ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования музыкальной культуры учащихся младших классов детской музыкальной школы 7
1.1. Формирование музыкальной культуры личности как педагогическая
проблема 7
1.2. Потенциал узбекского музыкального творчества в формировании
музыкальной культуры 15
1.3. Разработка содержания и методов формирования музыкальной культуры учащихся начальных классов средствами узбекской музыки 26
Выводы по Главе I 36
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию музыкальной культуры учащихся младших классов детской музыкальной школы средствами узбекской музыки 40
2.1. Авторский комплекс занятий по теме «Узбекская музыка» для учащихся младших классов 40
2.2. Формирующий эксперимент по формированию музыкальной куль
туры учащихся младших классов на базе детской музыкальной школы г. Зеленодольска РТ 48
2.3. Итоги опытно-экспериментальной работы 62
Выводы по главе II 69
Заключение 72
Список литературы 75
Приложение 82
Глава I. Теоретические основы формирования музыкальной культуры учащихся младших классов детской музыкальной школы 7
1.1. Формирование музыкальной культуры личности как педагогическая
проблема 7
1.2. Потенциал узбекского музыкального творчества в формировании
музыкальной культуры 15
1.3. Разработка содержания и методов формирования музыкальной культуры учащихся начальных классов средствами узбекской музыки 26
Выводы по Главе I 36
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию музыкальной культуры учащихся младших классов детской музыкальной школы средствами узбекской музыки 40
2.1. Авторский комплекс занятий по теме «Узбекская музыка» для учащихся младших классов 40
2.2. Формирующий эксперимент по формированию музыкальной куль
туры учащихся младших классов на базе детской музыкальной школы г. Зеленодольска РТ 48
2.3. Итоги опытно-экспериментальной работы 62
Выводы по главе II 69
Заключение 72
Список литературы 75
Приложение 82
Современная школа должна реализовывать принцип — от освоения музыкальной культуры своего народа к освоению музыки совместно проживающих народов, на этой основе — к постижению ценностей мировой музыкальной культуры.
Процессы миграции, которые охватили Россию, приток мигрантов из стран Средней Азии меняют звуковой ландшафт России, ее культуру. Игнорировать данное обстоятельство все сложнее. Необходимость изучения музыкальной культуры мигрантов, их адаптацию в культурные процессы России, воспитание толерантности россиян к мигрантам и их культуре, обуславливают актуальность данной работы.
Применительно к Республике Татарстан следует отметить, что основную часть населения в данном регионе составляют представители татарского и русского народов, а также различных диаспор, в том числе и узбекской, из представителей узбекских мигрантов. Соответственно перспективы развития Татарстана напрямую связаны с состоянием межнационального согласия, развитием этнической и полиэтнической культуры. Стабильность межэтнических отношений зависит от степени гарантированности прав и свобод всех народов, проживающих в регионе. При этом важно, чтобы ростки толерантности, патриотизма и интернационализма формировались еще в начальной школе.
Степень изученности проблемы: проблема музыкальной культуры исследовалась в трудах А. Сохора, Р. Тельчаровой, Л. Школяр, Л. Арчажниковой и др. Использование национальной музыки как средства формирования музыкальной культуры рассматривалось в работах в работах Л.В. Шаминой, Л.Л. Куприяновой, Д.А. Рытова, В.Н. Шацкой, Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина, Л.В. Горюновой, О.А. Апраксиной, М.С. Осенневой, Л.А. Безбородовой. Узбекскую музыку, ее потенциал в формировании музыкальной культуры исследовали В.А. Успенский, Е.Е. Романовская, Давыдова Т. Ю., Янов-Яновская Н. С., Тригулова А. Х. и др.
Целью данной работы является определение теоретических основ и разработка методов и содержания формирования музыкальной культуры младших школьников на материале узбекской музыки.
Объектом исследования является содержание и методы успешного формирования музыкальной культуры младших школьников на материале узбекской музыки на уроках теоретического и исполнительского циклов в музыкальной школе.
Предметом исследования является педагогический процесс формирования музыкальной культуры младших школьников на материале узбекской музыки.
Гипотеза исследования: формирование музыкальной культуры учащихся младших классов будет эффективным, если на уроках теоретического и исполнительского циклов в детской музыкальной школе будет использован потенциал узбекской музыкальной культуры.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования музыкальной культуры учащихся начальных классов и рассмотреть воспитательный потенциал узбекского народного и композиторского музыкального творчества
2. Проанализировать содержание и методы формирования музыкальной культуры учащихся начальных классов средствами узбекской музыки
3. Проверить эффективность разработанных методов и содержания формирования музыкальной культуры в авторском комплексе занятий по теме «Узбекская музыка» для учащихся младших классов
Новизна исследования: в том, что на основе анализа научной литературы, мы уточнили основные понятия исследуемой проблемы, дополнили их, выделили основные критерии, раскрыли потенциал узбекского народного музыкального творчества в формировании музыкальной культуры, рассмотрев, как народное, так и профессиональное музыкальное творчество.
Практическая значимость: материалы исследования, разработанный нами специальный комплекс занятий по теме «Узбекская музыка» для формирования музыкальной культуры учащихся младших классов могут быть использованы учителями начальной школы при проведении уроков музыки, этномузыко- логами, чья область интересов лежит в области узбекской музыки.
Этапы исследования: исследование проводилось в течение четырех лет с 2014 по 2018 гг. и включало в себя три этапа:
1. На первом этапе (2014 г.) осуществлялся теоретический анализ педагогической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; формулировалась цель, задачи исследования. Определение объекта и предмета исследования, постановка цели, формулирование гипотезы и задач исследования, построение логической структуры исследования.
2. На втором этапе (2015-2017 гг.) разрабатывался авторский комплекс занятий по теме «Узбекская музыка» для учащихся младших классов, осуществлялась опытно-экспериментальная работа и дальнейший анализ научной литературы с целью корректировки предлагаемого цикла уроков, проведение формирующего этапа исследования.
3. На третьем этапе (2018 г.) завершалось оформление исследования, подведение итогов и формулировка выводов исследования.
Структура работы. Работа включает Введение, 2 главы, Заключение, Список литературы и Приложения.
Апробация работы: Основные положения работы были доложены на III Международной научно-методической конференции «Научное сообщество студентов XI столетия» в ИМОИВ КФУ 4 апреля 2018 года и в статье:
Камышев Р.Н., Хурматуллина Р.К. Потенциал узбекского народного музыкального творчества в формировании музыкальной культуры младших школьников» //Материалы Международной студенческой научно-образовательной конференции студентов, магистрантов и молодых ученых (4 апреля 2018 года) / под ред. Н.П. Ячиной. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С.126-132.
Процессы миграции, которые охватили Россию, приток мигрантов из стран Средней Азии меняют звуковой ландшафт России, ее культуру. Игнорировать данное обстоятельство все сложнее. Необходимость изучения музыкальной культуры мигрантов, их адаптацию в культурные процессы России, воспитание толерантности россиян к мигрантам и их культуре, обуславливают актуальность данной работы.
Применительно к Республике Татарстан следует отметить, что основную часть населения в данном регионе составляют представители татарского и русского народов, а также различных диаспор, в том числе и узбекской, из представителей узбекских мигрантов. Соответственно перспективы развития Татарстана напрямую связаны с состоянием межнационального согласия, развитием этнической и полиэтнической культуры. Стабильность межэтнических отношений зависит от степени гарантированности прав и свобод всех народов, проживающих в регионе. При этом важно, чтобы ростки толерантности, патриотизма и интернационализма формировались еще в начальной школе.
Степень изученности проблемы: проблема музыкальной культуры исследовалась в трудах А. Сохора, Р. Тельчаровой, Л. Школяр, Л. Арчажниковой и др. Использование национальной музыки как средства формирования музыкальной культуры рассматривалось в работах в работах Л.В. Шаминой, Л.Л. Куприяновой, Д.А. Рытова, В.Н. Шацкой, Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина, Л.В. Горюновой, О.А. Апраксиной, М.С. Осенневой, Л.А. Безбородовой. Узбекскую музыку, ее потенциал в формировании музыкальной культуры исследовали В.А. Успенский, Е.Е. Романовская, Давыдова Т. Ю., Янов-Яновская Н. С., Тригулова А. Х. и др.
Целью данной работы является определение теоретических основ и разработка методов и содержания формирования музыкальной культуры младших школьников на материале узбекской музыки.
Объектом исследования является содержание и методы успешного формирования музыкальной культуры младших школьников на материале узбекской музыки на уроках теоретического и исполнительского циклов в музыкальной школе.
Предметом исследования является педагогический процесс формирования музыкальной культуры младших школьников на материале узбекской музыки.
Гипотеза исследования: формирование музыкальной культуры учащихся младших классов будет эффективным, если на уроках теоретического и исполнительского циклов в детской музыкальной школе будет использован потенциал узбекской музыкальной культуры.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования музыкальной культуры учащихся начальных классов и рассмотреть воспитательный потенциал узбекского народного и композиторского музыкального творчества
2. Проанализировать содержание и методы формирования музыкальной культуры учащихся начальных классов средствами узбекской музыки
3. Проверить эффективность разработанных методов и содержания формирования музыкальной культуры в авторском комплексе занятий по теме «Узбекская музыка» для учащихся младших классов
Новизна исследования: в том, что на основе анализа научной литературы, мы уточнили основные понятия исследуемой проблемы, дополнили их, выделили основные критерии, раскрыли потенциал узбекского народного музыкального творчества в формировании музыкальной культуры, рассмотрев, как народное, так и профессиональное музыкальное творчество.
Практическая значимость: материалы исследования, разработанный нами специальный комплекс занятий по теме «Узбекская музыка» для формирования музыкальной культуры учащихся младших классов могут быть использованы учителями начальной школы при проведении уроков музыки, этномузыко- логами, чья область интересов лежит в области узбекской музыки.
Этапы исследования: исследование проводилось в течение четырех лет с 2014 по 2018 гг. и включало в себя три этапа:
1. На первом этапе (2014 г.) осуществлялся теоретический анализ педагогической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; формулировалась цель, задачи исследования. Определение объекта и предмета исследования, постановка цели, формулирование гипотезы и задач исследования, построение логической структуры исследования.
2. На втором этапе (2015-2017 гг.) разрабатывался авторский комплекс занятий по теме «Узбекская музыка» для учащихся младших классов, осуществлялась опытно-экспериментальная работа и дальнейший анализ научной литературы с целью корректировки предлагаемого цикла уроков, проведение формирующего этапа исследования.
3. На третьем этапе (2018 г.) завершалось оформление исследования, подведение итогов и формулировка выводов исследования.
Структура работы. Работа включает Введение, 2 главы, Заключение, Список литературы и Приложения.
Апробация работы: Основные положения работы были доложены на III Международной научно-методической конференции «Научное сообщество студентов XI столетия» в ИМОИВ КФУ 4 апреля 2018 года и в статье:
Камышев Р.Н., Хурматуллина Р.К. Потенциал узбекского народного музыкального творчества в формировании музыкальной культуры младших школьников» //Материалы Международной студенческой научно-образовательной конференции студентов, магистрантов и молодых ученых (4 апреля 2018 года) / под ред. Н.П. Ячиной. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С.126-132.
В ходе нашей работы был проведен анализ исследования в области формирования музыкальной культуры, благодаря которому мы выяснили, что музыкальная культура учащихся системы дополнительного музыкального образования - это сложное интегральное качество, которое формируется в процессе музыкальной деятельности и проявляющееся в эмоционально -ценностном отношении к музыке при наличии:
• знаний различных жанров, стилей и направлений музыки и умение ориентироваться в них;
• умений играть на музыкальных инструментах и владение певческим аппаратом;
Нами был рассмотрен младший возраст, как наиболее сенситивный для развития музыкальной культуры, средствами узбекской современной и этно-музыки. Так же был проведен анализ потенциала узбекской музыки в формировании музыкальной культуры и выявлены позитивные и негативные тенденции узбекской музыки. Благодаря анализу учебно-методической литературы по использованию узбекской музыки в школьной практике, нами были выявлены наиболее эффективные формы и методы работы, влияющие на формирование музыкальной культуры учащихся младших классов. Мы познакомили детей с историей узбекской музыки и её жанрами.
У учащихся младших классов понятие «современная музыка» ассоциируется с мировой культурой, поэтому данный Комплекс занятий создан именно для этого возраста. Во время освоения курса возможно применение как традиционных, так и прогрессивных форм, и методов обучения.
Нами был создан авторский комплекс упражнений, предназначенный для развития музыкальной культуры учащихся младших классов, а также проведен эксперимент, результаты которого показали эффективность созданного комплекса упражнений.
Комплекс упражнений опирался на научные работы отечественных и зарубежных ученных в области педагогики и психологии, теории и практики музыкального образования.
Комплекс содержит в себе пять частей: история развития узбекской музыки, занятия по основному музыкальному инструменту, занятия по вокалу, изучение теории музыки, а также занятия в музыкальной группе.
Во время проведения комплексных занятий использовались различные методы, в ходе которых осуществлялись: беседы, рассказы, объяснения, лекции, показы, самостоятельные работы, дискуссии и др.
Эффективность комплекса была проверена в условиях педагогической практики в МБУДО «ДМШ г. Зеленодольска РТ».
В течение 9ти месяцев периода с сентября по май. Все занятия по воспитанию музыкальной культуры учащихся младших классов проходили в течение 35 минут.
Количество детей, принимавших участие в эксперименте составило 20 человек, среди которых были и мальчики, и девочки. Возраст детей составлял 7 - 10 лет.
Во время организации экспериментального исследования был разработан и внедрен комплекс занятий и использованы различные педагогические условия. К каждому ребенку был осуществлен индивидуальный подход, с учетом развитости музыкальных способностей. Так же дети были разделены на подгруппы по 4 - 5 человек, для коллективного разучивания и исполнения песен.
Для создания проекта работы осуществлялась проверка детей на отношение к современной музыке и уровня знания музыкальной культуры на начальном этапе работы. После чего был разработан Комплекс занятий, направленный на формирование музыкальной культуры на основе современного музыкального материала.
Программа формирования музыкальных способностей для детей младшего школьного возраста средствами узбекской музыки, состояла из четырех этапов: подготовительный, вводный (организационный), основной (творческий), заключительный.
В завершении нашей работы, был осуществлен повторный опрос знаний и умений учащихся младших классов, накопленных за время эксперимента, и подведен итог, в результате которого был виден положительный результат. Если на начальном этапе больше половины учеников имели средний результат музыкальной культуры, то в конце проведенный работы, 95% учеников имели высокие показатели.
• знаний различных жанров, стилей и направлений музыки и умение ориентироваться в них;
• умений играть на музыкальных инструментах и владение певческим аппаратом;
Нами был рассмотрен младший возраст, как наиболее сенситивный для развития музыкальной культуры, средствами узбекской современной и этно-музыки. Так же был проведен анализ потенциала узбекской музыки в формировании музыкальной культуры и выявлены позитивные и негативные тенденции узбекской музыки. Благодаря анализу учебно-методической литературы по использованию узбекской музыки в школьной практике, нами были выявлены наиболее эффективные формы и методы работы, влияющие на формирование музыкальной культуры учащихся младших классов. Мы познакомили детей с историей узбекской музыки и её жанрами.
У учащихся младших классов понятие «современная музыка» ассоциируется с мировой культурой, поэтому данный Комплекс занятий создан именно для этого возраста. Во время освоения курса возможно применение как традиционных, так и прогрессивных форм, и методов обучения.
Нами был создан авторский комплекс упражнений, предназначенный для развития музыкальной культуры учащихся младших классов, а также проведен эксперимент, результаты которого показали эффективность созданного комплекса упражнений.
Комплекс упражнений опирался на научные работы отечественных и зарубежных ученных в области педагогики и психологии, теории и практики музыкального образования.
Комплекс содержит в себе пять частей: история развития узбекской музыки, занятия по основному музыкальному инструменту, занятия по вокалу, изучение теории музыки, а также занятия в музыкальной группе.
Во время проведения комплексных занятий использовались различные методы, в ходе которых осуществлялись: беседы, рассказы, объяснения, лекции, показы, самостоятельные работы, дискуссии и др.
Эффективность комплекса была проверена в условиях педагогической практики в МБУДО «ДМШ г. Зеленодольска РТ».
В течение 9ти месяцев периода с сентября по май. Все занятия по воспитанию музыкальной культуры учащихся младших классов проходили в течение 35 минут.
Количество детей, принимавших участие в эксперименте составило 20 человек, среди которых были и мальчики, и девочки. Возраст детей составлял 7 - 10 лет.
Во время организации экспериментального исследования был разработан и внедрен комплекс занятий и использованы различные педагогические условия. К каждому ребенку был осуществлен индивидуальный подход, с учетом развитости музыкальных способностей. Так же дети были разделены на подгруппы по 4 - 5 человек, для коллективного разучивания и исполнения песен.
Для создания проекта работы осуществлялась проверка детей на отношение к современной музыке и уровня знания музыкальной культуры на начальном этапе работы. После чего был разработан Комплекс занятий, направленный на формирование музыкальной культуры на основе современного музыкального материала.
Программа формирования музыкальных способностей для детей младшего школьного возраста средствами узбекской музыки, состояла из четырех этапов: подготовительный, вводный (организационный), основной (творческий), заключительный.
В завершении нашей работы, был осуществлен повторный опрос знаний и умений учащихся младших классов, накопленных за время эксперимента, и подведен итог, в результате которого был виден положительный результат. Если на начальном этапе больше половины учеников имели средний результат музыкальной культуры, то в конце проведенный работы, 95% учеников имели высокие показатели.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА (НА ПРИМЕРЕ СТУДИИ АНСАМБЛЯ ТАНЦА «KAZAN»)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



