Введение……………………………………………………...…………………………3
Глава 1. Обзор проведённых исследований: «Фонетическая характеристика фонемы и дифференциальный признак»………………..……………………………5
Глава 2. Общая информация об экспериментальном исследовании. Подготовка к исследованию……………………………………………..……………………………9
2.1.Цели и задачи исследования………………………..………………………..9
2.2.Материал для исследования…………………………..……………………...9
2.3. Методика проведения эксперимента………………..…….……………….10
Глава 3. Результаты эксперимента…………………………………..………………13
3.1. Общие принципы анализа полученных данных…………...……………...13
3.2. Результаты эксперимента для первой группы испытуемых……………..14
3.3. Результаты эксперимента для второй группы испытуемых……………..17
3.4. Результаты эксперимента для третьей группы испытуемых…………….19
3.5. Общие выводы………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………………27
Несмотря на то что шёпот является весьма регулярной и привычной для всех говорящих формой речевой деятельности, в настоящее время очень мало работ посвящено исследованию шёпотной речи. Особый интерес представляет реализация в шёпоте такого дифференциального признака, как глухость-звонкость согласных. Поскольку, по давно утвердившемуся в фонетике мнению, основным различительным признаком звонких и глухих согласных является наличие голоса, то становится неясно, как этот признак реализуется в условиях его отсутствия.
В данной работе рассматривается проблема восприятия глухих и звонких согласных в шёпотной речи. Одним из результатов настоящей работы оказывается также пересмотр результатов некоторых более ранних исследований по этой проблеме – ввиду появления новых данных и подходов к области восприятия речи.
Работа основана на результатах экспериментального исследования, проведённого на материале русской шёпотной речи. Цель данного исследования – определить способность носителей русского языка к различению звонких и глухих шёпотных согласных.
В ходе работы требовалось решить следующие задачи:
1. Определить, могут ли слушатели опознать, какие шепотные согласные являются изначально звонкими, а какие – изначально глухими.
2. При положительном ответе на первый вопрос попытаться установить, зависит ли это опознавание от начального, серединного либо конечного положения согласного в вырезанном и предъявленном испытуемым сегменте шепотной речи.
Для решения поставленных целей и задач был проведён эксперимент, в ходе которого испытуемым предлагалось прослушать стимулы, являющиеся вырезанными из записи русской шёпотной речи бессмысленными односложными и двусложными сегментами.
В настоящей работе рассматриваются результаты экспериментального исследования, целью которого являлось установление способности носителей русского языка к восприятию глухих и звонких согласных в шёпотной речи. Объектом данного исследования служили звонкие и глухие согласные, находящиеся в начальной, срединной и конечной позициях в стимулах, являющихся бессмысленными сегментами, вырезанными из русской шёпотной речи.
В ходе работы были выполнены поставленные цели и задачи. Согласно результатам эксперимента, испытуемые, скорее, не различают глухие и звонкие согласные в шёпоте, так как процент опознавания звонких довольно низок – от 23% до 49%. Исключением является согласный «в», который большая часть испытуемых опознала правильно. Было установлено также, что процент правильного опознания звонких наиболее высок в серединной позиции. В конечной позиции звонкие согласные опознаются хуже всего. Результаты опознания для глухих согласных очень высоки (79-97%) и практически не зависят от их позиции. Смычные звонкие и глухие согласные опознаются более точно, чем щелевые.
Сравнивая результаты настоящей работы и диссертационного исследования «Фонетическая характеристика фонемы и дифференциальный признак», мы пришли к заключению, что данные, полученные в ходе обоих экспериментов, сильно отличаются. Одним из выводов вышеуказанной диссертационной работы является утверждение о том, что между звонкими и глухими согласными существуют перцептивные различия, в то время как в настоящем исследовании установлено, что эти различия выражены довольно слабо.
Итак, основываясь на результатах проведённой экспериментальной работы, мы пришли к определённым выводам. Однако, учитывая разные факторы, которые так или иначе могли повлиять на истинность ответов испытуемых, в том числе и те, о которых на сегодняшний день нет никаких достоверных сведений, мы не можем считать, что полученные результаты являются исчерпывающими и рассматриваем наши выводы лишь как предварительные и не претендующие на абсолютно точное описание перцептивных свойств шепотных согласных. По этой причине, многочисленные вопросы о восприятии согласных в шёпотной речи продолжают оставаться открытыми, а значит, данная тема не теряет своей актуальности.
1. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. СПб, М., 2004.
2. Зиндер Л. Р. Общая фонетика. М., 1979.
3. Венцов А.В., Касевич В.Б. Проблемы восприятия речи. М., 2003.
4. Мелешкина М.С. Фонетическая характеристика фонемы и дифференциальный признак. Диссертация на соискание ученой степени канд. филол.наук. Рукопись. СПб, 1988.
5. Cirillo J. Communication by unvoiced speech: the role of whispering. Berlin, 2004.
6. Taisuke Ito, Kazuya Takeda, Fumitada Itakura. Analysis and recognition of whisper speech. Nagoya, 2003.
7. Allen J., Haggard M. Perception of voicing and place features in whispered speech: A dichotic choice analysis // Perception and psychophysics, 1977, V. 21(4), P. 315–322.