Введение................................................................................................................3
Глава I. Суть салафизма.......................................................................................5
§ 1.1 Ситуация ислама в Казахстане. Возрождение после союза ...................5
§ 1.2 Появление салафизма в Казахстане ........................................................18
Глава II. Идеи салафизма в казахско – язычных книгах ................................45
§ 2.1 Критика суфизма .......................................................................................45
§ 2.2 Буквализм в трактовке Корана и сунны..................................................60
§ 2.3 Отрицания слабых хадисов .....................................................................68
§ 2.4 Апелляция к авторитетам салафизма .....................................................92
Глава III. Идеи салафизма в русско-язычных книгах.....................................99
§ 3.1 Критика суфизма .......................................................................................99
§ 3.2 Буквализм в трактовке Корана и сунны................................................104
§ 3.3 Отрицание слабых хадисов ....................................................................116
§ 3.4 Апелляция к авторитетам салафизма....................................................119
Заключение .......................................................................................................124
Список использованной литературы..............................................................129
Актуальность темы исследования. Процесс религиозного возрождения является одной из наиболее важных глобальных тенденций общественного развития мусульманских стран в последней четверти XX века. Актуальность темы диссертации в основном определяют: возрастающая роль ислама как глобального политического фактора и особое место радикальной суннитской идеологии, проявляющейся в процессе исламского возрождения в ряде мусульманских стран и регионов.
Сегодня особую актуальность приобретает вопрос о радикальном исламе, точнее салафитской интерпретации коранических норм и связанной с этим теорией и практикой религиозно-политического экстремизма, проблемы синтеза светского и духовного начал в управлении исламским обществом, анализ ключевых характеристик движения сторонников «чистого ислама» в современном мусульманском обществе.
Наибольшую опасность представляют экстремистские акции и устремления сапафитских группировок, использующих террор и идеологические установки джихада, как метод достижения политических целей.
Серьезной проблемой остаются продолжающиеся попытки клерикальных экстремистских кругов любыми средствами продвигать идеологию воинствующего ислама в другие страны и регионы мира. Саудовская Аравия, Кувейт, отчасти Пакистан в рамках новой геополитической ситуации активно осуществляют идеологическое и тесно связанное с ним культурно-национальное проникновение в Россию, которое охватывает часть населения Северного Кавказа, Волго-Уральского региона и мусульманские диаспоры за их пределами. Новые зоны устойчивой салафитской активности появились в центрально-азиатском регионе Таджикистан, Узбекистан, Казахстан и Киргизия.
Источниками при написании магистерской диссертации явились прежде всего труды идеологов салафитского фундаментализма, работы современных российских и зарубежных исследователей, статьи и документы, отражающие идеи ряда исламистских организаций.
Степень разработанности проблемы. В мировой исламоведческой науке имеется богатая традиция фундаментальных исследований, в рамках которых российскими и иностранными учеными уделяется внимание исламскому фактору, его воздействию на общественно-политическое развитие мусульманских стран как в историческом аспекте, так и с точки зрения современных идеологических проблем и перспектив их развития в будущем.
Целью магистерской диссертации является изучение дискурса салафизма в Казахстане.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
- дать оценку ситуации ислама в Казахстане. Возрождение после союза;
- провести анализ появления салафизма в Казахстане;
- охарактеризовать идеи салафизма в казахско - язычных книгах;
- проанализировать идеи салафизма в русско-язычных книгах.
Предметом магистерского исследования является дискурс салафизма.
Объектом магистерского исследования является салафизм.
Научная новизна исследования заключается в осмыслении корней и сущности салафизма не только в историко-философском или историкокультурном, а в религиоведческом и политологическом ключе, в многоаспектном исследовании теории и практики современного салафизма как одной из форм проявления религиозно-политического экстремизма.
Структура магистерской диссертации соответствует задачам исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Ислам - это целая система социально-психологических, этнопсихологических установок, способ мировосприятия, философия, а также своеобразная этика и эстетика. Ислам, как и любой крупный социальный институт - явление сложное и нередко противоречивое, включающее множество различных течений и толков. Многие из них имеют глубокие исторические корни. Исторический опыт показывает, что каждый новый этап развития общества вносит свои коррективы, катаклизмы и противоречия прежде всего в религиозную жизнь, во взаимоотношения между людьми. Большинство мусульман согласны относительно подлинности Корана, но вместе с тем они отличаются в зависимости от характера его интерпретации, традиционной приверженности определенному кругу правоведов и богословов. С течением времени становится все более очевидно, что литеральная или рационалистическая теория проявляется всякий раз, когда возникает необходимость в том, чтобы приспособить изменяющиеся условия к религиозной традиции. Однако не все богословы признают эту объективную необходимость, более того выступают с крайне радикальных позиций против тех мусульман, которые пытаются
соответствовать требованиям времени.
Надо признать, что мусульманские религиозные деятели в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и исповедание веры ранних мусульман - «праведных предков» (ас- салаф ас-салих). Последователи этой традиции получили в исламе назва-' ние «салафийун», а их учение «салафизм». Многие из них резко выступали против различных «нововведений» в сферах вероучения и повседневной жизни, начиная с толкования Корана и кончая всевозможными новшествами, привнесенными в мусульманский мир в результате его контактов с окружающими. По их утверждениям, установление исламской власти дол жно произойти после прохождения трех основных этапов, на первом из которых ведется массовое распространение ислама, на втором - достигается единение всех мусульман, и на последнем этапе - ведется джихад, в результате которого в государстве устанавливается и укрепляется исламское правление.
Радикальные или экстремистские идеи, содержащиеся в салафитском наследии, в случае возрождения этого наследия или его имплантации в общественное сознание могут приобретать некое практическое,
организационное выражение и там, где отсутствуют социальноэкономические и политические условия для радикализма или экстремизма.
В области догматики и права салафитское учение, в особенности его саудовская версия, связанная с неоваххабитской теорией, является крайним выражением принципов идеологии ханбализма. В общественнополитической сфере оно проповедует утверждение своей власти над обществом и исламом. В этом учении важное место отводится идее джихада. Многим салафитам характерен крайний фанатизм в вопросах веры и экстремизм в борьбе с их политическими противниками. Проведенный нами анализ религиозно-правовой системы салафизма с подробной
характеристикой понятий «такфир», «хиджра» и «джихад» показывает, что эти именно эти понятия являются системообразующими конструкциями современной салафитской практики. Причем если «такфир» теоретически обосновывает экстремистские проявления, а «хиджра» создает для этого необходимые условия, то «джихад» выступает как практическое воплощение современного салафитского экстремизма. Поэтому важнейшим моментом салафитской доктрины является специфическое представление о джихаде как непримиримой борьбе не только против язычников, но и против мусульман, не разделяющих их воззрения.
В связи с этим феномен салафитского радикализма в суннитском исламе свидетельствует о наличии в его практике отличительных особенностей, о трансформации религиозно-правовых доктрин ислама в
целях использования их в деятельности джихадистских организаций в
странах мусульманского Востока. Во многом это объясняется тем, что салафиты больше обеспокоены интерпретацией отдельных частей Корана, которые обслуживают их цели, чем непосредственным комментированием его текста. Основные принципы системы их веры основаны на том, чтобы установить мусульманское государство, которое должно управляться в соответствии с нормами шариата. Между тем они главным образом являются социальными и политическими активистами, которые на основе собственных трактовок принципов веры стремятся к учреждению исламского
государства, причем выборочно используют литеральную интерпретацию Корана и норм шариата, чтобы оправдать свои действия и предписывать соответствующие религиозно-правовые указы. В результате их деятельность характеризуется высокой степенью политического радикализма.
Избирательная актуализация шариатских норм приводит к формированию своеобразного «мифа о шариате», не совпадающего с реальным историческим набором исламских норм.
Проведенный в исследовании анализ различных точек зрения мусульманских правоведов о теории дар ал-ислам и дар ал-куфр свидетельствует о достаточно выраженной полярности мнений. Характер трактовки тех или иных положений данной концепции представителями различных правовых школ ислама, несмотря на многочисленные
коранические ссылки и упоминания соответствующих хадисов, говорит о конъюнктурности богословских подходов в современных условиях.
Несмотря на то, что в настоящее время в условиях глобализации все труднее проводить строгое разграничение между дар ал-ислам и дар ал-куфр салафитские богословы призывают к буквальному восприятию соответствующих норм, причем комментируя их с учетом экономической и социально-политической целесообразности. На наш взгляд, в современных условиях наиболее очевидным образом трансформация идейных доктрин ислама можно наблюдать на примере деятельности исламских группировок в таких странах как Великобритания, Дания, Швеция, ряде других стран
Западной Европы. Объясняются эти идейно-религиозные метаморфозы тем, что там существуют политические и законодательные условия,
благоприятные для пребывания мусульман. Поэтому именно эти страны наиболее многочисленные мусульманские диаспоры, члены которых не имеют таких возможностей у себя на родине, рассматривают в качестве дар ал-ислам. Это уникальная ситуация в контексте трансформации исламских доктрин в современных условиях.
В последние годы религиозный экстремизм стал реальной угрозой безопасности для многих стран мира. Как показали события, салафизм, в условиях России из-за его поддержки саудовскими религиозными организациями названный ваххабизмом, чаще всего был ориентирован на разжигание внутрирелигиозной и межэтнической разобщенности и провоцирование гражданской войны. Радикальные салафиты в своей пропаганде особо подчеркивали, что война будет носить священный характер, и в конечном итоге приведет к победе независимого от России исламского государства Дагестана и Чечни.
Как показывает салафитская практика в различных регионах, когда террористическая деятельность смыкается с религиозным экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и торговлей оружием, управляется в соответствии с идеологией джихада, она опасна вдвойне. События последних лет в мусульманском мире, а также в регионах компактного проживания последователей исламской религии показывает, что осознание необходимости противодействия религиозно-политической практике
салафизма произошло, в особенности в Дагестане и ряде других российских субъектов. Поэтому совместно с традиционными религиозными структурами необходимо определять и реализовывать ближайшую и долгосрочную стратегию борьбы с проявлениями религиозного и политического экстремизма.
Такая постановка задачи актуальна не только для Росси, но и ряда мусульманских стран, так именно в них салафитскими идеологами созданы
наиболее опасные с точки зрения реализации угроз, связанных с религиознополитическим насилием, экстремистские организации. Среди можно назвать: в Египте - «Братья-мусульмане» и их зарубежные филиалы, «Г а-маа
исламия», «Джихад ислами»; в Иордании - «Воины Аллаха», в Ливане — «Хезболлах», «Джамаа исламия»; в Палестинской автономии — «Хамас», «Джихад ислами»; в Йемене — «Апь-Ислах»; в Саудовской Аравии - «Аль- Фаджар»; в Пакистане - «Танзим даават уль-Иршад», «Харакят уль-Ансар»; в Афганистане - «Гамаа аль-афган аль-моджахедин» и «Талибан»; в Турции - «Боз курт» и т.д. На Северном Кавказе к такого рода организациям можно причислить многочисленные группировки «ваххабитского» толка - так называемые «исламские джамааты».
Для идеологов этих салафитских организаций ислам — это, прежде всего, надежное орудие, важнейшее средство захвата и удержания власти. Религия как идеология позволяет им дискредитировать политического соперника, обвинив его в нарушении священных принципов ислама, способствует росту авторитета тех, кто объявляет себя непреклонным защитником этих принципов. Более того, как показывает практика, радикальный салафизм является универсальным средством мотивации конфликта в силу того, что даже в странах ортодоксальных мусульманских режимов всегда найдутся течения более радикального толка, оправдывающие борьбу за свержение этого режима и переустройство общества.
1. Конституция Республики Казахстан.
2. ЦГА РК Ф.2079, Оп. 1, Д. 114, л.11
3. Абашин С. Н. Социальные корни среднеазиатского исламизма. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах: Сб. статей под ред. М.Б. Олкотт, В. Тишкова, А. Малашенко. М. : Московский центр Карнеги, 2007. С.325.
4. Авшалумова Л. Х., Вагабов М. В. История религий. Курс лекций. — Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2006. С.320.
5. Адиб Халид «Islam after Communism. Religion and Politics in CentralAsia», 2007. С110.
6. Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе.
Конфронтация или компромисс? Издание института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. - Махачкала, 2009. С.150.
7. Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2003. С.235.
8. «аль-Интисар фи-р-радди аля-ль-му'тазиляти-ль-кадарийяти-ль- ашрар», книга на арабском языке. Том -2. С.595.
9. «аль-Асмау ва-с-сыфат» аль-Байхакы, 2/336; «ар-Радду аля-ль- джахмийя» ад-Дарими, книга на арабском языке. Том-1. С.47
10. Андре Т. Исламские мистики. СПб. : Евразия, 2003. С.124.
11. Арберри А. Дж. Суфизм. Мистики ислама. М.: Сфера, 2002. С.230.
12. Арухов З. С. Вооруженные конфликты на Северном Кавказе в свете теории и практики джихада. //Ислам и политика на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону. Центр системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ. Северо-Кавказское обозрение. 2001. С.198.
13. Арухов З.С. Ваххабизм и духовенство в политической структуре саудовского общества. Проблемы взаимоотношений власти и оппозиции. Махачкала. Изд-во «Новый день». 2002. С.145.
14. «ас-Сафдийя», книга на арабскоя языке. // Бейрут 1 том. С.271.
15. Баранов Х. К. Арабско-русский словарь. М. : Издатель Валерий Костин, 2007. С.560
16. «Баян ма фи насыхати Ибрахим ар-Рухейли миналь-халяли уаль- ихляль»,книга на арабскоя языке: С.220.
17. Вагабов М.В. Ислам: история и современность. Махачкала, 2002. С.
152.
18. «Джам'у-ль-джуюши ва-д-дасакир аля Ибни Асакир» Ибн Абди-ль- Хади, книга на арабскоя языке: С.255.
19. Добаев И.П. Политические институты исламского мира: идеология и практика. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2011.С.250.
20. Добаев И. П. Исламский радикализм: социально-философский
анализ. -Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2012. С.198.
21. Добаев И. П. Исламский радикализм. Генезис, эволюция, практика. Ростов-на-Дону, 2013. С.195.
23. «Замму-ль-калям», книга на арабскоя языке. // Бейрут 4 том 404 с.
24. Зейнулла Расули (Расулев) ан-Накшбанди. Избранные произведения. // Перевод с арабского Насырова И.Р. Под редакцией комментариями и примечаниями Насырова И.Р. Уфа: Изд-во ЦДУМ, 2001. С. 155.
25. Иванов В. , Трофимов Я. Религии Казахстана: Справочник. - Алматы. С.198.
26. «Ибталю-т-таъвилят» кады Абу Я'ли аль-Ханбали, книга на арабскоя языке. // Бейрут С.350.
27. Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм. Краткая история. М. - СПб. : «Диля», 2004. 150 с.
28. Курамухаммад-хаджи Рамазанов. Заблуждение ваххабизма в шариатских вопросах. // Перевод Магомедова У. Г. 2-е издание. Махачкала, 2008. С.221.
29. «Маджму'у-ль-фатава», книга на арабскоя языке. Изд: «Даруль уафа» 5 том 138
30. «Накду-д-Дарими аля-ль-Мариси», книга на арабскоя языке. Изд: «Даруль хадис» С.233.
31. Насыров И. Р. Основания исламского мистицизма (генезис и эволюция). 2-е издание. М .: Языки славянских культур, 2012. С.120.
32. Натана Делонг-Ба. Реформы Мухаммада =Абд аль-Ваххаба и всемирный джихад. М. : Научно-издательский центр «Ладомир», 2010. С121.
33. Наумкин В. В. Исламский радикализм в зеркале новых концепций и подходов. // Восток. № 1. 2006. С.54.
34. Примаков Е. М. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость. М. : Российская газета, 2009. С.120.
35. Родинсон М. Исламизм на Ближнем Востоке // Возвращение религиозного фактора в политику. - М., ИОН, 2010. С.354.
36. Сабирова Гюзель «Как стать и остаться мусульманкой: опыт разных поколений»/Женская устная история: Гендерный исследования.Ч. 2 «Центр издательского развития», 2005. С521.
37. Сикоев P.P. Талибы строят исламский эмират//Ислам и политика. - М. : «Крафт», 2011. С.124.
38. Смирнов А. В. Суфизм. // НФЭ, Т. 3. / Ред. Степин В. С., Гусейнов. М. : Ин-т философии РАН, 2010. С.214.
39. Эрнст Карл В. Суфизм. М. : «Гранд», 2002. С154.
40. Ярлыкапов, А. А. Проблема ваххабизма на Северном Кавказе. — Исследования по прикладной и неотложной этнологии. Москва, Институт этнологии и антропологии РАН. 2010. С111.
41. Ал-Бути, Мухаммад Сайид Рамадан. Хаказа фа-л-над'у ила-л-ислам Дамаск, 2005. С.464.
42. Акаев Вахид. Исламский фундаментализм на Северном Кавказе: миф или реальность. //Центральная Азия и Кавказ, 2000. - №3 (9). С.32.
43. Игнатенко А. А. Эндогенный радикализм в исламе. //Центральная Азия и Кавказ. - 2000. -№2(8). С460.
44. Игнатенко А. А. Исламский радикализм как побочный эффект холодной войны. Центральная Азия и Кавказ, Швеци (Лулео) 2001 -№ 1 (7). С450.
45. Князев А. Ваххабизм в Центральной Азии: реалии политики и перспективы развития // Труды Института мировой культуры. Выпуск II. Актуальные проблемы образования и духовной культуры Кыргызстана в евразийском пространстве. Бишкек-Лейпциг. - Илим. — 2000. С312.
46. Колесников Л. Ф. , Артемьев А. И. Современная религиозная
ситуация в Республике Казахстан // Казахстан: реалии и перспективы
независимого развития. - М. : РИСИ, Казахстанская правда. 13 января 2016 г. С.14.
47. Кудрявцев Алексей. «Ваххабизм»: проблемы религиозного
экстремизма на Северном Кавказе. //Центральная Азия и Кавказ. 2000. -№39. С.32.
48. «Кутубу Салихин Али-ш-Шайх», книга на арабскоя языке. Изд: «Нуруль ислам» 32 том 250 с.
49. Муртазин Марат. Мусульмане и Россия: к войне или к миру? //Центральная Азия и Кавказ. -2000. -№ 1 (7). С.415.
50. Муртазин Марат. Кому нужна война на Северном Кавказе? //НГ-ре- лигии. -2000. № 17(64). - 13 сентября. 25 с.
51. Наумкин В.В. О стабилизации ситуации в регионах, соседних с Чечней. //Центральная Азия и Кавказ. 2000. - № 4(10). С.32.
52. Игнатенко А.А. Исламизм 2000. Исламизм - глобальная угроза? — Доклад Научно-исследовательского института социальных систем МГУ им. М. В. Ломоносова, [Электронный ресурс] режим доступа: http://niiss.ru.
53. Эти события задокументированы: Crackdown in the Farghona Valley: Arbitrary Arrests and ReligiousDiscrimination // Human Rights Watch Report.
10:4 (D). May,1998 [Электронный ресурс] режим доступа: www.hrw.org/ hrw/reports98/Uzbekistan.
54. Эткин М. Ваххабизм и фундаментализм: термины-«страшилки».
(Лексикологические изыски противников ислама) // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 1 [Электронный ресурс] режим доступа: www.ca-
c. org/j ournal/cac-07-2000/14. atkin. shtml.
55. Ислам как одна из ведущих религий мира призывает к миру и единству [Электронный ресурс] режим доступа: http://ru.ontustik. gov.kz/ gw/rel ig. Антитеррористическая комиссия ЮКО 14.01.2018
56. Казахстан возвращает своих студентов из арабских стран. [Электронный ресурс] режим доступа: http://total.kz/politics/2013/06/17/kazahs tan_vozvraschaet_svoih_stu. ИА Тотал Казахстан 17.06.2013
57. Идеология салафизма путь в средневековье. [Электронный ресурс]
режим доступа: http://kazislam.kz/ru/shoikin-galvm/item/11827-ideologiya-
salafizma-put-v-srednevekove 26.10.2016
58. Abu Amr Z. 1.lamic Fundamentalism in, the West Bank and Gaza: Muslim Brotherhood and Islamic Jihad. - Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press, 2004. Книга на английском языке. 214-стр.
59. al-Kalabadhi, Abu Bakr. The Doctrine of the Sufis (Kitab al-Ta‘arruf limadthab ahl al-tasawwuf). // Translated from the Arabic by A.J. Arberry. 1st edition. Lahore: Suhail Acadeemy, 2001. С.230
60. Arnaldez Roger. Les theories classiques de la guerre sainte (jihad). //Les Religions et la guerre: Judaisme, christianisme, islam. Paris, 2001. С.210
61. Babadjanov B. Islamofficiel contre Islam politique en Ouzbekistan aujourd’hui: la Direction desMusulmans et les groupes non-Hanafi // Revue d’etudes comparativesEst-Ouest. 2000. Vol. 31. С. 151.
62. Belkhoja,Muhammad Habib. Guerre et paix dans l'optique de la tradition musulmane. //Les Religions et la guerre: Judaisme, christianisme, islam. Paris. Ed. du Cerf, 2001. С.363
63. Bema Turam “The politics of engagement between Islam and secular state: ambivalences of “civil society” The British Journal of Sociology 2004,Volume 55, Issue 2. С.44
64. Desai Jatin. Kargil and Pakistan Politics, New Delhi: Commonwealth Publishers, 2000.
65. Еlizabeth A.Konstantine «Practical consequences of Soviet Policy and ideology for gender in Central Asia and contemporary reversal» Journal of Muslim Minority Affairs, Vol. 25, No. 3, December 2005. С.307
66. Eshmuradov Р., Hamidova М. No Place for Uzbek Muslims //Репортажи о Центральной Азии. 2003. № 213. 1 июля. 22) . С.3
67. Esposito John L., Vali R. Nasr.Rethinking U. S. Foreign Policy end Islam after Kosovo. //Georgetown Journal of International Affairs. Winter/Spring 2000. С.45
68. International Crisis Group. Central Asia: Islam and the State. Asia Report № 59. Brussels, 2003. С.17
69. «Islam in Post-Soviet Russia. Public and private faces»edited by Hilay Pilkingtonn and Galina Yemelianova RoutledgeCurzon, London and New York, 2003, С.307.
70. Human Rights Watch. Creating Enemies ofthe State: Religious Persecution in Uzbekistan. New York,2004. С.240.
71. Human Rights Watch. CreatingEnemies of the State. P. 23-24; Whitlock M. Land Beyond the River: TheUntold Story of Central Asia. New York, 2003. С. 208.
72. Kathleen Kuehnast and Carol Nechemias «Introduction: women navigating change in Post-Soviet Currents»Journal of Muslim Affairs, Vol. 24, No. 1, April 2004. С.307
73. Khalid Adeeb, «Islam after communism» Berkelye&Los Angeles: University of California Press,2007. С.335.
74. Marianna Kamp «The New Women in Uzbekistan» Berkelye&Los Angeles: University of California Press, 2006.С.296.
75. Mehrotra O.N. Madarsa in Pakistan: the Chief Promoter of Islamic Militancy and Terrorism. //Strategic Analysis, vol. XXIII, №11, February 2000. С.77
76. Meijer, Roel. Salafism: Doctrine, Diversity and Practice // Political Islam. Edited by Khaled Hroub. London: Middle East Institute SOAS, 2010. С.51
77. Rotar I. Uzbekistan: State Controlof Islamic Religious Education // Forum 18 News. 2004.
78. Seyyed Hossein Nasr. Islam in the modern world. San Francisco: HarpetOne, 2007. С.314
79. Siddiqui Muhammad Nadeem. Shari'ah in Pakistan: the Jihadi option. //Iqra Islamic Magazine (Karachi) February 27, 2001.
80. Tibi B. The Challenge of Fundamentalism. California: University of California Press, 2002. С.37
81. Tyson D. The Role ofUnofficial Audio Media in Contemporary Uzbekistan // Central AsianSurvey. 1994. Vol. 13. № 2. С.293.
82. Yermukhanov M. Will Kazakhstani Authorities Avoid Extremist Pitfall? In: China and Eurasian Forum Quarterly, vol.4, No.2 (2006).
83. Методика преподавание таухида, различается ли от места к месту?
Ринат
абу Мухаммад [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.youtube.co m/watch?v=aU7xjfCYtuo (17.10.2013)
84. Шарх: слова имама аш Шафи’и. Тауба (покаяние) больших аш’аритов || Ринат Абу Мухаммад [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=3Td88KjpsZc (1.07.2017)
85. Шарх: Рука Аллаха. Важность обучения арабскому языку || Ринат
Абу
Мухаммад [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.youtube.com/wa tch?v=U_jXlt36mDo (12.07.2017)
86. Ринат Абу Мухаммад: Покупка мяса [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=as4Y_OWWFf8 (1.08.2015)
87. Первая обязанность у ахлюс-сунна и у ‘ашаритов- матуридитов ||
Ринат
Абу Мухаммад [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.youtube.co m/watch?v=y-nrku01Mbk (3.03.2017)
88. О следовании мазхабам || Ринат Абу Мухаммад [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=cB5P_fyiFco&t=34s (02.04.2018)
89. Ринат Абу Мухаммад: Сунна и бид'а (нововведения в религии) [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=ZO3 93vz8hgI (3.06.2013)
90. Ринат Абу Мухаммад: Что такое саляфия? Кто такие
саляфиты? [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.youtube.com/w atch?v=EcdmJ5LCWSI (2.06.2013)
91. Ринат Абу Мухаммад: О мавлиде [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Vq0Rf5OD5DM (27.12.2013)
92. Ринат Абу Мухаммад Маулид [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=sOg1BXCMMm0 (26.11.2016)
93. О четках Ринат Абу Мухаммад [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=VE5bE5bbsZY (6.02.2014)