Психические состоянии и учебной деятельности магистров различных курсов обучения
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты изучения психических состояний в учебной
деятельности магистров 7
1.1. Определение психического состояния в психологических
исследованиях 7
1.2 Психические состояния в учебной деятельности 15
2. Эмпирическое исследование психических состояний в учебной
деятельности магистров 24
2.1. Организация исследования и методы определения психических
состояний магистров 24
2.2. Результаты изучения и анализ психических состояний в учебной
деятельности магистров в России 28
2.3. Результаты исследования психических состояний магистров,
обучающихся за рубежом 32
2.4. Сравнительный анализ особенностей психических состояний в
учебной деятельности магистров (в России и за рубежом) 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Теоретические аспекты изучения психических состояний в учебной
деятельности магистров 7
1.1. Определение психического состояния в психологических
исследованиях 7
1.2 Психические состояния в учебной деятельности 15
2. Эмпирическое исследование психических состояний в учебной
деятельности магистров 24
2.1. Организация исследования и методы определения психических
состояний магистров 24
2.2. Результаты изучения и анализ психических состояний в учебной
деятельности магистров в России 28
2.3. Результаты исследования психических состояний магистров,
обучающихся за рубежом 32
2.4. Сравнительный анализ особенностей психических состояний в
учебной деятельности магистров (в России и за рубежом) 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. В связи с переходом на новые стандарты обучения, овладение профессией и обучение становится гораздо более усложненным. Проблемы с академической самоорганизацией и изменчивостью психических состояний встречаются у магистров в процессе обучения все чаще. Но зачастую происходит так, что студенты, академически успешные на младших курсах (логично предположить, что перспективные в данной специальности), в целом эрудированные и любознательные, на старших курсах сильно сдают позиции за счет сложности в переживании стрессовых ситуации. Студенты-магистры часто испытывают отрицательные эмоции по отношению к занятиям и нагрузке. Магистры могут быть взволнованы во время учебы, испытывать напряжение в связи с надеждой на успех. При этом их эмоциональные психические состояния часто переплетены с гордость за свои достижения, удивлением обнаружению нового решения, беспокойством по поводу неудачных экзаменов. Кроме того, социальные эмоции (отношения с преподавателями и сверстниками) играют немаловажную роль и проявляются через восхищение, сочувствие, гнев, презрение или зависть (R. Pekrun).
Известно, что психические состояния, в значительной степени определяя протекание психических процессов, физическое и психическое здоровье студентов, являясь одними из существенных оснований поведения субъекта, деятельности и различных форм взаимодействия с окружающими, влияют на успешность учебной деятельности. (Э.Н.Вайнер, Л.В.Куликов, А.О.Прохоров).
Психические состояния магистров в учебной деятельности следует рассматривать с точки зрения ведущей деятельности. Проблема оптимизации учебной деятельности и психических состояний магистров в усложненных условиях, в период экзаменов, в процессе достижения успехов и овладения профессией является объектом особого внимания многих исследователей психологов. Особенно интересным выступает проблема изучения психических состояний у магистров, проходящих обучения в различных образовательных системах (сравнительный анализ особенностей психических состояний магистров из России и магистров, обучающихся за рубежом).
Цель исследования - изучить психические состояния в учебной деятельности магистров из России и магистров, обучающихся за рубежом.
Объект исследования - психические состояния в учебной деятельности.
Предмет исследования - особенности психических состояний в учебной деятельности магистров из России и магистров, обучающихся за рубежом.
Задачи исследования:
- изучить определение психического состояния и провести теоретический анализ проблемы особенностей психических состояний в учебной деятельности магистров;
- организовать и провести эмпирическое исследование психических состояний в учебной деятельности магистров;
- рассмотреть и проанализировать результаты исследования психических состояний магистров из России и магистров, обучающихся за рубежом.
Гипотеза исследования: магистры, обучающиеся за рубежом испытывают высокий уровень напряжения и волнения (тревоги), при этом у них чаще проявляется позитивное психическое состояние при достижении успеха по отношению к учебной деятельности в отличии от российских магистров.
Методы исследования: теоретический анализ проблемы определения психических состояний магистров в учебной деятельности, статистический анализ результатов изучения особенностей психических состояний в учебной деятельности магистров.
В качестве методики исследования был осуществлен опрос магистров, на основе шкал опросника Р.Пекруна (AEQ - опросник академических эмоций).
Методологической основой исследования явились принципы системности, целостности, единства и взаимодетерминированности внешнего и внутреннего, описанные в работах К.А.Абульхановой- Славской, Б.Г.Ананьева, Г.М.Андреевой и др.; общетеоретические положения психологии развития, акмеологии, раскрывающие универсальные закономерности жизненного цикла, заключенные в периодизации психического развития, специфике возрастных этапов (своеобразии новообразований, особенностях ведущей деятельности, межличностных взаимоотношений); методологические идеи о детерминированности развития личности социальными факторами (Л.И.Анциферова, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и др.). В работе использовались принципы и базовые положения теорий психических состояний личности А.О.Прохорова, согласно которой предметная и социальная среда оказывают детерминирующее влияние на состояние субъекта. Теоретическим основанием работы выступила его концепция неравновесных психических состояний. Эмпирическое исследование построено на когнитивно-мотивационной модели переживания эмоциональных психических состояний в обучении Р.Пекруна.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы расширяют научные представления об изменении психических состояний магистров в процессе его становления как субъекта деятельности в ходе вузовского образования. Определены различия и общность в особенностях психических состояний магистров из России и магистров, обучающихся за рубежом.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при разработке новых психолого-педагогических технологий обучения магистров, с учетом особенностей проявления и изменения их психических состояний в учебной деятельности.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Известно, что психические состояния, в значительной степени определяя протекание психических процессов, физическое и психическое здоровье студентов, являясь одними из существенных оснований поведения субъекта, деятельности и различных форм взаимодействия с окружающими, влияют на успешность учебной деятельности. (Э.Н.Вайнер, Л.В.Куликов, А.О.Прохоров).
Психические состояния магистров в учебной деятельности следует рассматривать с точки зрения ведущей деятельности. Проблема оптимизации учебной деятельности и психических состояний магистров в усложненных условиях, в период экзаменов, в процессе достижения успехов и овладения профессией является объектом особого внимания многих исследователей психологов. Особенно интересным выступает проблема изучения психических состояний у магистров, проходящих обучения в различных образовательных системах (сравнительный анализ особенностей психических состояний магистров из России и магистров, обучающихся за рубежом).
Цель исследования - изучить психические состояния в учебной деятельности магистров из России и магистров, обучающихся за рубежом.
Объект исследования - психические состояния в учебной деятельности.
Предмет исследования - особенности психических состояний в учебной деятельности магистров из России и магистров, обучающихся за рубежом.
Задачи исследования:
- изучить определение психического состояния и провести теоретический анализ проблемы особенностей психических состояний в учебной деятельности магистров;
- организовать и провести эмпирическое исследование психических состояний в учебной деятельности магистров;
- рассмотреть и проанализировать результаты исследования психических состояний магистров из России и магистров, обучающихся за рубежом.
Гипотеза исследования: магистры, обучающиеся за рубежом испытывают высокий уровень напряжения и волнения (тревоги), при этом у них чаще проявляется позитивное психическое состояние при достижении успеха по отношению к учебной деятельности в отличии от российских магистров.
Методы исследования: теоретический анализ проблемы определения психических состояний магистров в учебной деятельности, статистический анализ результатов изучения особенностей психических состояний в учебной деятельности магистров.
В качестве методики исследования был осуществлен опрос магистров, на основе шкал опросника Р.Пекруна (AEQ - опросник академических эмоций).
Методологической основой исследования явились принципы системности, целостности, единства и взаимодетерминированности внешнего и внутреннего, описанные в работах К.А.Абульхановой- Славской, Б.Г.Ананьева, Г.М.Андреевой и др.; общетеоретические положения психологии развития, акмеологии, раскрывающие универсальные закономерности жизненного цикла, заключенные в периодизации психического развития, специфике возрастных этапов (своеобразии новообразований, особенностях ведущей деятельности, межличностных взаимоотношений); методологические идеи о детерминированности развития личности социальными факторами (Л.И.Анциферова, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и др.). В работе использовались принципы и базовые положения теорий психических состояний личности А.О.Прохорова, согласно которой предметная и социальная среда оказывают детерминирующее влияние на состояние субъекта. Теоретическим основанием работы выступила его концепция неравновесных психических состояний. Эмпирическое исследование построено на когнитивно-мотивационной модели переживания эмоциональных психических состояний в обучении Р.Пекруна.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы расширяют научные представления об изменении психических состояний магистров в процессе его становления как субъекта деятельности в ходе вузовского образования. Определены различия и общность в особенностях психических состояний магистров из России и магистров, обучающихся за рубежом.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при разработке новых психолого-педагогических технологий обучения магистров, с учетом особенностей проявления и изменения их психических состояний в учебной деятельности.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Данное исследование психических состояний магистров проводилось в период с 2017 по 2018 год в России (на базе нескольких высших учебных заведений Екатеринбурга, Казани, Перми) и за рубежом (на базе нескольких высших учебных заведений США, Канады, Англии, Азербайджана, Армении).
Изучение психических состояний магистров проходило в три этапа:
1. Теоретико-подготовительный этап: осуществлено теоретическое
изучение литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический этап включал в себя проведение диагностики психических состояний магистров в России и за рубежом в процессе учебной деятельности.
3. Этап анализа и обобщения полученных результатов диагностики.
В качестве основного метода проведения исследования был использован опрос на основе теории Рейнхарда Пекруна (2014) об эмоциях и эмоциональных состояниях, которые испытывают обучающиеся в процессе учебной деятельности.
На основе полученных результатов определено, что для магистров, обучающихся за рубежом оказалось характерно более частое проявление волнения или состояния тревожности и напряжения, чем для магистров из России. Вероятнее всего обучение за рубежом имеет большую мотивационную значимость для студентов из США, Канады, Англии, Азербайджана и Армении, уровень отрицательного переживания и напряженного состояния может зависеть от характера экзамена, от отношения магистра к получаемой квалификации, формы сдачи экзамена и других факторов. Немаловажным является и культурные различия в отношении к успеху и успешности в обучении и профессиональному становлению между магистрами из России и магистрами, обучающимися за рубежом.
При высоком уровне напряжения и тревоги у магистров из других стран чаще проявляется позитивное состояние, иначе говоря магистры получают больше удовольствия от решения задач и достижения успеха в учебе, в отличии от российских магистров.
Цель исследования можно считать достигнутой, задачи исследования решены, гипотеза исследования подтверждена
Изучение психических состояний магистров проходило в три этапа:
1. Теоретико-подготовительный этап: осуществлено теоретическое
изучение литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический этап включал в себя проведение диагностики психических состояний магистров в России и за рубежом в процессе учебной деятельности.
3. Этап анализа и обобщения полученных результатов диагностики.
В качестве основного метода проведения исследования был использован опрос на основе теории Рейнхарда Пекруна (2014) об эмоциях и эмоциональных состояниях, которые испытывают обучающиеся в процессе учебной деятельности.
На основе полученных результатов определено, что для магистров, обучающихся за рубежом оказалось характерно более частое проявление волнения или состояния тревожности и напряжения, чем для магистров из России. Вероятнее всего обучение за рубежом имеет большую мотивационную значимость для студентов из США, Канады, Англии, Азербайджана и Армении, уровень отрицательного переживания и напряженного состояния может зависеть от характера экзамена, от отношения магистра к получаемой квалификации, формы сдачи экзамена и других факторов. Немаловажным является и культурные различия в отношении к успеху и успешности в обучении и профессиональному становлению между магистрами из России и магистрами, обучающимися за рубежом.
При высоком уровне напряжения и тревоги у магистров из других стран чаще проявляется позитивное состояние, иначе говоря магистры получают больше удовольствия от решения задач и достижения успеха в учебе, в отличии от российских магистров.
Цель исследования можно считать достигнутой, задачи исследования решены, гипотеза исследования подтверждена
Подобные работы
- Рефлексия познавательных психических состояний студентов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Формирование здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Акмеологические технологии преодоления негативных стереотипов у студентов младших курсов в процессе профессиональной подготовки
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - Личностно ориентированное обучение студентов современных вузов как фактор сохранности здоровья
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПРОГРАММИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА "ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ВЫБОРА ВИДОВ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (НА ПРИМЕРЕ НИУ «БЕЛГУ»)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Деятельность учителя начальных классов по профилактике агрессивного поведения младших школьников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Индивидуальный подход в обучении иностранному языку в младшей
школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017



