Обучение дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием чтению посредством упражнений (Омский Государственный Педагогический Университет)
|
Выпускная квалификационная работа
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста с ФФН в возрасте от 5 лет 3 месяцев до 6 лет 4 месяцев, из них 5 девочек и 5 мальчиков.
Есть приложение (описание методики и результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы обучения дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием чтению 7
1.1 Процесс обучения чтению с точки зрения физиологии и психологии 7
1.2 Развитие навыка чтения у детей с нормальным речевым развитием 13
1.3 Характеристика готовности к обучению дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием чтению 17
1.4 Методический подход к обучению дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием навыкам правильного чтения 22
Выводы по первой главе 33
Теоретический анализ научных источников позволяет сформулировать следующие выводы: 33
Глава 2 Экспериментальное исследование уровня готовности к обучению чтению и обучение дошкольников с ФФН навыку чтения 35
2.1 Организация педагогического эксперимента 35
2.2 Выявление уровня готовности к обучению дошкольников с ФФН чтению 37
2.3 Содержание работы по обучению дошкольников с ФФН чтению посредством упражнений 43
2.4 Результаты формирующего этапа педагогического эксперимента 55
Выводы по второй главе 62
Заключение 63
Список использованных источников 65
Приложения 70
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста с ФФН в возрасте от 5 лет 3 месяцев до 6 лет 4 месяцев, из них 5 девочек и 5 мальчиков.
Есть приложение (описание методики и результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы обучения дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием чтению 7
1.1 Процесс обучения чтению с точки зрения физиологии и психологии 7
1.2 Развитие навыка чтения у детей с нормальным речевым развитием 13
1.3 Характеристика готовности к обучению дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием чтению 17
1.4 Методический подход к обучению дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием навыкам правильного чтения 22
Выводы по первой главе 33
Теоретический анализ научных источников позволяет сформулировать следующие выводы: 33
Глава 2 Экспериментальное исследование уровня готовности к обучению чтению и обучение дошкольников с ФФН навыку чтения 35
2.1 Организация педагогического эксперимента 35
2.2 Выявление уровня готовности к обучению дошкольников с ФФН чтению 37
2.3 Содержание работы по обучению дошкольников с ФФН чтению посредством упражнений 43
2.4 Результаты формирующего этапа педагогического эксперимента 55
Выводы по второй главе 62
Заключение 63
Список использованных источников 65
Приложения 70
Актуальность исследования. Проблема чтения находится в области сосредоточенного внимания российского сообщества. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, перед дошкольной организацией стоит задача обеспечения условий для создания базы для формирования активной, творчески развитой личности. В решении данного вопроса значительное место занимает чтение, база которого формируется в дошкольном возрасте. Формирование навыков чтения представляет собой неотъемлемую часть общего образования личности дошкольника, фиксирует степень развития его познавательных способностей. Формировать навыки чтения необходимо с дошкольного возраста, так как именно в этот период закладываются основные умения и навыки работы с детской книгой. Только лишь учитывая степень начитанности ребенка, его литературные вкусы, действительные читательские наклонности, можно умело формировать читательскую культуру старших дошкольников с педагогической стороны.
Интересы к чтению в большой степени определяют человеческую личность, следовательно, процесс формирования навыков у старших дошкольников нужно рассматривать не только как педагогическую, методическую и психологическую, но и как социальную проблему. Особенную сложность представляет проблема формирования навыков чтения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Нарушение произносительной стороны речи может отрицательно влиять на формирование личности ребенка дошкольного возраста, вызывать специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Фонетико-фонематические нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, а главное – затрудняют процесс обучения старших дошкольников чтению, снижают его эффективность. В настоящее время всестороннее изучение навыка чтения старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи остается одной из наиболее актуальных проблем дошкольной логопедической теории и практики.
Степень изученности проблемы. Проблеме формирования навыков чтения посвящены научные труды С.И. Поздеевой, Н.Н. Светловской, Н.М. Сусловой и др. Психобиологические механизмы формирования навыков чтения изучены М.П. Воюшиной, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и др. Симптоматика фонетико-фонематического недоразвития речи раскрыта в трудах Г.А. Каше, Т.В. Тумановой др. Особенности формирования навыков чтения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием раскрыты в работах Л.А. Гусаровой, А.М. Горчаковой, Р.Е. Левиной и др.
Несмотря на значительное количество исследований, посвященных формированию навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста при нормальном речевом развитии, проблема обучения чтению старших дошкольников с ФФН посредством упражнений требует дополнительных исследований.
Объект исследования – процесс обучения чтению детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Предмет исследования – условия обучения чтению детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием посредством упражнений.
Цель исследования – разработка и апробация комплекса упражнений по обучению чтению детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Объект, предмет и цель исследования определяет постановку следующих задач:
1. Раскрыть психофизиологические механизмы формирования навыков чтения.
2. Охарактеризовать особенности обучения чтению детей старшего дошкольного возраста с речевым развитием в норме.
3. Определить условия готовности детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием к обучению чтению.
4. Разработать и апробировать в эмпирическом исследовании комплекс упражнений по обучению чтению детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
5. Выявить в эмпирическом исследовании эффективность применения упражнений в работе по обучению чтению детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с ФФН процесс обучения чтению затруднен особенностями речевого нарушения, при этом он поддается коррекции при условии, что в коррекционно-развивающей работе будут использованы специальные упражнения.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, логопедической литературы и передового опыта учителей-логопедов, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, моделирование; эмпирические: анкетирование, наблюдение; методы количественного и качественного анализа полученных результатов исследования.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
- подходы к детскому чтению – М.П. Воюшиной, Н.Н. Светловской, Н.М. Сусловой и др.;
- подходы к формированию навыков чтения у старших дошкольников –Т.П. Рудыка, Е.В. Язовицкого и др.;
- подходы к использованию упражнений в работе по обучению чтению детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием – О.А. Козыревой, Е.В. Лавровой, Р.Е. Левиной, Е.П. Фуреевой и др.
База исследования:
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста с ФФН в возрасте от 5 лет 3 месяцев до 6 лет 4 месяцев, из них 5 девочек и 5 мальчиков.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера по использованию упражнений в работе по обучению детей старшего дошкольного возраста с ФФН чтению, которые могут быть использованы воспитателями детских садов, логопедами и другими специалистами ДОУ.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, библиография, приложения.
Интересы к чтению в большой степени определяют человеческую личность, следовательно, процесс формирования навыков у старших дошкольников нужно рассматривать не только как педагогическую, методическую и психологическую, но и как социальную проблему. Особенную сложность представляет проблема формирования навыков чтения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Нарушение произносительной стороны речи может отрицательно влиять на формирование личности ребенка дошкольного возраста, вызывать специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Фонетико-фонематические нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, а главное – затрудняют процесс обучения старших дошкольников чтению, снижают его эффективность. В настоящее время всестороннее изучение навыка чтения старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи остается одной из наиболее актуальных проблем дошкольной логопедической теории и практики.
Степень изученности проблемы. Проблеме формирования навыков чтения посвящены научные труды С.И. Поздеевой, Н.Н. Светловской, Н.М. Сусловой и др. Психобиологические механизмы формирования навыков чтения изучены М.П. Воюшиной, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и др. Симптоматика фонетико-фонематического недоразвития речи раскрыта в трудах Г.А. Каше, Т.В. Тумановой др. Особенности формирования навыков чтения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием раскрыты в работах Л.А. Гусаровой, А.М. Горчаковой, Р.Е. Левиной и др.
Несмотря на значительное количество исследований, посвященных формированию навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста при нормальном речевом развитии, проблема обучения чтению старших дошкольников с ФФН посредством упражнений требует дополнительных исследований.
Объект исследования – процесс обучения чтению детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Предмет исследования – условия обучения чтению детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием посредством упражнений.
Цель исследования – разработка и апробация комплекса упражнений по обучению чтению детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Объект, предмет и цель исследования определяет постановку следующих задач:
1. Раскрыть психофизиологические механизмы формирования навыков чтения.
2. Охарактеризовать особенности обучения чтению детей старшего дошкольного возраста с речевым развитием в норме.
3. Определить условия готовности детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием к обучению чтению.
4. Разработать и апробировать в эмпирическом исследовании комплекс упражнений по обучению чтению детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
5. Выявить в эмпирическом исследовании эффективность применения упражнений в работе по обучению чтению детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с ФФН процесс обучения чтению затруднен особенностями речевого нарушения, при этом он поддается коррекции при условии, что в коррекционно-развивающей работе будут использованы специальные упражнения.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, логопедической литературы и передового опыта учителей-логопедов, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, моделирование; эмпирические: анкетирование, наблюдение; методы количественного и качественного анализа полученных результатов исследования.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
- подходы к детскому чтению – М.П. Воюшиной, Н.Н. Светловской, Н.М. Сусловой и др.;
- подходы к формированию навыков чтения у старших дошкольников –Т.П. Рудыка, Е.В. Язовицкого и др.;
- подходы к использованию упражнений в работе по обучению чтению детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием – О.А. Козыревой, Е.В. Лавровой, Р.Е. Левиной, Е.П. Фуреевой и др.
База исследования:
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста с ФФН в возрасте от 5 лет 3 месяцев до 6 лет 4 месяцев, из них 5 девочек и 5 мальчиков.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера по использованию упражнений в работе по обучению детей старшего дошкольного возраста с ФФН чтению, которые могут быть использованы воспитателями детских садов, логопедами и другими специалистами ДОУ.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, библиография, приложения.
Чтение является одним из основных элементов культуры общества, а также средством воспитания, образования и базой создания условий для формирования всесторонне развитой личности, в том числе самостоятельной, активной, творческой и конкурентоспособной. Образование и общество тесно связаны друг с другом, ведь первое ставит перед школой определенный ряд задач, которые необходимо решить, используя всевозможные методы, приемы и упражнения, но главное – эффективные.
В ходе подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению чтению необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже произносит все звуки, оперирует всеми частями речи, знает синонимы и антонимы, умеет присоединять суффиксы к словам, образует прилагательные от существительных, подбирает слова с одинаковым корнем, делит слова на слоги, может придумать короткий рассказ.
Проведенное исследование позволяет сформулировать вывод о том, что у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием вследствие недостаточности речемыслительной деятельности страдает процесс формирования языковых умений и навыков. У них возникают трудности усвоения языковых различных уровней: звуков, фонем, лексем, грамматических форм и конструкций, закономерностей построения связного высказывания. Это выражается в системном недоразвитии всех сторон речи, ее устной формы.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено экспериментальное исследование.
В ходе проведения констатирующего этапа экспериментального исследования было установлено, что у детей старшего дошкольного возраста с ФФН готовность к обучению чтению сформирована на среднем и низком уровне. Качественный анализ результатов констатирующего этапа показал, что у детей старшего дошкольного возраста с ФФН наиболее нарушенными оказалось фонематическое восприятие. Дети испытывали серьезные затруднения при выполнении заданий на придумывание слов из определенного количества звуков и на нахождение картинок, в названии которых присутствует заданное количество звуков.
Результаты констатирующего этапа послужили основание для разработки и апробации программы, направленной на формирование у старших дошкольников с ФФН готовности к обучению чтению. Основу программы составили специально подобранные упражнения, направленные на формирование готовности обучения чтению детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
Результаты контрольного этапа свидетельствуют о положительной динамика в уровне сформированности у детей старшего дошкольного возраста с ФФН готовности к обучению чтению. Старшие дошкольники стали более раскрепощенные, научились составлять правильно ответы на поставленные вопросы по прослушанным произведениям, у них значительно повысился уровень сформированности фонематического анализа и звукового анализа слов.
Таким образом, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
В ходе подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению чтению необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже произносит все звуки, оперирует всеми частями речи, знает синонимы и антонимы, умеет присоединять суффиксы к словам, образует прилагательные от существительных, подбирает слова с одинаковым корнем, делит слова на слоги, может придумать короткий рассказ.
Проведенное исследование позволяет сформулировать вывод о том, что у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием вследствие недостаточности речемыслительной деятельности страдает процесс формирования языковых умений и навыков. У них возникают трудности усвоения языковых различных уровней: звуков, фонем, лексем, грамматических форм и конструкций, закономерностей построения связного высказывания. Это выражается в системном недоразвитии всех сторон речи, ее устной формы.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено экспериментальное исследование.
В ходе проведения констатирующего этапа экспериментального исследования было установлено, что у детей старшего дошкольного возраста с ФФН готовность к обучению чтению сформирована на среднем и низком уровне. Качественный анализ результатов констатирующего этапа показал, что у детей старшего дошкольного возраста с ФФН наиболее нарушенными оказалось фонематическое восприятие. Дети испытывали серьезные затруднения при выполнении заданий на придумывание слов из определенного количества звуков и на нахождение картинок, в названии которых присутствует заданное количество звуков.
Результаты констатирующего этапа послужили основание для разработки и апробации программы, направленной на формирование у старших дошкольников с ФФН готовности к обучению чтению. Основу программы составили специально подобранные упражнения, направленные на формирование готовности обучения чтению детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
Результаты контрольного этапа свидетельствуют о положительной динамика в уровне сформированности у детей старшего дошкольного возраста с ФФН готовности к обучению чтению. Старшие дошкольники стали более раскрепощенные, научились составлять правильно ответы на поставленные вопросы по прослушанным произведениям, у них значительно повысился уровень сформированности фонематического анализа и звукового анализа слов.
Таким образом, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Профилактика артикуляторно-акустической дисграфии у старших дошкольников с ФФН посредством упражнений (Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2018



