ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДНЕВНИКА 8
1.1 Понятие «коммуникативная культура» в психолого-педагогической
литературе 8
1.2 Возрастные особенности общения в старшем дошкольном возрасте ... 17
1.3 Использование экологического дневника в развитии детей
дошкольного возраста 26
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 30
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДНЕВНИКА 31
2.1 Выявление актуального развития коммуникативной культуры 31
2.2 Опытно-экспериментальная деятельность по развитию
коммуникативной культуры старших дошкольников посредством экологического дневника 41
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию
коммуникативной культуры старших дошкольников 47
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДНЕВНИКА 8
1.1 Понятие «коммуникативная культура» в психолого-педагогической
литературе 8
1.2 Возрастные особенности общения в старшем дошкольном возрасте ... 17
1.3 Использование экологического дневника в развитии детей
дошкольного возраста 26
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 30
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДНЕВНИКА 31
2.1 Выявление актуального развития коммуникативной культуры 31
2.2 Опытно-экспериментальная деятельность по развитию
коммуникативной культуры старших дошкольников посредством экологического дневника 41
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию
коммуникативной культуры старших дошкольников 47
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Дошкольное детство является наиболее важным периодом жизни дошкольника, охватывающим от рождения до семи лет. На данном этапе увеличиваются рамки взаимодействия малыша с окружающим миром, границы семьи расширяются до границ улицы, города и страны. Ребенок дошкольного возраста раскрывает для себя мир взаимоотношений людей, разнообразных видов человеческой деятельности и социальных функций людей, развивается коммуникативная культура.
По мнению А.Г. Арушанова коммуникативная культура - это система умений и навыков, предполагающих доброжелательное содействие людей друг с другом, результативное решение различных аспектов общения [2].
Развитие коммуникативной культуры дошкольников это одна из наиболее важных задач системы образования. Л. Дубина считает, что важно начать развитие коммуникативной культуры с дошкольного возраста. По мнению автора, основой коммуникативной культуры дошкольника является общение, без которого личность не сможет развиваться [8].
Данные идеи отражены и в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Так содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» сконцентрировано на изучение ценностей и норм, принятых в социуме, охватывая нравственные и моральные ценности; формирование коммуникативных навыков и взаимодействия дошкольника со взрослыми и ровесниками; формирование эмоционального и социального интеллекта, эмоциональной чуткости, сопереживания, развитие стремления к коллективной деятельности с ровесниками, воспитание учтивого отношения к своей собственной семье и к обществу сверстников и взрослых в образовательной организации [45].
Аспект коммуникативной культуры анализируется в социологии, философии, социальной и общей психологии, педагогике и в других науках. Так, психологи Л.С. Выготский, А. А. Леонтьев в своих работах рассматривают социальные вопросы коммуникации личности; философы М. М. Бахтин, М. С. Каган, В. С. Библер анализируют суть коммуникативной культуры. Проблемы развития коммуникативной культуры личности раскрываются в трудах И. А. Зимней, И. Ф. Исаева и др.
Изучению частных и общих аспектов общения и интерсубъективных коммуникаций обращены исследования Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, П.Я. Гальперина, А.Б. Добровича, А.В. Запорожца, Я.Л. Коломинского, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сластенина, В.Д. Ширшова и др.
Исследователи считают, что общение одно из наиважнейших видов социальной деятельности. С.Н. Батракова, Н.А. Березовин, Н.В. Бордовская, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, А.А. Реан, анализируют общение с позиции процесса взаимодействия в структуре «учитель-ученик», где существенное внимание уделяется аспекту именно формирования коммуникативной культуры.
В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что в период дошкольного детства закладывается фундамент не только позитивного отношения к природе и к себе, но и к окружающим людям. Для реализации данных задач педагоги обязаны брать ориентиры на воспитательный потенциал окружающих людей и среды в целом. Идея современной комплексной экологии активно внедряется в практику воспитания дошкольников и наиболее эффективным средством развития коммуникативной культуры, на наш взгляд, является экологический дневник.
Вопросом использования экологического дневника в развитии дошкольника интересовались многие педагоги. Изучением значения экологического дневника в вопросах труда людей по уходу за животными занимались Л.С. Игнаткина, Н.Н. Кондратьева, Л.Я. Мусатова, С.Н. Николаева, Д.Ф. Петяева, Е.Ф. Терентьева, А.М. Федотова, И.А. Хайдурова; изучением аспекта заботливого отношения к природе занимались В.Г. Грецова, М.К. Ибраимова, Г.В. Кирию, И.А. Комарова, З.П. Плохий. Изучением вопроса фиксации данных об объектах экологии в календарях наблюдения и экологических дневниках занимались педагоги С.Н. Николаева, Л.И. Егоренков, Н.О.Никонова, М.И.Талызина. По мнению авторов, экологический дневник предназначен для использования педагогами дошкольных образовательных учреждений и родителями детей дошкольного возраста, именно он позволяет сформировать системное и целенаправленное обращение к природе, не только для экологического воспитания детей, но и формирования экологической культуры и развития личности дошкольника в целом.
Тем не менее, в психолого-педагогической литературе уделяется достаточно много внимания использованию календарей наблюдений, предметному моделированию, экскурсиям, но вопрос использования экологического дневника как средства развития коммуникативной культуры дошкольников не затрагивается.
От того, как определятся отношения дошкольника в первом в его жизни коллективе, то есть группе детского сада - во многом зависит последующий путь его социального и личностного формирования, а, следовательно, и его дальнейшая судьба.
Объектом исследования является процесс развития коммуникативной культуры детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - условия развития коммуникативной культуры дошкольников средствами экологического дневника.
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность использования экологического дневника в формировании коммуникативной культуры старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать в психолого-педагогической литературе состояние проблемы развития коммуникативной культуры в процессе использования экологического дневника;
2. Подобрать методики, определить критерии и выявить уровни развития коммуникативной культуры старших дошкольников.
3 Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования экологического дневника в развитии коммуникативной культуры.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативной культуры дошкольников детей старшего дошкольного возраста будет успешной, если:
- в образовательный процесс будет введен экологический дневник;
- работа будет выстраиваться в тесном взаимодействии с родителями воспитанников.
Методологическую основу исследования составили идеи использования экологического дневника в развитии дошкольника (Л.С. Игнаткина, Н.Н. Кондратьева, Е.Ф. Терентьева, А.М. Федотова, И.А. Хайдурова); изучением аспекта заботливого отношения к природе занимались (В.Г. Грецова, М.К. Ибраимова, Г.В. Кирию, И.А. Комарова, З.П. Плохий); изучением вопроса фиксации данных об объектах экологии в календарях наблюдения и экологических дневниках занимались педагоги (С.Н. Николаева, Л.И. Егоренков, Н.О.Никонова); изучением вопроса коммуникативной культуры (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, М. С. Каган); влияние коммуникативной культуры на развитие личности (И. А. Зимняя, И. Ф. Исаева).
Методы исследования:
- теоретические: анализ и синтез литературы;
- эмпирические: диагностические методики; педагогический эксперимент.
База исследования. Исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад №65 «Машенька» города Набережные Челны.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании возможности и необходимости создания условий развития коммуникативной культуры дошкольников посредством экологического дневника.
Практическая значимость заключается в том, что результаты теоретического исследования и апробированную работу могут использовать педагоги дошкольного образовательного учреждения в своей практической деятельности.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
По мнению А.Г. Арушанова коммуникативная культура - это система умений и навыков, предполагающих доброжелательное содействие людей друг с другом, результативное решение различных аспектов общения [2].
Развитие коммуникативной культуры дошкольников это одна из наиболее важных задач системы образования. Л. Дубина считает, что важно начать развитие коммуникативной культуры с дошкольного возраста. По мнению автора, основой коммуникативной культуры дошкольника является общение, без которого личность не сможет развиваться [8].
Данные идеи отражены и в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Так содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» сконцентрировано на изучение ценностей и норм, принятых в социуме, охватывая нравственные и моральные ценности; формирование коммуникативных навыков и взаимодействия дошкольника со взрослыми и ровесниками; формирование эмоционального и социального интеллекта, эмоциональной чуткости, сопереживания, развитие стремления к коллективной деятельности с ровесниками, воспитание учтивого отношения к своей собственной семье и к обществу сверстников и взрослых в образовательной организации [45].
Аспект коммуникативной культуры анализируется в социологии, философии, социальной и общей психологии, педагогике и в других науках. Так, психологи Л.С. Выготский, А. А. Леонтьев в своих работах рассматривают социальные вопросы коммуникации личности; философы М. М. Бахтин, М. С. Каган, В. С. Библер анализируют суть коммуникативной культуры. Проблемы развития коммуникативной культуры личности раскрываются в трудах И. А. Зимней, И. Ф. Исаева и др.
Изучению частных и общих аспектов общения и интерсубъективных коммуникаций обращены исследования Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, П.Я. Гальперина, А.Б. Добровича, А.В. Запорожца, Я.Л. Коломинского, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сластенина, В.Д. Ширшова и др.
Исследователи считают, что общение одно из наиважнейших видов социальной деятельности. С.Н. Батракова, Н.А. Березовин, Н.В. Бордовская, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, А.А. Реан, анализируют общение с позиции процесса взаимодействия в структуре «учитель-ученик», где существенное внимание уделяется аспекту именно формирования коммуникативной культуры.
В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что в период дошкольного детства закладывается фундамент не только позитивного отношения к природе и к себе, но и к окружающим людям. Для реализации данных задач педагоги обязаны брать ориентиры на воспитательный потенциал окружающих людей и среды в целом. Идея современной комплексной экологии активно внедряется в практику воспитания дошкольников и наиболее эффективным средством развития коммуникативной культуры, на наш взгляд, является экологический дневник.
Вопросом использования экологического дневника в развитии дошкольника интересовались многие педагоги. Изучением значения экологического дневника в вопросах труда людей по уходу за животными занимались Л.С. Игнаткина, Н.Н. Кондратьева, Л.Я. Мусатова, С.Н. Николаева, Д.Ф. Петяева, Е.Ф. Терентьева, А.М. Федотова, И.А. Хайдурова; изучением аспекта заботливого отношения к природе занимались В.Г. Грецова, М.К. Ибраимова, Г.В. Кирию, И.А. Комарова, З.П. Плохий. Изучением вопроса фиксации данных об объектах экологии в календарях наблюдения и экологических дневниках занимались педагоги С.Н. Николаева, Л.И. Егоренков, Н.О.Никонова, М.И.Талызина. По мнению авторов, экологический дневник предназначен для использования педагогами дошкольных образовательных учреждений и родителями детей дошкольного возраста, именно он позволяет сформировать системное и целенаправленное обращение к природе, не только для экологического воспитания детей, но и формирования экологической культуры и развития личности дошкольника в целом.
Тем не менее, в психолого-педагогической литературе уделяется достаточно много внимания использованию календарей наблюдений, предметному моделированию, экскурсиям, но вопрос использования экологического дневника как средства развития коммуникативной культуры дошкольников не затрагивается.
От того, как определятся отношения дошкольника в первом в его жизни коллективе, то есть группе детского сада - во многом зависит последующий путь его социального и личностного формирования, а, следовательно, и его дальнейшая судьба.
Объектом исследования является процесс развития коммуникативной культуры детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - условия развития коммуникативной культуры дошкольников средствами экологического дневника.
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность использования экологического дневника в формировании коммуникативной культуры старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать в психолого-педагогической литературе состояние проблемы развития коммуникативной культуры в процессе использования экологического дневника;
2. Подобрать методики, определить критерии и выявить уровни развития коммуникативной культуры старших дошкольников.
3 Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования экологического дневника в развитии коммуникативной культуры.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативной культуры дошкольников детей старшего дошкольного возраста будет успешной, если:
- в образовательный процесс будет введен экологический дневник;
- работа будет выстраиваться в тесном взаимодействии с родителями воспитанников.
Методологическую основу исследования составили идеи использования экологического дневника в развитии дошкольника (Л.С. Игнаткина, Н.Н. Кондратьева, Е.Ф. Терентьева, А.М. Федотова, И.А. Хайдурова); изучением аспекта заботливого отношения к природе занимались (В.Г. Грецова, М.К. Ибраимова, Г.В. Кирию, И.А. Комарова, З.П. Плохий); изучением вопроса фиксации данных об объектах экологии в календарях наблюдения и экологических дневниках занимались педагоги (С.Н. Николаева, Л.И. Егоренков, Н.О.Никонова); изучением вопроса коммуникативной культуры (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, М. С. Каган); влияние коммуникативной культуры на развитие личности (И. А. Зимняя, И. Ф. Исаева).
Методы исследования:
- теоретические: анализ и синтез литературы;
- эмпирические: диагностические методики; педагогический эксперимент.
База исследования. Исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад №65 «Машенька» города Набережные Челны.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании возможности и необходимости создания условий развития коммуникативной культуры дошкольников посредством экологического дневника.
Практическая значимость заключается в том, что результаты теоретического исследования и апробированную работу могут использовать педагоги дошкольного образовательного учреждения в своей практической деятельности.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В процессе работы были поставлены и решены следующие задачи.
Отчет по первой задаче, проанализировать в психолого-педагогической литературе состояние проблемы развития коммуникативной культуры в процессе использования экологического дневника. В результате анализа определили, что понятие «коммуникативная культура» рассматривалось различные авторы (М.И. Лисина, В.С. Садовскаяой, В.А. Ремизова, И.Ф. Пантелеева, А. Г. Рузская, А.Г. Арушанов, В.Е. Кемиров, С.В. Кахнович, И.В. Попович и др.), оно включает в себя характеристики, присущие аспектам «культура» и «коммуникация». Рассмотрели компоненты коммуникативной культуры, выделенные В.Е. Кемировым: эмоциональная культура (культура чувств), культура мышления, культура речи. Изучили критерии коммуникативной культуры человека Н.В. Котиковой: общительность и культура общения; культура речи; коммуникативные умения; коммуникативное мышление; ценностные ориентации; досуговые интересы. В процессе анализа литературы определили нравственные требования к общению (И.В. Попович): вежливость, корректность, тактичность, скромность, предупредительность.
Так же, рассматривая вопрос возрастные особенности общения в старшем дошкольном возрасте, определили, что число контактов детей дошкольного возраста вдвое повышается общение с ровесниками, чем со взрослыми. Рассматривая особенности общения в старшем дошкольном возрасте рассмотрели формы общения (Г.А. Урунтаева): ситуативно-личностную сторону; ситуативно-деловую; внеситуативно-познавательную; внеситуативноличностную. Анализ литературы позволил определить, что в дошкольном возрасте формируются познавательные интересы малышей, что способствует развитию взаимоотношений и установлению контактов между детьми, в которых дети находят слушателя, друга.
Использование экологического дневника дошкольника Н.О.Никоновой, М.И.Талызиной представляет существенный интерес в процессе формирования коммуникативной культуры. Так как экологический дневник рассчитан на целый учебный год, и включает разнообразные виды деятельности: наблюдения; элементы экспериментирования; задания на логику; развивающие игры; изучение народных примет; знакомство с художественным словом.
В процессе работы над второй задачей, подобрать методики, определить критерии и выявить уровни развития коммуникативной культуры старших дошкольников. На констатирующем этапе эксперимента использовали следующие методы: методика обследования коммуникативной культуры старших дошкольников О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной. Было организовано наблюдение за общением детей со взрослыми и сверстниками. В ходе диагностики выяснили, что у детей как экспериментальной, так и контрольной группы преобладает средний и низкий уровни сформированности коммуникативной культуры.
Отчет о решении третьей задачи, опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования экологического дневника в развитии коммуникативной культуры, был разработан перспективный план по формированию коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста. Тематика и содержание занятий, имела коммуникативную направленность, дети были разделены на группы. Для формирования коммуникативной культуры использовали опыты и эксперименты. В ходе которых, дети изучали свойства солнца и совместно фиксировали полученные результаты в дневнике. Дневник позволил детям вести целенаправленные наблюдения, анализировать увиденное, делать выводы. Дал возможность детям обсуждать сходство и многообразие явлений природы и их признаков, к работе активно привлекались родители, что способствовало безусловному развитию коммуникативной культуры. После повторной диагностики результаты экспериментальной группы значительно выше, чем в контрольной. Гипотеза доказана.
Отчет по первой задаче, проанализировать в психолого-педагогической литературе состояние проблемы развития коммуникативной культуры в процессе использования экологического дневника. В результате анализа определили, что понятие «коммуникативная культура» рассматривалось различные авторы (М.И. Лисина, В.С. Садовскаяой, В.А. Ремизова, И.Ф. Пантелеева, А. Г. Рузская, А.Г. Арушанов, В.Е. Кемиров, С.В. Кахнович, И.В. Попович и др.), оно включает в себя характеристики, присущие аспектам «культура» и «коммуникация». Рассмотрели компоненты коммуникативной культуры, выделенные В.Е. Кемировым: эмоциональная культура (культура чувств), культура мышления, культура речи. Изучили критерии коммуникативной культуры человека Н.В. Котиковой: общительность и культура общения; культура речи; коммуникативные умения; коммуникативное мышление; ценностные ориентации; досуговые интересы. В процессе анализа литературы определили нравственные требования к общению (И.В. Попович): вежливость, корректность, тактичность, скромность, предупредительность.
Так же, рассматривая вопрос возрастные особенности общения в старшем дошкольном возрасте, определили, что число контактов детей дошкольного возраста вдвое повышается общение с ровесниками, чем со взрослыми. Рассматривая особенности общения в старшем дошкольном возрасте рассмотрели формы общения (Г.А. Урунтаева): ситуативно-личностную сторону; ситуативно-деловую; внеситуативно-познавательную; внеситуативноличностную. Анализ литературы позволил определить, что в дошкольном возрасте формируются познавательные интересы малышей, что способствует развитию взаимоотношений и установлению контактов между детьми, в которых дети находят слушателя, друга.
Использование экологического дневника дошкольника Н.О.Никоновой, М.И.Талызиной представляет существенный интерес в процессе формирования коммуникативной культуры. Так как экологический дневник рассчитан на целый учебный год, и включает разнообразные виды деятельности: наблюдения; элементы экспериментирования; задания на логику; развивающие игры; изучение народных примет; знакомство с художественным словом.
В процессе работы над второй задачей, подобрать методики, определить критерии и выявить уровни развития коммуникативной культуры старших дошкольников. На констатирующем этапе эксперимента использовали следующие методы: методика обследования коммуникативной культуры старших дошкольников О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной. Было организовано наблюдение за общением детей со взрослыми и сверстниками. В ходе диагностики выяснили, что у детей как экспериментальной, так и контрольной группы преобладает средний и низкий уровни сформированности коммуникативной культуры.
Отчет о решении третьей задачи, опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования экологического дневника в развитии коммуникативной культуры, был разработан перспективный план по формированию коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста. Тематика и содержание занятий, имела коммуникативную направленность, дети были разделены на группы. Для формирования коммуникативной культуры использовали опыты и эксперименты. В ходе которых, дети изучали свойства солнца и совместно фиксировали полученные результаты в дневнике. Дневник позволил детям вести целенаправленные наблюдения, анализировать увиденное, делать выводы. Дал возможность детям обсуждать сходство и многообразие явлений природы и их признаков, к работе активно привлекались родители, что способствовало безусловному развитию коммуникативной культуры. После повторной диагностики результаты экспериментальной группы значительно выше, чем в контрольной. Гипотеза доказана.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2018 - ОПЫТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ОБЪЕКТАМИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста средствами фенологических наблюдений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019



