ОБУЧЕНИЕ УСТНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНОГО МАТЕРИАЛА В СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТЕНТИЧНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ УСТНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 7
1.1 Устная речь как форма речевой деятельности в процессе обучения
иностранному языку 7
1.2 Цели и содержание обучения устной иноязычной речи на старшем этапе 14
1.3 Использование аутентичных материалов при обучении устной речи на старшем этапе 21
Выводы по первой главе 28
Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТЕНТИЧНОГО ТЕКСТА ПРИ ОБУЧЕНИИ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ СТАРШЕГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «SPACE AND SCIENTIFIC
RESEARCH») 30
2.1 Педагогические условия обучения устной речи на старшем этапе 30
2.2 Психолого-физиологические особенности старшего школьного возраста 35
2.3 Разработка и экспериментальная проверка комплекса упражнений по обучению устной иноязычной речи учащихся старших классов средней общеобразовательной школы на основе аутентичного материала 42
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТЕНТИЧНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ УСТНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 7
1.1 Устная речь как форма речевой деятельности в процессе обучения
иностранному языку 7
1.2 Цели и содержание обучения устной иноязычной речи на старшем этапе 14
1.3 Использование аутентичных материалов при обучении устной речи на старшем этапе 21
Выводы по первой главе 28
Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТЕНТИЧНОГО ТЕКСТА ПРИ ОБУЧЕНИИ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ СТАРШЕГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «SPACE AND SCIENTIFIC
RESEARCH») 30
2.1 Педагогические условия обучения устной речи на старшем этапе 30
2.2 Психолого-физиологические особенности старшего школьного возраста 35
2.3 Разработка и экспериментальная проверка комплекса упражнений по обучению устной иноязычной речи учащихся старших классов средней общеобразовательной школы на основе аутентичного материала 42
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
Роль языка в современном мире неоценима. Язык является ключевой частью любой семьи, общества, культуры и человеческого рода. Без языка мир сегодня был бы совсем другим. Успехи, те, что люди добились в сфере языка - замечательны и вдохновляют. Способность говорить, читать, писать и понимать не только на одном языке также примечательна и расширяет свободу в жизни, особенно для молодежи. Преподавание иностранного языка направлено на то, чтобы помочь изучающим его заложить прочную языковую основу, овладеть хорошими методами обучения, культивировать их осведомленность, чтобы удовлетворить потребности социального развития и экономического строя. Иностранный язык как ведущая среда международного общения в настоящее время призван стать посредником в осуществлении целого ряда культурных и межкультурных концепций, благодаря чему он будет играть потенциально более важную роль, чем когда-либо прежде.
Возросшие потребности у учащихся в улучшении качества знаний иностранного языка, связанных с ориентацией современного образования на международные стандарты, тем самым поиска новых путей усовершенствования процесса образования и недостаточной разработанностью вопросов обучения устной речи на основе аутентичных текстов послужили предпосылкой определения актуальности данного исследования.
При овладении устной иноязычно речью в рамках средней общеобразовательной школы преподаватели сталкиваются с проблемой недостаточной разработанности вопросов обучения устной речи на основе аутентичных материалов. Недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической теории, необходимость осуществления этой теории на практике в современных условиях и обусловили выбор темы данной выпускной квалификационной работы: «Обучение устной иноязычной речи на основе аутентичных материалов в старших классах общеобразовательной школы».
Целью данного исследования является теоретическое обоснование и практическая разработка методики обучения учащихся старшей ступени средней общеобразовательной школы устной речи с опорой на аутентичный материал. Цель исследования может быть достигнута путем изучения и анализа методологической составляющей работы, так же попыткой разработать комплекс упражнений, направленный на усовершенствование навыков устной речи у обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы.
Объектом данного исследования является процесс обучения устной иноязычной речи в старших классах средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования составляет методика обучения старшеклассников общеобразовательной школы устной иноязычной речи с опорой на аутентичный текст.
Гипотеза исследования заключается в том, что обучение устной иноязычной речи на старшем этапе средней общеобразовательной школы будет более эффективным, если для этого использовать аутентичные тексты, а также специально разработанный комплекс упражнений, направленный на развитие коммуникативных умений.
Задачи:
- Изучить лингвистические, психолингвистические, психологические и методические предпосылки обучения устной иноязычной речи в старших классах средней общеобразовательной школы, на основе применения аутентичных материалов.
- Проанализировать возможности использования аутентичных материалов в процессе обучения устной иноязычной речи.
- Разработать комплекс упражнений с использованием аутентичных материалов и провести его экспериментальную проверку.
Научная новизна данного исследования заключается в проведении экспериментальной работы по проблеме обучения устной речи и разработки комплекса упражнений по теме «Space and scientific research», направленного на усовершенствование коммуникативной компетентности на старшем этапе обучения средней общеобразовательной школы на основе применения аутентичного материала.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем проанализирован и обобщен опыт отечественных и зарубежных ученых и методистов, в том числе таких как Андреев В.И., Бондарева Л.В., Гальскова НД., Зимняя И.А., Матвеева Т.П., Мильруд Р.П., Пассов Е.И., Фолс К., Байгейт М., Хармер. Дж., Лэнсфорд. Л., Морроу К. [3; 8; 14; 15; 19; 37; 36; 40; 52; 61] и сделана попытка обосновать эффективность использования аутентичного материала в обучении устной иноязычной речи в старших классах на базе средней общеобразовательной школы №165 г. Казани.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в разработке и апробировании в ходе экспериментального обучения комплекса упражнений для обучения иноязычной устной речи с опорой на аутентичные тексты на старшем этапе средней общеобразовательной школы. Разработанный комплекс упражнений может быть использован при составлении учебников и учебных пособий по практике устной речи.
Этапы исследования: На первом этапе были определены исходные позиции исследования: проблема, цель, методология, предмет, методы и задачи; выявлялись ведущие тенденции формирования коммуникативной компетенции у обучающихся. Второй этап носил констатирующе-поисковый характер. Осуществлялся теоретический анализ и изучение педагогической литературы по интересующей проблеме. Третий этап - завершающий, состоял в интерпретации полученных материалов, выявлении теоретических и практических результатов исследования. Материалы выпускной квалификационной работы дополнялись и по мере необходимости перерабатывались, оформлялось исследование.
Методы исследования: изучение и анализ лингвистической, психолингвистической, психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования; анализ учебников и учебных пособий по обучению устной речи на старшем этапе обучения в общеобразовательной школе; наблюдение за учебным процессом, а также анализ собственного опыта работы; анкетирование и тестирование обучающихся; организация и проведение опытной проверки с целью проверки эффективности разрабатываемого комплекса упражнений; качественно-количественный анализ и оценка экспериментальных данных.
Апробация: Основные положения и выводы данного исследования докладывались на итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (Казань, 2018г., 2019г.), на III научной конференции молодых ученых «Иностранные языки и межкультурная коммуникация: современные векторы развития и перспективы» (Москва, 2018г.), на IV научной межвузовской конференции молодых ученых «Пространство научных интересов: иностранные языки и межкультурная коммуникация - современные векторы развития и перспективы» (Москва, 2019г.), так же осуществилась публикация статьи по теме «Обучение устной иноязычной речи на основе аутентичных материалов в старших классах общеобразовательной школы» в международном научном журнале «Молодой ученый» (Казань, апрель 2019 г.)
Настоящее исследование включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав раскрывающих теоретическую и практическую составляющие настоящей работы, заключение, библиографию использованных источников, а также приложения.
Возросшие потребности у учащихся в улучшении качества знаний иностранного языка, связанных с ориентацией современного образования на международные стандарты, тем самым поиска новых путей усовершенствования процесса образования и недостаточной разработанностью вопросов обучения устной речи на основе аутентичных текстов послужили предпосылкой определения актуальности данного исследования.
При овладении устной иноязычно речью в рамках средней общеобразовательной школы преподаватели сталкиваются с проблемой недостаточной разработанности вопросов обучения устной речи на основе аутентичных материалов. Недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической теории, необходимость осуществления этой теории на практике в современных условиях и обусловили выбор темы данной выпускной квалификационной работы: «Обучение устной иноязычной речи на основе аутентичных материалов в старших классах общеобразовательной школы».
Целью данного исследования является теоретическое обоснование и практическая разработка методики обучения учащихся старшей ступени средней общеобразовательной школы устной речи с опорой на аутентичный материал. Цель исследования может быть достигнута путем изучения и анализа методологической составляющей работы, так же попыткой разработать комплекс упражнений, направленный на усовершенствование навыков устной речи у обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы.
Объектом данного исследования является процесс обучения устной иноязычной речи в старших классах средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования составляет методика обучения старшеклассников общеобразовательной школы устной иноязычной речи с опорой на аутентичный текст.
Гипотеза исследования заключается в том, что обучение устной иноязычной речи на старшем этапе средней общеобразовательной школы будет более эффективным, если для этого использовать аутентичные тексты, а также специально разработанный комплекс упражнений, направленный на развитие коммуникативных умений.
Задачи:
- Изучить лингвистические, психолингвистические, психологические и методические предпосылки обучения устной иноязычной речи в старших классах средней общеобразовательной школы, на основе применения аутентичных материалов.
- Проанализировать возможности использования аутентичных материалов в процессе обучения устной иноязычной речи.
- Разработать комплекс упражнений с использованием аутентичных материалов и провести его экспериментальную проверку.
Научная новизна данного исследования заключается в проведении экспериментальной работы по проблеме обучения устной речи и разработки комплекса упражнений по теме «Space and scientific research», направленного на усовершенствование коммуникативной компетентности на старшем этапе обучения средней общеобразовательной школы на основе применения аутентичного материала.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем проанализирован и обобщен опыт отечественных и зарубежных ученых и методистов, в том числе таких как Андреев В.И., Бондарева Л.В., Гальскова НД., Зимняя И.А., Матвеева Т.П., Мильруд Р.П., Пассов Е.И., Фолс К., Байгейт М., Хармер. Дж., Лэнсфорд. Л., Морроу К. [3; 8; 14; 15; 19; 37; 36; 40; 52; 61] и сделана попытка обосновать эффективность использования аутентичного материала в обучении устной иноязычной речи в старших классах на базе средней общеобразовательной школы №165 г. Казани.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в разработке и апробировании в ходе экспериментального обучения комплекса упражнений для обучения иноязычной устной речи с опорой на аутентичные тексты на старшем этапе средней общеобразовательной школы. Разработанный комплекс упражнений может быть использован при составлении учебников и учебных пособий по практике устной речи.
Этапы исследования: На первом этапе были определены исходные позиции исследования: проблема, цель, методология, предмет, методы и задачи; выявлялись ведущие тенденции формирования коммуникативной компетенции у обучающихся. Второй этап носил констатирующе-поисковый характер. Осуществлялся теоретический анализ и изучение педагогической литературы по интересующей проблеме. Третий этап - завершающий, состоял в интерпретации полученных материалов, выявлении теоретических и практических результатов исследования. Материалы выпускной квалификационной работы дополнялись и по мере необходимости перерабатывались, оформлялось исследование.
Методы исследования: изучение и анализ лингвистической, психолингвистической, психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования; анализ учебников и учебных пособий по обучению устной речи на старшем этапе обучения в общеобразовательной школе; наблюдение за учебным процессом, а также анализ собственного опыта работы; анкетирование и тестирование обучающихся; организация и проведение опытной проверки с целью проверки эффективности разрабатываемого комплекса упражнений; качественно-количественный анализ и оценка экспериментальных данных.
Апробация: Основные положения и выводы данного исследования докладывались на итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (Казань, 2018г., 2019г.), на III научной конференции молодых ученых «Иностранные языки и межкультурная коммуникация: современные векторы развития и перспективы» (Москва, 2018г.), на IV научной межвузовской конференции молодых ученых «Пространство научных интересов: иностранные языки и межкультурная коммуникация - современные векторы развития и перспективы» (Москва, 2019г.), так же осуществилась публикация статьи по теме «Обучение устной иноязычной речи на основе аутентичных материалов в старших классах общеобразовательной школы» в международном научном журнале «Молодой ученый» (Казань, апрель 2019 г.)
Настоящее исследование включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав раскрывающих теоретическую и практическую составляющие настоящей работы, заключение, библиографию использованных источников, а также приложения.
В выпускной квалификационной работе была предпринята попытка теоретического обоснования и практического исследования проблемы обучения устной иноязычной речи на основе применения аутентичного материала в старших классах средней общеобразовательной школы. Актуальность избранной темы исследования определяется возросшими потребностями в улучшении качества знаний обучающихся, необходимостью поиска новых путей совершенствования процесса обучения и недостаточной разработанностью методики обучения устной иноязычной речи с опорой на аутентичные материалы. В процессе исследования были изучены психологические, лингвистические и психолингвистические особенности построения устной речи на основе аутентичного текста, которые легли в основу создания комплекса упражнений, направленных на усовершенствование коммуникативных компетенций обучающихся.
С целью проверки гипотезы исследования о том, что обучение устной иноязычной речи на старшем этапе средней общеобразовательной школы будет более эффективным, если для этого использовать аутентичные тексты, а также специально разработанный комплекс упражнений, направленный на развитие коммуникативных умений была организована экспериментальная работа.
В соответствии с поставленными в квалификационной работе задачами, проанализировав методическую литературу и опубликованный опыт отечественных и зарубежных педагогов по проблеме обучения устной речи, мы пришли к следующим выводам:
1) Изучив лингвистические, психолингвистические, психологические и методические предпосылки обучения устной речи, на основе применения аутентичного материала, мы считаем, что они способствуют интенсификации процесса обучения и повышению качества приобретаемых знаний.
2) Проанализировав возможности использования аутентичного материала в процессе обучения устной иноязычной речи, мы полагаем, что применение его позволит имитировать погружение в естественную речевую среду на уроках иностранного языка и поможет повысить мотивацию к изучению языка как учебного предмета.
3) Разработанный комплекс упражнений, направленный на усовершенствование навыков устной иноязычной речи, может быть использован в процессе обучения иностранному языку в старших классах средней общеобразовательной школы с целью формирования творческой и языковой активности, языковой компетентности и мотивации обучающихся.
Таким образом, результаты экспериментальной работы, а также сравнение предэкспериментальных и постэкспериментальных данных свидетельствуют о том, что гипотеза исследования подтвердилась, цель, поставленная в начале исследования, реализована. Разработанный комплекс упражнений может быть использован при создании учебных материалов (учебных пособий, учебников, методических рекомендаций), направленных на обучение иноязычной устной иноязычной речи с опорой на аутентичный материал. Актуальным продолжением данной квалификационной работы может стать исследования обучения различным видам речи на основе содержания аутентичных материалов.
С целью проверки гипотезы исследования о том, что обучение устной иноязычной речи на старшем этапе средней общеобразовательной школы будет более эффективным, если для этого использовать аутентичные тексты, а также специально разработанный комплекс упражнений, направленный на развитие коммуникативных умений была организована экспериментальная работа.
В соответствии с поставленными в квалификационной работе задачами, проанализировав методическую литературу и опубликованный опыт отечественных и зарубежных педагогов по проблеме обучения устной речи, мы пришли к следующим выводам:
1) Изучив лингвистические, психолингвистические, психологические и методические предпосылки обучения устной речи, на основе применения аутентичного материала, мы считаем, что они способствуют интенсификации процесса обучения и повышению качества приобретаемых знаний.
2) Проанализировав возможности использования аутентичного материала в процессе обучения устной иноязычной речи, мы полагаем, что применение его позволит имитировать погружение в естественную речевую среду на уроках иностранного языка и поможет повысить мотивацию к изучению языка как учебного предмета.
3) Разработанный комплекс упражнений, направленный на усовершенствование навыков устной иноязычной речи, может быть использован в процессе обучения иностранному языку в старших классах средней общеобразовательной школы с целью формирования творческой и языковой активности, языковой компетентности и мотивации обучающихся.
Таким образом, результаты экспериментальной работы, а также сравнение предэкспериментальных и постэкспериментальных данных свидетельствуют о том, что гипотеза исследования подтвердилась, цель, поставленная в начале исследования, реализована. Разработанный комплекс упражнений может быть использован при создании учебных материалов (учебных пособий, учебников, методических рекомендаций), направленных на обучение иноязычной устной иноязычной речи с опорой на аутентичный материал. Актуальным продолжением данной квалификационной работы может стать исследования обучения различным видам речи на основе содержания аутентичных материалов.
Подобные работы
- ОБУЧЕНИЕ УСТНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ УСТНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ АУТЕНТИЧНЫХ ПРАГМАТИЧЕСКИХ
МАТЕРИАЛОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2020 - ОБУЧЕНИЕ УСТНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ
АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2019 - ОБУЧЕНИЕ УСТНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ
АУТЕНТИЧНЫХ АУДИО-ВИЗУАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - ОБУЧЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В
СТАРШИХ КЛАССАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ
СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 3750 р. Год сдачи: 2018 - Использование технологии практико-ориентированных заданий (Task-
Based Learning) для развития умении устной иноязычной речи на уроках немецкого языка как второго иностранного языка
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Обучение устной англоязычной речи на материале английских и американских СМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
АУДИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ У УЧАЩИХСЯ
СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



