Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕМУАРНЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ С. ЕСЕНИНА В ТВОРЧЕСТВЕ Р. ИВНЕВА

Работа №35634

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы93
Год сдачи2019
Стоимость0 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
346
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Литературный портрет и мемуарный образ: теоретический аспект 12
1.1 Жанр литературного портрета в художественных произведениях 12
1.2 Мемуарный образ и приемы его создания в мемуарной прозе 18
1.3 От мемуаров к роману - синтез жанров 26
ГЛАВА 2. Образ Сергея Есенина в мемуарах и в романе-мемуарах «Богема» Ивнева 33
2.1 Рюрик Ивнев - Серебряного века силуэт 33
2.2 Образ Сергея Есенина в мемуарах Р. Ивнева 37
2.3 Сергей Есенин в мемуарном романе «Богема» 47
ГЛАВА 3. «Сергей Есенин» как первая пьеса о жизни и творчестве поэта 59
3.1 Жанровые и стилевые тенденции в драматургии XX века 59
3.2 Творческая история пьесы и литературная полемика вокруг нее 65
3.3 Мемуарный образ поэта в пьесе «Сергей Есенин» 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84


Этими строками «объяснился» Сергей Есенин Рюрику Ивневу утром 21 января 1919 года, когда они решили обменяться акростихами. Дружба двух поэтов была скреплена стихами еще почти с момента их встречи, в марте 1915 года, когда Есенин приехал в Петроград еще начинающим поэтом, но очень «легко и быстро вошел в литературу». Ивнев решил, что Есенина нужно познакомить с более широким кругом писателей и поэтов, поэтому литературные вечера, на которых читал стихи Есенин, переехали с подвала Ляндау в большой библиотечный зал знакомых Ивнева, после встречи продолжались в подвале «Лампа Алладина».
После переезда обоих в Москву Рюрик Ивнев и Сергей Есенин еще больше сблизились сначала в школе имажинистов, затем создали «писательскую коммуну» в квартире на Тверской, где каждый день собирались гости, и времени на работу не было. Спустя некоторое время Ивнев съехал с коммуны писателей и разорвал связи с имажинистами. Но по возвращению из командировки в Киев и Харьков в 1919-1920 гг., снова вошел в их группу, чтобы издать книгу в издательстве имажинистов по настоянию Есенина.
Радость встречи после разлуки была так велика и явилась очередным доказательством того, что крепкой, настоящей дружбе расстояния и редкость встреч - не помеха. Не отражалось и на отношениях друзей - поэтов то, что они работали в разных литературных направлениях, несмотря на попытки объединиться. Литературные вечера продолжались. Однако дружбе поэтов предстояло выдержать еще одну долгую разлуку, связанную с отъездом Сергея Есенина в Америку с Айседорой Дункан. Нельзя не отметить то, что Ивневу Мариенгоф и некоторые другие из общих друзей передавали, как А.Дункан говорила, что «больше всех и глубже всех любит ее Есенина Риурик».
Учитывая то, что отношения между поэтами были близкими и доверительными, сомнений о достоверности фактов из жизни Есенина и о самом образе в мемуарном и художественном творчестве Рюрика Ивнева возникать и не должно. Однако нужно учитывать, что любой мемуарист не только описывает реальные события, в которых был участником или очевидцем, но и истолковывает их по-своему. Поэтому в научной литературе субъективность мемуаров нередко оценивается как недостаток, хотя является специфическим их свойством. Воспоминания несут в себе отпечаток личности автора и эпохи, в которой они писались и публиковались. От нее же зависит искренность мемуариста, полнота и достоверность его впечатлений.
Немаловажное значение имеет и объект воспоминаний: событие или личность, о которых пишет мемуарист. Наверное, Сергей Есенин - один из немногих русских людей, чью жизнь уже почти целый век рассматривают под всеми мыслимыми углами. Нам остался всего лишь его образ. Каждый волен говорить о нем все, что угодно. Мемуары о С. Есенине всегда вызвали и вызывают до сих пор противоречивые отклики, а чаще и осуждение со стороны современников. "Газетные статейки о нем я все собрал, вероятно - все. Это очень плохо", - резко отозвался А.М. Горький. Всем известны слова В.Маяковского о «дряни» посвящений, «понанесенных» к «решеткам памяти» поэта.
Солидарный с ним В. Шершеневич пишет: "Посмотрите, сейчас много написано стихотворений памяти поэта, написаны они с любовью, но это не стихи, и они нам ничего не могут дать". Он имеет в виду, что в стихах поэт оказался не похожим на себя. Е.А. Есенина, Г.А. Бениславская, Н.Н. Никитин в один голос указывали на намеренное и сильное искажение правды в воспоминаниях о Есенине.
Исследуя образ выдающегося русского поэта Серебряного века Сергея Есенина в мемуарах Рюрика Ивнева в сопоставлении с образами поэта в воспоминаниях современников, мы получили представление не только о его характере, привычках, взглядах, но и оценку занимаемой им позиции и роли в жизни автора.
Рюрик Ивнев (псевдоним Михаила Александровича Ковалёва) - поэт, прозаик, драматург, критик, а позднее переводчик. Литературное наследие Р Ивнева богато и обширно, многое осталось в тени: роман-мемуары «Богема», пьеса о Есенине «Сергей Есенин», романы «Юность» (один из первых в русской литературе романов об однополой любви), «Несчастный ангел». Ивнева можно назвать лишь знаменитым советским поэтом и писателем, сейчас его имя знают лишь понаслышке. Отсюда вытекает и новизна нашего исследования. На сегодняшний день творчество Рюрика Ивнева послереволюционных лет остается исследованным весьма поверхностно. Дело в том, что поэт в это время занимает сложную общественную позицию, о чем свидетельствует его дневник, опубликованный в полном объем лишь в 2012 г. Его сугубо индивидуальный путь в литературе, художественные искания этих лет требуют особо тщательного прочтения. Первыми к проблемам творчества Рюрика Ивнева этих лет обратились зарубежные слависты - В. Марков, Г. Маквей, А. Лаутон, В. Пиотровский, Н. Нильсон и др., которые дали общую характеристику имажинистской поэзии Рюрика Ивнева . Позже появились работы отечественных литературоведов - А. Белых, И. Иванюшиной, И. Макаровой, Е. Тырышкиной, Т. Терновой.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые исследуется комплекс мемуарных свидетельств Рюрика Ивнева о С. А. Есенине, созданных в разных жанровых формах, некоторые из которых не являлись самостоятельным объектом исследования; как привлеченная для раскрытия темы и введенная в научный оборот малоизвестная пьеса Ивнева «Сергей Есенин».
Целью ВКР является выявление специфики создания образа С. А. Есенина в мемуарной и художественной прозе Р. Ивнева.
Отсюда вытекают конкретные задачи исследования:
1. Исследовать мемуары как род литературы, содержащий биографический, психологический, повседневно-бытовой и литературнообщественный материал и выявить специфические черты литературного портрета как мемуарного жанра.
2. Проследить за переходом «документальности» мемуарной литературы в «художественность» и обозначить основные жанровые особенности романа-мемуаров.
3. Провести теоретический анализ современных исследований по драматургии XX века, выделить и рассмотреть основные понятия и принципы функционирования «новой драмы» в 1900-1930 - е гг.
4. На основе текстуального анализа мемуаров, романа «Богема», пьесы «Сергей Есенин» раскрыть своеобразие литературного портрета С.А. Есенина в творчестве Рюрика Ивнева.
Для достижения цели и решения поставленных задач были выбраны такие методы исследования, как биографический анализ, ориентированный на автора, выявление сознания автора через текст, концептуальный анализ художественного произведения (в рамках герменевтического метода) и сравнительный анализ.
Актуальность работы связана и с возросшим на сегодняшний день интересом к мемуарам как к специфическому виду литературы, вызывающему острые теоретические и историко-литературные дискуссии, в частности, о проблемах автодокументальной прозы. Актуальность исследования обусловлена также современными дискуссиями о поэзии Серебряного века, о загадках судьбы, личности и творчества С.А. Есенина.
Образ Сергея Есенина в мемуарах Ивнева - итог личного общения автора с поэтом. В первую очередь, Ивнев создает перед нами образ Сергея «без стихотворной фамилии» , как представителя своей эпохи и социальной среды. Этим он помогает разрушить и на сегодняшний день бытующие мифы о биографии Есенина, например, одни из самых частых - об алкоголизме и малообразованности поэта. Важно сразу подчеркнуть: перед нами не пересказ чужого, а собственное, хотя и субъективное восприятие поэтом прошлого.
Таким образом, предмет нашего исследования - воспоминания Рюрика Ивнева о Сергее Есенине, входящие в состав мемуарного и художественного наследия писателя. Ивневым создано больше десятка разных по объему мемуарных статей о жизни и событиях, где принимают участие около сотни человек, имеющих отношение к отечественной культуре начала XX века. Образ Есенина представлен в воспоминаниях, в романе «Богема», в пьесе «Сергей Есенин», которая долгое время оставалась неизвестной читателю, а зрителю незнакомой до сих пор. В связи с этим возникла необходимость отдельно затронуть вопрос о жанровой специфике литературного портрета в структуре мемуарного жанра.
Многими учеными неоднократно высказывалась мысль о продуктивности определения жанровой идентификации литературного портрета на основании сравнительного анализа произведений - именно этот подход и избран нами. Помимо названных выше, в нашей работе используется анализ фрагментов мемуаров о поэте из книги «С.А. Есенин в воспоминаниях современников» под редакцией А.Козловского, книги А.Марченко «Есенин: путь и беспутье», и антологии "Жизнь Есенина" под редакцией С. Кошечкина, где с помощью рассказов людей, прямо и косвенно связанных с жизнью «деревенского поэта», поэтапно раскрывается личностно-творческое становление Сергея Александровича и выстраиваются жанровые модели, в которых функционирует литературный портрет.
Прежде чем перейти к основной части исследования, остановимся на основных этапах восприятия С. Есенина в критике и литературоведении. Ещё в 1920-е годы Н. Асеев, Ю. Тынянов, Д. Святополк-Мирский и многие другие задавались вопросом о причинах неотразимого воздействия его стихов на читателей. Лучше всего, пожалуй, ситуацию вхождения С. Есенина в большую литературу отражает первый печатный отклик на его стихи - статья одного из мэтров тогдашней критики З.Н. Гиппиус «Земля и камень», опубликованная в еженедельнике «Голос жизни» в 1915 году. Статья «мэтра» символизма включает и портрет поэта: «Перед нами худощавый девятнадцатилетний парень, желтоволосый и скромный, с веселыми глазами. Он приехал из Рязанской губернии в «Питер» недели две тому назад, прямо с вокзала отправился к Блоку... В Питере ему все были незнакомы, разве что раньше «стишки посылал». Теперь сам их привез, сколько было, и принялся раздавать «просящим», а просящих оказалось порядочно, потому что наши утонченно-утомленные литераторы знают, где раки зимуют, поняли, что новый рязанский поэт - действительно поэт, а у многих есть даже особенное влечение к стилю подлинной «земляной» поэзии <...> В стихах Есенина пленяет какая-то «сказанность» слов, слитность звука и значения, которая дает ощущение простоты... Тут мастерство как будто данное...».
В 50-70-е годы отечественными учеными в условиях начавшейся «оттепели» и новой идеологической ситуации была проделана большая работа по созданию научного фундамента современного есениноведения. В первых монографиях о Есенине, написанных Ю.Л. Прокушевым, П.Ф. Юшиным, Е.И. Наумовым, Л.Г. Юдкевичем, А.А. Волковым, С.П. Кошечкиным, в работах В.Г. Белоусова, В.В. Вдовина, П.С. Выходцева, Е.Л. Карпова и др. была воссоздана научная биография Есенина, разработана периодизация его творчества, систематизирован большой фактологический материал, нашли всестороннее обоснование выдвинутая Ю.Л. Прокушевым еще в конце 50-х гг. концепция Есенина как великого русского национального поэта и концепция П.Ф. Юшина об идейнотворческой эволюции Есенина.
В 1990-е, когда стали появляться новые материалы, касающиеся окружения С.Есенина, биографических сведений о нем и прочего, учёные (К. Азадовский, Т. Белоновская, С. Шумихин и другие) заговорили о возможном истинном и неистинном восприятии его образа и творчества в целом, о значимости в историко-культурном контексте самой фигуры поэта, о границах возможной интерпретации и определения его ценностного статуса в историческом сознании как народа, так и самих исследователей. В 1990 - 2010-е годы в Институте мировой литературы им. А.М. Горького, а также на родине поэта - в Рязани и Константинове проходили и проходят конференции, организованные по инициативе есенинской научной группы ИМЛИ им. Горького (под руководством Ю. Прокушева), которая подготовила академическое полное собрание сочинений поэта. Материалы есенинских форумов воплощены в таких научных собраниях, как «Новое о Есенине», «О Русь, взмахни крылами...», «Есенин академический», «Смерть Сергея Есенина», «Есенин в XXI веке», «Издания Есенина и о Есенине», «Столетие С. Есенина» и др.
Следует выделить целый ряд современных работ биографического характера, которые позволили наиболее полно представить личность поэта со всеми его психологическими проблемами (работы К. Азадовского, А. Марченко, Н. Солнцевой, Н. Сидориной, А. Панфилова, А. Лукьянова и др.). Во многом эти исследования были инициированы появлением за рубежом известной книги Г. Маквея «Жизнь Есенина».
Теоретическую базу нашей работы составляют научные работы, посвященные изучению мемуарной литературы и ее особенностям (В.С. Барахов, Е.Г. Бушканец, Л.Е. Бушканец, Н.Г. Георгиева и др.), а также работы, связанные с изучением становления литературного портрета как жанра (С.С. Минц, Ю.Н. Мажарина, М.И. Андроникова, М.Г. Уртминцева и др.). Среди работ исследователей отечественной «новой драмы» необходимо выделить работы В.Е. Хализева, О.В. Журчевой, Л.Г. Тютеловой, Б.С. Бугрова, Я.И. Явчуновского, Т.В. Ланиной, Н.Л. Лейдермана. В них рассматривается поэтика драмы XX века, тенденции ее развития, преемственность традиций, новаторство авторов пьес, анализируется новые жанровые образования. Труды ведущих филологов XX века (М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана и др.) составляют
теоретико-методологическую основу третьей главы нашего исследования.
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования его материалов в школьном преподавании русской литературы по углубленной программе (в гимназиях, лицеях, гуманитарных классах общеобразовательных школ) и при дальнейшем изучении такого сложного и малоизученного жанра, как литературный портрет.
Основные положения работы были ежегодно апробированы на Итоговых студенческих конференциях «День науки» и опубликованы в сборниках конференций

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Характерна реплика отца Сергея Есенина, записанная в воспоминаниях сестры поэта Е. А. Есениной: «...он не такой, как мы. Он Бог его знает кто». Сергей Александрович Есенин — поэт необычайной судьбы и неповторимого дара. Его творческий путь был коротким, стремительным, отмеченным резкими поворотами. Жизнь Есенина превращалась в творимую легенду; создаваемому образу подчинялось все. К примеру, поступками поэт «проигрывал» ключевые сюжеты и эпизоды своих произведений. Легенды о его похождениях, "хулиганстве", которые он сам старательно подпитывал, ложатся в основу мемуарных произведений о Есенине. Редкий поэт вызывал такие полярные оценки своих современников и одновременно был так популярен и любим своим народом. Образ Есенина в произведениях современников создается с установкой на авторское восприятие и интерпретацию. Этим объясняется большое количество противоречий, обнаруживающихся при сопоставлении литературных портретов поэта.
Основной целью, заявленной в нашей научной работе, являлось раскрытие специфики образа С.А. Есенина в мемуарной и художественной прозе Р. Ивнева. Анализируя образ выдающегося русского поэта Серебряного века Сергея Есенина в творчестве Р. Ивнева, сопоставляя с образами поэта в воспоминаниях современников, мы получили представление не только о его характере, привычках, взглядах, но и оценку занимаемой им позиции и роли в жизни автора. Каждый из литературных портретов имеет ценность, а каждая мелкая подробность имеет большое значение, так говорил сам Есенин. Проанализировав мемуары и художественную прозу Ивнева, мы пришли к выводу, что писатель ответственно отнесся к высказыванию друга и пытался не упустить из виду ни одной маленькой детали, хотя и смотрел с большой хронологической дистанции. Если в мемуарах и «Богеме» автор, основываясь на собственных впечатлениях, восстанавливает наиболее важные эпизоды из истории дружбы двух поэтов, то в пьесе «Сергей Есенин» делается попытка реконструировать жизнь Есенина в целом. Проанализировав ее в контексте тенденций развития новой драмы, мы делаем вывод, что пьеса представляет собой первое беллетризованное описание жизни в драматической форме, в которой автор попытался последовательно изложить события из жизни поэта, а также дать версию его душевного состояния. Создавая драму, Ивнев опирается как на собственные воспоминания, так и на воспоминания современников, которые проходят художественную переработку; многое в этой пьесе основано на рассказах самого С. Есенина, на том, как он преподносил друзьям события своей жизни.
В романе «Богема» Есенин не является ключевым героем, в центре произведения находится целая плеяда исторических лиц, большинство из которых — поэты и писатели, так как сам Ивнев был деятельной личностью эпохи литературных кафе. Автобиографический роман посвящён жизни художественной богемы в переломный момент в истории страны. Это время сотрудничества Ивнева с Луначарским, дружбы с Есениным и Мариенгофом и т.д. Есенин здесь выступает как классический богемный поэт.
Мы пришли к выводу, что роман Ивнева еще очень близок мемуарному жанру: «Богема» написана от первого лица, в прошедшем времени, пестрит подлинными датами, именами и фактами, однако в нем есть и некоторые черты художественной литературы, в частности желание показать внутреннюю жизнь, психологию героев. «Богема» - не простые мемуары, не свод биографий современников, а мемуарный роман, который дает автору некоторую свободу творческого вымысла и художественного обобщения, однако герой романа Сергей Есенин не отличается созданными в воображении автора чертами от реального своего прототипа, поскольку Ивнев рассказывает о своем близком друге.
Воспоминания Ивнева о Есенине всегда теплы, душевны, а ключ к взаимопониманию, по словам Ивнева, таков: «Мы оба видим Россию одними и теми же глазами». Среди своих многих друзей Ивнев выделяет Есенина особо, объясняя свое отношение к нему следующим: «Один ты связан с Россией, и за это люблю тебя особенно».
Таким образом, воспоминания Ивнева соответствуют специфике такого сложного, синтезирующего жанра и могут претендовать на достоверность, так как автор не преследует цели самому оказываться в выгодном свете в той или иной ситуации; он стремится к правде, рисуя образ поэта с разных ракурсов. Независимо от намерений автора, в том числе и в тех случаях, когда мемуарист стремится воспроизвести свою точку зрения такой, какой она была в прошлом, его литературные воспоминания во многом определяются не былым, а нынешним его мировоззрением, его сегодняшними, т.е. относящимися ко времени написания мемуаров, взглядами, заботами, проблемами. Это обуславливает несовпадения при описании одних и тех же событий и появление новых данных, точек зрения в более поздних изданиях воспоминаний. Запечатленный материал хранится в памяти не пассивно, а перерабатывается, детализируется, что мы и наблюдаем при анализе творчества Ивнева.
На основе анализа мемуаров, романа «Богема», пьесы «Сергей Есенин» Р. Ивнева мы выявили характерную для мемуаров «промежуточность жанра» - особую поэтику, сочетающую документальность и художественность, стремление к правдивому изображению событий и вместе с тем неизбежная субъективность, своеобразие художественного времени и образа автора.
В работе была предпринята попытка научного изучения комплекса воспоминаний о поэте. Такой подход предполагает рассмотрение мемуаров не только как источника документальных сведений о Есенине, что преимущественно делалось до сих пор, а как полноценного художественного текста. По итогам проведенного исследования можно с уверенностью говорить о том, что мемуарные произведения Ивнева занимают одно из центральных мест в контексте изучения личности и творчества С. Есенина.
Результаты нашего исследования демонстрируют, насколько яркой и противоречивой личностью был С.А. Есенин, и как многогранен тот литературный портрет поэта, который мы наблюдаем в современном есениноведении. Это наводит нас на мысль о том, что подобная “обширность” дает ученым-литературоведам богатую пищу для продолжения исследований, а данная научная работа, на наш взгляд, может оказаться полезной в дальнейшем изучении жизни и творчества такой незаурядной личности, как С.А. Есенин.



1. Есенина А. Родное и близкое: воспоминания / А. Есенина. - М.: Советская Россия, 1968. - 88 с.
2. Есенина Е.А. В Константиновe (с сокращениями) // Сергей Есенин в стихах и в жизни / сост. Н.И. Шубникова-Гусева. - М.: Республика, 1995. - С. 9-28.
3. Есенин С.А. Дама с лорнетом (Вроде письма. На общеизвестное) / С.А. Есенин // Новый мир. - М., 1957. - № 5. - С. 273-274.
4. Есенин. Жизнь. Личность. Творчество: сб. материалов литературнохудожественной секции Центрального дома работников просвещения / под ред. Е.Ф. Никитиной. - М.: Работник просвещения, 1926. - 288 с.
5. Есенин С.А. Избранное / С. А. Есенин; сост., предисл. и примеч. Ю. Л. Прокушева. - М.: Просвещение, 1986. - 255 с.
6. Есенин С.А. Избранные сочинения / С.А. Есенин. - М.: Художественная литература, 1983. - 432 с.
7. Есенин С.А. Исповедь хулигана / С.А. Есенин. — М.: Имажинисты, 1921. - 190 с.
8. Есенин С.А. Стихотворения. Поэмы. Статьи / С.А. Есенин - М.: Олимп, 1998. - 537 с.
9. Есенин С.А. Эпистолярное наследие С.А. Есенина / С.А. Есенин. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 184 с.
10. Жизнь Есенина: рассказывают современники / сост., вступ. ст. и прим. С. П. Кошечкина. - М.: Правда. - 1988. - 608 с.
11. Захаров А.Н. Прекрасна Земля и на ней человек (К 90-летию со дня рождения С.А.Есенина) / А.Н. Захаров // Библиотекарь. - М., 1985. - № 9. - С. 57-60.
12. Зинин С.И. По следам трагедии: из истории литературной полемики 1926 года вокруг первой пьесы о Сергее Есенине / С.И. Зинин //
Современное есениноведение. - 2009. - № 11. - С. 42-52.
13. Ивнев Р. Богема / Р. Ивнев. - М.: Варгиус, 2005. - 512 с.
14. Ивнев Р. Избранное / Р. Ивнев / сост., вступ. ст. Н. Леонтьева. - М.: Правда, 1988. - 576 с.
15. Ивнев Р. Избранные стихотворения / Р. Ивнев. - М.: Художественная литература, 1974. - 396 с.
16. Ивнев Р. Несчастный Ангел: Роман, пьеса, рассказы / Р. Ивнев. - СПб.: Лимбус Пресс, 2014. - 492 с.
17. Ивнев Р. Серебряный век: невыдуманные истории / Р. Ивнев. - М.: Эксмо, 2017. - 320 с.
18. Ивнев Р. Жар прожитых лет: воспоминания, дневники, письма / Р. Ивнев. - СПб.: Искусство, 2007. - 572 с.
19. Ирвинг Д. Чужие сны и другие истории / Д. Ирвинг; пер. с англ. И. Иванова. - М: Эксмо, 2012.
20. Лекманов О. Сергей Есенин: биография / О. Лекманов, М. Свердлов. — М.: АСТ: COPUS, 2015. — 608 с.
21. Леонидов О. Книга для пародии / О. Леонидов // Свободный час. - М., 1919. - № 8. - С. 7.
22. Львов-Рогачевский В. Новейшая русская литература / В. Львов - Рогачевский. — Л.: Изд-во Л.Д. Френкель, 1924. - 392 с.
23. Маквей Г. Друг Есенина Рюрик Ивнев: биографические материалы и иконография / Г. Маквей // Современное есениноведение. - 2011. - № 17. - С. 14-51.
24. Маквей Г. Русские писатели о Есенине / Г. Маквей // Памятники культуры: новые открытия. - М.: Наука, 2003. - С. 131.
25. Мариенгоф А. Роман без вранья. Мой век, мои друзья и подруги / А. Мариенгоф. - СПб.: Астрель, 2013. - 448 с.
26. Марченко А. Есенин. Путь и беспутье / А. Марченко. - М.: Астрель, 2012 г. - 606 с.
27. Панфилов А. Есенин без тайн / А. Панфилов. - М.: Центрполиграф, 2005. - 414 с.
28. С.А. Есенин в воспоминаниях современников: в 2 т. / вступ. ст., сост. и коммент. А. Козловского. - М.: Художественная литература, 1986. - Т.1. - 511 с.
29. С.А. Есенин. Материалы к биографии / сост: Н.И. Гусева, С.И. Субботин, С.В. Шумихин. - М.: Историческое наследие, 1992. - 448 с.
30. Сергей Александрович Есенин. Воспоминания / под ред. И.В. Евдокимова. - М.: Госиздат, 1926 г. - 216 с.
31. Терехина В.Н Русский футуризм: Стихи. Статьи. Воспоминания / В.Н. Терехина, А.П. Зименков. - СПб.: Полиграф, 2009. - 832 с.
32. Ходасевич В.Ф. Некрополь. Воспоминания / В.Ф. Ходасевич. - М.: Советский писатель, 1991. - 192 с.
33. Цветаева А. Воспоминания / А. Цветаева. - М.: Астрель, 2012.
34.Чуковский К. Собрание сочинений: в 6 т. / Чуковский К. - М., 1969. - Т.6. - С. 202-239
35. Шаламов В.Т. Собрание сочинений: в 4 т. / В.Т. Шаламов. М.: Художественная литература, 1998. - Т.1. - 620 с.
36. Шкловский В.Б. Современники и синхронисты / В.Б. Шкловский // Русский современник. - 1924. - № 3. - С. 232-237.
Научно-теоретическая и научно-критическая литература
35. Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра / С.С. Аверинцев // Историческая поэтика. - M., 1986.
36. Александров Н. Я леплю из пластилина. Заметки о современном рассказе / Н. Александров. - СПб.: Азбука, 1995.
37. Андроникова М.И. От прототипа к образу: к проблеме портрета в литературе и в кино / М.И. Андроникова. - М.: Наука, 1974. - 199 с.
38. Барахов В.С. Искусство литературного портрета / В.С. Барахов; ред.
Е.С. Кочетова. - М.: Наука, 1976. - 184 с.
39. Барахов В.С. Литературный портрет. Истоки, поэтика, жанр: дисс. ... докт. филол. наук / В.С. Барахов. - Л.: Наука, 1985.
40. Барахов В.С. Литературный портрет начала ХХ века (Вопросы типологии и поэтики) / В.С. Барахов // Русская литература. — Л., 1979. - № 1.
41. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1975. - С. 456.
42. Бахтин М.М. Эпос и роман / М.М. Бахтин. - СПб.: Азбука, 2000. - С. 304.
43. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя / В.Г. Белинский // Н. В. Гоголь в воспоминаниях современников / ред., предисл. и коммент. С. И. Машинского. — М.: Художественная литература, 1952. - С. 340-348.
44. Белинский В.Г. Собрание сочинений: в 3 т. / В.Г. Белинский; под ред. Ф. М. Головенченко. - М., 1948. - Т. 3. - 925 с.
45. Бельчиков Н. Мемуарная литература / Н. Бельчиков // Литературная энциклопедия. - М., 1934. - Т.7. - С. 130-133.
46. Бушканец Е.Г. О классификации мемуарных источников / Е.Г. Бушканец // Русская литература и освободительное движение. - Казань, 1972. - С. 78-85.
47. Бушканец Л.Е. Проблема достоверности литературных мемуаров и современные концепции нейрофизиологии памяти / Л.Е. Бушканец // Ученые записки казанского университета. - 2015. - № 2. - С. 19-26.
48. Ведищева Ю.В. О современном состоянии теории жанра литературного портрета / Ю.В. Ведищева // Вестник Тамбовского университета. - 2011. - №10. - С. 17-35.
49. Вульфсон Г.Н. Методика работы с текстами личного происхождения / Г.Н. Вульфсон // Сотворение истории. - Казань: Мастер-Лайн, 2001. - С.
50. Галанов Б. Искусство портрета / Б. Галанов. - М.: Советский писатель, 1967. - 207 с.
51. Гелис С. Как надо писать воспоминания: методологический очерк / С. Гелис // Пролетарская революция. - 1925. - №7. - С. 203-206.
52. Георгиева Н.Г. Мемуары как феномен культуры и исторический источник / Н.Г. Георгиева // Вестник Российского университета дружбы народов. - М., 2012. - № 1. - С. 126-137.
53. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе / Л.Я. Гинзбург. - Л.: Советский писатель, 1971. - 413 с.
54. Егоров Б.Ф. О мастерстве литературной критики: жанры, композиция, стиль / Б.Ф. Егоров. - Л.: Советский писатель, 1980. - 318 с.
55. Жанры русской литературной критики 70-80-х годов XIX в. / В.Н.Коновалов, Л.Я.Воронова и др. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1991. - 163 с.
56. Жинкин Н.И. Портретные формы / Н.И. Жинкин // Искусство портрета: сб. статей / под ред. А. Г. Габричевского. - М.: ГАХН, 1928.
57. Журчева О.В. Жанровые и стилевые тенденции в драматургии XX века: учеб. пособие / О.В. Журчева. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. - 184 с.
58. Истратова С.П. Литература - глазами писателя / С.П. Истратова. - М.: Знание, 1990. - 63 с.
59. Крылов В.Н. Русская символистская критика: генезис, традиции, жанры / В.Н. Крылов. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2005. - 268 с.
60. Кудряшова А. Жанр литературной биографии / А. Кудряшова // Вопросы литературы. -1972. - № 9. - С. 187-194.
61. Мажарина Ю.Н. Мемуары как вид публицистического творчества / Ю.Н. Мажарина // Вестник Воронежского государственного университета. - Воронеж, 2011. - № 2. - С. 199-206.
62. Минц С.С. Об особенностях эволюции источников мемуарного
характера (К постановке проблемы) / С.С. Минц // История СССР. - М., 1979. - № 6. - С. 55 - 70.
63. Михайлова М.В. Литературная критика: эволюция жанровых форм / М.В. Михайлова // Поэтика русской литературы конца XIX - начала XX века. Динамика жанра. Общие проблемы. Проза. - М.: ИМЛИ РАН,
2009. - С. 620-704.
64.Овсянико-Куликовский Д.Н. Из лекций об основах художественного творчества / Д.Н. Овсянико-Куликовский // Вопросы теории и психологии творчества. - Харьков, 1907. - Т. 1. - С. 25-30.
65. Пахсарьян Н.Т. Специфика художественного пространства в романах Кребийона / Н.Т. Пахсарьян // Studia Litterarum. - М, 2017. - Т.2. - №1. - С. 76-89.
66. Попова А.В. Жанр литературного портрета в творчестве Андре Моруа: дисс. ... канд. филол. наук / А.В. Попова. - М., 2006. - 220 с.
67. Сидоров A.A. Портрет как проблема социологии искусств (Опыт проблемологического анализа) / А.А. Сидоров. - М.: Искусство, 1927. - 331 с.
68. Смирнов И.П. Олитературенное время. (Гипо)теория литературных жанров / И.П. Смирнов. - СПб.: Изд-во РХГА, 2008. - 264 с.
69. Султанова А.Н. Социокультурный феномен богемы: автореф. дис. ... канд. филос. наук / А.Н. Султанова. - Махачкала, 2012. - 26 с.
70. Тагер Е.Б. Жанр литературного портрета в творчестве Горького / Е.Б. Тагер // О художественном мастерстве Горького. - М.: АН СССР, 1960. - 418 с.
71. Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика XVIII - первой половины XIX
в. / А.Г. Тартаковский. - М.: Наука, 1991. - 286 с.
72. Трыков В.П. Французский литературный портрет XIX века: дисс. ... докт. филол. наук / В.П. Трыков. - М., 1999. - 360 с.
73. Тютелова Л. Г. Теория романа М.М. Бахтина и проблема романизации
драмы / Л.Г. Тютелова // Вестник Самарского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 121-126.
74. Уртминцева М.Г. Жанр литературного портрета в русской литературе второй половины XIX века: генезис, поэтика, типология: дисс. ... докт. филол. наук / М.Г. Уртминцева. - Н. Новгород, 2005. - 232 с.
75. Хализев В.Е. Драма как явление искусства / В.Е. Хализев. - М.: Искусство, 1978. - 240 с.
76. Хализев В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 1999. - 400 с.
77. Штейникова Н. В. Жанр литературного портрета в творчестве В. Ходасевича: дис. ... канд. филол. наук / Н.В. Штейникова. - Астрахань, 2006.
78. Шубникова-Гусева Н.И. Летопись жизни и творчества С.А.Есенина: предварительные итоги / Н. И. Шубникова-Гусева // Вестник РГНФ. -
2013. - № 3 (72). - С. 118-133 с.
79. Щепилова Л.В. Введение в литературоведение: к изучению дисциплины / Л. В. Щепилова. - М.: Учпедгиз, 1956. - 318 с.
Справочная и учебная литература
80. Богданов В.А. Роман / В.А. Богданов // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. - М., 1962-1978. - Т.6. - 587 с.
81. Данилевский И.Н. Источниковедение: теория, история, метод: учеб. пособие / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов и др. - М., 1998. - 702 с.
82. Душенко К.В. Большая книга афоризмов / К.В. Душенко. - М.: Эксмо,
2010. - 1056 с.
83. Литературный энциклопедический словарь / под ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.
84. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.
85. Русская литература: большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / под ред. Т.Д. Дажина. - М.: Дрофа, 1999. - 1296 с.
86. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д. Н. Ушаков. - М.: Аделант, 2013. - 800 с.
Интернет-ресурсы
87. Демидов В. Попавший в жернова партийной сколки / В. Демидов. -
URL: http://www.andersval.nl/publikatsii/publitsistika/6247-v-zhernovakh-
partijnoj-skloki-o-s-esenine (дата обращения: 25.05.2019)
88. Ивнев Р Новые тетради дневников / Р Ивнев. - URL:
http://magazines.russ.rU/kreschatik/2009/2/iv19.html (дата обращения:
21.11.2018)
89. Крылов В.Н. Проблемы прагматики и поэтики жанра литературнокритической рецензии / В.Н. Крылов // МЕДИАСКОП. - 2014. - №4. - URL: http://www.mediascope.ru/node/1595. (дата обращения: 08.03.2019)
90. Лагина А. Кровью, сердцем и умом / А. Лагина. - URL:
https://books.google.ru/books?id=DyVxDwAAQBAJ&pg=PT418&lpg=PT4 18&dq (дата обращения: 08.05.2019)
91. Летопись жизни и творчества С. А. Есенина: 1919. - URL: http://feb- web.ru/feb/esenin/el-abc/el2/el2-199 (дата обращения: 10.06.2019)
92. Мамардашвили М. Процессы анализа и синтеза. Вопросы философии. - URL: http://mamardashvili.ru/ (дата обращения: 14.09.2018 г.)
93.Одоевцева И.В. Встреча с Сергеем Есениным / И.В. Одоевцева // Новое русское слово. - Нью-Йорк, 1971. - № 22272. - URL: https://esenin.ru/o- esenine/vospominaniia/odoevtceva-i-vsego-odna-lish-vstrecha (дата обращения: 20.05.2019)
94. Новая драма. - URL: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/literatura-19-20- veka-tolmachev/novaya-drama.htm (дата обращения: 04.02.2019)
95. Полонский В.В. Мемуарная литература // Культура и Образование /
Онлайн энциклопедия. - URL:
http://encyclopaedia.biga.ru/culture/MEMUARNAYALITERATURA.html (дата обращения: 04.04.2019)
96. Пушкин А.С. О народной драме и драме "Марфа посадница" М.П. Погодина. - URL: http://www.rl-critic.ru/texts/pushkin/marpha.html (дата обращения: 10.06.2019 г.)
97.Эйгес Е. Воспоминания о Есенине / Е. Эйгес // Новый мир. - URL:
http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6 1995 9/Content/Publication6 5759 /Default.aspx (дата обращения: 15.04.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ