Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование иноязычного активного словаря младших школьников в игровой деятельности (Методика обучения иностранному языку, Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №35686

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы48
Год сдачи2019
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
674
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Введение 3
1. Теоретические основы формирования активного словаря младших школьников 5
1.1 Сущность активного словаря и специфика его содержания на младшей ступени обучения 5
1.2 Трудности в овладении младшими школьниками активным иноязычным словарем 11
Выводы по первой главе 17
2. Методика организации игровой деятельности в процессе формирования активного иноязычного словаря младших школьников 19
2.1. Представленность игровых упражнений в содержании современных УМК по английскому языку для младшей ступени обучения 19
2.2. Игровые приемы в формировании активного словаря младших школьников на уроках английского языка 30
Выводы по второй главе 40
Заключение 41
Список использованной литературы 43


При изучении иностранного языка в младшем школьном возрасте особое внимание уделяется формированию правильного звукопроизношения, усвоению базовых лексических единиц, а также построению элементарных фраз. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) установлены требования к предметным результатам освоения программы по иностранному языку. Так, выпускник начальной школы должен «уметь вести разные виды диалога в стандартных ситуациях общения» и овладеть «навыками распознавания и употребления в устной и письменной речи не менее 500 изученных лексических единиц».
В то же время опыт многих педагогов-практиков показывает, что именно необходимость запоминания большого количества новых слов на иностранном языке вызывает значительные затруднения у младших школьников, что резко снижает мотивацию к изучению иностранного языка. В методической литературе большое внимание уделяется такой особенности изучения английского языка с младшими школьниками, как знание, понимание ими, но неиспользование новой лексики. Несмотря на то, что для любого человека типично превышение пассивного словаря над активным, младший школьник при наличии достаточно обширного англоязычного пассивного словаря испытывает значительные затруднения при попытке перенести его содержимое в активное использование на уроках, в игре и т.д.
Таким образом, в настоящее время существует противоречие между требованиями ФГОС НОО к результатам освоения программы по иностранному языку и затруднением младших школьников при изучении и активном использовании иноязычной лексики.
Разрешить указанное противоречие возможно при нахождении методов и приемов обучения английскому языку в начальной школ, которые бы с одной стороны облегчали запоминание обучающимися новой лексики, стимулируя ее активное использование, а с другой – были бы для них интересны и повышали мотивацию к изучению иностранного языка. Поскольку в младшем школьном возрасте сохраняется значительная роль игровой деятельности, именно ее использование на уроках английского языка способно сделать процесс усвоения новой лексики и активизации словаря более простым и занимательным.
Цель исследования - выявить методические условия формирования иноязычного активного словаря младших школьников в игровой деятельности.
Объект исследования – процесс формирования у младших школьников иноязычного словаря.
Предмет исследования - методические условия формирования иноязычного словаря младших школьников.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1) проанализировать сущность активного словаря и специфика его содержания на младшей ступени обучения;
2) выявить и проанализировать трудности в овладении младшими школьниками активным иноязычным словарем;
3) проанализировать представленность игровых упражнений в содержании современных УМК по английскому языку для младшей ступени обучения;
4) составить комплекс дидактических игр и игровых упражнений для формировании активного словаря младших школьников на уроках английского языка .
Структура выпускной квалификационной работы носит традиционный характер и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов.
В младшем школьном возрасте вместе с поступлением в начальную школу у ребенка расширяется круг его контактов с окружающим миром, что оказывает значительное положительное влияние на развитие его психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти). В младшем школьном возрасте активный словарь ребенка изменяется количественно и качественно. Богатство словарного запаса младшего школьника является одним из значимых показателей умственного развития. Чем шире активный словарный запас обучающегося, тем содержательнее, правильнее, связнее, эмоциональнее и красочнее его речь.
Богатый активный словарь родного языка у младшего школьника служит основой для формирования иноязычного словарного запаса. Иноязычный словарный запас подразделяется на активный, пассивный и потенциальный. Главная цель уроков иностранного языка в школе состоит в том, чтобы научить на нем выражать свою мысль и качественно решать коммуникативные задачи. Соответственно, учителю иностранного языка необходимо вести постоянную работу по расширению активного иноязычного словаря младших школьников. Успешное освоение программы по иностранному языку невозможно без высокого уровня мотивации для изучения и использования в самостоятельной речевой деятельности новых лексических единиц. Уровень мотивации обучающихся при этом зависит, во многом от методов и приемов, которые использует учитель.
Для младших школьников при изучении лексики иностранного языка характерны трудности, которые обусловлены как возрастными психологическими особенностями, так и внешними факторами. При этом задача педагога состоит в правильном подборе средств, методов и способов обучения, которые бы соответствовали основным принципам обучения младших школьников иноязычной лексике. Выбранные методы, средства и способы обучения должны способствовать максимально эффективному ознакомлению школьников с новыми лексическими единицами и расширению их активного словарного запаса.
Во второй главе настоящего исследования нами был проведен анализ современных учебников по английскому языку УМК «Rainbow English» и «Английский в фокусе» («Spotlight») для обучающихся начальной школы. По результатам анализа мы сделали вывод, что игровые упражнения используются как в учебниках УМК «Rainbow English», так и в учебниках УМК «Английский в фокусе» («Spotlight») для второго-четвертого классов. Всего можно выделить три типа игровых упражнений, ориентированных на формирование активного иноязычного словаря, которые встречаются в учебниках УМК «Rainbow English» и в учебниках УМК «Английский в фокусе» («Spotlight»). Это упражнения коммуникативной направленности, ориентированные на формирование умения использовать новые лексические единицы; упражнения, направленные на запоминание лексического значения слов; упражнения, направленные на запоминание звуковой и графической формы лексических единиц. Такие упражнения строятся на использовании элементов ролевых, сюжетных, словесных игр.
В связи с тем, что в учебниках для третьего и четвертого классов количество игровых упражнений незначительно, нами был подобран комплекс дидактических игр и игровых упражнений, способствующих формированию активного иноязычного словаря. Нами были подобраны игры, соответствующие трем этапам формирования активного иноязычного словаря, большая часть из предложенных игр может изменяться при работе с другим лексическим материалом, что позволяет реализовать на уроках принципы вариативности и дифференцированности обучения.



1. Абсалямова К.А., Булгакова Г.Р. Игровые технологии на уроках английского языка/ К. А. Абсалямова, Г. Р. Булгакова // Аллея науки. – 2018. – Т.2. - № 5 (21). – С. 997-1000.
2. Английский язык. 2 класс : учеб, для общеобразоват. организаций с прил. на электрон, носителе / Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс. – 3-е изд. – М.: Express Publishing : Просвещение, 2013. – 144 с.
3. Английский язык. 3 класс : учеб, для общеобразоват. организаций с прил. на электрон, носителе / Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс. – 3-е изд. – М.: Express Publishing : Просвещение, 2012. – 178 с.
4. Английский язык. 4 класс : учеб, для общеобразоват. организаций с прил. на электрон, носителе / Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс. – 9-е изд. – М.: Express Publishing : Просвещение, 2015. – 184 с.
5. Афанасьева О.В. Английский язык: 2 класс. В 2ч.: учебник/ О.В. Афанасьева, И. В. Михеева. – 7-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2016. – 120с.
6. Афанасьева О.В. Английский язык: 3 класс. В 2ч.: учебник/ О.В. Афанасьева, И. В. Михеева. – 7-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2016. – 122с.
7. Афанасьева О.В. Английский язык: 4 класс. В 2ч.: учебник/ О.В. Афанасьева, И. В. Михеева. – 7-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2016. – 104с.
8. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам/ Б. В. Беляев. – М.: Просвещение, 2005. – 229 с.
9. Бобровская Г.В. Активизация словаря младших школьников/ Г. В. Бобровская // Начальная школа – 2013. – № 4. – С. 47 – 52.
10. Бочарова, Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения/ Л. П. Бочарова // Иностранные языки в школе. – №3 – 2009 – С. 27-31.
11. Ведерникова С. В. Обучение иностранному языку в начальной школе на основе игровой деятельности/ С. В. Ведерникова // LINGUISTICA JUVENIS. – 2018. - №20. – С. 39-45.
12. Витлин Ж.Л. Проблемы обучения учащихся активному и пассивному владению языком / Ж.Л. Витлин // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 3. – С. 7-11.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь/ Л. С. Выготский - М.: Просвещение, 2008. – 585с.
14. Гальскова Н.Д., Никитенко З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие/ Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко. – Айрис- пресс, 2004. – 240 с.
15. Ефимова Е.В. Формирование информационно - коммуникационной компетенции на уроках английского языка с УМК Enjoy english"/ Е. В. Ефимова// Педагогическое образование на Алтае. 2014. № 1. С. 140-143.
16. Зайнуллина Г. М. Игровые технологии на начальном этапе обучения/ Г.М. Зайнуллина // Альманах школы. – 2007. – № 139. – С. 68-69.
17. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языком в школе/ И. А. Зимняя. – М., 2011. – С. 57–59.
18. Казарева Т.А. Развитие речи младших школьников / Т. А. Казарева // Начальная школа. – 2012. – № 6. – С.76 – 79.
19. Казачінер О. С. Ігрові прийоми коригування звуковимови на уроках англійської мови в початкових класах/ О. С. Казачiнер// Проблемы современного педагогического образования. – 2015. - №47-3. – С. 96-102.
20. Канакина В.П. Особенности лексики младших школьников / В.П. Канакина // Начальная школа. – 2012. – № 6. – С.80 – 83.
21. Коновалова, О.В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения / О. В. Коновалова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2014. – С. 35-36.
22. Логинова А.А. Изучение английского языка в начальной школе России: трудности и их преодоление/ А. А. Логинова// Педагогика XXI века: традиции и инновации. - 2012. - С. 188-192
23. Майоренко И. А., Эпоева Л. В., Миронова М. Н.. Коммуникативные стратегии и расширение словарного запаса при обучении английскому языку/ И. А. Майоренко, Л. В. Эпоева, М. Н. Миронова// Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. - 5-2 (71). – С. 195-198.
24. Марчан Н.Б. О некоторых приемах повышения эффективности изучения лексики / Н.Б. Марчан // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 5. – С. 77-78.
25. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка/ Е. А. Маслыко. – Минск, 2009. – 287 с.
26. Никитенко, З.Н. Развивающее иноязычное образование в начальной школе / З.Н. Никитенко. – М.: Глосса-Пресс, 2010. – 438 с.
27. Николаенко В.М. Психология и педагогика / Под ред. В.М. Николаенко. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – 175 с.
28. Осадчая И. В. Формирование словарного запаса младших школьников на уроках английского языка/ И. В. Осадчая // Актуальные вопросы развития речи дошкольников и младших школьников. – Ялта, 2019. – С. 79-90.
29. Осадчая И. В., Леско Е. С. Лексическая компетенция как языковая основа обучения иностранному языку младших школьников/ И. В. Осадчая, Е. С. Леско//Проблемы современного педагогического образования. – 2018. - № 59-1. - С. 274-277.
30. Осадчая И. В., Моспан П. О. Проблема развития словаря у старших дошкольников на занятиях английского языка/ И. В. Осадчая, П.О. Моспан // Гуманитарная парадигма. 2019. № 2 (9). С. 64–70.
31. Панюшкина О. А. Практика применения новых технологий для обогащения словарного запаса в процессе изучения иностранных языков/
О. А. Панюшкина // ИСОМ. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-primeneniya-novyh-tehnologiy-dlya-obogascheniya-slovarnogo-zapasa-v-protsesse-izucheniya-inostrannyh-yazykov (Дата обращения: 11.09.2019).
32. Пащенко Л.П. Развитие речи младших школьников как средство педагогической коррекции в процессе обучения языкам: автореф. дис. канд. пед. наук/ Л. П. Пащенко. – Тюмень, 2001. – 22 с.
33. Пирожкова А. О. Обучение английскому языку младших школьников с учетом их психологических особенностей/ А. О. Пирожкова // Проблемы современного педагогического образования. – 2014. – №44-1. - С. 199-207.
34. Плотникова, С. В. Лексикон ребенка: закономерности овладения словарем и методика его развития : учеб. пособие/ С. В. Плотникова –Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2007. – 216 с.
35. Приказ Минпросвещения России от 08 мая 2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru › document › download (Дата обращения 12.10.19).
36. Примерные программы по иностранным языкам. Английский язык – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/178/37178/files/04-o.pdf (Дата обращения 12.10.19).
37. Рогова, Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов/ Г. В. Рогова, И.Н. Верещагина. – 3– е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 232 с.
38. Родкин К.А. Игра как средство повышения эффективности уроков английского языка/ К. А. Родкин. – Иваново, 1961. – 56с.
39. Савина И. Н. Использование игровых технологий при обучении иностранному языку в начальных классах/ И. В. Савина // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. – 2018. – С.99-100.
40. Саутина Е.В. Использование лексического материала с целью развития языковой личности младшего школьника/ Е. В. Саутина // Начальная школа. – 2011. – №4. – 73-79.
41. Сейдалыева А.С. Методика освоения английского языка младших/ А. С. Сейдалыева// Наука и образование в XXI веке. – Кишенев, 2018. – С.134-137.
42. Симеонова Н. М. Лексические упражнения как средство повышения познавательного интереса к изучению иностранного языка в неязыковом вузе/ Н. М. Симеонова // Ростовский научный журнал. – 2017. - №4. – С. 193-214.
43. Словарный запас младших школьников. Особенности усвоения, отклонения, обогащения. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stranamam.ru/post/1079714/ (Дата обращения 10.09.2019).
44. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. – 3- е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 239 с.
45. Стихи и игры на английском языке / сост. Красюк Н.И., Красюк В.В. – 2-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 96 с.
46. Степанов В.Ю. Занимательный английский: игры, задания, тесты/ В. Ю. Степанов. – Ростов н/Д: Феникс, – 2012. – 255 с.
47. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка/ М. Ф. Стронин. – М., 2011. – 370с.
48. Талалова Л.Н. Изучение иностранного языка в начальной школе/
Л. Н. Талалова // Начальная школа – 2012. –№11 – 12. – С.48-52.
49. Терехина Н.В. Использование игровых методов и приемов на уроках английского языка как способ повышения мотивации к обучению / Н.В. Терехина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 13. – Режим доступа: http://e-koncept.ru /2016/76161.htm. (Дата обращения 10.09.2019).
50. Труханова Т.Н. Обучение лексике английского языка в 5 классе/ Т. Н. Труханова // ИЯШ. – 1993. – №3. – С.29-31.
51. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 (Дата обращения 05.09.2019).
52. Формирование лексических навыков: учебное пособие / Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40 с.
53. Штепа Ю. С. Способы коррекции лексических ошибок на уроке английского языка/ Ю. С. Штепа// ИНТЕРНАУКА. – 2018. - №46-1 (80). – С. 58-59.
54. Яровцева О.Н. Игра как метод обучения/ О. Н. Яровцева // Учительская газета. – 2011. – № 40. – С. 24 – 27.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ