Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКИ

Работа №35748

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы105
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
648
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования музыкальной культуры учащихся младших классов детской музыкальной школы 7
1.1. Формирование музыкальной культуры личности как педагогическая
проблема 7
1.2. Потенциал узбекского музыкального творчества в формировании
музыкальной культуры 15
1.3. Разработка содержания и методов формирования музыкальной культуры учащихся начальных классов средствами узбекской музыки 26
Выводы по Главе I 36
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию музыкальной культуры учащихся младших классов детской музыкальной школы средствами узбекской музыки 40
2.1. Авторский комплекс занятий по теме «Узбекская музыка» для учащихся младших классов 40
2.2. Формирующий эксперимент по формированию музыкальной куль
туры учащихся младших классов на базе детской музыкальной школы г. Зеленодольска РТ 48
2.3. Итоги опытно-экспериментальной работы 62
Выводы по главе II 69
Заключение 72
Список литературы 75
Приложение 82



Современная школа должна реализовывать принцип — от освоения музыкальной культуры своего народа к освоению музыки совместно проживающих народов, на этой основе — к постижению ценностей мировой музыкальной культуры.
Процессы миграции, которые охватили Россию, приток мигрантов из стран Средней Азии меняют звуковой ландшафт России, ее культуру. Игнорировать данное обстоятельство все сложнее. Необходимость изучения музыкальной культуры мигрантов, их адаптацию в культурные процессы России, воспитание толерантности россиян к мигрантам и их культуре, обуславливают актуальность данной работы.
Применительно к Республике Татарстан следует отметить, что основную часть населения в данном регионе составляют представители татарского и русского народов, а также различных диаспор, в том числе и узбекской, из представителей узбекских мигрантов. Соответственно перспективы развития Татарстана напрямую связаны с состоянием межнационального согласия, развитием этнической и полиэтнической культуры. Стабильность межэтнических отношений зависит от степени гарантированности прав и свобод всех народов, проживающих в регионе. При этом важно, чтобы ростки толерантности, патриотизма и интернационализма формировались еще в начальной школе.
Степень изученности проблемы: проблема музыкальной культуры исследовалась в трудах А. Сохора, Р. Тельчаровой, Л. Школяр, Л. Арчажниковой и др. Использование национальной музыки как средства формирования музыкальной культуры рассматривалось в работах в работах Л.В. Шаминой, Л.Л. Куприяновой, Д.А. Рытова, В.Н. Шацкой, Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина, Л.В. Горюновой, О.А. Апраксиной, М.С. Осенневой, Л.А. Безбородовой. Узбекскую музыку, ее потенциал в формировании музыкальной культуры исследовали В.А. Успенский, Е.Е. Романовская, Давыдова Т. Ю., Янов-Яновская Н. С., Тригулова А. Х. и др.
Целью данной работы является определение теоретических основ и разработка методов и содержания формирования музыкальной культуры младших школьников на материале узбекской музыки.
Объектом исследования является содержание и методы успешного формирования музыкальной культуры младших школьников на материале узбекской музыки на уроках теоретического и исполнительского циклов в музыкальной школе.
Предметом исследования является педагогический процесс формирования музыкальной культуры младших школьников на материале узбекской музыки.
Гипотеза исследования: формирование музыкальной культуры учащихся младших классов будет эффективным, если на уроках теоретического и исполнительского циклов в детской музыкальной школе будет использован потенциал узбекской музыкальной культуры.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования музыкальной культуры учащихся начальных классов и рассмотреть воспитательный потенциал узбекского народного и композиторского музыкального творчества
2. Проанализировать содержание и методы формирования музыкальной культуры учащихся начальных классов средствами узбекской музыки
3. Проверить эффективность разработанных методов и содержания формирования музыкальной культуры в авторском комплексе занятий по теме «Узбекская музыка» для учащихся младших классов
Новизна исследования: в том, что на основе анализа научной литературы, мы уточнили основные понятия исследуемой проблемы, дополнили их, выделили основные критерии, раскрыли потенциал узбекского народного музыкального творчества в формировании музыкальной культуры, рассмотрев, как народное, так и профессиональное музыкальное творчество.
Практическая значимость: материалы исследования, разработанный нами специальный комплекс занятий по теме «Узбекская музыка» для формирования музыкальной культуры учащихся младших классов могут быть использованы учителями начальной школы при проведении уроков музыки, этномузыко- логами, чья область интересов лежит в области узбекской музыки.
Этапы исследования: исследование проводилось в течение четырех лет с 2014 по 2018 гг. и включало в себя три этапа:
1. На первом этапе (2014 г.) осуществлялся теоретический анализ педагогической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; формулировалась цель, задачи исследования. Определение объекта и предмета исследования, постановка цели, формулирование гипотезы и задач исследования, построение логической структуры исследования.
2. На втором этапе (2015-2017 гг.) разрабатывался авторский комплекс занятий по теме «Узбекская музыка» для учащихся младших классов, осуществлялась опытно-экспериментальная работа и дальнейший анализ научной литературы с целью корректировки предлагаемого цикла уроков, проведение формирующего этапа исследования.
3. На третьем этапе (2018 г.) завершалось оформление исследования, подведение итогов и формулировка выводов исследования.
Структура работы. Работа включает Введение, 2 главы, Заключение, Список литературы и Приложения.
Апробация работы: Основные положения работы были доложены на III Международной научно-методической конференции «Научное сообщество студентов XI столетия» в ИМОИВ КФУ 4 апреля 2018 года и в статье:
Камышев Р.Н., Хурматуллина Р.К. Потенциал узбекского народного музыкального творчества в формировании музыкальной культуры младших школьников» //Материалы Международной студенческой научно-образовательной конференции студентов, магистрантов и молодых ученых (4 апреля 2018 года) / под ред. Н.П. Ячиной. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С.126-132.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе нашей работы был проведен анализ исследования в области формирования музыкальной культуры, благодаря которому мы выяснили, что музыкальная культура учащихся системы дополнительного музыкального образования - это сложное интегральное качество, которое формируется в процессе музыкальной деятельности и проявляющееся в эмоционально -ценностном отношении к музыке при наличии:
• знаний различных жанров, стилей и направлений музыки и умение ориентироваться в них;
• умений играть на музыкальных инструментах и владение певческим аппаратом;
Нами был рассмотрен младший возраст, как наиболее сенситивный для развития музыкальной культуры, средствами узбекской современной и этно-музыки. Так же был проведен анализ потенциала узбекской музыки в формировании музыкальной культуры и выявлены позитивные и негативные тенденции узбекской музыки. Благодаря анализу учебно-методической литературы по использованию узбекской музыки в школьной практике, нами были выявлены наиболее эффективные формы и методы работы, влияющие на формирование музыкальной культуры учащихся младших классов. Мы познакомили детей с историей узбекской музыки и её жанрами.
У учащихся младших классов понятие «современная музыка» ассоциируется с мировой культурой, поэтому данный Комплекс занятий создан именно для этого возраста. Во время освоения курса возможно применение как традиционных, так и прогрессивных форм, и методов обучения.
Нами был создан авторский комплекс упражнений, предназначенный для развития музыкальной культуры учащихся младших классов, а также проведен эксперимент, результаты которого показали эффективность созданного комплекса упражнений.
Комплекс упражнений опирался на научные работы отечественных и зарубежных ученных в области педагогики и психологии, теории и практики музыкального образования.
Комплекс содержит в себе пять частей: история развития узбекской музыки, занятия по основному музыкальному инструменту, занятия по вокалу, изучение теории музыки, а также занятия в музыкальной группе.
Во время проведения комплексных занятий использовались различные методы, в ходе которых осуществлялись: беседы, рассказы, объяснения, лекции, показы, самостоятельные работы, дискуссии и др.
Эффективность комплекса была проверена в условиях педагогической практики в МБУДО «ДМШ г. Зеленодольска РТ».
В течение 9ти месяцев периода с сентября по май. Все занятия по воспитанию музыкальной культуры учащихся младших классов проходили в течение 35 минут.
Количество детей, принимавших участие в эксперименте составило 20 человек, среди которых были и мальчики, и девочки. Возраст детей составлял 7 - 10 лет.
Во время организации экспериментального исследования был разработан и внедрен комплекс занятий и использованы различные педагогические условия. К каждому ребенку был осуществлен индивидуальный подход, с учетом развитости музыкальных способностей. Так же дети были разделены на подгруппы по 4 - 5 человек, для коллективного разучивания и исполнения песен.
Для создания проекта работы осуществлялась проверка детей на отношение к современной музыке и уровня знания музыкальной культуры на начальном этапе работы. После чего был разработан Комплекс занятий, направленный на формирование музыкальной культуры на основе современного музыкального материала.
Программа формирования музыкальных способностей для детей младшего школьного возраста средствами узбекской музыки, состояла из четырех этапов: подготовительный, вводный (организационный), основной (творческий), заключительный.
В завершении нашей работы, был осуществлен повторный опрос знаний и умений учащихся младших классов, накопленных за время эксперимента, и подведен итог, в результате которого был виден положительный результат. Если на начальном этапе больше половины учеников имели средний результат музыкальной культуры, то в конце проведенный работы, 95% учеников имели высокие показатели.



1. Абдуллин, Э.Б. Методологическая культура педагога - музыканта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Э. Б. Абдуллин, О. В. Ванилихина, Н. В. Морозова и др. Под редакцией Э. Б. Абдуллина - М.: Издательский центр Академия, 2002. - 272с.
2. Абдуллин, Э.Б. Методология педагогики музыкального образования. Научная школа Э.Б. Абдуллина. Коллективная монография / Под научн. ред. Э.Б. Абдуллина. Изд. 3-е. испр. и доп. — М.: Граф-Пресс, 2010. - 272 с.
3. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры: Рассуждения о судьбах народной песни - М.: Сов. композитор, 1988. -236 с. (дата обращения: 20.09.2017)
4. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. - М.: Гуманитарно-издательский центр «Владос», 2000. - 336с.
5. Аминова З. Ф. Воспитание у младших школьников интереса к национальной культуре средствами татарского музыкального фольклора // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 152156.
6. Асафьев Б. В. О музыке XX века. - М.: «Музыка» 1982. - 200с. https://www.livelib.ru/author/161112/top-boris-asafev (дата обращения: 20.09.2017)
7. Бахтизина Д. И. Красота. Добро. Истина: сборник изречений о духовности, творчестве, искусстве / Д. И. Бахтизина - Уфа : РИЦ БашГУ, 2009. - 158 с.
8. Битус, А. Ф. Вопросы музыкального воспитания и обучения : учебно - методическое пособие / А. Ф. Битус. - Мн. : Бел. гос. пед. ун-т, 2005.- 209 с.
9. Векслер С. М. Очерк истории узбекской музыкальной культуры.
- Ташкент,1965. - 266 с. (дата обращения: 20.09.2017)
http://thelib.ru/books/bse/bolshava sovetskaya enciklopediya uz-read-12.html
10. Вызго Т.С. История и современность. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана, (сб.статей). - М.:Таш- кент,1972.- 188 C■https://books■google■nl/books/about/История и современность (дата обращения: 25.09.2017)
11. Вызго Т. С., Петросянц А. И., Узбекский оркестр народных инструментов. - Ташкент, 1962.https://unotices.com/book.php?id=53163&page=33
- 118 с. (дата обращения: 20.09.2017)
12. Вызго Т.С. Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой, М.,1970; - 350 с. http://search.rsl.ru/ru/record/ 01007311475 (дата обращения: 20.09.2017)
13. Демидова И. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.Ф.Де- мидова. Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 224с.
14. Дуранов М. Е. Педагогическая психология управления профессиональным образованием студентов в высшей школе: учеб. пособие / М. Е. Дуранов, А. М. Баскаков, И. С. Ломакина. Челябинск: ЧГАКИ, 2003. -278с.
15. Ермаков Д. С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся: автореф. д-ра пед. наук. М., 2009. -39с.
16. Ермоленко О. В. «Современная музыка» экспериментальная программа для школ с углубленным изучением музыки// Спецвыпуск журнала «Музыка в школе». - 2002. - № 6. - с. 16-20.
17. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компе- тентностный подход: учеб. пос. для вузов по специальности «профессиональное
18. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984. кол-во страниц — 204 с. (дата обращения: 20.09.2017)
19. Каган, М.С. Философия культуры. Учебное пособие. г. Санкт-Петербург, 1996 г. кол-во страниц — 416 с. (дата обращения: 20.09.2017)
20. Кароматов Ф., Народные музыканты Узбекистана, кн.1(на узб. и рус. яз.), кн.2 (на узб. яз.), -Ташкент,1959-74; - 112 с. https://ok.ru/mykhorezmi/topics (дата обращения: 20.09.2017)
21. Кароматов Ф.М. Узбекская инструментальная музыка (наследие). — Ташкент,1972; - 265 с. http://enc.biblioclub.ru/termin/1573389 (дата обращения:
20.09.2017)
22. Карпушина, Л.П. Теория и методика музыкального образования: программа и методические рекомендации / Л.П. Карпушина; Мордовский государственный педагогический институт - Саранск, 2000. - 60 с.
23. Крылова Н.Б., Формирование культуры будущего специалиста. M.: Высшая школа,1990. - 144 с. (дата обращения: 20.09.2017)
24. Кузнецова Г.В. Теоретические проблемы узбекской музыки, сб. статей, - Ташкент: ТашГУ,1976. - 228 с. https://webcache.googleusercontent.com (дата обращения: 20.09.2017)
25. Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 172 с. (дата обращения: 20.09.2017)
26. Лызлова Н. А. Внедрение национально-регионального компонента в программу «Музыка» / Н.А Лызлова // Проблемы модернизации современного образования. Сборник научных статей - Набережные Челны, 2003. - С. 157-160.
27. Новиков А. М. Культура как основание содержания образования // Педагогика. 2011. № 6. - с. 85.
28. Новые технологии в музыкальном образовании (компьютер, синтезатор, интернет): материалы Всероссийской научно-практической конференции / сост. Е.В. Орлова, 2008. Вып. 1.
29. Педагогика: учеб. пособие / под. ред. П.И. Пидкасистого. М.: Высш. образование, 2006. - 432 с.
30. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Научное
изд-во «Большая российская энциклопедия», 2002. - 13с.
31. Пеккер Я.В. Узбекская опера. -М.: Советский композитор 1963 - 190 с. https://unotices.com/book. php?id=53163&page=33 (дата обращения:
20.09.2017)
32. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов и преподавателей / В.И. Петрушин. - М.: ВЛАДОС, 1997. -384 с. (дата обращения: 20.09.2017)
33. Раджаби Ю. О нашем музыкальном наследии. - Ташкент, 1978. (на узб. и рус. яз.); - 322 с. https://ru■wikipedia■org/wiki/Раджаби. Юнус (дата обращения: 20.09.2017)
34. Рапацкая, Л.А. Музыкальное образование в России в контексте культурных традиций // Вестник Международной Академии наук (русская секция). 2007. № 1.
35. Романовская E.E. Музыкальная культура Советского Узбекистана,
(Очерки),-Ташкент, 1955; Статьи и доклады - 280 с.
https://books■google■щ/books/about/Мvзыкальная культура. (дата обращения:
20.09.2017)
36. Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. М.: Магистр, 1997. - 49с. (дата обращения:
20.09.2017)
37. Слободчиков В.И. Психология развития человека. М.: Школа-Пресс, 1995. - 384с. (дата обращения: 20.09.2017)
38. Сохор А. Н. Музыкальная культура общества / Вопросы социологии и эстетики музыки. - М., 1980. 330 с.
http://libnvkz.ru/catalo g/search/?kevwords=мvзыкальный%20звvк (дата обращения: 20.09.2017)
39. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура // Вопросы социологии и эстетики музыки: Сб. ст. / Составитель Ю. Капустин. - б. 1980. - 277 с. https://ru■wikipedia■org/wiki/Социология музыки (дата обращения: 20.09.2017)
40. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - СПб.: Концептуал, 2016. - 320 с. https://www.livelib.ru/author/237524/top-vasilii-suhomlinskii (дата обращения: 20.09.2017)
41. Тельчарова Р.А. Музыка и культура. М.: Знание, 1986 - 297 с. https://books.google.ru/books (дата обращения: 20.09.2017)
42. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. - М., 1947. - 335 с. http://www.voppsy.ru/issues/1982/824/824036.htm (дата обращения: 20.09.2017)
43. Успенский В.А. Классическая музыка узбеков. - Ташкент,1927. - 200 с. (дата обращения: 20.09.2017)
44. Царев Д.В. Формирование исполнительских компетенций студентов в системе профессионального музыкального образования: проблемы и пути решения / Д.В. Царев, Е.А. Ануфриев // Музыка в информационном пространстве культуры третьего тысячелетия: проблемы, мнения, перспективы: сб. науч. тр.
- Вып. X. - М.: РГСУ, 2015. - С.133 - 138.
45. Школяр, Л.В., Кабалевский, Д.Б. Детское образование в сфере искусства России: учебное пособие. М., 2005 кол-во страниц — 148 с.
46. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д., Усачева В.О., Меду- шевский В.В. Школяр В.А. Теория и методика музыкального образования детей.
- М., ФЛИНТА - НАУКА, 1998. (дата обращения: 20.09.2017)
47. Явгильдина З.М. Национально-региональный компонент как неотъемлемая часть программы музыкально-эстетического воспитания//Музыка и педагогика. Сборник статей, посвященный 125-летию КГПУ и 40-летию музыкального факультета — Казань, 2000. - С. 146-149.
48. Явгильдина З.М. Татарский детский фольклор как средство воспита
ния музыкально-эстетического интереса у детей младшего школьного возраста. Дис. канд. пед. наук - Казань, 1998. - 263с. http://grazit.ru/z-m-yavgiledina-
ispolezovanie-foleklora-v-muzikalenom-obrazova.html (дата обращения: 20.09.2017)
49. Янов-Яновская Н.С. Узбекская музыка на современном этапе, — Ташкент, Изд-во лит. и искусства, 1977; - 268 с. http://old.rsl.ru/table (дата обращения: 20.09.2017)
50. Янов-Яновская Н. С. Музыка узбекского кино, — Ташкент.,1969; - 247 с. http://old.rsl.ru/table.jsp (дата обращения: 20.09.2017)
Интернет источники
51. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org
52. Интересные факты [Электронный ресурс]. URL: http://interest- news.com
53. Мир психологии [Электронный ресурс]. URL: http://www.psyworld.ru
54. Meta-Music.ru [Электронный ресурс]. URL: http://meta-music.ru
55. MigNews [Электронный ресурс]. URL: http: //mi gnews .com
56. REFdb.ru [Электронный ресурс]. URL: http://refdb.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ