Интегрированные уроки по литературе в средней школе (Методика литературы, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
Выпускная квалификационная работа.
Есть приложение (технологическая карта урока).
Введение 3
Глава I Теоретические аспекты интегрированных уроков литературы в средней школе 5
1.1 Сущность понятия «интегрированный урок». Виды интеграции 5
1.2 Специфика организации и проведения интегрированных уроков литературы в средней школе 12
1.3 Роль интегрированных уроков литературы в освоении учащимися средней школы гуманитарных дисциплин 17
Глава II Практические аспекты организации и проведения интегрированных уроков литературы в средней школе 23
2.1 Формы интеграции уроков литературы в средней школе 23
2.2 Разработка цикла интегрированных уроков литературы для учащихся средней школы 31
Заключение 45
Список литературы 47
Приложение 52
Есть приложение (технологическая карта урока).
Введение 3
Глава I Теоретические аспекты интегрированных уроков литературы в средней школе 5
1.1 Сущность понятия «интегрированный урок». Виды интеграции 5
1.2 Специфика организации и проведения интегрированных уроков литературы в средней школе 12
1.3 Роль интегрированных уроков литературы в освоении учащимися средней школы гуманитарных дисциплин 17
Глава II Практические аспекты организации и проведения интегрированных уроков литературы в средней школе 23
2.1 Формы интеграции уроков литературы в средней школе 23
2.2 Разработка цикла интегрированных уроков литературы для учащихся средней школы 31
Заключение 45
Список литературы 47
Приложение 52
Актуальность исследования. В настоящее время школьное образование развивается в рамках личностно-ориентированной парадигме, в которой обучающийся рассматривается как субъект своей жизнедеятельности, развивающий в процессе учёбы свой личный опыт. Перед современной школой ставится задача формирование общей культуры личности обучающегося, разностороннее развитие детей, формирование навыков самообразования и самореализации личности, её адаптация к жизни в обществе. В настоящее время одним из направлений, связанного с поиском эффективного педагогического взаимодействия, является интегрированное обучение.
Интегрированное обучение основано на взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса, которая реализуется через определение уровня интеграции, способа интеграции, направления. Однако, следует отметить, что проблема интегрированного обучения недостаточно изучена и разработана, что вызывает значительные затруднения в его практической реализации, в том числе и на уроках литературы. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Степень изученности. Проблема интеграции как основного принципа дидактики досточно хорошо изучена в научной литературе – В.С. Безрукова, М.Н. Берулава, И.Д. Зверев, М.В. Лазарева, В.Н. Максимова и др. В работах И.В. Никишиной, В.А. Щенева, Ю.В. Фенько и др. представлен опыт проведения интегрированных уроков. Н.В. Шараповой, Р.О. Юрчик, И.М. Ярмольник и др. раскрыты механизмы интеграции на уроках литературы в средней школе. Однако, проблеме организации и проведения интегрированных уроков литературы в средних классах в свете реализации сновых стандартов образования немногичислены и требуют дополнительных исследований.
Цель исследования – изучить технологию организации и проведения интегрированных уроков литературы в средних классах.
Объект исследования – интегрированные уроки литературы в процессе изучения поэзии.
Предмет исследования – технология организации и проведения интегрированных уроков литературы в средних классах.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «интегрированный урок», виды интеграции.
2. Описать специфику организации и проведения интегрированных уроков литературы в средней школе.
3. Определить роль интегрированных уроков литературы в освоении учащимися средней школы гуманитарных дисциплин.
4. Разработать и апробировать цикл интегрированных уроков литературы по изучению поэзии.
Методы исследования: теоретические – теоретический анализ научных источников, описание, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; эмпирические – разработка и апробация уроков литературы в средней школе.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- подходы к понятиям «интеграция», «интегрированные уроки» – М.Н. Берулава, И.Д. Зверев, М.В. Лазарева, В.Н. Максимова и др.;
- подходы к организации и проведению интегрирвоанных уроков литературы в средней школе – Н.Ю. Бондаренко, А.И. Гурьевой, Р.О. Юрчик и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный цикл интегрированных уроков может быть использован учителями литературы в средних классах.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Интегрированное обучение основано на взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса, которая реализуется через определение уровня интеграции, способа интеграции, направления. Однако, следует отметить, что проблема интегрированного обучения недостаточно изучена и разработана, что вызывает значительные затруднения в его практической реализации, в том числе и на уроках литературы. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Степень изученности. Проблема интеграции как основного принципа дидактики досточно хорошо изучена в научной литературе – В.С. Безрукова, М.Н. Берулава, И.Д. Зверев, М.В. Лазарева, В.Н. Максимова и др. В работах И.В. Никишиной, В.А. Щенева, Ю.В. Фенько и др. представлен опыт проведения интегрированных уроков. Н.В. Шараповой, Р.О. Юрчик, И.М. Ярмольник и др. раскрыты механизмы интеграции на уроках литературы в средней школе. Однако, проблеме организации и проведения интегрированных уроков литературы в средних классах в свете реализации сновых стандартов образования немногичислены и требуют дополнительных исследований.
Цель исследования – изучить технологию организации и проведения интегрированных уроков литературы в средних классах.
Объект исследования – интегрированные уроки литературы в процессе изучения поэзии.
Предмет исследования – технология организации и проведения интегрированных уроков литературы в средних классах.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «интегрированный урок», виды интеграции.
2. Описать специфику организации и проведения интегрированных уроков литературы в средней школе.
3. Определить роль интегрированных уроков литературы в освоении учащимися средней школы гуманитарных дисциплин.
4. Разработать и апробировать цикл интегрированных уроков литературы по изучению поэзии.
Методы исследования: теоретические – теоретический анализ научных источников, описание, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; эмпирические – разработка и апробация уроков литературы в средней школе.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- подходы к понятиям «интеграция», «интегрированные уроки» – М.Н. Берулава, И.Д. Зверев, М.В. Лазарева, В.Н. Максимова и др.;
- подходы к организации и проведению интегрирвоанных уроков литературы в средней школе – Н.Ю. Бондаренко, А.И. Гурьевой, Р.О. Юрчик и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный цикл интегрированных уроков может быть использован учителями литературы в средних классах.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В последние годы интегрированные уроки получили большое распространение, так как они позволяют обобщить полученные знания и сформировать целостное представление об окружающем мире. Интегрированные уроки литературы в средней школе проводятся на основе междпредметной, внутрипредметной и межсистемной интеграций, то есть путем объединения нескольких учебных предметов. Формами проведения выступают: экскурсии, походы, путешествия, уроки-погружения и т.д. Чаще всего интегрированные уроки используются педагогами как своего рода обобщения пройденного ранее, с целью понимания взаимосвязи между полученными знаниями и усвоения родственных связей между темами.
Технология проведения интегрированных уроков литературы позволяет получить как можно больше разнообразных моделей (решений), которые отличаются друг от друга разными параметрами. При реализации принципа интеграции в литературном образовании учащихся средней школы цель заключается в том, чтобы не только показать области соприкосновения учебных дисциплин, но и через их органическую связь дать представление о единстве окружающего мира. Результатом интегрированного обучения является развитие творческого мышления обучающихся детей. Социальное значение интеграции заключается в овладении совокупными знаниями, избавляющих детей от однородности развития.
Современное образование предусматривает преподавание интегрированных курсов, в частности естествознания и элективных курсов. Самой распространенной формой реализации интеграции являются интегрированные уроки, которые проводятся разными учителями предметниками, но по общей программе интеграции. Возможные виды интеграции: горизонтальная интеграция, которая заключается в объединении подобного материала в различных учебных предметах; вертикальная интеграция, которая заключается в объединении в одном предмете материала, тематически повторяющегося в разные годы обучения на различном уровне сложности.
Уроки литературы могут быть как внутрипредметной, так и межпредметной направленности с метапредметными задачами. Их главная цель – помочь учащимся выявить и развить скрытые способности, заложенные природой, раскрыть свой талант. Внутрипредметная интеграция чаще используется на «рабочих» уроках и при подготовке к экзаменационным испытаниям – литературоведение, читательская практика, опыт сочинительства. На данных уроках первостепенную роль играют предметные задачи, на которых формируется положительное отношение к литературному творчеству, закрепляются навыки поиска информации, обобщения и систематизации материала.
Мотивационные задачи межпредметной интеграции должны быть значительно выше, так как здесь надо заинтересовать обучающегося содержанием текста, чтобы вызвать и сохранить уучащихся глубоко личностное восприятие, переживание прочитанного, услышанного; раскрыть красоту и искренность чувств в том или ином литературном произведении.
В рамках исследования были разработаны и проведены с учащимися 6-х классов следующие интегрированные уроки литературы:
1. Литература, история, изобразительное искусство, музыка – урок по теме «Лицо и маски» героев повести. А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».
2. Литература – биология – урок по теме «М. Пришвин «Кладовая солнца».
3. Литература – изобразительное искусство, музыка – урок по теме «Краски и звуки в лирике А. Фета».
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
Технология проведения интегрированных уроков литературы позволяет получить как можно больше разнообразных моделей (решений), которые отличаются друг от друга разными параметрами. При реализации принципа интеграции в литературном образовании учащихся средней школы цель заключается в том, чтобы не только показать области соприкосновения учебных дисциплин, но и через их органическую связь дать представление о единстве окружающего мира. Результатом интегрированного обучения является развитие творческого мышления обучающихся детей. Социальное значение интеграции заключается в овладении совокупными знаниями, избавляющих детей от однородности развития.
Современное образование предусматривает преподавание интегрированных курсов, в частности естествознания и элективных курсов. Самой распространенной формой реализации интеграции являются интегрированные уроки, которые проводятся разными учителями предметниками, но по общей программе интеграции. Возможные виды интеграции: горизонтальная интеграция, которая заключается в объединении подобного материала в различных учебных предметах; вертикальная интеграция, которая заключается в объединении в одном предмете материала, тематически повторяющегося в разные годы обучения на различном уровне сложности.
Уроки литературы могут быть как внутрипредметной, так и межпредметной направленности с метапредметными задачами. Их главная цель – помочь учащимся выявить и развить скрытые способности, заложенные природой, раскрыть свой талант. Внутрипредметная интеграция чаще используется на «рабочих» уроках и при подготовке к экзаменационным испытаниям – литературоведение, читательская практика, опыт сочинительства. На данных уроках первостепенную роль играют предметные задачи, на которых формируется положительное отношение к литературному творчеству, закрепляются навыки поиска информации, обобщения и систематизации материала.
Мотивационные задачи межпредметной интеграции должны быть значительно выше, так как здесь надо заинтересовать обучающегося содержанием текста, чтобы вызвать и сохранить уучащихся глубоко личностное восприятие, переживание прочитанного, услышанного; раскрыть красоту и искренность чувств в том или ином литературном произведении.
В рамках исследования были разработаны и проведены с учащимися 6-х классов следующие интегрированные уроки литературы:
1. Литература, история, изобразительное искусство, музыка – урок по теме «Лицо и маски» героев повести. А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».
2. Литература – биология – урок по теме «М. Пришвин «Кладовая солнца».
3. Литература – изобразительное искусство, музыка – урок по теме «Краски и звуки в лирике А. Фета».
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- Компетентностный подход в учебнике Л.А. Некрасовой «Русский язык для 5-го класса средней школы с таджикский языком обучения» (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2024 - Способы активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях ОБЖ (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - Отчет об преддипломной практике (МКОУ «Рыбинская СОШ» Каменского района Алтайского края, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Отчеты по практике, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2019 - РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ ФГОС ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ШКОЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ «БИОЛОГИЯ» И «ИНФОРМАТИКА»
Магистерская диссертация, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Методологические основы построения и реализации дидактической системы межпредметных связей в курсе физики средней школы
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Использование фотодокументов на уроках истории России в 10 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - Безопасность в информационном пространстве (Теория и методика безопасности жизнедеятельности, Российский государственный профессионально-педагогический университет)
Курсовые работы, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2025 - Использование здоровьесберегающих технологий при решении текстовых задач в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Учебные ситуации (задачи), заложенные в содержании учебной дисциплины: «Теория и методика обучения праву»
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



