Введение 3
Раздел 1. Исторические аспекты взаимоотношений России и
Таджикистана 12
Раздел 2. Российско - таджикские экономические отношения 21
Раздел 3. Политические аспекты сотрудничества России и Таджикистана .. 41
Раздел 4. Российско-таджикские отношения в гуманитарной сфере 53
Заключение 65
Список использованной литературы
Стремительный распад Советского Союза, сопровождавшийся выходом некоторых прибалтийских республик, привел, как известно, к образованию в декабре 1991 года Содружества Независимых государств (СНГ), которые включает в себя в настоящее время 12 суверенных стран. В этих условиях новые независимые государства встали перед проблемой определения своего места, формы и уровня участия в новом Союзе. В этих условиях новые независимые государства встали перед проблемой определения своего места, формы и уровня участия в новом Союзе. В первую очередь в силу целого ряда факторов это касается определения характера дальнейшего развития отношений между новыми независимыми, суверенными странами СНГ. То есть, с самого начала распада СССР речь шла о том, мог ли сложиться на постсоветском пространстве интегрированный международно-политический регион как система, обеспечивающая своим участникам стабильность развития, связанного, с точки зрения национальной и международной безопасности, и предотвращающая таким образом превращения большинства новых государств в маргиналов мировой периферии.
Однако, важнейшей чертой становления некоторых стран СНГ в 1990-е годы оставались нестабильность, непредсказуемость и неопределенность. Свидетельством этого являлись (а в некоторых случаях до сих пор являются) очаги конфликтов в некоторых странах Содружества, включая старые неурегулированные конфликты, так и возникновение новых узлов напряженности. Это в первую очередь коснулось таких стран СНГ, как Молдавия, Грузия, Узбекистан, Азербайджан.
В аналогичной ситуации оказался и Таджикистан, где в 1992 году разразилась гражданская война, приведшая к многочисленным человеческим жертвам, осложнению межэтнических и межрегиональных проблем, а также к обострению внутриполитической борьбы. Все это оказало серьезное воздействие на российско-таджикское сотрудничество. Попытки оппозиции вооруженным путем захватить власть, в том числе и с помощью иностранных наемников, повлияли на выбор приоритетов этого сотрудничества.
Ни одно государство не в силах решить свои внутренние и внешние проблемы без взаимодействия с другими государствами. Установление и развитие взаимных отношений важно и значимо для каждой страны. Так, например, сотрудничество и взаимодействие Республики Таджикистан и Российской Федерации приобретают важное и актуальное значение.
Обретшему независимость в 1991 году Таджикистану, как новому, вставшему на самостоятельный путь, государству, необходимо было выработать свою, новую систему взглядов на внешнеполитические задачи и приоритеты страны с учетом новых реальностей как внутриполитического, так и международного порядка. Конечно же, для этого потребовалось некоторое время, прежде чем в политическом, общественном и в государственном сознании складывались сформировавшиеся подходы к основным принципам внешней политики современного независимого Таджикистана, особенно в отношении с Россией и другими бывшими союзными республиками .
Актуальность выбранной темы. Поиск преимущественных направлений во внешнем сотрудничестве и взаимоотношении с другими государствами, является одним из первостепенных и наиболее сложных вопросов для внешнеполитического ведомства Таджикистана. Здесь для Таджикистана особое значение имеет укрепление и поддержание дальнейшего развития дружественных связей с Российской Федерацией. Также стоит заметить, что Таджикистан стремится к тому, чтобы с каждым годом улучшить состояние своей страны, также участвуя в различных международных организациях. Но нельзя оставить незамеченным тот факт, что перед страной все также остаются крупные проблемы, такие как миграция.
Таким образом, актуальность темы определена тем, что в настоящее время, в условиях финансово - экономического кризиса российско-таджикские отношения проходят испытание на устойчивость. Из всех союзных для России стран Таджикистан остается самым слабым экономически и хрупким политически государством. Углубленное изучение исследуемой темы также описывает высокий уровень взаимозависимости Таджикистана и России в геополитической сфере.
Степень изученности. Первую группу составляют труды профессора Егозарьян В.В. где описывается сотрудничество Таджикистана с Россией, а также в том числе и торгово-экономические и военно-технические аспекты взаимодействия . Назаров Т. Н. особо выделяет состояние и перспективы сотрудничества России и Таджикистана в двухстороннем формате в области гидроэнергетики, миграции, технологии и др. Определенный интерес представляет монография С. Сафарова, в которой приводятся сведения о деятельности таджикского посольства в РФ. В этой работе отражены важнейшие вехи сотрудничества двух государств, в том числе мероприятия, проводимые Таджикским посольством в гуманитарной сфере в российских городах с 2001 - 2006 гг. Работы Яковлева В. подробно описывают современный этап военного сотрудничества между двумя странами и его нормативное правовое регулирование. Автор, анализируя содержание военного сотрудничества Республики Таджикистан и Российской Федерации и его правовые основы, предложил рекомендации, направленные на совершенствование внутригосударственного законодательства обеих стран в военной области, развитие национальной и коллективной безопасности . В трудах академика Т. Назарова проводится анализ внешней политики
Республики Таджикистан в условиях суверенитета, дается высокая оценка современной дипломатии Таджикистана.
Важным аспектом и приоритетным направлением таджикскороссийского сотрудничества считается военно-техническое, поэтому в научной литературе уделено особое внимание освещению данной проблемы. В некоторых публикациях освещаются проблемы и общие аспекты международного военного сотрудничества в рамках СНГ и ШОС, в частности, конкретные вопросы таджикско-российского сотрудничества в военной сфере . Современный этап военного сотрудничества между двумя странами и его нормативное правовое регулирование более детально и всесторонне изучены в диссертации И. Х. Афандихонова, где автор, анализируя военное сотрудничество Республики Таджикистан с Российской Федерацией и его правовые основы, дает рекомендации и предложения, направленные на совершенствование внутригосударственного законодательства обеих стран в военной области, развитие национальной и коллективной безопасности .
Исследование всех этих проблем позволило рассмотреть двусторонние отношения двух стран с учетом общих закономерностей их движения по пути прогресса, а также исследовать современные проблемы их взаимного сотрудничества . Исследуя источники и литературу по данной теме, столкнулись с проблемой того, что недостаточно литературы по составлению полной картины отношений России и Таджикистана в сфере экономического сотрудничества. Также было недостаточно информации по статистике торговли между Россией и Таджикистаном до 2007 года.
Статьи, которые опубликованы в таджикских, отечественных, а также зарубежных средствах массовой информации (Азия плюс , Бизнес и политика ) затрагивают такие темы как: проблемы торгово-экономического сотрудничества, культурные взаимоотношения Таджикистана с Россией. Следует выделить, что значительная часть материалов СМИ касается вопросов российско-таджикского сотрудничества в сфере энергетики, товарооборота, регулирования трудовой миграции и т.д.
Объект изучения - комплекс российско - таджикские взаимоотношения в их становлении, развитии и совершенствовании.
Предмет изучения - специфика взаимоотношений в области политики, экономики и гуманитарной сферы Российской Федерации и Республики Таджикистан.
Целью данной работы состоит в том, чтобы на основе используемых источников и литературы исследовать взаимоотношения Российской Федерации и Республики Таджикистан в их становлении, развитии и совершенствовании в областях внешнеэкономического, политического, гуманитарного и культурного сотрудничества.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение следующих задач:
- представить исторические аспекты взаимоотношений России и Таджикистана;
- рассмотреть российско - таджикские экономические отношения (период с 1992 по 2018 гг.);
- охарактеризовать политические аспекты сотрудничества России и Таджикистана;
- изучить российско-таджикские отношения в гуманитарной сфере.
Изучение данного вопроса является довольно актуальным как для России, так и для Таджикистана, поэтому этой теме посвящено немалое количество как российской, так и зарубежной литературы. В ходе работы был изучен обширный круг базы источников и литературы.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1992 по 2018 гг. Именно в это время начинается формирование и развитие сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан на совершенно новой основе.
Дипломатические отношения между Республикой Таджикистан и Россией установлены 8 апреля 1992 года.
Методологическая основа. Методологическим основанием исследования послужили:
1. Общенаучные методы - исторический и логический.
2. Специально-исторические методы - историко-генетический и историко-сравнительный методы.
Обзор источниковой базы исследования. Источники, использованные при изучении обозначенной проблемы, можно поделить на несколько групп.
Первую группу составляют международные договора и соглашения. Основополагающим договором является Договор о дружбе сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан , Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в военной области , Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Таджикистан о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности , Соглашения между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Таджикистан о трудовой деятельности и защите прав граждан Российской Федерации в республике Таджикистан и граждан республики Таджикистан в Российской Федерации . Данные Договора и Соглашения способствовали пониманию уровня сотрудничества России и Таджикистана в политической, экономической, военно-технической и в других областях.
Вторую группу источников формируют законодательные акты Республики Таджикистан. Одним из таких законов является Конституция (Основной Закон) РТ. А также, Закон о трудовой миграции, предложенный президентом Республики Таджикистан . Данный закон предусматривает улучшение условий жизни и работы трудовых мигрантов, также создание новых рабочих мест в Таджикистане, для сокращения числа выезжающих за пределы страны. Также к законодательным актам относятся Закон Республики Таджикистан «об инвестиции» , Концепция внешней политики РТ , ратифицированные Таджикистаном международные нормативно-правовые акты .
Заявления, обращения, интервью, выступления глав государств, министров иностранных дел и других официальных лиц Республики Таджикистан и Российской Федерации формируют третью группу источников. Интервью, выступления и статьи министра иностранных дел Республики Таджикистан, посвящены проблемам внешней политики страны
и, в частности, таджикско-российскому сотрудничеству в годы независимости. Глава МИД Республики Таджикистан Аслов С. М. особо подчеркивает взаимовыгодность сотрудничества двух стратегических союзников - Таджикистана и России, дает ему реальную оценку двусторонней и многосторонней основе в рамках различных международных и региональных организаций .
Научная новизна состоит и в том, что обоснована необходимость новых, цивилизованных подходов к формированию основных направлений внешней политики Российской Федерации и Республики Таджикистан в исследуемые годы.
Таким образом, в исследовании решается актуальная научная проблема разработки и становления российско-таджикских отношений в новых исторических условиях самостоятельного развития как суверенных государств.
Практическая значимость полученных результатов. Результаты работы могут быть использованы органами государственного управления Российской Федерации и Республики Таджикистан при подготовке проектов дальнейшего развития российско-таджикского сотрудничества в области политических, военных, гуманитарных и социальных связей.
Структура работы состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Комплекс двусторонних отношений с Россией занимает одно из первостепенных мест в системе внешнеполитических приоритетов двух стран. За четверть века Душанбе и Москва приобрели существенный опыт межгосударственного взаимодействия в экономической, военнополитической и гуманитарной сфере, разработали солидную договорноправовую базу и сформировали соответствующие институциональные механизмы сотрудничества.
Институциональную базу двусторонних отношений составляют:
- межгосударственные контакты на высшем уровне,
- регулярные контакты на правительственном и парламентском уровнях,
а также деятельность специально созданных совместных межправительственных органов, в первую очередь - таджикско-российской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству.
Всего по данным Министерства иностранных дел Республики Таджикистан, Россия и Таджикистан заключили более 230 межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений. Количество, содержательная наполненность и статус межгосударственных договоров и соглашений выступают лишь одним из показателей развития двусторонних отношений.
При оценке их характера и эффективности необходимо также рассматривать и интенсивность межгосударственного общения на высшем уровне. С момента первого избрания на должность Президента Таджикистана Эмомали Рахмон совершил 13 визитов в Российскую Федерацию. В должности Президента Российской Федерации Владимир Путин посещал Таджикистан 8 раз. В настоящее время готовится очередной визит Президента Российской Федерации в Республику Таджикистан. Возможный спектр вопросов для обсуждения достаточно широкий - это и безопасность в регионе, военное и пограничное сотрудничество, экономическое сотрудничество, тенденции развития интеграции на постсоветском пространстве, совместные инвестиционные проекты, защита социальных и юридических прав таджикских трудовых мигрантов в России, сотрудничество в сферах науки, образования и культуры, в частности вопрос увеличения образовательных квот в российских вузах для абитуриентов из Таджикистана, вопросы обеспечения образовательных учреждений Таджикистана русскоязычными педагогическими кадрами, учебниками и учебными пособиями, а также расширения по стране сети средних школ с русским языком обучения и другие.
Ключевым моментом повестки двусторонних отношений является содействие развитию торгово-экономического сотрудничества. Несмотря на незначительное снижение торгового оборота между Россией и Таджикистаном в последние годы, связанного с объективными причинами мирового экономического спада, страны представляют значительный интерес друг для друга с точки зрения товарно-экспортных возможностей. Интенсифицируется и взаимное сотрудничество Таджикистана с регионами Российской Федерации.
Динамичными темпами развивается инвестиционное сотрудничество, и российские инвестиции играют заметную роль в экономике Таджикистана в таких отраслях, как энергетика, агропромышленный и горнодобывающий сектор, транспорт и коммуникации, банковская система, сельское хозяйство и др.
По мере развития взаимоотношений между Таджики-станом и Российской Федерацией, двусторонние межгосударственные договоренности были достигнуты во многих сферах: дипломатических отношений,
экономики, информационного обмена, образования и науки, гражданства и трудовой миграции, реструктуризации задолженности, транспорта, борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.
Наиболее актуальным в экономической повестке дня двусторонних отношений в настоящее время является вопрос увеличения объема поставок в Российскую Федерацию таджикской плодоовощной продукции. В этом вопросе у сторон имеется взаимный интерес - Россия заинтересована в поставках качественной продукции из Таджикистана, испытывает потребность в увеличении объемов экспорта таджикской сельхозпродукции. Таджикистан заинтересован в наращивании объемов экспорта, что положительно отразится на повышении уровня занятости и доходов населения.
Одним из важнейших направлений экономического взаимодействия двух стран является инвестиционное сотрудничество и прямые российские инвестиции в экономику Республики Таджикистан - в такие отрасли, как энергетика, промышленное производство, горно-металлургическая и строительная отрасль, авиационный и железнодорожный транспорт, сфера высоких технологий, сельское хозяйство
Приоритетным вопросом двусторонних отношений является трудовая миграция. На данном этапе готовится новый пакет соглашений, направленных на укрепление правовой и социальной защищенности трудовых мигрантов. Анализ среднесрочного развития рынка труда России и Таджикистана свидетельствует о том, что трудовая миграция между двумя странами сохранит свою значимость. При этом очень остро стоит вопрос перехода к более отвечающим времени форматам миграционного взаимодействия. Именно поэтому необходима срочная разработка комплекса мер, направленных на легализацию трудовой миграции, защиту социальных прав мигрантов, их адаптации на российском рынке.
Российско-таджикистанское партнёрство в сфере безопасности в настоящее время является гарантом безопасности внешних рубежей Центральной Азии, Таджикистана и России.
В 2017 году взаимодействие Российской Федерации и Республики Таджикистан в сфере безопасности строится исходя из общего спектра внешних угроз, основные из которых исходят с территории Афганистана. Маркерами, подтверждающими степень их тревожности являются следующие тенденции: в 2016 году площадь посевов опийного мака увеличилась на 10%, на севере Бадахшана террористы ведут бои с правительственными войсками. Общей эта угроза ещё является и потому, что среди террористов 3000 человек - выходцы из стран СНГ: чеченцы, узбеки, казахи, таджики. Ограничивает успех борьбы с угрозами тот факт, что действия официальных властей ИРА мало эффективны.
Вместе с тем, представляется верным сделать акцент на том, что тенденции к росту нестабильности на Ближнем Вос-токе, несмотря на усилия ряда игроков, обойдут Центральную Азию и Афганистан стороной. Ситуация в Афганистане не выйдет из-под контроля, а «Исламскому государству» не удастся перенести туда один из центров своей активности. Талибы продолжат воевать с «Исламским государством» на востоке Афганистана и время от времени сотрудничать с ним на севере. По мере ослабления своих позиций в Сирии и Ираке ИГ продолжит попытки переноса одного из центров своей активности в Афганистан и, в перспективе, в Центральную Азию. Однако это им не удастся, в случае Афганистана, из-за конфликта с талибами. На севере Афганистана талибы не будут мешать ИГ в той же степени (в том числе, потому, что у них одни и те же спонсоры на Ближнем Востоке), однако там серьезное усиление ИГ заблокируют
правительственные войска и остатки «Северного альянса».
Присутствие российских войск в Таджикистане и гарантии безопасности от ОДКБ будут важным стабилизирующим моментом, который, как и в начале 1990-х гг., определит устойчивость всей Центральной Азии к возможным попыткам внешней агрессии исламистов.
В контексте укрепления отношений дружбы, сохранения и расширения общего духовно-культурного пространства народов России и Таджикистана важную роль играют и гуманитарные связи.
Сотрудничество России и Таджикистана в гуманитарной сфере имеет богатую историю и традиции. На протяжении 1990-х годов увеличивался масштаб, расширялся спектр отношений в сфере образования, науки, культуры, как на двустороннем уровне, так и в рамках многосторонних проектов. Большую роль в этом процессе сыграли ведущие российские вузы, обеспечившие в трудные для Таджикистана годы подготовку специалистов, оказание содействия в создании и совершенствовании образовательной системы, обеспечение учебной литературой.
Необходимо особо подчеркнуть, что в основе российско-таджикского гуманитарного взаимодействия с самого начала лежала высокая потребность жителей этой страны в изучении русского языка. В свою очередь акцент на развитие не только школьного, но и вузовского русскоязычного образования позволил Москве и Душанбе совместно выстроить, с одной стороны, социальные лифты для жителей Таджикистана, а с другой стороны - обеспечить площадку для более тесного знакомства представителей России с культурой и современными реалиями данного центрально-азиатского государства. Развитие этого направления наряду с усилиями по сохранению общей исторической памяти и другими культурными мероприятиями в среднесрочной и долгосрочной перспективе, без сомнений, даст положительный эффект не только в гуманитарной области российскотаджикских отношений, но и в политическом диалоге, и в уровне экономического партнерства.
1. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи [электронный ресурс] // - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 27.12.18)
2. Закон Республики Таджикистан «об инвестиции» [электронный ресурс]
Режим доступа: http://www.tajikembassychina.com/Ru_10_01.asp (дата
обращения 29.12.18)
3. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 28 июня 2000 г. [электронный ресурс] // - Режим доступа: www.mid.ru (дата обращения
27.12.18)
4. Межгосударственные отношения России и Таджикистана [Электронный ресурс] // РИА Новости: информационное агентство. 2017, 10 окт. - Режим доступа:https://ria.ru/spravka/20171010/1506501373.html, свободный.(Дата обращения: 08.01.2019).
5. О российско-таджикских отношениях [Электронный ресурс] // МИД
России: официальный веб-сайт. - Режим доступа:
http://www.mid.ru/ru/maps/tj/?currentpage=main-country, свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 04.01.2019).
6. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за
январь-сентябрь 2017 года с распределением по странам и регионам [Электронный ресурс] // МВД России: официальный веб-сайт. - Режим доступа: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/11445156/,
свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 09.01.2019).
7. Правовой департамент МИД России. Перечень двусторонних
международных договоров Российской Федерации. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в военной области. [Электронный ресурс] // - Режим доступа:
http://www.mid.ru/ (дата обращения 27.12.18)
8. Правовой департамент МИД России. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Таджикистан о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности [электронный ресурс] // - Режим доступа http://archive.mid.ru/ (дата обращения 29.12.18)
9. Правовой департамент МИД России. Соглашения между правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о трудовой деятельности и защите прав граждан Российской Федерации в республике Таджикистан и граждан республики Таджикистан в Российской Федерации [электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.mid.ru/ (дата обращения 29.12.18)
10. Рахмон Э. «Ирфо» Сотрудничества в рамках СНГ и ШОС и конкретные вопросы таджикско-российского сотрудничества в военной сфере. - Душанбе: Издательство «Ирфон», 2008. - 32 с.
11. Рахмон Э. Независимость Таджикистана и возрождения нации - Душанбе: Издательство «Ирфон», 2008. - 165 с.
12. Российский бизнес в Таджикистане [Электронный ресурс] // Посольство Российской Федерации в Республике Таджикистан: официальный веб-сайт. - Режим доступа: http://www.rusemb.tj/ru/index/index/pageId/624/, свободный - Загл. с экрана. (Дата обращения: 08.01.2019).
13. Собянин: продажа патентов мигрантам приносит бюджету больше
доходов, чем нефтяные компании [Электронный ресурс] // ТАСС: информационное агентство. 2016, 29 янв. - Режим доступа:
http://tass.ru/moskva/2624123, свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения:
09.01.2019) .
14. Таможенная статистика внешней торговли [Электронный ресурс] // ФТС
России: официальный веб-сайт. - Режим доступа:
http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13858& Itemid=2095, свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 05.01.2019).
15. GDP (Current US$) [Электронный ресурс] // Всемирный Банк: официальный веб-сайт на английском языке. - Режим доступа: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?view=chart, свободный. - Загл. с экрана. (дата обращения: 04.01.2019).
Литература
16. Афанзихонов И. X. Правовые основы военного сотрудничества между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - М. Фарзин , 2006. - 132 с.
17. Ахмедов рассказал, в каких городах РФ больше мигрантов из
Таджикистана [Электронный ресурс] // Sputnik Таджикистан: новостное агентство. 2017, 19 дек. - Режим доступа: http://m.sputnik-
tj .com/radio/20171219/1024207228/akhmedov-bolshe-vsego-migrantov- tadzhikistan-moskve-oblasti.html, свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 09.01.2019).
18. Бизнес и политика. Yellow Pages. Зона свободной торговли [электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.yellow-pages.kz/tj/ru/ (дата обращения
28.12.18)
19. Билайн подумывает об уходе из Таджикистана [Электронный ресурс] // Sputnik Таджикистан: новостное агентство. 2017, 15 фев. - Режим доступа: http://ru.sputnik-tj .com/analytics/20170215/1021698019/tadzhikistan beeline- nalogi-uhod-dohodi.html, свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения:
08.01.2019) .
20. Борисов А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов - М.: Книжный мир, 2010. - 848 с.
21. В Таджикистане разработают новый закон о трудовой миграции [электронный ресурс] // - Режим доступа: http://tass.ru/ (дата обращения
29.12.18)
22. Взаимоотношения Республики Таджикистан и Российской Федерации в
различных сферах [электронный ресурс] // - Режим доступа:
http://www.dissercat.com/ (дата обращения 27.12.18)
23. Восемь лет с момента торжественного запуска Сангтудинской ГЭС-1 [Электронный ресурс] // ОАО «Сангтудинская ГЭС-1»: официальный вебсайт. - Режим доступа: https://sangtuda.com/ru/press-center/novosti/8-let-s- momenta-torzhestvennogo-zapuska-sangtudinskoy-ges-1, свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 08.01.2019).
24. Вызовы и перспективы вступления Таджикистана в ЕАЭС [Электронный ресурс] // CA-portal: центральноазиатский портал. - Режим доступа: http://www.ca-portal.ru/article:40015, свободный. - (Дата обращения:
11.01.2019) .
25. Главные экономические партнеры Таджикистана [Электронный ресурс] // Sputnik Таджикистан: новостное агентство. 2017, 27 янв. - Режим доступа: http: //ru.sputnik-tj .com/infographics/20170127/1021581158/ekonomika- tadjikistan-partnery.html, свободный. - (Дата обращения: 04.01.2019).
26. Диноршоев М.Д. Проблема дипломатической независимости Таджикистана / М.Д. Диноршоев // Материалы 2- ой международной научно - практической конференции «Место Таджикистана в новом международном порядке». - Душанбе: ПРООН, НАПТ, 2014. - 154 с.
27. Дипломатические, торгово-экономические и культурные
взаимоотношения Таджикистана и России в период независимости [электронный ресурс] // - Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/diplomaticheskietorgovo-ekonomicheskie-i- kulturnye-vzaimootnosheniya-tadzhikistana-i-rossii (дата обращения 27.12.18)
28. Дубовицкий В.В. Внешняя политика Республики Таджикистан (19912015 гг.) / В.В. Дубовицкий // -Душанбе: Ирфон , 2016.- № 6. - 615 с.
29. Евразийскому экономическому союзу доверяют 69% таджикистанцев
[Электронный ресурс] // Sputnik Таджикистан: новостное агентство. 2017, 25 дек. - Режим доступа: http://ru.sputnik-tj.com/asia
/20171225/1024274281/yevraziyskomu-ekonomicheskomu-soyuzu-doveryayut- 69-tadzhikistantsev.html, свободный. - (Дата обращения: 11.01.2019).
30. Егозарьян В.В. Военно-политическое сотрудничество России со странами СНГ как фактор интеграции: Дис. .канд. полит, наук. -М., 2001. - 324 с.
31. Жуков С., Рыбникова И. Плата за труд [Электронный ресурс] // Российская газета: интернет-портал. Столичный выпуск №7413 (247). 2017, 31 окт. - Режим доступа: https://www.rg.ru/2017/10/31/reg-cfo/v-moskve-v- 2018-godu-uvelichitsia-stoimost- rabochego-patenta.html, свободный. -(Дата обращения: 11.01.2019).
32. Искандаров А.И. Региональные интеграционные институты как фактор стабильного развития новых независимых государств Центральной Азии /
А.И. Искандаров. - Астана: Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилёва, 2014. - 258 с.
33. Искандаров Б.И. Россия и Таджикистан / Б.И. Искандаров - Душанбе: Ирфон, 2014. - 321 с.
34. Компания "Русские отели" открывает Hyatt Regency в Душанбе
[Электронный ресурс] // Frontdesk.ru: Сообщество профессионалов
гостиничного бизнеса. 2009, 24 фев. - Режим доступа:
http://www.frontdesk.ru/news/kompaniya-russkie-oteli-otkryvaet-hyatt-regency-v- dushanbe, свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 08.01.2019).
35. Королев А.С., Шумкова В.А. (2018) Политические институты Большой Евразии: выводы для России // Вестник международных организаций. Т.
13.2018. - № 3. - С. 70—81.
36. Косикова Л.С. Интеграционные проекты России на постсоветском пространстве: идеи и практика. Научный доклад. - М.: ИЭ РАН, 2013. -88 с.
37. Лавров С.В. Россия - Таджикистан: новый этап взаимовыгодного сотрудничества / С.В. Лавров // Парламентская газета. - 2015. - 25 ноября.
38. Asia Plus [электронный ресурс] // - Режим доступа:
http://www.news.tj/ru/news/politika (дата обращения 28.12.18)
39. Мазур О.В. Плюсы и минусы интеграции в рамках ЕврАзЭС / О.В. Мазур, Н.В. Андреева // Экономика и менеджмент инновационных технологий. -
2014. - № 6. - С. 7- 11.
40. Назаров Т. Н. Таджикистан: горизонты настоящего и будущего. Нью- Йорк., М: Фарзин, 1999. -43 с.
41. Назаров Т.Н. Таджикистан: экономика, политика, международное
сотрудничество. Минск, М: Харвест , 2002. -98 с.
42. Пирумшоев Х. П. Русско - таджикские отношения в средние века / Х.П. Пирумшоев // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. - 2016. - 2. - С. 5- 8.
43. Пирушоев Х.П. Россия - Таджикистан история взаимоотношений / Х.П. Пирушоев М.Х. Маликов. - Душанбе,М. Фарзин 2015. - С. 74.
44. Российско - таджикские отношения // Аналитический вестник. - 2015. - № 11. - С. 24- 29.
45. Россия - Таджикистан: горизонты сотрудничества / Составители: И.У. Саттаров, С.А. Буторов, Н.И. Нурова, К.О.Магомедов. - Душанбе: МИД РТ, Посольство РФ в РТ, 2014. - С. 14.
46. Рынок труда в России трансформируется в пользу граждан стран ЕАЭС [Электронный ресурс] // Многофункциональный миграционный центр города Москвы: новости миграционной политики. 2016, 10 окт. - Режим доступа: https://mc.mos.ru/press-center/news-migration-policy/detail/3926705.html, свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 09.01.2019).
47. Сабуров А., Саидов 3. Таджикистан: внешняя политика и массовая информация (1993 1995). - Душанбе: Шарки озод, 1997. - C. 58.
48. Саидов 3. Внешняя политика Республики Таджикистан на современном
этапе. - Душанбе: Ирфон ,2006. - C. 23.
49. Сафаров С.Г. Рука об руку с Россией. М: Шарки Озод, 2006. - 232 с.
50. Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учеб. пособие / И.А. Спиридонов. - М.: ИНФРА - М, 2016. - 154 с.
51. Таджикистан - ЕАЭС: Семь раз отмерь, один раз вступи [Электронный ресурс] // ASIA-Plus: информационное агентство. 2016, 23 нояб. - Режим доступа:
https://www.asiaplus.tj/ru/news/tajikistan/economic/20161123/tadzhikistan-eaes- sem-raz-otmer-odin-raz-vstupi, свободный. (Дата обращения: 11.01.2019).
52. Таджикистан заинтересован в партнерстве с Россией, нужно только
75
правильно расставить приоритеты [электронный ресурс] // - Режим доступа : https://tj .sputniknews.ru/analytics/20190418/1028688040 (Дата обращения:
11.01.2019) .
53. Торгово-экономические отношения Республики Таджикистан с Российской Федерацией в годы независимости (1991-2013) [электронный ресурс] http://tnu.tj/ (дата обращения 23.05.16)
54. Чоршанбиев П. Россия остается главным инвестором Таджикистана на
пространстве СНГ [Электронный ресурс] // ASIA-Plus: информационное агентство. 2017, 12 окт. - Режим доступа:
https://news.tj/ru/news/tajikistan/economic/20171012/rossiya-ostaetsya-glavnim- investorom-tadzhikist... prostranstve-sng, свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 08.01.2019).
55. Яковлев В. Современные проблемы военного сотрудничества государств СНГ в интересах обеспечения коллективной безопасности. - М. Издательский дом „Неолит“, 2001. - 198 с.