Введение 3
1. Теоретические вопросы исследования управления жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне 5
1.1. Жилищно-коммунальное хозяйство как важнейшая сфера
социально-экономической системы 5
1.2. Понятие и модели управления жилищно-коммунальным
хозяйством 13
1.3. Методы оценки управления жилищно-коммунальным
хозяйством 18
2. Практические аспекты управления жилищно-коммунальным хозяйством 34
2.1. Сравнительный анализ основных показателей развития жилищно - коммунального хозяйства в г. Казань, г. Набережные Челны и г. Нижнекамск 34
2.2. Оценка управления жилищно-коммунальным хозяйством 44
3. Пути совершенствования управления жилищно-коммунальным хозяйством 50
3.1. Повышение качества жилищно-коммунальных услуг 50
3.2. Совершенствование тарифной системы жилищно-коммунального
хозяйства 55
3.3. Разработка стратегии развития жилищно-коммунального
хозяйства 61
4. Заключение 67
5. Список использованной литературы 71
6. Приложение
Уже на протяжении многих десятилетий проблема взаимоотношений ЖКХ и населения, самой работы ЖКХ является ключевой в нашей стране. Тем самым, мы можем говорить о том, что выбранная нами тема является актуальной в наше время. Износ коммунальной инфраструктуры - высокий, коммунальные платежи - завышены и непрозрачны, уровень сервиса - на низком уровне.
Жилищно-коммунальное хозяйство - это важнейший элемент как социальной, так и экономической сферы народного хозяйства, сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс. ЖКХ является важнейшей сферой социально-экономической структуры общества и в то же время одним из самых больших секторов экономики Российской Федерации. Однако отношение к отрасли носило всегда потребительский характер, и ее финансирование осуществлялось по остаточному принципу.
Организации коммунального хозяйства, удовлетворяя каждодневные потребности населения, косвенно влияют на эффективность функционирования всего народнохозяйственного комплекса. Однако коммунальное хозяйство, в прошлом отнесенное к непроизводственной сфере экономики, не инвестировалось в приоритетном порядке.
Ежегодно за счет роста объемов жилищного строительства возрастает нагрузка на коммунальную инфраструктуру, при этом растут требования потребителей к качеству коммунальных услуг - бесперебойности подачи ресурсов, скорости устранения аварий, соответствию ресурсов требованиям качества.
Выявленные и подтверждаемые проблемы требуют принятия на всех уровнях власти конкретных решений, которые бы позволяли качественно и радикально изменить правила работы отрасли ЖКХ, повернуть ее лицом к потребителю и заставить слышать и учитывать его потребности. Таким образом, все вышеперечисленные неудобства и так называемые проблемы дают толчок для развития в данной отрасли.
Опыт стран с цивилизованными рыночными отношениями показывает: устойчивое функционирование ЖКХ зависит от влияния государства и общества на деятельность ресурсных монополистов, равно как от эффективности государственных программ жилищного и городского развития и полноценности конкурентной среды. В этих странах государство устанавливает долгосрочные «правила игры» для бизнеса так, чтобы сформировалась корпоративная заинтересованность общества, всех уровней власти и бизнеса в социально-экономическом развитии ЖКХ.
В нашей работе мы раскроем само понятие ЖКХ, рассмотрим ЖКХ как часть экономической и социальной сферы общества, раскроем актуальность проблем, выявим, на каком уровне развития и решения существующих проблем находится сфера деятельности в данный период и покажем, с помощью каких инструментов мы сможем добиться развития данной сферы деятельности в муниципальных образованиях Татарстана.
Объектом данной дипломной работы выступают жилищнокоммунальное хозяйство муниципального образования г. Казани, г. Набережные Челны и г. Нижнекамск.
Предметом работы является система управления ЖКХ на муниципальном уровне на примере г. Казани, г. Набережных Челнов и г. Нижнекамска.
Целью исследования служит разработка рекомендаций по совершенствованию работы ЖКХ на муниципальном уровне.
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) считается одной из основных сфер экономики и предполагает собою многоотраслевое производство с совокупностью социально-экономических взаимоотношений согласно жизнеобеспечению жителей и осуществлении нужд производственных сфер и области услуг.
Под жилищно-коммунальным хозяйством подразумевают комплекс сфер экономики, которые гарантируют службу технической инфраструктуры строений населённых пунктов.
На протяжении истории основную значимость управления концепцией ЖКХ сыграли страны в лице местных муниципалитетов. Городские власти стали без помощи других создавать концепцию управления предприятиями ЖКХ, то что повергло к следующей ситуации. Сориентировались сложности в концепции результативной концепции управления по причине устарелых систем инфраструктуры по причине высокой степени износа ключевых фондов ЖКХ. Согласно 60 % ключевых фондов отслужен полезный срок службы, по причине данного определены размеры утраты воды в объеме 27 %, термической энергии в электроотопление — почти 15 %, в сетях горячего водоснабжения — 10 %. Потребление энергетических ресурсов организациями ЖКХ в Российской федерации в среднем в 25-30 % выше, нежели европейскими предприятиями.
В нынешней Российской федерации органы городской власти ещё не сумели создать механизмы результативного взаимодействия с общественностью согласно проблемам жилищно-коммунального хозяйства, а население не до конца осознает свои права и прямые обязанности в концепции ЖКХ. Из-за этого многочисленные инциденты повторяются из года в год в течении продолжительных лет. Деятельность по уничтожению факторов, препятствующих формированию партнерских взаимоотношений в области ЖКХ, или не ведется, или вынашивает местный и кратковременный вид.
В последнее время ресурсы общественной информации извещают социум о значительных недочетах в работе ЖКХ: нехватке в домах тепла, электричества, чистой воды, случаях утечки и взрывов газа, плохой работе аварийных отраслей и др. В собственную очередь, власти городов и населенный пункт, частные распоряжающиеся компании ссылаются в качестве оправдания на хроническое недофинансирование, ветхость материальной основы, коммуникаций, негодность обслуживающей техники, невысокую плату работы сотрудников ЖКХ и т. д. И, то что наиболее неприятное, наличие данных трудностей содействует формированию «теневого» сектора экономики и коррупции.
На данный период отрасль ЖКХ в Российской федерации обусловливается переломным состоянием, имеется значимость постановления трудностей согласно реформированию и модернизации этой сферы на муниципальном уровне. В этом случае значимыми считаются миссии как исключительно хозяйственные, таким образом и социальные ввиду множественных конфликтных обстановок между предприятиями общественной области, распоряжающимися фирмами и покупателями услуг. Ключевыми проблемами считаются: высокая стоимость общественных услуг, их низкое качество, недостаток обратной взаимосвязи с управляющими фирмами, а кроме того высокая задолженность жителей пред предприятиями ЖКХ.
Вследствие, длительного периода данные недочеты системы пребывают в центре социального интереса, их предотвращение считается первенствующими способами формирования экономической и социальной политики государства. Следует выделить, отрицательную обстановку согласно формированию этой области на муниципальном уровне по причине трудности контролирования преобразований. Невзирая на принимаемые действия, итоги крайне умеренны, а обстановка в ЖКХ в целом усугубляется.
По этой причине область ЖКХ на муниципальном уровне имеет необходимость в неотъемлемом реформировании. Проблемам преображения области ЖКХ уделяется огромное интерес, результаты деятельность в этой сферы обязаны являться один с ключевых критериев успешной деятельности областных установок, и в исполнительной власти с учетом как точечных решений, таким образом, и долговременных системных заключений, какие были бы нацелены на приобретение народами высококачественных общественных услуг согласно приемлемым и понятным ценам.
Отсюда возможно сделать заключение, то что область ЖКХ имеет необходимость в новейшем, инноваторском раскладе к заключению установленных проблем. К огорчению, на региональном и муниципальном уровне в данной части федеральное право чаще всего никак не используется.
Решением проблемы формирования эффективного механизма экономического взаимодействия субъектов ЖКХ является консолидация усилий всех компонентов данной сферы: малого бизнеса, управляющих компаний, муниципальных органов власти. Формирование самостоятельности кластерного взаимодействия государственных учреждений и предприятий частного сектора в сфере ЖКХ муниципальных образований обеспечит создание эффективной экономической платформы для развития бизнес-структур, обладающих возможностью внедрения наукоемких технологий в этой сфере народного хозяйства. Кластерный подход в данной сфере позволит увеличить инвестиции в основной капитал предприятий и организаций, входящих в жилищно-коммунальную сферу; повысить инвестиционный рейтинг отдельных предприятий частного сектора, входящих в подобное объединение; будет способствовать дополнительной занятости в малых и средних предприятиях кластера трудоспособного населения городов; увеличит добавленную стоимость создаваемой в данном бизнесе продукции.
Таким образом, выход из проблемы инновационного управления инфраструктурами ЖКХ на городском уровне остается открытым, в частности как в решение трудности, к примеру, с поддержкой индивидуальных вложений задействованы четыре стороны — это государство, муниципалитет, инвестор и жители-потребители. Для того чтобы концепция основы функционировала в абсолютную мощь необходимо достигнуть некоего компромисса, присутствием коем в главную очередность станут соблюдены общественные полномочия и круг интересов людей, в другую очередность круг интересов инвестора, но проблема о наличии подобного компромисса до тех пор пока остается не закрытым.
1. Жилищный Кодекс Российской Федерации N 188-ФЗ от 29 декабря 2004 года.
2. Государственный Стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 516172000 Жилищно-Коммунальные Услуги общие технические условия (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 22.07.2003 N 248- ст).
4. ГОСТ РФ 51929-2002 Жилищно-Коммунальные Услуги. Термины и определения.
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
6. О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы. Постановление Правительства РФ №675 от 17.09.2001 г.
7. Об утверждении методических рекомендаций по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда. Приказ Г осстроя РФ N 303 от 28.12.2000 г.
I. Научно и учебная литература
8. Аболин А. А. Основные направления реформирования ЖКХ муниципальных образований // ЖКХ. 2005. № 2. Ч. 1.
9. Алимурзаев Г. Н. Местное самоуправление: к концептульному обоснованию главных задач в сфере экономики // Российский экономический журнал. 1999. № 3.
10. Арьков С. В. Проблемы управления жилым хозяйством; факторы, влияющие на эффективность управления жилищным фондом и методические подходы к его управлению // Экономика строительства. - 2016 г.
11. Алмаева Л.Х., Есиева И. В. Управление жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 56-57. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/265/14031/ (дата обращения: 18.06.2019).
12. Белоусова Н., Васильева Е., Лившиц В. О государственном реформировании естественных монополий в экономике России // Общество и экономика. 2002. М.: С. 29.
13. Баженов С.И. Концептуальные подходы к формированию жилищносоциального кластера региона. Автореферат дисс. на соискание уч. ст. докт. экон. наук. Челябинск, 2012, 40 с.
14.Зиннурова Г.Р., Орешников В.В. Методические аспекты оценки развития сферы муниципальных услуг // Фундаментальные исследования. 2015. № 12 (ч. 6). С. 1219-1223.
15. Криворотова В.В. Конкурентоспособность социальноэкономических систем: вызовы нового времени. Под ред. академика ФРАН А.И. Татаркина и д.э.н. Мин. образования и науки РФ, УрФУ, институт экономики УрО РАН, Москва «Экономика», 2014. 446 с.
16. Козырев М. С. Особенности жилищно-коммунального хозяйства как объекта муниципального управления / М. С. Козырев, Т. С. Мелентьева // Материалы Ивановских чтений. — 2017. — № 1-2 (11). — С. 200-206.
17. Колычева Ж.Я. Взаимодействие государственных и предпринимательских структур в сфере ЖКХ муниципальных образований / Ж. Я. Колычева, Н. С. Григорьева // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2018. — № 2 (93). — С. 37-41.
18. Ланцов В.МС. Грозное будущее России: власть, собственность, олигархия, гражданство, государственность, демократия / Монография. Казань: ЗАО «новое знание». 2005. 95 с.
19. Немцов Б. О работе органов местного самоуправления по реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства // Муниципалитет. 1998. № 6.
20. Портер М.Э. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Вильямс, 2003, 296 с.
21. Романова А. Формирование доступной среды жилищного фонда / А. Романова, Д. Буркеев. — М.: Инфра-М, 2015. — 158 с.
22. Ряховская А.Н., Таги - заде Ф.Г. Рыночные методы управления жилищно-коммунальным хозяйством (вопросы антикризисного управления). М.:ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2004.
23. Леонова Л.Б., Платонов А.М. Теоретические основы формирования кластера в отрасли ЖКХ и возможные предпосылки для его создания в Уральском регионе. Вестник УрФУ. Серия Экономика. №2 2013. С. 37-46.
24. Непринцева Е. В., Шубин С. А. Реформа тарифного регулирования: разработка единого закона // Экономическая наука и практика: материалы V Междунар. науч. конф., г. Чита. - 2017 г.
25. Нещадин А.А., Фаттахов Р.В. Приоритеты государственной политики в сфере регионального развития Российской Федерации // Общество и экономика. 2013. № 1-2. С. 108-123.
26. Руткаускас Т.К. Формирование и развитие рыночных отношений в
жилищно-коммунальном хозяйстве: теория, методология и практика.
Екатеринбург: Издательство ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2006. 419 с.
27. Ряховская А.Н., Фаттахов Р.В., Низамутдинов М.М.. Подходы к оценке эффективности деятельности ЖКХ регионов на основе комплексной системы показателей. // - 2009 г.
28. Строев П.В. Трансформации пространственной структуры России // Вестник Института экономики Российской Академии Наук. 2014. № 4. С. 6170.
29. Савельев И. А. К вопросу об институциализации управления в сфере ЖКХ / И. А. Савельев // Современное общество и власть. — 2017. — № 1 (11). — С. 25-27.
30. Федоровых Е.Р., Мазница Е.М. Методические подходы к проблеме реконструкции и восстановления основных фондов ЖКХ. // Фундаментальные исследования. - 2017 г. - № 4 (часть 1) - С. 214-219.
31. Фаттахов Р.В., Низамутдинов М.М. Эффективность управления сферой ЖКХ в регионах: анализ ситуации и подходы к оценке // Сборник трудов XXIII Всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий». М.: ЦЭМИ РАН, 2014. С. 123-127.
32. Фаттахов Р.В., Низамутдинов М.М. Проблемы и подходы к оценке эффективности и деятельности ЖКХ регионов на основе комплексной системы показателей // Экономика. Налоги. Право. 2010. № 5. С. 28-35.
33. Чернышов, Л.Н. Управление жилищно-коммунальным хозяйством России. Монография / Л.Н. Чернышов. М.: АСВ. - 2003.-280 с.
34.Эскиндарова М.А., Сильвестрова С.Н. Российская экономика в 2010-2012 годах: тенденции, анализ, прогноз: аналитический доклад / под науч. рук..: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Институт финансово-экономических исследований, Фонд содействия внедрению научных разработок СОНАР, 2012. 114 с.
II. Интернет - ресурсы
35. Стратегия развития ЖКХ до 2020 года. Электронный ресурс. URL: http://www.minstroyrf.ru/press/opublikovana-strategiya-razvitiya-zhkkh-do-2020- goda/.
36. Департамент ЖКХ. Электронный ресурс. http: //dgkh. mo s. ru/intemational-experience-of-housing
III. Статьи и журналы
37. Эффективность бюджетных расходов на региональном уровне / под ред. А.М. Лаврова. М.: Весь Мир, 2003. 76 с.
38. Ланцов В.М., Зиятдинов К.М. и др. Сущность государственной муниципальной власти, собственности и ЖКХ. Казань: ЗАО «Новое знание», 2006. 60 с.
39. Об эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам 2011 года: доклад. М.: Минрегионразвития России, 2012.
40. Эффективность деятельности региональных органов власти в сфере ЖКХ: инструментарий анализа и оценки: монография / под ред. Р.В. Фаттахова. М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2012. 147 с.