Выпускная квалификационная работа.
Есть приложение (технологическая карта урока).
Введение 3
Глава I Теоретические аспекты интегрированных уроков литературы в средней школе 5
1.1 Сущность понятия «интегрированный урок». Виды интеграции 5
1.2 Специфика организации и проведения интегрированных уроков литературы в средней школе 12
1.3 Роль интегрированных уроков литературы в освоении учащимися средней школы гуманитарных дисциплин 17
Глава II Практические аспекты организации и проведения интегрированных уроков литературы в средней школе 23
2.1 Формы интеграции уроков литературы в средней школе 23
2.2 Разработка цикла интегрированных уроков литературы для учащихся средней школы 31
Заключение 45
Список литературы 47
Приложение 52
Актуальность исследования. В настоящее время школьное образование развивается в рамках личностно-ориентированной парадигме, в которой обучающийся рассматривается как субъект своей жизнедеятельности, развивающий в процессе учёбы свой личный опыт. Перед современной школой ставится задача формирование общей культуры личности обучающегося, разностороннее развитие детей, формирование навыков самообразования и самореализации личности, её адаптация к жизни в обществе. В настоящее время одним из направлений, связанного с поиском эффективного педагогического взаимодействия, является интегрированное обучение.
Интегрированное обучение основано на взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса, которая реализуется через определение уровня интеграции, способа интеграции, направления. Однако, следует отметить, что проблема интегрированного обучения недостаточно изучена и разработана, что вызывает значительные затруднения в его практической реализации, в том числе и на уроках литературы. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Степень изученности. Проблема интеграции как основного принципа дидактики досточно хорошо изучена в научной литературе – В.С. Безрукова, М.Н. Берулава, И.Д. Зверев, М.В. Лазарева, В.Н. Максимова и др. В работах И.В. Никишиной, В.А. Щенева, Ю.В. Фенько и др. представлен опыт проведения интегрированных уроков. Н.В. Шараповой, Р.О. Юрчик, И.М. Ярмольник и др. раскрыты механизмы интеграции на уроках литературы в средней школе. Однако, проблеме организации и проведения интегрированных уроков литературы в средних классах в свете реализации сновых стандартов образования немногичислены и требуют дополнительных исследований.
Цель исследования – изучить технологию организации и проведения интегрированных уроков литературы в средних классах.
Объект исследования – интегрированные уроки литературы в процессе изучения поэзии.
Предмет исследования – технология организации и проведения интегрированных уроков литературы в средних классах.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «интегрированный урок», виды интеграции.
2. Описать специфику организации и проведения интегрированных уроков литературы в средней школе.
3. Определить роль интегрированных уроков литературы в освоении учащимися средней школы гуманитарных дисциплин.
4. Разработать и апробировать цикл интегрированных уроков литературы по изучению поэзии.
Методы исследования: теоретические – теоретический анализ научных источников, описание, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; эмпирические – разработка и апробация уроков литературы в средней школе.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- подходы к понятиям «интеграция», «интегрированные уроки» – М.Н. Берулава, И.Д. Зверев, М.В. Лазарева, В.Н. Максимова и др.;
- подходы к организации и проведению интегрирвоанных уроков литературы в средней школе – Н.Ю. Бондаренко, А.И. Гурьевой, Р.О. Юрчик и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный цикл интегрированных уроков может быть использован учителями литературы в средних классах.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В последние годы интегрированные уроки получили большое распространение, так как они позволяют обобщить полученные знания и сформировать целостное представление об окружающем мире. Интегрированные уроки литературы в средней школе проводятся на основе междпредметной, внутрипредметной и межсистемной интеграций, то есть путем объединения нескольких учебных предметов. Формами проведения выступают: экскурсии, походы, путешествия, уроки-погружения и т.д. Чаще всего интегрированные уроки используются педагогами как своего рода обобщения пройденного ранее, с целью понимания взаимосвязи между полученными знаниями и усвоения родственных связей между темами.
Технология проведения интегрированных уроков литературы позволяет получить как можно больше разнообразных моделей (решений), которые отличаются друг от друга разными параметрами. При реализации принципа интеграции в литературном образовании учащихся средней школы цель заключается в том, чтобы не только показать области соприкосновения учебных дисциплин, но и через их органическую связь дать представление о единстве окружающего мира. Результатом интегрированного обучения является развитие творческого мышления обучающихся детей. Социальное значение интеграции заключается в овладении совокупными знаниями, избавляющих детей от однородности развития.
Современное образование предусматривает преподавание интегрированных курсов, в частности естествознания и элективных курсов. Самой распространенной формой реализации интеграции являются интегрированные уроки, которые проводятся разными учителями предметниками, но по общей программе интеграции. Возможные виды интеграции: горизонтальная интеграция, которая заключается в объединении подобного материала в различных учебных предметах; вертикальная интеграция, которая заключается в объединении в одном предмете материала, тематически повторяющегося в разные годы обучения на различном уровне сложности.
Уроки литературы могут быть как внутрипредметной, так и межпредметной направленности с метапредметными задачами. Их главная цель – помочь учащимся выявить и развить скрытые способности, заложенные природой, раскрыть свой талант. Внутрипредметная интеграция чаще используется на «рабочих» уроках и при подготовке к экзаменационным испытаниям – литературоведение, читательская практика, опыт сочинительства. На данных уроках первостепенную роль играют предметные задачи, на которых формируется положительное отношение к литературному творчеству, закрепляются навыки поиска информации, обобщения и систематизации материала.
Мотивационные задачи межпредметной интеграции должны быть значительно выше, так как здесь надо заинтересовать обучающегося содержанием текста, чтобы вызвать и сохранить уучащихся глубоко личностное восприятие, переживание прочитанного, услышанного; раскрыть красоту и искренность чувств в том или ином литературном произведении.
В рамках исследования были разработаны и проведены с учащимися 6-х классов следующие интегрированные уроки литературы:
1. Литература, история, изобразительное искусство, музыка – урок по теме «Лицо и маски» героев повести. А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».
2. Литература – биология – урок по теме «М. Пришвин «Кладовая солнца».
3. Литература – изобразительное искусство, музыка – урок по теме «Краски и звуки в лирике А. Фета».
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
1. Антонов, Н. С. Слагаемые знания (О межпредметных знаниях в учебном процессе) [Текст] / Н. С. Антонов. – Архангельск : Северо-западное кн. изд. 2014. – 153 с.
2. Бабанский, Ю. К. Междисциплинарные связи как объект изучения педагогики [Текст] / Ю. К. Бабанский // Педагогические исследования. – 2013. – №1. – С. 74-78.
3. Безрукова, В. С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации [Текст] / В. С. Безрукова // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр. / Свердл. инж. – пед. ин-т. – Свердловск, 1990. – С. 5-25.
4. Берулава, М. Н. Интеграция содержания образования [Текст] / М. Н. Берулава. – Москва : Совершенство, 1998. – 192 с.
5. Берулава, М. Н. Интеграция учебных дисциплин [Текст] / М. Н. Берулава // Педагогика. – 2013. – №4. – С. 65-69.
6. Бондаренко, Н. Ю. Интерактивный подход в методике преподавания русского языка и литературы в школе [Текст] / Н. Ю. Бондаренко // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения. – 2015. – № 12. – С. 180-184.
7. Борщева, О. В. Структура интегративного подхода к обучению иностранному языку [Текст] / О. В. Борщева // Вестник Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова. Сер. Педагогика и психология. – Москва : Московский государственный университет имени М. А. Шолохова, 2017. – С. 5-8.
8. Ганелин, Ш. Н. Система межпредметных связей [Текст] / Ш. Н. Ганелин // Педагогические исследования. – 2012. – №1. – С. 41-46.
9. Гохват, Б. А. О некоторых способах реализации межпредметных связей в обучении [Текст] / Б. А. Гохват // Новые исследования в педагогических науках. – 2014. – №4. – С. 82-86.
10. Григорьев, Б. В. Аксиология межпредметных связей [Текст] / Б. В. Григорьев // Педагогика. – 2014. – №2. – С. 68-69.
11. Гурьев, А. И. Межпредметные связи теория и практика [Текст] / А. И. Гурьев // Педагогика. – 2014. – № 2. – С. 112-114.
12. Ермолаева, М. Г. Современный урок : анализ, тенденции, возможности : учебно-методическое пособие [Текст] / М. Г. Ермолаева. – Санкт-Петербург : КАРО, 2014. – 225 с.
13. Загвязинский, В. И. Моделирование педагогического процесса [Текст] / В. И. Загвязинский. – Москва : Флинта, 2014. – 351 с.
14. Зверев, И. Д. Межпредметные связи в современной школе [Текст] / И. Д. Зверев, В. Н. Максимова. – Москва : Педагогика, 1981. – 159 с.
15. Жукова, Г. Т. Основные компоненты структуры учебного предмета [Текст] / Г. Т. Жукова // Педагогические исследования. – 2014. – №2. – С. 46-49.
16. Иоффе, А. Н. Структура современного урока как основа организации деятельности учащихся [Текст] / А. Н. Иоффе // Педагогика. – 2018. – № 1. – С. 7- 13.
17. Князева, О. Л. Особенности поисковой деятельности школьников при решении проблемных задач на уроках литературы [Текст] / О. Л. Князева // Вопросы психологии. – 2017. – №5. – С. 86–93.
18. Колягин, Ю. М. Интеграция школьного обучения [Текст] / Ю. М. Колягин, О. Л. Алексеенко // Молодой ученый. – 2018. – №3. – С. 212-215.
19. Королева, К. П. Межпредметные связи в свете требований ФГОС [Текст] / К. П. Королева // Пелагические исследования. – 2015. – №3. – С. 62-63.
20. Криволапова, Е. В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока [Текст] / Е. В. Криволапова // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). – Казань: Бук, 2015. – С. 113-115.
21. Кукушин, В. С. Современные педагогические технологии [Текст] / В. С. Кукушин. – Ростов-на-Дону : Издательство «Феникс», 2014. – 380 с.
22. Лазарева, М. В. Интегрированное обучение детей в сиситеме дополнительного образования [Текст] / М. В. Лазарева. Дисс... докт. пед. наук. – Москва, 2010. – 479 с.
23. Лакоценина, Т. П. Современный урок. Часть 6 : Интегрированные уроки [Текст] / Т. П. Лакоценина. Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов на Дону : Учитель, 2008. – 256 с.
24. Лошкарева, Н. А. Классификация межпредметных связей [Текст] / Н. А. Лошкарева // Педагогические исследования. – 2014. – №4. – С. 55-59.
25. Максимова, В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы [Текст] / В. Н. Максимова. – Москва : Просвещение, 1987. – 160 с.
26. Мартынова, М. В. Интегрированное обучение. Педагогические технологии. Типы и формы интегрированных уроков [Текст] / М. В. Мартынова. – Томск, 2016. – 121 с.
27. Матюшкин, A. M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности [Текст] / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. 2017. – №4. – С. 5–17.
28. Никишина, И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе : использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов [Текст] / И. В. Никишина. – Волгоград : Учитель, 2016. – 91 с.
29. Петров, В. А. Содержание межпредметных связей в системе образования [Текст] / В. А. Петров, А. В. Шмойлов. – Волгоград : Учитель, 2015. – 184 с.
30. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : Учебное пособие [Текст] / Е. С. Полат. – Москва : Академия, 2013 – 272 с.
31. Пузанкова, Е. Н. Современная педагогическая интеграция, ее характеристики [Текст] / Е. Н. Пузанкова, Н. В. Бочкова // Образование и общество. – 2014. – № 1. – С. 9-13.
32. Соколова, Ф. П. Интеграция и современный образовательный процесс [Текст] / Ф. П. Соколова // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 58-59.
33. Сухаревская, Е. Ю. Технология интегрированного урока [Текст] / Е. Ю. Сухаревская. – Волгоград : Учитель, 2013. – 245 с.
34. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. [Текст]/ К. Д. Ушинский. – Москва : Академия, 2013. – 412 с.
35. Шарапова, Н. В. Структура современного урока литературы [Текст] / Н. В. Шарапова // Новые технологии в образовании. – 2018. – №2. – С. 87-89.
36. Шатных, А. В. Современный урок литературы : метод, разработки уроков литературы [Текст] / А. В. Шатных // Библиотека «Литература в школе». – 2017. – № 6. – С. 4.
37. Щенёв, В. А. Урок литературы в системе личностно-ориентированного обучения [Текст] / В. А. Щенёв // Литература в школе. – 2015. – № 5. – С. 37-39.
38. Шкарапута, А. П. Повышение эффективности изучения предмета в школе [Текст] / А. П. Шкарапута // Актуальная педагогика : теоретические и прикладные аспекты: материалы Междун. науч.-практ. конференции, 20 ноября 2014 г., г.Пермь / Перм. гос. нац. иссл. ун-т. – Пермь, 2014 – С. 112-117.
39. Шульга, Р. П. Средство повышения интереса к познавательной деятельности [Текст] / Р. П. Шульга // Педагогика. – №12. – 2016. – С. 9-10.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
42. Феклистова, О. В. Интеграция знаний через проектно- исследовательскую деятельность [Текст] / О. В. Феклистова // Материалы семинара для преподавателей гуманитарных и естественнонаучных дисциплин «Возможности интеграции в условиях современной школы». – Ижевск, 2016. – С. 10-14.
43. Фенько, Ю. В. Учебный процесс : сотворчество педагога и учащегося [Текст] / Ю. В. Фенько // Педагогика. – №3. – 2016. – С. 40-44.
44. Юрчик, Р.О. Интегративный подход к преподаванию литературы в школе [Текст] / Р.О. Юрчик // Молодой ученый. – 2015. – №2. – С. 174-175.
45. Ярмоленко, И. М. Метапредметный подход к планированию уроков литературы [Текст] / И. М. Ярмоленко // Педагогика. – 2016. – №2. – С. 74-77.