Введение 4
Глава I. Теоретические основы связи эмоционального выгорания и самоотношения личности у воспитателей ДОО 7
1.1 Понятие эмоционального выгорания: определение, причины,
возможности коррекции 7
1.2 Самоотношение: его место в структуре личности, условия формирования 16
1.3 Эмоциональное выгорание и его связь с психологическими
особенностями личности 26
Глава II. Эмпирическое исследования связи эмоционального выгорания и самоотношения личности у воспитателей ДОО 31
2.1 Организация и методы исследования эмоционального выгорания
педагогов 31
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 33
Заключение 43
Список использованной литературы 46
Приложения
Актуальность: современная дошкольная система образования согласно ФГОС предъявляет высокие требования ко всем аспектам деятельности воспитателя: знаниям, умениям, способам деятельности и, конечно же, личностным особенностям педагога.
В соответствии с ФГОС ДОв основе концепции развития ДОУ как модели дошкольного образовательного учреждения лежат идеи гуманизации и социализации образовательного процесса, реализация принципов личностноориентированного воспитания и обучения детей. Они определяют цель, задачи, содержание деятельности ДОО. В связи с чем, особую актуальность приобретает изучение факторов, препятствующих гуманизации отношений в диаде “воспитатель-воспитанник”.
На наш взгляд, существует некоторое противоречие между необходимостью выполнения всех требований, предъявляемых к профессии педагога ДОО и оптимальной самореализацией, получения удовлетворения от своего труда.
Так, обязательным условием на современном этапе развития педагогики является ориентация деятельности воспитателей на личность воспитанника. Это предъявляет повышенные требования к личностным ресурсам самого воспитателя, что нередко оборачивается сложностями в психологическом здоровье педагогов. Не секрет, что педагоги являются первыми кандидатурами на эмоциональное выгорание в связи со спецификой профессии: постоянное эмоциональное общение с детьми, решение конфликтных ситуаций, ответственность за жизнь ребенка и соответствие высоким стандартам предъявляемым ФГОС. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к воспитаннику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость) [3].
Последнее обуславливает важность разработки эффективной программы профилактики и коррекции эмоционального выгорания, опираясь на исследование факторов и механизмов синдрома эмоционального выгорания применительно именно к профессии педагога ДОО.
Проведенный теоретический анализ показал, что одним из факторов, влияющих на эмоциональное выгорания, является отношение к себе. Также, самоотношение является структурообразующим конструктом личности, воздействуя на который, можно проводить ее эффективную коррекцию[5].
Связь самоотношения и эмоционального выгорания исследовали Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, К. Маслач, Т.И. Ронгинская, Х. Дж. Фрейденбергер и др.
Однако исследований, выявляющих специфику связи эмоционального выгорания и самоотношения личности педагогов ДОО, нам не встретилось. Что и обусловило проблему исследования и выбор темы нашей работы. Так как понимание специфики эмоционального выгорания педагогов ДОО, ее связь с самоотношением личности может помочь в разработке эффективной программы профилактики и коррекции эмоционального выгорания педагогов ДОО.
Объект исследования: эмоциональное выгорание воспитателей ДОО.
Предмет исследования: связь эмоционального выгорания с особенностями самоотношения личности у воспитателей ДОО.
Цель: изучить связь эмоционального выгорания и самоотношения личности у воспитателей ДОО.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие «эмоционального выгорания», его причины и возможности коррекции.
2. Определить понятие «самоотношения», его место в структуре личности и условия формирования.
3. Теоретическое и эмпирическое исследование связи эмоционального выгорания с психологическими особенностями личности у воспитателей ДОО.
Гипотеза исследования: эмоциональное выгорание имеет связь с самоотношением личности у педагогов ДОО.
База исследования. Исследование проводилось в группах заочного отделения по направлению «Педагогическое образование. Дошкольное образование» в КФУ. В них приняли участие 50 педагогов различного возраста и с разным стажем работы.
Методологической основой выпускной квалификационной работы выступили положения К.Рождерса о том, что высокий уровень самоуважения является фактором, влияющим на свободу выражения чувства, уровень самораскрытия в общении, а также огромную важность принятия себя, таким как есть, в качестве основы саморазвития. А также, теоретические представления о стадиальном развитии эмоционального выгорания В.В. Бойко.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы в целях прогнозирования синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОО, а также создания эффективной программы его профилактики и коррекции в зависимости от стажа работы.
Представленная дипломная работа посвящена проблеме эмоционального выгорания педагогов. В ней мы изучали в теории и эмпирически исследовали связь эмоционального выгорания и самоотношения личности у воспитателей ДОО.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Под «эмоциональным выгоранием» мы в своей работе понимаем постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой, психоэмоциональные перегрузки. К основным причинам эмоционального выгорания относят психологическое, душевное переутомление.
2. Под понятием «самоотношения» многие используют термины концепции, самоуважения, самооценки, самопринятия. Это исследовали разные авторы, мы в своей работе придерживаемся определение С.Р. Пантелеева, согласно которому, «самоотношение - это проявление специфики отношения личности к собственному «Я»». Положительное отношение к себе вызывает самопонимание, умение контролировать свою жизнь и быть хозяином своей судьбы, принятие себя со всеми достоинствами и недостатками, оптимистичный настрой на свое будущее, умение адекватно оценить ситуацию, способность к самоанализу, самонаблюдению.
3. Среди психологических характеристик личности, влияющих на эмоциональное выгорание выделяют следующие: склонность к эмоциональной ригидности, интенсивная интериоризация, слабая мотивация в профессиональной деятельности, а также нравственные дефекты и дезориентация личности. Личностная выносливость тесно связана со всеми тремя компонентами выгорания. Воспитатели, владеющие активной тактикой сопротивления стрессу, имеют низкий уровень выгорания. Если педагог принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это показывает наличие у него внутреннего контроля. Также наблюдается меньшая вероятность и интенсивность выгорания у специалистов с положительным отношением к миру и более высоким уровнем самоуважения.
В результате проведенного эмпирического исследования мы пришли к следующим выводам:
4. У педагогов со стажем работы более 10 лет уровень эмоционального выгорания выше, чем у педагогов с малым стажем работы. При этом показатели депрессии и тревоги (Н4), которые указывают на разочарование в себе, в профессии или месте работы, выше у педагогов с малым стажем рабо- ты.Последнее может быть связано с так называемой «текучкой кадров», когда из профессии уходят именно молодые педагоги.
5. Структура самоотношения и его связь с эмоциональным выгоранием различна у педагогов с разным стажем работы. У педагогов со стажем работы менее 10 лет системообразующим фактором самоотношения является «самоценность», и фактором имеющим наиболее количество связей с эмоциональным выгоранием - «самообвинение». У педагогов со стажем работы более 10 лет «самоценность» также имеет наибольшее количество связей, в том числе и с факторами эмоционального выгорания, но их особенности указывают на наличие «комплекса жертвы» (то есть чем хуже мне и трудней, тем более ценной я себя ощущаю) [Ошибка! Неизвестный аргумент ключа.,31].
6. При разработке программы психологической профилактики и коррекции эмоционального выгорания воспитателей ДОО, важно учитывать стаж их работы. При стаже работы менее 10 лет, основной акцент в психологической работе нужно делать на повышение «самоценности». При стаже работы свыше 10 лет - начинать нужно с коррекции «комплекса жертвы», так как «самоценность» имеет перевернутый характер.
Подводя итог, полученным в ходе исследования результатам, мы можем сказать, что, гипотеза о том, что эмоциональное выгорание имеет связь с самоотношением личности у педагогов ДОО полностью подтвердилась.
Полученные результаты могут быть использованы при составлении программ профилактики и коррекции эмоционального выгорания у педагогов ДОО с разным стажем работы.
1. Асмаковец Е.С. Взаимосвязь эмоциональной гибкости учителя и синдрома «эмоционального выгорания» учителя // Всерос. науч.(практ. конф. «Профессиональное развитие педагога: проблемы и преспективы». 2007.С.1-15.
2. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткина А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 2014. №3. С.3-9.
3. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2015. № 1. С. 54-67.
4. Баробанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания» // Вестник МГУ.сер.14, Психология. 2013. №1.С.54-58.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Академия, 2006. С. 30.
6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Наука, 2012.
7. Брынских К. Г. Коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов //Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. 2016. №8. С.56.
8. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.М. Мотивация и контроль действий. М.: Академия, 2011.
9. Водопьянова Н. Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек—человек» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. 2016. №17. С.98-101.
10. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2015.
11. Герасимов П.Е. Теоретические аспекты проблемы «самоотношения» //
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития.2010. №4. С.1-5.
12. Грабе М. Синдром выгорания - болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять. Пер. с нем. СПб., 2017.
13. Грицанов А.А. Самость: История философии: энциклопедия.
[Электронный ресурс]ШЬ: http://slovari.yandex.ru/dict/postmodernism/ article (дата обращения: 12.03.2018).
14. Гришина Н.В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистен- циональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во СПб.ун-та, 2014. С. 143-156.
15. Демина А.Д., Кайгородова Н.З., Супрун А.П. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения. Барнаул, 2013.
16. Еркинбекова М.А. Профессиональное выгорание педагогов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.2016.№
2. С.1-5.
17. Ефремов К. Эмоциональное выгорание и как с ним бороться // Социальная педагогика. 2014. № 2. С. 97-102.
18.ЗеерЭ. Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 2007.
19. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2009.
20. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.
21. Канардов И. Сгореть на работе реально [Электронный ресурс]ШЬ: http://enpsy.ru/publications/firework.htm. (дата обращения: 12.03.2018)
22. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса 2: Психологическая антропология стресса. Второе издание переработанное и дополненное. // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2014. № 4.С. 2-21.
23. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Воронеж, 2006.
24. Клищевская M.B., Солнцева Г.Н. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2009. №4. С.12-16.
25. Колесникова М.Г., Резников М.А. Тренинг саморегуляции в постдипломном образовании педагога // Постдипломное образование: проблемы, опыт и перспективы: Материалы IV Междунар. науч.(практ. конф. СПб., 2014.С.123.
26. Колышко A.M. Психология самоотношения. Гродно, 2014. С. 5-6.
27. Крылова Н.Н. Корреляционные взаимодействия в системе «самоотношение-саморегуляция» студента и их учет при проектировании психолого-педагогических программ // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2017. № 1 (13).С.217-224.
28. Кузьмина Н.В. Физиология и психология труда. Научные основы оценки тяжести и напряженности труда. Саратов, 2014.
29. Лазарева Н.В. Диагностика синдрома эмоционального выгорания // Школьные технологии. 2009. № 1. С. 171-176.
30. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.
2011. №11. С. 2-16.
31. Лешукова Е.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики // Вестник РАТЭПП. Вып.1.2013. С. 23-26.
32. Макарова Г. А. Синдром эмоционального выгорания [Электронный ресурс] URL: www.psyinst.ru
33. Маркова А.К. Психология профессионализмам.: Академия, 2006.
34. Ножичкина Л. В. Синдром эмоционального выгорания педагогов: проблемы и способы коррекции // Вопросы психологии. 2016.№6. С. 1-17.
35.Огнерубов Н. А. Синдром эмоционального выгорания у педагогов //Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические наук.2013. №1-4. С.98.
36.Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 2009. С. 76-97.
37. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования // Психологический журнал. 2011. №1. С.16-21.
38.Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2011. - Т. 22. № 1. С. 90-101.
39. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: СФЕРА, 2012.
40. Первитская А.М. Изучение эмоционального выгорания педагогов с разным стажем работы // Наука и современность.2013. №25. С.91-93.
41. Петрова С.С. Синдром профессионального выгорания будущих педагогов.2010. №43.С.17.
42. Полищук Е. А., Крылова Н. Н. Психолого-педагогическое исследование синдрома эмоционального выгорания педагогов // Вестник Пензенского государственного университета. 2016. №3.С.1-16.
43. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное посо- бие.Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 2008.
44. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2012. том 23. №3. С.85-95.
45. Сарджвеладзе Н.И. Самоотношение личности // Психология самосознания: хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородской. Самара, 2013. С. 45-47.
46. Сидоров П.И. Синдром эмоционального выгорания. [Электронный ресурс]// ЖурналКаШгеШЬ: http://www.psi-test.ru/pub/1/Sidorov-Sindrom- vygoraniy.html
47. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Академия, 2011. С. 63.
48. Судаков К. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Академия, 2014.
49. Трунов Д.Г. "Синдром сгорания": позитивный подход к проблеме. // Журнал практического психолога. 2010. № 8. С. 84-89.
50. Уэйн Дайер Как избавиться от комплекса жертвы. Минск, 2013.
51. Формалюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 2010. №
6. С. 57-64.
52. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни// Вестник психосоциальной и коррекционно реабилитационной работы. 2016. №1. С. 7-13.
53.Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. М.: Академия, 2014.
54. Юдин И.А. Синдром профессионального сгорания или негативное влияние профессии и как его избежать. Спб.: Питер, 2015.