Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения фонетической стороне речи на
ступени начального общего образования
1.1. Основное понятие «фонетическая сторона» речи
1.2. Содержание и организация учебного процесса
1.3 Методические принципы, лежащие в основе обучения фонетической
стороне иноязычной речи
1.4 Практический опыт учителей по обучению фонетической стороне речи на ступени начального общего образования
Выводы по 1 главе
Глава 2. Технологи я обучения фонетической стороне иноязычной речи.
2.1. Система тренировочных упражнений, направленных на результативное обучение фонетической стороне иноязычной речи в средних общеобразовательных учреждениях.
2.2. Экспериментальная проверка эффективности использования специальных тренировочных упражнений для обучения фонетической стороне иноязычной речи на ступени начального общего образования
Выводы по 2 главе
Заключение
В любом языке и любом обществе за все время существования человечества вплоть до наших дней организованность фонетических навыков всегда является первоначальным, единственным и самым важным для правильного выражения мыслей и понимания речи. А при нарушении различных фонетических норм языка речь говорящего оказывается под угрозой непонимания.
Фонетическая сторона речи является базовой характеристики речи, которая выступает в качестве основы развития, а так же помогает совершенствовать иные методы речевой деятельности, как чтение, аудирование, говорение. Помимо этого, неотъемлемым условием общения является овладение звуковым строем языка, так как язык возник и существует в качестве средства общения.
На сегодняшний день, по проведенным многочисленным исследованиям, статистика показывает, что большинство школьников младших классов во время восприятия и воспроизведения звуковых отрезков большее внимание направляют на содержание мыслей, высказывания, приуменьшая долю внимания к темпу речи, а так же ее характеристикам.
Существует необходимость ещё на начальном этапе обучения создать фундамент качественного произношения, включающее соблюдение пауз, ударений слов в предложении, корректное интонирование и артикуляцию. Всё это требуется для нормального функционирования устной речи учащихся.
Подготовка учащихся к говорению проходит через качественно выработанную произносительную сторону речи. Чтобы учащиеся могли нормативно произносить звуки английского языка, усваивать признаки звуков, необходимо выработать понимание фонетических навыков на уроках иностранного языка. Для понимания ритмики английской фразы, ударение служебных и знаменательных слов, необходимо освоение фонетических умений. Ошибки в произношении - главное препятствие к осуществлению цели языка, а именно коммуникации, то есть взаимопониманию.
С помощью потенциальных способностей человеческого уха и подвижности органов артикуляции возможно сотворение слухо
произносительной базы изучаемого языка. Но также следует уделять особенное внимание различным индивидуальным особенностям учащихся: слуховая и артикуляторная чувствительность может быть развита у одних детей, в то же время плодотворная слуховая чувствительность сочетается с плохой артикуляцией у других.
Таким образом, актуальность выбора данной темы дипломной работы определяют анализ обучающего фонетической стороне иноязычной речи процесса, а так же применение в учебно-воспитательном процессе модернизированных способов обучения.
Проблемой исследования выступает определение степени возможности применения системы специальных тренировочных упражнений при обучении фонетической стороне иноязычной речи в средних общеобразовательных учреждениях.
Процесс обучения фонетической стороне иноязычной речи в средних общеобразовательных учреждениях на ступени начального образования является объектом дипломного исследования, а предметом является система специальных тренировочных упражнений, применяемых во время обучения фонетической стороне иноязычной речи в средних общеобразовательных
учреждениях.
Целью исследования является - выявить наиболее эффективную технологию обучения фонетической стороне иноязычной речи в средних общеобразовательных учреждениях на ступени начального образования..
Объект исследования - процесс обучения фонетической стороне иноязычной речи в средних общеобразовательных учреждениях на ступени начального образования.
Предмет исследования - система специальных тренировочных упражнений, используемых в процессе обучения фонетической стороне иноязычной речи в средних общеобразовательных учреждениях.
В связи с поставленной целью, были определены следующие задачи:
• изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
• проанализировать и обобщить современный педагогический опыт;
• выявить влияние и возможности специальных тренировочных упражнений для обучения фонетической стороне иноязычной речи и описать методику их применения в учебном процессе;
• экспериментально доказать эффективность применения системы специальных тренировочных упражнений для оптимизации процесса обучения фонетической стороне иноязычной речи.
При проведении и написании дипломного исследования были применены следующие методы исследования:
• изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования;
• изучение и обобщение передового педагогического опыта;
• наблюдение за педагогическим процессом в средних общеобразовательных учреждениях;
• метод педагогического эксперимента.
Одной из актуальных задач на сегодняшний день перед педагогами средних общеобразовательных учреждений стоит качественное обучение фонетической стороне иноязычной речи на ступени начального образования. Эта цель стоит наравне с достижением минимального или среднего уровня иноязычной коммуникативной компетенции как на языковом уровне (на уровне первичного овладения фонетической стороной иноязычной речи), так и на уровне использования сформированного навыка в основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании и чтении).
При изучении и анализе научной литературы по проблеме исследования, а именно о возможностях использования в учебном процессе си стемы специальных тренировочных упражнений при обучении фонетической стороне иноязычной речи, нами было установлено, что:
• упражнения для формирования навыка адекватного произношения и различение на слух звуков английского язык а дела ют возможным сформировать не только умения расстановки правильного ударения в словах и фразах, но и умения членить предложения на смысловые группы и соблюдать правильную интонацию в различных коммуникативных типах английских предложений;
• соблюдение принципов последовательности и посильности введения нового фонетического материала способствует поэтапному практическому использованию этого материала в устной речи в монологической и диалогической формах;
Для поддержания высокого мотивационного уровня учащихся к основы изучения иностранного языка, учителю необходимо внимательно и тщательно подходить к выбору фонетического и языкового материала, а так же к более результативным приемам обучения.
Подобранная и представленная система упражнений для формирования фонетического навыка на ступени начального образования позволяет моделировать весь процесс обучения личностно привлекательным для обучающихся. Ощущение учащимся, что его речь на иностранном языке может звучать одинаково на равне с учителем или диктора способно создать основную питательную почву мотивов изучения иностранного языка. Чтобы использовать стабильное погружение в языковую среду и скорректировать произношение учащихся с опорой на образец, а так же сформировать умение воспринимать и понимать иностранную речь на слух, рекомендуется использовать та кой материал, как поэтический, игровой в упражнениях.
Проанализировав передовой педагогический опыт нами было установлено, что:
• основная фонетическая и произносительная база у ребенка закладывается на начальных этапах, поэтому тщательно подобранная система упражнений и план работы наиболее важны для максимально результативного формирования фонетического навыка изучаемого языка до необходимого уровня.
• Подобранные упражнения должны не только формировать, развивать и совершенствовать фонетические навыки, но и развивать основные речевые навыки и умения в других аспектах речи: аудировании, говорении, чтении.
При решении задачи выявления влияния и возможностей специальных тренировочных упражнений для обучения фонетической стороне иноязычной речи на уроках ИЯ и описания методики их применения, можно подытожить следующее:
• Для поддержания мотивации учебной деятельности у учащихся и уровня при обретенных фонетических навыков на протяжении всего начального периода обучения иностранному языку в общеобразовательной школе рекомендуется производить внедрение в учебный процесс разнообразных новейших методик, основанных на использовании тренировочных упражнений в слушании, имитации и продуктивном воспроизведении фонетического материала.
• Методика используемых упражнений, прежде всего, должна быть ориентирована на следующие аспекты:
1. Посильность и доступность учащимся воспроизводимого фонетического материала.
2. Неоднократное повторение за учителем или диктором (образцом а утентичной речи)
3. В качестве примеров звучащей речи использовать отрывки речёвок, рифмовок, считалок, песен и других художественных произведений.
4. Соблюдение систематичности в учебном процессе различных фонетических явлений и структур коммуникативных задач.
Так же, в ходе работы над исследованием на ми было установлено, что проведенный эксперимент подтвердил эффективность использования предложенной системы упражнений, которые эффективно повлияли на качество обучения фонетической стороне иноязычной речи на уроках иностранного языка в средних общеобразовательных учреждениях.
Подводя итог, можно заключить, что подобные упражнения, которые входят в систему упражнений для обучения фонетической стороне иноязычной речи создают психологическую готовность обучающихся к речевому взаимодействию, обеспечивают естественную необходимость систематического повторения фонетического материала и формируют положи тельную мотивацию к обучению, чем определяют эффективность, предложенной в данном исследовании технологи и обучения.
К сожалению, данная дипломная работа ограничена кругом вопросов, связанных с процессом обучения фонетической стороне иноязычной речи на ступени начального образования, но может послужить дальнейшим научно-методическим исследование по этой проблеме.