Введение 3
1. Теоретические аспекты восточноевропейской политики Германии 14
1.1. Исторические корни и общие принципы « Восточной политики» ФРГ 14
1.2 Стратегические интересы Германии в Восточной Европе на современном этапе 27
2. Политика Германии по отношению к странам Восточной Европы 45
2.1 Российское направление восточной политики ФРГ на современном этапе 45
2.2 Отношения Германии с Польшей и странами Балтии 68
Заключение 101
Список использованных источников и литературы 111
Федеративная Республика Германия является страной центральной Европы и связующим звеном между севером и югом, западом и востоком. Локомотив Европейского Союза и основной европейский партнер зарубежных государств, Германия - страна, которая с успехом ведет борьбу за мировое лидерство в области политики и экономики.
В конце ХХ в. произошло мирное объединение двух государств, длительное время выступавших самостоятельными субъектами международного права, - Федеративной Республики Германия и Германской Демократической Республики. Создание единого германского государства - это одно из величайших политических событий нашего времени, существенным образом изменившее как экономическое, так и политическое положение Германии. Резко выросла ее роль в Европе и в международных отношениях.
Современная политическая система Германии, имея многочисленные корни еще во временах О. фон Бисмарка, является непосредственной преемницей и продолжательницей именно периода существования ФРГ с 1949 - 1990 гг., где факт объединения не стал в своем роде радикальным поворотным моментом для возникновения отличной от предыдущей системы политического регулирования. Многие базисы, концепты, видения и методики проведения курса в жизнь являются лишь развитием тех основных идей, которые определялись и выкристаллизовывались в послевоенное время. Данное положение, стоит сказать, применимо как к вопросам внутренней, так и внешней политики. В рамках последней особое место занимала проблема определения базовых и основополагающих направлений, которым должна была быть отведена особая роль в категориях соответствия национальным интересам государства. Биполярность мира и начало Холодной войны, разделение Германии на два государства с кардинально противоположными идеологическими режимами, где ФРГ служила своеобразным аванпостом Западного лагеря стран, послужили тому, что трансатлантический вектор внешней политики, сформировавшись в вышеозначенных условиях, не мог не играть ведущей роли. Вторым жизненно важным направлением стала европейская политика, подразумевавшая совместные усилия, изначально ограниченного числа государств Западной Европы, по поступательному выстраиванию конструкта единого интеграционного объединения, обещавшего стать залогом мира и развития Старого Света. При этом оба данных направления были тесно взаимосвязаны и переплетены, работая зачастую на совершенствование и видоизменение друг друга.
Однако такая картина во многом приводила к однобокому восприятию окружающего мира, где все основные силы были обращены на запад, оставляя восточное направление слабоосвещенным в плане внешнеполитического взаимодействия. Данному положению дел первоначально способствовала определенная логика, в первую очередь, заключавшаяся в оформлении ФРГ как неотъемлемого союзника западных держав и ее утверждении на этих позициях, но постепенно, сообразуясь с фактическими изменениями внешней среды, стало абсолютно ясно, что пресловутое срединное положение Германии, даже разделенной на две противоборствующие части, требует дополнения набора региональных направлений восточным крылом в тех же границах европейского континента. В 60-70-х гг. ХХ в. зарождается тот фундамент идей, который впоследствии получит название Ostpolitik и который первоначально будет рассматриваться в тесной связке с вопросом объединения Германии.
Актуальность работы определяется необходимостью всестороннего изучения внешней политики современной Германии, а также определения роли «Восточной политики» ФРГ.
Изучение актуально по нескольким причинам. Во-первых, Федеративная Республика Германия является одним из ведущих и важных игроков на мировой политической арене. Уже через несколько лет после своего объединения ФРГ стала предпринимать активные действия во внешнеполитической области, уделяя первостепенное внимание проблемам европейской интеграции и европейской безопасности. Во-вторых, для российских исследователей изучение внешней политики ФРГ актуально потому, что Россия и Германия имеют сложную историю взаимоотношений, в которой были как периоды дружбы, так и периоды острой конфронтации. Несмотря на сложности, которые возникают в современных российскогерманских отношениях, ФРГ продолжает оставаться ведущим российским партнером в Европе. В-третьих, в условиях продолжающейся трансформации системы международных отношений позиция ФРГ касающиеся Восточной Европы имеет большое значение при принятии решений по наиболее актуальным вопросам международных отношений. Вследствие этого, 6 изучение основ восточной внешней политики Федеративной Республики Германия и выявление перспектив ее развития является важной задачей для специалистов-международников.
Учитывая ту роль, которую играет ФРГ в современной мировой политике и международных отношениях, а также ту роль, которую она играет в Европейском союзе, необходимость исследования влияния одного из аспектов её внешней политики, представляется крайне важной и актуальной для осмысления современного состояния международных отношений и расстановки сил в Европе и мире.
Изучение влияния «восточной политики» Германии является актуальным не только с научной, но и с политической точки зрения. Поскольку это позволяет понять суть политики Германии и Европейского союза, выявить приоритетность направлений их деятельности, определить роль и место блока в системе региональной и глобальной безопасности, аргументировано прогнозировать возможное развитие событий.
Следует также отметить, что актуальность темы данного исследования обуславливается ещё и тем, что ни в отечественной, ни в зарубежной историографии до настоящего времени фундаментальных, политически не
ангажированных научных исследований, посвященных именно этой проблематике, так и не появилось. В связи с чем, диссертационное исследование позволяет ликвидировать, имеющиеся пробелы в данном научном поле.
Целью исследования является определение степени влияния Германии и её «Восточной политики» на страны Восточной Европы.
Исходя из поставленной цели, автором были определены следующие задачи:
1) рассмотреть исторические предпосылки для развития восточноевропейского вектора развития внешней политики Германии;
2) выявить стратегические интересы ФРГ в Восточной Европе;
3) определить основные направления «Восточной политики» ФРГ, влияющие на развитие системы европейской безопасности;
4) рассмотреть интегративные аспекты «Восточной политики» ФРГ и ЕС на практических примерах нескольких постсоветских государств;
Объектом исследования являются основные направления «Восточной политики» ФРГ на современном этапе.
Предметом исследования являются особенности, результаты и последствия проведения политики в Восточной Европе, а именно в России, Польше и странах Балтии.
Хронологические рамки исследования. В работе рассмотрена внешняя политика ФРГ в конце ХХ - начале XXI вв. Данная работа охватывает период с начала 1990 г. по настоящее время. Выбор нижней границы объясняется подписанием Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии 12 сентября 1990 г., с которого началось объединение. Территориальные рамки ограничены административными границами ФРГ, находящейся в Центральной Европе, а также Польшей, странами Балтии и Европейским Союзом.
Географические рамки исследования. Выбор рассматриваемых стран во второй главе (Россия, Польша, страны Балтии) обуславливается тем, что автор желает показать деятельность ЕС и ФРГ по интеграции стран Восточной Европы в сферу своих интересов (влияния) на современном этапе.
Источниковая база выпускной квалификационной работы включает Концепцию внешней политики Германии, Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии (12 сентября 1990 г.), Коалиционное соглашение «Прорыв и обновление - путь Германии в XXI столетие», Концепции внешней политики Польши . Особую группу источников составили материалы периодических изданий, посвященных мировой политике и международным отношениям.
В процессе работы над диссертацией автором были использованы источники разных видов на русском, немецком и английском языках, среди которых — нормативно-законодательные, делопроизводственные, а также публицистические документы.
Первую группу источников составляют нормативно-законодательные акты, к которым следует отнести учредительные документы Европейского Союза, международные договора, документы по внешней политике ФРГ.
Ко второй группе источников относятся делопроизводственные документы, такие как: отчёты, резолюции и постановления институтов Европейского Союза. А также документы саммитов программы «Восточное партнёрство», концепции внешней политики со странами Восточной Европы и делопроизводственные документы МИД Германии.
Третью группу источников составляют публицистические источники - выступления российских, германских и европейских политических и государственных деятелей, а также материалы с их официальных страниц в сети интернет.
Многие из вышеперечисленных источников были почерпнуты из электронных ресурсов германских и европейских министерств и ведомств,
таких как сайт Министерства иностранных дел ФРГ, официального сайта Европейского союза и его различных институтов и организаций.
В ходе написания диссертационной работы был привлечён целый ряд периодических изданий ведущих стран ЕС. Кроме того, был сделан подбор материалов из всемирной сети Интернет.
Таким образом, использование широкого спектра источников позволило решить поставленные в диссертационном исследовании задачи.
В добавок, данная работа обращается к официальным сайтам Министерства иностранных дел ФРГ, Федерального канцлера ФРГ, Федерального правительства ФРГ в качестве источников и к определенной выборке средств массовой информации, представленной немецкой и международной прессой. Именно за счет этого достигается основная цель исследования и разрешаются задачи, поставленные в его начале.
Историографический обзор работы. В нашей стране большой вклад в её изучение вносят такие организации, как: Институт Европы РАН, ИНИОН РАН, ИМЭМО РАН, Германский исторический институт, Российский институт стратегических исследований, а также МГИМО(У) МИД России, Дипломатическая Академия МИД России и др. В Евроатлантическом регионе основными организациями, деятельность которых так или иначе затрагивает проблематику безопасности в регионе, являются ОБСЕ, ЕС, НАТО, Совет Европы, СНГ, ОДКБ, а также ООН и ряд структур, ориентированных на развитие субрегионального сотрудничества.
Этапы и факторы формирования постбиполярной системы международных отношений рассматривали в своих трудах В. Батюк , А.Д.
Богатуров , З. Маршания , Ф.Г. Войтоловский , А.В. Торкунов . В последние годы отечественными учеными было получено немало интересных результатов, имеющих большое значение для понимания теоретических вопросов и методологии анализа внешней политики ФРГ. В этот процесс внесли свой вклад такие авторы, как Р.К. Аяпергенов, А.И. Егоров и др. При этом библиографической основой данной работы в целом выступил набор источников и литературы как отечественного, так и иностранного характера. В ходе написания первой главы, посвященной определению основных идей и составляющих восточной политики упор делался на изучение монографий таких авторов, как Б. Ротер , Й.Клейтерс , А. Питтман , Ф. Фишер и Й. Данненберг , совместно с обращением к трудам самого В. Брандта в качестве источника.
Вторая глава, в которой исследуется вопрос российско-германского сотрудничества на современном этапе, а также политика в отношении Польши и стран Балтии наряду со статьями Дж.Йодер , Т.Форсберга , Х.Адомайта , В.Патерсона , С.Майстера , Н.В.Павлова , В.Б.Белова базируется на обращении к официальным сайтам, отображающим состояние отношений Берлина и МосквМ. Рассмотрение же вопроса взаимосвязи Восточного партнерства ЕС и концепции Ostpolitik также во второй главе, сопряженное с разбиением стран, участвующих в данном проекте в зависимости от их успеха на пути трансформации, требует, в свою очередь, исследования факта освещения данной тематики в каждом отдельном случае.
Литературу, посвященную проблеме трансформации системы европейской безопасности и «Восточной политики» Германии, можно классифицировать следующим образом.
Во-первых, теоретико-методологические работы, в которых затрагиваются общие аспекты международных отношений, такие как проблемы геополитики, теории международных отношений и внешней политики.
Что касается монографий и статей по общеевропейской безопасности, то представляется, что отдельно необходимо отметить монографию Л. М. Воробьёвой «Внешняя политика ФРГ на пороге XXI века». Автор рассматривает как основные вопросы двусторонних отношений ФРГ с разными странами, а также проблемы взаимодействия Г ермании с этими партнерами на уровне международных организаций и интеграционных объединений.
Что касается историографии германской внешней политики, то здесь, как представляется, необходимо отметить отдельно следующие работы
A. К. Никитин в своей монографии «Стратегия современной Германии на международной арене и интересы России» описывает современные тенденции в развитии системы международных отношений, где одним из важнейших аспектов является усиление позиций объединённой Германии в мировой политике.
В книге И. Ф. Максимычева «Восточная политика» единой Германии» автор ищет ответ на вопросы, какие изменения произошли в политике ФРГ по отношению к странам Центральной и Восточной Европы за десятилетие с 1990 по 2000 гг., и в какой степени можно говорить о преемственности германской «Восточной политики» по сравнению с предыдущими периодами.
Монография Н.В. Павлова «История современной Германии» посвящена Германии после Второй мировой войны: возникновению двугосударственности, эволюции внутренней и внешней политики ГДР и ФРГ в эпоху биполярного мира, возрождению единого германского национального государства, современным проблемам политической и экономической жизни страны.
Также европейскими интеграционными процессами, текущими вопросами внутренней и внешней политики ФРГ занимается целый ряд отечественных авторов: В.Б.Белов , И.М.Бусыгина, Ю.А.Горлач, B. И.Дашичев , A.A.Новиков, С.В.Погорельская , Б.Н.Порфирьев, П.А.Цыганков и другие.
Обратимся теперь к зарубежной историографии, преимущественно немецких и европейских исследователей. Много полезной информации было
почерпнуто из книги К.Хаке «Внешняя политика Германии. Великая держава поневоле?», в которой автор прослеживает историю внешней политики ФРГ от К. Аденауэра до Г. Коля.
Учтены и проработаны труды ряда немецких историков и политологов.
Из зарубежных авторов необходимо отметить также П.Асснера, А.Васконселоса, Г.Киссинджера, Зд. Краснодебски, П.Мореля, X.Солану, П.Сутелу. Как и среди отечественных авторов, среди зарубежных есть в прошлом выдающиеся дипломаты (Г.-Д.Геншер из ФРГ или Г.Киссинджер из США).
Взгляд на Германию со стороны представляют в зарубежной науке и политической публицистике целый ряд исследователей.
Методология исследования основана на следующих методах научного познания: принцип историзма; принцип научной объективности и
достоверности; принцип системного анализа. Что касается методологии, то в работе применялись культурно - цивилизационный, проблемнохронологический и логический методы, для того, чтобы обеспечить исследование вопроса в соответствии с цивилизационным контекстом, историческими фактами и реалиями изучаемых в процессе решения проблемы стран - субъектов и объектов «Восточной политики» Германии.
Научная новизна работы состоит в следующем:
1) исследование является комплексным, посвященным системному изучению процесса трансформации ФРГ и изменения «Восточной политики» ФРГ;
2) до настоящего времени в отечественной и зарубежной историографии, исследований посвященных роли «Восточной политики» ФРГ в современной политике, охвативших весь современный пласт исторических исследований с использованием новейшего арсенала первоисточников и их анализа, не отмечено;
3) благодаря исследованию истории «Восточной политики» ФРГ была определена степень её влияния на функционирование и трансформацию политики стран Восточной Европы.
Практическая значимость диссертации. Результаты исследования могут стать основой для новых научно-исследовательских работ, направленных на изучение «Восточной политики» ФРГ. Также результаты диссертации могут оказать информационно-аналитическую помощь политикам, представителям государственных структур в практической работе. Особую значимость данное исследование представляет в учебном процессе в системе высших учебных заведений при подготовке учебных курсов, направленных на изучение современных международных отношений.
Структура диссертации соответствует её целям и задачам. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Концепция Ostpolitik в своей идейной основе была сформулирована еще в 60-70-е гг. ХХ в. федеральным канцлером ФРГ В. Брандтом и его верным соратником и советником Э. Баром. В тот период времени она преследовала в качестве одной из своих целей устранение неоправданного перевеса сотрудничества и кооперации ФРГ в сторону взаимодействия со странами Запада при одновременном факторе недооцененности наличия контактов с государствами Восточного блока. Формирование ее сущности при этом темпорально совпало с эпохой разрядки в биполярной системе, где тематика создания единой системы европейской безопасности и стабильности являлась одним из ключевых моментов выстраивания международных отношений в Старом Свете. Те инструменты и идеи, которые наполняли концепцию восточной политики, в итоге были призваны способствовать данному процессу нормализации политической ситуации в Европе, переводу взаимодействия в мирное русло. Налаживание отношений со странами советского блока как таковое вмещало в себя идейно установление тесных экономических, политических и человеческих контактов с этими государствами, которые бы постепенно запускали процесс трансформации общества посредством его демократизации. Тенденции модернизации были в центре концепции восточной политики и ее тактики "Wanderung durch Annahemng"("изменение через сближение"), где так называемая стратегия "малых шагов" постулировала необходимость следования курсом осторожной трансформации общественных систем. В региональном плане концепция Ostpolitik не концентрировалась лишь на взаимодействии ФРГ и СССР, а наоборот, во многом выдвигала на первый план сотрудничество со странами Восточной Европы. Контакты же с Москвой, в первую очередь, были направлены на создание вышеупомянутой атмосферы стабильности и безопасности на европейском континенте, в условиях которой модернизационные процессы не были бы ограничены в своем проявлении системными препятствиями
«Новая восточная политика» федерального канцлера Герхарда Шрёдера (1998-2005) явилась закономерной реакцией на исторические события 80-90-х гг. XX века, когда изменившаяся геополитическая ситуация - вызванная объединением Германии и крахом СССР - поставила вопрос о трансформации внешнеполитической линии в отношении стран Восточной Европы. В 1998 г. к власти в ФРГ в лице Герхарда Шрёдера и Йошки Фишера пришло первое «послевоенное поколение», которое понимало необходимость реформирования германской внешней политики и старалось преодолеть комплексы предыдущих федеральных правительств, что выражалось в возвращении к принципам «нормальности» и приоритета национальных интересов.
Политика «красно-зелёного» правительства отличалась трезвостью и прагматичностью, первостепенностью идеи «полезного», что в значительной мере отражалось на развитии взаимоотношений Германии и стран восточноевропейского региона. Важно отметить, что специфической чертой внешней политики «красно-зелёной» коалиции являлось «разделение ролей», заключавшееся в том, что федеральный канцлер и министр иностранных дел «курировали» разные вопросы, практически не вмешиваясь в области ведения друг друга. Если глава МИД Фишер формировал курс по отношению к странам Балканского полуострова, Ближнего Востока и Африки, то глава правительства Шрёдер занимался вопросами европейской «восточной политики», Иракской проблемой и «нормализацией» отношений с Китаем.
Именно канцлер сыграл определяющую роль в формировании концепции «новой восточной политики» ФРГ, постепенно переместив направление на первый план внешнеполитической повестки. Конечно, нельзя говорить, что министр Фишер полностью «отстранился» от восточной политики, но его функция сузилась до отдельных проблем этой сферы, которых по какой-либо причине не касался Шрёдер: в остальном политика ФРГ в восточноевропейском направлении конструировалась исключительно в соответствии со взглядами и убеждениями лидера СДПГ.
Канцлер Герхард Шрёдер вошел в историю как активный сторонник и популяризатор расширения Европейского Союза на Восток и «добрый друг» России. Интересно, что немецкий политик не сразу оценил важность и перспективность восточного направления и сформулировал позицию по этой проблеме. Можно заключить, что «новая восточная политика» Шрёдера в своем развитии прошла два этапа.
На первом этапе (1998-2001) федеральное правительство не считало направление приоритетным, а, как показал анализ предвыборных программ, коалиционного договора и выступлений канцлера в Бундестаге, стремилось развивать, прежде всего, германо-американское и германо-французское сотрудничество. Цели «красно-зелёной» коалиции в восточноевропейском регионе ограничивались желанием способствовать расширению Европейского Союза на Восток и необходимостью развивать партнерство с Российской Федерацией в сфере безопасности. Последнее отражает и важную особенность первого этапа: Герхард Шрёдер намеренно не относил развитие российско-германских отношений к проблемам первостепенной важности (что подтверждает и его инаугурационная речь, где этой темы он не коснулся вообще), так как стремился дистанцироваться от политики правительства Гельмута Коля и его «банной дипломатии», широко критиковавшейся в Германии.
На втором этапе (2001-2005) федеральное правительство расставляло акценты внешней политики совершенно иначе: «атлантизм» отходил на второй план, в то время как восточное направление начинало играть ключевую роль. При этом, что интересно, характерной особенностью «восточной политики» периода являлось то, что канцлер Шрёдер превращал Россию в «центральное» государство Восточной Европы, а отношения с остальными странами выстраивал в соответствии с принципом «Russia-First», когда определяющее значение для ФРГ играл успех именно российскогерманских отношений. Исключение составляла разве что Республика Польша, неизменно находившаяся в фокусе германских внешнеполитических интересов и на первом, и на втором этапе.
Поворот в «восточной политике» Шрёдера объяснялся трансформацией российско-германских отношений, когда к власти в России в 1999 г. пришел Владимир Путин (как его тогда окрестили германские газеты: «немец в Кремле»), убедивший канцлера ФРГ в выгодности «дружбы» с Москвой, что привело в 2001 г. к возникновению качественно нового этапа в партнерстве между странами.
Результатом изменений в сотрудничестве России и Германии стало повышение внимания федерального правительства к проблемам всего восточноевропейского региона. Вместе с развитием взглядов канцлера «новая восточная политика» обретала более четкие контуры: формировались цели и задачи федерального правительства в регионе, оформлялись направления и приоритеты.
Так, можно выделить три группы целей:
Экономические: расширение экономического партнерства и выгодного торгового обмена (нередко государства Восточной Европы превращались в рынок сбыта немецкой продукции), развитие инвестиционного сотрудничества, проникновение и немецкого бизнеса в страны региона;
Политические: разрешение проблемы «прошлого» и общегосударственное примирение, формирование прочного стратегического партнерства, поддержка стремления ряда стран восточноевропейского региона в интеграции в Европейский Союз;
Касающиеся вопросов мира и безопасности: расширение военного и военно-технического сотрудничества, развитие взаимодействия в борьбе с терроризмом и организованной преступностью, превращение региона Восточной Европы в естественный географический буфер, «опоясывавший»
ФРГ.
Исследование направлений «новой восточной политики» показало, что отношения Германии со странами восточноевропейского региона имели различный характер, вследствие чего представляется возможным разделить все государства по степени важности на несколько групп.
Так, можно выделить государства «первого порядка», к которым относятся Россия и Польша, что имели определяющее значение для «восточной политики» и являлись базовой основой концепции Шрёдера. При этом германо-российские и германо-польские отношения не были одинаковы. Партнерство ФРГ с Россией фактически начало стремительно развиваться и приобрело особый характер лишь в 2001 г. - после целого ряда событий (смены власти в России, террористических актов 11 сентября в НьюЙорке, речи президента Путина на немецком языке в Бундестаге), которые заставили канцлера оценить выгоды «дружбы» с Москвой. Что важно, определяющей чертой российско-германских отношений являлся «примат экономического», в соответствии с которым первостепенную роль играла «прибыль» германской стороны, ради чего канцлер был готов закрывать глаза на некоторые вопросы, активно критиковавшиеся в ФРГ (нарушения прав человека, дело «ЮКОСа», Чеченская война и пр.).
«Нормализация» отношений с Польшей также имела важное значение для Шрёдера, но причины такой позиции имели иные корни: правительство ФРГ так и не смогло избавиться от комплекса «исторической вины» за преступления нацистской Германии, вследствие чего стремилось всячески помогать Варшаве. При этом польско-германские отношения развивались скорее по нисходящей траектории: несмотря на желание ФРГ всесторонне расширять и укреплять сотрудничество между странами, Польша, хоть и не отказывалась от немецкой поддержки (велика роль Германии в «продвижении» страны в ЕС), но не могла преодолеть исторические обиды, вследствие чего развитию отношений с Германией предпочитала расширение контактов с США.
К государствам «второго порядка» можно отнести такие страны как Латвия, Литва, Эстония и тд., занимавшие в «новой восточной политике» одно из ведущих мест, но при этом отношения с которыми выстраивались с оглядкой на интересы стран первого порядка. Наиболее характерным примером такой политики являлись взаимоотношения Германии и стран Балтии, где политика «красно-зелёной» коалиции развивалась в соответствии с принципом «Russia-First». В первом случае партнерство вообще нельзя было назвать конструктивным, так как канцлер Шрёдер тщетно пытался и «не отдать» регион США, и не испортить отношения с Россией.
Итоги «новой восточной политики» трудно оценить однозначно. Так, с одной стороны, первостепенные цели направления были выполнены. Федеральное правительство смогло добиться принятия Польши, Латвии, Литвы и Эстонии в Европейский Союз в 2004 г. Партнерство с Россией также находилось на самом высоком уровне за последние 50 лет и представлялось очень выгодным для Германии.
В то же время, с другой стороны, политика имела немало сложностей. Например, отношения с некоторыми странами трудно назвать успешными, что касается прежде всего Молдавии и Беларуси. Вероятно, самым серьезным разочарованием «новой восточной политики» стали германопольские отношения: федеральное правительство возлагало большие надежды на «нормализацию» партнерства с Варшавой, но полноценно реализовать эту цель не смогло, в первую очередь, из-за нежелания Польши простить Германию за исторические ошибки.
Определенные проблемы сопровождали и российско-германские отношения: несмотря на явный успех партнерства, не все в ФРГ разделяли мнение Шрёдера о первостепенности экономической выгоды. Лояльное отношение канцлера к нарушениям прав человека в России, ситуации в Чечне или заключение соглашения по Nord Stream вызывало волны критики и негатива.
Необходимо отметить, что наблюдается определенная преемственность политики канцлера Герхарда Шрёдера с деятельностью предшествующих федеральных правительств, а именно с «восточной политикой» Вилли Брандта, Гельмута Шмидта и Г ельмута Коля. Канцлер Брандт в 70-е гг. XX века оформил основы «восточной политики», определил, что главными целями направления являются нормализация отношений с СССР, Польшей и Чехословакией, Шрёдер спустя почти 30 лет развил его идеи, что помогло не только преодолеть раскол Европы, но и самой Германии закрепиться на политической карте в новом качестве - сильного независимого государства, ценящего свои интересы. Канцлер Шмидт в своей внешней политике основывался на принципах прагматизма и примата «полезного», что также вполне определенно просматривалось в политике председателя «краснозелёного» правительства, стремившегося извлекать из германских внешнеполитических связей максимум пользы для своей страны. Канцлер Коль придал особый характер российско-германским отношениям, где одной из основ сотрудничества являлись близкие дружественные отношения между главами государств (так называемая «банная дипломатия»). В первые годы канцлерства Герхард Шрёдер, как отмечалось ранее, стремился дистанцироваться от такого формата общения и критиковал за него Коля, но постепенно сам к нему обратился, что помогло расширить выгоды отношений с РФ.
Срок канцлерства А. Меркель в этой линии не стал исключениемна протяжении всех трех коалиционных правительств, начиная с 2005 г. Однако ряд изменений в европейской системе международных отношений все же неизбежным образом отразился на некоторых составляющих восточной политики. Так, к примеру, усиление интеграционных тенденций на континенте и оформление Европейского Союза как определенного наднационального объединения, сопряженное с территориальным распространением его влияния, трансформировал региональный вектор модернизационных процессов. Государства Центральной и Восточной Европы, которые до этого являлись объектами концепции Ostpolitik, добились значительных успехов на пути перехода к либеральнодемократическому обществу и были включены в орбиту политики расширения ЕС, завершившейся их включением в 2004 и 2007 гг. В сложившихся условиях логичным продолжением контактов предыдущего периода с учетом раздвинувшего свои границы интеграционного объединения стала политика интенсификации взаимодействия со странами Восточной Европы, являвшимися частью постсоветского пространства, территориально расположенного между Евросоюзом и Россией. Именно эти государства составили тот второй региональный вектор восточной политики, который был направлен на трансформацию общества стран, являющихся частью европейской идентичности. Российская Федерация при этом, являясь правопреемницей СССР, продолжила сохранять за собой статус особого, но равнозначного актора, с которым выстраивалось сотрудничество в рамках концепции восточной политики. Будучи ранее центром коммунистического блока, Россия как политическое образование обладала внутренней системой, которая характеризовалась устойчивыми историческими корнями и глубоко восприняла в себя влияние советского периода. Данное положение дел дополнительно пролонгировало долгосрочный характер трансформационных процессов, на первой ступени которых продолжали оставаться консультации в сфере безопасности и стабильности в Европе. В период канцлерства А. Меркель велись усиленные переговоры по заключению нового Соглашения между РФ и ЕС, которое, в том числе, содержало бы характер взаимодействий в вышеупомянутой области, не раз поднималась тематика урегулирования кризисов на постсоветском пространстве (Приднестровье, ЮжнаяОсетия). Однако отсутствие значимого продвижения в двусторонних отношениях
было явно показано в ходе Украинского кризиса, после которого риторика необходимости переформатирования отношений в Европе приобрела новый импульс. Параллельно с консультациями в сфере безопасности в отношениях с Россией активизировалось демократическое направление концепции Ostpolitik, что стало особенно заметно в течение периода нахождения у власти третьего коалиционного правительства, возглавляемого А. Меркель. Возвращение на должность президента РФ В.В. Путина явилось своеобразным катализатором усиления модернизационного нарратива в плане процессов формирования гражданского общества в России. Начиная с 2012 г. этому компоненту начинает придаваться особая роль в функционировании "Петербургского диалога" как особой площадки германо-российского взаимодействия, а в риторике по отношению к Москве усиливается градус критичности касательно практики нарушения демократических основ общества и интенсификации авторитарных тенденций. Данный факт в очередной раз показывает цельность концепции восточной политики, где все ее составляющие равнозначны, а их влияние направлено на сближение с европейским пространством. Однако примечательно, что долгое время экономическая составляющая отношений ФРГ и РФ в современный период строго рассматривалась в качестве фактора, который способен сохранить общее состояние сотрудничества на высоком уровне вне зависимости от любых кризисных тенденций. С одной стороны, общая логика модернизационного партнерства, развернутого с Россией в 2008 г., в основе которого лежала политика "Wandel durch Handel"("изменение через торговлю"), способствовала поддержанию этой точки зрения.
Таким образом, в настоящее время тенденции равнозначности составляющих концепции Ostpolitik только усиливаются, вынуждая российскую сторону считаться с их существованием. Направленность идеи на демократические преобразования требует от политической элиты РФ принятия готовности совершить ряд шагов в этом направлении. Отказа от вектора взаимодействия со странами Восточного партнерства в ближайшем будущем не последует, а значит, состояние безопасности и стабильности в этом регионе будет продолжать оставаться на одном из первых мест на повестке дня.
В этих условиях концепция восточной политики наряду с консультациями в сфере безопасности получает дополнительный импульс развития, говорящий о релевантности применения ее установок в будущем и об отсутствии тенденции их отмирания, несмотря на новые международные условия.
1. Петербургский диалог. История форума [Электронный ресурс]: офиц. сайт форума гражданских обществ России и Германии. -URL:http:// petersburger-dialog.ru/home/istoriya.html.
2. Brandt W. Koexistenz - Zwang zum Wagnis / W. Brandt - Stuttgart: Deutsche Verlag, 1963. -114 s.;
3. Deutschlands Zukunft gestalten. Koalitionsvertrag zwischen CDU,CSU und SPD. - Berlin,14.12.2013. - 130 s.;
4. Die Ostliche Partnerschaft [Электронный ресурс]:офиц. сайт
Министерства ин. дел ФРГ,2016.-
URL: http: //www.auswaertigesamt. de/DE/Europa/
5. Erweiterung_Nachbarschaft/Nachbarschaftspolitik/Oestliche %20Partnerschaftnode .html
6. Foreign Minister Steinmeier in Baku and Yerevan [Электронный
ресурс]:офиц. сайт Министерства ин.дел ФРГ, 2014. - URL:
http://www.auswaertiges-amt.de/EN/AAmt/BM-Reisen/2014/10-AZE-ARM/AZE- ARM.html .
7. Gemeinsam fur Deutschland - mit Mut und Menschlichkeit. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD. - Berlin,
11.11.2005. - 190 s.;
8. Herkunft des Erdgas in Deutschland [Электронный ресурс]: Hufnagel Kl., Prangemeie Th. -Geschaftsfuhrer. - URL: http://www.kwh-preis.de/herkunft-des- erdgas-in-deutschland.
9. Merkel A. Rede von Bundeskanzlerin Angela Merkel anlasslich der
51. Munchner Sicherheitskonferenz [Электронный ресурс]: офиц. Сайт Федерального правительства ФРГ. - URL:
https://www.bundesregierung.de/Content/DE/Rede/2015/02/2015-02-07-merkel- sicherheitskonferenz .html.;
10. Olimporte und Roholproduktion in Deutschland. Bundesministerium fur
Wirtschaft und Energie [Электронный ресурс]: офиц. Сайт Министерства экономики и энергетики ФРГ. -URL: http://
m.bmwi.de/DE/Themen/energie,did=159668.html.
11. Ostliche Partnerschaft: Naher und intensiver zusammenarbeiten
[Электронный ресурс]:офиц.сайт Федерального правительства ФРГ, 2014. - U R L :https://www.bundesregierung.de/Content/DE/Artikel/2014/05/3014-05-28- merkel-drei-ministerpraesidenten.html.;
12. Summit meeting in Warsaw: Supporting democratic reforms [Электронный
ресурс]:офиц.сайт Федерального канцлера ФРГ,
2011 .-URL:https://www.bundeskanzlerin.de/ContentArchiv/EN/Archiv17/ Reiseberichte/pl-polen-merkel-demokratische-reformen.html.;
II. Литература:
1) Монографии:
1. Белов В.Б. Экономическое сотрудничество между Российской Федерацией и ФРГ / В.Б.Белов // Современная Германия: экономика и политика / под ред. В.Б. Белова. - М.: ВесьМир, 2015. - С. 392 -453.
2. Adomeit H. German-Russian Relations: Balance Sheet since 2000 and Perspectives until 2025/ H. Adomeit - Bruxelles: Comite d’etudes des relations franco-allemandes, 2012. - 36 p.;
3. Blasius R. Von Adenauer zu Erhard: Studien zur Auswartigen Politik der Bundesrepublik Deutschland 1963 / R. Blasius - Munchen: R. Oldenbourg Verlag, 1994. - 222 s.;
4. Dannenberg J. The Foundations of Ostpolitik: The Making of the Moscow Treaty betweenWest Germany and the USSR: The Making of the Moscow Treaty between West Germany andthe USSR / J. Dannenberg - Oxford: OUP Oxford,
2008. - 260 p.;
5. David M., Gower J., Haukkala H. National Perspectives on Russia: European Foreign Policyin the Making? / M. David, J. Gower, H. Haukkala - NY: Routledge, 2013. - 276 p.;
6. Fink C., Schaefer B. Ostpolitik, 1969-1974: European and Global Responses / C. Fink, B.Schaefer - Cambridge: Cambridge University Press, 2011. - 322 p.;
7. Fischer F. Im deutschen Interesse: Die Ostpolitik der SPD von 1969 bis 1989 / F. Fischer -Husum: Matthiesen Verlag, 2001. - 460 s.;
8. Kurpas S., Riecke H. The 2007 German EU Presidency: A Midterm Report / S. Kurpas, H.Riecke - Stockholm: Swedish Institute for European Policy Studies, 2007. - 69 p.;
9. Kuschel S. Die neue Ostpolitik: Entspannung unter der Regierung Brandt / Scheel (1969-1974) / S. Kuschel - Norderstedt: GRIN Verlag, 2011. - 24 s.;
10. Maul C. Egon Bahr und die Ostpolitik der sozialliberalen Koalition / C.
Maul - Stuttgart:Universitat Stuttgart, 2004. - 36 s.;
11. Mitrany D. The Functional Theory of Politics / D. Mitrany - London:
School of Economics &Political Science, 1976. - 294 p.;
12. Noack A. The "Ostpolitik" of the Social-liberal Coalition / A. Noack - Norderstedt: GRINVerlag, 2003. - 28 p.;
13. Pittman A. From Ostpolitik to Reunification: West German-Soviet Political Relations / A.Pittman - Cambridge: Cambridge University Press, 1992. - 248 p.;
14. Rother B. Willy Brandts AuBenpolitik / B. Rother - Wiesbaden: Springer, 2014. - 367 s.;
15. Sarotte M. Dealing with the Devil: East Germany, Detente, and Ostpolitik, 1969-1973 / M.Sarotte - Chapel Hill: The University of North Carolina Press,
2001. - 328 p.;
16. Villaume P., Westad O. Perforating the Iron Curtain: European Detente, TransatlanticRelations, and the Cold War, 1965-1985 / P. Villaume, O. Westad - Copenhagen: MuseumTusculanum Press, 2010. - 272 p.;
2) Научные статьи:
17. Абашидзе А.Х. «Восточное партнерство»: миф и реальность / А.Х. Абашидзе // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. - 2014. - No 6 (293). - С. 77-82.;
18. Авдеенко Е.Г. Концепция «европейского мирного порядка» В. Брандта / Е.Г. Авдеенко //Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - No 36 (327). - С. 73-79.;
19. Белов В.Б. Российско-германские отношения перед выборами в Бундестаг / В.Б. Белов //Современная Европа. - 2013. - No 2 (54). - С. 6-19.;
20. Васильев В.И. Вилли Брандт и Россия / В.И. Васильев // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. - 2013. - No 9 (284). - С. 115-127.;
21. Влах В.К. Проект «Восточное партнерство»: проблемы и перспективы развития на современном этапе / В.К. Влах // Власть. - 2015. - No 2. - С. 25-32.;
22. Гамзалов С.Д. Российско-германские отношения: специфика и перспективы развития /С.Д. Гамзалов // Власть. - 2010. - No 6. - С. 156-159.;
23. Кузнецова Е.С. Вилли Брандт и проблема примирения ФРГ со странами Восточной Европы в 1970-е годы / Е.С. Кузнецова // Белые пятна российской и мировой истории. -2012. - No 1. - С. 114-124.;
24. Павлов Н. Москва-Берлин-Брюссель: от трилатерализма к билатерализму? / Н. Павлов //Современная Европа. - 2014. - No 4 (60). - С. 106-110.;
25. Павлов Н.В. Россия-Г ермания: исчерпан ли потенциал политического сотрудничества? /Н.В. Павлов // Современная Германия: экономика и политика / под ред. В.Б. Белова. -М.: Весь Мир, 2015. - С. 609-616.;
26. Русяева И., Батурин Л.М. Российско-германские отношения и их влияние на эволюцию стратегической стабильности / И. Русяева,
Л.М. Батурин // Политический вектор-L. Комплексные проблемы
современной политики. - 2015. - No 1. - С. 81-93.;
27. Стрелец М.В. Российский вектор внешней политики второго правительственного кабинета А. Меркель в ФРГ: некоторые аспекты истории / М.В. Стрелец // Вестник Рязанского государственного университета им.
С.А. Есенина. - 2015. - No 1 (46). - С. 58-73.;
28. Шабельникова О.В. Сотрудничество Азербайджанской Республики и Европейского союза в рамках программы «Восточное партнерство» /
О.В. Шабельникова //Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2014. - No 2 (39). - С. 350-357.
29. Anthon C. Adenauer's Ostpolitik 1955 - 1963 / C. Anthon // World Affairs.
- 1976. - No 139(2). - P. 112-129.;
30. Barata P. Ukraine, EU and Russia: Soft Power versus Realpolitik? [Электронный ресурс]:Janus.Net: e-Journal of International Relations. - 2014.
- No 5 (1). - P. 31-47. - URL:http://observare.ual.pt/janus.net/images/stories/PDF/ vol5_n 1/ en/ en_vol5_n 1_art3 .pdf.;
31. Belov V. Russia-Germany: Partnership for Modernization / V. Belov // International Affairs: ARussian Journal of World Politics, Diplomacy & International Relations. - 2010. - No 56 (5). -P. 108-119.;
32. Chivvis C.S., Rid T. The Roots of Germany’s Russia Policy / C.S. Chivvis,
T. Rid //Survival: Global Politics and Strategy. - 2009 - No 51 (2). - P. 105-122.;
33. Cordel K., Wolff S. A Foreign Policy Analysis of the “German Question”: Ostpolitik Revisited/ K. Cordel, S. Wolff // Foreign Policy Analysis. - 2007. - No 3 (3). - P. 255-271.;
34. DelcourL. Between the Eastern Partnership and Eurasian Integration: Explaining Post-Soviet Countries’ Engagement in (Competing) Region-Building Projects / L. Delcour // Problems of Post-Communism. - 2015. - No 62 (6). - P. 316-327.;
35. Ferreira-Pereira L.C., Vieira Guedes Vysotskaya A. Ukraine in the European Union's Partnership Policy: A Case of Institutionalized Ambiguity /
L. C. Ferreira-Pereira, A. Vieira Guedes Vysotskaya // European Politics and Society. - 2015. - No 16 (2). - P. 143-158.;
36. Formuszewicz R.Germany’s Policy towards Russia: New Wine in an Old Wineskin / R.Formuszewicz // Policy Paper. - 2014. - No 7 (90). - P. 1-5.;
37. Forsberg T.From Ostpolitik to ‘frost politik’? Merkel, Putin and German foreign policy towards Russia / T. Forsberg // International Affairs. -
2016. - No 92 (1). - P. 21 - 42.;
38. Freire M.R., Simao L. “From words to deeds”: European Union democracy promotion in Armenia / M.R. Freire, L. Simao // East European Politics. - 2013. - No 29 (2). - P. 175-189.;
39. Handl Vl., Ehler T.The German Policy towards Russia - The Meaning of the Context of the European Union / Vl. Handl, T. Ehler // The EU, Germany, Central Europe and Russia: determinants of the EU's foreign policy towards Russia / ed.: B. Vesela. - Prague: Friedrich Ebert Stiftung, 2011. - P. 169 - 198.;
40. Havlik P. Vilnius Eastern Partnership Summit: Milestone in EU-Russia Relations--Not Just for Ukraine / P. Havlik // Danube: Law and Economics Review. - 2014. - No 1. - P. 21-51.;
41. Kleuters J. Between Continuity and Change: Ostpolitik and the Constructivist Approach Revisited / J. Kleuters // German Politics. - 2009. - No 18 (4). - P. 519-535.;
42. KolodziejT. The Eastern Partnership / T. Kolodziej // Finance: Challenges of the Future. -2014. - No 16. - P. 16-35.;
43. Korosteleva E.A. The European Union and Belarus: democracy promotion by technocraticmeans? / E.A. Korosteleva // Democratization. - 2016. - No 23 (4).
- P. 678-698.;
44. Makarychev A., Meister S. The Modernisation Debate and Russian- German Normative Cleavages / A. Makarychev, S. Meister // European Politics and Society. - 2015. - No 16 (1). -P. 80-94.;
45. Martmezgarnelo y Calvo G. The Eastern Partnership as an expression of the European Neighbourhood Policy: reinforcing the European normative power with the Eastern partners /G. Martmezgarnelo y Calvo // Eastern Journal of European Studies. - 2014. - No5 (1). - P. 131-143.;
46. Meister S. Entfremdete Partner: Deutschland und Russland / S. Meister // OSTEUROPA. -2012. - No 62. - S. 475-484.;
47. Meister S. German Eastern Policy: Is a partnership with Poland possible? /
S. Meister //DGA Panalyse kompakt. - 2011. - No 7. - P. 1-5.;
48. Newnham R. Economic Linkage and Willy Brandt's Ostpolitik: The Case of the Warsaw Treaty / R. Newnham // German Politics. - 2007. - No 16 (2). - P. 247263.;
49. Ochmann C. Die Zukunft der Ostlichen Partnerschaft aus deutscher Sicht /
C. Ochmann // The EU, Germany, Central Europe and Russia: determinants of the EU's foreign policy towards Russia / ed.: B. Vesela. - Prague: Friedrich Ebert Stiftung, 2011. - P. 199-214.;
50. Paterson W.E. Foreign Policy in the Grand Coalition / W.E. Paterson //
German Politics. -2010. - No 19 (3-4). - P. 497-514.;
51. Rahr A. Germany and Russia: A Special Relationship / A. Rahr //The Washington Quarterly. -2007. - No 30 (2). -P. 137-145.;
52. Rommens Th. The Eastern Partnership: civil society in between the European and domestic level: the case of Georgia / Th. Rommens // East European Politics. - 2014. - No 30 (1). - P.54-70.;
53. Seibel W.Arduous Learning or New Uncertainties? The Emergence of German Diplomacy in the Ukrainian Crisis / W. Seibel // Global Policy. - 2015. - No 6 (1). - P. 56-72.;
54. Stent A. Berlin's Russia Challenge / A. Stent // National Interest. - 2007. - No 88. - P. 46-51.;
55. Szabo S.F. Germany's Commercial Realism and the Russia Problem / S.F.
Szabo // Survival. -2014. - No 56 (5). - P. 117-128.;
56. Timmins G. German-Russian Bilateral Relations and EU Policy on Russia: Between Normalisation and the ‘Multilateral Reflex’ / G. Timmins // Journal of Contemporary European Studies. - 2011. - No 19 (2). - P. 189-199.;
57. Yoder J.A. An Intersectional Approach to Angela Merkel's Foreign Policy/ J.A. Yode //German Politics. - 2011. - No 20 (3). - P.360-375.;
58. Yoder J.A. From Amity to Enmity: German-Russian Relations in the Post Cold War Period /J.A. Yoder // German Politics & Society. - 2015. - No 33 (3). - P. 49-69.;
59. Zielinska A., Longhurst K. The Eastern Partnership - Context and Reactions from a Troubled Neighbourhood/ A.Zielinska, K. Longhurst- Warsaw: COLLEGIUM CIVITAS. Forging a new European Ostpolitik - An Assessment of the Eastern Partnership, 2009. - P. 29-50.;
60. Zverev A. Economic Cooperation Between Russia and Germany / A. Zverev // Problems of Economic Transition. - 2012. - No 55 (1). - P. 51-62.;
61. 3) Материалы СМИ:
62. Ewing J., Smale A. In reversal, Germany cools to Russian investment
[Электронный ресурс]: The New York Times, 2014.-URL:
http://www.nytimes.com/2014/12/29/business/international/in-reversal-germany- cools-to-russian-investment.html?_r=0.;
63. Gas-Pipeline "Nord Stream": EU-Kommission stellt sich gegen
Bundesregiemng[Электpонный ресурс]: Spiegel Online Wirtschaft, 2016. - URL:http://www.spiegel.de/wirtschaft/soziales/nord-stream-eu-kommission- gegen-gas-pipeline-aus-russland-a- 1076758.html.;
64. Gathman Fl. Schwierige Prasidenten-Beziehung: Gaucks Putin-Problem
[Электронный ресурс] : S p i e g e l O n l i n e P o l i t i k , 2 0 1 2 . -
URL :http://www.spiegel.de/politik/ausland/praesident-gauck-geht-russlands- staatsoberhaupt-putin-aus-demweg-a-852531 .html.;
65. Muller P. Gesprach in Brisbane: Merkel verliert die Geduld mit Putin
[Электронный ресурс]:Spiegel Online Politik, 2014. - URL:
http://www.spiegel.de/politik/ausland/g20-gipfel-merkel-wirft-putin-wegen- ukraine-expansionsstrebenvor-a-1003107.html.;
66. Siemens CEO meets Putin and commits company to Russia [Электронный ресурс]: Financial Times, 2014. - URL: http://www.ft.com/cms/s/0/6d774238- b506-11e3-a746-00144feabdc0.html.;
67. Weiland S. Georgien, Moldau, Tunesien: Steinmeier und Fabius auf gemeinsamer Krisen-Mission [Электронный ресурс]: Spiegel Online Politik,
2014. - URL:http://www.spiegel.de/politik/deutschland/steinmeier-und-fabius- besuchen-georgien-moldau-und-tunesien-a-965601.html.