Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Применение дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста (Педагогика и методика дошкольного образования, Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №35682

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
518
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Опытно-экспериментальная база исследования БДОУ «Детский сад №20» г. Омска. В исследование приняло участие 20 воспитанников первой младшей группы.
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 2
Глава 1 Теоретические основы применения дидактической игры как средства сенсорного развития детей раннего возраста 5
1.1 Психолого-педагогические основы сенсорного развития детей раннего возраста 5
1.2 Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста 14
Выводы по главе 1 20
Глава 2 Экспериментальная оценка применения дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста 21
2.1 Диагностика сенсорного развития детей раннего возраста 21
2.2 Применение дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста 35
Выводы по главе 2 54
Заключение 56
Список используемых источников и литературы 58


Знакомство ребенка с окружающим миром начинается в дошкольном детстве. Познание окружающего мира ребенок в раннем возрасте начинает с предметов, явлений и событий, доступных для наблюдения. В этот возрастной период интенсивно развивается познавательный потенциал и раскрываются способности. Познавать действительность человек начинает в раннем детстве, когда происходит интенсивное накопление чувственного опыта, а из связанных с тем или иным предметом отдельных ощущений складывается его целостное понимание. Ощущение и восприятие становятся основой для формирования представлений о свойствах предметов, умения их дифференцировать, выделять один из множества, находить между предметами сходства и различия
Фундаментальным для сенсорного развития становится формирование у детей в раннем возрасте правильного восприятия и определенных представлений о различных предметах (величина и форма, цвет и вкус, запах и другие свойства).
Наиболее благоприятным для сенсорного развития является ранний и дошкольный возраст. Сенсорное развитие стало одной из важных сторон развития детей в дошкольном возрасте благодаря работам как зарубежных педагогов, таких как О. Декроли, М. Монтессори, Ф. Фрёбель, так и отечественных педагогов и психологов – Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Е.И. Тихеевой, Н.П. Саккулиной, А.П. Усовой.
В связи с тем, что познание ребенком мира, который его окружает, идёт от ощущений и восприятия (соответственно – отражения отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств, и отражения предметов в целом при воздействии на органы чувств в настоящий момент), создающих предпосылки для развития таких важных познавательных процессов, как воображение, память и мышление, главная задача взрослых (педагогов и родителей) заключается в обеспечении полного развития сенсорных способностей детей.
Наиболее подходящее средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста – дидактическая игра. Она используется как игровой метод и форма обучения ребенка, выступает в качестве самостоятельной игровой деятельности и средства всестороннего воспитания личности.
В дидактической игре от детей требуется внимание, сосредоточенность, умственные усилия, осмысление правил и последовательности действий, умение преодолевать трудности. В этом и заключается ее ценность. Также игры содействуют развитию у детей раннего возраста ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоению знаний. В этом состоит их развивающая роль.
На основании всего вышесказанного можно заключить, что выбранная тема выпускной квалификационной работы, связанная с применением для сенсорного развития детей раннего возраста дидактических игр, актуальна.
Цель исследования – разработка содержательно-организационной модели применения дидактических игр детей раннего возраста, направленных на сенсорное развитие, и оценка эффективности ее применения на практике.
Поставленная цель требует решения таких задач, как:
1. Изучение психолого-педагогических основ сенсорного развития детей в раннем возрасте.
2. Рассмотрение применения дидактических игр в образовательном процессе дошкольного учреждения с методической точки зрения.
3. Оценивание уровня сенсорного развития детей раннего возраста в рамках констатирующего и (или) контрольного этапа эксперимента.
4. Разработка учебно-тематического планирования по сенсорному развитию на основе применения дидактических игр.
Объектом данного исследования выступает сенсорное развитие детей раннего возраста.
В качестве предмета исследования определены дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста.
Методы исследования – теоретические методы (сравнение и сопоставление, систематизация и классификация, анализ и синтез) и эмпирические методы.
Теоретическую базу исследования составили работы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Э.Г. Пилюгиной, Е.А. Янушко и др.; по сенсорному развитию дошкольников средствами дидактической игры – В.Н. Аванесовой, А.П. Усовой, И.В. Смоловской и др.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы нами были изучены труды отечественных психологов и педагогов по исследуемой проблеме, структура сенсорных особенностей развития детей раннего возраста. Профессор Н.М. Щелованов определяет ранний возраст детей как «золотую пору» для сенсорного воспитания.
Под сенсорным развитием понимается развитие восприятия и формирование представлений о свойствах предметов окружающего мира и в первую очередь, таких свойств как форма, величина, цвет предметов, их вкус и запах, положение в пространстве относительно других предметов.
Чтобы создать в сознании ребенка целостный образ объекта действительности, а в конечном итоге и картины мира, в работу подключаются различные анализаторы организма – слуховой, зрительный, обонятельный, осязательный. Однако восприятие действительности не является пассивным актом, но, напротив, требует деятельности, движения, манипуляций с предметами. Тогда подключается моторная сфера ребенка или моторика (внешние движения человека), включающая в себя как крупную моторику, так и мелкую, требующую тонкой организации движений. Сюда традиционно относят пальцевую моторику, мимическую и артикуляционную.
Нервная система ребенка воспринимает внешние раздражители, такие как звук, свет, запах, давление, ощущает перемещение предмета, его цвет, форму, размер.
К третьему году жизни дети должны уметь узнавать цвет, форму и размер как признаки предметов, обогащать представления об основных эталонах цвета и формы и классифицировать предметы по величине.
Специфика детей раннего возраста – хорошие условия для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Для детей раннего возраста основными способами сенсорного развития является деятельности на занятиях рисованием, лепкой, конструированием.
Развития сенсорных способностей в целостном фрагменте учебного процесса в ДОУ считается главной структурной формой организации дидактической системы. Развитие сенсорных способностей возможно посредством дидактической игры.
Данные констатирующего этапа эксперимента показали, что дети в возрасте 2-3 лет лучше всего выполнили задания на определение формы предмета путем «ощупывания», наибольшие затруднения дети испытывают при различении цвета и величины. В соответствии с полученными данными был разработан комплекс дидактических игр на формирование умений различать форму, величину, цвет предметов. Игры могут проводиться как в непосредственной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности. Анализ проведенных исследований показал, что в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе и сенсорное воспитание. Таким образом, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка,
Результаты контрольного эксперимента позволили заключить, что комплекс дидактических игр по сенсорному развитию, разработанный для детей раннего возраста, является эффективным.



1. Богусловская, З.М. Развитие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада [Текст] / З.М. Богуславская. – М.: Просвещение, 2013. – 207 с.
2. Венгер, Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада [Текст] / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
3. Вегнер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / Л.А. Вегнер. – М.: Просвещение, 2008. – 280 с.
4. Виноградова, Н.А. Теоретические основы дошкольного образования [Текст] / Н. А. Виноградова, Ю. В. Микляева. – М.: Юрайт, 2017. – 498 с.
5. Власова, Л.Д. Дидактическая игра и ее роль в сенсорном развитии детей раннего возраста [Текст] / Л.Д. Власова // Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования. Сборник научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. В 2-х частях – Архангельск: Издательство «Кира», 2017. – С. 183-189.
6. Диагностика в детском саду [Текст] / Под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 327 с.
7. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2016. – 464 с.
8. Запорожец, А.В. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / А.В. Запорожец, А.П. Усова. – М.: Академия педагогических наук, 2003. – 138 с.
9. Карапетян, А.М. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] / А.М. Карапетян // Новое слово в науке: перспективы развития. – 2014. - №2(2). – С. -57-59.
10. Кассина, Л.В., Миллер, С.С. Значение сенсорного воспитания в развитии детей дошкольного возраста // Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Люберцы: ООО «АР - Консталт», 2018. – С. 8-10.
11. Козлова, О.В. Обучение через игру и эксперимент. «А что, если?» [Текст] / О.В. Козлова, А.В. Плахотная // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2017. - № 6. - С. 26-27.
12. Ковальчук, С.П. Роль дидактической игры в сенсорном развитии ребенка в младшем дошкольном возрасте [Текст] / С.П. Ковальчук // Евразийский научный журнал. – 2015. - № 10. – С. 200-201.
13. Кулькова, А.А. Развитие сенсорного восприятия детей в условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего мира [Тест] // Проблемы науки. – 2016. - №2(3). – С. 42-44.
14. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. В. Микляевой. – М.: Юрайт, 2017. – 436 с.
15. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Э.Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 2009. – 85 с.
16. Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей [Текст] / Н.Н. Поддъяков. – М.: Просвещение, 2001. – 115 с.
17. Полеева, А.Е. О развитии сенсорных способностей у детей раннего возраста [Текст] / А.Е. Полеева // Образование и наука в современных условиях. – 2016. - №2-1(7). – С. 179-182.
18. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70512244/paragraph/1:0 (Дата обращения: 27.10.2018).
19. Психология человека от рождения до смерти [Текст]/ Под общей редакцией А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656 c.
20. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учеб. пособие [Текст] / Е.Ф. Рыбалко. – Л.: Издательство Ленинградского ун-та, 1990. – 256 с.
21. Саплинова, Л.В., Труфанова, Т.В., Божкова, С.В. Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр // Апробация. – 2016. - №4(43). – С. 100-102.
22. Тихеева Е.И. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание [Текст] / Е.И. Тихеева // Дошкольное воспитание. – 1993. - №5. – С. 54-55.
23. Ткаченко, А.С. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры [Текст] / А.С. Ткаченко // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – Т. 1. – С. 185-188.
24. Тупалова, Э.Э. Проблема сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Э.Э. Тупалова // Молодая наука. Сборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых / Научный редактор: Н.Г. Гончарова. – Симферополь: ООО «Издательство типография «Ариал»», 2017. – С. 403-405.
25. Федуленко, М.Н. О роли сенсорных эталонов в умственном развитии дошкольников [Текст] / М.Н. Федуленко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2008. - №2. – С. 92-97.
26. Харитонова, Т.Г. Роль дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников [Текст] / Т.Г. Харитонова // Стпень в педагогические науки. Материалы I Международного форума работников образования. Сборник научных трудов / Научный редактор: Г.Ф. Гребенщиков. – М.: Издательство «Перо», 2013. – С. 47-50.
27. Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года. Методическое пособие для воспитателей и родителей [Текст] / Е.А. Янушко. – М.: Владос, 2017. – 351 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ