Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБУЧЕНИЕ УСТНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНОГО МАТЕРИАЛА В СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №35679

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
576
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТЕНТИЧНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ УСТНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 7
1.1 Устная речь как форма речевой деятельности в процессе обучения
иностранному языку 7
1.2 Цели и содержание обучения устной иноязычной речи на старшем этапе 14
1.3 Использование аутентичных материалов при обучении устной речи на старшем этапе 21
Выводы по первой главе 28
Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТЕНТИЧНОГО ТЕКСТА ПРИ ОБУЧЕНИИ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ СТАРШЕГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «SPACE AND SCIENTIFIC
RESEARCH») 30
2.1 Педагогические условия обучения устной речи на старшем этапе 30
2.2 Психолого-физиологические особенности старшего школьного возраста 35
2.3 Разработка и экспериментальная проверка комплекса упражнений по обучению устной иноязычной речи учащихся старших классов средней общеобразовательной школы на основе аутентичного материала 42
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76



Роль языка в современном мире неоценима. Язык является ключевой частью любой семьи, общества, культуры и человеческого рода. Без языка мир сегодня был бы совсем другим. Успехи, те, что люди добились в сфере языка - замечательны и вдохновляют. Способность говорить, читать, писать и понимать не только на одном языке также примечательна и расширяет свободу в жизни, особенно для молодежи. Преподавание иностранного языка направлено на то, чтобы помочь изучающим его заложить прочную языковую основу, овладеть хорошими методами обучения, культивировать их осведомленность, чтобы удовлетворить потребности социального развития и экономического строя. Иностранный язык как ведущая среда международного общения в настоящее время призван стать посредником в осуществлении целого ряда культурных и межкультурных концепций, благодаря чему он будет играть потенциально более важную роль, чем когда-либо прежде.
Возросшие потребности у учащихся в улучшении качества знаний иностранного языка, связанных с ориентацией современного образования на международные стандарты, тем самым поиска новых путей усовершенствования процесса образования и недостаточной разработанностью вопросов обучения устной речи на основе аутентичных текстов послужили предпосылкой определения актуальности данного исследования.
При овладении устной иноязычно речью в рамках средней общеобразовательной школы преподаватели сталкиваются с проблемой недостаточной разработанности вопросов обучения устной речи на основе аутентичных материалов. Недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической теории, необходимость осуществления этой теории на практике в современных условиях и обусловили выбор темы данной выпускной квалификационной работы: «Обучение устной иноязычной речи на основе аутентичных материалов в старших классах общеобразовательной школы».
Целью данного исследования является теоретическое обоснование и практическая разработка методики обучения учащихся старшей ступени средней общеобразовательной школы устной речи с опорой на аутентичный материал. Цель исследования может быть достигнута путем изучения и анализа методологической составляющей работы, так же попыткой разработать комплекс упражнений, направленный на усовершенствование навыков устной речи у обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы.
Объектом данного исследования является процесс обучения устной иноязычной речи в старших классах средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования составляет методика обучения старшеклассников общеобразовательной школы устной иноязычной речи с опорой на аутентичный текст.
Гипотеза исследования заключается в том, что обучение устной иноязычной речи на старшем этапе средней общеобразовательной школы будет более эффективным, если для этого использовать аутентичные тексты, а также специально разработанный комплекс упражнений, направленный на развитие коммуникативных умений.
Задачи:
- Изучить лингвистические, психолингвистические, психологические и методические предпосылки обучения устной иноязычной речи в старших классах средней общеобразовательной школы, на основе применения аутентичных материалов.
- Проанализировать возможности использования аутентичных материалов в процессе обучения устной иноязычной речи.
- Разработать комплекс упражнений с использованием аутентичных материалов и провести его экспериментальную проверку.
Научная новизна данного исследования заключается в проведении экспериментальной работы по проблеме обучения устной речи и разработки комплекса упражнений по теме «Space and scientific research», направленного на усовершенствование коммуникативной компетентности на старшем этапе обучения средней общеобразовательной школы на основе применения аутентичного материала.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем проанализирован и обобщен опыт отечественных и зарубежных ученых и методистов, в том числе таких как Андреев В.И., Бондарева Л.В., Гальскова НД., Зимняя И.А., Матвеева Т.П., Мильруд Р.П., Пассов Е.И., Фолс К., Байгейт М., Хармер. Дж., Лэнсфорд. Л., Морроу К. [3; 8; 14; 15; 19; 37; 36; 40; 52; 61] и сделана попытка обосновать эффективность использования аутентичного материала в обучении устной иноязычной речи в старших классах на базе средней общеобразовательной школы №165 г. Казани.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в разработке и апробировании в ходе экспериментального обучения комплекса упражнений для обучения иноязычной устной речи с опорой на аутентичные тексты на старшем этапе средней общеобразовательной школы. Разработанный комплекс упражнений может быть использован при составлении учебников и учебных пособий по практике устной речи.
Этапы исследования: На первом этапе были определены исходные позиции исследования: проблема, цель, методология, предмет, методы и задачи; выявлялись ведущие тенденции формирования коммуникативной компетенции у обучающихся. Второй этап носил констатирующе-поисковый характер. Осуществлялся теоретический анализ и изучение педагогической литературы по интересующей проблеме. Третий этап - завершающий, состоял в интерпретации полученных материалов, выявлении теоретических и практических результатов исследования. Материалы выпускной квалификационной работы дополнялись и по мере необходимости перерабатывались, оформлялось исследование.
Методы исследования: изучение и анализ лингвистической, психолингвистической, психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования; анализ учебников и учебных пособий по обучению устной речи на старшем этапе обучения в общеобразовательной школе; наблюдение за учебным процессом, а также анализ собственного опыта работы; анкетирование и тестирование обучающихся; организация и проведение опытной проверки с целью проверки эффективности разрабатываемого комплекса упражнений; качественно-количественный анализ и оценка экспериментальных данных.
Апробация: Основные положения и выводы данного исследования докладывались на итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (Казань, 2018г., 2019г.), на III научной конференции молодых ученых «Иностранные языки и межкультурная коммуникация: современные векторы развития и перспективы» (Москва, 2018г.), на IV научной межвузовской конференции молодых ученых «Пространство научных интересов: иностранные языки и межкультурная коммуникация - современные векторы развития и перспективы» (Москва, 2019г.), так же осуществилась публикация статьи по теме «Обучение устной иноязычной речи на основе аутентичных материалов в старших классах общеобразовательной школы» в международном научном журнале «Молодой ученый» (Казань, апрель 2019 г.)
Настоящее исследование включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав раскрывающих теоретическую и практическую составляющие настоящей работы, заключение, библиографию использованных источников, а также приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе была предпринята попытка теоретического обоснования и практического исследования проблемы обучения устной иноязычной речи на основе применения аутентичного материала в старших классах средней общеобразовательной школы. Актуальность избранной темы исследования определяется возросшими потребностями в улучшении качества знаний обучающихся, необходимостью поиска новых путей совершенствования процесса обучения и недостаточной разработанностью методики обучения устной иноязычной речи с опорой на аутентичные материалы. В процессе исследования были изучены психологические, лингвистические и психолингвистические особенности построения устной речи на основе аутентичного текста, которые легли в основу создания комплекса упражнений, направленных на усовершенствование коммуникативных компетенций обучающихся.
С целью проверки гипотезы исследования о том, что обучение устной иноязычной речи на старшем этапе средней общеобразовательной школы будет более эффективным, если для этого использовать аутентичные тексты, а также специально разработанный комплекс упражнений, направленный на развитие коммуникативных умений была организована экспериментальная работа.
В соответствии с поставленными в квалификационной работе задачами, проанализировав методическую литературу и опубликованный опыт отечественных и зарубежных педагогов по проблеме обучения устной речи, мы пришли к следующим выводам:
1) Изучив лингвистические, психолингвистические, психологические и методические предпосылки обучения устной речи, на основе применения аутентичного материала, мы считаем, что они способствуют интенсификации процесса обучения и повышению качества приобретаемых знаний.
2) Проанализировав возможности использования аутентичного материала в процессе обучения устной иноязычной речи, мы полагаем, что применение его позволит имитировать погружение в естественную речевую среду на уроках иностранного языка и поможет повысить мотивацию к изучению языка как учебного предмета.
3) Разработанный комплекс упражнений, направленный на усовершенствование навыков устной иноязычной речи, может быть использован в процессе обучения иностранному языку в старших классах средней общеобразовательной школы с целью формирования творческой и языковой активности, языковой компетентности и мотивации обучающихся.
Таким образом, результаты экспериментальной работы, а также сравнение предэкспериментальных и постэкспериментальных данных свидетельствуют о том, что гипотеза исследования подтвердилась, цель, поставленная в начале исследования, реализована. Разработанный комплекс упражнений может быть использован при создании учебных материалов (учебных пособий, учебников, методических рекомендаций), направленных на обучение иноязычной устной иноязычной речи с опорой на аутентичный материал. Актуальным продолжением данной квалификационной работы может стать исследования обучения различным видам речи на основе содержания аутентичных материалов.



1. Абрамовская Н. Ю. Аутентичные тексты как средство обучения грамматике английского языка студентов медицинского колледжа / Н. Ю. Абрамовская // Молодой ученый. — 2017. — №39 — С.2.
2. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс творческого саморазвития / В.И. Андреев. — 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологии, 2000. - 608 с.
3. Бондарева Л. В. Английский язык. Методика преподавания иностранных языков / Л.В. Бондарева. — М.: МИСиС, 2013. — 72 с.
4. Воронина, Г. И. Организация работы с аутентичными текстами молодежной прессы в старших классах школ с углубленным изучением немецкого языка / Г. И. Воронина // Иностранные языки в школе. — 2014. — .№76
— С.1-4.
5. Галкин А.Л. Аспекты мотивации обучения студентов в Горном университете / А.Л. Галкин, Н.И. Максимова // Горный информационно- аналитическии бюллетень. - 2014. - 14. - С. 361-370.
6. Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. И. Г ез, Н. Д. Г альскова — М.: «Академия», 2009. — 272 с.
7. Глумова, Е.П. Методика обучения организации межкультурного общения на материале регионального компонента: Немецкий язык, языковой вуз: дис. ... канд. пед. Наук / Е.П. Глумова. — Нижний Новгород, 2006. — 233 с.
8. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. — М.: Просвещение, 1991. — 248 с.
9. Зуева Т.И. Аутентичный иноязычный текст в процессе обучения иностранным языкам и культурам/ Т.И. Зуева // Современные наукоемкие технологии. - 2004. - №2 4. - С. 68-69.
10. Иванова М.А. Технология развития профессиональной компетенции у студентов инженерного вуза на основе самообразовательной деятельности / М.А. Иванова // Известия Российского педагогического университета им.А.И.Герцена.- 2008. - №165. - С.389- 393.
11. Киян О.Н. Аутентичность как методическая категория в обучении иностранному языку / О.Н. Киян // Известия Российского педагогического университета им.А.И.Г ерцена. - 2013. - №221. - С.1- 3.
12. Кричевская, К. С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка / К. С. Кричевская // Иностр, языки в школе. — 1996.
13. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леонтьев // М: РАО/МПСИ, - 2001. - 127 с.
14. Матвеева, Т.П. Учебный текст и его коммуникативно-практические функции / Т.П. Матвеева // Текст в обучении русскому языку как иностранному / Межвуз. сб. науч. трудов гос. пед. ун-та им. А. И. Г ерцена. - Санкт-Петербург: Образование, 1994. - С. 22-26.
15. Мильруд Р.П., Карамнов А.С. Компетентность учителя иностранного языка / Р.П. Мильруд, А.С. Карамнов.// Иностранные языки в школе. - 2012. - №1. - С. 11-17.
16. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Обучение культуре и культура обучения языку / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова // Иностранные языки в школе. - 2012. - №2
5. - С. 13-19. j
17. Модина И.А. К вопросу об обучении говорению / И.А. Модина // Язык и культура. - Новосибирск, 2012. - №2. - С. 255-260.
18. Носонович Е. В., Критерии содержательной аутентичности учебного текста / Е. В. Носонович, Р. П. Мильруд// Иностр, языки в школе. — 1999.
19. Пассов Е. И. Урок иностранного языка/ Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева — М.: «Академия», 2010. - 192 с.
20. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/ Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова - М.: Просвещение, 1991. - 335 с.
21. Симонова А.Н. Формирование коммуникативно-проектировочных умении у студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / А.Н. Симонова. - Екатеринбург, 2012. - 23 с.
22. Сулимова Л. А. Использование аутентичных материалов на разных этапах обучения иностранному (немецкому) языку / Л.А. Сулимова // Педагогическое мастерство: материалы V науч. конф. — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 19-22.
23. Тер-Минасова С. Г. Преподавание иностранных языков в современной России: прошлое, настоящее и будущее / С.Г. Тер-Минасова // Молодой ученый.
— 2015. — №15.2. — С. 1-7.
24. Федорова О.Н. Обучение англиискому языку студентов неязыкового вуза на основе компетентностного подхода: дисс. ... канд. пед. наук / О.Н. Федорова - СПб., 2007. - 278 с.
25. Шамов А.Н. Методика преподавания иностранных языков: общий курс / А.Н. Шамов. — М.: АСТ: АСТ-Москва: Восток — Запад, 2008. - 154 с.
26. Штеймарк О.В. Педагогические условия эффективного использования
компьютерных технологий в педагогическом процессе // О.В. Штеймарк - URL: http://www.zpu-journal.ru/zpu/2008_1/Shteimark.pdf (дата обращения: 28.04.2019) .
27. Чилингарян М. В. Эффективность использования креативно
ориентированной методики на уроках английского языка с целью обучения школьников устному общению / М.В. Чилингарян // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 33. - С. 106-112.
28. Эргашева Д. И. К методическому вопросу анализа учебников в преподавании иностранных языков / Д.И. Эргашева // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. — М.: Буки-Веди, 2012. - С. 11-17.
29. Эшбоева Д. А., Ашурбоева М. Р. Сущность и классификация «аутентичных материалов» / Д.А. Эшбоева, М.Р. Ашурбоева // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 454-456.
30. Al Azri, R. H. The effect of using authentic materials in teaching / R. H. Al Azri, M. H. Al-Rashdi. / International Journal of Scientific & Technology Research. — 2014.
— №3. — С. 244-246.
31. Bacon S. M. A study of the attitudes, motives, and strategies of university foreign language students and their disposition to authentic oral and written input / S. M. Bacon, M. D. Finneman // The Modern Language Journal. — 1990. — №274(4). — С. 459-473.
32. Berardo S. A. (2006). The use of authentic materials in the teaching of reading /
S.A. Berardo // The reading matrix Journal. — 2006. — №26(2). — С. 60-69.
33. Bernaus M. K. The Role Of Motivation In The Learning Of English As
AsE.pjForeign Language. / M.K. Bemaus. — URL:
http://www.raco.cat/index.php/bells/article/viewFile/102734/149124 (дата обращения:
05.01.2019) .
34. Blakemore, S. Development of the adolescent brain: Implications for executive function and social cognition. / J.S. Blakemore, S. Choudhury // Journal of Child Psychology and Psychiatry. — 2006. — №247(3/4). — С. 296-312.
35. Boileau D. M. Speaking/listening: much used, little taught. / D.M. Boileau // National Association of Secondary School Principals (NASSP) Curriculum Report. — 1984. — №14. — С. 1-9.
36. Bygate M. A. A Scheme for Teacher Education Language Teaching. / M.A. Bygate // Oxford University Press, 1995.
37. Folse K. S. The art of teaching speaking: research and pedagogy for the ESL/EFL classroom. / K.S. Folse // Ann Arbor: University of Michigan Press. — 2006. — №47. — С. 12-18.
38. Gaalova K.L. Teaching Teenagers Speaking: Developing Communicative Skills. / K.L. Gaalova // Masaryk University. Department of Education. — 2016. — С. 89.
39. Gilmore A. B. Authentic materials and authenticity in foreign language learning. / A.B. Gilmore // Language teaching. — 2007. — №240(2). — С. 97-118.
40. Harmer J. How to Teach English. / J. Harmer// Pearson Longman. — 2010. — №6.
41. Harris D. English as Second Language. / D. Harris. —: Mc. Graw Mill Hills Book Company, 1998. — С. 29-32.
42. Heaton J.B. Writing English Language Testing. / J.B. Heaton. — New York: Longman, 1991.
43. Hedge T. Teaching and learning in the language classroom. / T. Hedge. — Oxford University Press, 2000. — C. 213-233.
44. Herod L. Adult learning from theory to practice. / L. Herod. — Heinle and Heinle Publishers. Heinemann, 2002. — №40(2). — С. 7-11.
45. Homolova E. Creative Approach to Authentic Materials / E. Homolova. —URL: http://eslteacherboard.com/Authenticintro.htm.
46. Huda N. Language Learning and Teaching: Issues and Trends. / N. Huda. — Malang: IKIP Malang Publisher, 1999.
47. Hwang C.C. Effective EFL education through popular authentic materials. / C.C. Hwang. — Asian EFL Journal. — 2005. — №7(1). — С. 1-12.
48. Kellough, R. D. Teaching young adolescents: Methods and resources for middle grades teaching. / R. D. Kellough, N. G. Kellough. — Upper Saddle River, NJ: Pearson Merrill Prentice Hall. — 2008. — №5.
49. Kilickaya F. Authentic materials and cultural content in EFL classrooms. / F. Kilickaya. — URL: http://iteslj.org/Techniques/Kilickaya- AutenticMaterial.html (дата обращения: 20.12.2018).
50. Kim M. Second Language Interaction in Diverse Educational Contexts / M. Kim, M. Alison. — John Publishing Company, 2013.
51. Koran S. Analyzing EFL teachers' initial job motivation and factors effecting their motivation in Fezalar Educational Institution in Iraq. / S. Koran. —Advances in Language and Literary Studies. — 2015. — №6(1). — С. 72-80.
52. Lansford L. Authentic Materials in the Classroom: The Advantages. / L. Lansford. — URL:http://www.cambridge.org/elt/blog/2014/05/authentic- materials-classroom- advantages/. (дата обращения: 29.06.2019).
53. Larimer R. E. New ways in using authentic materials in the classroom. / R. E. Larimer, L. Schleicher. — Oxford University Press, 1999.
54. Larsen-Freeman D. Techniques and Principles in Language Teaching. / D. Larsen- Freeman. — Oxford University Press, 2000.
55. Lewkowicz J. A. Authenticity in language testing: Some outstanding questions. /
J. A. Lewkowicz— Language Testing. — 2000. — №17(1). — С. 43-64.
56. Little D. Learning foreign language from authentic texts: Theory and practice. / D. Little, S. Devitt. — Authentic Language Learning Resources. — 1989.
57. Martinez A. G. Authentic Materials: An Overview. / A.G. Martinez. — URL: www3.telus.net/linguisticsissues/authenticmaterials.html. (дата обращения: 29.12. 2018).
58. Maroko M. The Authentic Materials Approach In The Teaching Of Functional Writing In The Classroom. / M. Maroko. — The new decade and (2nd) FL Teaching. — 2010. — №2. — С. 71 - 87
59. Mihwa Y. The influence of authentic versus edited texts on the reading comprehension and online reading behaviors of beginning Korean and Japanese ESL students. / Y. Mihwa. — Dissertation Abstracts International. — 2014. — №55(10). —С. 43-64.
60. Morgan C. Teaching modern foreign languages. A handbook for teachers. / C. Morgan, P. Neil. — Kogan Page Limited. Stylus Pub., 2001. — 336 c.
61. Morrow K. Communication in the classroom. / K. Johnson, K. Morrow — Longman, 2008. — 59-69 c.
62. Nation I. Teaching ESL/EFL listening and speaking. / I. Nation, J. Newton. — New York: Routledge, 2009. — 88 c.
63. Scales P. C. Characteristics of young adolescents. In This we believe: Keys to educating young adolescents Westerville. / P. C. Scales. — National Middle School Association. — 2010. — 62-63 c.
64. Tamo D. The use of authentic materials in classrooms. / D. Tamo. — Journal of JCPJ. — 2009. — №2(1). — С. 74-78.
65. Ur P. A Course in English Language teaching. / P. Ur. — Cambrigde University Press. — 2012. — №2.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ