.01.2018.
72. Рейтинг муниципальных образований РТ - http: //mert. tatarstan. ru/rus/T erritorialDevelopment/Ratings. html
73. Схемы территориального планирования муниципальных районов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://itpgrad.ru/node/127. Дата обращения: 24.09.2018.
Иностранные источники
74. Slack Е. Governance and Finance of Large Metropolitan Areas: Which Institutional Setting is Needed to Secure Metropolitan Economic Growth? // 5th Halle Forum on Urban Economic Growth Halle, Germany December 11, 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //munkschool. utoronto. ca/imfg/uploads/304/slack_
presentationongovemanceandfmanceofmetropolitanareashalledecemberl l_2014.pdf. Дата обращения: 01.08.2018.