Введение 3
1. Теоретические основы функционирования индустрии туризма 6
1.1. Индустрия туризма: понятие, структура, функции 6
1.2. Основные методы формирования и пути развития индустрии туризма в
регионе 16
1.3. Зарубежный опыт развития индустрии туризма 23
2. Перспективные направления развития индустрии туризма в Узбекистане 30
2.1 Характеристика национального туристического продукта в Узбекистане 30
2.2. Анализ проблем в развитии туризма в Узбекистане 38
2.3. Поиск перспективных направлений развития индустрии туризма в
Узбекистане 45
3. Мероприятия по усовершенствованию туризма в Узбекистане 49
3.1. Предложения по совершенствованию туристической индустрии в
республике Узбекистан 49
3.2. Разработка экскурсионного тура 57
Заключение 73
Список использованных источников 75
Приложения
Актуальность темы исследования. Туризм в современных условиях является одной из наиболее динамичных и высокодоходных отраслей экономики, обеспечивая приток инвестиций, новые рабочие места, развитие инфраструктуры, укрепление позиций малого и среднего бизнеса. Сегодня туризм является доходной и стабильно развивающейся отраслью, его доля в мировой экономике составляет 10,2 %, годовой объём — 7,6 трлн долл., доля в общей занятости — 9,2 %, 30 % объёма экспорта услуг (1,5 трлн долл. США) и 6 % экспорта товаров и услуг. Кроме того, каждое 11-е рабочее место в мировой экономике создаётся в сфере туризма.
Узбекистан - страна с богатыми историей и культурой. Поэтому она могла бы привлекать гораздо больше туристов, чем сейчас. Доход от этой отрасли в стране пока не превышает 2% от ВВП. В 2017 году туризм в республике объявлен стратегической отраслью экономики. То, что показатель занятости в этой отрасли нашей республики составляет около 3 %, свидетельствует о том, что в данной сфере существуют неиспользуемые резервы. В настоящее время, несмотря на то, что Узбекистан занимает первое место в Центральной Азии по объектам, включённым в список ЮНЕСКО, 85 % от числа туристов, посещающих страну, составляют лица 50-60-летнего возраста. Это говорит о том, что для привлечения других категорий туристов ещё многое предстоит сделать.
Недостаточный уровень развития туристической привлекательности Узбекистана в значительной степени является результатом неэффективной управленческой деятельности местных органов власти в сфере туризма. В связи с этим, особую актуальность приобретают исследования таких вопросов, как мотивация потребителей туристских услуг, их социальные ожидания, факторы и ресурсы формирования туристической привлекательности российских территорий. В данном контексте интерес представляют мнения как населения, так и руководителей местных органов власти, непосредственно участвующих в
развитии туристической отрасли муниципального образования.
Степень научной разработанности проблемы. Среди зарубежных и отечественных ученых, занимающихся исследованием проблем сферы туризма как социального феномена, необходимо отметить С. Коэна, Д. Маккенела, Дж. Фроу, В.И. Рогачеву, Т.И. Черняеву, Е.Н. Покровского и С.Е. Щеглова. В данных работах ученых рассмотрен социальный аспект туризма, его характеристики и функции, а также значение сферы туризма в социальной среде.
Объектом исследования является туристическая привлекательность Узбекистана.
Предметом исследования выступает социальное управление развитием туристической привлекательности Узбекистана как системное целенаправленное воздействие субъекта управления на процессы развития туристической привлекательности в целях наиболее полного удовлетворения интересов потребителей туристских услуг, повышения уровня и качества жизни населения.
Цель исследования — выявить особенности современного состояния и определить перспективы развития индустрии туризма в Узбекистане.
Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих исследовательских задач:
1) рассмотреть понятие, структуру, функции индустрии туризма,
2) провести анализ проблем в развитии туризма в Узбекистане,
3) предложить перспективные направления развития индустрии туризма в Узбекистане.
Информационной базой исследования являются федеральные нормативно-законодательные акты, статистические данные, информационно-аналитические материалы федеральных, региональных и местных органов власти.
В ходе исследования были использованы как общетеоретические методы: анализ и синтез, дедукция и индукция, обобщение, теоретическое моделирование, так и эмпирические методы: анализ документов.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. В первой главе представлены теоретические аспекты изучаемой темы. Во второй главе проведен анализ современного состояния туризма в Узбекистане и даны рекомендации по оптимизации положения. А в третьей представлены мероприятия по усовершенствованию туризма в Узбекистане. В заключении представлены выводы по работе.
Узбекистан, после достижения независимости, определил своей основной целью построение общества, основанного на рыночной экономике. В достижении этой цели, туризм считается одним из ведущих отраслей. Туризм — это не только изучение прошлого, ознакомление с различными народами, наслаждение шедеврами их культурного наследия, а и крупный бизнес.
Узбекистан имеет большие возможности для развития туризма. Такие узбекские города, как Самарканд, Бухара, Хива — известны всему миру. На территории республики находятся более четырех тысяч памятников зодчества. Условия природного климата позволяют принять туристов и летом и зимой. Из этого следует, что Узбекистан входит в число стран, имеющих относительное преимущество в обеспечении развития международного туризма и высокой конкурентоспособности.
Узбекистан, как и другие страны мира, имеет свою достаточно древнюю, неповторимую и богатую историю.
На сегодняшний день с целью ускоренного развития сферы туризма одной из целевых задач и приоритетным направлением государственной политики в сфере туризма на среднесрочную перспективу определено « придание туризму статуса стратегического сектора экономики, превращение этой отрасли в мощный инструмент устойчивого развития, структурных преобразований и диверсификации экономики, который должен стать локомотивом для ускоренного комплексного развития всех регионов и сопряженных отраслей».
Для эффективного развития международного туризма необходимо мобилизовать все внутренние резервы реконструировать исторические и архитектурные памятники, благоустроить места поклонения, поднять до уровня мировых стандартов деятельность туристических фирм, расширить возможности гостиничной, коммуникационной, транспортной инфраструктур и развлекательной сферы, развивать санаторно- курортные и спортивные направления. Вместе с тем, необходима организация эффективной работы объединенных хозяйственных комплексов родственных предприятий, так называемых туристических кластеров.
Необходимо отметить, что в целом, на всей территории республики осуществляются работы по созданию туристической инфраструктуры, способной предоставлять услуги на мировом уровне, а также внедрению международных стандартов и норм, регламентирующих ее деятельность, проводится инвентаризация дорожно- транспорт ной и инженерно-коммуникационной сетей, субъектов обслуживания и логистики, историкокультурных и археологических памятников. Высказанные суждения подчеркивают особое значение необходимости правильного выбора стратегического пути при демонстрации внутреннего и внешнего потенциала нашей республики. Этот путь послужит фундаментом великого будущего, укреплению позиций нашей страны в мировом сообществе.
1. Указ Президента Республики Узбекистан О стратегии действий по дальнейшему развитию республики Узбекистан // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 6, ст. 70).
2. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 497 от 11.11.2003 года «Об утверждении Положения о лицензировании туристской деятельности» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2003. - №
21. - ст. 212.
3. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 60 от 13 марта 2014 года «О мерах по совершенствованию порядка лицензирования и осуществления туристской деятельности» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2014. - № 12. - ст. 138.
4. Проект Закона Республики Узбекистан «О туризме» (новая редакция). http: //www.uzbektourism.uz/index. php/rn/nov-zakon-o-turizme.
5. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-447 от 27 июля 1992 года «Об образовании Национальной компании «Узбектуризм» // Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1992. - № 9. - ст. 375.
Книги, монографии
6. Мирзаев М.А., Алиева М.Т.: Учебное пособие по основам туризма T.: Наука, 2017. — 314 с.
7. Морозов М. А. Экономика туризма: учебник / М. А. Морозов, Н. С. Морозова, Г. А. Карпова, Л. В. Хорева. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014.
8. Современный туризм: актуальные проблемы и перспективы.
[Коллективная монография под общей редакцией Дусенко С.В.]. - М.: РГУФКСМиТ, 2016. - 238 с.
9. Культура регионов России: Учебное пособие для вузов по специальностям « Сервис», « Туризм», « Социально культурный сервис и туризм» / А.А. Федулин и др. М.: Диалог культур, 2013. - 878 с.
10. Тураев З.Н., Рузиев З.Н., Авлиякулов А.А., Бердиев С.Р. «Международный туризм и его развитие: учебное пособие для студентов ВУЗов. Tермез, 2017. — 426 с.
11. Ата-Мирзаев О., Гентшке В, Муртазаева Р., Салиев Л. «Историкодемографические очерки урбанизации Узбекистана». T.: Университет, 2013. — 323 с.
12. Кружалин В.И., Мироненко Н.С., Зигерн-Корн Н.В., Шабалина Н.В. География туризма: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 336 с.
Печатная переводика
13. Абдихалыков А.А. Современное состояние развития туризма в зарубежных странах // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2014. Т. 220. № 4. 3-6 с.
14. Александрова А. Ю. Туристские «ловушки» регионального развития // Инициативы XXI века. — 2014. — № 2. — 52-57 с.
15. Аликулов С.Р., Зувайитов Ф.Ф., Кузиев А.У. Развитие трансконтинентальных перевозок в Узбекистане.//Проблемы современной науки и образования. М., 2017. № 27 (109). 18-20 с.
16. Бессонова Г.Б. Организационные модели государственного регулирования туризма за рубежом // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. № 1. 21-24 с.
17. Болодурина М.П., Мишурова А.И. Систематизация критериев для определения инвестиционной привлекательности туристического потенциала территории // Инновационное развитие экономики. 2017. № 2. 61-67 с.
18. Бухер С. Конкурентоспособность туризма на глобальном туристическом рынке // Экономика региона. 2016. Т. 12. № 1. 240-250 с.
19. Восколович Н. А., Николаев- Пасухин С. И. Инновационные направления формирования современной индустрии туризма // Вопросы управления. — 2014. — Т. 3. — № 9. — 88-94 с.
20. Горностаева Л.А. Привлечение иностранных инвестиций в индустрию туризма // Социальноэкономические явления и процессы. 2014. №
8. 60-63 с.
21. Гусева М.С., Амелькина Д.В. Взаимодействие государства и бизнеса в развитии внутреннего и въездного туризма // Ars Administrandi. 2017. Т. 9. № 2. 217-236 с.
22. Кабанова Е.Е., Егоршев И.А. Зарубежный опыт развития туризма // Материалы Афанасьевских чтений. 2016. № 3. 46-51 с.
23. Курпаяниди К. И. Тенденции и перспективы развития экономики Узбекистана в условиях циклических колебаний мировой экономики// Экономический анализ: теория и практика. Научно — практический и аналитический журнал. Москва, 2016. -№ 7. 56-64 с.
24. Курпаяниди К. И., Урмонов А. А., Современные тенденции дальнейшего развития шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в условиях глобализации// Молодой ученый. — РФ, Казань, 2016. — № 17 (121). ISSN 2072-0297. 433-435 c.
25. Луценко Е.Л., Николаева П.С., Голик А.С. Имидж региона как инструмент инвестиционной привлекательности // Вестник НГИЭИ. 2016. № 7. 66-71 с.
26. Мингалева Ж. А., Ужегова К. А. Особенности реализации партнерских отношений в концепции устойчивого развития регионального уровня: иерархическое взаимодействие // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социальноэкономические науки. — 2016. — № 1. — 152-162 с.
27. Мищенко Я.В. Межстрановой анализ конкурентоспособности туристской отрасли // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-4. - 708-712 с.
28. Мухаббатов Х.М. Значение Великого шелкового пути в экономическом развитии Центральной Азии. // Запад и Восток: Пространственное развитие природных и социальных систем. Материалы международной научнопрактической конференции. Улан-Удэ, 2016. 262-265 с.
29. Науменко О.А. Перспективы и проблемы развития экотуризма в Узбекистане. // Эко- и агротуризм: перспективы развития на локальных территориях : сборник научных статей. - Минск. 2013. - 156 с.
30. Привлечение инвестиций и развитие туризма в субъектах РФ: Сборник статей / Под ред. М. Ю. Шерешевой. — М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2017. — 116 с.
31. Расулова Н. Н. Потенциал и перспективы развития туризма в Узбекистане // Молодой ученый. — 2016. — №13. — 500 - 502 с.
32. Родионова Н.С., Асмолова Е.В., Пащинская Л.И. Инвестиционные процессы в туризме // Культура физическая и здоровье. 2013. № 1. - 65-67 с.
33. Сафарян А. А. Подходы к оценке туристского потенциала территории // Географический вестник. — 2015. № 1 (32). — 89-102 с.
34. Фролова Е.В., Кабанова Е.Е. Направления и механизмы развития туристической привлекательности территории. Актуальные проблемы экономики. 2015. Т. 167. № 5. -297 - 305 с.
35. Якубжанова Ф. Х., Толибов И. Ш., Махмудова Н. А. К вопросам развития туризма в Узбекистане // Молодой ученый. — 2018. — №7. — 92-95 с.
Электронные ресурсы
36. Альмеев Р. Родина Султана хадиса Имам аль-Бухари. URL: http:// www.idmedina.ru/books/history_culture/minaret/25-26/ll-robert-almeev.htm.
37. Гульчиев Э. Самый древний Коран в ташкентском комплексе « Хазрати Имам». URL: http://www.trend.az/life/tourism/2131072.html.
38. Золотое кольцо Узбекистана URL: http://www.uzbektourism.uz/index. php/ru/novosti-turizma-uzbekistan/1009-krepost-ulli-xovli-prevratilas-vsovremennyj - tsentr-turizma.
39. Исхаков Р. Бухара —родина великого лекаря Авиценны URL: http:// vx.uz/bukhara/znakomstvo-s-istoriej-vostochnoj-mediciny-v-muzee-avicenny.html.
40. Обсерватория Улугбека URL: http://samcity.uz/mycity/sights/72-
observatoriya-ulugbeka).
41. Паломничества в 7 Святых Пиров Бухары. URL:http://sambuh.ru/blog/3001.
42. Сираждинов С.Х., Матвиевская Г.П. Хорезм — родина великого математика Аль-Хорезми URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Arabien/ IX/Choresmi/pred.phtml?id=5299.
43. Туристические маршруты по крепостным воротам старинных городов. URL: http://openuzbekistan.com/ru/about_uzbekistan/cities
44. Сайт по продажам тура в Республике Узбекистан. URL: https://turi- uzbekistana.ru/
45. Правительственный портал Республики Узбекистан. URL: https: //www. gov.uz/
46. Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма // URL:https:// uzbektourism.uz/ru
47. ИНТУИТ. Национальный Открытый Университет.
URL: https: //www. intuit. ru/studies/courses/3553/795/lecture/30445
Иностранная литература
48. Kurpayanidi K. Innovation component of the business environment as a factor enhancing economic growth // Economics. Moscow. — 2015. — № 1. ISSN 2410-289Х. — 6-9 с.
49. K., Muminova E., Paygamov R. Management of innovative activity on industrial corporations //Monograph. LAP LAMBERT Academic Publishing. Germany. — 2015.
50. Margianti E. S., & et. Entrepreneurship in Uzbekistan: trends, competitiveness, efficiency / Indonesia, Jakarta, Gunadarma Publisher, 2016.