ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты изучения психических состояний в учебной
деятельности магистров 7
1.1. Определение психического состояния в психологических
исследованиях 7
1.2 Психические состояния в учебной деятельности 15
2. Эмпирическое исследование психических состояний в учебной
деятельности магистров 24
2.1. Организация исследования и методы определения психических
состояний магистров 24
2.2. Результаты изучения и анализ психических состояний в учебной
деятельности магистров в России 28
2.3. Результаты исследования психических состояний магистров,
обучающихся за рубежом 32
2.4. Сравнительный анализ особенностей психических состояний в
учебной деятельности магистров (в России и за рубежом) 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. В связи с переходом на новые стандарты обучения, овладение профессией и обучение становится гораздо более усложненным. Проблемы с академической самоорганизацией и изменчивостью психических состояний встречаются у магистров в процессе обучения все чаще. Но зачастую происходит так, что студенты, академически успешные на младших курсах (логично предположить, что перспективные в данной специальности), в целом эрудированные и любознательные, на старших курсах сильно сдают позиции за счет сложности в переживании стрессовых ситуации. Студенты-магистры часто испытывают отрицательные эмоции по отношению к занятиям и нагрузке. Магистры могут быть взволнованы во время учебы, испытывать напряжение в связи с надеждой на успех. При этом их эмоциональные психические состояния часто переплетены с гордость за свои достижения, удивлением обнаружению нового решения, беспокойством по поводу неудачных экзаменов. Кроме того, социальные эмоции (отношения с преподавателями и сверстниками) играют немаловажную роль и проявляются через восхищение, сочувствие, гнев, презрение или зависть (R. Pekrun).
Известно, что психические состояния, в значительной степени определяя протекание психических процессов, физическое и психическое здоровье студентов, являясь одними из существенных оснований поведения субъекта, деятельности и различных форм взаимодействия с окружающими, влияют на успешность учебной деятельности. (Э.Н.Вайнер, Л.В.Куликов, А.О.Прохоров).
Психические состояния магистров в учебной деятельности следует рассматривать с точки зрения ведущей деятельности. Проблема оптимизации учебной деятельности и психических состояний магистров в усложненных условиях, в период экзаменов, в процессе достижения успехов и овладения профессией является объектом особого внимания многих исследователей психологов. Особенно интересным выступает проблема изучения психических состояний у магистров, проходящих обучения в различных образовательных системах (сравнительный анализ особенностей психических состояний магистров из России и магистров, обучающихся за рубежом).
Цель исследования - изучить психические состояния в учебной деятельности магистров из России и магистров, обучающихся за рубежом.
Объект исследования - психические состояния в учебной деятельности.
Предмет исследования - особенности психических состояний в учебной деятельности магистров из России и магистров, обучающихся за рубежом.
Задачи исследования:
- изучить определение психического состояния и провести теоретический анализ проблемы особенностей психических состояний в учебной деятельности магистров;
- организовать и провести эмпирическое исследование психических состояний в учебной деятельности магистров;
- рассмотреть и проанализировать результаты исследования психических состояний магистров из России и магистров, обучающихся за рубежом.
Гипотеза исследования: магистры, обучающиеся за рубежом испытывают высокий уровень напряжения и волнения (тревоги), при этом у них чаще проявляется позитивное психическое состояние при достижении успеха по отношению к учебной деятельности в отличии от российских магистров.
Методы исследования: теоретический анализ проблемы определения психических состояний магистров в учебной деятельности, статистический анализ результатов изучения особенностей психических состояний в учебной деятельности магистров.
В качестве методики исследования был осуществлен опрос магистров, на основе шкал опросника Р.Пекруна (AEQ - опросник академических эмоций).
Методологической основой исследования явились принципы системности, целостности, единства и взаимодетерминированности внешнего и внутреннего, описанные в работах К.А.Абульхановой- Славской, Б.Г.Ананьева, Г.М.Андреевой и др.; общетеоретические положения психологии развития, акмеологии, раскрывающие универсальные закономерности жизненного цикла, заключенные в периодизации психического развития, специфике возрастных этапов (своеобразии новообразований, особенностях ведущей деятельности, межличностных взаимоотношений); методологические идеи о детерминированности развития личности социальными факторами (Л.И.Анциферова, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и др.). В работе использовались принципы и базовые положения теорий психических состояний личности А.О.Прохорова, согласно которой предметная и социальная среда оказывают детерминирующее влияние на состояние субъекта. Теоретическим основанием работы выступила его концепция неравновесных психических состояний. Эмпирическое исследование построено на когнитивно-мотивационной модели переживания эмоциональных психических состояний в обучении Р.Пекруна.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы расширяют научные представления об изменении психических состояний магистров в процессе его становления как субъекта деятельности в ходе вузовского образования. Определены различия и общность в особенностях психических состояний магистров из России и магистров, обучающихся за рубежом.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при разработке новых психолого-педагогических технологий обучения магистров, с учетом особенностей проявления и изменения их психических состояний в учебной деятельности.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Данное исследование психических состояний магистров проводилось в период с 2017 по 2018 год в России (на базе нескольких высших учебных заведений Екатеринбурга, Казани, Перми) и за рубежом (на базе нескольких высших учебных заведений США, Канады, Англии, Азербайджана, Армении).
Изучение психических состояний магистров проходило в три этапа:
1. Теоретико-подготовительный этап: осуществлено теоретическое
изучение литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический этап включал в себя проведение диагностики психических состояний магистров в России и за рубежом в процессе учебной деятельности.
3. Этап анализа и обобщения полученных результатов диагностики.
В качестве основного метода проведения исследования был использован опрос на основе теории Рейнхарда Пекруна (2014) об эмоциях и эмоциональных состояниях, которые испытывают обучающиеся в процессе учебной деятельности.
На основе полученных результатов определено, что для магистров, обучающихся за рубежом оказалось характерно более частое проявление волнения или состояния тревожности и напряжения, чем для магистров из России. Вероятнее всего обучение за рубежом имеет большую мотивационную значимость для студентов из США, Канады, Англии, Азербайджана и Армении, уровень отрицательного переживания и напряженного состояния может зависеть от характера экзамена, от отношения магистра к получаемой квалификации, формы сдачи экзамена и других факторов. Немаловажным является и культурные различия в отношении к успеху и успешности в обучении и профессиональному становлению между магистрами из России и магистрами, обучающимися за рубежом.
При высоком уровне напряжения и тревоги у магистров из других стран чаще проявляется позитивное состояние, иначе говоря магистры получают больше удовольствия от решения задач и достижения успеха в учебе, в отличии от российских магистров.
Цель исследования можно считать достигнутой, задачи исследования решены, гипотеза исследования подтверждена
1. Абутьханова-Славская К. А. Деятельность в психологии личности / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 2013. - 335 с.
2. Аверин В. А. Общая направленность личности и успешность воспитательной работы / В. А. Аверин // Психологические аспекты изучения направленности личности учащейся молодежи: межвузовский сб. науч. трудов. -Новосибирск: НГПИ, 2014. С. 60-68.
3. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции / Л. Н. Воронина и др. // Университетское управление: практика и анализ. 2015. - № 4 (19). - С. 65-69.
4. Адаптация студентов педагогической специальности к профессиональной деятельности / под ред. В. И. Земцовой. Орск: Изд -во ОГТИ, 2013. - 307 с.
5. Алейникова Т. В. Возрастная психофизиология / Т.В.Алейникова. -Ростов н/Д., 2014. 62 с.
6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — 3-е изд. — СПб.: Питер; 2016. 282 с.
7. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б. Г. Ананьев // Современные психологические проблемы высшей школы. Л., 2014. -Вып. 2. - С. 46-52.
8. Андреева Д. О. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе / Д. О. Андреева // Ученые записки ЛГУ. Сер. Человек и общество. 2013. - Вып. 8. - С. 62-69.
9. Анциферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы / Л. И. Анциферова // Психология формирования и развития личности. М., 2014.-С. 3-18.
10. Асеев В. Г. Проблема монотонности в исследованиях зарубежных авторов / В. Г. Асеев // Вопросы психологии. 2015. -№ 1. - С. 163-169.
11. Астафьев П. Е. Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки / П. Е. Астафьев. -М., 2013. VI, 152, 58 с.
12. БадмаеваД. Г. Саморегуляция активности личности в стрессовых
ситуациях (на примере экзаменационного стресса): автореф. дис.
канд. психол. наук / Д. Г. Бадмаева. Красноярск, 2014. - 18 с.
13. Барабанщиков А. В. Некоторые теоретические и практические вопросы педагогики высшей школы / А. В. Барабанщиков // Современные проблемы педагогики высшей школы. — Казань: Изд-во Казан, ун-та,
2016. — С. 4—30.
14. Баранова Л. А. Интеллект и его измерение / Л.А.Баранова, М. Д. Дворяшина // Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). — Л.: ЛГУ, 2016. — С. 165—175.
15. Баранский Н.Н. Научные принципы географии: избранные труды / Н. Н. Баранский. М.: Мысль, 2014. - 239 с.
16. БачериковН. Е. Психогигиена умственного труда учащейся молодежи / Н. Е. Бачериков, М. П. Воронцов. Киев: Здоровье, 2013. — 165 с.
17. Березовин Н. А. Трудности адаптации первокурсников, университета и пути их преодоления / Н. А. Березовин, Н. А. Гончаров // Педагогические аспекты социальной психологии: тез. республиканской научно-теоретической конф.-Минск, 2013.- С. 134-135.
18. БернШ. Тендерная психология / Ш.Берн. 2-е изд., междунар. - СПб. Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2016. — 318 с.
19. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. М.: ПЕР СЭ, 2016. - 528 с.
20. Бордовская Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер, 2014. - 299 с.
21. Брушлинский А. В. О категориях «непрерывное и прерывное», «качество и количество» в психологии / А. В. Брушлинский // Категории материалистической диалектики в психологии / под. ред. Л. И1. Анциферовой. — М., 2016.-С. 120-137.
22. Буйлов В. Нервно-психическое состояние студентовкак валеологическая проблема / В. Буйлов, Г. Куропова, Н. Сенаторова // Высшее образование в России. 2016. - № 2. - С. 65-73.
23. ВасилюкФ. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во МГУ, 2014. - 200 с.
24. Виленский М: Я. Проблема оптимального соотношения
умственной и физической деятельности студентов / М. Я. Виленский // Проблемы умственного труда. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013. - Вып. 6. - С. 79-85.
25. Вилюнас В. Психология эмоций / В. Вилюнас. СПб.: Питер, 2016. - 496 с. — (Сер. Хрестоматия по психологии).
26. Вуз. Здоровье. Интеллект: педагогические, биоинформационные и оздоровительные технологии: материалы 2-й Междунар. научнопрактической конф. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2015. - 496 с.
27. Вяткин Б. А. О системном анализе психических состояний / Б. А. Вяткин, Л. Я. Дорфман // Новые исследованиял психологии. — 2017. № 1 (36). — С. 3— 7; №2.-С. 3-7.
28. Выготский Л. С. Проблемы возраста // Собр. соч.: в 6 т. / Л. С. Выготский. -М., 2014. Т. 4. - С. 258-259.
29. Габдреева Г. Ш. Управление психическим состоянием и его роль в совершенствовании учебного процесса / Г. Ш. Габдреева // Психологическая служба в вузе: сб. науч. ст. — Казань: Изд-во Казан, унта, 2013.-С. 105-143.
30. Габдреева Г. Ш. Изменение психического состояния при напряженной умственной деятельности / Г. Ш. Габдреева // Психологические и психофизиологические особенности студентов. Казань,
2017. - С. 208-224.
31. Габдреева Г. Ш. Роль кураторства в психологической адаптации студентов-первокурсников / Г. Ш. Габдреева // Материалы всерос. научнопрактической конф. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2014. — С. 48-56.
32. Ганзен В. А. Систематика психических состояний человека. - М.
— 2013. - 78с.
33. Гензен B. А., В. Н. Юрченко // Вестник ЛГУ. Сер. 6, Философия.
— 2015. Вып. 1.-С. 47-55.
34. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. — 2014. — № 8.1. C. 43-52.
35. Гапонова С. А. Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве вуза (динамика, детерминанты оптимизация): дис. д-ра психол. наук / С. А. Гапонова. Н. Новгород, 2015.— 336 л.
36. Гапонова С. А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения / С. А. Гапонова // Психологический журнал. 2014. — Т. 15, № 3. — С. 131-135.
37. Гришанов JI. К. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов / JI. К. Гришанов, В. Д. Цуркан // Психологопедагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе: сб. науч. трудов. — Кишинев: Штиница, 2015. С. 3-17.
38. Дворяшина М. Д. Особенности интеллектуального развития студентов в процессе обучения // Человек и общество. JL, 2013. - Вып. 13. - С. 97-105.
39. Психодиагностика и консультирование в сфере познавательной деятельности студентов // Вопросы практической» психодиагностики и психологического консультирования в вузе / под ред. Н. Н. Обозова. — JT.: Изд-во ЛГУ, 2014.-С. 57-112.
40. Дикая Л. Г. Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека / Л. Г. Дикая, Л.
П. Гримак // Хрестоматия по инженерной психологии / под ред. Б. А. Душкова. -М., 2016. С. 280-286.
41. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума / В. Дильтей // Вопросы философии. 2013. - № 4. - С. 135-152.
42. Дружинин В. Н. Ситуационный подход к психологической диагностике способностей / В. Н. Дружинин // Психологический журнал. 2014. — № 2. — С. 94-104.
43. Дьяченко М. И. Психология высшей школы: учеб. пособие для вузов / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — 3-е изд., перераб. и доп. — Минск: Изд-во БГУ., 2013.-368 с.
44. Дюран Б. Кластерный анализ / Б. Дюран, П. Одел; пер. с англ. Е. 3. Демиденко. -М.: Статистика, 2017. 128 с.
45. Евсеев Ю. И. Особенности умственной работоспособности студентов / Ю. И. Евсеев // Валеология. 2014. - № 2. - С. 73-74.
46. Женская психология: сб. психол. тестов / сост. Н. А. Литвинцева. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2014. — 318 с.
47. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студентов вузов/ Э. Ф. Зеер. М.: Академия, 2016. - 240 с.
48. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И. А. Зимняя. — Ростов н/Д: Феникс, 2017.-480 с.
49. Зубра А. С. Культура умственного труда студента / А. С. Зубра. — М.: Дикта, 2016.-227 с.
50. Изард К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. — СПб.: Питер,.2016. — 464 с. — (Сер. Мастера психологии).
51. Изучение проявлений нервно-эмоционального напряжения у студентов во время сдачи экзаменов и зачетов / Е. П. Ильин и др. // Современная высшая школа. 2013. - № 1. - С. 67.
52. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2015.- 412 с.