Введение 3
1. Мышление одаренных детей
1.1. Младшие школьники. Понятия одаренности, способностей и
мышления 6
1.2. Эгоцентризм мышления младших школьников 24
1.3. Влияние эгоцентризма на детское мышление 27
2. Методы и организации исследования
2.1. Описание выборки исследования 31
2.2. Методы исследования 31
2.3. Процедура исследования 32
2.4. Математико - статистические методы обработки данных... 38
3. Исследование эгоцентризма мышления условно одаренных младших школьников
3.1. Результаты исследования 39
3.2. Обсуждение 67
Заключение 76
Литература 79
Приложения
Одной из актуальных проблем современного мира является проблема одаренности. Общество нуждается в творчески мыслящих личностях, необходимостью проявления человеком высокой активности, способностей, нестандартного поведения с целью решения задач, которые ставит перед ним изменяющиеся окружающие условия.
Некоторые дети выделяются своеобразием мышления, особенностями поведения, ярким внутренним миром [22; 159].
Одаренным детям зачастую тяжело находить общий язык со сверстниками, с окружающими, понять почему вещи, понятные им, непонятны другим, и вообще принимать точку зрения, отличную от своей.
Для того, чтобы такие дети стали полноценными членами общества и в полном объеме раскрыли свой потенциал, в том числе творческий, необходим комплексный подход со стороны как педагогов, так и родителей. А дети младшего школьного возраста наиболее нуждаются в таком подходе.
Проблема взаимосвязи эгоцентризма младших школьников с такими видами мышления как анализ и синтез, классификация, абстракция и обобщение на сегодняшний день мало изучена.
Выборка: условно одаренные дети младшего школьного возраста. Одаренными мы их считаем, так как они проходили специальный творческий конкурс, чтобы поступить в музыкальную школу. Условно одаренными мы их считаем потому, что такой отбор не гарантирует того, что все дети являются одаренными.
Общее количество детей, принявших участие в исследовании - 31 человек, 16 девочек и 15 мальчиков.
База проведения исследования: МБУДО "ДМШ №7 им. З.В. Хабибуллина".
Актуальность данной работы определена тем, что в ней представлены результаты исследования взаимосвязи эгоцентризма с такими видами мышления как абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, симультанный анализ и синтез условно одаренных детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования связана с тем, что материалы, изложенные в данной работе, могут быть использованы в практической деятельности педагогов начальных классов, педагогов музыкальных и художественных школ, практикующих психологов.
Социальная значимость данного исследования заключается в том, что в процессе работы сформулированы рекомендации по преодолению эгоцентризма мышления у детей.
Проблемой исследования является взаимосвязь эгоцентризма и мышления одаренных детей.
Исходя из этого, мы выдвинули гипотезу о том, что имеется взаимосвязь между показателями эгоцентризма и мышления условно одаренных младших школьников.
Объект исследования: мышление одаренных детей.
Предмет исследования: эгоцентризм мышления одаренных младших школьников.
Целью данной работы является теоретический обзор проблемы эгоцентризма одаренных младших школьников, а также проведение исследования взаимосвязи эгоцентризма и мышления данной категории детей. Для этого были поставлены и решены следующие задачи:
1. Анализ научной литературы по проблемам одаренности и психических особенностей детей младшего школьного возраста.
2. Подбор методов и методики для изучения проявлений эгоцентризма у детей.
3. Подбор методик для определения уровня следующих видов мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, абстрагирование.
4. Подбор необходимых математических методов, обработка результатов.
5. Выявление взаимосвязи между уровнями видов мышления и уровнем детей.
Метод исследования: тестирование.
Использованные методики:
1. ЭАТ (эгоцентрический ассоциативный тест). Автор адаптации: Т.И. Пашукова.
2. Методика «Исключи лишнее» Автор адаптации: Белопольская Н.Л.
3. Методика «Простые аналогии» Автор: Васищев А.А.
4. Методика «Недостающие детали» Автор: Д. Векслер
5. Методика «Деление круга на 5 частей». Разработчик: Тараканова А.А. Математические методы обработки данных:
1. для определения силы и направления корреляционной связи между эгоцентризмом и исследуемыми видами мышления был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена;
2. для определения различий средних и среднестатистических показателей по каждой методике был использован t - критерий Стьюдента.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений. В списке литературы 26 источников.
Для достижения поставленной нами цели в ходе исследования проблемы взаимосвязи эгоцентризма и мышления условно одаренных детей младшего школьного возраста были решены следующие задачи:
1. Изучение литературы по теме одаренности, способностей и мышления.
2. Обзор и анализ литературы по теме психических особенностей младших школьников.
3. Подбор методов и методик для определения уровней эгоцентризма и мышления одаренных младших школьников.
4. Подбор базы исследования.
5. Проведение исследования.
6. Подбор математических методов.
7. Анализ и обработка полученных результатов математико - статистическими методами.
8. Выявление корреляций.
9. Формулировка рекомендаций.
На основании результатов исследования были сформулированы рекомендации для психологов, педагогов и родителей одаренных младших школьников:
1. Если у девочек младшего школьного возраста есть способности оставлять важное, отбросив лишнее, второстепенное и способности переходить от более частного к более общему, а у детей 9 - 11 лет - способности к пониманию логических связей и отношений между понятиями, следует обратить внимание на поведение ребенка, его коммуникативность. Возможно у него эгоцентризм мышления, проявляющийся в неумении общаться со сверстниками, замкнутости, отстаивании своих позиций даже в тех случаях, когда он не прав.
2. Следует побеседовать на эту тему с классным руководителем.
3. Если у ребенка имеются выше описанные проблемы, и вы не можете с ними справиться самостоятельно, возможно, следует обратиться к школьному психологу.
1. Бозаджиев В.Ю., Кукушкин В.С. Одаренные дети: Теория и практика обучения и развития/ под ред. В.С. Кукушкина. - Ростов н/Д, 2014 - с.183,
2. Брушлинский А. В., Поликарпов В. А.Б89 Мышление и общение (2-е доработанное издание). -Самара: Самар. Дом печати, 1999. - 128 с.
3. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М.: Педагогика, 1983 кол-во страниц?
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М. Полиграфкнига. 1934. С.324
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-и т. Т.4. Детская психология. - М.: Педагогика, 1984 - с.433
6. Гинецинский В. И. Пропедевтический курс психологии: учебное пособие / В.И. Гинецинский. - Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 1997. - 200с. стр.178
7. Даль В. Толковый словарь. - 2-е изд., Т.4 - М.: СПб, 1882. - 704с.
8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей // Методы психологической диагностики. - М.,1993. - Вып.1. - с.32-42
9. Корниенко А.Ф. Сущность процессов мышления и мыслительной деятельности / А.Ф. Корниенко // Научный диалог. -2013. - №4 (16): Психология. Педагогика. - С.49-62? Издательство
10. Кочергина М.Н. Особенности эгоцентризма у одаренных детей
младшего школьного возраста: дипломная работа. Нижний Новгород,
Нижегородский государственный педагогический университет. 2004
11. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., Просвещение», 1972.,391 с. с илл.; стр.42
12. Лопухова О.Г., Шишова Е.О. Практикум по общей психологии: Учеб. Пособие, Казань; К(П)ФУ, 2012. - 285с.
13. Матюшкин А.М., Сиск Д.Н. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. - 1988. - №2 стр. 88-97
14. Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 191 с.
15. Обухова Л. Ф., Чурбанова С. М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. Учебное пособие. — М.: Московский университет, 1994. — С. 80.
16.Общая психология / под общей редакцией Е.И. Рогова. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008. - 560с.
17.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «А ТЕМП», 2013. - 874с.
18. Пиаже Ж. Психология интеллекта. // Избранные психологические труды. - М.: Просвещение. 1969. - 659с.
19. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Ма- рютина; Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Академия, 1996. - 416с.
20. Рабочая концепция одаренности/ Научн. Ред. В.Д. Шадриков. - М.,2003. - 95с.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - Издательство: Питер, 2002г; 720с.
22. Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад - школа - университет: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 4-х частях. Часть III: Педагогика одаренности: Региональные практики / Под ред. Тоболкиной И.Н., Ремез О. В. 30-31 октября 2014 г., г. Томск. - Томск: Томский ЦНТИ, 2014. - 166 с.;
23. Теплов Б.М. Способности и одаренность// Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., Изд. Академии наук РСФСР. 1961 стр. 9 - 20.
24. Тихомиров О.К. Информационная и психологическая теория мышления / О.К. Тихомиров // Вопросы психологии. - 1974. - №1. - С40-48.
25. Ушинский К.Д. Избранные педагогические труды. В 2т. Т.2. - М.: Учпедиздат, 1954. С.638.
26. Философский энциклопедический словарь / ред. кол. С.С. Аверинцев, Издательство: М.: Советская Энциклопедия; Издание 2-е. Переплет: твердый; 815 страниц; 1989 г.